Священнослужители-ветераны Великой Отечественной войны

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Священнослужители-ветераны Великой Отечественной войны

Михалькова С.В. 1
1Одинцовская МБОУ СОШ №16
Лыкова Т.Ю. 1
1Одинцовская МБОУ СОШ №16
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Накануне Великой Отечественной войны над Русской Православной Церковью нависла угроза полного уничтожения. В стране была объявлена «безбожная пятилетка», в ходе которой советское государство должно было окончательно избавиться от «религиозных пережитков». Начались гонения на верующих. Почти все оставшиеся в живых архиереи находились в лагерях, а количество действующих храмов не превышало нескольких сотен.

Однако, несмотря на невыносимые условия существования, с первых дней войны Русская Православная Церковь проявила мужество и стойкость, обнаружила способность ободрить и поддержать свой народ в тяжелое военное время. 

Из отдалённых уголков нашей страны на фронт от священнослужителей поступали деньги и продовольствие, которые они собирали вместе с приходом. Священнослужители укрывали солдат, отпевали погибших, призывали народ к сопротивлению захватчикам, мужественно воевали в партизанских отрядах. За это многих из них враги подвергали жестоким пыткам, отправляли в концлагеря.

И хотя в наших войсках не было полковых священников, а открытое выражение веры было редкостью, но именно вера сохранила многих воинов от гибели. Тысячи солдат после войны ушли в монахи и священники, прикалывая к рясам 9 мая заслуженные награды.

В своем исследовании я попробую перелистнуть страницы истории, и рассказать о судьбах участников Великой Отечественной войны, которым в те далекие годы лихолетья вера в Бога помогла сохранить жизнь, а впоследствии привела к служению Церкви.

Таким образом, темой моего исследования стали судьбы священнослужителей-ветеранов Великой Отечественной войны.

Актуальность моей работы не вызывает сомнений: в 2020 году весь мир празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. История показала, что защита Родины невозможна без духовности и православия. Каждая эпоха по-своему испытывала патриотизм верующих, их готовность и способность служить примирению и правде. И в наше нелегкое время мы все чаще возвращаемся к вере, находя в ней утешение и духовную силу.

Проблема, затронутая в исследовании, состоит в том, что и сейчас, спустя 75 лет после разгрома фашизма, находятся люди, готовые в корыстных целях исказить историю. Отвергая очевидные факты, они пытаются преподнести молодому поколению свою интерпретацию событий Великой Отечественной войны, преуменьшить значение и масштабы вклада советского народа в победу. Вспоминая несгибаемую силу духа, героизм, отвагу и огромные жертвы, которые понесла наша страна в годы лихолетья, мы незаслуженно мало упоминаем о той роли, которую сыграла вера и Церковь в праведной борьбе с врагом.

Все вышеизложенное определяет цель работы – раскрыть на примере жизненного подвига священнослужителей-ветеранов Великой Отечественной войны духовные истоки Победы.

Задачи:

1. Собрать доступную информацию по теме, обратившись к литературе и Интернет-ресурсам.

2. Выявить факты патриотической деятельности Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны.

3. Проанализировать отношение власти к Церкви накануне и во время войны.

4. На примере судеб священнослужителей-ветеранов проанализировать значение веры в патриотическом настрое нашего народа.

5. Оформить собранную информацию в виде исследования для последующего использования на уроках и во внеклассной работе.

6. Представить свою работу на окружных Рождественских чтениях.

7. Реализовать свой интерес и потребность к исследовательской деятельности в познании истории и культуры.

Предмет исследования – судьбы священнослужителей-ветеранов Великой Отечественной войны.

Объект исследования – Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: предполагается, что православная вера в самое нелегкое военное время поддерживала русский народ, оставалась стержнем духовной жизни, давала силы в борьбе с врагом.

Методы исследования:

1. Анализ и синтез информации о судьбах священнослужителей-ветеранов Великой Отечественной войны.

2. Обобщение фактов.

3. Сравнение.

Глава 1. Вера и Церковь в годы войны.

С началом Великой Отечественной войны изменилось отношение власти к Церкви: верующие могли теперь не таить своих убеждений. Обо всех проявлениях религиозных настроений в армии немедленно становилось известно в вышестоящих инстанциях, однако те, как правило, ограничивались наблюдением. Командиры воинских частей, солдаты и офицеры в годы войны по возможности старались посетить действующие храмы, принять участие в крестных ходах.

Вот выдержки из отчета уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви в Марийской АССР: «К великому сожалению, церковь посещает даже командный состав воинских частей. Характерный случай: верующие переносили в сентябре месяце 1944 г. иконы из Цибикнурской церкви в Йошкар-Олу и по пути следования к этим иконам прикладывались командиры воинских частей и жертвовали деньгами - было собрано 1700 рублей».

Были случаи, когда с фронтов посылались срочные телеграммы с настойчивыми просьбами направить в действующую армию материалы для проповедей духовенства. Так, 2 ноября 1944 г. в Главное политическое управление РККА с 4-го Украинского фронта поступила телеграмма с просьбой «по встретившейся надобности в самом срочном порядке выслать материалы Синода для произнесения проповедей в день празднования годовщины Октября, а также ряд других руководящих материалов Православной Церкви». Видимо, военачальники, таким образом, хотели откликнуться на настроение солдат.

Война подтолкнула к религиозному очищению души многих русских людей. Оставшиеся после разрушения храмы были переполнены верующими, просившими у Бога заступничества и спасения Отечества, себя и своих близких.

Верующий народ - голодный, нищий, разоренный войной - самоотверженно трудился над восстановлением храмов, украшал их уцелевшими в частных домах и пожертвованными Церкви иконами, приносил тайно укрывавшиеся богослужебные книги.

Множество святых явлений было зафиксировано на фронте и в тылу. Солдаты и офицеры из уст в уста передавали знамения и чудеса на поле боя, это воодушевляло к победе, т.к. все высшие силы были на стороне наших солдат.

 От тех, кто прошел эту войну, сохранилось много рассказов о том, как вера помогала людям. В своей работе я обратилась к воспоминаниям участников войны, ставших впоследствии священнослужителями.

Глава 2. Архимандрит Кирилл (Иван Дмитриевич Павлов)

Архимандрит Кирилл - один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной церкви конца XX -начала XXI вв., духовный отец трёх русских патриархов. (Приложение 1)

Иван Дмитриевич Павлов родился в 1919 г. в д. Маковские Выселки, в набожной крестьянской семье. С 12 лет жил у неверующего брата, под влиянием среды отошёл от религии. После окончания Касимовского индустриального техникума работал технологом на металлургическом комбинате в г. Катав-Ивановске.

Уже после войны, приняв монашеский постриг, каждый год отец Кирилл в пасхальный период посещал родную деревню и село Маково в 12 км от Михайлова, где у него похоронены родители, брат и сёстры. В селе помог восстановить колокольню и храм.

В 1939 г. Ивана Павлова призвали в Красную армию. Ему довелось служить на Дальнем Востоке, участвовать в обороне Сталинграда, в боях возле озера Балатон в Венгрии. Закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 г.

Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашёл книгу (Евангелие):

«Стал читать её и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашёл для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе — книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною всё время. До этого такое смущение было: почему война? Почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь… Я шёл с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся».

После демобилизации поступил в семинарию: «В 1946 году из Венгрии меня демобилизовали. Приехал в Москву, в Елоховском соборе спрашиваю: нет ли у нас какого-нибудь духовного заведения? «Есть, - говорят, - духовную семинарию открыли в Новодевичьем монастыре. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Помню, проректор отец Сергий Савинских радушно встретил меня и дал программу испытаний».

По окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. В 1954 г. был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарём. В 1970 г. стал казначеем, а с 1965 г. - духовником монашеской братии. Был возведён в сан архимандрита.

После назначения духовником патриарха Алексия IIпереехал в Переделкино (где находится Патриаршая резиденция), продолжая духовно окормлять монахов лавры.

Архимандрит Кирилл награждён церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и святого князя Владимира.

Автор многочисленных проповедей и поучений. Наставник молодых монахов, принявших постриг в лавре. Ежегодно архимандрит Кирилл отправлял архиереям, священникам, мирянам, духовным чадам и даже малознакомым людям до 5000 писем с поздравлениями, наставлениями и назиданиями.

В 2003 году он перенёс инсульт, который лишил старца возможности двигаться и общаться с внешним миром. По свидетельству архимандрита Алексия, наместника Свято-Данилова монастыря в Москве, общавшегося со своим духовником, старец Кирилл «очень слаб, немощен, но он молится за нас. Ему очень трудно говорить сейчас, но сказал однажды: «Каждый должен делать своё дело…».

Скончался в 2017 г. в Патриаршей резиденции в Переделкино. Похоронен в Троице-Сергиевой лавре.

Глава 3. Протоирей Николай (Колосов)

Николай Колосов родился в 1915 г. в семье священника Московской губернии Василия Колосова. (Приложение 2) В детстве Николай познал лишения, несправедливость и пренебрежение со стороны окружающих. Ведь его семья – в которой, кстати, было семеро детей – принадлежала к духовному сословию. Отца не раз вынуждали отречься от Бога – но он отвечал отказом, за что пять раз побывал в ссылке – в общей сложности 16 лет. В это время Николай оставался в семье за старшего. Его не испугали притеснения, он с детства хотел стать священником.

Протоиерей Николай вспоминал: «Был у меня друг в сельской школе. Парнишка из хорошей крестьянской семьи. Отец его пел в церковном хоре.

Как-то друг мой спросил: – Кем ты будешь? А я ему и ответил: – Буду батюшкой. Учился я тогда в четвертом классе…»

В 1943 г. Николай Колосов становится штатным псаломщиком. Много еще мытарств пришлось пережить ему – человеку, не скрывавшему свою веру. Его несколько раз исключали из школы как «поповского сына», потом милиция отказывала в прописке там, где его брали псаломщиком. Но больнее всего, наверное, было ему видеть, как разрушают и закрывают храмы, как отрекается от веры народ.

С 1939 г. Николай Колосов работал на московском заводе «Красный пролетарий». В одном из интервью протоиерей вспоминал: «Стал я руководителем бригады по уборке цехов. Вскоре узнал, что рядом находится действующая церковь Ризоположения. Я сразу полюбил этот храм, начал там петь и читать. Опыт у меня уже был – я служил псаломщиком в нескольких храмах Подмосковья. Владыка Иоанн (впоследствии митрополит Киевский) посвятил меня в стихарь в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке».

В армию Николая не брали, так как он был сыном священника. Но в его военном билете было вклеено предписание, в котором говорилось, что при объявлении мобилизации он обязан явиться в свою часть. Часть находилась в районе Кунцева. Туда Николай Колосов и пришел пешком на второй день войны к шести утра. Как и многие гонимые и притесняемые советской властью, он не таил обиды и спешил встать на защиту Родины. «А когда я пришел в свою часть, – вспоминал отец Николай, – мне выдали обмундирование, противогаз, винтовку, пару гранат. И назначили связным. Это была часть аэростатов заграждения. На меня возложили обязанность носить служебные пакеты в штаб дивизии и обратно. Частенько попадал под бомбежку. Присядешь где-нибудь за бугорком и пережидаешь налет. Под Москвой я пробыл до зимы 1942 года, пока немцев не отогнали. Потом мы оказались в составе зенитной дивизии резерва Верховного Главнокомандования. До войны я в армии не служил. Меня не брали как сына священника – призывали только на учебные сборы вместе с детьми так называемых кулаков и подкулачников. Учить толком ничему не учили. Только гоняли что есть силы, муштровали, заставляли ложиться лицом в грязь…

На фронтепришел ко мне политрук полка и спросил: «Ты почему не партийный?» А я был сержантом, командиром зенитного пулеметного отделения. Отвечаю: «Некогда было об этом подумать». – «А ты подумай. Я еще приду». И действительно пришел.

Тогда я говорю: «Знаешь что, милый мой, ты с этим не ходи ко мне больше. Я какой есть, такой и умру. Вот мой пулемет, вот моя земля, вот мой расчет. Позади Москва, я ее люблю. Умру, а немца сюда не пущу. Я в Бога верю и не только верю, но и люблю Господа. Поэтому не могу я быть партийным». А он мне и говорит: «Вера членству в партии не мешает». «О, нет, – отвечаю, – у вас там записано, что коммунист должен вести антирелигиозную пропаганду. Двоедушным я быть не могу». Тогда он подумал, пожал руку, сказал: «Молодец!» и ушел. Больше никто никогда не уговаривал меня вступить в партию.
В 1943 году наша дивизия участвовала в прорыве вражеских позиций на линии
 Болохово-Мценск. Когда мы переезжали Оку по понтонным мостам, я увидел, что вода в реке окрасилась кровью. Повсюду тела убитых и раненых. В воздухе – сплошной стон. Стонут люди, стонут лошади. Я подумал тогда: «А еще говорят, что ада нет. Вот он, ад». Погнали мы немцев. Заняли Болохово, Мценск. С боями дошли до Карачева. Мы этот город освобождали. Нашей дивизии присвоили звание гвардейской Карачевской».

В районе Белостока в Польше Н. Колосов был ранен. Полгода он провел в госпитале. «Пришлось заново учиться ходить – на костылях.
Через месяц стал ходить понемножку. Решил пойти на свой завод. Встретили меня прекрасно. Начальник распорядился выдать мне деньги и новенький костюм. Говорит: «Приходи к нам, мы тебя учиться пошлем». Приезжаю к брату. Сели за чай вместе с мамой. Я ей все рассказал. Она спросила: «Что решил, пойдешь на завод?» Я ответил: «Нет, я думаю поступить в духовную семинарию». Собрался с силами, поехал в Новодевичий монастырь к ректору профессору Савинскому. Он спросил: «Как же вы будете учиться – на костылях?» – «Я их со временем брошу, буду с палочкой ходить». Ректор сказал: «Пишите прошение». А я его уже написал – оно у меня с собой было. «Если вас допустят к экзаменам, мы пришлем вам открытку», – сказал ректор.

Через две недели открытка пришла. И все же Господь дал мне силы завершить образование и сподобил меня стать священником. Накануне Петрова дня 1948 года епископ Можайский Макарий рукоположил меня во диакона, а в самый праздник – в иерея. С тех пор я и служил в своем любимом храме Ризоположения. В этом храме была кафедра Владыки Макария. При нем я прослужил 12 лет».

С детства вдохновленный примером отца, который, несмотря на все испытания, пронес веру через всю жизнь и не отрекся от Бога, будущий священник Николай тоже никогда не мыслил свою жизнь без Господа.март 201В марте 2011 года он скончался.

Глава 4. Архиепископ Михей (Александр Александрович Хархаров)

Вся жизнь владыки Михея свидетельствует о том, что жизнь во Христе возможна при любых условиях. (Приложение 3) Родился Александр Хархаровв 1921 г. в Петрограде. Отец его, Александр Кузьмич, был ремесленником, серебряных дел мастером.

       Пламенное желание принять монашество, а затем священство появилось у Александра еще в детстве. Первым его духовным отцом был протоиерей Николай Гронский, который принял священство по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского и служил на подворье Леушинского монастыря в Петербурге. Когда же подворье было закрыто, отец Николай служил в Спасо-Преображенском соборе в Петрограде. В этом храме отцу Николаю стал прислуживать Александр Хархаров, который был тогда девятилетним мальчиком. Позже он стал посещать Александро-Невскую лавру. Здесь и зародилась дружба двух выдающихся архипастырей Ярославской земли – митрополита Иоанна и архиепископа Михея, которые и почивают теперь в одной ограде рядом с Феодоровским кафедральным собором Ярославля.

       В 1939 г. Александр приехал в Фергану, окончил школу, а осенью поступил в Ташкентский медицинский институт.

       Весной 1942 г. Александр, студент Ташкентского медицинского института, был мобилизован и после нескольких месяцев подготовки отправлен на фронт в войска связи. По дорогам войны он дошел до самого Берлина. Был награжден медалями «За взятие Берлина» и «За оборону Ленинграда». Самой дорогой наградой он считал медаль «За отвагу». На войне, как вспоминал владыка Михей, он всегда молил Бога, чтобы никого не убить. Так и случилось. Через всю войну Александр Хархаров пронес молитвослов и Евангелие.

Сразу после Победы открылась Троице-Сергиева Лавра, куда он пришел послушником. В 1947 г.архимандрит Гурия постриг в мантию Александра Хархарова, дав ему имя Михей, в честь преподобного Михея, ученика Сергия Радонежского.      

       В 1963 г. игумен Михей был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Свято-Успенской Жировицкой обители. В 1982 г. он был назначен настоятелем Феодоровского кафедрального собора в Ярославле, а в 1989 г.- настоятелем Петропавловской церкви в селе Петрово. Здесь он и служил до 1993 года. В 1993 г. состоялась хиротония архимандрита Михея во епископа Ярославского и Ростовского.

22 октября 2005 г. владыка Михей скончался. При стечении тысяч скорбящих ярославцев владыка Михей (Хархаров) был погребен у северной стороны Феодоровского кафедрального собора.

Глава 5. Протоиерей Борис (Бартов)

Отец Борис родился в 1925 г. в семье Степана и Марии Бартовых в селе Кинделино Кунгурского района и в святом крещении был наречен в честь мученика князя Бориса. (Приложение 4)

В детские годы он был лишен возможности приобщиться к знанию о Боге, и рос как все мальчишки пионером. Обретение Бога произошло в начале войны, когда вернулся из ссылки его дед – регент церковного хора, и стал приносить в дом жития святых и религиозную литературу. Тогда же Борис, студент Машиностроительного техникума, впервые переступил порог храма и, по его словам, «навсегда остался в Церкви». В 1942-м, с третьего курса, Борис Бартов был призван в армию. Служил механиком в авиации.

Северо-Западный, Украинский, Белорусский фронт – боевой путь Бориса Бартова. Он служил на военных аэродромах, готовил штурмовики к боевым вылетам и…молился. Большинство и однополчан, и командиров хорошо относились к его вере. Он носил крестик, и все об этом знали. Если на фронтовом пути попадался храм, и удавалось улучить минутку, солдат Бартов бежал в храм:

«Был такой курьезный случай в Белоруссии, под Минском. Я стоял часовым на посту у штаба. Сдал пост и пошел на аэродром за 12 километров, а на пути храм. Ну как не зайти? Захожу, батюшка посмотрел на меня и остановил чтение в раз. Певчие тоже замолчали. А ведь я прямо с боевого поста, с карабином. Они и подумали, что я батюшку арестовывать пришел…

В самые тяжелые минуты человек обращается к Богу, даже не зная молитв, просит о спасении. В годы войны священники служили не только в храмах. На полях сражений, в общем строю, сами шли в бой с молитвой и молились за своих товарищей, пусть и не верующих...

В 1944 г. на Украине, я встретил священника, который прямо на дороге поставил аналой, крест, Евангелие и благословлял всех солдат, идущих на фронт. Только ночью на пару часов уходил батюшка отдохнуть, и так почти трое суток. Скольких бойцов защитила его молитва, от скольких отвела беду…»

После окончания войны Борис еще пять лет служил в армии. Награжден Орденом Отечественной войны II степени, десятью медалями.

Именно в годы войны он укрепился в вере и в желании посвятить себя целиком служению Христу и Православной Церкви. Благословение на путь священства Борис Бартов испросил у Патриарха Алексия. Вернувшись в родной город, работал на Машзаводе. В 1950 г. владыка Иоанн (Лавриненко) рукоположил его в диаконский чин, а через год – в сан священника.

Более полувека отец Борис служил на разных приходах Пермской епархии. Был воспитанником известного и почитаемого духовника – священника Григория Ахидова. Путь отца Бориса был непростым. Начало его пришлось на годы хрущевской «оттепели» и новой волны атеистической пропаганды.

Со временем вокруг него сложилась большая и крепкая духовная семья. Его глубоко уважали и верующие, и люди далекие от Церкви. Протоиерею Борису Бартову было присвоено звание почетного гражданина города Кунгура. Среди родных детей и внуков батюшки немало священников и служителей храмов.

До последних месяцев отец Борис служил у Престола по праздникам и по воскресным дням. 

Отец Борис сподобился истинно христианской мирной кончины: прослужив у Престола Божия 62 года и причастившись перед смертью Святых Христовых Таин, он отошел к Господу на 88 году своей жизни.

Это был один из тех пастырей, кто по первому зову готов идти к любому, кто нуждается в духовной помощи и утешении.

Заключение

Работа над исследованием оказалась непростой, но в то же время интересной, содержательной и, несомненно, имеющей смысл. Я выполнила все поставленные задачи.

Мне удалось выяснить, что Великая Отечественная война вызвала в стране рост религиозных настроений. Пропаганда атеистических взглядов перед лицом смерти не только народа, но и всей страны стала блекнуть. Во всех церквах забился пульс военной жизни. Тысячи людей потянулись в храмы – кто за утешением, кто за духовной опорой, и Церковь укрепляла веру в силу нашей страны, веру в то, что непобедим народ, который так умеет любить Родину.

Изучив воспоминания ветеранов-священнослужителей, я убедилась, что без веры Победа была невозможна. У всех людей было одно желание – разгромить и победить врага, посягающего на наши русские святыни, оскверняющего наши православные храмы.

Митрополит Алеутский и Северо-Американский Вениамин (Федченков), побывавший в России в военное время, писал о русском народе: «За месяц общения с ним – на Соборе, в храмах, в вагонах, в метро, в трамваях, в частных посещениях, в беседах, в случайных встречах – я достаточно мог наблюдать родной народ и понять его. И скажу прямо: впечатления от народа – самое сильное, самое важное, что я увожу с собою с Родины за границу. И прежде всего, скажу о верующих. Боже, какая горячая вера в них! И эта вера передается и к нам, служащим… Да, и теперь не только можно, но и должно сказать: «Русь и теперь Святая. Да и теперь я могу без всяких сомнений утверждать: жива православная вера в русском народе». (5)

В своей работе я хотела показать, что православная вера в самое нелегкое военное время поддерживала русский народ, оставалась стержнем духовной жизни, давала силы в борьбе с врагом.

Практическая значимость заключается в том, что данная работа была представлена на окружных Рождественских чтениях, а также может использоваться  на уроках истории, Основ православной культуры, во внеурочной деятельности.

В дальнейшем я планирую продолжить работу над исследованием и обратиться к теме святых явлений в годы войны на полях сражений.

Библиографический список

1. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.Издательство: Крутицкого подворья. 2009.

2. А. И. Фарберов Спаси и сохрани. Свидетельства очевидцев о помощи Божией в Великую Отечественную войну. 2015.

3. М.И. Одинцов, А. Кочетова Конфессиональная политика в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 2014.

Интернет-ресурсы

1.https://pokrov.pro/

2.https://www.pravmir.ru/veterany-svyashhenniki-i-monaxini/

3.https://pravoslavie.ru/

4.http://rizopolozhenie.orthodoxy.ru/navy.php?cat=history&ii=1&jj=9

5.https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/besedy-v-vagone/

6. https://matveychev-oleg.livejour

7. http://blagovest-info.ru

 

Приложение 1

 

Архимандрит Кирилл Павлов (1919-2017гг.)

Приложение 2

Протоиерей Николай Колосов (1915-2011 гг.)

Приложение 3

Архиепископ Михей (Александр Александрович Хархаров) (1921–2005 гг.)

Приложение 4

ПротоиерейБорисБартов(1925-2013 гг.)

11

Просмотров работы: 48