Введение
Тема: «Тайны Египетской цивилизации».
Цель: изучить культурное наследие Египетской цивилизации и его тайны.
Задачи:
выявить истоки египетской цивилизации;
рассмотреть вопросы о месте, времени зарождения и особенностях египетской религии;
узнать о традициях и укладе жизни общества Древнего Египта;
изучить технологию изготовления папируса;
познакомиться с некоторыми известными историческими достопримечательностями Египта и составить карту-путеводитель в помощь путешественнику;
Гипотеза: египетская цивилизация является частью культурного наследия не только египтян, но и всего человечества.
Актуальность темы
На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения Египетских пирамид, раскрыть тайны погребения и мумифицирования, исследовать загадочные иероглифы для понимания египетской религии и получения ответов на множество вопросов, связанных с Египетской цивилизацией.
Древняя Египетская культура внесла огромный вклад не только в само государство, но и в развитие человеческой цивилизации в целом.
Поэтому, я считаю, что нам нужно знать, какие тайны скрывала в себе Египетская цивилизация. Попробуем же их раскрыть.
Методические основы изучения темы
- теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования;
- экскурсия по некоторым историческим памятникам Египетской цивилизации;
- фотосъёмка;
-составление карты-путеводителя по основным историческим достопримечательностям Египта.
2.Основная часть
2.1. Истоки Египетской цивилизации
Можно сказать, что история Египта начинается с эры палеолита, хотя на этот счёт имеются лишь гипотезы и предположения. В те времена долина Нила вовсе не походила на нынешнюю: до самой Дельты это было сплошное болото, воды реки покрывали практически всю долину, и климат был, конечно, был более влажным. В конце палеолита климат стал суше и постоянное наступление пустыни на пограничные районы способствовало концентрации населения вдоль плодородных берегов реки.
В эпоху неолита, начало которого относится к десятому тысячелетию до н.э., там уже проживали 2 народа различного происхождения: один относился к африканской расе и пришел из центра Африки; другой – к средиземноморской расе и происходил из Центральной Азии. Так сформировались 2 цивилизации: первая, Меримда, - на Севере страны в Дельте, основавшая первые города; вторая – на Юге с главным городом Тасом. Возникло 2 территориальных разделения на «хесепы» (провинции), которые греки называли «номами»: 22 нома в Верхнем Египте и 20 номов в Нижнем Египте.
Союз Верхнего и Нижнего Египта. История начинается с царя Нармера; некоторые учёные отождествляют его с мифическим царём Менесом, объединившим 2 царства и основавшим первую из 31 династии, которые сменяли друг друга на египетском троне вплоть до 322 года до н.э., когда они были побеждены Александром Великим.
Древнее царство. Оно начинается приблизительно с 3200 года до н.э. Многие учёные считают этот период самым великим в египетской истории. Его называют ещё Мемфисским царством, так как столица была перенесена из Абидоса в Мемфис – греческое название Меннеферта, главного города I нома Нижнего Египта. Именно в этот начальный период истории Египта утвердились первые гражданские и религиозные законы, установились каноны искусства и родилась письменность. Самым великим фараоном этой эпохи был Зосер основатель III династии. При нём был сооружён первый гигантский каменный монумент Египта – ступенчатая пирамида в Саккара.
При основателе IV династии Снефру началось строительство гладкостенных пирамид. Но в отношении великолепия архитектоники 3 другие фараона этой династии превзошли Снефру: Хеопс, Хефрен и Микерин создали заупокойный ансамбль в Гизе.
V династия называлась «гелиополийской», т.к. она происходила из города Гелиополя, и её первые 3 фараона были зачаты женой жреца бога Ра от самого бога. С этого времени все фараоны стали называться «Сыновьями Ра».
Самой заметной фигурой VI и последней династии Древнего царства был Пепи II, правивший дольше всех в истории Египта: он занял трон в 6 лет и пребывал на нём 94 года. Затем начался первый переходный период: промежуток времени от VII династии (около 2180 г. до н.э.) до начала XI династии (около 2130 г. до н.э.). Это долгий, смутный, беспокойный период, когда Египет не раз становился жертвой анархии и социальных потрясений.
Среднее царство начинается с 2060 года до н.э., с конца XI династии. Фараон Ментухотеп I восстановил власть над Нижним Египтом. К 2000 году до н.э. появляется XII династия, одна из знаменитейших и могущественных династий в истории Египта. Его основатель Аменемхет I – искусный правитель, при нём Египет переживает очередной период расцвета, в том числе и во внешней политике, культуре (появляются знаменитые литературные произведения «Книга двух путей» и «Заветы Аменемхета»). Он возвышает культ Амона и возводит его в ранг главного божества.
Новое царство датируется примерно 1580 годом до н.э. Это период военного могущества, направленного не столько на оборону, сколько на завоевания. Это также вершина расцвета искусства и культуры. Царица Хатшепсут правит единолично в течение 22 лет, носит накладную бороду и мужскую одежду. Период её царствования более спокойный в военном отношении, богат событиями в области искусства: при ней, например, был создан архитектурный шедевр погребального ансамбля в Дейр-эль-Бахари. После её смерти правит Тутмос III, племянник. Его царствование длилось 34 года и он связан с многочисленными военными походами и отодвигает границы Египта от Напаты в Нубии до Евфрата.
В 1372 году до н.э. на трон восходит Аменофис IV (поменявший себе имя на Эхнатон), прославившийся не только как царь-поэт, но также как царь-еретик. Он учреждает вместо культа Амона культ Атона – солнечного диска, который не нуждается ни в каких посредниках, чтобы ему поклоняться, закрывает храмы, прогоняет жрецов, покидает Фивы и основывает новую столицу Ахет-Атон.
После его смерти корона перешла к совсем юному Тутанхатону, который не без влияния красавицы Нефертити – сестры супруги Эхнатона, возвратился в Фивы, возродил культ Амона и принял имя Тутанхамон. После его загадочной смерти в 18 лет в Египте власть переходит в руки военных. Наиболее значительные военные события в этот период истории связаны с именем Рамсес Великий. В продолжение 67 лет своего царствования фараон занимается также сооружением колоссальных монументов – свидетелей его могущества: в Абу Симбеле, Карнаке, Луксоре. После его смерти престол наследует его сын Минептах, при котором начинается упадок Египетской империи.
Третий переходный период начинается с приходом в 1085 году до н.э. XXI династии, которая учреждает столицу в Танисе. Затем власть переходит в руки ливийских династий, а позже – эфиопских; столица переносится в Непате, в Судан. После этого наступает эпоха Саитской династии и возвышения персов. В 332 году до н.э. египтяне призывают на помощь Александра Великого, который будет встречен как освободитель и провозглашен луксорским оракулом «Сыном Ра». Он основывает новый город – Александрию, которая быстро становится культурным центром всего античного мира. После его смерти к правлению возвращается династия Птолемеев (или лигидов), и начинается процесс эллинизации страны. Два последних века до рождества Христова отмечается окончательным ослаблением страны перед лицом восходящей звезды Рима, чьей колонией Египет вскоре становится.
Общество Древнего Египта
Фараон. Египет всегда управлялся абсолютным монархом. Царь, или фараон, считался живым Богом, который после своей иллюзорной смерти должен присоединиться к другим божествам. Он носил титул Сына Солнца и воплощал власть религиозную, политическую и военную во всём Египте. Его помощником был первый министр (визирь), возглавлявший исполнительную власть.
Гражданское и административное устройство. Египтяне делились на классы. Наиболее почитаемые были жрецы, которым была доверена служба в храмах. Богатые и влиятельные, они были освобождены от налогов и содержались на средства храмов. Остальные классы – это знать, облеченная политической и религиозной властью в провинциях; писцы – чиновники царской администрации, и, наконец, больная часть народа, состоявшая из ремесленников и крестьян.
Египетская религия
Изображения многочисленных божеств, обнаруженные в древнейших египетских монументальных сооружениях, вызывали ряд серьёзных разногласий по поводу вероисповедания первых обитателей этого региона. Религия древнего Египта, на первый взгляд политеистическая, была на самом деле монотеизмом, как все великие религиозные учения. В наши дни учёные пришли к согласованному выводу, что многочисленные божества египетских храмов следует считать посредниками или воплощениями Высшего существа, единого Бога, которому поклонялись жрецы, посвящённые и мудрецы, жившие в храме. На вершине египетского пантеона восседает единый Бог, бессмертный и вечный, невидимый и скрытный в непостижимой глубине своей сущности. Он порождает сам себя в бесконечности Вселенной и заключает в себе все атрибуты божественности.
Один из наиболее совершенных образов Бога был представлен в виде солнца с его главными характеристиками: формой, светом, теплом. Душа солнца называлась Амон, или Амон-Ра, что значит «скрытое солнце». Бог – это отец жизни, а все прочие божества – всего лишь составные части его тела. Здесь мы можем говорить о знаменитой египетской триаде. В каждой египетской провинции была своя триада тесно связанных между собой божеств, и это отнюдь не нарушало божественного единства, как и разделение Египта на провинции не нарушало единства центральной власти. Самая главная триада, или большая триада Абидоса, состояла из Осириса, Исиды и Хора. Эта триада была наиболее популярной и почитаемой во всём Египте, так как Осирис был воплощением Добра. Птах, Сехмет и Нефертум составляли мемфисскую триаду; Амон, Мут и Хонсу – фиванскую.
Священные животные
Лишь в более позднюю эпоху египетские Боги приняли человеческое обличье. Раньше их символами были растения и животные: богиня Хатхор жила в деревне сикомора (фиговое дерево); богиню Нейт, которая рожала детей, оставаясь девственной, и которую греки идентифицировали с Афиной, изображали в виде щита с двумя скрещенными стрелами; Нефертум, отождествляемый с Прометеем, изображался в виде цветка лотоса. Но чаще всего египитеский бог являлся верующим в виде животного. Вот несколько примеров: Хор – ястреб, Тот – ибис, Бастет – кошка, Хнум – баран.
Кроме отправления культа богам-животным, египтяне ещё поклонялись животным как таковым, наделённым определёнными качествами и отмеченными особыми знаками. Яркий тому пример – пышный культ Аписа – священного быка, почитавшегося в Мемфисе. Чтобы быка признали священным, он должен был обладать определёнными характеристиками, которые могли знать только жрецы. После смерти Аписа, жрецы после длительного поста начинали поиски нового Аписа, у которого на лбу должен был присутствовать белый треугольник, на шее – пятно, напоминавшее орла, и другое пятно в форме растущей Луны – на боку. До XIX династии каждый бык имел свою особую гробницу. Затем Рамсес II приказал хоронить их в общем некрополе – Серапеуме. Там мумии священных быков были помещены в монолитные саркофаги из розового гранита, известняка или базальта, достигавшие 4 метров в высоту и весившие до 70 тонн.
В благодарность за помощь, которую оказывали некоторые птицы земледельцам, древние египтяне считали их также священными. Например, ибисы. Живой ибис был посвящён Богу Тоту – греческому Гермесу, после смерти его мумифицировали и укладывали в глиняный сосуд.
В Фивах существовал особый культ крокодила, который жил там, прирученный, украшенный золотыми серьгами и кольцами, принимая от всех знаки почитания и благоговения. Однако, как утверждает Геродот, не во всех городах Египта крокодил был священным животным. Так, например, в городе Элефантине и его окрестностях мясо крокодила даже употребляли в пищу.
В египетской религии важная роль отводилась кошке, которая называлась «мяу», звукоподражательным словом, перешедшим во все языки; от него же происходит глагол «мяукать». Кошка, посвящённая богине Бастет, олицетворяла благодатное солнечное тепло. Её культ особенно процветал в нижнем Египте. Город Бубаст (сегодняшний Загазиг), где был воздвигнут храм Богини Бастет, был назван в её честь. Кошка считалась настолько священным животным, что даже случайное её убийство вело к смертной казни. Огромное количество забальзамированных мумий кошек было найдено в Бени-Хасане.
Бессмертие души
Древние египтяне верили в бессмертие души. Пирамиды и гробницы в разных долинах сооружались, чтобы поселить в них души умерших. Ка – это дух Вселенной, или духовная субстанция, которая животворит любую сущность. Тело – для земли, душа – для неба, а человеческая природа отождествляется с самосознанием. После земной смерти душа витает над мумией – это её Ка, её двойник, - до тех пор, пока душа не преобразуется в астральный дух, и оба – Ка и Ба (божественная «искра» - одна из духовных характеристик данного индивидуума) – не соединятся нитью Осириса с высшим разумом, чтобы образовать единый разум (дух). Все заупокойные храмы и гробницы расписаны сценами вечной загробной жизни, отсюда их название – «дома вечности». Крест с петлёй «Анх» также символизировал будущую жизнь с тремя её атрибутами: мир, блаженство и безмятежность.
Погребение и мумифицирование
Считалось, что искусство бальзамирования трупов и превращение их в мумии имеет божественное происхождение; его приписывали Хору, сыну Осириса и Исиды.
Слово «мумия» - арабского происхождения и обозначает, по словам арабского путешественника XII века Аб-эль-Латифа, гудрон. Или смесь смолы и мирры: состав, широко применявшийся для обработки трупов и бывший предметом бойкой торговли в средние века даже в Европе.
Раньше различали искусственные и естественные мумии, которые сохранялись без какой-либо специальной обработки. Сегодня считается, что поразительная сохранность египетских мумий лишь отчасти зависела от совершенной техники бальзамирования. Главная же причина заключалась в чрезвычайно сухом климате Египта, мешающем развитию бактерий в воздухе и в песке.
Благодаря барельефам и росписям, найденным в гробницах, мы знаем, как проходили погребальные церемонии в древнем Египте. Во главе похоронной процессии группа рабов несла пожертвования и личные вещи усопшего: если это был воин – оружие и его лошадь; крестьянин – его орудия труда. Затем шли наёмные плакальщицы, которые испускали пронзительные, жалобные вопли, рвали на себе волосы и пели похоронные гимны. И, наконец, за распорядителем похорон и жрецом двигался катафалк в виде солнечной ладьи, водруженный на сани, влекомые упряжкой быков. За катафалком шла семья, родственники и друзья умершего в глубоком трауре. Последней шла группа женщин, певших погребальное величание усопшему. Прибыв к месту захоронения, родственники и друзья прощались с покойным и приносили воздаяние мумии, затем приступали к «церемонии открытия глаз и рта», которая символически возвращала умершему способность чувствовать. И, наконец, мумия обретала покой в своей гробнице.
Теперь рассмотрим, как протекало бальзамирование трупа. Тело только что умершего человека передавалось специалистам по бальзамированию. Самая первая операция заключалась в извлечении мозга через ноздри с помощью тонкого инструмента в виде крючка. После этого череп заполнялся составом на основе жидкого гудрона, который, охлаждаясь, затвердевал. В глазные яблоки вместо глаз вставляли искусственные глаза из эмали. Затем извлекали кишечник и внутренности через разрез в левом боку, сделанный с помощью острого камня. Внутренности после обработки в кипящем битумном составе вместе с печенью и мозгом запечатывались в четыре канопы (специальные сосуды) из глины, известняка или алебастра, а также из камня или металла – в зависимости от социального положения умершего. Четыре разные головы – человека, шакала, ястреба и павиана – образы четырех загробных духов венчали крышки этих урн, которые помещали все вместе в один ковчег рядом с мумией. Полость живота тщательно промывалась пальмовым вином и высушивалась ароматическими порошками. Затем её набивали толченой миррой или ароматизированными древесными опилками. После такой подготовки тело погружалось на 70 дней в ванну с раствором натрона (карбоната натрия). Таким образом, плоть и мышцы полностью растворялись и оставались лишь кости, обтянутые кожей. У мужчин волосы коротко стригли, а женщинам оставляли их длинные роскошные причёски. Узкими бинтами, пропитанными смолами, бинтовали сначала каждый палец отдельно, потом кисть и руку. Так бинтовали руки, ноги и, наконец, тело. Голову обрабатывали ещё более тщательно. Непосредственно на кожу накладывали ткань типа муслина. Лицо последовательно покрывали несколькими слоями этой ткани так плотно, что снятая многослойная маска могла служить формой для отливки гипсового портрета покойника. И, наконец, вытянутое забинтованное тело с руками, скрещенными на груди или лежащими вдоль бёдер, обёртывали лентами тканей по всей длине. Тела же фараонов заворачивали в саван или покрывали чехлом из чеканного золота, повторявшим форму их тел.
Иероглифы
Расшифровка загадочных египетских надписей давно уже волновала весь мир. В 1799 году капитан французской армии Бушар руководил фортификационными работами в крепости Сен-Жульен в 4 км от города Розетты. Неожиданно рабочие обнаружили камень, ставший знаменитым в истории археологии: это была «Стела Розетты», позволившая расшифровать иероглифы.
По прихоти истории этот камень оказался в руках у англичан, которые превратили его в жемчужину Британского музея. Это плита из чёрного базальта, очень твёрдого, одна плоскость которой имеет трилинговую надпись, состоящую из 3-ёх расположенных один над другим текстов. В первом – 14 иероглифических строк. Второй текст состоит из 32 строк демотического письма («демос» по-гречески «народ») в противоположность иератическому письму («иерос» значит «священный»), которым могли пользоваться только жрецы и учёные. Наконец, третья надпись из 54 строк на греческом языке была понятной. Честь расшифровки разделили двое учёных: англичанин Томас Янг и француз Франсуа Шампольон. Однако истинным переводчиком иероглифической надписи следует считать Шампольона. То, что Янг расшифровал интуитивно, Шампольон открыл благодаря научной методике, которая позволила ему настолько углубить исследования, что к концу своей жизни, к 1832 году, он составил грамматику и словарь.
Из чего же состоит текст, который греки называли иероглифическим («иероглифика» означает «священные знаки»)? Древние египтяне называли свои письмена «речью богов». По преданию, людей научил письму Бог Тот во время земного царствования Осириса. В продолжение многих веков письмена сохраняли свой священный характер, им приписывали даже магическую силу. Египетское письмо включало около 700 знаков, каждый из которых обозначал звук или предмет. И кто умел их писать, пользовался большим почётом. Имена царей и цариц получали овальное обрамление, которое археологи называют «картушами». Известно, что, взяв за исходное имена Клеопатры и Птолемея, обведённые «картушами», Шампольон начал свой труд по расшифровке текстов.
3. Практическая часть
3.1. Изучение технологии изготовления папируса
Древние египтяне высекали иероглифы не только на камнях храмов, погребальных камер, но и писали их тростниковым пером на свитках папируса. Сейчас современные свитки и декоративные панно из папируса успешно продаются (см. Приложение № 1), поэтому любой любознательный турист, каким я также являюсь, может узнать и даже посмотреть технологию его изготовления. Спешу поделиться информацией об этом.
Что такое папирус? Это многолетнее растение семейства тростниковых, жесткий и гибкий стебель которого достигает 2-5 метров длины с узкими ланцетообразными листьями и венчается широким зонтичным соцветием. Несколько тысяч лет назад оно образовывало впечатляющие заросли на топких берегах Нила в его нижнем течении. Его применяли как материал для мебели, лодок, плотов. Из оболочки изготавливали веревки, корзины, обувь. Высушенные корни растения использовали в качестве топлива. Мягкую часть побега, которая находилась под водой, употребляли в пищу. Эта же часть идеально подходила для изготовления «бумаги».
Этапы изготовления папируса:
расщепление,
«сборка»,
сушка под прессом,
полировка,
склейка
Нижнюю часть стебля очищали от оболочки. Белую губчатую сердцевину стебля разрезали на тонкие пластины длиной 40-50 см (современная технология предполагает вымачивание полос в течение нескольких дней), расстилали на плоской поверхности таким образом, чтобы первый слой был параллельно краю стола, второй – перпендикулярно. В процессе укладки материал смачивали водой из Нила. Полученный лист прессовали и шлифовали, чтобы папирус стал тонким и однородным. Поверхность листов обрабатывали специальным составом, который предотвращал растекание чернил. Его изготавливали из уксуса, муки и кипящей воды. Вынув листы из-под пресса, мастера отбивали их специальными молотками и выглаживали полировальными камнями, кусками дерева или кости. Подготовленные папирусы высушивали на солнце. Потом их склеивали в длинную ленту, чтобы получился свиток, скатывали в рулон и писали текст плотными колонками. Египтяне уделяли внимание направлению волокон, поэтому обнаружить «шов» было практически невозможно. Писали, как правило, на одной стороне (которую римляне впоследствии называли recto).
3.2. Составление карты-путеводителя по достопримечательностям Египта
Для изготовления карты-путеводителя предлагаю вам отправиться со мной на экскурсию по впечатляющим древним достопримечательностям Египта (см. Приложение № 2).
Пирамиды Гизы. Являются Чудом Света. Они расположены в 8 км от столицы Каира на Плато Гиза. Архитектурный ансамбль складывается из 3-ёх самых известных пирамид: Микерина (Менкаура), Хефрена (Хафры) и Хеопса (Хуфу) Последняя, самая высокая, (возраст примерно 4500 лет) описана в рассказе Геродота, греческого «журналиста».
« Хеопс, - пишет он, - оставил после себя грандиозное произведение: свою пирамиду. Египтяне 20 лет трудились над этой постройкой. Одним было приказано перетаскивать к Нилу камни, выломанные в карьерах Арабских гор; другие должны были нагружать их на суда для перевозки через реку и тащить их к Ливийским горам. На стройке находились сто тысяч рабочих, которые сменялись каждые 3 месяца. 10 лет они потратили на прокладку дороги, по которой перетаскивали камни. Она была длиной в 5 стадий (923, 5 м), 10 оргий в ширину (18,47 м) и в самом высоком месте имела подъём в 8 оргий (14,78 м). Была выложена полированными камнями с изображениями животных.
Сама пирамида называется «Ахет-Хуфу» — «Горизонт Хуфу» (или более точно «Относящийся к небосклону — (это) Хуфу»). Состоит из блоков известняка и гранита. Она была построена на естественном известняковом холме - квадратная с высотой 146, 6 м. Первоначально пирамида была облицована более твёрдым, чем основные блоки, белым известняком. Верх пирамиды венчал позолоченный камень — пирамидион (др. егип. — «Бенбен»). Облицовка сияла на солнце персиковым цветом, словно «сияющее чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи». В 1168 году арабы разграбили и сожгли Каир. Жители Каира сняли облицовку с пирамиды для того, чтобы построить новые дома.
Пирамида Хефрена - вторая по величине древнеегипетская пирамида. Построенное предположительно в середине XXVI века до н. э. сооружение высотой в 143,9 м получило название Урт-Хафра («Хафра велик», или «Почитаемый Хафра»).
Хотя пирамида Хафры и уступает размерами пирамиде его отца Хуфу, её положение на более высоком холме и её более крутой склон делают её достойной соперницей Великой Пирамиды. Две довольно большие камеры и два перекрещивающихся прохода, которые ведут в горизонтальный коридор, представляют собой довольно скромное по отношению к пирамиде Хуфу пространство. Погребальная камера, расположенная под пирамидой, больше не выложена гранитом, хотя этот защитный материал в изобилии употреблялся внутри пирамиды (сам высокий проход, ограждения и саркофаг), также как и снаружи (облицовка фундамента пирамиды и храмов). Кровлю камеры обеспечивал свод на стропилах, расценённый как более прочный, чем горизонтальные ригели пирамиды Хуфу. Прямоугольный классической формы саркофаг Хафра из великолепно отшлифованного гранита был размещён в облицовке погребальной камеры. Ныне эта пирамида находится в хорошем состоянии, хотя её размеры несколько уменьшились, и составляют на сегодняшний день 210,5 м × 210,5 м в основании и 136,4 м в высоту.
Пирамида Микерина - самая южная, поздняя и низкая из трёх египетских пирамид в Гизе. Вопреки прозвищу «Херу» (высокая), она едва достигает 66 м в высоту, а длина стороны её основания составляет 108,4 м. Её объём в 260 тыс. м³ составляет только десятую часть объема пирамиды Хеопса: это был конец эпохи больших пирамид, хотя вес был оценен в 200 тонн. Внутренность пирамиды обнаруживает отсутствие единства плана: вероятно, первоначальные скромные размеры, рассчитанные не на наследника престола, увеличены с его воцарением. Пирамида Менкаура несколько выбивается из общей картины построек в Гизе, и в античности её постройку иногда приписывали не Микерину, а жившей во времена Амасиса II гетере Родопис.
Примерно на треть своей высоты пирамида была облицована красным асуанским гранитом, дальше его сменяли белые плиты из турского известняка, а вершина, по всей вероятности, тоже была красная гранитная. Такой пирамида оставалась на протяжении четырёх тысячелетий, пока в начале XVI века мамлюки не сняли облицовку.
В конце XII века пирамида пострадала из-за действий султана аль-Малика аль-Азиза, который пытался снести некрополь Гизы и начал с «красной пирамиды», как меньшей из трёх. Работы по разрушению велись восемь месяцев и были остановлены из-за слишком больших накладных расходов.
Сфинкс. Величественный Сфинкс является одним из самых красивых и захватывающих древних памятников Египта. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 72 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.
Статуя расположена лицом к Нилу и восходящему Cолнцу. Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов.
Обстоятельства и точное время возведения сфинкса пока остаются загадками. Принятое в современной литературе суждение античных авторов о том, что его строителем был Хефрен (Хафра), подтверждается только тем, что при строительстве храма при статуе использовались каменные блоки того же размера, что и при возведении соседней пирамиды. Кроме того, неподалёку от сфинкса археологи обнаружили в песке диоритовое изображение Хафры.
Луксор. Когда приезжаешь в Луксор, трудно представить себе, что здесь в древности возвышался великий и богатый город Фивы, бывший на протяжении многих веков столицей Египетской империи. В 627 году до н.э. город был полностью разрушен и ко времени римского владычества от него осталась лишь гора руин. Старая столица Египта была разделена каналом на 2 части: на юге родился город Луксор, а на севере – деревня Карнак. В Луксоре осталось единственное свидетельство былого могущества – великолепный Храм Амон-Ра, который египтяне называют «Южным гаремом Амона». Его строительство начал Аменофис II, продолжил Тутмос III и завершил Рамсес II. Он связан с карнакским храмом длинной аллеей сфинксов первоначально с бараньими головами, которые были заменены во времена XX династии сфинксами с человеческими головами. Она оканчивается у самого входа в Луксорский храм, оформленный монументальным пилоном, построенным Рамсесем II. Через торжественный вход можно попасть во двор Рамсеса II, украшенный двойным рядом колонн с папирусовидными капителиями, между которыми помещаются осирические статуи.
Храм Луксора - это один из крупнейших египетских комплексов, целая коллекция храмов, памятников, зданий и статуй, построенных из песчаника. Центральный коридор и проспект, украшенный сфинксами, считаются особенно удивительными. Все это великолепно освещается в ночное время.
Карнак. Примерно в 3-ёх километрах от Луксорского храма раскинулся монументальный ансамбль Карнака, который греки называли Гермонфис. Он состоит из четырёх отдельных секций, каждая из которых окружена стеной из кирпича-сырца. Самый большой отдел находится посередине и был самым древним в Фивах святилищем Амона. Это самый просторный в мире храм с колоннами. Самой необычной его частью является гипостильный зал с 34 колоннами 23-метровой высоты. Несколько фараонов сменили друг друга при его возведении. Здесь имеются обелиски Тутмоса I, аллеи сфинксов и статуй, а также удивительные барельефы.
Долина Царей. Это то место, где была найдена гробница Тутанхамона в 1922 году. Это положило начало массовым раскопкам и, в конечном счете, привело к той огромной территории, которая была названа Долиной Царей. В долине, которая находится в величественных скалистых горах, находятся гробницы фараонов, правивших в период с 16-го и 11-го века до н. э. Еще одной впечатляющей достопримечательностью являются сидящие статуи Колоссы Мемнона. Все эти места доступны для просмотра. Храмы и гробницы украшены сказочными фресками и иероглифами.
Ещё одной из великих исторических достопримечательностей Египта является заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, возведённый в начале XV века до н. э. в Верхнем Египте у скал Дейр-эль-Бахри на западном берегу Нила, рядом с Долиной Царей. Храм посвящён Амону и Хатшепсут и находится поблизости от заупокойного храма Ментухотепа II, послужившего вдохновением и позже карьером. Казалось бы, построенный на склоне горы, его конструкция состоит из трех слоев террасы, которая включает в себя залы, корты, опоры и статуи и множество других артефактов.
Заключение и выводы:
Я действительно не могу описать в полной красоте все эти древние памятники Египта. Это стоит увидеть своими глазами. Памятники древности существуют во всем мире, но почему-то именно в этих есть что-то совершенно волшебное и мистическое. Лишь мысли о том, как это все было построено являются неисчерпаемым источником удивления. А вы посещали эти места?
Мы поможем вам в этом, составив карту-путеводитель по тем достопримечательностям, о которых рассказали ранее и в которых сами побывали. Наше путешествие начинается вдоль реки Нил по маршруту: Гиза
К арнак Луксор Дейр-Эль-Бахри Долина Царей (см. Приложение № 2)
Счастливого путешествия!
Список использованных источников
Авторские (собственные) записи по рассказам экскурсовода в Египте.
Аббас Шалаби. Весь Египет. От Каира до Абу-Симбела и Синай. – Италия, Издательство « BONECHI», 2-е издание, дополненное, 2008г., с.3-126.
Большаков А. О. «Развитие представлений о загробных мирах в древнем Египте» - М., 1999.
Вигасин А.А., Дандамаев М.А., Крюков М.В., под ред. Кузищина В.И. 3-е изд., «История древнего Востока» - М, 2003.
Вейс Г. «История культуры народов мира. Древний Египет. Зарождение мировой цивилизации» - М, 2005.
Коростовцев М.А. «Религия Древнего Египта» - СПб, 2000.
7. Перепелкин Ю.Я. «История Древнего Египта» - СПб, 2001.
Приложение № 1. Изучение технологии изготовления папируса
Нарезка тонких пластин стебля и вымачивание полос в воде
Склейка полос, рисунок, надпись иероглифами = закладка из папируса
П
Прессование
риложение № 2. Гиза (пирамиды и Сфинкс)
Пирамида Хеопса
Пирамида Хефрена
Пирамида Микерина
П
Пирамида Хеопса
Сфинкс
риложение № 3.
Луксор и Карнак.
Карнак. Колоссальная статуя Пинеджема в первом дворе
Карнак. Колонада гипостильного зала. Обелиск Тутмоса I
Карнак. Сфинксы Рамсеса II в «Эфиопском» дворе
Долина
Царей.
Колоссы
Мемнона
Храм Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри
Аллея сфинксов с бараньими головами, ведущей к первому пилону Карнакского храма
Сфинкс
Сфинкс
Сфинкс
Карнак
Сфинкс
Дейр-Эль-Бахри
Храм Хатшепсут
Карта-путеводитель по достопримечательностям Египта
Долина
Царей
Статуя Пинеджема
Колоссы Мемнона