Введение
Я всегда любовалась бабочками летом. Они похожи на летающие цветы. Однажды летом мы с мамой поехали в Московский дом живых бабочек на ВДНХ. Это музей был похож на тропический лес, наполненный живыми прекрасными бабочками. В оранжерее находятся бабочки их стран Юго-Восточной Азии, Африки, Южной Америки. У некоторых бабочек размах крыльев достигает 25–30 см, они свободно летают и даже садятся на посетителей. Больше всего меня заинтересовал инкубатор, где выводятся бабочки. Мне повезло, и я понаблюдала за уникальным явлением природы — превращением куколки в бабочку. А еще мне удалось покормить их апельсинами прямо на своей руке. Это было прекрасно!
Помимо живого сада в музее так же представлена уникальная коллекция бабочек, жуков и других насекомых из различных уголков мира, которая собиралась профессиональным энтомологом десятки лет. Я и представить себе не могла, что в мире такое огромное разнообразие этих прекрасных созданий! Эта галерея не имеет аналогов в России, и имеет особую ценность в мире. Все экспонаты собраны в специальные рамки и распределены по видам, подвидам, местам обитания.
После посещение музея мама подарила мне несколько книг о насекомых. Среди которых есть «Письма насекомых», «В мире жуков», «Бабочка не спешит» и «Красная книга России». Прочитав эти книги, я узнала много нового и интересного о жизни бабочек, и мне очень захотелось сделать макет «Рождение чуда!».
Я делилась своими открытиями с одноклассников, а потом для лучшего представления того, что я рассказываю, решила сделать макет пути превращения бабочки.
Цель моей исследовательской работы – создать макет, показывающий путь превращения гусеницы в бабочки и привлечь своих ровесников-одноклассников к изучению бабочек.
Задачи работы:
- изучить информацию о строение бабочек их местообитания;
- изучить процесс трансформации и перерождения бабочки;
- выполнить макет превращения бабочки;
- рассказать и показать моим одноклассникам на уроке о превращении бабочки.
Объект исследование: бабочка.
Моя гипотеза: наглядный объект всегда лучше подходит для изучения и открытия нового знания.
Методы исследования:
- работа с энциклопедиями и справочниками;
- наблюдение за бабочками в музее;
- выполнение макета;
- проведение в классе беседы и демонстрации макета.
Основная часть
2.1. Как устроена бабочка.
Чешуекрылые, или бабочки (Lepidotera) – настолько привлекательные создания, что даже люди, недолюбливающие насекомых, относятся к ним благосклонно. О бабочках написано немало, но каждый год удается узнать что-то новое из их жизни или описать новые виды.
Бабочки (чешуекрылые) один из крупнейших отрядов насекомых. Бабочек можно встретить по всему свету, но самое большое разнообразие бабочек в тропиках.
Размер бабочек колеблется от очень маленьких (около 3 мм) до очень больших (300 мм, в южной Америке).
Бабочек известно около 200 000 видов, все они характеризуются наличием особых уплощенных волосков на крыльях – чешуек. Нередко дети думают, что бабочки покрыты пыльцой цветов, и если ее стереть, то потом легко насыпать сверху новой, например, с тычинок лилий. Однако эта «пыльца» – чешуйки. Если их стереть и при этом потрепать крылья, хрупкие насекомые не смогут летать и долго не проживут.
Рот у бабочки в виде хоботка. В покое он свернут. Глаза сложные (фасеточные), над ними часто расположены 2 простых глазка. Наличие органов слуха установлено у ночных бабочек. Органы обоняния – усики (антенны) разнообразной формы (от щетиновидных до перистых). Имеются 2 пары крыльев различной формы. В покое они складываются над телом плоско, одно над другим. Окраска бабочек разнообразна и определяется пигментом или преломлением световых лучей в бесцветных чешуйках. Расцветка многих видов бабочек маскирующая или яркая, предупреждающая (у ядовитых форм), широко распространена мимикрия – подражание несъедобным для хищников предметам.
Взрослые бабочки ведут дневной, сумеречный или ночной образ жизни.
Гусеницы бабочек питаются в основном листьями или другими частями растений. Некоторые виды гусениц хищники, они могут питаться различными видами мелких насекомых. Взрослые бабочки питаются нектаром цветов, соком плодов и растений. Но есть бабочки, которые питаются на мокрой почве или на крупных животных. Многие бабочки опылители растений. Некоторые бабочки могут быть вредителями в быту, пчеловодстве, вредят лесному хозяйству.
Очень известна одомашненная бабочка тутовый шелкопряд, из кокона которого получают натуральный шелк.
2.2. Рождение чуда.
Бабочки относятся к насекомым с полным превращением. Личинки (гусеницы) червеобразной формы с грызущим ротовым аппаратом и развитыми шёлкоотделительными железами. Гусеница может плести кокон, а также скрепляться с листом, строить себе убежище и гнездо. У гусеницы есть три пары грудных и 5 пар брюшных ног. Для защиты от хищников используют различные приспособления, например ядовитые волоски.
Окукливание происходит около или в шелковом коконе на кормовом растении, под камнями, мхом либо в почве. Куколка обычно покрытого типа (крылья, усики, ноги и ротовые части спаяны с телом).
Я нашла материал, в котором есть полное описание с иллюстрациями превращения гусеницы в бабочку.
Метаморфозы и рождение бабочки-монарха
Самка бабочки откладывает за свою непродолжительную жизнь несколько сотен яиц, каждое из которых имеет вес около 0,46 миллиграмма. |
Гусеницы появляются на свет в течение 3-4 дней, сначала съедая оболочку яйца, а потом переходя на растение. |
Гусеница ищет любой пригодный предмет для того, чтобы спрятаться. |
Вот такая акробатика при помощи всего одной пары ложноножек. Форма J привычна для гусениц перед началом линьки. |
Линька сопровождается созданием зеленого экзоскелета. |
В этот момент происходит та самая уникальная метаморфоза, сопровождающаяся гормональными изменениями, которые приведут к появлению бабочки. |
Куколка начинает темнеть, а экзоскелет становится прозрачным. |
Зрелые бабочки появляются примерно через две недели после начала окукливания. |
После освобождения от «оков» бабочка висит несколько часов в ожидании, пока станут готовы крылья. Пока она висит, гофрированные крылья наполняются жидкостью и становятся плотными. |
Освободившись от куколки утром, вечером монарх уже может улететь. Хотя гусеница питалась только ваточником, у бабочки нет таких предубеждений. Она собирает пыльцу на многих цветах. |
2.3. Макет бабочки.
Для изготовления макета мне понадобились:
Картон
Ножницы
Клей-пистолет
Клей ПВА
Краски гуашевые
Кисти
Нитки
Блестки
Берем картон, и вырезаем детали для круглой части изделия. Мне понадобится 4 «комнатки», потому что я хочу показать 4 стадии жизни бабочки. Все перегородки крепятся на круглую основу. Еще вырезаем заготовку для бабочки, гусеницы и куколки. Затем нужно склеить горячим клеем деталь изделия. Пока основа сохла я выполнила аппликацию бабочки и гусеницы.
Бабочку я покрасила в желтый цвет, так как это мой любимый цвет. Я использовала гуашевые краски и блестки, которые я приклеила клеем ПВА.
Для гусеницы я нарезала мелко золотую бумагу, затем намазала заготовку гусеницы клеем и посыпала ее обрезками. Получилась пушистая гусеница.
Куколку я сделала, обмотав нитками кусочек картона нужной формы.
Затем я приклеила на основу зеленые листья и травинки, а потом на листья я приклеила насекомых. Для того, чтобы сделать яйца бабочки я использовала пшено.
В конце я еще раз прокрасила все детали, проверила все ли крепко держится с приклеила недостающие травинки.
Заключение
В начале своей исследовательской работы я поставила задачу изучить как можно больше информации о бабочках. Начав исследовательскую работу, я сама была в восторге от бабочек.
В ходе изучения жизни насекомых, я сделала для себя открытие: каждое живое существо играет свою собственную роль в окружающем нас мире и имеет большое значение для всей планеты в целом.
Изготовление макета было для меня интересным занятием, потому что я очень люблю творчество. Я постаралась показать все этапы чудесного превращения. А проведенная мною с одноклассниками беседа, была очень увлекательна и познавательна именно из-за своей наглядности. Ребятам было понятно абсолютно всё!
Практическая значимость моей работы заключается в том, что выполненный мной макет может быть использован на уроке не только в нашем классе, а стать учебным пособием и в других классах нашего лицея. А еще я, возможно, своим выступлением и примером изготовления макета, подтолкнула одноклассников на выполнение похожего задания.
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, и поставленная цель достигнута.
Итак, теперь я точно могу сказать, что для, чтобы заинтересовать слушателей, наглядное пособие просто необходимо.
Список литературы и источников
1. http://www.vokrugsveta.ru/ Вокруг света
2. https://bigenc.ru/ Большая Российская энциклопедия
3. https://bigpicture.ru/ Большие картинки
4. Атлас. Беспозвоночные животные. Москва. Санкт-Петербург, МЦНМО, Петроглиф, 2019.
5. Детская энциклопедия. Животные. Москва. АСТ, 2014.
Живая природа. Универсальная энциклопедия для детей. Аванта +, Москва, Мир энциклопедий Аванта, 2004.
Новая детская энциклопедия. Животные. Москва. Эксмо, 2014.
Приложение
В музее бабочек. |
Разные виды бабочек. У меня на руках хороший пример мимикрии. |
Бабочки в музее настолько привыкли к посетителям, что спокойно садятся им на плечи. |
Я кормлю бабочку кусочком апельсина. |
Изготовление макета «Бабочка» |
|
Сбор деталей горячим клеем. |
|
Яйца бабочки выполнены из пшена. |
Куколка бабочки выполнена из ниток. |
Для большей реалистичности, дыроколом я сделала дырочки на листьях растений, по которым ползает гусеница. |
Бабочка все сияет! |
Я показываю свою работу одноклассникам. |
Мои одноклассники рассматривают макет. |