ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Астапова А.Ю. 1
1ФГБОУ ВО Белгородский государственный аграрный университет имени В. Я. Горина
Мухина Н.Н. 1
1ФГБОУ ВО Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема является актуальной в изучении информатики, ведь деятельность людей всё в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Заложить фундамент информационной культуры призвана дисциплина «Информатика».

В наше время новые информационные технологии занимают очень важное место не только в специализированных, но и в повседневных сферах жизни. Компьютеры применяются в бизнесе, менеджменте, торговле, учебе и многих других сферах деятельности человека. В связи с тем, что постоянно происходит увеличение объема информации, возросло число людей, занятых в информационной сфере.

В соответствии с тенденцией быстрого продвижения общества к всестороннему использованию достижений научно-технического прогресса в области компьютерной техники и бурно развивающихся процессов информатизации во всех учебных заведениях предусмотрено изучение дисциплины, формирующей базовые знания в области информатики и компьютеризации управленческих процессов.

.

Цель работы: изучить историю развития информатики и ее влияние на развитие общества.

Объектом изучения в проектной работе является история информатики.

Предметом изученияявляется история развития информатики.

Цель работы– изучение темы «История развития информатики как фактор развития общества».

Задачи работы:

1. Ознакомиться с понятием « история информатики».

2. Рассмотреть историю развития информатики как науки влияющей на развитие общества.

3. Ознакомиться с историей развития информатики в России.

1. Понятие информатики

Фундаментальной чертой цивилизации является рост производства, потребления и накопления информации во всех отраслях человеческой деятельности. Вся жизнь человека, так или иначе, связана с получением, накоплением и обработкой информации. Чтобы человек не делал: читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, разговаривает ли - он постоянно и непрерывно получает и обрабатывает информацию.

В области накопления научной информации ее объем, начиная с XVII века, удваивался примерно каждые 10 - 15 лет. Поэтому одной из важнейших проблем человечества является лавинообразный поток информации в любой отрасли его жизнедеятельности. Следует отметить, что определений информатики в современной литературе множество. Это происходит оттого, что данная область знаний относительно новая и соответствующий понятийный аппарат не совсем устоялся. Например, по определению А.П.Ершова информатика - «фундаментальная естественная наука». Академик Б.Н.Наумов определял информатику «как естественную науку, изучающую общие свойства информации, процессы, методы и средства ее обработки (сбор, хранение, преобразование, перемещение, выдача)» [3, C. 23].

Анализ определений позволил выделить их существенную часть и сформулировать то определение, которое приведено ниже.

Информатика - область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и других средств вычислительной техники. Основная функция информатики заключается в определении общих закономерностей, в соответствии с которыми происходит создание научной информации, ее преобразование, передача и использование в различных сферах деятельности человека.

Выполняя свою функцию, информатика решает следующие задачи:

- исследует информационные процессы в социальных системах;

- разрабатывает информационную технику и создает новейшие технологии преобразования информации на основе результатов, полученных в ходе исследования информационных процессов;

- решает научные и инженерные проблемы создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах человеческой деятельности.

Прикладные задачи заключаются в разработке более эффективных методов и средств осуществления информационных процессов с широким применение технических средств.

В состав технических средств входят компьютеры и связанные с ними периферийные устройства, линии связи, средства оргтехники и т.п., т.е. те материальные ресурсы, которые обеспечивают преобразование информации, причем главенствующую роль в этом списке играет компьютер. По своей специфике компьютер нацелен на решение очень широкого круга задач по преобразованию информации, при этом выбор конкретной задачи при использовании компьютера определяется программным средством, под управлением которого функционирует компьютер.

Таким образом, к программным средствам (продуктам) относятся операционные системы, интегрированные оболочки, различные прикладные пакеты, такие, как текстовые и графические редакторы, бухгалтерские и издательские системы и т.д. Конкретное применение каждого программного продукта специфично и служит для решения определенного круга задач.

1.1. Ведение в информатику

Основной характеристикой человечества на рубеже третьего тысячелетия считается переход от индустриального общества к информационному.

Информатика - молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным.

До настоящего времени толкование термина «информатика» (в том смысле как он используется в современной научной и методической литературе) еще не является установившимся и общепринятым.

Предметом изучения информатики является:

- аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

- программное обеспечение средств вычислительной техники;

- средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;

- средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

Термин информатика возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин informatigue(информация) и automatigue(автоматика) и означает «информационная автоматика или автоматизированная переработка информации». В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computerscience(наука о компьютерной технике).

Выделение информатики как самостоятельной области человеческой деятельности в первую очередь связано с развитием компьютерной техники. Причём основная заслуга в этом принадлежит микропроцессорной технике, появление которой в середине 70-х гг. послужило началом второй электронной революции. С этого времени элементной базой вычислительной машины становятся интегральные схемы и микропроцессоры, а область, связанная с созданием и использованием компьютеров, получила мощный импульс в своём развитии. Термин «информатика» приобретает новое дыхание и используется не только для отображения достижений компьютерной техники, но и связывается с процессами передачи и обработки информации.

В нашей стране подобная трактовка термина «информатика» утвердилась с момента принятия решения в 1983 г. На сессии годичного собрания Академии наук СССР об организации нового отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации. Информатика трактовалась как «комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики». Информатика в таком понимании нацелена на разработку общих методологических принципов построения информационных моделей. Поэтому методы информатики применимы всюду, где существует возможность описания объекта, явления, процесса и т. п. с помощью информационных моделей.

Часто возникает путаница в понятиях «информатика» и «кибернетика». Основная концепция, заложенная Н. Винером в кибернетику, связана с разработкой теории управления сложными динамическими системами в разных областях человеческой деятельности. Кибернетика существует независимо от наличия или отсутствия компьютеров.

Кибернетика – это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др.

Таким образом, информатика занимается изучением процессов преобразования и создания новой информации более широко, практически не решая задачи управления различными объектами, как кибернетика.

1.2. Основы информатики

Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Под понятием информатики объединяют ряд научных направлений, исследующих разные стороны одного и того же объекта – информации. Теоретическую основу информатики образует группа фундаментальных наук, которую в равной степени можно отнести и к математике, и к кибернетике: теория информации, теория алгоритмов, математическая логика, комбинаторный анализ, формальная грамматика и т. д. информатика имеет и собственные разделы: операционные системы, архитектура ЭВМ, теоретическое программирование, теория баз данных и др.

Материальная база информатики связана со многими разделами физики, с химией, а особенно – с электроникой и радиотехникой.

Ядро информатики – информационная технология как совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых выполняются разнообразные операции по обработке информации во всех сферах жизнедеятельности человека.

Задачи информатики состоят в следующем: исследование информационных процессов любой природы; разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов; решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники технологии во всех сферах общественной жизни.

Информатика существует не сама по себе, а является комплексной научно-технической дисциплиной, призванной создавать новые информационные техники и технологии для решения проблем в других областях. Она предоставляет методы и средства исследования другим областям, даже таким, где считается невозможным применение количественных методов, процессов и явлений. Особенно следует выделить в информатике методы математического моделирования и методы распознавания образов, практическая реализация которых стала возможной благодаря достижениям компьютерной техники. Информатика, как никакая другая область знаний, характеризуется чрезвычайно высокой степенью динамики изменений.

2. История развития информатики как науки

2.1. Этапы развития информатики

Информатика - молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным.[1, с. 5]

Информатика как наука стала развиваться с середины прошлого столетия, что связано с появлением ЭВМ и начавшейся компьютерной революцией. Появление вычислительных машин в 1950-е гг. создало для информатики необходимую аппаратную поддержку, т. е. благоприятную среду для ее развития как науки. Всю историю информатики принято подразделять на два больших этапа: предысторию и историю.

Предыстория информатики такая же древняя, как и история развития человеческого общества. В предыстории также выделяют (весьма приближенно) ряд этапов. Каждый из них характеризуется резким возрастанием, по сравнению с преды­дущим этапом, возможностей хранения, передачи и обработки информации.

Первый этап предыстории информатики — освоение человеком развитой устной речи. Членораздельная речь, язык стали специфическим социальным средством хранения и передачи информации.

Второй этап — возникновение письменности. На этом этапе резко возросли возможности хранения информации. Человек по­лучил искусственную внешнюю память. Организация почтовых служб позволила использовать письменность и как средство для передачи информации

Третий этап — книгопечатание. Его можно смело назвать первой информационной технологией. Воспроизведение информации было поставлено на поток, на промышленную основу. По сравнению с предыдущим на этом этапе не столько уве­личились возможности хранения информации (хотя и здесь был выигрыш: письменный источник — это часто один-единственный экземпляр, печатная книга — это целый тираж экземпля­ров), сколько повысились доступность информации и точность ее воспроизведения.

Четвертый этап предыстории информатики связан с успехами точных наук (прежде всего математики и физики) и начинающейся научно-технической революцией. Этот этап характеризуется возникновением таких мощных средств, как радио, телефон и телеграф, а позднее и телевидение. Появились новые возможности получения и хранения информации — фотография и кино. К ним очень важно добавить разработку методов записи информации на магнитные носите­ли (магнитные ленты, диски).[2, 27-28]

С разработкой первых ЭВМ принято связывать возникно­вение информатики как науки, начало ее истории. Для такой привязки имеется несколько причин. Во-первых, сам термин «информатика» появился благодаря развитию вычислитель­ной техники, и поначалу под ним понималась наука о вычислениях (первые ЭВМ большей частью использовались для проведения числовых расчетов). Во-вторых, выделению информати­ки в отдельную науку способствовало такое важное свойство современной вычислительной техники, как единая форма представления обрабатываемой и хранимой информации. Вся информация, вне зависимости от ее вида, хранится и обраба­тывается на ЭВМ в двоичной форме. Так получилось, что компьютер в одной системе объединил хранение и обработку числовой, текстовой (символьной) и аудиовизуальной (звук, изображение) информации.

После второй мировой войны начала бурно развиваться кибернетика как наука об общих закономерностях в управлении и связи в различных системах: искусственных, биологических, социальных. Рождение кибернетики принято связывать с опубликованием в 1948 г. американским математиком Н. Винером, ставшей знаменитой, книги «Кибернетика или управление и связь в животном и машине.

2.2. История развития информатики в России

История информатики в нашей стране (сначала в Советском Союзе, а затем в России) насыщена драматическими событиями и резкими изменениями приоритетов. Это ощущается даже в терминологии. Термин «информатика» для обозначения совокупности научных направлений, тесно связанных с появлением компьютеров и их стремительным вхождением в сферу, определяемую жизнедеятельностью людей, у нас относительно новый. Он получил «права гражданств» в начале 80-х годов, а до этого, согласно определению, данному в Большой Советской энциклопедии, информатика рассматривалась как дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности ее создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности.

Говоря об истории информатики в бывшем СССР и теперешней России, по сути, надо излагать историю отечественной кибернетики и частично прикладной математики и вычислительной техники. Сейчас во всем мире наблюдается повышенный интерес к истории науки. Это закономерно, так как 20-й век был насыщен важнейшими научными открытиями, небывалым техническим прогрессом, творчеством выдающихся ученых и инженеров. Развитие науки определяется немногими ключевыми идеями, развиваемыми конкретными лицами и школами. История информатики тесно связана с постепенным расширением области ее интересов. Возможность расширения диктовалась развитием компьютеров и накоплением моделей и методов их применения при решении задач различного типа.

2.3. Основные вехи истории

В 1950 году в ИТМиВТ АН СССР начал работать первый постоянный семинар по программированию, которым руководил Л. А. Люстерник. В 1952 году в МГУ была создана кафедра вычислительной математики (кафедру возглавил

С. Л. Соболев), для студентов и аспирантов которой в 1952-53 учебном году

А. А. Ляпунов впервые прочитал курс «Принципы программирования». В 1953 году в Отделе прикладной математики Математического института АН СССР был создан во главе с А. А. Ляпуновым отдел программирования. В этом же году появилась первая доступная всем интересующимся этой областью книга по программированию. В 1955 году был создан Вычислительный центр МГУ, специализирующийся на разработке и применении вычислительных методов для решения сложных научных и прикладных задач.

Дело к тому же осложнялось тем, что развитие отечественной кибернетики на протяжении многих лет сопровождалось серьезными трудностями в реализации крупных государственных проектов, например, создания автоматизированных систем управления (АСУ). Однако за это время удалось накопить значительный опыт создания информационных систем и систем управления технико-экономическими объектами. Требовалось выделить из кибернетики здоровее научное и техническое ядро и консолидировать силы для развития нового движения к давно уже стоящим глобальным целям.

Как отмечал академик А.П. Ершов, в современных условиях термин информатика «вводится в русский язык в новом и куда более широком значении – как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. При таком толковании информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу «традиционных» академических научных дисциплин».

Попытку определить, что же такое современная информатика, сделал в 1978 г. Международный конгресс по информатике: «Понятие информатики охватывает области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудование, математическое обеспечение, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного и социального воздействия».

Таким образом, на сегодняшний день информатика представляет собой комплексную научно-техническую дисциплину. Под этим названием объединен довольно обширный комплекс наук, таких, как кибернетика, программирование, моделирование и др. Каждая из них занимается изучением одного из аспектов понятия информатики.

Рис.1. Современный персональный компьютер.

В конце 1958 года А.И. Берг начал серию консультаций с ведущими специалистами в области информатики с целью создания с СССР института кибернетики. К сожалению, меду участниками консультаций возникли непреодолимые разногласия, что помешало созданию института.

В конце 1961 года у Берга возникла идея начать с более простого, чем организация академического института. Он решает создать Научный совет при Президиуме АН СССР, который координировал бы исследования по кибернетике в СССР и одновременно вел бы научные исследования, что позволило бы в дальнейшем создать на базе Совета Институт кибернетики АН СССР. В конце того же 1961 года в Киеве был создан Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика» при Президиуме АН УССР. Этот Совет возглавил В.М. Глушков. В 1962 году он стал директором организованного им при активной поддержке А.И. Берга Института кибернетики АН УССР, ставшего центром развития информатики на Украине.

В Московском, Ленинградском и Киевском университетах началась подготовка специалистов по вычислительной математике, а в ряде технических высших учебных заведений появились курсы по вычислительной технике, а затем стали открываться кафедры вычислительной техники или вычислительных машин.

На последующее двадцатилетие приходится расцвет кибернетических исследований в нашей стране. Активно развивались все ее направления. Во многих из них результаты советских специалистов или находились на мировом уровне, или опережали его.

Все перечисленные достижения отечественной информатики в 60-70-х годах проходили на фоне высокой активности научного сообщества в нашей стране. Повсеместно работали семинары и научные школы, проходили многочисленные и, как правило, многолюдные конференции, симпозиумы и совещания, нарастал поток издаваемой в области кибернетики литературы, возникали новые институты и подразделения кибернетического профиля в ранее существовавших организациях.

C начала 70-х годов стремительно развивается новое научное направление – искусственный интеллект. Сначала круг его интересов охватывает лишь вопросы, связанные с моделированием интеллектуальной деятельности, но постепенно в сферу приложений искусственного интеллекта втягиваются практически все направления информатики. С 80-х годов можно считать, что технология решения задач, опирающаяся на идею использования знаний о предметной области, где возникла задача, и знаний о том, как решаются подобные задачи, характерная для работ по интеллектуальным системам, стала основной парадигмой для современной информатики.

Информатика уже оторвалась от своей прародительницы кибернетики и стала самостоятельной научной дисциплиной. Термин «информатика» в 80-е годы получает широкое распространение, а термин «кибернетика» постепенно исчезает из обращения, сохранившись лишь в названиях тех институтов, которые возникли в эпоху «кибернетического бума» конца 50-х - начала 60-х годов. В названиях новых организаций термин «кибернетика» уже не используется.

Таким образом, еще раз подчеркнем, что информатика является молодой наукой, переживающей свое становление на наших глазах. И, тем не менее, несмотря на свой возраст, информатика на сегодняшний день – это одна из фундаментальных областей научного знания. К тому же, учитывая современное распространение персональных компьютеров, а так же информационных технологий, информатика становится еще и обязательной дисциплиной для всех учащихся. Этот путь информатика прошла за короткий промежуток времени, однако она и по сей день непрерывно развивается.

Развитие информатики тесно связано с развитием компьютера. В настоящее время информатика и ее практические результаты становятся важнейшим двигателем научно-технического прогресса и развития человеческого общества. Скорость развития средства обработки и передачи информации поразительна, в истории человечества этому бурно развивающемуся процессу нет аналога. За счет многочисленных средств обработки и передачи информации труд человека стал значительно легче.

Рис.2. Использование прикладных программ для обработки информации.

2.4. История развития вычислительной техники

Вычислительная техника играет в становлении и развитии информатики фундаментальную роль. Во-первых, вычислительная техника стала основным, универсальным средством хранения и обработки информации. Во-вторых, теоретические основы вычислительной техники и программирования стали базовыми разделами информатики и стимулировали дальнейшее развитие вычислительных систем.

Считается, что первая электронная цифровая вычислительная машина ЭНИАК была создана в Пенсильванском университете (США) в период с 1943 по 1946 год. [3, с 39]

Современным компьютерам предшествовали механические и электромеханические устройства. В 1642 году французский математик и философ Блез Паскаль в возрасте 18 лет сконструировал суммирующую машину. В 1694 году немецкий математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц, используя чертежи и рисунки Паскаля, улучшил машину Паскаля, добавив возможность перемножать числа. Вместо обычных шестеренок Лейбниц использовал пошаговый барабан.

Первыми аналоговыми машинами были устройства, в которых главными элементами были интегрирующие и дифференцирующие устройства, позволяющие мгновенно вычислять интеграл и производную заданной функции, отслеживая ее изменение во времени.

В 1944 году американский инженер Говард Эйкен при поддержке фирмы IBM сконструировал компьютер для выполнения баллистических расчетов. Этот компьютер, названный «Марк I», по площади занимал примерно половину футбольного поля и включал более 600 километров кабеля. В компьютере «Марк I» использовался принцип электромеханического реле, заключающийся в том, что электромагнитные сигналы перемещали механические части.

В 1946 году американские ученые Джон Могли и Дж. ПресперЭккерт сконструировали электронный вычислительный интегратор и калькулятор (ЭНИАК) - компьютер, в котором электромеханические реле были заменены на электронные вакуумные лампы. Применение вакуумных ламп позволило увеличить скорость работы ЭНИАК в 1000 раз по сравнению с «Марк I».

Следующий важный шаг в совершенствовании вычислительной техники сделал американский математик Джон фон Нейман. Он предложил включить в состав компьютера для хранения последовательности команд и данных специальное устройство - память. Кроме того, Джон фон Нейман предложил реализовать в компьютере возможность передачи управления от одной программы к другой.

Однако, электронные вакуумные лампы выделяли большое количество тепла, поглощали очень много электроэнергии, были громоздкими, дорогими и ненадежными. В 1947 году сотрудники американской компании «Белл» Уильям Шокли, Джон Бардин и УолтерБреттейн изобрели транзистор. Транзисторы выполняли те же функции, что и электронные лампы, но использовали электрические свойства полупроводников.

Вскоре появились первые интегральные микросхемы, которые состояли всего из нескольких элементов. Микросхемы работали значительно быстрее транзисторов и потребляли значительно меньше энергии. Однако, используя полупроводниковую технологию, ученые довольно быстро научились размещать на одной интегральной микросхеме сначала десятки, а затем сотни и больше транзисторных элементов.

Таким образом, в процессе работы мы выяснили, что информатика является молодой наукой, переживающей свое становление на наших глазах. И, тем не менее, несмотря на свой возраст, информатика на сегодняшний день – это одна из фундаментальных областей научного знания. После исследования процесса эволюции компьютеров можно прийти к выводу, что на каждом этапе производители стремились к концептуальным улучшениям их архитектуры с расчётом на текущие тенденции развития информационных технологий. Одновременно с развитием компьютерной техники, совершенствовалось программное обеспечение для неё.

3. Влияние информатики на развитие общества

Центральными понятиями информатики являются, прежде всего «информация» и «организация». Двадцать первый век с полным правом можно назвать веком информации. Трудно переоценить значение информации в развитие науки, технике, производство, в жизни человеческого общества.

Понятие «информационные ресурсы» или «информационный потенциал» охватывает широкий круг технических и организационных средств обработки и передачи данных, знания и навыки людей, а также сами данные, записанные в той или иной форме. Можно выделить следующие группы информационных ресурсов [5, с. 128]:

- информацию, зафиксированную на физических носителях, а также технологию его обработки;

- средства передачи информации и коммуникации, включая навыки приемы их использования;

- средства обработки информации;

- органы и службы, занимающиеся сбором и обработкой информации.

Тенденция перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу наиболее заметно в Японии. Здесь активно развивается вгосударственных масштабов программа создания к 2001 году информационного общества.

В настоящее время более половины от общей численности трудоспособного населения промышленно развитых стран занято в информационной сфере. Таким образом, информация становится основным предметом труда.

Слово «информация» происходит от латинского informatio – разъяснение, ознакомление, осведомленность. Понятие информация неоднократно изменялось, его пределы то расширялись, то сужались. Сначала под этим словом понимали «представление», «понятие», затем «сведения», «передачу сообщений»[7, с. 206].

В связи с прогрессом в технике, развитием массовых коммуникаций (телефон, телеграф, радио, телевидение и др.) и в особенности с ростом объема передаваемых сообщений появилась необходимость их измерения для улучшения условий передачи. Первые попытки количественного измерения информации были сделаны Р.Фишером (1921 г.). Проблемами хранения информации, передачи ее по каналам связи и задачами определения количества информации занимались Р.Хартли (1928 г.) и Х.Найквист (1924 г.). Р.Хартли определил меру количества информации для некоторых задач, ввел единицу информации (бит), заложил основы теории информации. Наиболее существенный вклад в разработку и обобщение этих вопросов внес американский инженер К.Шеннон (1948г.).

Идея алгоритмического измерения количества информации, высказанная в 1965 г. академиком А.Н.Колмогоровым, близка к «разнообразностной» трактовке информации. Суть ее заключается в том, что количество информации определяется как минимальная длина программы, позволяющей преобразовать один объект в другой. Чем больше различаются два объекта между собой, тем сложнее (длиннее) программа перехода от одного объекта к другому. Длина программы при этом измеряется количеством команд (операций), позволяющих воспроизвести последовательность.

Человек научился преобразовывать информацию, кодировать ее, обрабатывать и передавать на большие расстояния. В этом помогли ему компьютеры и другие кибернетические устройства.

Теория информации – полезный, но не универсальный инструмент. Ее интересует количество информации лишь с точки зрения возможности передачи данных, сообщений оптимальным образом. Она основана на вероятностных, статистических закономерностях явлений. Поэтому не все ситуации описываются моделью Шеннона. Подобно тому, как масса не исчерпывает характеристик вещества, так и количество информации не исчерпывает всех характеристик информации.

Попытки оценить не только количественную, но и качественную сторону информации способствовали развитию семантической (смысловой) и прагматической концепции информации. В процессе электронной реализации обработки информации синтаксис преобладает над семантикой, форма превалирует над содержанием.

Рис.3. Компьютер на службе у человека.

Информационные процессы всегда связаны с переносом энергии, ее потерей в одном месте и накоплением – в другом. Обмен информацией совершается не вообще между материальными телами, а только между теми и них, которые представляют собой систему, обладающую каким-то минимумом организованности.

На проходившей, в октябре 1984 года Всесоюзной конференции по информатике, академик А.А.Самарский показал слайд, на котором информатика в виде грациозной красавицы с цветком в руках опиралась на трех китов – модель, алгоритм и программа. Действительно, без модели, алгоритма и программы информатика, неразрывно связанная с машинной обработкой информации, существовать не может.

Понятие «организация» обозначает способность материи порождать бесконечное разнообразие связей и отношений между объектами, оформлять и упорядочивать их изменения.

Это понятие непосредственно связано с понятием системы, структуры, с понятием уровней.

Существует два аспекта организации: функциональный (или динамический) и структурный. Первый аспект характеризует внутреннюю стабилизацию и динамичную устойчивость системы, ее целостность и формируется для решения противоречий с факторами, которые воздействуют на систему со стороны внешней среды.

Относительно второго аспекта организации можно сказать следующее. Сама информатика должна существовать и развиваться в рамках определенных организационных структур (например, предприятий, фирм, городов). Именно такое понимание организации мы имеем в виду, говоря о встраивании информационных технологий в общественные организации. Внимание к проблемам организации, к организационным структурам – это, полагаю, показатель высокого профессионализма в отношении к информатике.

Следовательно, одним из элементов организации производства, требующих своего развития, является организация работы информационных систем. Информатику можно рассматривать как инструмент для модернизации организации.

До становления информатики была недостаточно изучена сторона пользователя. Человек только функционировал, обслуживая компьютер, и не овладевал искусством организации. Теперь он перестает быть только «приемником» информации, становясь главным действующим лицом информационного процесса.

Наличие вычислительной техники на предприятиях, учреждениях еще не означает более эффективную их работу. Без необходимой организации эта техника не оправдывает себя и приносит лишь убытки.

Мероприятия, идеи, положения, которые служат тому, чтобы такую организацию осуществить, развивать и приспосабливать постоянно к новым условиям, а также технология их использования определяются как организационные информационные ресурсы.

Важным объектом организации является функциональная группа персонала человеко-машинных систем. Необходимо выбрать оптимальный по числу и психологической совместимости состав групп.

Таким образом, организация неразрывно связана с человеческим фактором.

Аспект организации – не только составная часть трудовой деятельности; он пронизывает все формы общественной жизни, такие как политика, культура, образование и другие. Сама организация становится непосредственным объектом информационных технологий.

И все это – в тесной взаимосвязи человеческих и машинных аспектов, что определяется в конечном итоге эффективностью организации.

Таким образом, развитие информатики существенно повлияло на развитие общества, изменило его структуру, сделало его информационным обществом.

4. Основные направления развития информатики

Можно выделить основные направления развития информатики: теоретическая информатика, прикладная и техническая.

Основные цели теоретической информатики – развитие общей теории создания, переработки и хранения информации; изучение ее структуры и свойств; выяснение закономерностей, в соответствии, с которыми происходит создание семантической информации, ее преобразование, передача и использование в различных сферах деятельности человека; разработка современных методов расчета на ЭВМ.

Прикладная информатика охватывает возможности формализации и математизации областей ее применения, создание баз знаний, моделей информатики, имитации; разработку наиболее рациональных методов осуществления информационных процессов автоматизации исследований, методов и средств вычислительной техники, автоматизации производства; разработку теоретических основ проектирования и организации информационно-поисковых и информационно-логических систем; определение способов наиболее оптимальной организации связи как внутри науки, так и между наукой и производством с широким применением современных вычислительных технических средств, а также изучение закономерностей научно – информационной деятельности.

Техническая информатика – отрасль народного хозяйства, основанная на, она включает в себя разработку структуры, создание вычислительной техники новых поколений (в том числе персональных компьютеров), математического обеспечения. К информатике относят и область искусственного интеллекта, содержащую как теоретические, так и технические аспекты.

Информатика – слуга других наук. Она снабжает их методами исследований. Но пока – это методы, в основном заимствованные ею из других областей: математической статистики, вычислительной математики, математического программирования. Развитие этих дисциплин вызывает к жизни новые методы исследований, а также способствует качественному изменению уже известных методов. Кроме того изменила привычный ритм жизни социума. Выяснение вопроса о сущности информатики было бы не полным без рассмотрения связи этой комплексной области знания и практической деятельности с другими науками, и прежде всего, с кибернетикой, теории информации, математикой. [2, с. 87].

Информатика синтезирует достижения точных наук и технологически применяет их к управлению социальными (прежде всего производственно-технологическими и экономическими) объектами. Таким образом, происходит технологическое развитие и обогащение методов, форм, стиля управления.

Заключение

Начиная с середины XX века, на протяжении жизни одного поколения, произошли необычайно масштабные и глубокие изменения в развитии науки и техники, оказавшие беспрецедентное влияние на развитие всех сторон жизни человечества.

Информатика является сравнительно молодой в списке наук, но, тем не менее, достаточно значимой и рассмотрела процесс ее становления как науки. Да, на ее развитие повлияла математика, но при этом предмет изучения информатики является информация - общенаучное и социальное понятие. Трудно не заметить, какое место в нашей жизни заняла информатика. Становление информатики тесно связано с развитием компьютера. В настоящее время информатика и ее практические результаты становятся важнейшим двигателем научно-технического прогресса и развития человеческого общества. На смену одним технологиям приходят другие, более совершенные и более сложные.

В процессе работы над работой мы выяснили, что информатика является молодой наукой, переживающей свое становление на наших глазах. И, тем не менее, несмотря на свой возраст, информатика на сегодняшний день – это одна из фундаментальных областей научного знания. К тому же, учитывая современное распространение персональных компьютеров, а так же информационных технологий, информатика становится еще и обязательной дисциплиной для учащихся не только старших классов и учреждений профессионального образования, но и для младших школьников.

Этот путь информатика прошла за короткий промежуток времени, однако она и по сей день непрерывно развивается.

Очевидно, что информатика является фактором, влияющим на развитие общества, в корне меняются способы и виды взаимодействия не только между отдельными членами общества, но и целыми государствами.

Список использованных источников

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Гелиос АРВ, 2018. с. 203.

Борзенко А.В. Информатика и кибернетика, М.: Инфра-М, 2017. с. 379.

Гейтс Б. Информатизация - дорога в будущее? М.: Наука, 2019. с. 190. 

Левин В. И. «История развития информационных технологий» Москва 2019.

Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К Практикум по информатике. Учебное пособие. – М.: 2016, 608 с.

Острейковский В.А. Информатика: Учебник. – М.: Высшая школа, 2018.

Симонович С. В., Общая информатика. – СПб.: Питер, 2017 г.

Соболь Б.В. Информатика : учебник-Изд. 3-е, дополн. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 446с.

Юсупова Р. М., Котенко В. П. «История информатики и философия информационной реальности» Москва академический проект 2017.

http://informatikaco18.blogspot.com/2019/04/blog-post_14.html

https://kopilkaurokov.ru/informatika/presentacii/komp-iutier-na-sluzhbie-u-chielovieka

26

Просмотров работы: 12812