Чудесные превращения бабочки

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чудесные превращения бабочки

Сипягина Е.Д. 1
1МАОУ Одинцовский лицей №6 им. А.С. Пушкина
Иващенко О.Н. 1
1МАОУ Одинцовский лицей №6 им. А.С. Пушкина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Я всегда любовалась бабочками летом. Они похожи на летающие цветы. Однажды летом мы с мамой поехали в Московский дом живых бабочек на ВДНХ. Это музей был похож на тропический лес, наполненный живыми прекрасными бабочками. В оранжерее находятся бабочки их стран Юго-Восточной Азии, Африки, Южной Америки. У некоторых бабочек размах крыльев достигает 25–30 см, они свободно летают и даже садятся на посетителей. Больше всего меня заинтересовал инкубатор, где выводятся бабочки. Мне повезло, и я понаблюдала за уникальным явлением природы — превращением куколки в бабочку. А еще мне удалось покормить их апельсинами прямо на своей руке. Это было прекрасно!

Помимо живого сада в музее так же представлена уникальная коллекция бабочек, жуков и других насекомых из различных уголков мира, которая собиралась профессиональным энтомологом десятки лет. Я и представить себе не могла, что в мире такое огромное разнообразие этих прекрасных созданий! Эта галерея не имеет аналогов в России, и имеет особую ценность в мире. Все экспонаты собраны в специальные рамки и распределены по видам, подвидам, местам обитания.

После посещение музея мама подарила мне несколько книг о насекомых. Среди которых есть «Письма насекомых», «В мире жуков», «Бабочка не спешит» и «Красная книга России». Прочитав эти книги, я узнала много нового и интересного о жизни бабочек, и мне очень захотелось сделать макет «Рождение чуда!».

Я делилась своими открытиями с одноклассников, а потом для лучшего представления того, что я рассказываю, решила сделать макет пути превращения бабочки.

Цель моей исследовательской работы – создать макет, показывающий путь превращения гусеницы в бабочки и привлечь своих ровесников-одноклассников к изучению бабочек.

Задачи работы:

- изучить информацию о строение бабочек их местообитания;

- изучить процесс трансформации и перерождения бабочки;

- выполнить макет превращения бабочки;

- рассказать и показать моим одноклассникам на уроке о превращении бабочки.

Объект исследование: бабочка.

Моя гипотеза: наглядный объект всегда лучше подходит для изучения и открытия нового знания.

Методы исследования:

- работа с энциклопедиями и справочниками;

- наблюдение за бабочками в музее;

- выполнение макета;

- проведение в классе беседы и демонстрации макета.

Основная часть

2.1. Как устроена бабочка.

Чешуекрылые, или бабочки (Lepidotera) – настолько привлекательные создания, что даже люди, недолюбливающие насекомых, относятся к ним благосклонно. О бабочках написано немало, но каждый год удается узнать что-то новое из их жизни или описать новые виды.

Бабочки (чешуекрылые) один из крупнейших отрядов насекомых. Бабочек можно встретить по всему свету, но самое большое разнообразие бабочек в тропиках.

Размер бабочек колеблется от очень маленьких (около 3 мм) до очень больших (300 мм, в южной Америке).

Бабочек известно около 200 000 видов, все они характеризуются наличием особых уплощенных волосков на крыльях – чешуек. Нередко дети думают, что бабочки покрыты пыльцой цветов, и если ее стереть, то потом легко насыпать сверху новой, например, с тычинок лилий. Однако эта «пыльца» – чешуйки. Если их стереть и при этом потрепать крылья, хрупкие насекомые не смогут летать и долго не проживут.

Рот у бабочки в виде хоботка. В покое он свернут. Глаза сложные (фасеточные), над ними часто расположены 2 простых глазка. Наличие органов слуха установлено у ночных бабочек. Органы обоняния – усики (антенны) разнообразной формы (от щетиновидных до перистых). Имеются 2 пары крыльев различной формы. В покое они складываются над телом плоско, одно над другим. Окраска бабочек разнообразна и определяется пигментом или преломлением световых лучей в бесцветных чешуйках. Расцветка многих видов бабочек маскирующая или яркая, предупреждающая (у ядовитых форм), широко распространена мимикрия – подражание несъедобным для хищников предметам.

Взрослые бабочки ведут дневной, сумеречный или ночной образ жизни.

Гусеницы бабочек питаются в основном листьями или другими частями растений. Некоторые виды гусениц хищники, они могут питаться различными видами мелких насекомых. Взрослые бабочки питаются нектаром цветов, соком плодов и растений. Но есть бабочки, которые питаются на мокрой почве или на крупных животных. Многие бабочки опылители растений. Некоторые бабочки могут быть вредителями в быту, пчеловодстве, вредят лесному хозяйству.

Очень известна одомашненная бабочка тутовый шелкопряд, из кокона которого получают натуральный шелк.

2.2. Рождение чуда.

Бабочки относятся к насекомым с полным превращением. Личинки (гусеницы) червеобразной формы с грызущим ротовым аппаратом и развитыми шёлкоотделительными железами. Гусеница может плести кокон, а также скрепляться с листом, строить себе убежище и гнездо. У гусеницы есть три пары грудных и 5 пар брюшных ног. Для защиты от хищников используют различные приспособления, например ядовитые волоски.

Окукливание происходит около или в шелковом коконе на кормовом растении, под камнями, мхом либо в почве. Куколка обычно покрытого типа (крылья, усики, ноги и ротовые части спаяны с телом).

Я нашла материал, в котором есть полное описание с иллюстрациями превращения гусеницы в бабочку.

Метаморфозы и рождение бабочки-монарха

   

Самка бабочки откладывает за свою непродолжительную жизнь несколько сотен яиц, каждое из которых имеет вес около 0,46 миллиграмма.

Гусеницы появляются на свет в течение 3-4 дней, сначала съедая оболочку яйца, а потом переходя на растение.

   

Гусеница ищет любой пригодный предмет для того, чтобы спрятаться.

Вот такая акробатика при помощи всего одной пары ложноножек. Форма J привычна для гусениц перед началом линьки.

   

Линька сопровождается созданием зеленого экзоскелета.

В этот момент происходит та самая уникальная метаморфоза, сопровождающаяся гормональными изменениями, которые приведут к появлению бабочки.

   

Куколка начинает темнеть, а экзоскелет становится прозрачным.

Зрелые бабочки появляются примерно через две недели после начала окукливания.

   

После освобождения от «оков» бабочка висит несколько часов в ожидании, пока станут готовы крылья. Пока она висит, гофрированные крылья наполняются жидкостью и становятся плотными.

Освободившись от куколки утром, вечером монарх уже может улететь. Хотя гусеница питалась только ваточником, у бабочки нет таких предубеждений. Она собирает пыльцу на многих цветах.

2.3. Макет бабочки.

Для изготовления макета мне понадобились:

Картон

Ножницы

Клей-пистолет

Клей ПВА

Краски гуашевые

Кисти

Нитки

Блестки

Берем картон, и вырезаем детали для круглой части изделия. Мне понадобится 4 «комнатки», потому что я хочу показать 4 стадии жизни бабочки. Все перегородки крепятся на круглую основу. Еще вырезаем заготовку для бабочки, гусеницы и куколки. Затем нужно склеить горячим клеем деталь изделия. Пока основа сохла я выполнила аппликацию бабочки и гусеницы.

Бабочку я покрасила в желтый цвет, так как это мой любимый цвет. Я использовала гуашевые краски и блестки, которые я приклеила клеем ПВА.

Для гусеницы я нарезала мелко золотую бумагу, затем намазала заготовку гусеницы клеем и посыпала ее обрезками. Получилась пушистая гусеница.

Куколку я сделала, обмотав нитками кусочек картона нужной формы.

Затем я приклеила на основу зеленые листья и травинки, а потом на листья я приклеила насекомых. Для того, чтобы сделать яйца бабочки я использовала пшено.

В конце я еще раз прокрасила все детали, проверила все ли крепко держится с приклеила недостающие травинки.

Заключение

В начале своей исследовательской работы я поставила задачу изучить как можно больше информации о бабочках. Начав исследовательскую работу, я сама была в восторге от бабочек.

В ходе изучения жизни насекомых, я сделала для себя открытие: каждое живое существо играет свою собственную роль в окружающем нас мире и имеет большое значение для всей планеты в целом.

Изготовление макета было для меня интересным занятием, потому что я очень люблю творчество. Я постаралась показать все этапы чудесного превращения. А проведенная мною с одноклассниками беседа, была очень увлекательна и познавательна именно из-за своей наглядности. Ребятам было понятно абсолютно всё!

Практическая значимость моей работы заключается в том, что выполненный мной макет может быть использован на уроке не только в нашем классе, а стать учебным пособием и в других классах нашего лицея. А еще я, возможно, своим выступлением и примером изготовления макета, подтолкнула одноклассников на выполнение похожего задания.

Таким образом, задачи исследовательской работы решены, и поставленная цель достигнута.

Итак, теперь я точно могу сказать, что для, чтобы заинтересовать слушателей, наглядное пособие просто необходимо.

Список литературы и источников

1. http://www.vokrugsveta.ru/ Вокруг света

2. https://bigenc.ru/ Большая Российская энциклопедия

3. https://bigpicture.ru/ Большие картинки

4. Атлас. Беспозвоночные животные. Москва. Санкт-Петербург, МЦНМО, Петроглиф, 2019.

5. Детская энциклопедия. Животные. Москва. АСТ, 2014.

Живая природа. Универсальная энциклопедия для детей. Аванта +, Москва, Мир энциклопедий Аванта, 2004.

Новая детская энциклопедия. Животные. Москва. Эксмо, 2014.

Приложение

   

В музее бабочек.

Разные виды бабочек. У меня на руках хороший пример мимикрии.

   

Бабочки в музее настолько привыкли к посетителям, что спокойно садятся им на плечи.

Я кормлю бабочку кусочком апельсина.

Изготовление макета «Бабочка»

 
 

Сбор деталей горячим клеем.

   

Яйца бабочки выполнены из пшена.

Куколка бабочки выполнена из ниток.

   

Для большей реалистичности, дыроколом я сделала дырочки на листьях растений, по которым ползает гусеница.

Бабочка все сияет!

   

Я показываю свою работу одноклассникам.

Мои одноклассники рассматривают макет.

   
Просмотров работы: 92