От "Русской Правды" до Конституции Российской Федерации

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

От "Русской Правды" до Конституции Российской Федерации

Абрамов Р.А. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Смирнова С.А. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Актуальность.В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система. Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

В самом общем виде конституцию можно определить, как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Человечество вступило в эпоху просвещения и политической грамотности, поэтому я хочу изучить историю развития законодательства начиная с Древней Руси и заканчивая современностью, считаю данную тему очень важной.

Проблема. Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется правосознанием граждан, уровнем их правовой грамотности, а значит правомерным поведением. Поэтому формирования правовой грамотности населения – одна и важнейших задач нашей страны, которая совсем недавно встало на путь построения правового государства и развития гражданского общества. Таким образом, можно выявить проблему современного российского общества: низкий уровень правового сознания и правовой культуры населения, непоследовательность и несформированность системы правового воспитания, в частности - подрастающего поколения.

Из проблемы я могу предположить гипотезу своего исследования: если я познакомлюсь с этапами развития российского права, а затем выступлю с презентацией своего исследования перед одноклассниками, то смею предполагать, что уровень моей правовой грамотности и моих одноклассников повысится.

 Объект исследования: основные законы российского государства

Предмет исследования: причины динамики российского законодательства.

Цель: является выявление взаимности влияния исторических событий и правовых норм в процессе эволюции российского общества и государства от времен Русской Правды до Конституции 1993 года.

Задачи:

1. узнать, когда и как образовались первые своды законов на Руси;

определить, как менялись законы в российском государстве до ордынского нашествия;

узнать, какие законы были приняты в московском княжестве;

узнать, какие законы действовали в Российской империи;

проследить изменения в Конституциях Советского государства;

узнать, что сохранила, а что претерпело изменение в конституции Российской Федерации;

Методы исследования:

- исторический методсостоит в подходе к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся по времени явлениям, позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе.

- Сравнительный методзаключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития.

- Теоретический метод анализа и обобщения– это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях.

Новизна исследования заключается в рассмотрении не только в эволюции собственно законов, сколько исторических и иных причин их возникновения.

Практическая значимость работы. Материалы исследования будут полезны для проведения уроков истории, для внеклассных мероприятий при изучении символики Отечества. Данная работа предназначена для обучения происхождения основных законов РФ при помощи викторин и исторических игр.

Краткий анализ использованной литературы: для написания проектной работы в основном я использовал сайты интернета. Их можно разделить на две группы. Первая группа – это анализ российского законодательства. Вторая группа – это документы, которые были необходимы для написания данной работы. На материалы в работе присутствуют библиографические ссылки.

II. От «Русской Правды» до Конституции Российской Федерации.

2.1.Законы Древней Руси

Первый этап формирования системы законодательства в России связан с определением общих направлений правового регулирования и зарождением системы законодательства. Его начало связывают с периодом становления государственности и позитивного права в Древней Руси. Систематизация правовых предписаний выступает важнейшей предпосылкой формирования и развития системы законодательства. В этом плане показательно создание и использование в юрисдикционной деятельности Русского государства в XI - XII вв. первого кодифицированного акта древнерусского права – «Русской Правды», которая воспринималась как «руководство для суда» и была «в ее древнейшем составе обращена в доисторическую глубину народной жизни» [1, с.54,60]. Русская правда – это свод юридических норм Киевской Руси, важнейший документ исторического и правового значения. Был составлен при правлении Ярослава Мудрого [2.1].

Русская правда, как и другие источники права, имеет свою структуру. Она состоит из трех редакций. Первая редакция – Краткая. Она включает в себя Правду Ярослава (17 статей) и правду Ярославичей, которая, в свою очередь, состоит из Покона Вироного – устава людям, собиравшим штрафы и Урока Мостникам – устава людям, занимавшимся строительством мостов, и в общей сложности включает в себя 43 статьи. Вторая редакция – Пространная, состоит она из 121 статьи, автором ее является Владимир Мономах. Третья редакция – Сокращенная, она была создана в XV веке, не имеет определенного автора и является содержательной переработкой Краткой и Пространной редакций.

Русская Правда вмещает в себя уголовные, процессуальные, торговые, наследственные законы. По законам Русской Правды строились социальные, экономические и правовые отношения в Древней Руси. Почему возникла необходимость принятия письменных законов в государстве? Правда Ярослава отразила нормы раннефеодального права. Ее главным источником было древнерусское обычное право. Для того, чтобы нормы обычного права не могли по-разному регулировать одни и те же отношения в разных частях государства, Ярослав санкционировал и распространил на всю территорию ту систему обычного права, которая возникла в самом Киеве, сделав ее обязательной, таким образом, для всех остальных частей своей державы.

Период правления Ярославичей был довольно сложным, особенно когда власть принадлежала Изяславу. Недовольство, вызванное укреплением феодальной системы, приводило к выступлениям и народным бунтам. Необходимо было отрегулировать законодательную систему, чтобы были удовлетворены обе стороны - и феодалы, и народ.

Стремление защитить феодалов от выступлений и погромов народных масс путём значительного повышения виры - то есть штрафов. Таким образом, изменения и дополнения законодательства имели целью укрепление власти феодалов и князя, всех состоятельных людей. Была принята вторая часть Русской правды - «Правда Ярославичей», которая включала в себя следующие дополнения: защищала верхушку общества - феодалов, князей, а также любого человека Руси, его жизнь и имущество. Закон закреплял сословное деление общества, неравноправное положение людей. Так за убийство тиуна или огнищанина вира была 80 гривен, а княжеского старосты - всего 12. Была отменена кровная месть как пережиток язычества. Определены были виды преступлений: убийство, воровство, изнасилование, порча имущества и другие. Порядок и выплата княжеским служащим жалованья.

Таким образом «Правда Ярославичей» — новый юридический сборник Киевской Руси, в котором нашло отражение окончательное оформление основных начал этого права.

Устав Владимира Мономаха, составленный им в 1113 году, - это свод юридических постановлений, продолживших Русскую правду Ярослава Мудрого и Правду Ярославичей, который включён в Пространную правду. Устав имел цель успокоить людей, смягчить классовые противоречия.

В Уставе был определён порядок возвращения денежной ссуды. Определены размеры резов - процентов. Если проценты были в полтора раза больше, чем сумма ссуды, то проценты автоматически погашались. Сумма процента стала чётко ограниченной: она не превышала 20 %. Данное положение Устава освобождало от долгового рабства многих людей. Запрещалось превращать в раба купца, который лишился возможности вернуть ссуду в результате военных действий, пожара или стихийных бедствий. Были сформулированы права и обязанности закупов, и несколько ограничивался произвол их владельцев. Были определены причины попадания в холопство: самостоятельная продажа в холопство, женитьба на холопке, поступление на службу тиуном без договора о последующей свободе. Холопом становился и сбежавший от господина закуп, кроме случая, когда он уходил для поисков денег, чтобы вернуть ссуду. Нельзя было превращать в холопа, взявшего в долг не деньги, а еду, например, хлеб. Это была первая попытка юридически ограничить произвол ростовщиков, что приводило к сокращению долгового рабства.

Принятие Устава привело к стабилизации в обществе, силе меча Мономах предпочёл силу уступок. Народ принял политику Мономаха, поддерживал его. Правление Владимира Мономаха - одна из ярких страниц в истории Руси [2.3].

«Русская Правда» - один из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития. Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли. Кроме того, «Русская Правда» стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.

Создание «Русской Правды» заложило основы, будущей нормативно-правовой системы, и при создании новых судебников в дальнейшем она всегда оставалась основным источником, который брался законнотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа [2.2].

2.2. Законы Московского княжества

После образования единого централизованного государства - с центром в Москве была особа ощутима необходимость перемен в управлении, а именно в сфере права (период правления Ивана III). С целью введения единообразия в судебно-административную систему в 1497 г. был принят общерусский Судебник-первый кодекс законов единой России, созданный в целях систематизации существующих норм права.

Судебник 1497 года основывался на предшествующем законодательстве. Источниками этого нормативного правового акта явились:

1. Русская правда, включая её позднейшие редакции;

2. Уставные грамоты — нормативные документы, издаваемые верховной властью по вопросам местного управления;

3. Судные грамоты — постановления о судоустройстве, даруемые отдельным местностям и содержащие, кроме того, некоторые нормы гражданского и уголовного права (Псковская судная грамота, Новгородская судная грамота);

4. Судебные решения по отдельным вопросам.

В Судебнике Ивана III устанавливались единые уголовные и судебно-процессуальные нормы, единое устройство и управление в государстве. Высшим учреждением бала Боярская дума-совет при великом князе: её члены управляли отдельными отраслями государственного хозяйства, исполняли обязанности воевод в полках, наместников в городах. Волостели, из «вольных людей», осуществляли власть в сельских местностях-волостях. Появляются первые приказы-органы центрального управления, их возглавляли бояре и дьяки, которым великий князь приказывал ведать те или иные дела. Судебник ставит под контроль центра местное управление в лице кормленщиков. Вместо дружин создаётся единая военная организация - московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья (конно, людно и оружно).

Впервые в общегосударственном масштабе было ограничено право крестьянского выхода: их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязывали плотить владельцу пожилое - деньги за утрату рабочих рук, за «двор» - хозяйственные постройки. Так было положено начало созданию общегосударственной системы крепостного права. 

Судебник, ограничивая власть кормленщиков, устанавливал, как должен происходить суд, и притом с участием выборных представителей от верхов местного населения. Судье запрещалось брать взятки, использовать суд с целью мести и т.п. Это было положительной стороной централизации. Но «судебник» призван был, в первую очередь, обеспечить классовые интересы феодалов. Смертная казнь вводилась для многих «лихих дел», связанных с посягательством на феодальную собственность и порядок. За перепашку межи били кнутом и брали денежный штраф. Он содействовал дальнейшему развитию феодальных отношений [2.8].

Народные выступления и боярский произвол в период малолетства Ивана IV, а также общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание этого нового свода законов. Взяв за основу судебник Ивана III, составители нового судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти.

Судебник Ивана IV, Судебник 1550 года — сборник законов периода сословной монархии в России; памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашённый единственным источником права. Принят на первом в Русском царстве Земском Соборе 1549 года при участии Боярской думы. В 1551 году Судебник был утверждён Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного. Содержит 100 статей.

Судебник Ивана IV имеет общую прогосударственную направленность, ликвидирует судебные привилегии удельных князей и усиливает роль центральных государственных судебных органов.

В целях укрепления социальной базы центральной власти расширялись права служивого сословия. В частности, запрещался переход служилых людей в кабальное холопство; более детально регламентировались взаимоотношения между феодалами и зависимыми крестьянами. Закон предоставлял крестьянским общинам право самоуправления, раскладки податей и надзора за порядком. Также Судебником подтверждалось право свободного перехода крестьян. В статье о крестьянском переходе прямо определяется, что, кроме платежа за «пожилое» и за «повоз», других пошлин нет.

Судебник защищал честь любого члена общества, однако штрафы за «бесчестие» (оскорбление словом или делом) различались. От 600 рублей и до 1 рубля, в зависимости от сословия [2.9].

Значение Судебника Ивана Грозного велико - он стал основным нормативно-правовым документом единого централизованного государства, отражал все сферы общественной жизни, регулируя их, отличался продуманной структурой, что позволяло быстро находить любую статью [2.4].

2.3. Законы Нового времени

После Смуты ХVII в. нужно было многое восстанавливать. Переделывать или делать заново, т.к. события начала столетия сильно подорвали все учреждения и установления. Такая доля легла на плечи царя Михаила Федоровича Романова. После Судебника 1550г. накопился новый материал «указы и приговоры» высших властей. Но когда в ходе московского восстания 1648 г. дворяне и посадские люди поставили вопрос об упорядочении управления, в том числе и о составлении левого свода законов, в распоряжении властей, согласившихся с этим требованием, оказался обширный материал из «новоуказных статей».

Появление Соборного Уложения стало необходимостью составления единого всероссийского закона, поскольку казуальный характер присущий предшествующему законодательству становился неэффективным. Требовалось ясность и точность формулировок закона.

Источниками Соборного Уложения послужили: Судебники 1497 г. и Судебник 1550 г., указные книги приказов, царские указы, приговоры Боярской Думы, постановления Земских соборов, литовское и византийское законодательство.

Соборное Уложение не имело прецедентов в истории русского законодательства, это первый в истории России систематизированный закон.

Новое уложение определяло статус государства и самого царя, содержало комплекс норм, регулирующих деятельность всех органов государственного управления, устанавливало порядок въезда и выезда из страны, регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. Оно отразило процесс слияния поместья с вотчиной. 

Важнейшим разделом «Соборного Уложения» была глава «Суд о крестьянах». Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян. Подтверждался запрет перехода крестьян к новым владельцам в Юрьев день. Феодалы получили право практически полностью распоряжаться собственностью и личностью крестьянина [2.7].

2.4.Законы Российской империи

Значительное количество несистематизированных нормативных актов устаревание Соборного Уложения 1649 г., развитие буржуазных отношений и разложение феодально-крепостнического строя требовало принятие новых законов. Император Николай I создает второе отделение Его Величество Императорской канцелярии под руководством М. М. Сперанского, который составил 45 томов российских законов и только пятнадцать томов действующих законов, включавших, в том числе основные законы, законодательство о губернских учреждениях, государственных финансах, правах состояния, акты в сфере административного права, гражданские и уголовные законы, а также указатели, вспомогательные материалы и другой справочный аппарат.

Сперанский выделил здесь несколько важных моментов: во-первых, порядок организации верховной власти; во-вторых, государственные органы, с помощью которых государственная власть осуществляет свои полномочия; в-третьих, средства и силы государственные; в-четвертых, степень участия подданных в государственной деятельности. Каждому из указанных моментов соответствовала определенная категория законов: 1) основные законы, 2) учреждения государственные и губернские, 3) законы сил государственных (уставы о рекрутской и земских повинностях, уставы казенного управления), 4) законы о состояниях. Вторая группа государственных законов состояла из законов, охраняющих «союз государственный и гражданский»: 1) предохранительные законы (уставы благочиния) и 2) уголовные законы.

Гражданские законы также подразделялись Сперанским на определительные и охранительные, объединяющие соответственно нормы материального и процессуального права. К первой группе относились законы, определяющие права и обязанности в области семейных отношений, общие законы об имуществах и особенные законы об имуществах. Во вторую группу входили законы о порядке взысканий по бесспорным делам, судопроизводстве и о мерах гражданских взысканий.

Каждый том Свода представлял собой самостоятельное собрание правовых норм, имеющее единую для всего тома нумерацию статей.

Систематизация законодательства в форме инкорпорации, проведенная в 1826—1832 годах знаменовала собой новый этап в развитии русского права. Впервые в истории страны правоприменитель получил свод действующих законов, имеющий достаточно четкую и продуманную теоретическую и практическую основу, снабженный указателями и вспомогательными материалами и т. п. Переход от бессистемности и противоречивости законодательства к четкой системе изложения законов стало существенным прорывом в истории развития отечественного права. Свод объединил законодательный материал, разбросанный в многочисленных и труднодоступных источниках права; благодаря этому законы, ранее известные лишь ограниченному кругу лиц и то не в полном объёме, стали доступными для изучения каждому, что оказало благотворное влияние на развитие правовой культуры [2.6].

2.5. Конституции Союза Советских Социалистических Республик

Октябрьская революция, покончив с феодальными пережитками, положила начало ликвидации капиталистических отношений, которые нельзя было устранить сразу. Захватив власть, пролетариат приступил к ломке старого и созданию принципиально нового общественного строя.

Необходимость в краткие сроки решить самые насущные проблемы государства (вопрос о частной собственности, возобновление работы заводов, вопрос о государственном устройстве), подтвердить легитимность власти советов, необходимость в законодательной базе, фиксации системы управления – стали причинами принятия конституции нового государства. Конституция появляется именно в это время, потому что постреволюционное государство явилось самой благоприятной почвой для создания Конституции. Именно в этот момент появляется необходимость создания структуры, базы, системы государства взамен падшего императорского строя.

В истории Советской России насчитывается четыре Конституции: 1918, 1925, 1937, 1978 годов — советские социалистические конституции, развивались в соответствии с принципом преемственности.

Конституция РСФСР 1918 года была принята вскоре после октябрьской революции, она носила классовый характер, опиралась на лозунги большевиков и на первые декреты советской власти, открыто провозгласила классовый характер пролетарской демократии,закреплялось неравенство прав граждан.

Конституция 1925 года — причина ее принятия — образование СССР... В связи с появлением в РСФСР субъектов, появились положения, определяющие их статус, она опиралась на Конституцию СССР, вместе с тем она воспроизводила многие положения Конституции 1918 года.

Последующие конституции РСФСР принимались вскоре после принятия конституций СССР и практически полностью воспроизводили их положения. Конституция 1937 года — вступление страны в новый этап ее развития — социализм победил окончательно. Конституция сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главы об основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права.

Теперь открыто в государстве диктатуры не существовало. По политической основе РСФСР осталась государством трудящихся, но лозунг диктатуры пролетариата был снят. По форме правления осталась советской республикой. Однако теперь съезд советов упразднен, вместо него создан однопалатный верховный совет. В 1937 году значительно усилилась централизация полномочий в руках центральной федеральной власти.

За сорок лет после принятия предыдущей Конституции во всем советском обществе произошли столь глубокие изменения, что их стало необходимо обобщить в Новом Основном законе страны. Конституция РСФСР 1978года была принята в соответствии с Конституцией СССР 1977 года, что должно было отразить «вступление в этап развитого социализма». Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР. С 1989 года в Конституцию вносились существенные изменения, обусловленные демократизацией общества: признание приоритета прав человека, принципа разделения властей, многопартийности, частной собственности [2.10].

2.6. Конституция Российской Федерации

Ещё в 1989 году начался постепенный процесс реформирования конституции 1977 года. В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе. Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Особенности, которые присущи Конституции РФ 1993 г. и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны:

1. В Конституции содержится преамбула, которая констатирует, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации.

2. В Конституции РФ 1993 г. по сравнению с предшествующими конституциями, содержатся принципиально новые положения.  По-новому закреплены принципы устройства российского общества.

3. В Конституции 1993 г. Российская Федерация провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

4. К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

5. Впервые в России провозглашается светский характер государства «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»

6. Впервые установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются.

7. По сравнению с предшествующими конституциями Конституция РФ 1993 г. внесла существенные изменения в нормы, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина.

8. Конституция РФ 1993 г. вводит ранее неизвестный вид законодательного акта - федеральный конституционный закон и устанавливает особый порядок его принятия.

Любой закон, а конституция по сути своей так же является законом, оказывает свое регулирующее действие (работает), когда он отражает суть сложившихся социально-экономической ситуации в обществе и дальнейшей тенденции его развития [2.5].

III. Вывод.

Таким образом, изучив данную тему, использовав литературу ведущих историков и правоведов, периодические издания, можно сделать вывод, что Древнерусское право, как и государственность, возникли на территории Восточной Европы, которая находилась за пределами древней Римской империи. Формирование политических и юридических институтов на Руси происходило в результате разложения патриархального общинного строя у славянских племен, образования раннеклассовых межплеменных объединений предгосударственного характера и перерастания их в Древнерусское государство с центром в Киеве. На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права. С усилением роли государства все в большей мере возрастало значение законодательной деятельности князей, появились письменные правовые акты, определявшие привилегии господствующего класса и защищавшие их интересы.

Первым этапом в истории формирования системы российского права стали IX – середине XVII вв. – период, когда происходило определение общих направлений правового регулирования и зарождение системы законодательства в России. Этот период уходит своими истоками к формированию государственности и позитивного права в Древней Руси и завершается изданием Соборного уложения 1649 г.

Процесс поиска путей определения направлений развития русского права продолжился изданием Судебника 1497 г., который в условиях происходившего объединения русских земель вокруг Москвы представлял первую, но при этом достаточно несовершенную попытку создания общерусского акта кодифицированного характера. Судебник базировался на указанных выше актах, но пока еще не имел четкой внутренней системы – при выделении положений о суде, центральном и провинциальном, не были разделены в статьях нормы материального и процессуального права. Развитием данного акта стал Судебник 1550 г., в котором были учтены прежние недостатки и проводится, хотя и не выдержанное последовательно, разграничение нормативно-правовых положений материального.

Соборное уложение 1649 г. стало своеобразный чертой, с которой начался отсчет действовавшего в России законодательства, и отдельные его нормы действовали до начала XX столетия. Сохраняя преемственность и объединив положения прежних узаконений, Соборное уложение оформило и закрепило присущие своему времени нормы права и стало значительным шагом вперед в продвижении к системе права и законодательства, определив на этом этапе сферы правового регулирования как прообразы будущих отраслей права.

Существенные черты периода империи (с начала XVIII в.) заключаются в том, что, соединив в себе постепенно обе половины Руси, став государством общерусским, империя старается изменить московский государственный строй через усвоение западноевропейских и западнорусских форм, путем реформаторского законодательства; почти все учреждения Московского государства уничтожаются и заменяются новыми; различные классы смыкаются в сословия, самая верховная власть получает новые основания; государство из вотчинного и патриархального превращается в полицейское.

Российское государство прошло долгий и сложный путь от Русской Правды до Конституции Российской Федерации 1993 года, от княжеской деспотии до демократического государства.

И если рассматривать тенденции развития законодательства, то можно быть твердо уверенным, что российская Федерация идет по пути развития демократического государства, в котором права и свободы человека являются наивысшей ценностью.

IV. Заключение.

Таким образом, правовая система есть сложно-структурное, многоуровневое образование, состоящее из совокупности элементов и подсистем, имеющее свою историю, социально-экономические, политические, национальные и культурные основания и предпосылки развития.

Становление и развитие российской правовой системы происходило по общим законам, присущим становлению и развитию любой правовой системы, охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.

Российская правовая система и ныне находится в ситуации структурных реформ, при этом основным направлением ее развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

V. Литература.

1. Дювернуа Н.Л. Источники права и суд в Древней России. М., 1869.

2. Ресурсы интернета:

2.1. Кодан В.С. Формирование и развитие системы законодательства в России: основные этапы (IX - начало XX века). Вход доступа: a href=https://ruelect.com/people/russkaya-pravda-istoriko-pravovoj-analiz, ( 26.11.18. )

2.2. Мельникова В. А. Причины дополнений и изменений положений «Русской правды». Вход доступа: http://poznaemvmeste.ru/ (12.12.18)

2.3. Мельникова В. А. Устав Владимира Мономаха.Вход доступа:

http://poznaemvmeste.ru/index.php/126-terminy-istoriya/696-ustav-vladimira-monomakha (03.12.18)

2.4. Мельникова В. А. Судебник Ивана Грозного, 1550 г.Вход доступа: http://poznaemvmeste.ru/index.php/126-terminy-istoriya/683-sudebnik-ivana-groznogo-1550-g (26.01.19)

2.5. Особенности Конституции 1993 года. Вход доступа: https://studfiles.net/preview/3649088/page:6/ (02.03.19)

2.6. Свод законов Российской империи. Вход доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (06.02.19)

2.7. Соборное уложение 1649 г. Вход доступа: https://studfiles.net/preview/6131343/ (04.02.19)

2.8. Судебник 1497 года.Вход доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (07.01.19)

2.9. Судебник Ивана IV. Вход доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (23.01.19)

2.10. Этапы развития Конституций СССР. Вход доступа: http://pravo.bobrodobro.ru/4990 (21.02.19)

 

Просмотров работы: 4415