Эстетика новаций в декорировании национального костюма Ямальских ненцев

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эстетика новаций в декорировании национального костюма Ямальских ненцев

Окотэтто А.М. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сеяхинская школа-интернат»
Резвин Е.Н. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сеяхинская школа-интернат»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

10

Научно-исследовательская работа

Эстетика новаций в декорировании национального костюма Ямальских ненцев.

Выполнил(а):

Окотэтто Анна Михайловна

учащий(ая)ся 11 класса МБОУ «Сеяхинская ШИ»

Руководитель:

Резвин Евгений Николаевич

Учитель истории МБОУ «Сеяхинская ШИ»

Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….15

приложение

Введение

Одним из наиболее информативных источников, объясняющих специфику национальной культуры, является её материальная составляющая: мир вещей, создаваемых в традициях народного творчества. Данная работа посвящена элементам декорирования – художественного украшения национальной одежды коренного населения Ямальского Севера – ненцев полуострова Ямал. Автор рассматривает данное творчество в двух основных контекстах: эстетика традиций (орнаменталистика национального костюма) и эстетика новаций – развитие культуры создания произведений народного творчества (национального костюма) в современности: с точки зрения фиксации и объяснения природы (установления причинно-следственных связей) возникающих в этой форме народного творчества изменений.

Изучение комплекса научной литературы показало необходимость исследования и типизации символического языка в орнаменте самого северного из народов Западной Сибири – ненцев, работа по изучению данного предмета сегодня проводится автором в контексте синхронного анализа структуры мотивов и узоров в орнаменте ямальских ненцев. Целью исследовательской работы является изучение направлений, в которых происходят новации, что позволяет более точно изучить природу такого культурологического феномена как возникновение обновлений (новаций) в рамках и в условиях фольклорного творчества и внутри этнической культуры коренного населения жителей Ямальской и Тамбейской тундры (Ямальских ненцев).

По своей сути предметом изучения, результаты которого представлены в данной статье, является комплекс условий, динамика и детерминация обновлений, которые сопровождают формирование новаций в культуре и быте малочисленных народов современной России, продолжающих вести традиционный образ жизни.

Центральным объектом исследования является попытка понять, что составляет основу процесса обновления (новации) в культуре народа, продолжающего вести традиционный образ жизни.

Целью исследования является изучение механизмов восприятия символического строя (языка) ненецкого орнамента самими его авторами и создателями, для того чтобы проследить направление (тенденцию) дальнейшего развития ненецкой орнаменталистики, а также выяснить, каковы социально-психологические механизмы формирования критериев эстетического вкуса непосредственных создателей уникальной культуры национального костюма тундровых ненцев северной части полуострова Ямал в современных условиях.

Прикладной задачей исследования является изучение лингвистического, семиотического, этнокультурного содержания символики ненецкого орнамента.

Актуальность исследования определяется необходимостью сбора, накопления, фиксации научного материала по этнографии современного Ямальского Севера, его научного описания, введения в научный оборот не только уже изученных культурно-исторических фактов и закономерностей, но и рассмотрение направлений эволюции, изменений в традициях, фольклоре, этнокультуре населения. Документирование (научное описание, изучение, фиксация) результатов исследования может способствовать сохранению образа произведений декоративно-прикладного искусства народов Ямальского севера.

Методами исследования являются:

теоретическое изучение проблематики, знакомство с основными научно-методологическими подходами и комплексом имеющегося в этнографии материала, раскрывающего сущность изучаемого явления;

сбор, описание, систематизация артефактов, путем «полевых» изысканий: фотодокументальная фиксация образцов национального костюма;

изучение социально-психологического контекста (оценки) эстетического содержания новаций носителями народной культуры (интервьюирование, анкетирование, изучение критериев оценки эстетического содержания творчества непосредственными авторами и участниками соответствующих фольклорных мероприятий);

лингвистический анализ терминологии ненецкой орнаменталистики, изучение тематического фольклора в контексте установления семиотического (многофакторного) влияния при возникновении новаций в украшении традиционной одежды ямальских ненцев;

Эстетика новаций в декорировании национального костюма Ямальских ненцев (литературный обзор).

Изучение орнамента – это один из прикладных культурологических и историко-этнографических методов раскрытия знаково-символического (семиотического) строя культуры народа. Научный фундамент отечественной орнаменталистики заложил в своем исследовании «Орнамент народов Сибири как исторический источник» (1963 г.) профессор С. В. Иванов. Рассмотрев в этом труде весь известный науке на тот момент комплекс тематических артефактов, ученый проанализировал и систематизировал орнаментальные мотивы, сделал определенные выводы об этногенезе народов долины реки Енисей, Приамурья, Дальнего востока. Проблема преемственности и происхождения мотивов и узоров ненецкого орнамента продолжена в работах Н. В. Лукиной и Т. А. Молдавановой. Сегодня продолжает исследование орнаменталистики народов Приобья А. М. Сязи. Кроме того, автор рассматривает в качестве основы накопленный в советский период развития этнографии опыт исследования сюжетных схем и геометрического пласта в вышивке Русского Севера. В частности, фундаментальную монографию Г. С. Масловой, которая в 1978 году, изучив проблему развития и трансформации геометрического орнамента, обосновала тезис о историко-этнографическом параллелизме традиций изобразительного искусства русского севера и его индо-иранской прародины. «Исключительно большое внимание арахаическому геометризму в русском орнаментальном творчестве уделял Б. А. Рыбаков. И в его работах 60-70х г.г., и в вышедших в свет в 1981 и 1987 г.г. исследованиях о язычестве древних славян и Древней Руси красной нитью проходит мысль о бесконечных глубинах народной памяти, консервирующей и проносящей сквозь века в образах вышивки, ткачества, росписи, резьбы, игрушки древнейшие мировоззренческие схемы, уходящие своими корнями в глубину тысячелетий» [5 ]. Именно этот тезис является основополагающим при подходе к рассмотрению и изучению орнамента ямальских ненцев, предпринятых в данной работе.

Изучение комплекса научной литературы показало необходимость исследования и типизации символического языка в орнаменте самого северного из народов Западной Сибири – ненцев, работа по изучению данного предмета сегодня проводится автором в контексте синхронного анализа структуры мотивов и узоров в орнаменте ямальских ненцев.

Целью исследовательской работы является изучение направлений, в которых происходят новации, что позволяет более точно изучить природу такого культурологического феномена как возникновение обновлений (новаций) в рамках и в условиях фольклорного творчества и внутри этнической культуры коренного населения жителей Ямальской и Тамбейской тундры (Ямальских ненцев).

По своей сути предметом изучения, результаты которого представлены в данной материале, является комплекс условий, динамика и детерминация обновлений, которые сопровождают формирование новаций в культуре и быте малочисленных народов современной России, продолжающих вести традиционный образ жизни.

Основными понятиями, используемыми автором в научном исследовании являются:

национальный костюм - сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который используется в повседневном и праздничном обиходе;

семио́тика, или семиоло́гия, — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения;

орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее);

Ямальские ненцы – коренные жители Ямальской и Тамбейской тундры полуострова Ямал, ведущие традиционное хозяйство, основу которого составляет кочевое оленеводство;

Эстетика – красота, художественность в оформлении организации чего-нибудь;

Декорация (от фр. decoratio — украшение) — в широком значении слова — художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать — производить художественное украшение, и прилагательное декоративный;

Теоретическое изучение проблематики в контексте истории развития искусства орнамента, его связи с этногенезом народа проведено в двух направлениях:

изучение комплекса научной литературы по теории искусства современных исследователей и авторов С. В. Иванова, Н. В. Лукиной, Т. А. Молдавановой, А. М. Сязи [5,16 ].;

изучение и анализ комплекса первоисточников с целью фиксации в данных произведениях непосредственного описания авторами одежды и предметов быта ненцев, поиск соответствующего иллюстративного материала, отображающего облик коренного населения Обского Севера. В этой связи был изучен ряд первоисточников, сделана выборка цитат и иллюстраций, отражающих информацию о наличии особенностей в декорировании одежды, а также упоминаний авторов о внешнем виде коренного населения Ямала: особенностях одежды, формах украшения и декорирования её деталей. Изучены произведения: Руаля Амудсена «К северному магнитному полюсу и через Северо-Западный проход», Франца Михайловича Белявского «Поездка к Ледовитому морю», барона Фердинанда (Федора) Петровича Врангеля «Историческое обозрение путешествий по Ледовитому океану, между Карским морем и Беринговым проливом, до 1820 года», Бориса Михайловича Житкова «По Канинской тундре», Егора Егоровича Замысловского «Герберштейн и его историко-географические известия о России», Юрия Ивановича Кушелевского «Северный Полюс и земля Ямал», Григория Ильича Новицкого «Краткое описание о народе остяцком», Ивана Семеновича Полякова «Письма и отчеты о путешествии в долину р. Оби, исполненном по поручению Императорской академии наук», Дмитрия Яковлевича Самоквасова «Сборник обычного права сибирских инородцев», Петра петровича Семенова-Тянь-Шанского «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» , И. Суханова «К вопросу о торговых сношениях Сибири с Западною Европой», Сергея Ивановича Турбина «Сибирь: краткое землеописание», А. В. Хомич «Ненцы» и др [1-16 ].

В своих работах авторы обращают достаточно поверхностное внимание на особенности декорирования одежды местного населения. В частности, Франц Михайлович Белявский [3], коллежский советник, врач, посетивший обской север в 1824-25 гг. с целью исследования причин тяжелых заболеваний у северных народов сообщает, что «самоеды носят такую же одежду, какую и остяки, сделанную из оленьей кожи, и в платье нет никакого различия между ними; женщины носят исподницу из толстого крестьянского сукна, почти всегда красного цвета; сверх юбки, надевают они род кофты, длиной до колена, из шкуры какого-нибудь зверя, как то: белки, лисицы, выдры и бобра, перетянувшись кожаным ремнем шириною в четверть аршина довольно туго выказывают свой стан; сверх сего надевают еще и малицу отличную от мужской и вышитую разными лоскутами оленьей кожи; на ногах носят чижи или пимы; на голову надевают бобровые и россомаховые шапки, украшенные разными погремушками, колокольчиками, медными бляхами и пуговицами: по таковой шапкой видны три или четыре косы, туго заплетенные ниже пояса с такими же на концах привесками, как и на шапке. Если природные их косы не столь длинны и густы, то они пришивают к шапке поддельные. На шее носят разные медные вещицы на бисерных или стеклярусных шнурках. Чем более таких погремушек, тем красивее почитается их наряд, а чем пестрее одеяние, тем оно щеголеватее и показывает более их богатство. По звону колокольчиков и металических вещиц можно слышать вдали идущую самоедку. Такого рода украшения пришивают самоеды к рогам оленей, запряженных в нарты, прибавя еще к тому кусочки разного цвета сукна или кожи»./орфография и пунктуация сохранены по источнику/. Автор помещает изображение типов северных народов в форме иллюстраций на страницах своей книги. [Приложение 1, иллюстрации №1, №2]

Находившийся в 1852-1854 гг. в Обдорске на государственной службе, а также совершивший ряд экспедиций (1862-1865) , предпринятых им для открытия сухопутного и водного сообщения на Севере Сибири от Енисея через Уральский хребет до Печоры, путешественник и ученый Юрий Иванович Кушелевский, описывая одежду ненцев, указывает, что ненцы декорируют одежду и утварь, в частности, мужчины «подпоясываются широким ремнем, украшенным разными пуговицами. К поясу привешиваются с левой стороны ножны с ножом, украшенные медными полосками, а справой ножны с оселкой (точильным камнем); сзади, по средине пояса, прицепляют в роде портмоне, мешочек, украшенный пуговицами: в нем прячут трут, огниво, кремень, нитки, иголки и волчий зуб. Надев малицу и опоясавшись , самоеды надевают на себя после парку, которая отличается от малицы тем, что делается без рукавиц и из темных одношерстных неплюев, а у богатых из пестрых; ниже к подолу пришиваются узорчатые (курсив мой) каймы, сделанные из кусочков разношерстных оленьих кож и разноцветного сукна, а самые кунды вверху общивают бобровыми полосками. Женская одежда у самоедов состоит из ягушки, сделанной из полосок неплюев, собачьей белой и черной шкуры, бобра и разноцветного сукна; к рукавам прицепляются разные медные побрякушки, бубенчики, колокольчики и длинные кусочки разноцветного сукна. На голову надевают шапку с бобровым околом или же с околом из песцовых и лисьих хвостов» [9 ] /орфография и пунктуация сохранены/. Автор иллюстрирует свою книгу пояснительными рисунками, на которых можно рассмотреть образ внешнего вида и декора национального костюма обдорских ненцев. [Приложение 1, иллюстрации №3, №4]

В 16 томе «России. Полного географического описания нашего Отечества», вышедшем в 1907 году под общим руководством Петра Петровича Семенова (Тянь-Шанского) и академика Владимира Ивановича Ламанского также находим упоминание о декорировании национальной одежды ненцев, имея ввиду ремарку авторов о том, что « в одежде самоеды (ненцы) мало отличаются от остяков (хантов)», - авторы очерка указывают, что у ненцев «оригинален только головной убор самоедки, состоящий из бобровой или россомаховой шапки, украшенной погремушками, бляхами и медными пуговицами.» Но в отличии от лаконичного описания предметов одежды, составляющих национальный костюм, это издание иллюстрировано рядом фотографий, по которым можно составить представление о характере декорирования костюма коренным населением Обского севера. [Приложение 1, иллюстрации №5, №6]

Таким образом, на основании ретроспективного анализа имеющихся первоисточников, а также теоретических работ, посвященных теме исследования можно сделать следующие общие выводы:

теория орнамента народов Крайнего севера базируется на концепциях, основу которых составляет изучение данного вида декоративно-прикладного искусства народов непосредственно примыкающих к территории, на которой проживают ямальские ненцы: долганы (С. В. Иванов), ханты (А. М. Сязи);

в работах (первоисточниках) содержащих информацию о динамике историко-культурного взаимодействия ненцев севера полуострова Ямал с носителями идентичной культуры обского севера, как одного из условий формирования новаций в орнаменте часто дается ссылка на полную идентичность в культуре декорирования одежды ненцев и ханты;

относительная скудость упоминаний исследователями Обского севера об орнаменте, вероятно, объясняется стремлением авторов зафиксировать наиболее типичные формы внешнего вида коренного населения, с акцентом на описание повседневной одежды местных жителей;

С целью детализации и более предметного изучения эстетики новаций в костюме современных ямальских ненцев автор осуществил сбор и документирование образцов нациоанального костюма ненцев ямальского севера, создав архив фотоматериалов, который включает 324 фотоснимка с изображением национальной одежды. Автор осуществил экспертизу части имеющегося материала с участием авторов представленных на фото образцов одежды. Главной задачей являлась попытка выяснить, каковы причины и условия выбора мастером, женщиной, изготовившей тот или иной образец одежды или обуви, формы, фактуры, колористическогго решения, типа и вида примененного в нём орнамента. Еще одной особенностью, определившей относительное богатство опытного материала является то, что фотодокументирование большинства образцов национального костюма происходило во время ежегодных национальных праздников: «Слетов оленеводов и охотников» («Дня оленеводов»), проходящих в селе Сеяха. Известно, что данный праздник сопровождается конкурсом на лучший комплект национальной мужской и женской одежды, а также конкурсом на лучшую женскую нарту. Автору, таким образом, представилась возможность рассмотреть лучшие образцы национального костюма, представленного в том числе для выявления своего рода эталона, или образца.

Вот как объяснила принципы отбора лучшего образца одежды, а также цели и задачи подобных смотров одна из его непосредственных организаторов:

« Ежегодно на празднике «Слет оленеводов и охотников» проходит конкурс национальной зимней одежды по номинациям:

женская одежда;

мужская одежда;

детская одежда;

Критериями оценки комплектов праздничной одежды являются:

комплектность;

эстетичность;

качество выделки менздры;

качество швов (они должны быть ровными, «шаг» шва не должен быть крупным, шитье должно быть выполнено с соблюдением традиционных технологий и материалов – вручную, жилами);

Комплект женской одежды состоит из женской шапки (капора), сшитой по всем правилам и имеющей подвески, ягушки, пояса, кисов, а также кос, украшенных необходимыми атрибутами (подвесками и т.д.). Комплект мужской одежды включает: малицу с верхней сорочкой, тынзян натуральный, ручной работы, меховой гусь (совик), кисы, пояс. Детская одежда может быть различной комплектности, но оценивается по тем же критериям, что и взрослая. Участники конкурса должны не только продемонстрировать свой комплект, но и рассказать о художественном замысле, способах и технологиях его реализации. Зрители и другие конкурсанты, таким образом, формируют представление об истории создания и особенностях воплощения творческого замысла, лежащего в основе данного изделия. Одежда шьется женщинами-участницами или их ближайшими родственниками. Украшения для женских кос и шапок как правило переходят по наследству, их ценность определяется связью поколений, воплощенной в старине данных предметов. Конкурс стимулирует участников и зрителей на сохранение и приумножение традиций изготовления национальной одежды. При этом участники конкурса могут реализовать собственные творческие идеи: таким образом формируется среда, позволяющая сочетать традиции и новаторство в данном виде декоративно-прикладного творчества. Итоги конкурса женской одежды продемонстрировали ряд новаций в оформлении национального костюма. В частности один из комплектов был украшен новым для традиционной одежды ямальских ненцев элементом декора – аппликацией [Приложение 2 №1]. В этом году, впервые за 55-летнюю историю данных слетов, победу на конкурсе одержал комплект женской одежды, в котором почти отсутствуют традиционные орнаментальные мотивы [Приложение 2 №2]. Вместе с тем, в мужском костюме и конкурсе женской нарты лучшими были признаны образцы выполненные в строгом соответствие с традиционными канонами их изготовления и декорирования [Приложение 2 №3]. »

Заключение

Изучение преемственности и новаторства в прикладном творчестве – изготовлении праздничной национальной одежды выявило актуальность исследования проблемы комплексного (семиотического) анализа строя и образности важнейшего компонента украшающего национальный костюм ямальских ненцев – орнамента. Автор в данной статье рассмотрел проблему взаимосвязи символа и его семиотического смысла путем сравнения названий традиционного орнамента ненцев: то, как рисунок орнамента фиксируется в словесной форме у представителей двух диалектных групп ненцев – лесных ненцев и ненцев Ямальской тундры. Эта работа показала, что названия 30 образцов орнамента у этих диалектных групп разделились на три категории: с полным совпадением в названиях; с полным несовпадением (или отсутсвием аналогов) в названиях соответсвующих рисунков орнамента. Автор выяснил, что полностью совпадают названия следующих видов орнамента: теня’ самик (локоть лисицы), хабарта’ нямд’ (рога лося), тэваси (уши зайца), хора ламбей ( рога быка), нэвак (головки); мядико (чумики). Полностью не совпадают названия у 24 видов орнамента.

Исследование способов номинации (называния) новых мотивов в ненецком орнаменте.

Собранный материал показал наличие ряда инноваций. В частности:

Наличие нехарактерных для традиционного орнамента деталей рисунка, его художественно-эстетическое усложнение; выходящий за рамки орнаментальной традиции привлечение в декор костюма элементов современной государственной символики;

Стремление к сочетанию традиций и новаций – как одобряемый современным экспертным сообществом – метод творчества в декорировании национального костюма;

Список литературы:

Коренные малочисленные народы Севера Ямала. Популярный очерк. Салехард Санкт-Петербург «Русская коллекция» 2005.

Амудсен Р. К Северному магнитному полюсу и через Северо-Западный проход. Доклад, читанный в Имп. Русском географическом обществе 8 мая 1907 г. / / Отд. Отт.: Известия РГО. 1907. Т43.С.181-213=42с.

Белявский Ф. М. Поездка к Ледовитому морю. М.: тип. Лазаревых Ин-та восточных языков, 1833.

Врангель Ферд, барон. Историческое обозрение путешествий по Ледовитому океану, между Карским морем и Беринговым проливом, до 1820 года / / Науки и искусства. Б.г. Т.IV, отд. III.-120с.

С. В. Жарикова Происхождение индоевропейцев. Часть 4. Орнаментальные комплексы индоевропейцев и их аналоги в культурах Евразии.WP IP «General electronic books» (CI-USA) 2014/398

Житков Б. М. Новая земля.-М.: университетская тип., 1903.

Житков Б.М. По Канинской тундре / / СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1904.

Замысловский Е. Герберштейн и его историко-географические известия о России. Спб, 1884.

Кушелевский Ю. И. Северный Полюс и земля Ямал. Путевые записки. СПб.: тип. МВД, литография К. Штремера, 1868.

Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. СПб, 1884.

Поляков И. С. Письма и отчеты о путешествии в долину р. Оби, исполненном по поручению Императорской академии наук. –Спб.: тип. Имп. Академии наук, 1877

Самоквасов Д.Я. Сборник обычного права сибирских инородцев. Варшава, 1876.

Россия. Полное географическое описание нашего Отечества В. П. Семенова-Тянь-Шанского. Под общим руководством Спб: Изд.А.Ф. Девриена, 1899-1914.-Т16. Западная сибирь.

Турбин С.К. Сибирь: Краткое землеописание.- Спб.: печ.в Военной тип., 1871.

Хомич Л. В. Ненцы. – Спб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.

С. В. Иванов. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX - начала ХХ в.) Народы Севера и Дальнего Востока.Издательство Академии наук СССР. Москва-Ленинград, 1963.

Приложение 1.

Приложение 2.

Просмотров работы: 81