Дети и война. Блокада Ленинграда

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дети и война. Блокада Ленинграда

Климов Д.Д. 1
1МБОУ Одинцовская гимназия №14
Степырева Е.С. 1
1МБОУ Одинцовская гимназия №14
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

9мая 2020года будет отмечаться 75-ти летие Великой Победы над фашизмом.

Актуальность исследования озвучена строками стихотворения Юрия Воронова «Опять война, опять блокада…»:

«…Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь эта память - наша совесть,

Она как сила нам нужна!»

Авторпоставил цель рассказать о гражданском и военном подвиге юных ленинградцев. Для достижения поставленной цели определили следующие задачи:

Узнать о жизни детей в блокадном Ленинграде из исторических, литературных источников и из уст самих блокадников

Провести анкетирование учеников параллели 4-х классов по вопросу темы

Рассказать одноклассникам о страшных годах блокады, чтобы они знали и помнили об ужасах войны и о подвиге людей, которые спасли нас – будущие поколения.

Гипотеза исследования звучит так: если изучать историю Великой Отечественной войны по воспоминаниям детей – героев, то это воспитает чувство патриотизма у подрастающего поколения.

В своей работе авторы использовали следующие методы:

1.Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение

2.Практические (частные) методы: наблюдение, сравнение.

Объектом исследования является блокада Ленинграда

Предметом исследования являются дети блокадного Ленинграда.

Материал, использованный в работе, точно и подробно раскрывает тему исследования и дает представления о трагедии войны. Наше поколение никогда не знало голода, разрухи, ужасов концлагерей и жестокости войны.

В процессе исследования автор приходит к выводу: «Мы будем говорить об этом для того, чтобы сохранить планету людей, чтобы детство никогда больше не называлось войной! Все ребята нашего класса со мной согласны».

Цель работы достигнута, выполнены все поставленные задачи.

 

1.Ведение

О Великой Отечественной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, Книги Памяти, сухие цифры статистики. Но, ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда их голос срывается и слезы на глазах.

Всем им уже за 70. И хотя силы уже не те и здоровье неважное, они по-прежнему молоды духом и готовы общаться с нами. Но как тяжелы эти воспоминания о войне, как будто заново переживаешь все то, что обрушилось на хрупкие юные плечи в те далекие 1940-е…

Моя прабабушка была ребенком в годы Великой Отечественной войны, жила в городе Ленинграде, нынешний Санкт- Петербург. Она пережила страшные годы блокады. Я считаю, что моя цель – рассказать о гражданском и военном подвиге юных ленинградцев. Чтобы добиться поставленной цели я сформулировал для себя следующие задачи:

Узнать о жизни детей в блокадном Ленинграде из исторических, литературных источников и из уст самих блокадников

Провести анкетирование учеников параллели 4-х классов по вопросу темы

Рассказать одноклассникам о страшных годах блокады, чтобы они знали и помнили об ужасах войны и о подвиге людей, которые спасли нас – будущие поколения.

Актуальность своего исследования я хочу озвучить с помощью стихотворения Юрия Воронова «Опять война, опять блокада…»

Опять война, опять блокада…

А может нам о ней забыть?

Я слышу иногда – не надо,

Не надо раны бередить!

Нет, это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне.

Но чтобы снова в этом мире

Не повторилось той зимы,

Нам надо, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь эта память - наша совесть,

Она как сила нам нужна!

И в этой связи я выдвинул гипотезу: если изучать историю Великой Отечественной войны по воспоминаниям детей – героев, то это воспитает чувство патриотизма у подрастающего поколения.

В свое работе я использовал следующие методы:

1. Теоретические методы:

- анализ;

- синтез;

- обобщение.

2. Практические (частные) методы:

- наблюдение;

- сравнение.

Этапы моей работы были следующие:

1.Поисково-исследовательский этап:

изучение литературы;

изучение интернет-ресурсов по проблеме;

анализ подобранных материалов;

проведение анкетирования.

2.Итоговый этап: работа по созданию исследовательской работы.

Объектом исследования будет блокада Ленинграда

Предметом исследования будут дети блокадного Ленинграда.

2. Основная часть

2.1. Ленинград в войне

27 января 2020 года исполнилось 76 лет со дня полного освобождения Ленинграда. Это важная дата для нашего народа. В истории нет подвига, равного подвигу Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы. Среди них были и маленькие ленинградцы.

900 дней противостоял Ленинград вражеской осаде, и каждый из этих дней был отмечен высокой боевой и трудовой доблестью ленинградцев. Никакие лишения и страдания блокадного времени не поколебали их верности Родине.

Грандиозная битва за Ленинград началась в первой половине июля 1941 года. Захват Ленинграда по расчетам немецких генералов должен был предшествовать взятию Москвы.

В короткий срок в действующую армию из Ленинграда было направлено 300 тысяч человек. На производство вооружения, снаряжения и боеприпасов для фронта переключились ведущие отрасли ленинградской промышленности. В течение июля — сентября было сформировано 10 ополченческих дивизий.

Неся огромные потери, гитлеровцы рвались к Ленинграду. В начале сентября им удалось выйти к его юго-западным окраинам, захватить Шлиссельбург. Связь со страной по суше оказалась прерванной. Враг предпринимал попытки ворваться в город, но советские войска и ополченцы стояли насмерть.

В конце сентября атаки противника прекратились. «Победа в оборонительных сражениях на подступах к Ленинграду, — вспоминал позднее Г. К. Жуков, командовавший в сентябре 1941 года войсками Ленинградского фронта, — была достигнута совместными усилиями всех видов вооруженных сил и родов войск, опиравшихся в своей борьбе на героическую помощь населения города… История войн не знала такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявили защитники Ленинграда.

Срыв планов врага по захвату Ленинграда имел важное военно-стратегическое значение. 

Блокированный врагом город стал главной базой оборонявших его войск, их основным арсеналом. Несмотря на острую нехватку топлива и электроэнергии, в темных и холодных цехах собирались танки, изготовлялись пушки и минометы, боеприпасы, снаряжение и обмундирование. Часть произведенной в Ленинграде военной продукции была переправлена воздушным путем советским войскам, сражавшимся на московском направлении.1

В условиях блокады город был основным источником пополнения войск Ленинградского фронта. В самое тяжелое время — первую блокадную осень и зиму — он дал вооруженным силам более 80 тысяч новых бойцов.

Это было особое пополнение—люди, познавшие страдания блокады, пережившие смерть родных и близких, готовые сражаться против захватчиков не щадя жизни.

Каждые сутки тысячи мужчин и женщин из групп самозащиты и противопожарных постов жилых домов дежурили на крышах. Они тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, спасали людей из-под обломков рухнувших зданий. Пример ленинградцев еще раз доказал, что успешный отпор врагу зависит не только от боеспособности армии, но и от участия в борьбе всего народа.

Потерпев неудачу в попытке овладеть Ленинградом штурмом, немецко-фашистское командование избрало своими орудиями голод, холод, уничтожение города авиацией и тяжелой артиллерией. Ленинград оказался в блокаде. С этого момента налеты немецкой авиации на город стали почти ежедневными. В отдельные дни воздушные тревоги продолжались по 10 и более часов.

_________________________

1 - Блокада Ленинграда. [Электронный ресурс]. – Текстовый документ. Режим доступа: http://wikipedia.ru

2.2. Положение населения в блокадном Ленинграде

К началу осады из Ленинграда вывезли только очень небольшую часть жителей (менее 500 тысяч). Около 2,8 миллиона человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тысяч детей.

Самой тяжёлой оказалась первая блокадная зима. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. В январе перестал работать водопровод, и воду приходилось брать из прорубей. Осаждённый Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставляли теперь только по воздуху и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбёжками, поэтому этот путь прозвали "Дорогой смерти" (позднее появилось другое, более распространённое название - "Дорога жизни").

Жительница города Елена Кочина записала в своём дневнике 15 ноября: "Надвигается голод! Развилась своеобразная ленинградская кулинария: мы научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея". С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 грамм, для служащих, иждивенцев и детей- 125 грамм. "Это совсем маленький кусочек: тяжёлый, липкий, сырой, - замечала Е. Кочина. – Хлеб содержит всякую дрянь и лишь немного муки".

С конца ноября хлеб выпекался из смеси: пищевой целлюлозы—10%, хлопкового жмыха—10%, обойной пыли — 2%, мучной сметки и вытряски из мешков — 2%, кукурузной муки — 3%, ржаной муки — 73%.Изредка выдавалась банка консервов, пакетик крупы, несколько кусочков сахара. 10 декабря она сделала такую запись: "Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестят, как будто покрыты лаком, - первая степень дистрофии, другие высохли - вторая степень". В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла.1

2.3. Дети в блокадном Ленинграде.

2.3.1. Помощники взрослых.

Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы.

Вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. 

_________________________

1 - Блокада Ленинграда. [Электронный ресурс]. – Текстовый документ. Режим доступа: http://wikipedia.ru

Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.

 Глядя на рабочие плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок, не могли сдержать слезы взрослые. Там было написано их руками: “Не уйду, пока не выполню норму!”

Во время налетов немецкой авиации учащиеся выслеживали ракетчиков и сигнальщиков. На случай уличных боев юноши и девушки готовились стать разведчиками, связистами, подносчиками боеприпасов, санитарами, проводниками через проходные дворы. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

Воспоминания очевидца«Вале Мороз было в блокаду пятнадцать лет. Отец ее ушел в народное ополчение. Старшая сестра тоже хотела на фронт, ей это не удалось, она устроилась в военный госпиталь. В декабре 1941 года умер отец, через два месяца сестра, в конце марта мать. Валя осталась одна. Ей помогли устроиться на завод учеником токаря. Она делала детали для снарядных стабилизаторов. Она работала, всю блокаду работала»1.

Надо понять слово «работала» в его тогдашнем значении. Каждое движение происходило замедленно. Медленно поднимались руки, медленно шевелились пальцы. Никто не бегал, ходили медленно, с трудом поднимали ногу. Сегодня здоровому, сытому молодому организму невозможно представить такое бессилие, такую походку.

Воспоминания очевидца«Примерно такое ощущение, что ногу не поднять. Понимаете ли? Вот такое ощущение, когда на какую-то ступеньку ногу надо поставить, а она ватная. Вот так во сне бывает: ты вроде готов побежать, а у тебя ноги не бегут. Или ты хочешь кричать — нет голоса».2

Только постигнув голод, представив его силу, изучив его масштабы, его действие, можно почувствовать сделанное ленинградцами. Без этого не понять истинной величины мужества защитников города.

________________________________

1,2 - Юра Рябинкин и Анна Франк. [Электронный ресурс]. - Текстовый документ. - Режим доступа: http://jurarjabinkin.narod.ru

2.3.2. Работа школ.

Главным подвигом юных жителей города была учеба. Несмотря на фронтовую обстановку, предполагалось, что с 1 сентября 1941 г. начнется очередной учебный год и 201 тыс. школьников, оставшихся в Ленинграде, вновь сядут за парты. Однако тяжелые бои, развернувшиеся в сентябре под Ленинградом, не позволили приступить к занятиям ни 1 сентября, ни 1 октября. Лишь 26 октября исполком Ленгорсовета вынес решение о начале учебного года, и 27 октября в 103 школах из 408, функционировавших до войны, около 60 тыс. учащихся с 1-го по 6-й классы приступили к занятиям, а с 3 ноября за парты сели более 30 тыс. учеников 7-10-х классов. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. 

Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Самыми тяжелыми для детей стали декабрь 1941 г. и январь 1942 г. Чтобы как-то поддержать силы школьников, в декабре после уроков давали по тарелке белкового дрожжевого супа, который дети ели с большим удовольствием, а на десерт маленькую баночку фруктового желе. Это хотя и мизерное дополнительное питание стимулировало посещение занятий и в какой-то степени поддерживало силы детей. По распоряжению Ленсовета в конце декабря 1941 г. - начале 1942 г. занятия в школах прекратились. Тем не менее для всех детей были проведены новогодние елки.

После новогодних каникул из-за большой смертности от голода многие школы были закрыты. Занятия возобновились лишь в апреле 1942 года.

Поскольку дети физически были ослабленными, в младших классах проводилось по 3, а в старших - не более 5 уроков в день.

Летом у школьников началась “огородная жизнь”. На каникулы - с 30 июня - все ученики 5-10-х классов выехали в совхозы и подсобные хозяйства предприятий и учреждений, где работали на прополке и уборке урожая.

Во вторую блокадную зиму школы работали без перебоев. Однако трудностей было достаточно, поскольку многие дети еще не оправились от последствий первой блокадной зимы. Болезни, лечение в стационарах, уход за больными членами семьи, работа на огородах отрицательно сказывались на посещаемости занятий и успеваемости. Выжив, значительная часть детей на какое-то время утратила интерес ко всему происходившему. Они были замкнуты, неразговорчивы и малоподвижны.

2.3.3. Война и дети.

Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам – детям блокадного города - пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города.

Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

И так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова.

Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия этой семьи типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей.

2.3.4. Блокада в памяти детей

…Воспоминания детей, то есть тех, кто были в блокаду детьми, не похожи на воспоминания взрослых.

Память детская сохранила чрезвычайно много, донесла точно, ярко. Какие-то картины нынешним сознанием даже не расшифровать. И какие-то страхи тоже малопонятны нам.

Шестилетнему тогда мальчику Вите (Виктору Васильевичу Корбунову) из всех бомбежек врезалось: огромный шкаф заплясал на ножках! И то, что в их детском саду после бомбежек осколки стекла были в кроватках.

У шестилетнего Коли (Николая Викторовича Хлудова) снег связан с голодом: «Когда выпал снег, мне стало постоянно хотеться есть». Так это и соединилось для него.

А восьмилетней Жанне (Жанне Эмильевне Уманской) блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе — и все равно холод. Еще огромная корзина, обшитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками в двести граммов, прятали в чемодан, а чемодан клали в диван, чтобы не съедать этот хлеб сразу.

Андрей Ушин (1927 - 2005) подростком оказался в блокадном городе. От голода умерли его отец и дядя. Блокадной зимой 1943 года, при свете коптилки Андрей совершил свои первые опыты в эстампе. В короткий срок с 1943 по 1946 год он создал несколько сотен гравюр, но сохранились из них немногие. Это ‒ одно из самых пронзительных документальных свидетельств того страшного времени.

2.4 Практическая часть

В начале работы, одновременно сизучением теоритического материала я составил анкету для одноклассников и решил проверить – интересна ли им эта тема, что они знают и что еще хотят узнать. Анкета состояла из таких вопросов:

1.Какую дату мы будем отмечать 9 мая 2020 года?

2.Знаете ли вы, что такое блокада? Какой город попал в это страшное положение?

3.Нужно ли знать и помнить о Великой Отечественной войне?

4.Чем мы можем помочь ветеранам?

К нашей работе присоединились ребята 4В класса. В результате в анкетировании приняли участие 26 учеников 4В и 28 - 4Г.

Вопросы

1.Какую дату мы будем отмечать 9 мая 2020 года?

26

28

2.Знаете ли вы, что такое блокада?

Какой город попал в это страшное положение?

24

25

По результатам, записанным в таблице, мы видим, что все ребята знают о дате 9мая. Это Великая Победа Советского народа над фашизмом, 75-летие которой, мы будем отмечать 2020 году. Многие знают о блокаде Ленинграда, но хотели бы узнать больше.

На вопрос «3. Нужно ли знать и помнить о Великой Отечественной войне?» были такие ответы:

Класс

Да

Нет

24

2

25

3

Ответы «нет» имели пояснения: «война – это страшно, поэтому про нее помнить не надо», «воевать и знать про войну не хорошо».

Думаю, что послушав мою работу, ребята поймут, что говорить и помнить о том, что война – это страшно НУЖНО, чтобы не допустить в мире повторения тех страшных событий. Ведь помогали писать мне мое исследование дети, дети войны.

Дети военной поры могут рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

Насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей. Великая Отечественная война…

Моя исследовательская работа заинтересовала многих ребят. Я был рад поделиться информацией.

В нашей школе каждый год проходят мероприятия посвященные Дню Великой Победы. В них наш класс принимает активное участие. Посещение музеев и памятников героям, помогают нам прикоснуться к истории и почувствовать боль и страдания людей.

Мы планируем посетить в этом году посетить военный музей НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ. А предложения, которые ребята написали в анкетах (4 вопрос), мы обязательно реализуем потому что все респонденты ответили единогласно «ДА».

3.Заключение

Наше поколение никогда не знало голода, разрухи, ужасов концлагерей и жестокости войны.

Но мы говорим об этом и будем говорить, потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, пыль дома и горят детские кроватки.

Мы будем говорить об этом для того, чтобы сохранить планету людей, чтобы детство никогда больше не называлось войной!

Все ребята нашего класса со мной согласны. Цель моей работы достигнута, я выполнил все поставленные мною задачи.

О своем исследовании я расскажу ребятам других классов начальной школы и продолжу изучение этой большой исторической части нашего государства, потому что сегодня школьники должны учиться у этих людей стойкости, мужеству, человечности и помнить о той страшной войне.

Опять война, опять блокада

А может нам о ней забыть?

Я слышу иногда – не надо,

Не надо раны бередить!

Нет, это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне.

Но чтобы снова в этом мире

Не повторилось той зимы,

Нам надо, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь эта память - наша совесть,

Она как сила нам нужна!

Воронов Ю.

Литература

Альбом “Ленинград, блокада, подвиг”, Ю. Гальперин, Л., 1984г.

“Блокадная книга”, А. Адамович, Д. Гранин, Л., Советский писатель, 1982 г.

Воронов Ю. «Опять война, опять блокада…»

Герман Ю. «Вот как это было»

Дубровин В. «Мальчишки в сорок первом»

Интервью с блокадницей Бурмистровой Валентиной Ивановной

Блокада Ленинграда. [Электронный ресурс]. – Текстовый документ. Режим доступа: http://wikipedia.ru

Юра Рябинкин и Анна Франк. [Электронный ресурс]. - Текстовый документ. - Режим доступа: http://jurarjabinkin.narod.ru

Блокада Ленинграда. [Электронный ресурс].- Видео материалы. https://yandex.ru/search/?text=блокада+ленинграда+фильм+для+детей&lr=10743&clid=2270453&win=254&suggest_reqid=537602679147877432149285141472845

Просмотров работы: 310