Роль просветительской работы среди детей и подростков на этапе перехода к раздельному сбору твердых бытовых отходов в России на примере Германии

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль просветительской работы среди детей и подростков на этапе перехода к раздельному сбору твердых бытовых отходов в России на примере Германии

Икоев Р.М. 1
1МБОУ гимназии №45 РСО-Алания г. Владикавказ
Гурциева А.А. 1Бугулова Л.М. 2
1МБОУ гимназии №45 РСО-Алания г. Владикавказ
2МБОУ гимназия №45

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

В современной экологической науке особую остроту приобретает тема организации селективного (раздельного) сбора бытовых отходов, организация их переработки и сознательное уменьшение количества бытовых отходов в повседневной жизни людей. Не переработанные отходы - это яд для природы. А сортировка мусора значительно упрощает его переработку. Вторичное использование переработанных материалов позволяет экономить ресурсы. Кроме того, некоторые виды отходов, например тару, можно использовать многократно. Эта проблема особенно актуальна в данный момент в России, которая является самой большой страной в мире, но в которой по-прежнему проблема сбора и утилизации мусора не решена или решается очень медленными темпами и в незначительном, недостаточном объеме. В последние годы и даже десятилетия в связи с ростом уровня жизни населения в нашей стране наметилась устойчивая тенденция к увеличению количества твердых бытовых отходов. Полигоны для их свалки переполнены, занимают огромные территории вблизи населенных пунктов и грозят экологической катастрофой, нанося ущерб окружающей среде и, следовательно, здоровью человека.

В связи с вышесказанным, президент России Владимир Путин подписал закон, который закрепляет раздельный сбор мусора на территории РФ, а также содержит меры по стимулированию предприятий и граждан к раздельному сбору отходов. Путин назвал чрезвычайно важной реализацию задач по сортировке и уничтожению мусора.

С 1 января 2019 года вступило в силу следующее положение закона: "Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации".

Порядок устанавливает требования в отношении сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Северная Осетия - Алания. Раздельный сбор твердых коммунальных отходов на территории Республики Северная Осетия - Алания планируется внедрять поэтапно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В нашей республике еще в августе 2017 года в соответствии с федеральным законом от 29 декабря 2014 года «Об отходах производства и потребления» была принята Пояснительная записка об утверждении порядка сбора твердых, коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Северная Осетия - Алания.

Первый этап - с 1 января 2019 г. - разделение твердых коммунальных отходов по следующим видам:

для населения, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отходы разделяются на органические (пищевые) отходы, прочие виды отходов.

Второй этап - с 1 января 2020 г. - разделение твердых коммунальных отходов по следующим видам:

для населения, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц: органические (пищевые) отходы, отходы источников малого тока (за исключением автомобильных аккумуляторов), стекло, пластик, бумага, прочие виды отходов.

В связи с этим необходима, прежде всего, разъяснительная работа с населением, и, в первую очередь, с молодым поколением, в руках которого наше будущее. Кроме того, именно дети и подростки легче воспринимают все новшества и нововведения. В руках молодого поколения будущее нашей страны.

Учится чему-либо новому лучше на уже существующем позитивном примере. Так уже на протяжении почти 30-ти лет (с 1990-го года) общегосударственный селективный сбор мусора существует и успешно развивается в Германии. Изучая немецкий язык как иностранный, я сталкивалась с данной темой как с одним из аспектов страноведения на уроках немецкого языка и заинтересовалась ею.

Все вышесказанное определяет актуальность, новизну и практическую значимость выбранной мною темы проектной работы.

Целью данной работы является формирование у учащихся нашей гимназии осознания необходимости раздельного сбора бытовых отходов в нашей стране. Решение поставленной цели предполагает реализацию следующей задачи: просветительская, разъяснительная деятельность по пропаганде раздельного сбора мусора среди учащихся нашей гимназии.

По видовым характеристикам данный проект является информационно-­поисковым, социально-ориентированным, практико-ориентированным.

При работе над проектной работой использовались методы анализа, наблюдения, сравнения, беседы, моделирования ситуации, аналогии, классификации.

II. Основная часть
1. Что такое селективный (раздельный) сбор твердых бытовых
отходов (на примере Германии)?

Принцип разделения отходов может во многом облегчить жизнь - как на уровне отдельных людей, так и на уровне государства. В странах, где разделение мусора практикуется давно, для частных лиц и предприятий существуют «экологические поощрения»: можно получить скидку на услуги в сфере ЖКХ или, в случае производств, субсидии и налоговые льготы.

Предприятия, разделяющие мусор при этом получают не только денежную выгоду: к ним и их продукции лояльнее начинают относиться заинтересованные в сохранении окружающей среды люди.

В случае частных лиц преимущества больше моральные, чем материальные - возможность почувствовать свой вклад в дело очищения и сохранения нашей планеты, ощутить собственную полезность. Впрочем, и материальный компонент тоже присутствует: во многих странах сдача разделённого мусора позволит немного подзаработать.

В масштабах страны изначальная сортировка ТБО тоже приносит пользу. Во- первых, создает дополнительные рабочие места на перерабатывающих заводах, в транспортировке мусора. Во-вторых, позволяет экономить невосполняемые ресурсы вроде нефти и природного газа, из которых производится пластик и большая часть синтетических волокон.

Для государства отпадает и необходимость отдавать большие площади под свалки и полигоны захоронения, улучшается внешний вид городской и сельской местности, стабильность экосистем, да и отношение той части электората, которая интересуется проблемами экологии.

Казалось бы, что может быть проще, чем выкинуть мусор! Но не торопитесь. В Германии и для этого есть много правил. Здесь нельзя просто выбросить обычный

домашний мусор в большой контейнер во дворе дома или в мусоропровод. Почему в обычных немецких кухнях можно найти несколько ведер для мусора? Почему уличные мусорные контейнеры окрашены здесь в разные цвета? Осторожно - если вы выбросите мусор в неправильный контейнер - вас даже могут оштрафовать!

Давайте разберемся в том, как же правильно выбрасывать мусор в Германии. Ключевое слово этой темы: сортировка!

Общегосударственный селективный сбор мусора существует здесь с 1990 года. Зачем же они это делают? Ответ прост: немцы заботятся об окружающей среде и экономят природные ресурсы.

Непереработанные отходы - это яд для природы. А сортировка мусора значительно упрощает его переработку. Вторичное использование переработанных материалов позволяет экономить ресурсы. Кроме того, некоторые виды отходов, например, тару, можно использовать многократно.

В Германии выбрасывают мусор в четыре основных контейнера, у каждого из которых свой цвет. Биомусор попадает в коричневый. К нему относятся, кроме остатков еды, белые салфетки, кофефильтры, чайные пакетики, трава, волосы и ногти. Эти отходы компостируют, используют в качестве корма для скота, а также как топливо для производства электроэнергии (в виде спрессованных брикетов). Для бумаги контейнеры синего цвета. Причем картон необходимо выбрасывать отдельно, поскольку технология его переработки отличается от переработки бумаги. В желтые контейнеры выбрасывается упаковка из металла, пластика и смешанных материалов, то есть то, из чего можно получить вторичные материалы. Остальной мусор собирается в черные (темно-серые) баки. Переработка и вывоз такого мусора стоят довольно дорого, что стимулирует к сортировке мусора. В бак выбрасываются диски, пустые зажигалки, фото, резина, предметы личной гигиены, например, памперсы, цветные салфетки, окурки, мешки от пылесоса, кухонные тряпки. Стекло при выбрасывании сортируется на прозрачное, зеленое и коричневое и выбрасывается строго по цвету в определенный контейнер. Старые батарейки и аккумуляторы требуют особой утилизации, так как они содержат

высокотоксичные ядовитые вещества. Старая одежда и обувь собирается в специальные контейнеры.

Пластиковые бутылки сдаются в специальные автоматы при магазинах и супер маркетах и их стоимость учитывается при покупке напитков.

Организован также периодический вывоз крупного мусора, например старой мебели, рождественских елок, а также бытовых электроприборов.

Населению в Германии выдается график вывоза каждого вида мусора на год, а также перечень отходов, которые можно собирать в тот или иной контейнер, иногда бесплатные мешки соответствующих цветов для разных типов мусора.

Сбор и сортировка мусора в Германии это невероятно сложный и ответственный процесс. Чтобы сделать это, и не нарушить ни одного правила, наверное, необходимо родиться в этой стране либо, как минимум, прожить в Германии не один год. Поэтому большинству россиян приходится очень тяжело, ведь за неправильное избавление от бытового мусора к немецким нарушителям применяются довольно строгие санкции. Если, например, работники мусороперерабатывающей компании заметят, что бытовой мусор выбрасывается без соблюдения определенных компанией правил сортировки, то тогда на весь дом налагаются санкции в виде существенного повышения тарифа за обслуживание. Если нарушение будет совершено повторно, то мусорная компания может прекратить обслуживание этого здания. Соответственно, жильцы дома крайне заинтересованы в строго соблюдении правил сортировки бытового мусора. Более того, в этой удивительной стране сортировка мусора происходит не только лишь дома. На городских улицах устанавливаются специальные контейнеры, в которых имеются отсеки для различных категорий отходов. Кроме этого, практически все магазины, для того, чтобы их покупатели смогли избавиться от упаковочных материалов, выставляют неподалеку мусорные баки. Прагматичные немцы, не желая нести мусор домой могут избавиться от него выйдя из магазина. Повышенное внимание, которое уделяется проблеме сортировки и вывоза мусора, в первую очередь направлено на экономию ресурсов. Это неудивительно, ведь

собранные по всем правилам твердые бытовые отходы существенно упрощают процессы переработки и утилизации.

2. Роль просветительской работы по формированию сознательного отношения детей и подростков к проблеме раздельного сбора мусора.

В связи с вышеуказанным, при переходе к раздельному сбору мусора в нашей стране необходима, прежде всего, разъяснительная работа с населением, и, в первую очередь, с молодым поколением, в руках которого наше будущее. Кроме того, именно дети и подростки легче воспринимают все новшества и нововведения. В руках молодого поколения будущее нашей страны.

Учится чему-либо новому лучше на уже существующем позитивном примере. Так уже на протяжении почти 30-ти лет (с 1990-го года) общегосударственный селективный сбор мусора существует и успешно развивается в Германии. Изучая немецкий язык как иностранный, я сталкивалась с данной темой как с одним из аспектов страноведения на уроках немецкого языка и заинтересовалась ею.

В процессе реализации задачи были проведены беседы с показом видеофрагментов о раздельном сборе мусора в Германии и организации подобного подхода к проблеме в России в следующих классах нашей гимназии: 9 «Б», 6 «В», 6 «Г» (немецкая группа), 7 «А», 7 «В» (немецкая группа), 8 «В», 8 «Г» (немецкая группа). После теоретической части проводился практикум в игровой форме по сортировке предметов, потенциально попадающих в разряд бытовых отходов разного типа, которые специально были подобраны и подготовлены заранее.

Заключение.

Учащиеся с интересом воспринимают информацию подобного рода, а также участвуют в практической части после каждой беседы. Надеемся, нам удалось передать им основные знания, которые необходимы по данной проблеме, заложить основы формирования сознательного отношения к проблеме раздельного мусора в нашей стране, убедить в актуальности данной проблемы, а в дальнейшем планируем углубить и детализировать данные знания и умения.

Кроме того, продуктом нашей проектной деятельности является также создание интерактивных упражнений для доски SMART, которые можно использовать как на уроках немецкого языка по теме «Экология», так и при проведении дальнейших бесед с учащимися по теме «Раздельный сбор мусора».

Таким образом, поставленная цель была достигнута и задача решена.

Список литературы

https://vtorothodv.ni/musor/razdelnvi-sbor.html#i-2

https://ztbo.ru/o-tbo/stati/obshie/sortirovka-musora-v-germanii

https://kat5Llivejournal.com/20592.html

https://7dach.ru/NatashaPetrova/musor-razdelyav-i-vlastvuv-

154990.html

https://businessman.ru/razdelnviv-sbor-othodov-sbor-i-utilizatsiya- othodov.html

www.vk.com/umweltmachtschule

www.facebook.com/groups/umweltmachtschule

Приложение

Беседы о раздельном сборе мусора в разных классах и практикум по сортировке различных видов бытовых отходов

Мусорные свалки в России грозят экологической катастрофой

Виды контейнеров для твердых бытовых отходов разного типа в Германии

 

 

Tapeten (обои)

CDs

 

Jogurtbecher

 

Papier

Zeitungen

 

Zeitschrifte

Dosen

 

Eierschalen

Knochen (кости)

 

Windeln (памперсы)

Alufolie

Teebeutel

Spraydose


 
Просмотров работы: 87