Мусор как искусство.Исследование экологического сознания школьников.

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мусор как искусство.Исследование экологического сознания школьников.

Князькова М.О. 1Князькова И.О. 1
1МБОУ КСОШ №3
Смолик Е.В. 1Нестерова В.Н. 1
1МБОУ КСОШ №3
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность:

Проблемарационального использования отходов актуальна в нашей стране и во всём мире.Человек – единственный вид на Земле, который оставляет за собой свалки мусора. Площадь мусорного острова в Тихом океане почти в три раза превосходит площадь Франции. Если в России не развивать раздельный сбор и переработку мусора, то к 2026 году общая площадь полигонов с мусором достигнет 8 миллионов гектаров. Это как два Азовских моря. Раздельный сбор и последующая переработка мусора - это очень важно. Но что сделать, чтобы это работало? Мы считаем, что решение этой проблемы во многом зависит от экологического воспитания граждан, особенно детей. Потому что именно от сознательности каждого зависит, будет ли он загрязнять природу или нет.

Цель:

Сформировать представление о вторичном использовании бытового мусора.

Углубить экологические знания через развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

Собрать информацию о переработке мусора;

Провести психологическое исследование сформированности экологического сознания у школьников с 5го по 11 классы

Изготовить полезные изделия из бытового мусора;

Формировать представление о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

Гипотеза: Мусор может быть красивым и полезным.

Основная часть

Обзор работ по проблеме

В настоящее время развитие и углубление экологического кризиса поставило вопрос о необходимости создания новой системы взаимоотношений человека с природой.

Взаимодействие с природой требует новой этики взаимоотношений и понимания места человека в этом мире. В связи с этим, можно подчеркнуть, что гармония возможна между развитием природы и развитием общества и человека. При условии, если просветительская деятельность в школе, в процессе обучения подрастающего поколения будет наполнена разнообразными знаниями. Информативность, которая формирует представления о прекрасном, о возможностях человеческого творчества является одновременно единственной альтернативой потребительским факторам жизнедеятельности человека в обществе.

Психологические условия формирования экологического сознания.

Исследование психологических аспектов взаимодействия человека с окружающей средой и природой, показало, что экологические проблемы решаются черезизменения поведения самого человека, а механизмом являются технологии.Однако прежде чем изменять поведение человека в данной области, необходимо изучить ее. Эту задачу и призвана решить экологическая психология, предметом изучения которой является экологическое сознание

Так как в настоящее время экологическое сознание у школьников формируется стихийно, данное явление способствует дезадаптации учащихся в период экологических кризисов.

Формирование экологического сознания школьников.

Огромное влияние на формирование экологического сознания личности, безусловно, имеет экологического образование. Общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности. Содержание экологического образования заключается в овладении школьниками умениями и навыками:

1) эстетического освоения природных объектов;

2) получения научной информации о мире природы;

3) взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды;

4) природопользования в естественной среде;

5) природоохранной деятельности.

В процессе обучения данным технологиям формируются непрагматические стратегии экологической деятельности.

Взаимодействие учащихся с естественной средой не всегда строится по законам воспитательного процесса.

Об этом свидетельствует тот факт, что, несмотря на широкомасштабную пропаганду экологических знаний, сохраняются природоразрушительные мотивы в мировоззрении у большинства выпускников школ. Участие школьников в природоохранных мероприятиях носит преимущественно принудительный характер, то есть экологические знания расходятся с действиями в повседневной жизни.

Поэтому для психологических исследований в области экологического сознания нами был выбран подростковый возраст учащихся. В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.

Степень осознания сопричастности школьника к окружающему миру зависит от возраста. Подростки в возрасте 10-11 лет в большей степени склонны к практическим занятиям. В возрасте 12-13 лет на первое место выходит «поступочный» компонент. При взаимодействии с природными объектами школьники 10-13 лет менее всего склонны к деятельности эстетического характера. Таким образом, структура компонентов отношения к природе в младшем и среднем подростковом возрасте в целом напоминает структуру, свойственную «фанатам».

В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе. В первую очередь отношение к природе приобретает прагматический характер. Для большинства старших подростков природа – это, прежде всего, источник какого-либо материального продукта, она представляет интерес с точки зрения возможности что-нибудь взять из нее и принести домой. Старшие подростки стремятся просто использовать природу, а к взаимодействию, общению с природными объектами они уже не склонны. Таким образом, структура интенсивности отношения к природе в старшем подростковом возрасте в целом напоминает структуру, свойственную «нигилистам». Начинает складываться иерархия компонентов интенсивности непрагматического отношения, которая свойственна взрослым.

Исследования последних лет, показывают, что для старших подростков свойственен прагматический характер отношения к природе. И нередко, начиная со старшего подросткового возраста, накопившиеся социальные трудности выплескиваются зарядом агрессивности на природные объекты.

Эмпирическое исследование экологического сознания у школьников

Данное эмпирическое исследование было посвящено изучению процессаформирования экологического сознания у школьников в подростковом возрасте.

Результаты эмпирического исследования экологического сознания у подростков средней общеобразовательной школы (МБОУ КСОШ №3)

Таблица .1

Структура интенсивности субъективного отношения к природе по перцептивно-аффективному (ПА), когнитивному (К), практическому (Пк), поступочному (Пс) параметрам среди учащихся 5-11 классов.

 

Параметры интенсивности субъективного отношения к природе

Интенсивность по
Т-шкале

ПА

К

Пк

Пс

Учащиеся 5 классов

4,96

6,10

5,86

5,79

56,62

Учащиеся 6-7 классов

6,01

5,15

5,49

5,4

55,8

Учащиеся 8-9 классов

5,01

5,09

5,36

5,48

49,8

Учащиеся 10-11 классов

6,75

6,09

5,68

5,87

53,4

Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на диагностику степени запечатленности в объектах природы эстетическо-этических потребностей, проявляющейся в готовности и стремлении взаимодействовать с ними на эмоциональном уровне.

Когнитивная шкала (К) направлена на диагностику степени запечатленности в объектах природы познавательных потребностей, проявляющейся в готовности и стремлении искать, принимать и перерабатывать информацию об этих объектах.

Практическая шкала (Пк) направлена на диагностику готовности и стремления к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами.

Поведенческая шкала (Пс) направлена на диагностику потребности в активности личности, направленной на изменение окружения в соответствии с этим отношением.

Анализ динамики развития личностного отношения к природе школьников показывает, что в 10 – 11 лет интенсивность отношения находится на максимальном уровне (56,62 балла по Т-шкале), затем к 12 – 13 годам происходит незначительное падение (до 55,8), которое не является статистически значимым, в 14 – 15 лет наблюдается резкое падение интенсивности отношения к природе (до 49,8), значимое на 1% уровне, к 16 – 17 годам происходит подъем интенсивности, которая, тем не менее, не достигает уровня 10 – 13 лет. Показатель равен 53,4 балла по Т-шкале.

Рис.1 Интенсивность субъективного отношения к природе учащихся 5-11 классов по Т-шкале.

Кроме того, существует еще одна общая тенденция развития интенсивности отношения к природе у школьников: на втором и третьем возрастном этапе когнитивный компонент опускается на ранг ниже, а в возрасте 16 – 17 лет, занимает место, как на первом этапе.

Возможно, когда формируется направленность на профессию, когнитивный компонент становится востребованным. А в период формирования межличностных коммуникаций когнитивный компонент уступает эмоциональному, как более рациональному в данный период.

Диаграмма. Интенсивность субъективного отношения к природе учащихся 5-11 классов

Экспериментальные данные, полученные нами, свидетельствуют

о том, что учащиеся 5 классов имеют мотивацию к экологическому познанию выше, чем старшеклассники.

Потребность в изменении окружающей среды у учащихся 5 классов и 10-11 классов одинакова, они активны, хотят изменений окружающей действительности, отсюда их повышенная эмоциональность.

Потребность в компетентности у учащихся 5 и 10-11 классов повышена, и проявляется в готовности и стремлении их к практическому взаимодействию с природными объектами.

Анализируя данные субъективного отношения к природе у подростков, нам удалось выявить несколько групп. В группе, имеющей низкое, несформированное отношение к природе («нигилисты») уровень практического и особенно поступочного компонентов существенно ниже среднего и несет в основном эмоционально-познавательный характер. В группе, имеющей среднее отношение к природе («доброжелатели»), есть тенденция к повышению практического компонента. В группе с высоким уровнем развития отношения к природе («фанаты») ведущим становится практический компонент, существенно превышающий все остальные. То есть, при высоком уровне интенсивности личностное отношение к природе характеризуется, прежде всего, практической деятельностью непрагматического типа (натуралистические увлечения), сильным интересом к природе, высокой экологической активностью. Школьники с низким уровнем развития субъективного отношения к природе характеризуются прагматическим отношением к ней: природа рассматривается как средство достижения своих целей, а животные и растения — как объекты. Кроме того, низкий уровень развития отношения к природе сопровождается низким уровнем таких параметров как широта, осознанность, доминантность, эмоциональность, сознательность. В свою очередь субъективное отношение к природе, обладающее высоким показателем интенсивности, сопровождается высокими показателями всех его параметров: широты, осознанности, эмоциональности, обобщенности, доминантности, принципиальности, сознательности и устойчивости. Таким образом, можно отметить, что развитие высокой интенсивности отношения к природе, прежде всего, связано с непрагматической деятельностью личности, направленной на мир природы.

Обращает на себя внимание также «зеркальный» характер возрастных изменений интенсивности отношения к природе у подростков и юношей и динамики их экологических установок прагматического типа (природные объекты воспринимаются как источник какого-либо полезного для человека продукта) (рис. 2 б). Прагматическое восприятие природы возрастает от младшего к старшему подростковому возрасту, в то время как интенсивность отношения на этом промежутке понижается. В 14 – 15 лет прагматические установки достигают максимального уровня, а интенсивность – минимального.

И здесь важная роль в формировании экологически целесообразного взаимодействия человека с миром природы отводится школе.

Таким образом, каждый возрастной период имеет свои специфические особенности, представление о которых позволяет установить четкое соответствие педагогического процесса экологического воспитания психологическому процессу формирования личностного отношения к природе.

За счет контактов с природными объектами у подростков может расширяться сфера, в которой происходит освоение этических норм. Мир природы выступает как «полигон», на котором постигаются моральные ценности, формируются нравственные качества личности. Таким образом, становится очевидной роль природы, точнее, взаимодействия школьников с миром природы, в процессе их личностного развития.

Мусор как искусство

В современном мире мусор является глобальной проблемой всего человечества. Люди придумали немало способов уничтожения или переработки мусора. Многие страны уже используют переработку мусора, обеспечивая теплом и электричеством тысячи, а то и миллионы домов, что несёт в себе большую выгоду. Мусор используется как топливо для электростанций, как сырьё для производства, его превращают в энергию или газ, он используется как замена битума (углеводород), и с его помощью строят дороги.

Но самый оригинальный способ переработки отходов - это треш-арт или ресайклд-арт. Идея в том, что мусор тоже может использоваться как инструмент искусства. Художники, которые занимаются искусством в стиле ресайклд-арт, не сталкиваются с такой проблемой, как скопление ненужных вещей. В своих работах они используют все, начиная от жестяных банок и заканчивая габаритной техникой. Во всем этом сырье есть одна общая деталь: оно вторично используются.

Например, Джеймс Климоски создал огромную инсталляцию «Голова в облаках» из более чем 55 тысяч пустых пластиковых бутылок. В музее эмоций в Санкт Петербурге есть большое сердце, выполненное из пластиковых трубочек. Некоторые автолюбители делают себе автомобили из старых машин. А британец Пол Бэкон соорудил автомобиль из бытовых отходов и мусора, скопившегося за десятилетия у него в гараже.Во Франции это называется «искусство из мусорных баков». Художники ставят перед собой цель – привлечь внимание людей к проблемам экологии. Художники, которые используют промышленные и бытовые отходы: Лео Сиуэлл, Джейн Перкинс, Ана Кардим, Том Дейнинджер, Игорь Иванов. Часто художники используют мусор, найденный на пляжах. Британский художник Гэвин Тёрк выставил на лондонском аукционе Филлипс свою инсталляцию — мешок с мусором. Название экспоната The «Dump» или «Свалка», его начальная стоимость — 51 тысяча фунтов стерлингов (~5 миллионов рублей). И вроде бы тут всё ясно — очередные странности индустрии современного искусства, но мешок с мусором Гэвина Тёрка только выглядит мешком с мусором. На самом деле «Свалка» — это бронзовая фигура, выполненная в форме мешка, набитого мусором, и покрашенная в чёрный цвет. Так что это не такое уж простое изделие.

Рисунок 2. Гэвин Тёрк. «Свалка»

Одежда из мусора

Начиная с 1990-х годов стали появляться в супермаркетах всего мира бумажные пакеты, одноразовая посуда, салфетки, полотенца, коврики для занятий йогой и т.д. – и все это со значком «изготовлено из вторичного сырья». Экология вошла в моду.

Из вторичного сырья можно изготовить не только бумажные пакеты, одноразовую посуду, салфетки и полотенца, но и …одежду.

Вы бы хотели побывать на трэшн-шоу? Сегодня trashion – это не только платья из полиэтиленовых пакетов, фольги, но и любая перешитая одежда, повторно использованное сырье.

Сегодня люди, не стесняясь, покупают билеты на выставки с инсталляциями из мусора. Хорошо известен француз Бернард Пра. Фотографии его творений очень активно скупают на аукционах. С виду его творчество – это просто-напросто гора ярких пакетов от чипсов, пластиковой посуды, банок и тряпок. Но если вы отойдете чуть дальше от его снимков, то увидите портреты известных людей – Дали, Эйнштейна, Мэрилин Монро, Че Гевару…

Экотема вдохновила и дизайнеров одежды, которые создают свои творения из бывших в употреблении материалов. В Лондоне проводят недели «мусорной моды». Манекенщицы щеголяют по подиуму, одетые в платья, сшитые из старых джинсов, военных курток и бушлатов, газет, билетов в театр, различных этикеток и ярлыков. Можно ли предположить, что симпатичное свадебное платье, созданное дизайнерами Laura Gawne, Susan Bain и Roxie Radford сделано из довольно необычного материала, а именно, туалетной бумаги? Интересно, сама невеста знала об этом факте?

Французский дизайнер одежды Кейтель Гелберт создает одежду из пищевой упаковки; модельер ставит перед собой задачу переработки этого мусора, чтобы в процессе производства этой необычной одежды также не оставалось отходов.

Модельер Gary Harvey говорит, что находит всю одежду для переработки в секонд-хендах. «В мире моды все очень быстро меняется, хорошая одежда скоро становится неактуальной и выходит из пользования. Я не хочу, чтобы одежда, которая может служить долгие годы, была выброшена». Любому предмету можно дать вторую жизнь - это девиз экомоды!

Уделяют время решению экологических проблем и знаменитые бренды. К примеру, Adidas совместно с творческой экологической организацией «Parley For The Oceans», представила свой концепт кроссовок, сделанных из переработанных сетей для ловли рыб и пластика, выловленного из моря. Верхняя часть кроссовок полностью сделана из переработанного пластика и, собственно, зеленых нитей из рыболовных сетей, в то время как для подошвы были использованы другие, более практичные материалы. Футболки из органичекого пластика носят игроки мюнхенской «Баварии» и мадридского «Реала». Топовые футбольные сборные и клубы со всего мира играют в форме Nike, сделанной из пластиковых бутылок. На производство этой формы ушло 13 миллионов пластиковых бутылок

Практическая часть

Наша школа ежегодно проводит конкурсы экомоды. Цель мероприятия – познакомить детей с возможностью вторичного использования мусора. Многие ученики нашей школы с большим удовольствием принимают участие в этом необычном конкурсе красоты. Задача детей - сделать нарядные костюмы, используя только мусор. Каждый год у этого мероприятия разная тематика (народный костюм, мисс Снегурочка, мисс Весна, история создания костюмов). Начиная с 5-го класса, мы ежегодно становились победителями и призёрами экомоды (приложенние1, рисунок №3, 4, 5). Подобные конкурсы по вторичному использованию мусора яркие, эмоциональные, позволяют заинтересовать школьников проблемой твёрдых бытовых отходов. Но какова дальнейшая судьба поделок? Чаще всего они пополняют в конечном итоге мусорные баки. Поэтому мы стараемся найти применение нашим изделиям.

В нашей школе ученики часто ставят небольшие спектакли, которые показывают в школе и в городском Доме Культуры. И для театральных постановок, конечно, нужны декорации. Мы серьезно подошли к решению этого вопроса. После ремонта дома остались рулоны обоев, которые, скорее всего, родители отнесли бы на свалку, но мы нашли им достойное применение, сделав из них много прекрасных декораций. Они уже не один год служат и будут служить для театральных постановок (приложение1, рисунок №6).

В современном мире люди выбрасывают очень много одежды, ставшей немодной. Изготавливая из неё театральные костюмы, мы дарим этим вещам «вторую жизнь». Например, из чехла для музыкальных инструментов получился универсальный костюм для самых различных ролей. Кольчуги воинов изготовили из старых клеёнок (приложение1, рисунок №7). Серая упаковочная бумага, которую повсеместно выкидывают, превращается в старинные грамоты, если её смять и немного опалить по краям.

Также в нашей школе недавно проводилось интересное мероприятие - инсталляция «Весенний город удачи» (приложение1, рисунок №2). Каждый класс изготавливал дом из бумажных отходов. Мы построили сказочный домик, и это пример того, как из ненужных коробок можно сделать красивый декор для детской комнаты (приложение1, рисунок №1).

Ежегодно мы участвуем в акции «Рождественская свеча». Обычная недорогая белого цвета свеча украшается бумажными салфетками. Получаются очень красивые декоративные свечи, которые мы передаём в храм для благотворительной ярмарки. (приложение 1, рисунок 8,9)

Заключение

Изучив формирование экологического сознания школьников по методике «Натурофил» мы пришли к выводу, что эколого-просветительская деятельность в школе, будет успешной, если в процессе обучения подрастающего поколения будет наполнена разнообразными знаниями. Информативность, которая формирует представления о прекрасном, о возможностях человеческого творчества является одновременно единственной альтернативой потребительским факторам жизнедеятельности человека в обществе. Развитие высокой интенсивности отношения к природе, прежде всего, связано с непрагматической деятельностью личности, направленной на мир природы. Это повлияло на наше решение изготавливать полезные предметы из бытового мусора.

Выводы:

Возрастные изменения интенсивности личностного отношения к природе школьников 10 – 17 лет происходят неравномерно. Интенсивность отношения к природе имеет тенденцию к некоторому снижению от младшего подросткового к старшему подростковому возрасту, а затем резко падает до своего минимального уровня у старших подростков; к юношескому возрасту наблюдается некоторый рост. От младшего подросткового возраста к юношескому снижается роль когнитивного компонента и повышается значение эмоционального компонента отношения. К природоохранной деятельности школьники наиболее предрасположены в среднем подростковом возрасте, когда на максимальном уровне находится доминантность отношения. Прагматическое восприятие природы достигает максимума в старшем подростковом возрасте, а затем снижается к юношескому.

При изготовлении ярких костюмов и декораций для школьных и городских спектаклей мы посмотрели на проблему вторичного использования отходов под другим углом. Вторичное использование бытовых отходов может служить не только практике, но и искусству. Достаточно включить творчество и фантазию. и ты сможешь внести посильный вклад в решение экологических проблем.

Список литературы

Экология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных рганизаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – М. : Просвещение, 2019. – 143 с.

Вторая жизнь вещей. Н.П. Коноплёва, «Просвещение», Москва, 1993 год.

Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс].

Абдуллаев З. Экологические отношения и экологическое сознание. — Ташкент, 1990.

Астраханова Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: Дис. … к.п.н. — Махачкала. 2004.

Ганат С.А. Психологические особенности субъективного отношения личности к природоохранной территории. — М., 2004.

Григорьева Е.В. Влияние Я–концепции учителя на его профессиональную компетентность в системе отношений учитель-ученик: Авт. … к.психол.н. — Сочи, 2000.

Громов Е.В. Сущность и основные тенденции развития экологического сознания. — Елабуга, 2004.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психодиагностика. —Даугавпилс, 1994.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и диагностика. —Ростов-на-Дону, 1996

Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования //Экологическое образование в России: теоретические аспекты. — М., 1997.

Голубева И. История бутылки /Интересные факты [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://coolfacts.ru/istoriya-butylki.html

Приложения

   

Рисунок №1. Дом из картонной коробки

Рисунок №2 Инсталляция «Весенний город Удачи»

   

Рисунок № 3. Экомода 2019. Победители: мисс Весна – Князькова М., Князькова И.

Рисунок № 4.Экомода 2014. Призёры-дизайнеры – Князькова М., Князькова И

   

Рисунок № 5. Экомода 2015-2016. Мисс Снегурочки

   

Рисунок №6. Рождественский спектакль 2019. Декорации из бросового материала изготовили Князьковы

Рисунок №7. Костюмы и декорации из б/у одежды, обоев, штор, клеёнки, упаковочного материала

   

Рисунок № 8,9. Акция Рождественская свеча. Украшение свечей с использованием салфеток и создание декорации для Рождественского спектакля из укрывного материала, оставшегося после ремонта.

 

Просмотров работы: 20