“Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому,
что они могут нас чему-то научить”
Жан Ванье
Введение
Актуальность. Играя во дворе с ребятами, я обратил внимание на поведение одного мальчика, которое сильно отличалось от поведения других. Его неохотно брали в игру, а если даже он включался в нее, то очень быстро был обижен мной и моими сверстниками. Тогда родители объяснили мне, что он не совсем обычный ребёнок, несмотря на то, что выглядит как мы. Учась во втором классе, я вновь столкнулся с ребятами, которые не были такими, как сверстники, но в данном случае это было заметнее, потому что ребята страдали ДЦП. Тогда мне стало интересно как дети с различными особенностями учатся в обычной школе. Это меня привело к изучению инклюзивного образования.
С каждым годом в мире возрастает количество детей с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Есть они и в РК. Согласно данным, более 3% несовершеннолетних — дети, которые требуют особого подхода в обучении и воспитании. Сюда относятся дети-инвалиды, ребята после тяжелых заболеваний, с особенностями в развитии. Все они относятся к категории людей с особыми потребностями в образовании. Перед обществом, государством и родителями таких детей стоит вопрос получения ими образования.
Гипотеза: если дети с ограниченными возможностями будут обучаться в массовой школе, среди нормально развивающихся сверстников, то это будет способствовать нормальному развитию ребят и получению ими стандартного образования.
Цель: изучить особенности и возможности инклюзивного образования.
Задачи, необходимые для достижения цели:
1. Изучить теорию инклюзивного образования;
2. Провести и проанализировать социологический опрос в форме анкетирования среди учащихся 3 «А» класса НУ «Престиж»: «Твоё отношение к детям с ограниченными возможностями»;
3. Предложить некоторые пути решения проблем инклюзивного образования в массовой школе.
Методы исследования:
теоретические: изучение и анализ источников информации, метод формирования гипотезы, продуцирование идей;
логические: анализ и синтез, сравнение, обобщение;
математические: математические расчёты, статистические методы, метод визуализации данных;
эмпирические: наблюдение, анкетирование.
Особенности инклюзивного образования
Инклюзивное образование – это обучение, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Сам термин имеет латинское происхождение: «include» – «заключаю», «включаю».
В рамках инклюзивного образования не ребёнок должен приспосабливаться к процессу обучения, наоборот – характер и темп обучения подстраиваются под нужды ребёнка. Простыми словами, это школа, где в одном классе обучаются дети с особенностями в развитии, дети-инвалиды с детьми, у которых не наблюдается ментальных и физиологических отклонений. В таких школах ребенка-инвалида вовлекают во все виды деятельности - образовательную и во внеклассную. При этом у одноклассников сформированы взгляды к особенным детям, как к равному, и в тоже время как к человеку, которому нужна помощь и поддержка.2
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
• Каждый человек способен чувствовать и думать.
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
• Все люди нуждаются друг в друге.
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.6
Сложности в инклюзивном образовании:
Архитектурная недоступность школ – не во всех школах есть пандусы и лифты, которые требуются детям с физиологическими проблемами.
Сейчас бывает так, что выпускники школ отказываются от празднования выпускных балов и предпочитают тратить деньги на благотворительность. И если случится так, что на эти средства построят хотя бы один пандус, то возможно это приблизит ребенка с особенными потребностями к нормальному образованию.
Не хватает специально подготовленных учителей.
Оказывается, чтобы особенный ребенок учился в классе, педагог должен быть специально обучен. Об этом заботится государство и в ВУЗах появилось много специальностей, связанных с инклюзивным образованием.
Изменение методов и способов обучения.
Дети с особенными потребностями могут и не осваивать программу так хорошо, как сверстники. Но несмотря на это, нахождение в среде со сверстниками поможет им стать полноправным членом общества.
Общество не готово к инклюзивному образованию.
Родители ребят с особыми потребностями боятся насмешек, издевательств, которые будут переживать их дети. Родители детей без особенностей в развитии опасаются того, что их ребята будут отставать в усвоении программы. Я провёл анкетирование, которое даст понять насколько готовы мои одноклассники к принятию ребенка с особенностями в развитии.
1.2. Инклюзивное образование в Казахстане
Законом Республики Казахстан «Об образовании» гарантированы равенство прав всех на получение качественного образования, доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития и психофизических особенностей каждого лица.3
Согласно Государственной программе развития образования на 2011-2020 гг. на сегодняшний день значительно увеличилась доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, создавших «безбарьерный доступ» для детей инвалидов.4 За последнее время государством было поставлено много задач, направленных на интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные школы. Для развития инклюзивного образования нужна серьезная подготовка. Ежегодно в Казахстане проходят курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями на базе Национального научно-практического центра коррекционной педагогики. С 2015 года начались курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию для учителей школ на базе АО НЦПК «Орлеу». За три года прошли курсы более 3000 человек.5
2. Социологический опрос «Твое отношение к детям с ограниченными возможностями»
В феврале 2020 года нами был проведён социологический опрос в форме анкетирования среди учащихся 3 «А» класса НУ школы «Престиж» г. Алматы. В анкетировании участвовали 20 ребят. Им были розданы анкеты с 5 вопросами. Результат анализа анкетирования:
Были ли среди Ваших знакомых или родственников взрослые или дети с инвалидностью?
2. Как ты отнесёшься к тому, что вместе с тобой будут учиться такие ребята?
3. Как ты относишься к общению с детьми-инвалидами?
4. Стал бы ты помогать таким детям?
5. Какие чувства у вас возникают к детям-инвалидам?
В ходе данного анкетирования выяснилось, что одноклассники готовы к обучению с детьми с особыми потребностями. Готовы оказывать им помощь, проявлять сочувствие. Однако, многие не до конца понимают проблему, потому что часть опрошенных не имеет среди близкого окружения таких ребят и никогда не задумывались об их жизни.
Считаем, что надо больше затрагивать эту тему дома, в школе, чтобы и родители, и дети без особенностей были открыты инклюзивному образованию.
3. Посещение Центра Социально Инклюзивных Программ
Во время написания проекта, я посетил Центр Социальных Инклюзивных Программ, где познакомился с детьми, которые нуждаются в особом образовательном подходе. Каждый из них имеет ряд причин, по которым не может обучаться в обычной школе. И несмотря на то, что 70% обучающихся там нормотипичные дети, они и их родители выбрали именно этот вид обучения. Там обучаются ребята, которых взяли в семью из детских домов, дети, чьи брат или сестра имеют инвалидность, школьники, которые не смогли подружиться со своими одноклассниками в прежней школе. А одна девочка меня восхитила своим желанием посвятить жизнь инклюзивному образованию и ребятам, требующим особого подхода. Она обучается в 11 классе, придя один раз в этот центр волонтером, она осталась там по сей день. Что я там увидел? Это одна дружная семья, где каждый готов прийти на помощь друг другу, где ребята, независимо от возраста, личных особенностей обучаются, дружат, также как мы, бегают на переменах, играют в спортзале, ходят на кружки. И пусть они не проходят сложных задач, но уравнения там я решал, и в блиц турнире по литературе участвовал.
Таким образом, моя гипотеза доказана, дети с ограниченными возможностями и особыми потребностями, обучаясь среди сверстников могут получить стандартное образование, но пока, к сожалению, не во всех школах.
Заключение
Итак, инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который предполагает доступность образования для всех детей с особыми потребностями в обучении.
Обучение в массовой школе, среди нормально развивающихся сверстников дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями чувствовать себя обычными, как его одноклассники.
Ребята с ограниченными возможностями должны развивать свои способности, талант и иметь среду общения с нормальными детьми.
Дети с ограниченными возможностями должны учиться в обычных школах, а не изолироваться в специальных интернатах.
В нашей стране инклюзивное образование действует, но имеет ряд проблем: техническое оснащение школы не всегда соответствует требованиям, нет педагогов, которые могли бы работать с такими детьми. Все эти проблемы решаемы и решаются.
Как показал социологический опрос (анкетирование) сверстников, большинство ребят готовы принять в свою среду детей с ограниченными возможностями, оказать им помощь и поддержку, дружить, общаться с ними.
Считаем, что такие возможности будут способствовать социализации ребят, их личностному росту и получению стандартного образования, а в дальнейшем – любимой профессии и специальности.
Данный проект имеет практическое значение, его можно использовать для проведения классных часов, бесед с учащимися с целью положительного восприятия и отношения к инклюзивному образованию.
Список использованных источников и литературы:
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы Режим доступа: https://nao.kz/blogs/view/2/105
2. Горюшина, Е. А., Гусева, Н. А., Румянцева, Н. В. Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : метод. рекомендации / Н. В. Румянцева, Е. А. Горюшина, Гусева Н. А. – Ярославль : изд-во ЯГПУ, 2018.
3.Закон РК «Об образовании» - ЭР Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30118747
4. Инклюзивное образование в Казахстане : состояние, перспективы Есиргепова В.Ж.
5.Развитие инклюзивного образования в Казахстане А.М. Ерсарина http://www.open-school.kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_obraz_147_2.htm
6.Семенова, Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. - Электрон, текстовые данные. - Саратов : Вузовское образование, Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru /84679