Введение
Актуальность исследования. Гаджеты - это приборы, которые являются источниками электромагнитных излучений (ЭМИ). Изучение влияния электромагнитных излучений на здоровье человека в мире было начато ещё в 60-е годы XX века. Был накоплен большой клинический материал о неблагоприятном воздействии ЭМИ. Уже в те годы появились заболевания, вызванные ЭМИ и их название «Радиоволновая болезнь» или «Хроническое поражение микроволнами». Ученые установили, что наиболее чувствительной к воздействию электромагнитных полей является нервная система человека. В дальнейшем ученые и врачи заметили, что ЭМИ излучения способствуют ухудшению зрения, слуха, работы внутренних органов, сердечно-сосудистой системы и даже нарушению осанки.
Американские ученые, опираясь на результаты МРТ-сканирования головного мозга, подтвердили тот факт, что гаджеты оказывают влияние на головной мозг детей и подростков. Британские врачи также выступили с предупреждением, что люди серьёзно рискуют своим здоровьем из-за использования электронных гаджетов. Гаджеты не только вредны здоровью, но и развивают у людей, особенно у детей, зависимость от них, которую психологи назвали «номофобия».
В ходе анализа источников информации, результатов проведенного анкетного социологического опроса, визуального наблюдения за учащимися нашей школы, мы увидели, что гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Их используют дети и взрослые. И никто, практически, не задумывается о последствиях.
Мы считаем нашу тему исследования актуальной потому, что ученые, врачи, психологи, учителя и многие родители обеспокоены проблемой негативного влияния гаджетов на здоровье детей и подростков.
Эта проблема требует незамедлительной организации продуктивной работы по профилактике зависимости среди детей и подростков от электронных гаджетов. Ведь нам известно, что зависимость - это путь к нарушению физического, нравственного и психического здоровья.
Гипотеза: систематическое, нерегламентированное использование электронных гаджетов является одним из факторов ухудшения здоровья детей и подростков.
Цель: выявить и обосновать степень воздействия электронных гаджетов на здоровье детей и подростков и предложить пути решения этой проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать информацию по теме исследования.
2. Провести классификацию используемых гаджетов.
3. Провести и проанализировать результаты статистического наблюдения в форме анкетного социологического опроса среди учащихся школы «Престиж» г. Алматы для определения роли электронных гаджетов в жизнедеятельности детей и подростков.
4. Провести эксперименты с целью определения влияния электронных гаджетов на сердечно-сосудистую систему школьников.
5. Разработать рекомендации для учащихся и родителей по снижению неблагоприятного воздействия электронных гаджетов на здоровье детей и подростков.
6. Разработать буклет по профилактике для детей и родителей нашей школы - «Наше здоровье и электронные гаджеты».
7. Провести профилактические беседы среди учащихся своей параллели.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования, метод формирования гипотезы, продуцирование идей; логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; математические: математические расчеты, статистические методы, метод визуализации данных; эмпирические: наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Теоретическая часть
1.Что такое гаджеты
В Википедии дается многозначный перевод слова «гаджет» с английского «gadget» - приспособление, штука, устройство, безделушка - небольшое устройство, предназначенное для облегчения жизни человека. И эти небольшие электронные устройства, которые за последние несколько лет проникли чуть ли не во все сферы нашей жизни.
Средний вес типичных гаджетов не превышает 300 граммов, а размеры позволяют им умещаться в карманах одежды.
Примеры гаджетов: планшет, iPod, MP3-плеер, электронная книга, цифровой фотоаппарат, смартфон, коммуникатор, USB-гаджеты. [2].
Без гаджетов жить было бы не так интересно. Человечество постоянно стремится к новому и более совершенному, к тому, что могло бы облегчить ему жизнь, тем самым, двигая вперед новые технологии. Но на столько ли они безобидны мы и попробуем выяснить в рамках проекта.
2. Влияние гаджетов на здоровье детей и подростков
Ученые всего мира в настоящее время сильно заинтересованы изучением влияния гаджетов на здоровье людей и, в частности, детей и подростков.
Известно, что дети с самого раннего возраста приобщаются к использованию гаджетов. Цифровые технологии окружают детей с первых месяцев жизни. Иногда малыши знакомятся с гаджетами до того, как научатся говорить или держать карандаш. Согласно докладу Американской академии педиатрии 2016 года, в США большинство детей ежедневно пользуются смартфонами с двух лет. [4]. В России, например, к 10 годам 9 из 10 детей имеют собственный планшет или телефон либо оба устройства сразу. [5]. Похожей аналитики по Казахстану найти не удалось, но мы не на много отличаемся от России.
2.1. Влияние гаджетов на мозг детей
Изучать влияние гаджетов на подрастающее поколение учёные начали относительно недавно. Так, например, в 2018 году правительство США инициировало масштабное исследование интеллектуальных способностей современных подростков. В нём участвуют 11 тысяч детей в возрасте 9-10 лет по всей стране. Учёные из Национального института здоровья (NIH) хотят выяснить, как длительное использование смартфонов влияет на физическую структуру головного мозга детей, их эмоциональное развитие и психическое здоровье.
Исследование продлится 10 лет. Недавно его авторы опубликовали первые результаты. Изучив снимки МРТ 4500 тысяч детей, учёные обнаружили преждевременное истончение мозговой коры у школьников, которые уделяли гаджетам более семи часов в день.
Изменения коснулись внешнего участка мозга, отвечающего за обработку информации от пяти чувств. Обычно это происходит с человеком в зрелом возрасте. Причины и последствия изменений ещё предстоит определить. Также, согласно отчёту [6], дети, проводящие с гаджетами более двух часов, хуже справляются с тестами на мышление и знание языка, чем сверстники, которые реже пользуются смартфонами.
К похожим выводам пришли авторы другого исследования, посвящённого детям от двух до пяти лет. Группа американских ученых решила проверить действительно ли гаджеты влияют на мозг детей. Их исследования опирались не просто на статистические данные, но и на результаты магнитно-резонансной томографии (МРТ) - сканирование головного мозга. Полученные данные подтвердили, что гаджеты оказывают влияние на детский мозг.
Для своих исследований ученые отобрали 47 детей в возрасте от 3 до 5 лет, которые прошли тест на измерение своих когнитивных способностей, а их родителей попросили ответить на ряд вопросов о привычках детей при использовании смартфонов и планшетов. Вопросы были такого характера: «Как часто дети используют гаджеты?», «Какой тип контента они просматривают?», «Наблюдают ли взрослые за тем, что делает ребёнок с гаджетом?». Всем участвующим в эксперименте детям сделали сканирование мозга с помощью МРТ. В результате сканирование показало, что дети, которые проводили больше времени перед экранами гаджетов, имели то, что авторы называют более низкой «целостностью белого вещества» [2].
Ведущий автор Джон Хаттон из детской больницы Цинциннати заявил, что существует четкая связь между более частым использованием гаджетов и более низкой «целостностью белого вещества» у детей, участвующих в эксперименте. Эти изменения были замечены на результатах теста - низком уровне языковых навыков и навыков грамматики у детей [2].
Доктор Брэй провела MPT-исследования на другой группе детей и заметила, что чем больше ребенок проводит времени за использованием гаджетов, тем больше у него проявляются симптомы СДВГ (синдромы дефицита внимания и гиперактивности).
«Трудно сказать, что такое «безопасный» возраст начала использования гаджетов. Мы бы не советовали приучать ребенка к ним как минимум до трехлетнего возраста», - подытожили ученые[2].
Таким образом, учёные экспериментально доказали негативное влияние электронных гаджетов на головной мозг детей.
2.2. Влияние гаджетов на слух
Каждый десятый пользователь плейеров, наушников со времени теряет слух и нуждается в слуховом аппарате, к такому выводу пришли специалисты научного комитета ЕС. Всё дело в особых волосковых клетках, которые расположены во внутреннем ухе. Эти клетки делятся на группы и каждая группа отвечает за преобразование звуков из внешней среды в импульсы, которые передаются в кору головного мозга. Если какая-то группа поражена, то человек перестаёт слышать шелест листьев, шепот, тихую мелодию и т.д. А поражаются клетки из-за превышения допустимого уровня шума. Средняя громкость обычного разговора около 60 децибел, а громкость музыки в наушниках почти в два раза выше. Специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) утверждают, что воздействие шума такой силы даже на протяжении часа в день, способно стать причиной глухоты в ближайшие 2- 3 года [3].
2.3. Влияние гаджетов на зрение
Зрение человека, сформированное в течение длительной эволюции, в 21 веке оказалось мало приспособлено для работы с компьютерным изображением. Картинка экрана отличается от естественной тем, что она самосветящаяся, а не отражённая. В результате нарушается перефокусировка взгляда с ближних предметов на дальние и обратно (аккомодация), значительно снижается острота зрения. Те, кто регулярно работает за компьютером, и при этом находит время по 5 часов день смотреть на экран гаджетов, через 10 лет могут потерять зрение вообще. При использовании гаджетов глаза детей напрягаются, перестают моргать, глазные яблоки пересыхают от недостатка смачивающих их при моргании жидкостей.
В результате у ребенка начинают болеть глаза, голова, он становится нервным, раздражительным, наблюдаются перепады настроения [3,4].
В век компьютеризации зрение казахстанских школьников катастрофически падает, и если не принять мер, то из сегодняшних учеников вырастет целое поколение молодых людей с офтальмологическими патологиями и высоким процентом инвалидности.
Статистика уже сейчас выглядит просто устрашающе - из 100 процентов детей с хорошим зрением, приходящих в первые классы, к выпускным классам лишь 20-30 процентов школьников сохраняют его. А у 70-80 процентов школьников наблюдаются различные нарушения зрительной системы и прежде всего близорукость [7]. В условиях дистанционного обучения во время карантина школьники по пол дня сидят у экраном компьютеров, планетов, сотовых телефонов. В офтальмологии даже появились новые диагнозы, вызванные пристрастием к компьютерам, планшетам и смартфонам, например, "компьютерный зрительный синдром".
Эта проблема характерна не только для Казахстана, но и для многих других стран мира. Близорукость, или миопия, вообще самое распространенное нарушение зрения на планете, которым сейчас страдает порядка одной четвертой населения. Поэтому использование гаджетов детьми должно быть дозировано.
3. Вред здоровью от сотового телефона
Ученые из Великобритании провели обследование полторы тысячи человек заболеванием рака мозга. Также были проверены 3500 здоровых людей, причем каждый десятый из них, пользовался сотовым телефоном более 10 лет. Исследователи пришли к выводу, разговаривать по мобильному телефону следует не более двух раз в день, иначе существует риск заработать через 5-10 лет опухоль головного мозга.
Воздействие сотовых телефонов исследовалось на моделях человека, которые имитировали строение его скелета и мягких тканей, тепло и
электрофизические параметры (теплоемкость и электропроводность, диэлектрическую проницаемость и др.).
На математических моделях изучалось воздействие целиком на тело и на отдельные органы, кровь и даже клетки.
• Выяснилось, что радиоизлучение способно изменять структуру белка у червя и вызывать сбои в работе сердца лягушки;
• Временно и незначительно повышать артериальное давление у человека, а также вызывать у него ощущения головокружения и сонливости;
• Ухудшать память у крыс, но в то же время улучшать интеллектуальные способности у человека. В общем, результаты часто были противоречивы. Ощутимого влияния на организм обнаружить не удалось, но не удалось доказать и обратное.
По словам ученых Российского центра электромагнитной безопасности, последствия до конца не ясны, но точно известно, что электромагнитные излучения влияют на головной мозг по нарастающей.
4. Экспериментальная часть.
Изучение влияния гаджетов на здоровье подростков
4.1. Анализ анкетного опроса учащихся НУ «Школа «Престиж»
«О влиянии гаджетов на здоровье детей и подростков»
В течение января-февраля 2020 года нами было проведено единовременное статистическое наблюдение среди учащихся 3,7,8 классов нашей школы, которое проводилось в форме анкетного социологического опроса. Вопросы анкеты представлены в Приложении 1.
На основе результатов статистического наблюдения было установлено, что проблема влияния гаджетов на здоровье детей и подростков очень актуально. Всего было опрошено 21 человек. Из опрошенных школьников 19 отвечали на вопросы, а 2 человека сдали анкеты незаполненными.
Результаты анализа анкет:
При анализе ответов на первый вопрос мы видим, что большая часть опрошенных учащихся - 42,1% уже давно используют сотовые телефоны (более 4 лет). Это означает, что если ребенок учится в 3 классе и ему 8-9 лет, следовательно пользуется телефоном с 4-5 лет.
И з диаграммы видно, что телефоны используются для разных целей практически одинаковым количеством детей (21,1%), затрачивая от 30 мин. до 3 часов в день, а 36,8% детей телефоны не используют.
Чаще всего телефоны используются детьми для игр (26,3%) и для просмотра видеороликов на YouTube и Like (21,1%).
В компьютерные игры с использованием гаджетов играют более половины опрошенных детей (52,8%).
На компьютерные игры одинаковое количество опрошенных детей затрачивают от 30 мин. до 5 и более часов в неделю. Только 15,8% из опрошенных детей не играют в компьютерные игры.
При использовании смартфонов дети испытывают самые разные недомогания: боль в глазах, слезливость, головные боли и головокружение и т.д. Некоторые плохо засыпают или, напротив, испытывают сонливость.
Таким образом, анкетирование показало, что основная масса детей и подростков используют гаджеты, не обращая внимание на неблагоприятное воздействие их на здоровье. В связи с этим необходимо проводить разъяснительную работу о необходимости правильного использования гаджетов. В первую очередь необходимо ограничить время, используемое на электронные игры.
4.2. Изучение влияния использования гаджетов на состояние сердечно – сосудистой системы школьников младших классов
С целью выявления влияния гаджетов на здоровье детей мы провели 2 эксперимента с использованием сотовых телефонов. Мы отобрали группу детей в количестве 8 человек из 3 «А» класса. Ребятам в рамках первого эксперимента было предложено задание поговорить по телефону в течение 10 минут. Разговор должен идти о школьных и классных делах. Перед началом разговора у всех испытуемых замерили пульс (частоту сердечных сокращений). После разговора по телефону повторили замеры пульса. Результаты занесли в таблицу. Таблица1 -Результаты замера пульса до и после 10 минут телефонного разговора
Имя Собеседника |
Пульс уд. в минуту |
Имя Собеседника |
Пульс уд. в минуту |
||
До разговора |
После Разговора |
До разговора |
После Разговора |
||
Далея |
84 |
92 |
София |
98 |
94 |
Платон |
76 |
86 |
Глеб |
120 |
52 |
Кирилл |
122 |
97 |
Радимир |
109 |
113 |
Дарья |
121 |
101 |
Рубен |
88 |
100 |
В результате эксперимента у 50% участников эксперимента видно заметное учащение пульса от 6 до 12 ударов в минуту против первоначального. У второй половины участников результаты замеров пульса показали противоположный результат, то есть уменьшились. Данный результат можно объяснить тем, пульс в начале эксперимента изначально был высокий 120-122 удара в минуту, что скорее говорит некотором волнении участников.
В рамках второй части эксперимента ребятам было предложено провести 10 минут за игрой (установленной в смартфоне), наиболее часто используемой ребятами. Также как первом эксперименте перед началом и после игры у всех испытуемых замерили пульс. Результаты занесли в таблицу.
Результаты замера пульса до и после 10 минут игры с помощью мобильного:
Имя Ученика |
Пульс уд. в минуту |
|
До игры |
После игры |
|
Эдгард |
94 |
94 |
Платон |
93 |
95 |
Кирилл |
100 |
94 |
София |
88 |
89 |
Рубен |
100 |
110 |
Далея |
70 |
75 |
В результате второго эксперимента у 4 из 6 участников замеры также выявили учащение пульса против первоначального до начала игры с помощью смартфона. У одного из участников при этом пульс не изменился, а у второго немного снизился с 100 до 94 ударов.
Замеры в обоих экспериментальных группах были небольшими по времени, но даже они показали заметное учащение сердцебиения у всех большинства участников. Это подтверждает тот факт, что для детского организма частое использование гаджетов, в частности смартфона, имеет прямое негативное воздействие на организм.
5. Рекомендации для учащихся и родителей по снижению неблагоприятного воздействия гаджетов на здоровье детей и подростков по профилактике зависимости от них
Помимо выше описанных экспериментов мы провели визуальное наблюдение за учащимися нашей школы на предмет использования сотовых телефонов. Мы увидели, что большинство учащихся среднего и старшего звена (в начальной школе это реже наблюдается) используют сотовые телефоны в любую свободную минуту на перемене. В основном ребята играют или ведут переписку. Такое увлечение может привести к зависимости от гаджетов.Проанализировав источники информации, проведя статистическое наблюдение в форме анкетного социологического опроса и эксперимент по изучению влияния гаджетов на состояние сердечно-сосудистой системы школьников, а также используя собственные визуальные наблюдения мы решили предложить рекомендации для родителей и школьников.
1. Не подносить телефон к голове сразу же после нажатия кнопки начала набора номера. В этот момент электромагнитное излучение в несколько раз больше, чем во время разговора;
2. Держать телефон в сумке, поскольку на расстоянии 30-40 см воздействие ЭМП значительно меньше;
3. Использовать мобильные телефоны с гарнитурами;
4. Носить мобильные телефоны на шее и в карманах брюк не рекомендуется;
5. Ограничить продолжительность одного звонка до 1 минуты.
6. Ограничить ( регламентирова) использование гаджетов:
• детям 6-7 лет до 20-25 минут;
• детям 8 лет - 40 минут;
• детям 9-10 лет - не более 1,5 часа.
• подросткам от 1 до 2 часов.
7. Проводить регулярные перерывы каждый час и специальную гимнастику.
8. Соблюдать дистанцию и правильную осанку при использовании гаджета.
9. Покупать качественную технику, тогда влияние монитора на здоровье уменьшится.
10. Родителям необходимо убедить ребёнка заниматься в различных кружках, секциях, играть с детьми в настольные игры и игры на свежем воздухе (в качестве альтернативы использования гаджетов).
Заключение
В процессе нашего исследования мы попытались выявить и обосновать степень воздействия гаджетов на здоровье детей и подростков. Опрос показал, что большинство учащихся нашей школы используют гаджеты практически с раннего возраста ежедневно от 30 минут до нескольких часов в день. Многие учащиеся играют в электронные игры, используя гаджеты. В результате ухудшается самочувствие, снижается внимание на уроках, ухудшается зрение, слух, нарушается осанка, отмечаются сбои сердечно-сосудистой системы, повышается утомляемость.
В связи с этим очень важно ограничить использование сотовых телефонов, а до 7 лет - запретить иметь сотовые телефоны.
Нами был разработан буклет, который является памяткой по использованию электронных гаджетов. Эти буклеты были розданы родителям на родительском собрании.
С учащимися 3-4 классов проведены профилактические беседы о негативном влиянии электронных гаджетов на здоровье детей и подростков.
Для доказательства были представлены результаты проведенных нами и экспериментов. Мы считаем, что проведение профилактических бесед, конференций и даже ток- шоу привлечёт внимание родителей и детей к проблеме и убедит всех о негативном влияния электронных гаджетов на здоровье школьников.
Список используемых источников информации
1. Влияние гаджетов на человека //https://multiurok.ru/files/doklad-vliianiie- ghadzhietov-na-chielovieka.html
2. Что такое гаджет и что такое виджет //https://www.compgramotnost.ru/
3. Ермолаева В. В., Пикина Е. Е. Влияние информационных технологий на жизнь человека // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 42-44. — URL //https://moluch.ru/archive/208/51070/.
4. Children and Adolescents and Digital Media https://pediatrics.aappublications.org/content/138/5/e20162593
5. ДЕТИ. МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ. 2017. Отчет MOMRI //http://cyberpsy.ru/articles/children_media_2017_momri/
6. The NIH Is MRI-ing Kid’s Brains While They Instagram to Study the Effects of Screen Time https://fortune.com/2018/12/11/nih-kids-screen-time-study-2018-brain-development/
7. Поколение очкариков. https://tengrinews.kz/article/pokolenie-ochkarikov-325/