I. Введение.
Этим летом на отдыхе мне выпала возможность поплавать в большом бассейне с рыбками. Они были такие красивые, и я заворожено наблюдала за ними. Рыбки плавали со мной, не опасаясь меня, но я заметила одну вещь: рыбы как будто сговорившись, по команде плавали «стайками» от одного объекта к другому, не мешая друг другу. Я заинтересовалась и стала искать литературу, чтобы понять: как же они поддерживают порядок и определяют свое место в водной системе? Как находят своих сородичей в огромных морях и океанах? Должно быть, они пользуются какой-то системой передачи сигналов, облегчающих поиски пищи и благоприятных условий обитания, защиту от врагов и вредных воздействий. Но мы ведь никогда не слышали, чтобы рыбы разговаривали, но как же они договариваются? Так ли справедлива широко известная пословица «Нем как рыба»?
Цель работы: узнать новое, систематизировать и познакомить одноклассников со способами передачи информации рыб друг другу с помощью создания обучающей брошюры.
Гипотеза моей работы – рыбы имеют свой язык общения.
Методы исследования: наблюдение, опрос, изучение и систематизация литературы и интернет-ресурсов по выбранной тематике.
Задачи:
Провести опрос среди одноклассников на определение интереса к данной теме и наличие знаний о существовании специальных сигналов передачи информации рыбами друг другу;
Используя различные исследования ихтиологов, биологов, зоологов, и моих личных наблюдений, выяснить, есть ли у рыб свой «язык»;
Составить таблицу звуковых сигналов на примере разных видов рыб;
Рассмотреть наиболее совершенные способы передачи информации на примере людей моря – дельфинов;
Создать обучающую брошюру о рыбах по теме «Язык без слов».
Теоретическая часть. Что думают ученые о «безмолвном море».
2.1. Научные опыты и удивительные открытия
Веками считалось, что рыбы не издают никаких звуков. Исследования ихтиологов ХХ века изменили многие наши представления о рыбах. Оказывается, молчаливых и немых подводных обитателей просто не бывает. Они объясняются друг с другом с помощью неслышимых, а подчас и слышимых человеком звуков, необычайно разнообразных и охватывающих большую шкалу частот. «Немые» звуки можно преобразовать в слышимые человеком с помощью специальной аппаратуры.
Я выяснила, что проводя свои исследования, ученые опустили под воду гидрофон - специальный подводный микрофон. На записях, сделанных при помощи этого оборудования, удалось разобрать разные звуки, напоминающие хлопанье, скрежет, щелканье, треск, писк и много чего еще. Каково же было удивление исследователей, когда оказалось, что это не что иное, как разговор рыб[1].
Но «болтают» рыбы, разумеется, не для развлечения. Ведь все в природе имеет свои причины. Рыбы издают звуки не только случайно, но и «сознательно». Ученые установили, что звуки, которые издают рыбы, служат разнообразным целям. Одним они помогают ориентироваться и отпугивать врагов; другие используют звук как сигнал тревоги; третьи «разговаривают», ухаживая за самками.
Интересные опыты были проведены во Флориде с бычками-батигобиусами. Эти маленькие рыбки ютятся в расщелинах подводных скал, между камнями. Перед нерестом бычок-самец приступает к постройке гнезда. Когда укрытие для икринок готово, он подзывает самку, издавая низкие хрюкающие звуки. С помощью гидрофона ученые попробовали передать в воду записанный на пленку голос самца-батигобиуса. Как только аппарат был пущен, рыбки устремились к гидрофону. Многие залезали прямо на гидрофон — самки шли на призыв самца, а самцы подплывали, чтобы подраться.
Чаще всего рыбы издают звуки, когда питаются, дерутся, когда испуганы, раздражены, собираются в стаю или же пытаются отыскать дорогу, для защиты территории, а также как способ распознавания друг друга. Подобно людям, они невольно вскрикивают, испытывая страх или тревогу. У каждого вида рыб свой «язык». В трудную минуту огромная океанская луна-рыба весом до 900 кг скрипит зубами и хрюкает наподобие поросенка. Отражая нападение, морской петух и рыба-жаба зловеще рычат, а рыба-еж издает скрежет и вой, которые так же неприятны для некоторых ее врагов, как и ее оружие – острые иглы. Если поймать одну рыбу из косяка, она может подать сигнал, предупреждающий остальных об опасности и обращающий их в бегство[2].
В нашем Черном море стаями живет рыба горбыль. Она издает звуки, похожие на лай собаки и ворчанье сердитого человека. Эти звуки много раз слышали наши аквалангисты без всякой специальной аппаратуры. Более музыкальные звуки у циноглоссы — одной из камбал. Они напоминают аккорды органа, арфы, звона колокола.
Нет смысла издавать звуки, если их никто не услышит. Я узнала, что у рыб нет ни наружных «слуховых рожков», ни барабанных перепонок, как у людей. Зато рыбы имеют две слуховые системы: это внутренние уши, расположенные внутри головы рядом с мозгом; и вторая слуховая система, с помощью которой рыбы обнаруживают приближение врагов и будущих жертв задолго до того, как их увидят. Она представляет собой так называемую боковую линию, проходящую вдоль всего тела рыбы, по обеим сторонам, от кончика хвоста к голове. Звуковые и механические колебания, воспринимаемые боковой линией, передаются в среднее ухо, благодаря чему она способна определять направление по отношению к издаваемым звукам. Именно поэтому, рыбы не сталкивались, не мешали друг другу, когда я за ними наблюдала.
Как же разговаривают рыбы, если у них нет языка? Рыбы могут производить звуки, стуча жаберными крышками, или благодаря мышце, вызывающей колебание плавательного пузыря. С его помощью они издают такие звуки как ворчание, посвистывание, карканье, удары, напоминающие дробь барабана. Дальше всех в этом деле зашла рыба-жаба, которая всего за одну минуту дергает свой плавательный пузырь больше тысячи раз. Некоторые виды стучат костями или зубами. Так, например, угорь стучит по плавательному пузырю костями, рыба-клоун может щебетать благодаря наличию голосовых связок, а сельдь выпускает из анального отверстия пузырьки. Костные пластинки, трущиеся друг об друга, зубы или плавники вызывают звуки треска, щёлканья, скрежетания и хруста. Некоторые рыбки скрипят, сдвигая косточки, примерно так, как дергают зубчики на расческе[3].
Все виды рыб, умеющие издавать звуки, о которых мне удалось узнать, и их звуки я собрала в единую таблицу (Приложение А).
2.2. О самых разговорчивых обитателях морей
Одними из самых «разговорчивых» водных жителей являются, пожалуй, представители китообразных. Особый интерес и любовь за свою необычайную грацию и смекалку, у людей вызывают дельфины. Долгое время ученые считали, что у дельфинов есть свой особый язык. Сейчас исследователи говорят скорее о некой системе звуковых сигналов, посредством которой дельфины общаются между собой. Она же помогает дельфинам легко ориентироваться в подводном мире.
Дельфины используют сигналы двух типов: эхолокационные (сонарные) и «cвисты», говорящие об эмоциональном состоянии дельфина. Эхолокационные сигналы служат для исследования обстановки, обнаружения препятствий или добычи. Человек не может различить их – они испускаются на очень высоких, ультразвуковых частотах. Сигналы второго типа обычно называют «свистом» или «щебетом». У разных видов они немного различаются[4].
«Свист» служит многим важным целям. Благодаря ему дельфины распознают членов своего «клана». Этими же сигналами они сообщают друг другу о своем состоянии: «Я в беде», «Я рассержен», «Плыви ко мне». «Я в беде» - это высокий мелодичный свист, следующий за коротким и унылым. «Я рассержен» - это звуки, напоминающие лай. Дельфиненок зовет маму тонким визгливым писком: «Мама, подплыви ко мне!». А тявкающий звук, свойственный только самцам, должен привлекать самок. Есть у дельфинов и звуки, обозначающие приветствие, прощание или беспокойство.
В одиночестве дельфин молчалив, в паре – разговорчив, в стае – болтает почти без умолку. У каждого дельфина есть «имя», которое знают члены стаи и на которое он отзывается. Оно дается дельфину при рождении. «Имя» представляет собой короткий характерный свист, длящийся около 0,9 секунды.
Самый говорливый представитель дельфиновых – это белуха, или белый кит. Другой, не менее голосистый вид дельфинов – это афалины. Они могут «лаять», пищать, «скрипеть», «щелкать», «жужжать», и даже похрюкивать.
Анализ многочисленных импульсов, зарегистрированных в научных экспериментах, показал, что дельфины общаются между собой по очереди, не перебивая друг друга. Дельфин сначала выслушивал импульсы товарища, а уже потом выдавал свои[5].
Этот "язык" обладает всеми конструктивными особенностями, присутствующими в речи человека, что указывает на высокий уровень интеллекта и сознания дельфинов. Их общение можно рассматривать как высокоразвитый разговорный язык, который схож с человеческим языком. Только дельфиний язык в десятки раз быстрее человеческого.
Все виды и способы передачи информации дельфинами друг другу я тоже оформила в таблицу (Приложение Б).
III. Практическая часть. Создание брошюры по теме «О чем говорят рыбы?»
Свою работу над выпуском брошюры я проводила по плану. Нам необходимо было выполнить несколько задач:
Провести методом анкетирования опрос среди учеников 2Б класса на определение интереса к данной теме и знаний о существовании специальных сигналов передачи информации рыбами друг другу;
Определить название брошюры;
Продумать оформление брошюры.
3.1.Определение знаний и заинтересованности учащихся в изучении сигналов, помогающих передачи информации рыбами друг другу.
Перед тем как составлять брошюру, мы решили провести опрос моих одноклассников, чтобы выяснить, интересно ли им узнать умеют ли рыбы «разговаривать» и есть ли какие-то знания о способах общения рыбок друг с другом.
Анкетирование – это метод, в котором в качестве средства для сбора сведений используется специально оформленный список вопросов — анкета. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Анкетирование подходило для поставленной задачи тем, что мы могли выяснить мнения учеников по интересующим нас вопросам за короткий срок и охватить одновременно весь класс[6].
Подготовительный этап:
Составление анкеты.
Проведение анкетирования среди учеников класса.
Обработка результатов.
Оформление результатов.
Анкета включала в себя три вопроса и два варианта ответа.
Как ты считаешь, умеют ли рыбы передавать друг другу информацию о своем местоположении, приближающейся опасности, отпугивать врагов?
Знаешь ли ты, какими способами рыба может сообщать сигналы сородичам?
Интересно ли тебе узнать, умеют ли рыбы издавать звуки под водой?
Результаты анкетирования:
В анкетировании принимало участие 28 учеников 4Б класса. По результатам опроса было выявлено, что только 7% опрошенных считают, что рыбы не умеют обмениваться информацией о приближающейся, опасности, отпугивать врагов и т.п.
Почти 18 % знают способы сообщения сигналов, и 72% не знают.
На вопрос «Интересно ли тебе узнать, умеют ли рыбы издавать звуки под водой?» 100% учащихся ответило «Да».
Технология создания брошюры (Приложение В).
1 этап
Я изучила необходимую литературу, подобрала материал о рыбах и дельфинах, с точки зрения интересных фактов о способах воспроизводимых ими звуков и их значении.
2 этап
Нашла в интернет сети иллюстрации выбранных мною рыб для оформления своей брошюры.
3 этап
Составила описание каждой рыбки о месте обитания, интересные факты и отдельно выделила для каждого вида рыб издаваемые звуки и о чем они сигнализируют.
4 этап
На последнем этапе я оформляла брошюру. В моей брошюре есть следующие элементы:
Титульный лист с названием брошюры и мной нарисованной картиной подводного мира, именем и фамилией автора-составителя, место и год создания брошюры и диск с записью звуков, издаваемых рыбами (Приложение Ш).
Обращение автора к читателям.
Содержание.
Основные страницы брошюры.
IV. Заключение
Таким образом, моя гипотеза нашла своё подтверждение.
Как я смогла увидеть из научных исследований подводного мира, рыбы не молчат. Доказано, что они разговаривают между собой.
Звуков рыб мы не слышим только потому, что почти вся звуковая энергия поглощается на границе вода – воздух, и потому, что многие издаваемые рыбами звуки распространяются на волнах, плохо слышимых нами без специальных приборов – гидрофонов, которые улавливают звуки в воде. Оказывается, рыбы "разговаривают" на тех же частотах, на которых звучит речь человека и музыка. Поэтому не трудно самому послушать рыб в воде. Для этого надо только герметизировать обычный микрофон и опустить его в воду.
Характерным отличием общения рыб от любых животных, живущих на земле, является не только звуковой сигнал, но и восприятие органами боковой линии. Этот способ передачи информации позволяет обнаруживать врага или добычу, поддерживать порядок в стае. У дельфинов, как нам удалось выяснить, эту функцию выполняют эхолокационные сигналы.
Звуки, издаваемые рыбами, несут не только спонтанный характер, но и скрывают в себе информацию, которую способны воспринять и понять их сородичи. Звуковые сигналы китообразных также несут определенную биологическую информацию, помогающую стае выживать, размножаться, выращивать потомство и многое другое. В этом плане и ведется в настоящее время изучение их «языка», как осмысленного звукового общения этих животных.
Выходит, уже нельзя сказать, что рыбы немы, ведь это не так. Если бы мы могли их услышать, то почувствовали такой гул голосов, который превышал бы шум детей в школе на перемене.
В результате выполнения данной работы я:
- изучила литературу по интересующему вопросу;
- отобрала материал – интересные факты из жизни рыб;
- составила таблицы, используя полученные факты;
- написала статью «Обращение к читателю»;
- подобрала иллюстрации;
- оформила интересную брошюру;
- использовала данную брошюру на уроках окружающего мира в своём классе.
V. Список литературы.
Баруздин, С.В. Почему рыбы молчат /С.В.Баруздин. - М.: Изд-во «Наука», 2016. – 156 с.
Брэм, А.С. Жизнь животных / А.С.Брэм.- СПб.: Изд-во Питер, 2016. – 108 с.
Дроздова, И.В. Удивительная биология / И.В.Дроздова. - М.: Изд-во «Проспект», 2006. – 232 с.
Наумов, Н.П. Экология животных, 2 изд./Н.П.Наумов. - М.: Изд-во «Фома», 2003. – 245 с.
Протасов, В.Р. Голоса в мире безмолвия / В.Р.Протасов. - СПб.: Изд-во Питер, 1999. – 109 с.
Школьник, Ю.К. Животные. Полная энциклопедия / Ю.К.Школьник - М.: Изд-во «Наука», 2017. – 230 с.
VI. Приложения
Приложение А
Таблица. Сводные данные по рыбам, издаваемым ими звукам и их характеристики.
Наименование рыбы |
Звук, издаваемый рыбой |
Что звук означает |
Бычок батигобиус |
Хрюкающие звуки |
Подзывает самку для нереста. Самки идут на призыв, а другие самцы подплывают, чтобы подраться. |
Горбыль |
Собачий лай, ворчание Стук плавательным пузырем |
Поиск пищи. Предупреждает об опасности, «красуется» перед самками. |
Карп |
Издает серию тресков, скрежеща зубами. Низкочастотный негармоничный звук, напоминающий пулеметную очередь. |
Предупреждает свою стаю об опасности. Защищает свою территорию. |
Макрель |
Крякает |
При встрече особи противоположного пола. |
Мичман |
Жужжащие звуки издают самцы при помощи плавательного пузыря. Резкие прерывистые звуки издают самцы и самки. |
Для привлечения самок; Отпугивает противника, сторожа гнездо с икрой. Прогоняют постороннего из гнезда. |
Морской петух |
Сердитый рык Хрюканье, храп или ворчание |
Отпугивает врагов. «Поет круглый год». Значение сигнала не установлено. |
Рыба-еж |
Скрежет и рев Раздувшись, квакает |
Отпугивает врагов Испытывает страх |
Рыба-жаба |
Самец воспроизводит звуки, напоминающие пароходный гудок («бу-у-п»). Производится он с помощью хорошо развитых барабанных мышц. Оглушительный рев |
Привлекает самку. Защищает территорию, отпугивает чужаков. |
Рыба-луна |
Скрипит зубами и хрюкает |
Испытывает страх или тревогу. |
Рыба-спинорог |
Фыркает и хрюкает при помощи плавательного пузыря, скрипит зубами. Свистит и «чирикает». |
Пугает противника. Испытывает страх. |
Приложение Б
Таблица. Способы передачи и получения информации дельфинами.
Эхолокационные (сонарные) сигналы |
«Щебеты» или «Свисты» |
Жесты и язык тела |
Очень высокие ультразвуковые частоты. Человек их не слышит. |
Сообщают об эмоциональном состоянии дельфина |
|
Служат для исследования обстановки, обнаружения препятствий или добычи. |
- распознают членов своего «клана»; - сообщают друг другу о своем состоянии; - привлекают самок; - подзывают маму; - приветствуют друг друга; - прощаются. |
- делают знаки головой, хвостом, плавниками; - используют разные способы плавания; - принимают позы, имеющие определенное значение. |
Приложение В
Этапы создания брошюры
Изучение литературы по теме работы Оформление титульного листа
Поиск информации о рыбах в интернете
Приложение Г
Страницы брошюры
Автор: Зиссерман Анна МАОУ «Лицей 97 г. Челябинска» Руководитель: Точилкина Е.В., учитель начальных классов МАОУ «Лицей 97 г. Челябинска» Язык без слов Челябинск 2020 |
Содержание
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бычок батигобиус
Карп
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рыба-еж
|