Тайны узора в орнаменте

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайны узора в орнаменте

Брахнова А.М. 1
1МАОУ "Лицей № 97 г. Челябинска"
Нестерова И.В. 1
1МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

«Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе»

(Рэй Брэдбери [19]).

Летом в сундуке моей прабабушки (ей 90 лет) мне на глаза попались рушники (полотенце) и фартук, которые были украшены орнаментной вышивкой. [Прил. А, рис.1] Вышитые рисунки на изделиях были необычны и загадочны. Прабабушка их вышивала со своей мамой. 

Прабабушка объяснила, что каждый вышитый рисунок не просто украшение, это – орнамент, который имеет свое значение, и вышивался с определенной целью. Изделия, украшенные узорами – это своеобразные летописи жизни их создательниц, запись их судеб и мыслей. В этих посланиях сконцентрированы просьбы, мечты, надежды, добрые пожелания родным и близким, для которых делали изделие, чувства счастья или печали и многое другое.

Наши предки интуитивно знали, что орнамент это божественная сила. В научной среде эти силы сейчас принято называть энергиями.

К сожалению, прабабушка не смогла вспомнить и рассказать мне о значении каждого орнамента на увиденных мной тканевых изделиях. Мои, бабушка и мама, тоже не знали.

После этого случая мне захотелось узнать. Каковы истоки русского народного орнамента? Что скрывается за этими замысловатыми узорами? Какую тайну они в себе хранят? У всех ли народов и наций одинаковые орнаменты и узоры? Влияет ли культура народа на орнамент? Таким образом, была определена тема моего исследования.

Проблема: современниками утрачено культурное наследие славянского народа в части  знаний о традиционных славянских узорах и орнаментах, их тайных значениях и их роли в жизни славян.

Практическая часть работы велика, т.к.: важно знать свои корни, знать историю предков, и особенно важно, чтобы мы, школьники, чувствовали свою связь с предыдущими поколениями. Знать свою культуру – значит знать свои истоки, обычаи и традиции своего народа и передавать их от поколения к поколению. Узоры, сохраненные и переданные нашими предками, могут дать много полезной информации историкам, краеведам и, конечно же, школьникам. Данную работу можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, окружающего мира.

Гипотеза: орнаменты несут скрытую информацию, у каждого орнамента есть свое значение. У каждого народа свои орнаменты, зависящие от их культуры и образа жизни. А большинство моих сверстников об этом не знают.

Цель работы: изучить знаковые символы–узоры, раскрыть тайну узоров в орнаменте.

Объект исследования: узоры и орнаменты, изображенные на предметах быта разных народов.

Задачи:

  1. Изучить историю возникновения орнаментов, их виды и типы.
  2. Познакомиться с орнаментами народов мира, их значениями и признаками.
  3. Более подробно исследовать славянскую культуру и все,  что связано в ней с темой данной работы.
  4. Классифицировать изученные узоры по признакам.
  5. Провести анкету одноклассников, учеников 3 «В» класса МАОУ «Лицей № 97 на предмет выявления уровня их знаний по теме.
  6. Полученные знания донести до одноклассников.

Методы исследования:

1. Теоретический: теоретический анализ литературных источников, материалов сети – интернет;

2. Эмпирический: социологический опрос – анкетирование;

3. Анализ полученных  данных, структурирование полученных знаний.

4. Фотографирование

 

 

1.  Основная часть. Узоры и орнаменты. Их тайны и значения

1.1.  Понятие узора и орнамента

Под словом «Узор» подразумевается рисунок, в котором сочетаются линии, цвета, тени [23, 24] [Прил. А, Рис.1]. Причем он не обязательно должен быть рукотворным. Яркий пример тому – зимние узоры на окне в морозный день.

Исторически слово происходит от таких слов, как «зреть», «узреть». В древнерусском языке они означали не только «увидеть», но и «понять суть». Отсюда идут выражения «зреть в корень», «зрелый человек» [21].

Узоры наши предки создавали для передачи важнейшей духовной информации. Этим объясняется их нанесение на скрытые части предметов: дно, оборотную сторону. Через узоры рассказывали об устройстве мироздания, вечных ценностях. Часто они выполняли функцию оберега. Поэтому их вышивали по краям одежды, в области сердца и т. д. [21].

Самыми первыми и простыми изображениями узоров приятно считать: круг, спираль, крест и ромб [Прил. А, Рис.2].

Круг – связан с небесными светилами: солнцем, луной. Это идеальная форма, символизирующая собой цельность, единство, бесконечность, повторяемость.

Спираль – это мировой код (какая-то никому не известная тайна), в соответствии с которым происходит развитие всего на нашей земле (во вселенной).

Крест - соединение двух противоположных начал, которые сливаются друг с другом.

Ромб – символ плодородия, хорошего урожая и женского начала. Часто его можно увидеть на свадебной одежде невесты.

Свастика – встречается во всех культурах, очень много таких символов среди русских узоров. Она отображает вращение мироздания вокруг сакрального центра. Символизирует благополучие и созидание.

Прошло еще немало лет и люди стали использовать особый вид узоров, основанный на ритмичном чередовании символов. Так появлялось понятие – «Орнамент», от латинского ornamentum («украшение»). В основе Орнамента лежат отдельные, обычно повторяющихся мотивы.

Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортом (с французского – «возвращение») [Прил. А, Рис.3] [6].

Возникновение орнамента уходит своими корнями вглубь веков, впервые его следы запечатлены в эпоху палеолита (23 000-13 000 лет до н.э.)[23].

1.2. Узоры Древнего Египта

Первые геометрические узоры появились в Древнем Египте. Они  отличались относительной простотой и выстраивались по линейному принципу. Их основными элементами были прямые линии, круги, точки, прямоугольники, конусы [Прил. А, Рис.4].

С развитием Египта они усложнялись. Появилась большая смысловая нагрузка. По рисункам можно было читать. Орнаменты обладали сдержанностью, утонченностью и строгой последовательностью [8].

Преобладающие цвета, использовавшиеся в создании узоров, это сине–голубые оттенки, кирпично-красный, желто-золотой, темный зеленый, кремовый и черный цвет. 

Значения узоров Египетских орнаментов: лотос – символизировал величие природной силы, невинность, здоровье и чистоту мыслей; алоэ – обозначал жизнь в загробном мире; водяная лилия – символ возрождения; тростник – олицетворял юг и оплодотворение; папирус – «дар реки».

Почитаемые деревья в египетской символике: финиковая пальма, тутовое дерево, акация, кокосовая пальма, терновник, сикомора [Прил. А, Рис.5] Все они обозначали начало жизненного цикла [8].

Жук-скарабей считался священным. Он был символом бессмертия, счастья, защитником от болезней и бед; священная птица Бену олицетворяла воскрешение; змеи, поедающей свой хвост – восстановление справедливости [Прил. А, Рис.6] [8].  Также часто в египетских рисунках изображали антилоп, рыб, обезьян.

Можно было увидеть изображения богов или их символов: Осириса, в виде глаза; Исиды, чьим знаком является трон; Анубиса, имеющего на орнаментах обличье шакала [Прил. А, Рис.7].

1.3. Узоры Римской Империи

Узоры Римской Империи сыграли важную роль в истории развития искусства.

Наиболее яркое развитие Римская орнаментика получает в «канделябрном» стиле. Канделябр – это подставка для светильников [Прил. А, Рис.8]. Свое символическое происхождение этот предмет ведет от образа Мирового Древа. Эта символика наглядно отразилась в виде фантастического Древа с ветками, листьями, цветами, плодами, у которого кроной-солнцем являлись зажженные светильники. [Прил. А, Рис.9] [15].

Позже в Римском орнаменте появляется симметричность (выделение центра), постоянное изображение композиции, состоящей из трех частей. Расположение рисунков преимущественно происходит по вертикальному расположению [Прил. А, Рис.10].

Через римский декор этот стиль является очень популярным и в наше время [Прил. А, Рис.11].

1.4. Греческие орнаменты

Греческие орнаменты знакомы всем. Ими украшают посуду, вазы, одежду и постройки и ювелирные изделия. Но не все знают, что они означат.

Самым узнаваемым орнаментом является Меандр [Прил. А, Рис.12]. В меандре древние греки видели магический смысл – символ вечности: как река течёт бесконечно, так и извилистая линия длится непрерывно, отражая течение человеческой жизни [14].

Спераль – символ развития и движения, символ жизни. [Прил. А, Рис.13] [14]. Древние греки воспринимали орнамент спирали как атрибут Афины (раскручивается по часовой стрелке) или Посейдона (против часовой стрелки) и образ Вселенной [14].

Акант – образ растения аканта (Acanthus mollis). Изображен в форме листьев растения. Символизирует жизнелюбие и силу. [Прил. А, Рис.14] [14].

Пальметта – изображение пальмового листа. Орнамент не имеет особого смысла. Использовался в декорировании карнизов и колонн. [Прил. А, Рис. 15] [14].

1.5. Арабские узоры

Арабские узоры бывают двух видов: «ГИРИХ» – непрерывный геометрический рисунок, основанный на сетчатой структуре; «ИСЛИМИ» – растительный узор, состоящий из гибких стеблей и побегов, покрытых листвой и соцветиями [Прил. А, Рис.16]. Животные в арабских орнаментах практически не встречаются [7]. Непрерывные геометрические мотивы использовались для погружения в состояние, напоминающее медитацию.

С арабскими орнаментами тесно связана Каллиграфия [Прил. А, Рис.17].

Самый известный арабский орнамент «АРАБЕСКИ» [Прил. Б, Рис.18]. Это сложный орнамент, переплетающий в себе геометрические и растительные мотивы, а также включающей в себя надписи специальными шрифтами.

2. Орнаменты и узоры в культуре Древней Руси

2.1  Узоры и орнаменты Древней Руси

Как и культура других народов мира, русская культура зародилась много лет тому назад. Тогда же появились первые узоры и орнаменты, основанные на использовании традиционных мотивов. Жители Древней Руси – «русичи» украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами [16].

Первичная ячейка общества – это семья. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались символикой своего рода, считая их защитой и помощью. Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей (родственников). Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так на Руси появились русские народные орнаменты. Связь природы и религии – так их коротко можно описать.

Элементы орнамента не только украшали [Прил. А, Рис.19], они несли смысловую и ритуальную нагрузку, их читали. Очень часто орнаменты использовали, как заговоры и обереги.

2.2. Тайны узоров Древней Руси

Произведенный анализ орнаментов славян показал, что в основе вышивок расположены одни и те же узоры: круги, кресты, птицы, кони, ромбы, деревья, Макошь, Алатырь.

Алатырь – главный из славянских знаков [Прил. А, Рис.20]. Это символ бесконечной вселенной, единства двух миров – богов и людей, и их равновесия, источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. От изображения Алатыря ждали помощи в разных жизненных ситуациях [25].

Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования) [Прил. А, Рис.21] – считалось, что оно растет на Алатырь-Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей [25].

Коловрат – один из видов свастики. Из свастик чаще других можно встретить. Древний символ солнца, счастья и добра [Прил. А, Рис.22] [25].

Орепей или Арепей (другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник) представляет собой ромб с гребенками на сторонах [Прил. А, Рис.23] – символ счастья, богатства, уверенности в себе [25].

Конь – хранитель домашнего очага [Прил. А, Рис.24].

Птицы – приносят добро человеку, знак согласия, любви и мира в доме [Прил.А, Рис.25].

Макошь – Богиня Судьбы и Магии [Прил. А, Рис.26] [10].

Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими и также были перенесены в узоры [Прил. А, Рис.27].

Славянская символика очень разнообразна. Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Не менее важную роль в узорах и орнаментах выполнял цвет. Красный связывали с огнем, солнцем, он оберегал жизнь. Белый – цвет чистоты, защита от темной силы. Синий – символ воды, бескрайнего неба и силы, им вышивали мужскую одежду. Зеленый ассоциировался с лесом, помощью природных стихий. Черный – плодородная земля,  наносился на женскую одежду и защищал материнство [21].

Орнаменты наносились в виде вышивки на одежду. Так люди старались защитить себя вышивкой-оберегом. Столовое белье, предметы быта, мебель, были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома). Так на детскую колыбель – люльку наносили охранные орнаменты, которые всегда содержали знаки солнца (коловраты) [Прил. А, Рис.28] [21].

Считалось, что красный вышитый пояс также был спасением  от всех бед [Прил. А, Рис.29].

Особую роль узоры и орнаменты играли в оформлении жилищ, различных хозяйственных построек, а также священных мест – церквей и храмов [Прил. А, Рис.30]. Таинственные знаки, обозначающие солнце, землю, мировое древо, богинь, небосвод, небесные запасы влаги и плодородия, по мнению наших предков, должны были защитить дом и его обитателей от зла и опасностей, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье, поэтому особое внимание уделялось входам в дом – дверям и окнам. Их  украшали расписанными различными узорами ставнями и наличниками, которые не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы [Прил. А, Рис.31] [21].

Использование узоров на различных частях строений стало одним из отличительных особенностей славянского архитектурного стиля – зодчества, элементы которого встречаются и используются в строительстве и в наши дни  [Прил. А, Рис.32].

Также традиционным орнаментом украшали куклы-обереги. Наши предки верили, что они оберегали от неприятности и бед. Их расставляли на видные места в доме, клали в детскую колыбельку, а иногда и носили с собой [Прил. А, Рис.33] [21].

2.3. Узоры и орнаменты в современных народных промыслах

Постепенно, с развитием культуры старинные узоры изменялись, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов и выделились в самостоятельные ремесла.

Наиболее популярными можно назвать:

Фарфор и керамика «Гжель» [Прил. А, Рис.34]. Ее стиль – характерный рисунок синей краской (различные оттенки неба) по белому фону (цвет стен церквей). Тема рисунка делиться на четыре вида: 1.времена года и пейзажи; 2.орнаментальные – сетки-гребенки, капельки, жемчужинки, шашечки и др.; 3.растительные мотивы –  ягоды, бутоны, ветки и злаки; 4.животные – обычно это птицы [17].

Роспись гжелью — старинный промысел, вид искусства. Популярен с 18 века. Назван по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство [17].

Изображения не использовались как заговоры и обереги.

«Жостовскую роспись» [Прил. А, Рис.35] можно узнать по цветочным букетам, в которых чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне-Тагильских подносов [11].

Изображения не использовались как заговоры и обереги.

«Хохлома» [Прил. А, Рис.36] это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Уникальный способ окраски деревянной посуды и само рождение промысла связывают с иконописным и книжным промыслами [10].

Ее родина и место прописки Нижегородская область. Популярна и в наши дни.

Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками

Часто на изделиях изображена Жар-птица – живой образ, к которому обратились мастера хохломской росписи. Птица символизирует тепло и свет, является предвестником урожая и богатства. Птица является сакральным знаком для всего русского искусства, она занимает особое место в сказках и песнях, в картинах художников и сценографии. [10].

Изображения не использовались как заговоры и обереги.

Мезенская роспись [Прил. А, Рис.37] возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь – прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись». Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик)  [13].

Изображения не использовались как заговоры и обереги.

Павловопосадские платки и шерстяные шали – традиционный текстильный русский народный промысел. Объёмное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или размещенных по полю платка на чёрном или красном фоне. Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани [Прил. А, Рис.38].

3. Практическое применение проведенного исследования

3.1. Классификация узоров и орнаментов

В рамках проведённой исследовательской работы составлена классификация орнаментов и узоров – Приложение Б.

Считаю,  что все узоры и орнаменты можно разделить (классифицировать) по следующим признакам:

-   по предмету изображения: геометрический, каллиграфический с надписями, растительный, с изображением животных, людей и предметов утвари;

-   по изображению узора в орнаменте: по горизонтали и вертикали;

-   по симметричности: параллельный перенос, осевая симметрия, зеркальная симметрия, центральная симметрия;

-   по цветовой гамме: определенной цветовой гаммы, нет требований к цвету.

Кроме того, составлен словарь новой лексики, использованных в работе слов – Приложение В.

3.2. Результаты проведенного опроса-анкетирования учеников 3 «В» класса «Лицея № 97 г. Челябинска»

Очень важно приобщаться к древним знаниям наших предков. Наши корни уходят в славянские обычаи и традиции. Не знать их, значит отрицать существующую связь поколений.

К сожалению, результаты проведенного опроса-анкетирования моих одноклассников подтверждают гипотезу о том, что среди моих ровесников мало людей, которые хорошо знают значение узоров славянского орнамента. При этом тема оказалась очень интересной моим одноклассникам, так как они по-прежнему украшают узорами и орнаментами пространство вокруг себя, выбирая одежду и различные школьные принадлежности с большим количеством ярких, разноцветных причудливых завитушек или рисунков.

Цель проведения проведенного опроса-анкетирования: определить уровень знаний моих сверстников об узорах и орнаментах, их роли в жизни наших предков.

Объект исследования: ученики 3 «В» класса «Лицея № 97 г. Челябинска».

В исследовании приняли участие ученики в количестве 27 человек.

Форма проведения исследования: анкетирование с вопросами закрытого типа.

Анкета состояла из девяти вопросов, позволяющих определить уровень знаний моих сверстников об узорах и орнаментах и их роли в жизни наших предков.

Результаты опроса [Приложение А]: из 27 опрошенных, только 12 дали положительные ответы на вопросы: «что такое Узор?» и «что такое Орнамент?», 17 опрошенных считают, что славяне наносили на одежду узорную вышивку для того, чтобы украсить одежду, что ошибочно. Почти все участники (20 опрошенных) хотели бы узнать больше, что-то новое про «красивые рисунки».  

3.3. Изготовление оберега

Учитывая проявленный интерес моих одноклассников к теме узоров, на одном из  уроков технологии мной был проведен мастер класс по изготовлению оберега. [Прил. А, Рис.40].

Цель проведения мастер-класса: при изготовлении оберега (амулета) познакомить одноклассников с понятиями «узор», «орнамент», «оберег», «амулет», а так же с изображением  основных славянских символов и их значениями.

На уроке каждый ученик изготовил себе оберег [Прил. А, Рис.41]: в желтом круге (символе солнца, жизни, защиты) изображены славянские знаки. С одной стороны АЛАТЫРЬ (стимулирует к познанию нового), с другой РАТИБОР (ведет борьбу с недостатками человека) [Прил. А, Рис.42].

Данный оберег позволит его владельцу быстро усваивать новые знания, а так же избавиться от своих плохих черт характера.

Заключение

Все поставленные задачи выполнены, цель достигнута.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу:

  1. Орнаменты древних народов не только украшали одежду, жилища, предметы быты людей, но несли смысловую и ритуальную нагрузку, их читали. Очень часто орнаменты использовали, как заговоры и обереги.
  2. Данные знания забыты нашими современниками. Сегодня покупая современную одежду, обои, ковры с элементами узора, мы даже не догадываются о силе знаков окружающих нас  быту.

 

Орнамент – это народное искусство, частица нашей истории, культуры. Возрождение народных традиций способствует духовно-нравственному развитию и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. А данная исследовательская работа может стать отличным кратким пособием (методичкой), которое поможет быстро узнать: что же такое «Узор» и «Орнамент», какой смысл в них скрыт, историю появления и отличительные особенности орнаментов различных народов мира, а также их классификацию и место в современной культуре и ремеслах.

Возрождая древние традиции, мы приобщаемся к незаслуженно забытым знаниям, становимся частью рода, вспоминаем свои корни – кто мы и откуда. Ведь наша сила – это сила рода, сила предшествующих поколений, сила накопленных нашими предками знаний. 

 

 

Список литературы

1. История русского орнамента с X-XVI столетие по древним рукописям. Издательство: В. Шевчук, 2016. – 104с.

2. Ладыгин М.Б., Ладыгина О.М. Краткий мифологический словарь – М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

3. Малков. Я.В. Древнерусское деревянное зодчество.  Издательство: ИД «Муравей». Москва 1997. – 183 с.

4. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М.: Наука, 1978. – 207с.

5. Орнаменты и узоры всех времен, стран и народов мира. Издательство: АСТ, 2010. – 25 с.

6. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. – М.: Просвещение, 2018. 208 с.

7. Арабский орнамент: особенности, типы, способы построения 2018. Дирекция по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, имеющих особо важное социальное, культурное и исторической значение при Кабинете Министров республики УЗБЕКИСТАН. [Электронный ресурс] URL: http://dkm.gov.uz/ru/arabskij-ornament-osobennosti-tipy-sposoby-postroenia.

8. Автор Анастасия Василенко. Египетский орнамент: описание и особенности. [Электронный ресурс] URL: https://www.syl.ru/article/381579/egipetskiy-ornament-opisanie-i-osobennosti.

9. Буткевич Л.М. История орнамента. 2008. [Электронный ресурс] URL: https://studfile.net/preview/1868857/page:14/.

10. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/.

11. ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ. Культура. РФ.  [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/zhostovskaya-rospis.

12. Загадки древности: славянские обереги для дома и семьи. ЭтноБохо. [Электронный ресурс] URL: https://ethnoboho.ru/slavyanskiy/oberegi-slavyanskie.html.

13. Мезенская роспись. Ярмарка мастеров. [Электронный ресурс] URL: https://www.livemaster.ru/topic/2395513-mezenskaya-rospis-istoriya-traditsii.

14. Обзор греческих орнаментов АРТсвет. Светлана [Электронный ресурс] URL: https://www.livemaster.ru/topic/1733413-obzor-grecheskih-ornamentovhttps://www.livemaster.ru/topic/1733413-obzor-grecheskih-ornamentov.

15. Орнамент Древнего Рима. Орнамент клуб  [Электронный ресурс]. https://ornament.rode.land/istoriya-ornamenta/17-ornament-drevnego-rima.html.

16. Разнообразие и значение традиционного русского орнамента. Славянская доктрина. [Электронный ресурс]  URL: 

https://slavdok.mirtesen.ru/blog/43476701893/Raznoobrazie-i-znachenie-traditsionnogo-russkogo-ornamenta.

17. Петр Симачев. Гжельская роспись: особенности, виды росписи гжель, цвета и элементы. [Электронный ресурс] URL: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/gzhel/gzhelskaya-rospis-istoriya-osobennosti.html.

18. Разнообразие и значение традиционного русского орнамента и узора. ЭтноБохо. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/@itkani-raznoobrazie-i-znachenie-tradicionnogo-russkogo-ornamenta-i.

19. Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту», 2004 год. [Электронный ресурс] URL:
https://www.livelib.ru/book/1000200601-451-po-farengejtu-rej-bredberi.

20. Символизм в русской избе. Крамола. [Электронный ресурс] URL: https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/simvolizm-v-russkoy-izbe.

21. Титова Мария. Что такое узор? История появления, глубинный смысл. [Электронный ресурс] URL:https://www.syl.ru/article/369315/chto-takoe-uzor-istoriya-poyavleniya-glubinnyiy-smyisl.

22. Толковый словарь Даля В.И. [Электронный ресурс] URL: https://gufo.me/dict/dal/%D0%B7%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE.

23. Толковый словарь Ожегова С.И. [Электронный ресурс] URL: https://slovarozhegova.ru.

24. Толковый словарь Ушакова Д.Н. [Электронный ресурс] URL: https://slovar.cc/rus/ushakov.

25. Узоры и орнаменты. Центр искусства и творчества «Марьина Роща» [Электронный ресурс] URL: https://club-detstvo.ru/raznoe/uzor-eto-obyasnenie-dlya-detej-chto-takoe-ornament-i-chto-est-uzor.

26. Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс. [Электронный ресурс] URL: https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-14193.htm.

 

 

Приложение А

Орнаменты и рисунки    

Рис.1 Тайны пробабушкиного сундука.  

Рис.2 Круг, Спираль, Крест, Ромб

Рис.3 Орнамент

Рис.4 Египетский линейный орнамент

Рис.5 Египетский орнамент с растениями

Рис.6 Египетский орнамент с животными

Рис.7 Египетский рисунок с изображением богов

Рис.8 Канделябр

Рис.9 Канделябрный орнамент Римской Империи - образа Мирового Древа

Рис.10  Орнаменты Римской Империи

Рис.11 Архитектурный орнамент зданий

Рис.12 Древнегреческий узор - Меандр

Рис.13 Древнегреческий узор - Спираль

Рис.14 Древнегреческий узор - Акант

Рис.15 Древнегреческий узор - Пальметта

Рис.16 Арабские орнаменты Гирих (слева) и Ислими (справа)

Рис.17 Арабский каллиграфический орнамент

Рис.18 Арабский орнамент - Арабески

Рис.19 Рубаха и Рушник (полотенце) с узором

Рис.20 Звезда Алатырь– славянский узор

Рис.21 Мировое Дерево Жизни– славянский узор

Рис.22 Коловрат– славянский узор

Рис.23 Арепий– славянский узор

Рис.24 Конь– славянский узор

Рис.25 Птицы– славянский узор

Рис.26 Болиня Макошь – славянский узор

Рис.27 Узоры животных и растений

 

Рис.28 Славянская люлька с узором солнца

 

Рис.29 Красный вышитый пояс

     

Рис.30 Жилища украшенные орнаментами

 

Рис.31 Оконные наличники с узором

 

Рис.32 Дом-особняк Рябинина в зодческом стиле (Челябинск)

 

Рис.33 Славянские куклы-обереги

 

Рис.34 Гжель

   

Рис.35 Жостовская роспись

 

Рис.36 Хохлома

 

Рис.37 Мезенская роспись

 

Рис.38 Павлопосадский платок

 

Рис.39 Современная одежда с узорами

   

Рис.40 Урок, посвященный узорам, орнаментам

и изготовлению славянского оберега

 

Рис.41 Оберег, изготовленный с одноклассниками

 

Рис.42 Изготовленный оберег

 

 

 

Приложение Б

Классификация узоров и орнаментов

 

Центральная симметрия

По симметричности орнамент

Параллельный перенос

Осевая симметрия

Зеркальная симметрия

По цветовой гамме

определенной цветовой гаммы

нет требований к цвету

По расположению узора в орнаменте

по горизонтали

по вертикали

ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ

По предмету изображения

геометрический

состоит из точек, линий и фигур

состоит из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток

зооморфный

включает стилизованные изображения животных

антропоморфный

в качестве мотивов используются мужские и женские стилизованные фигуры

каллиграфический

используются надписи, шрифты

предметные

в качестве мотивов используется оружие, музыкальные инструменты, предметы быта

растительный

 

Приложение В

Словарь терминов

Заговор – Магические слова, обладающие колдовской или целебной силой [23].

Зодчество – наука и Искусство проектировать и строить здания; архитектура. Бывает: деревянное, каменное, промышленное, древнерусское, современное. [22].

Мотив – часть орнамента, его главный образующий элемент. При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента [25].

Оберег – 1. Охрана, охранение. 2. Талисман. В славянской мифологии обереги-амулеты – часть женских украшений (ожерелий) или самостоятельные подвески (в области сердца или в «калите» у пояса); представлены как в виде отдельных подвесок, так и целыми наборами; имели магическое и апотропическое значение [24].

Орнамент –  (орнамент устар.), орнамента, м. (латин. ornamentum). 1. Живописное, графическое или скульптурное Украшение, состоящее из стилизованного сочетания геометрических, растительных или животных мотивов. животный орнамент (см. животный). растительный орнамент (см. растительный). Серебром отливают колонны, орнаменты ворот и мостов. Некрасов. Ѓ Украшение подобного рода на предметах обихода. 2. Украшение мелодии, напр. трель, фиоритура (муз.) [24].

Покровитель – Защитник, заступник, человек, оказывающий покровительство кому-н. Поместья мирного незримый покровитель. Пушкин (о домовом). У покровителей зевать на потолок, явиться поболтать, пошаркать, пообедать, подставить стул, поднять платок. Грибоедов [24].

Рушник – полотенце.

Раппорт – Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы [6].

Сакральный – в широком смысле – всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений [10].

Славяне – Одна из крупнейших в Европе группродственных по языку и культуре народов, составляющих три ветви: восточнославянскую (русские, украинцы, белорусы), западнославянскую (поляки,чехи, словаки, лужичане) и южнославянскую (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы) [24].

Узор – рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней [23].

 

Приложение Г

 

Результаты анкетного опроса по выявлению знаний об узорах и орнаментах в

3 «В» классе МАОУ «Лицей № 97

 

Цель проведения опроса: определить уровень знаний моих сверстников об узорах и орнаментах, их роли в жизни наших предков.

Результаты опроса (выведены в таблицу).

Всего в опросе приняли участие 27 учеников 3 «В» класса.

№ п/п

Вопросы анкеты

Анализ ответов

Да/знаю/верный ответ/

имею представление

Нет/не знаю/не верный ответ/

не имею представления

Без ответа

1.

Знаешь ли ты, что такое УЗОР?

12

15

0

2.

Знаешь ли ты, что такое ОРНАМЕНТ?

11

15

1

3.

На каких предметах ты видел УЗОРЫ  или ОРНАМЕНТЫ?

24

3

0

4.

В каких играх тебе встречались УЗОРЫ или ОРНАМЕНТЫ?

20

4

3

5.

Можешь ли ты указать героев фильмов или комиксов, которые использовали УЗОРЫ или ОРНАМЕНТЫ? Какие?

15

8

4

6.

Видишь ли ты сейчас вокруг себя УЗОРЫ и ОРНАМЕНТЫ? Какие?

18

9

0

7.

Хотел бы ты узнать что-то новое про УЗОРЫ и их тайны в ОРНАМЕНТАХ? Почему?

20

5

2

9.

Было ли тебе интересно отвечать на вопросы? Почему?

22

5

0

8.

Верно ли утверждение?

да

нет

не знаю

8.

1. Славяне на одежде вышивали узоры чтобы украсить одежу, т.к. раньше не было красивых тканей.

 

17

10

 

8.

2. Орнамент состоит из узоров.

12

15

 

8.

3. Узор состоит из орнаментов.

15

12

 


 

Просмотров работы: 1088