Введение
В мае прошлого учебного года на уроке окружающего мира мы говорили о животных нашего края. Урок подходил к концу, когда мы заговорили о ежах. О ежах я знаю всё. Что тут сложного? Один ёж каждый вечер летом к нам на дачу приходил. Я подняла руку: « Ежи живут в лесу. У них нет врагов. Все боятся их острых колючек. Ежи едят грибы, ягоды, но больше всего они любят яблоки. Ёжик выбирает самые лучшие яблочки, цепляет их на колючки и несёт ежатам»,- сказала я. За такой ответ мне точно поставят пятёрку! Но наша учительница, Людмила Алексеевна, загадочно улыбнулась и спросила: «Ты думаешь, ежи едят яблоки?» «Конечно! А зачем тогда они цепляют яблоки на колючки и несут ежатам? Я сама видела в мультфильмах, сказках и на разных картинках. Зачем еще ежу нужны яблоки?», - удивилась я. И тут прозвенел звонок. «Об этом ты нам расскажешь сама после летних каникул. Проведешь исследовательскую работу, почитаешь научную литературу. Заодно проверишь и другие свои высказывания!», - предложила Людмила Алексеевна. Я с радостью согласилась. Исследовательская работа и эксперименты - это мне нравится.
Я выдвинула гипотезу: «ёж питается яблоками». В результате возникла тема исследования: «Зачем ежу яблоки».
Ёж- это объект моего исследования.
Предмет исследования – образ жизни ежа, его питание и привычки.
Цель проекта:
расширить знания о жизни, питании и привычках ежей;
поделиться информацией с одноклассниками;
проверить гипотезу.
Задачи проекта:
личностные:
формирование бережного отношения к животным, к природе;
чувства сострадания;
метапредметные:
развитие умений соединять теоретический материал с практической деятельностью;
развитие умений использовать различные способы поиска информации (в справочниках, в энциклопедиях, сети Интернет и т.д.)
развитие творческих и коммуникативных способностей,
развитие операций обобщения, умения классифицировать;
развитие интереса к процессу познания
предметные:
повысить уровень теоретических знаний о ежах и их значении для природы;
развивать умения находить взаимосвязи в природе: «ёж-яблоки»;
выявить знания одноклассников по данной проблеме.
Темы исследований:
Научная классификация;
Описание внешнего вида;
Среда обитания ежей;
Особенности жизнедеятельности;
Питание ежей.
Польза и вред ежей.
Глава 1. Общая характеристика ежа обыкновенного.
Изучив некоторую энциклопедическую литературу, а также словари, я познакомилась с научной классификацией, описанием внешнего вида и особенностью жизнедеятельности ежей.
1.1 Эксперимент. Дневник наблюдения (Приложение I).
Эксперимент первый (17 июля) – первое знакомство с ежом. Пробовала давать ежу молоко и большое красное яблоко. Еж отказался от угощения.
Эксперимент второй (20 июля) – пробовала давать спелое зеленое яблоко. Всё напрасно.
Эксперимент третий (2 августа) – ёж приходит к нам каждый день. Пробовала яблоки разрезать на части. Давала яблоки разных сортов, но они оставались не тронутыми.
Вывод: доказать экспериментально, что ёж питается яблоками не удалось. Поэтому возникла необходимость в поиске научной литературы.
1.2. Научная классификация
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Класс: Млекопитающие
Отряд: Насекомоядные
Семейство: Ежовые
Род: Лесные ежи
Вид: Ёж обыкновенный или европейский - млекопитающее семейства ежовых рода лесных ежей.
1.3. Описание внешнего вида
Ёж - общеизвестный по внешности зверёк, покрытый короткими тёмными иглами длиной до 3 см. У взрослых ежей их 5000 - 6000. Длина тела ежа достигает до 25 см, а хвост до 3 см. Весит в среднем 700 - 800 г, но перед спячкой может отъедаться более 1 кг. Самцы крупнее самок. Мордочка вытянутая, подвижная, нос острый и постоянно влажный. Глаза чёрные, круглые. Уши короткие, округлые, почти спрятаны. Конечности пятипалые, с довольно острыми когтями, задние ноги длиннее передних. У ежа 36 зубов. Иглы ежа полые, наполнены воздухом. На спине у ежа находится особая мышца, которая при сокращении позволяет ему сворачиваться в колючий шар. Каждая иголка растет 12 - 18 месяцев. Линька у ежа идёт медленно - в среднем за год меняется одна игла из трёх, в основном весной и осенью.
1.4. Среда обитания ежей.
Ёж распространён в Европе, на Кавказе, в Закавказье и в Малой Азии. В России водится в средней полосе Европейской части, на Среднем Урале и на юге Западной Сибири. А также встречается в Новой Зеландии. В древности водился и в Северной Америке, что подтверждается раскопками. Ёж встречается в лесной, луговой и степной зоне: на опушках, перелесках, лесополосах, небольших полянах, в поймах рек. Кое-где встречается в горах, а также в садах, парках, на приусадебных участках.
1.5. Особенности жизнедеятельности.
Ёж ведёт одиночный образ жизни. Он устраивает до 10 гнёзд, спрятанных в колючем кустарнике, под брёвнами, в кучах хвороста. Гнездо он выстилает сухими травами, мхом, древесной трухой. Ведёт активный образ жизни преимущественно в сумеречное и ночное время. Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок. С наступлением заморозков (ниже 10°C), накопив жировые запасы, ёж закупоривает вход в нору и впадает в спячку. В России спячка начинается в конце сентября - начале октября. Если ёж засыпает без достаточного запаса жира, он рискует во время спячки умереть от голода. Заканчивается спячка в апреле, когда температура воздуха поднимается до 15°C. На ежей охотятся собаки, лисы, хорьки, барсуки и крупные совы. У ежей острое обоняние и слух, но слабое зрение. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают. Ежи издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки. Детёныши, находясь в гнезде, издают свист и кряканье, похожее на птичье. Потомство появляется в мае—октябре. У одной самки рождается обычно 5 детёнышей. Ежата родятся слепыми, голыми, с ярко-розовой кожей, но уже через несколько часов у них появляются мягкие и белые иглы. Живут ежи в природе от 3 до 5 лет, в неволе до 8 - 10. Обыкновенный ёж полезен уничтожением вредных насекомых: майских хрущей, волосатых жужелиц, гусеницы монашенки и непарного шелкопряда. В то же время ёж приносит и вред: уничтожает птенцов и яйца гнездящихся на земле мелких птиц. Ёж может быть переносчиком таких заболеваний как дерматомикоз, жёлтая лихорадка, сальмонеллез, лептоспироз. Еж может заразить человека энцефалитом. Ёж, ползая в лесу, собирает своими иглами клещей, которые живут на нем всю жизнь. Их так много на еже, что паразитологи в очагах энцефалита основывают свои подсчеты на «еже-часе» - это количество клещей, которое попадает на ежа за час его пребывания в лесу. За один весенний сезон ёж носит на себе десятки тысяч клещей.
1.6. Питание ежей.
Ёж – животное, млекопитающее, насекомоядное. Млекопитающее – значит, кормит своих детёнышей молоком. Насекомоядное – значит, питается насекомыми. Растений практически не ест. У ежа – 36 зубов: на верхней челюсти 20 мелких острых зубов, а на нижней – 16. Питается ёж в основном насекомыми (жуками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди. Может съесть и грибы, и ягоды и некоторые фрукты. Ёж очень прожорлив. Ёж может съесть и мышей, и ужей, и змей. На зиму никакое пропитание ежу не требуется: он спит, как медведь или барсук. Поэтому никаких запасов яблок, грибов, ягод и желудей, ежи не делают. Они хорошо отъедаются по осени, запасая под кожей жир. Тем и питаются в спячке. Но, не смотря ни на что, замечена определенная склонность ежей к разного рода кислым и едким продуктам и веществам. Ежи любят натыкать на иглы недокуренные сигареты, зёрна кофе. Дым табака, запахи духов и кофе им приятны. Ежи, взъерошив иглы, будто бы дезинфицируют себя. В этом, возможно, и разгадка тайны! Кислый сок яблок уничтожает насекомых-паразитов, которые кусают ежей!
1.7. Польза и вред для людей.
Обыкновенный ёж полезен уничтожением вредных насекомых: среди поедаемых им насекомых — майские хрущи, гусеницы монашенки и непарного шелкопряда. В то же время ёж уничтожает птенцов и яйца гнездящихся на земле мелких птиц. Так, на Внешних Гебридах завезённые ежи превратились в настоящих вредителей, уничтожающих кладки таких птиц, как бекас, чернозобик, улит и чибис.
Ёж может быть переносчиком таких заболеваний, как дерматомикоз, жёлтая лихорадка, сальмонеллёз, лептоспироз, бешенство. На них в больших количествах водятся клещи и блохи. Например, изучение иксодовых клещей (переносчиков возбудителей клещевого энцефалита, туляремии, бабезиоза крупного рогатого скота, пироплазмоза лошадей) выявило, что ежи находятся в числе хозяев, на которых клещи кормятся во всех фазах развития. В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки, поскольку его колючий покров, как щёткой, счёсывает голодных клещей с травы. От клещей, забравшихся между иглами, ёж не способен избавиться.
Глава 2. Социологическое исследование.
2.1. Социологический опрос.
Я решила узнать, какими сведениями о ежах обладают мои одноклассники. Для этого я попросила изобразить художественный образ ежа в рисунках и поделках (Приложение II), провела социологическое исследование, попросила ответить на следующие вопросы:
Где живут ежи?
Есть ли у ежей враги?
Чем питаются ежи?
Готовят ли ежи запасы на зиму?
Зачем ежу яблоки?
В опросе участвовало 23 человека.
2.2. Результаты социологического опроса.
1. Ежи живут в лесу - 13 человек;
Ежи живут в норах - 7 человек;
Ежи живут в России - 1 человек;
Ежи живут в степях - 1 человек.
Не знаю - 1 человек.
2. Нет врагов - 1 человек;
Есть враги – 19 человек;
Не знаю – 3 человека.
3. Ежи питаются грибами, яблоками, ягодами – 7 человек;
Ежи питаются насекомыми, мышами, змеями, червяками – 11 человек;
Ежи питаются тараканами – 1 человек;
Ежи питаются ящерицами -2 человека.
Ежи питаются травой – 2 человека.
4. Да, готовят – 9 человек;
Нет – 5 человек;
Не знаю - 9 человек.
5. Ежи едят яблоки – 13 человек;
Еж несет яблоки детям – 2 человека;
Не нужны – 1 человек;
Не знаю – 7 человек.
Проанализировав результаты опроса (Приложение III), я убедилась, что большинство опрошенных ребят имеют реальное представление о жизни ежей, но мало кто точно знает, чем питается ёж, и так же, как и я, предполагают, что основная пища ежа – это яблоки. Для подтверждения или опровержения своего предположения, я побеседовала с учителем биологии (моей бабушкой) – Рябых Аллой Михайловной. И вот что я выяснила: ёж питается в основном насекомыми (жуками, уховёртками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. В природе на позвоночных он нападает редко; чаще всего его жертвами становятся впавшие в оцепенение амфибии и рептилии (в том числе змеи), которым ёж перекусывает позвоночник. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди, грибы, ягоды и фрукты. Ёж очень прожорлив, особенно после спячки — за ночь может съесть корм, который равен 1/3 его веса. Еж, содержащийся в неволе как домашнее животное, охотно ест мясо, яйца и хлеб. Вопреки распространённому мнению, молоко ежам вредно и их не следует кормить молочными продуктами, так как они страдают непереносимостью лактозы. Собачий или кошачий корм так же не подходит для них, так как содержит слишком много жиров и слишком беден белками. Тем не менее, ёж очень любит мороженое. Кроме того, с удовольствием ест кашу из овсяных хлопьев.
Глава 3. Выводы и заключение.
Подводя итоги своей работы, могу сказать: я добилась поставленной цели, узнала много нового и интересного о ежах, о роли и их значении в природе и в жизни человека. Но самое главное, я теперь знаю, зачем ежу яблоки. Яблоки необходимы ежам исключительно в гигиенических целях. Путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А кислый сок яблок из проколотого яблока, стекая по иголкам к коже ежа, дезинфицирует её, уничтожает всяких паразитов типа вшей и клещей, которые водятся у него в иголках. Таким образом, моя гипотеза не верна: ёж не питается яблоками. Они нужны ему совершенно для других целей.
Данный материал был представлен моим одноклассником на уроках окружающего мира. И, надеюсь, теперь все ребята нашего класса с уверенностью ответят «Зачем ежу яблоки?».
В дальнейшем я хочу продолжить изучение литературы о ежах. Мне хотелось бы узнать, поддаются ли ежи дрессировке.
Список источников:
1. Брагин А. «Обо всем на свете», серия: Большая детская энциклопедия.
2. Детская энциклопедия "Я ПОЗНАЮ МИР".
3. Ухарцева А.В. «Что? Где? Почему?», Издательство: Аст, 2008.
4. http://zoomir.forumbb.ru/viewtopic.php?id=81
5.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E1%FB%EA%ED%EE%E2%E5%ED%ED%FB%E9_%B8%E6
Приложение I.
Дневник наблюдения.
Приложение II.
Фотографии рисунков и поделок
Приложение III.
Анкеты социологического опроса.
Я провела социологический опрос, в котором участвовало 23 человека.
Были заданы следующие вопросы:
1. Где живут ежи?
2. Есть ли у ежей враги?
3. Чем питаются ежи?
4. Готовят ли ежи запасы на зиму?
5. Зачем ежу яблоки?
Проанализировав результаты опроса, я убедилась, что большинство опрошенных ребят имеют реальное представление о жизни ежей, но мало кто точно знает, чем питается ёж, и так же, как и я, предполагают, что основная пища ежа – это яблоки.