Волшебство красок

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волшебство красок

Шайхуллина С.Р. 1
1МБОУ "Гимназия №2" имени Баки Урманче НМР РТ
Мухаметьянова Ч.М. 1
1МБОУ "Гимназия №2" имени Баки Урманче НМР РТ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Мир вокруг нас имеет множество цветов! Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и все, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.

Я люблю рисовать и хожу в детскую школу искусств. На занятиях мы используем различные краски акварель, гуашь, пастель и т.д. Это очень увлекательно: превратить белый лист бумаги в настоящее произведение искусства!

Краска – это состав, придающий тот или иной цвет предметам, которые им покрываются или пропитываются. Сегодня, покупая в магазине краски для рисования, для строительных работ, для ткани или краску для волос, мы редко задумываемся, из чего же они сделаны? И я задумалась, а раньше, когда не было магазинов, где художники брали краски для своих работ?

Целью моей работы стало получить самостоятельно в домашних условиях краски из природных красителей, и выяснить все их достоинства и недостатки.

Задачи:

Изучить литературу по теме исследования.

Изучить разновидности природных красителей и их свойства.

Изготовить натуральные краски, не используя химические добавки.

Попробовать полученными красками выполнить рисунок.

Гипотеза: краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

Предмет исследования: способы получения красок из природных красителей.

Объект исследования: природные краски.

В своей работе использовала следующие методы: сбор информации, наблюдение и эксперимент.

Глава 1. Основная часть. История появления красок

Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки.

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Еще в первобытные времена человек догадался растирать в порошок некоторые вещества, смешивая с животным жиром, получая таким образом первые краски. Для первых рисунков использовались стены пещер и скал. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.

Уже в Древнем Египте люди научились изготавливать очень яркие и чистые краски. Цветные рисунки древних египтян дошли до нашего времени, и многие краски до сих пор не потеряли своей сочности и яркости. Краски древних египтян делали из минералов. Белая краска добывалась из известняка, чёрная - из сажи, зелёная - из тертого малахита, красная - из красной охры, синяя - из кобальта, жёлтая - из жёлтой охры. Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной (фиолетово-красной) краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ.

Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие. Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то – на казеине, являющимся одной из производных молока.

Китайской цивилизации принадлежит пальма первенства в создании бумаги. Здесь же, за Великой Китайской стеной, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. Холсты, древесина, камни и другие традиционные предметы, на которые наносятся краски, не могут быть использованы для этой цели: акварель не ляжет на них хорошо. Поэтому при рисовании акварельными красками применяют только бумагу. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.

Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь, которая является конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Для получения темных оттенков добавляли в смесь черный древесный уголь.

В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.

Надо сказать, что с древних времен способ изготовления красок особо не изменилось. Твёрдые вещества также перетирают в порошок, правда, используя при этом специальные установки. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. А вот для получения тёмных оттенков всё так же применяют сажу, но уже очищенную современными способами.

Виды красок

Я прочитала и узнала, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество. Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и другие. Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.

Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель лёгкая и прозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом («аква» в переводе с латыни - вода).

Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными масками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.

Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные краски». Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот-пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мёд или другие не известные нам вещества.

Итак, мы выяснили, что краски состоят из пигмента и связующего вещества.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических веществ.

Глава 2. Практическая часть

Я решила попробовать сделать экологически чистые краски в домашних условиях. Сырье нужно измельчить в домашних условиях. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком.

Сначала ищем сырье. Это может быть мел, уголь, глина, сок ягод, овощей, куркума и т.д. Потом сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: клей, мёд, яйцо, масло, воду и воск. Краску нужно хорошо перемешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я пришла к выводу, что мы сможем сделать некоторые краски сами и сравнить с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много раз.

2.1 Эксперимент 1. Создание акварельной краски.

Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка (пигмента) и специального водорастворимого клея. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. Кстати, в прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев.

План эксперимента № 1 (создание чёрной краски).

1. Я взяла активированный уголь (очищенный уголь).

2. Измельчила уголь в порошок в ступке пестиком.

3. Просеяла порошок.

4. Смешала уголь с клеем ПВА.

Уголь плохо смешивался с водой и на бумаге эту краску почти не видно. Но когда я уголь смешала с клеем, то получила красивый ровный чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели. Также я попробовала активированный уголь смешать с мёдом и нарисовать рисунок. Цвет получился светлее (серый) и рисунок долго высыхал.

План эксперимента № 1 (создание цветных красок).

Потом попробовала создать акварельные краски других цветов.

1. Взяла различную ягоду - смородину, клюкву, малину, вишню.

2. Выдавила в разные посудки сок.

3. Смешала сок с мёдом. Нарисовала красивые и нежные цветы.

Краска из ягод с добавлением мёда, хорошо ложилась на бумагу, но цвета получались более тусклыми, чем у акварели.

2.2 Эксперимент 2. Создание масляной краски.

Масляная краска - это густая паста, которую изготавливают, смешивая пигмент с настоящим маслом - льняным, подсолнечным, маковым или ореховым. Если посмотреть на портреты того времени - кажется, что человек, изображенный более четырех столетий назад, сейчас начнет двигаться и говорить. В таком «живом» эффекте есть немалая заслуга масляной краски. Ведь она прекрасно передавала ощущение натуральности, свет, тень и объем.

Масляные краски, достаточно прочные и ложатся на бумагу жирными мазками.

План эксперимента № 2 (вариант 1).

1. Взяла пакетик голубой глины.

2. Смешала глину с подсолнечным маслом.

Глина с маслом смешалась однородно, дала зелёный цвет, краска хорошо ложилась на бумагу, но после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно.

План эксперимента № 4 (вариант 2).

1. Я взяла пакетик куркумы.

2. Смешала куркуму с подсолнечным маслом.

Куркума с маслом смешалась однородно, дала желтый цвет, краска хорошо ложилась на бумагу, но после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно.

Создать масляную краску ближе к натуральному мне не удалось. Потому что эта краска требует более сложного изготовления.

2.3 Эксперимент 3. Создание темперной краски.

Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту технику использовали для создания икон. Секрет удивительной прочности и долговечности темперы заключается в том, что в качестве связующего здесь использовали обычное куриное яйцо. На холсте или стене такая краска может держаться веками, однако в баночке она очень быстро портилась, поэтому готовить ее приходилось практически ежедневно.

План эксперимента № 3.

1. Я измельчила мел в порошок.

2. Смешала мел с яйцом.

Мел с яйцом хорошо смешался до однородной массы. Рисунок при высыхании не растрескался и не обсыпался. Рисунок оказался самым прочным.

Результаты каждого опыта я занесла в специальную таблицу (Приложение 1) и попробовала выполнить рисунки полученными красками (Приложение 2).

Заключение

Во- первых, как человек творческий я узнала много нового для себя. Мне было очень интересно эксперементировать, создавая самой в домашних условиях краски.

Я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Пигмент – это сухой краситель, в качестве которого я использовала уголь, мел, глину. В качестве связующего вещества – мёд, масло, яйцо. Провела эксперименты и получила краски. Заметила, что после высыхания образцов с маслом, краска слегка осыпалась. Лишь яичный желток давал прочный цвет.

Преимущество таких красок - экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета.

Недостатки – трудоемкие в приготовлении, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

Таким образом, в результате проведенной мной работы были достигнуты цели исследования. Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую мной гипотезу.

Данная работа может использоваться на уроках изобразительного искусства, во внеурочной деятельности и в дошкольных учреждениях.

Список использованной литературы

Алексеева В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973. Орлова Н.Г.

Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2.-М.: Авант+, 2009

Бродская Н. Импрессионизм. Открытие света и цвета. - М.: Аврора, 2009

Титова И.М. «Вещества и минералы в руках художника», М.,2001

Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас» Дрофа, 2003

Гитова И.М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2001.

Дубровина Э. «Краски рождаются…», М., 1973 г.

Приложение 1

Номер эксперимента

Используемый пигмент

Связующее вещество

Полученный цвет

Полученная консистенция

№ 1 получение акварели

уголь

клей ПВА

черный

жидкая

№2 получение акварели

сок смородины, вишни

мед

розовая

жидкая

№3 получение масляных красок

глина

масло

зеленая

густая

№4 получение масляной краски

куркума

масло

желтая

густая

№5 получение темперной краски

мел

яичный белок

белый

вязкая

Приложение 2

Рис.1 Материалы для изготовления красок

Рис.2-3 Создание акварельной краски

Рис.4-5 Процесс выполнения рисунков полученными красками

Рис.6-8 Рисунки, нарисованные полученными красками

 

Просмотров работы: 165