Такой необычный мел

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Такой необычный мел

Толмачева А.В. 1
1МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП» Грайворонского района Белгородской области
Выходцева О.А. 1
1МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП» Грайворонского района Белгородской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ОН может быть цветной и белый,

Им дети любят рисовать,
Художник он, в руках умелых,
Картины может создавать!
Нам без него ремонт не сделать,
И потолок не побелить,
Ведь, чтобы потолок был белым,
Его нам надо применить!
Выводит им слова учитель,
Детишкам в школе на доске,
Кто он, загадки этой житель,
Живущий в маленьком куске?
(С. Кашлев)

Введение.
Для каждого из нас Россия начинается с родного края.

На занятиях мы постоянно говорим о своей малой Родине и мне стало интересно: почему край так называется – Белогорье? Чем он богат и в чем состоит ценность полезного ископаемого, которое определило название нашего края. (Приложение № 1) И вот что я узнала.

Оказывается наш областной центр назвали Белгородом «Белый город», так как он построен на меловых горах.

Родители меня повезли посмотреть на меловые горы, это было очень интересно.

Я захотела узнать о меле как можно больше. Как он добывается, из чего состоит, где используется, какое влияние оказывает на наше здоровье.

Чтобы ответить на эти непростые вопросы, мы решили сначала провести опрос детей нашего класса. В опросе участвовали 20 детей и 20 родителей.

Результаты опроса расположены в диаграмме (Приложение 10)

После опроса мы убедились, что дети о происхождении и составе мела знают– очень мало. После данного опроса я решила узнать как можно больше о меле, о его свойствах и где ещё он применяется. Для того, чтобы ответить на эти вопросы я обратилась за помощью к учителю Ольге Афанасьевне. Материал по теме исследования мы собирали в Интернете, в библиотеках г. Грайворона и с. Головчино.

Актуальность

Актуальность данной темы состоит в том, что каждый из нас должен знать как можно больше о родном крае и его полезном ископаемом – меле.

В ходе исследования была выдвинута Гипотеза:

мел очень полезен и необходим в повседневной жизни;

мел может быть опасен для человека.

Задачи исследовательской работы:

найти в литературе и в интернете материал о том, как возник мел, из чего он состоит;

изучить свойства мела;

собрать информацию о происхождении, и применении мела в промышленности и хозяйстве;

формировать умение экспериментировать через знакомство со свойствами мела;

выяснить, как использование мела влияет на здоровье человека;

представить результаты исследований

Предмет исследования: мел и его применение.

Объект исследования: полезное ископаемое – мел.

Методы исследования:

Поиск и анализ информации из источников (литературы и интернета)

Беседы со взрослыми.

Наблюдения.

Эксперименты с мелом.

Анализ полученных результатов

Подготовка   презентации.

Этапы работы над проектом.

1.Определение темы проекта.

2.Сбор и систематизация материалов в соответствии с темой.

3.Анализ полученных знаний, оформление проекта, создание презентации.

4.Представление и защита проекта.

Ожидаемый результат:

Выяснить, откуда и как появился мел, где и как его используют.

Основная часть

1 .  Что такое мел?
1.1.Значение слова «мел»

Как это просто и привычно кусочек мела! Интересно, а что значит само слово «мел»? 

Мы обратились к словарям и выяснили, что МЕЛ, -а (-у), о меле, в мелу, м. Мягкий белый известняк, употр. в промышленности, для окраски, писания. Писать мелом на доске. Белый как м. II прил. меловой, -ая, -ое. Меловые горы.(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (Приложение №1)

1.2. Как же появился мел? Происхождение природного мела

Мы заинтересовались: как же появился мел?

Мел появился около 80 млн. лет, это были времена господства динозавров. Теплые и мелкие глубины морей (30-500 метров глубины) обеспечивали молюсков кальцием для строительства раковин и скелетов. Останки молюсков скапливались на дне моря многометровыми пластами и превращались в меловые залежи. В процентном отношении состав мела подразделяется на следующие части: обломки скелетов - (около 10%). Это не только простейшие существа, но и многоклеточные животные, наделенные способностью извлекать и концентрировать соли кальция в своих тканях.

А нализ состава раковин моллюсков фораминифер показал содержание кальция около 10%. Фрагменты известковых наростов водорослей определяют его содержание до 40%. Кокколитофориды – растительный планктон океанов – прекрасно живут и в настоящее время. Они определяют до 98% микроскопической живой взвеси в верхних слоях морей. Этот вид водорослей активно способствует образованию известкового минерала. Данные факты указывают на то, что меловые отложения на самом деле являются продуктом скорее растительного, а не животного происхождения. На нерастворимые минералы (в основном силикаты) приходится около 3%.

В основном это геологический мусор (песок и обломки различных горных пород), занесенные в меловые отложения ветрами и течениями.

Установлено, что биогенные кальциевые образования обогащаются соединениями фосфора и кремния во время обменных процессов при жизни животного. Раковины более или менее крупных моллюсков, скелеты кишечнополостных, конкреции чужеродных минералов в меловых толщах встречаются относительно редко.

1.3. Из чего состоит мел?

Мел состоит из миллионов раковин и останков скелетов крохотных морских животных. В капле морской воды множество микроскопических живых организмов. У некоторых из них есть ажурные раковины с многочисленными отверстиями. Когда эти организмы погибают, их раковины оседают на морское дно и со временем превращаются в мел.

Посетив библиотеку (отдел краеведения), изучив литературу по интересующей нас теме мы узнали и изучили следующую информацию.

Мел - карбонатная порода (разновидность известняка), мягкая и рассыпчатая, состоит почти исключительно из мельчайших зёрен скрытокристаллического минерала кальцита (природного карбоната кальция), составляющего до 99 % от общей массы. Внешне это белая слабо цементированная, тонкозернистая, пачкающаяся порода, именуемая «белый писчий мел».

Мел состоит из трех групп компонентов: органических остатков (органические остатки слагают обычно большую часть породы (до 75 %). В главной массе они представлены скелетными оболочками планктонных водорослей-кокколитофоридов, а также фораминифер); кристалликов кальция с четко выраженными гранями; порошкового кальцита.

В меловых толщах наблюдается развитие крупных выдержанных трещин – пластовых и вертикальных, заполненных меловой мукой. На поверхностных выходах сеть трещин сильно сгущается.

Было установлено, что мел относится к жестким полускальным породам. Его прочность во многом зависит от влажности.

По составу меловые породы более однородны на месторождении и отличаются по основным составляющим элементам в незначительных пределах. Однако при длительной эксплуатации месторождения и особенно при переходе мелового предприятия на выпуск более качественной меловой продукции было установлено, что на различных участках (горизонтах) мел отличается как по химическому сос таву, так и по физико-механическим свойствам.

В этой связи на некоторых месторождениях мела проводится геолого-технологическое картирование, при котором обозначаются участки качественного мела.

1.4. Месторождения мела в Белгородской области

Как это не странно, но основной запас мела в России лежит недалеко от Белгородской области или в ней самой. Получилось так, что стечением обстоятельств, Белгородская область и ее окраины буквально напичканы различного рода карьерами, которые вырабатывают в огромных объемах мел различных сортов и видов, чем могут снабдить страну по всем ее отраслям ближайшие лет на пятьсот.

В Белгородской области разведано свыше 29 месторождений мела с утвержденными запасами 1,0 млрд. т. Прогнозные запасы мела практически не ограничены. К наиболее крупным разведанным месторождениям мела относятся Лебединское и Стойленское, где мел добывается как вскрышная порода. По оценке института «Центрогипроруда» добыча мело-мергельных пород на этих карьерах на период до 2009 года составит порядка 25 млн. т. ежегодно. Из всего попутно добываемого мело-маргельного сырья только 5,0 млн. т. ежегодно потребляется Оскольским цементным заводом.

Другим крупным месторождением качественного мела является Шебекинское, Белгородской области. Запасы мела составляют 23,5 млн. т. , что при производственной мощности завода по переработке мела 350 тыс. т. составляет обеспеченность около 70 лет.

Белизна, гранулированный состав, содержание кальция позволяет применять шебекинский мел в лакокрасочном производстве, в строительно-отделочных материалах, в кабельной, оптической, медицинской и бумажной промышленностях. Здесь налажено единственное производство в России гидрофобного мела. Белгородский мел выбран крупнейшим немецким концерном «Caparol» для лицензионного производства красок «Alpina». В Белгороде нашелся поставщик мела, превосходящего по качеству французское, чешское и австрийское сырье.

Одним из старейших месторождений мела, эксплуатируемых уже несколько десятилетий, является Белгородское, расположенное практически в черте города. Из других разведанных месторождений Белгородской области с высоким качеством мела можно отметить Волоконовское, Чернянское, Фироновское, Чураевское.

1.5. Основные этапы производства мела.

Добычей мела на Белгородской земле люди начали заниматься давно. Были специальные карьеры по добычи мела, в работе использовались лошади.

С егодня добывают в огромных меловых карьерах специальные машины, везут на завод, где промывают, очищают от мелких камушков, песка и разного мусора, чтобы он был чистый, потом придают нужную форму. Для производства мела разрабатывается известняковый карьер, вблизи г. Белгорода это открытая разработка. Затем известняк крошат и перемалывают вместе с водой в шаровой дробилке, который представляет собой вращающийся стальной барабан. На данном этапе из известняка вымываются посторонние примеси, и остается чистый порошок.

Д обыча гипса точно такая же, как и известняка. Разница в том, что гипс необходимо обезводить, чтобы получить сульфат кальция. Это происходит в специальной камере, где гипс нагревается до температуры 116-121 С0.. При кипении выпаривается 12 до 15 % от его массы.

После этого порошок снова промывается, высушивается, упаковывается в мешки и отправляется для производства мела.

На заводе в массу добавляют воду и доводят ее до консистенции глины. Затем массу штампуют и режут на бруски около 60 см длиной, которые помещают в специальную форму и отправляют в печь, где выдерживают в течение четырех дней при температуре 85С0.

Затем затвердевшие мелки режут на бруски длиной 80 мм. Для изготовления цветных мелков используют пигменты.

В Белгороде мел производят экструзионным способом.

Используется также технология литья с использованием пресс-формы, которая представляет собой емкость с ячейками в форме вытянутого куба. В смесителе порошок мела тщательно перемешивается с гипсом – образуется белый мел. Если используются красители – образуется цветной мел.

1.6. Основные области применения мела.

Мел, который добывают в Белгородской области признан одним из лучших по своему составу и качеству. Его примененяют в различных отраслях промышленности: строительной, бумажной, лакокрасочной, пищевой, в медицинской отрасли, для производства вяжущих веществ (известь, портландцемент), в стекольной промышленности, для производства спичек, в сельскохозяйственной отрасли.

Белгородский мел – ценное полезное ископаемое, имеющее широкое применение в народном хозяйстве. (Приложение № 2,3)

В нашей области мел производится под торговой маркой «Мел Белгородский пиленый», который признан самый полезным мелом из всех добываемых видов. По своей структуре и составу он является стопроцентным натуральным продуктом, который не подвергается ни тепловой, ни химической, ни какой – либо другой обработке. Кусковый мел  распиливают на более мелкие и удобные кусочки, упаковывают и транспортируют в места назначения.

1.6.1. Использование мела в строительной промышленности.

Одним из крупных потребителей мела является строительная промышленность, где мел используется для производства цемента, извести, различных малярных и шпаклевочных материалов. Большое количество мела используется для побелочных работ при отделке жилых и производственных помещений.

1.6.2. Использование мела в бумажной промышленности

Мел — необходимый компонент «мелованной бумаги», которая используется в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. В бумажной промышленности мел используется в качестве наполнителя и отбеливателя, применяется высоко – качественный каолин. В последнее время в бумажной промышленности России стали успешно применять -  мел, запасы которого в нашей области неограничены.

1.6.3. Использование мела в стекольной.

Мел в числе других карбонатных пород успешно применяется при варке стекла. Содержание его в шихте составляет до 30 % от всего объема шихты. Мел придает стеклу термическую стойкость, механическую прочность, устойчивость против химических реагентов и выветривания.

1.6.4. Использование мела в животноводческой отрасли.

Значительная часть мела используется в животноводческой отрасли для приготовления комбикормов для сельскохозяйственных животных. Министерством сельского хозяйства в 1970 году были утверждены технические условия на кормовой мел (ВТУ), которые действуют до настоящего времени.

1.6.5. Использование мела в резинотехнической отрасли.

По количеству наполнителей, используемых в резиновой промышленности, мел занимает первое место. Это объясняется тем, что стоимость мела невелика, следовательно, такой компонент экономически выгоден. С другой стороны – технической целесообразностью, потому что мел облегчает процесс изготовления резиновых изделий: ускоряет процесс вулканизации резины и придает поверхности гладкость.

1.6.6. Использование мела в медицине.

Белгородский мел характерен тем, что по своей структуре он не имеет примесей, маслянистый, полностью растворяется в организме. Такой качественный мел в виде легкорастворимых таблеток применяется в медицинских целях для укрепления костной системы, улучшения состояния зубов, ногтей, волос, для производства зубных порошков и паст. Природный мел полностью усваивается организмом. Ежегодное потребление природного мела в кусковом, дробленом и измельченном виде в развитых странах превышает 150 млн. тонн.

1.6.7. Использование мела на садовом участке. На садовом участке многие садоводы для раскисления почвы успешно используют мел.

 

1.7. Влияния мела на здоровье человека

В процессе использования мел начинает пылить, оседать на одежде и мебели, забиваться в нос, пачкать руки.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что мел отрицательно влияет на кожу рук, вызывая сухость кожи и аллергические реакции, а также ломкость ногтей и трещины на подушечках пальцев. Дыхательная система тоже страдает, проявляется кашель. А постоянная работа с мелом вызывает сухость кожи рук и кашель, которые со временем могут привести к заболеваниям аллергического характера.

А можно ли есть мел?

Врачи не рекомендуют этого делать. Но часто мел используют в качестве источника кальция. Но, оказывается, не всякий мел можно есть. Лучше всего употреблять в пищу натуральный мел, добытый в карьерах. А школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе помимо основных безопасных (как считается) компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для их здоровья. (Приложение № 4)

2. Практическая часть

Опыт 1.Определение структуры мела

Описание: Мы рассматривали мел через микроскоп и увидели маленькие дырочки.

Но учитель сообщила, что с помощью обычного микроскопа невозможно разглядеть структуру мела, и показала мне на картинке, как видят мел учёные через профессиональный микроскоп .

Мел состоит из множества маленьких ракушек фораминифера. Без микроскопа красоту этих миленьких ракушек невозможно рассмотреть.

А под увеличением микроскопа, кажется, что мы видим целый сказочный мир.

Вывод: Мел состоит из множества маленьких ракушек фораминифера

Опыт 2. Мы предположили, что внутри мела есть воздух.Описание: Для проведения опыта берем воду и кусочек мела. Мел мы опускаем в   стакан с водой. И вдруг видим как верх поднимаются пузырьки. О льга Афанасьевна сказала, что так происходит потому, что внутри мела есть воздух и это пузырьки воздуха.

Вывод: внутри мела есть воздух.

О пыт 3. Мы предположили, что мел не растворяется в воде.

Описание: Для проведения этого опыта берем воду и измельченный мел. Мел добавляю в воду и размешиваю. Что мы видим? Мел превращает воду в мутный раствор. Через время мел осел на дно стакана.

Этим опытом мы подтвердили: мел не растворяется в воде 

Опыт № 4 Мы предположили, что мел обладает свойствами вязкости и эластичности.

Описание: Для данного опыта, берем измельченный мел и смешиваем с небольшим количеством воды, т. е. увеличиваем влажность мела. Видим, что мел теперь образует однородную вязкую массу.

Берем молоточек для отбивания мяса и кусочек увлажненного мела. Попробуем измельчить кусочек мела с помощью молотка.

Мы видим, что при повышенной влажности мела, происходит налипание на молоток. Это приводит к затруднениям при измельчении мела.

Вывод: Мел при определенной влажности обладает свойствами вязкости и эластичности.

Опыт № 5 Мы предположили, что мел — это известняк.

Описание: мама провела для меня еще один интересный опыт с уксусом и кусочком мела.

Мама взяли полстакана уксуса, и кусочек мела.

Она бросили в стакан кусочек мела и мы заметили, что уксус в стакане начал бурлить. Постепенно от него отваливались мелкие кусочки, и, в конце концов, он полностью распался. Вывод: мел — это известняк и при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков

2.2. Анкетирование детей и родителей с целью изучения их знаний про мел

Узнав много интересного про мел, мне захотелось поделиться своими знаниями с друзьями. Для того, чтобы понять, что знают ребята о таком полезном материале и хотят ли узнать больше, мы с воспитателем провели анкетирование по следующим вопросам:

- Из чего состоит мел?

- Знаете ли вы где добывают мел?

- Что общего у мела с жемчугом, скорлупой куриного яйца и зубами?

- Для чего нужен мел?

- Вреден ли мел?

В опросе участвовали 20 детей и 20 родителей.

Результаты опроса расположены в диаграмме:

После опроса мы убедились, что родители о происхождении и составе мела знают много, а дети нашего класса – очень мало. (Приложение № 5)

Вывод: детям будет полезно и интересно послушать наше сообщение о происхождении, свойствах и применении мела.

Заключение

Мое предположение подтвердилось – я смогла узнать, значение слова «мел, как появился мел, происхождение природного мела, из чего он состоит. Узнала основные месторождения мела в Белгородской области, основные этапы производства мела, собрала информацию о происхождении и применении мела в промышленности и хозяйстве, а также с помощью опытов познакомиолась с составом и свойствами мела. Проведя все эти опыты, я узнала, что мел – это полезное ископаемое, применяемое в разных отраслях промышленности.

Цель исследования я считаю достигнутой, гипотезу доказанной.

Чувство гордости за Родной край переполняет, когда узнаешь о том, какими огромными запасами мела обладает Белгородская область, о том, что белгородский мел конкуренто способен не только в России, но и за рубежом.

А еще я узнала, чо в Белгороде установлен памятник Каменотесу, располагается он на кольцевой развязке на улице Студенческая. Памятник представляет собой могучего мужчину в рабочей одежде - брюках, сапогах и рубахе навыпуск. В руках, занесенных над головой, он держит кирку, а прямо перед ним располагается огромный валун. Высота памятника около 2,5 метров, он отлит из алюминия. В Белгородской области имеются огромные запасы мела, до революции завод по его производству был одним из крупнейших в России. Памятник символизирует работника, который добывает мел. Автором памятника является скульптор Анатолий АлександровичШишков.

Список использованных источников и литературы

1. Белогорье- синие дали /Под общей ред. В.П. Соболева – Белгород, 2004

2. Большая энциклопедия вопросов и ответов / Дж. Джонсон, Э. Кэй, К. Оливер, С.Паркер, П. Райли - Москва РОСМЭН, 2014 г., 21с

3. Большая детская энциклопедия, 5000 событий, фактов, явлений/ - Москва РОСМЭН, 2014 г., 72-73с.

3. Геологическое строение и полезные ископаемые Белгородской области»/ Хрисанов В. А.,

4. Современная школьная энциклопедия/ Под ред.А.А.Кузнецова и М.В.Рыжакова. – М.:Олма Медиа Групп, 2010

Интернет источники

https://ru.wikipedia.org/wiki/Белгород

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1383231-kak-vygljadit-mel-pod-mikroskopom.html

http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/23-stikhi

https://apartos.ru/belg/landmarks/belg-550-pamyatnik-kamenotesu.html

http://belgorod.bezformata.ru/listnews/zapushen-proekt-po-pererabotke-mela/24836605/

http://pandia.ru/text/80/184/35382.php

https://yandex.ru/images/search

 

Приложение 1

Этимология названия

Топоним Белгород происходит от сочетания слов: белый и город. Есть несколько версий появления сочетания. Первый вариант: Белый город — крепость, стены которой построены из белого камня. Другое толкование связывается с названием меловой горы (Белая гора), на склонах которой расположен Белгород, тогда название имеет значение: город на белой горе.

На старорусском языке этот топоним означает: светло сделанный, сияющий дом; дом, несущий свет. Летопись сохранила другие названия: Белая Вежа (вежа — шатёр, лёгкое жилище, в ряде источников и восточно-славянских языков — башня), Белоград, Белогородье.

История названия города связана с сочетанием слов «белый» и «город». Но ранее слово «город» означало еще и «крепость». Дословно получается, что Белгород – крепость из белого камня. - Читайте подробнее на FB.ru:

Другое предположение идет от названия горы, вблизи которой строился город. Можно утверждать, что Белгород – город на белой горе. В любом случае крепость предназначалась для обороны и со своей задачей успешно справлялась.

Исторические хроники гласят, что по милостивейшему указанию царя Федора Иоановича вблизи белых гор возвели город, который должен служить как крепость для защиты южных территорий от захвата татарами. Так появился Белгород. История города неразрывно связана с его первоначальным предназначением. Известно, что местность неоднократно подвергалась набегу крымских врагов. Но город успешно отражал атаки под предводительством воеводы Ивана Татаева. Изначально Белгородская крепость располагалась на правом берегу Северного Донца. Но во времена Смутного времени она было полностью разрушена. Погибли практически все жители, город, как и многие другие, был сожжен. Лишь 1613 году, но уже на левом берегу Белгород заново отстроили.

Приложение 2

Применение мела в медицине.

Мел, который добывают в Белгородской области признан одним из лучших по своему составу и качеству.

По своей структуре он маслянистый, полностью растворяется в организме, не имеет примесей. Такой качественный мел в виде легкорастворимых таблеток применяется в медицинских целях для укрепления костной системы, улучшения состояния зубов, ногтей, волос.

Природный мел полностью усваивается организмом.

1.Порошок мела, принятый вовнутрь, применяется как дополнительное средство при лечении рахита у детей.

2.Порошок мела, тонким слоем нанесенный на кожу, снижает температуру тела при простудных заболеваниях. 

3.Для размягчения мозолей необходимо 2 части мела смешать с 1 частью свежего оливкового масла и приложить в виде пластыря к больному месту. 

4.При гастрите с повышенной кислотностью утром натощак надо принимать по 1-2 чайной ложки порошка мела. 

5.При носовом кровотечении нужно взять в каждую руку по куску мела, крепко сжать его и держать в течение 10–15 минут. 

6.При сильных спазмах желудка утром натощак вовнутрь принимают по 1-2 чайной ложки мела. 

7.При расстройстве желудка необходимо в стакане теплой кипяченой воды растворить 1-2 столовой ложки мела и выпить. 

8.При потнице у детей меловым раствором необходимо смазывать за ушками, под мышками и в паху (в проблемных местах).

9. Природный мел включает в себя 100% натуральные ингредиенты, которые мягко выводят из организма токсичные накопления.

10. Народ Африки используют мел в качестве маски для лица и мыла.

11.Используют его в качестве альтернативы витаминам в таблетках, не боятся и дают детям.

Приложение 3

21 совет по применению мела в быту:

1. Удалить жирные пятна. Натрите мелом запачканную область и оставьте на 10 минут. Это поможет поглотить жир. Перед загрузкой в стиральную машину вытрите излишки мела.

2. Чистый воротник. Тщательно протрите пятно белым мелом. Мел впитает загрязнения. Оставьте мел на 10 минут, а затем застирайте как обычно. 

3. Удалить жирные пятна с замши. Измельчите мел и посыпьте его на жирное пятно. Оставьте на несколько часов или на ночь. Затем стряхните. Меловая пыль поглотит жир из замши.

 4. Предотвращение плесени и неприятных запахов в корзине для белья.

Поместите несколько кусочков мела в пластиковый пакет и измельчите, а потом положите этот открытый пакет в нижнюю часть корзины с грязным бельем. Мел впитает влагу из одежды, предотвратив возникновение плесени. Заменяйте пакет один раз в месяц. 

5. Серебро будет сиять. Положите мелок в том месте, где храните столовое серебро. Он будет впитывать влагу и сохранит блеск серебра. 

6. Ювелирные изделия не потускнеют.Кусок мела в шкатулке также позволит предотвратить потускнение ювелирных изделий. Мел будет поглощать сернистые соединения внутри коробки и украшения не будут чернеть.

7. Чистим оловянные предметы.Сделайте пасту из измельченного мела и водки. Натрите оловянный предмет, промойте его и отполируйте.

 8. Предотвращение затхлого запаха в гардеробе. Кусочки мела в шкафу предотвратят затхлость, которая часто образуется в закрытых шкафах.

 9. Схема передвижения при реорганизации мебели. Мел можно использовать при создании ориентировочного варианта перестановки мебели. Вы можете нарисовать на полу схему. И посмотреть со стороны, прежде чем начать двигать вещи вокруг. 10. Идеальное шлифование поверхностей. Измельчите мел на поверхности, которую шлифуете. Продолжайте полировать, пока поверхность не станет совершенно ровной

 11. Защита от ржавчины. Мел впитывает влагу, поэтому горстка мела в ящике для инструментов поможет предотвратить коррозию. 

12. Отвертка будет “послушной”. Натрите немного мела на шляпку винта, чтобы отвертка не скользила. 

13. Мгновенный ремонт стены. Для быстрого устранения мелких вмятин и царапин на ваших стенах найдите кусок мела соответствующего цвета и затрите эти участки.

 14. Средство от муравьев. По какой-то причине муравьи не любят пересекать линии, нарисованные мелом. Проведите черту у дверных проемов, на подоконников, словом, везде, откуда муравьи приходят в ваш дом.

 15. Отбеливание ногтей. Натрите щеточку белом мелом, затем протрите ею под кончиками ногтей. Щетинки удалят грязь из-под ногтей, а белый мел сделает внутреннюю поверхность светлой, чистой и ухоженной. 

16. Сияющий металл или мрамор. В миске раздавить несколько кусков мела (цвет не имеет значения) в мелкий порошок. Смочите мягкую ткань и обмакните край в измельченный мел, потрите металл или мрамор. Смойте теплой водой и вытрите насухо. Гранулы мела удалят темный осадок, не повреждая поверхность.

 17. Ключи в замке. Ключ застревает в замке? Натрите кусок мела вдоль зубцов ключа, а затем проверните ключ в замке несколько раз. Меловые частицы поглотят грязь и влагу внутри замка.

 18. Установка дверной фурнитуры. Чтобы получить точную подгонку для дверной фурнитуры, отметьте место на двери, а затем закройте дверь. Мел поможет отметить точное место для защелки, замка и пр. 

19. Скрываем пятна на потолке. Временно скрыть потертости воды или следы загрязнений на потолке до хорошего ремонта можно с помощью белого мела. Натрите им эти участки до осветления или полного исчезновения пятен.

Приложение 4

Влияние мела на здоровье людей

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем. Здоровье человека всегда было предметом пристального изучения специалистов самых разных профессий.

По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения в начале 21 века самыми распространенными заболеваниями человека являются аллергические заболевания, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые заболевания.

Как только ребенок идет в школу, он начинает пользоваться мелом. Школьный мел сопровождает нас с первого до одиннадцатого класса, педагоги пользуются им постоянно. Сегодня к школьному мелу предъявляются очень серьезные требования, поэтому школьный мел считается экологически чистым и безопасным продуктом. Однако в процессе использования школьный мел начинает пылить, забиваться в нос, пачкать руки. Некоторые учащиеся любят есть мел, а ведь школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе помимо основных безопасных (как считается) компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для их здоровья.

Для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом существуют такие рекомендации:

1) во время работы с мелом чаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом: «глицериновое», «ланолиновое», «вазелиновое» и «молочное»;
2) после каждого урока смазывать руки увлажняющим кремом для рук;

3)не стирать мел с доски сухой тряпкой;
4) стирать мел с доски только влажной тряпкой;
5) промывать тряпку для стирания мела как можно чаще;

6) уменьшить негативное влияние мела на кожу рук можно, если завернуть мел бумагой, а лучше фольгой;

7) заранее обработать поверхность мела канцелярским силикатным клеем.

Приложение 5

Результаты анкетирования

п/п

Вопрос

Результат опроса родителей

Результат опроса детей

1

Что такое мел?

- Это то, чем пишут на доске – 20 человек;

- Это камень – 10 человек;

- Это кальций - 15 человек;

- Это песчаник – 4 человека;

- Это полезное ископаемое – 5 человека.

- Затрудняюсь ответить – 0 человек.

- Это то, чем пишут на доске – 19 детей;

- Это камень – 8 детей;

- Это кальций – 0 детей;

- Это песчаник – 0 детей;

- Это полезное ископаемое – 0 детей.

- Затрудняюсь ответить – 0 детей.

2

Из чего состоит мел?

- Из известняка – 10 человек;

- Из кальция – 5 человек;

- Из минералов – 2 человека

- Не знаю – 3 человека.

Из мела- 4 детей

Не знаю: 16 детей

3

Знаете ли вы где добывают мел?

- под Белгородом – 10 человек;

- в Белгороде – 8 человек;

- Затрудняюсь ответить: 2 ч.

В Белгороде – 3 детей

Не знаю: 17 детей

3

Что общего у мела с жемчугом,

скорлупой курин. яйца и зубами

Ничего: 0

Не знаю: 0

Они все состоят из кальция: 20 р

Ничего: 0 детей

Не знаю: 20 детей

Они все состоят из кальция: 0

4

Для чего нужен мел?

Писать - 20

Рисовать - 20

Побелка – 18

Едят - 10

Для строительства- 13

Строительные смеси - 10

Не знаю – 3 человека

Писать - 10

Рисовать – 18

Побелка – 1

Едят - 1

Для строительства- 1

Строительные смеси - 0

Не знаю – 3 человека

5

- Вреден ли мел?

Да – 14 человек

Нет – 5 человек

Не знаю – 1 человек

Не знаю: 20 детей

14

Просмотров работы: 242