Заставь свой мозг работать

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Заставь свой мозг работать

Бахтыгалиев Р.Е. 1
1МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназия № 231
Мотченко М.В. 1
1МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназия № 231
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность проблемы.

Познание окружающего мира очень увлекательное занятие. Как много интересных фактов, которые необходимо знать. Захватывающие мифы и легенды! Знаменитые писатели и художники, поэты и архитекторы, ученые. Объекты чудес света, истории их возникновения. Страны и города, которые вдохновляли знаменитых мореплавателей и путешественников. Но как это все запомнить?

Проблема:

У меня этот вопрос возникает постоянно, потому что я медленно запоминаю информацию. Моя мама и сестра всегда составляют мне компанию при запоминании стихотворений и пересказа небольших текстов. Но у сестры есть свои уроки, да и у мамы дела по хозяйству. Классный руководитель, после разговора на эту тему, предложила мне попробовать запоминать текст с помощью «майнд-карт» и через «квест-сказки».

Цель работы: тренировка памяти с помощью инновационных тренажеров

Гипотеза: если в тренировке памяти использовать дополнительные нетрадиционные методы (тренажеры) можно быстрее запомнить материал.

Предмет проекта: инновационные тренажеры

Объект проекта: память

Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ, сравнение.

Задачи:

- изучить литературу на данную тему,

- провести анкетирование среди одноклассников,

- создать инновационные средства- тренажеры для памяти «майнд-карта», «Квест-сказка»

Основная часть.

Мой научно-исследовательский проект длится 2 месяца, его участники- одноклассники, учителя, родители.

В подготовительном этапе я просматривал литературу и интернет-источники, беседовал со своим классным руководителем по данной теме, узнал, что память – это запоминание, сохранение, воспроизведение информации, существуют несколько видов памяти. Нашел очень много интересных фактах про знаменитых людей, которые имели феноменальную память. Например, Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат (30000 человек). Александр Сергеевич Пушкин мог прочесть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного прочтения. Сергей Рахманинов - выдающийся русский композитор, дирижер и один из величайших пианистов всех времен, память которого позволяла ему запоминать ноты с невероятной скоростью. Говорят, он мог без труда запомнить несколько отрывков из сложных музыкальных произведений. После сбора материала, я решил провести анкетирование среди своих одноклассников на тему «Какая у меня память». Вопросы в анкете мы с классным руководителем проработали вместе. По итогам анкетирования можно сделать вывод, что 26% процентов одноклассников испытывают небольшие трудности при запоминании материала, 47% долго и затруднительно запоминают, и только 27% легко и быстро запоминают информацию.

При ответе на вопрос «Назовите причины затруднения в запоминании» одноклассники указали несколько причин.

Я сделал вывод, что дети нашего возраста не заостряют внимание на причины плохой памяти и не заостряют внимание на этой проблеме.

Побеседовав с классным руководителем о выборе инновационного средства, которое поможет тренировать мою память без особых усилий и не затрачивая много времени. Марина Владимировна предложила мне попробовать запоминать материал с помощью «Майнд-карты». А после разговора с мамой, мне было предложено тренировать свою память с помощью «Квест-сказок».

Майнд-карта или интеллект-карта – это графический рисунок, отображающий ключевую информацию. Создатель английский психолог Тони Бьюзен.

 

Сказка-квест про то, как буква «Ш» искала своих друзей.

Жила-была буква «Ш». У нее было много друзей, но она очень долго их не видела из-за дистанционного обучения и каникул. Буква «Ш» решила проведать их, она по ним очень скучала.

А вы, ребята, хотите узнать какой путь прошла буква «Ш», чтобы встретиться со своими друзьями? Тогда приглашаем отправиться в путь.

«Ш» расспрашивала у встретившихся на пути букв и слов, где могут быть ее друзья. Но никто ничего не знал. Слово «Лето» решило помочь, но при условии, если она отгадает загадку, а по отгадке она поймет, где находятся ее друзья. Загадку звучала так: «В этом доме спят на соломе, едят стоя сено сухое».

Ребята, помогите отгадать загадку. Как вы думаете, что это? Правильно! Это конюшня. И т.д.

Квест-сказка-творческое составление волшебной истории, продолжение которой зависит от ответов на вопросы.

Интеллект-карты и квест-сказки-два инновационных способа, с помощью которых можно легко и быстро усвоить материал. Мы с мамой решили сравнить данные способы на эффективность. Мы решили изучить темы по окружающему миру с помощью этих тренажеров. Тему «Планеты солнечной системы» мы решили изучить с помощью майнд-карты, а тему «Материки» с помощью квест-сказки.

Для начала я узнал, как правильно нужно создавать интеллект-карты. Эту работу можно разделить на несколько этапов.

- в центре карты рисуется тема ( название).

- от центра отходят блоки — подтемы. С центральной темой они соединяются стрелками или линиями, их называют «ветки».

- от подтемы могут быть другие ответвления.

- блоки карты можно выделить разными цветами для лёгкого восприятия, использовать более крупный и мелкий текст, чтобы подчеркнуть важность блоков.

Следуя инструкции, я создал свою майнд-карту.

На изучение темы у меня ушло 3 часа.

Чтобы закрепить тему «Материки» мы решили сочинить квест-сказку «Путешествие по планете Земля». Вот что у нас получилось.

Жил-был мальчик Петя. Однажды к Пете прилетело необычное существо. Петя сразу догадался, что это инопланетянин с другой планеты. Инопланетян решил собрать сведения о нашей планете. И Петя решил рассказать о ней.

Как называется планете, где ты живешь? (Земля)

Земля представляет собой шар, на котором расположены и суша, и водоемы.

Сколько на планете материков и океанов? (6 материков и 5 океанов)

В первую очередь мы отправимся на самый большой по размеру, и по численности населения.

Как ты думаешь, что это за материк? (Евразия).

Евразия — первый по площади материк нашей планеты с огромной площадью 53,4 млн км². Он занимает одну третью часть всей суши. В Евразии разместились части света Европа и Азия. Между ними Уральские горы, моря Азовское и Черное. Очень большое разнообразие животных и растений.

А теперь мы отправимся на самый жаркий материк на планете. Как ты думаешь, как называется этот материк?(Африка)

Африка — самый знойный материк. Имеет площадь более 30 млн км². Он также знаменит тем, что через его территорию течет Нил — самая длинная река Земли, а еще на нем разместилась крупнейшая пустыня Сахара.

Очень интересное название пустыни. А следующий материк будет начинаться на букву «С» как и пустыня в Африке. Как ты думаешь, что это за материк? (Северная Америка)

Северная Америка занимает 24,25 млн км² включая острова. На нем соседствуют 23 страны. Северную Америку омывают воды всех океанов, за исключением Индийского.

Есть еще один материк с похожим названием? Какой?(Южная Америка)

Южная Америка — соединяется с Северной через Панамский перешеек и Карибское море, омывается водами Тихого и Атлантического океанов. Площадь — 17,8 млн кв². В Южной Америке находится Анхель — самый большой в мире водопад.

А теперь мы отправимся на самый холодный материк. Как он называется?

Антарктида — самый необитаемый и холодный материк, расположенный в Южном полярном круге и состоящий в основном из антарктических пустынь. Он весь в безжизненных ледниках и считается самым высоким среди материков, в среднем 2040 метров. На материке нет населения, только люди-исследователи. Материк не принадлежит никакому государству. Южный океан омывает его берега. Среди растительности в основном лишайники и мхи, а животный мир связан с прибрежными водами, омывающими материк. В основном это пингвины, чайки-поморники, альбатросы и буревестники.

А теперь отправимся на самый маленький материк. Как ты думаешь, как он называется?

Австралия — это материк, который относится к части света, называемой Австралия и Океания. Австралия омывается морями Индийского и Тихого бассейнов. Проживает на нем всего двадцать миллионов жителей. Коалы и кенгуру самые известные животные на материке.

Инопланетянину очень понравился рассказ Пети. Он с нетерпением будет ждать новые интересные истории о планете Земля.

На сочинение квест-сказки мы затратили 3,5 часа.

Заключительная часть.

Время на закрепление тем потрачено одинаковое, но мы с мамой решили сделать сравнение и увидеть какой-же вид тренажера мне больше подходит.

Критерии

Тренажеры

Майнд-карта

Квест-сказка

Время на закрепление

3 часа

3,5 часа

«Плюсы» тренажера

Рисовал самостоятельно,

Быстро понял тему,

Было интересно

Развивал свою речь,

Много фантазировал.

«Минусы» тренажера

 

Сочинял с мамой-самостоятельно не смог,

Трудно было подбирать слова.

Из-за индивидуальных особенностей, тренажер «майнд-карта» подходит мне больше, чем «квест-сказка». Я не любитель сочинений, но зато я люблю рисовать и через рисунок я лучше запоминаю.

Моя гипотеза подтвердилась. Используя дополнительные нетрадиционные методы (тренажеры) в закреплении материала, можно быстрее и интереснее его запомнить.

Я сделал вывод, что память человека- это очень важная функция человека. Если не тренировать память, не читать книги, или не узнавать что-то новое- то наша память останется на уровне маленького ребенка. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести обществу.

Список использованных источников и литературы:

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Память

2. https://psyera.ru/vidy-pamyati-ih-kratkaya-harakteristika-1403.htm

3. https://studme.org/16730211/psihologiya/faktory_vliyayuschie_pamyat

4. Память и мнемотехника. http://mnemotexnika.narod.ru/index.htm

5. https://mama-pomogi.ru/sposobnosti/myshlenie/mentalnye-karty-dlya-detej

Просмотров работы: 30