Живая история газетных страниц (повседневная жизнь жителей города Молотова в годы Великой Отечественной войны на страницах газеты «Звезда»)

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Живая история газетных страниц (повседневная жизнь жителей города Молотова в годы Великой Отечественной войны на страницах газеты «Звезда»)

Калугин Д.А. 1
1МАОУ «СОШ № 9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» г.Пермь
Красноперова Г.А. 1
1МАОУ «СОШ № 9 им. А.С. Пушкина» г.Пермь
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

«В дни войны газета – воздух», - писал в самый разгар Великой Отечественной войны поэт и прозаик Илья Эренбург. – Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит и твоя судьба». В городе Молотове (Перми) таким «воздухом» была областная газета «Звезда». Газета хранит историческую память о героическом периоде нашей страны и нашей области. Благодаря сохранившимся газетным материалам мы жители Перми можем прикоснуться к тому периоду. Тема повседневности в годы войны неоднократно поднималась в научных исследованиях и в художественной литературе. В основном в исследованиях применяют архивные документы, воспоминания очевидцев, опубликованные научные и книжные издания. Однако нас заинтересовала повседневность в отражении местной газеты. Сегодня, газеты редко являются источником изучения повседневности.

75 лет исполнилось в этом году нашей Великой Победе! С каждым днем остается все меньше и меньше очевидцев тех суровых лет. Молодое поколение уже реже смотрит советские военные фильмы, об истории Великой Отечественной войны узнает только из учебников. Военная эпоха для них становится преданием старины. Что из этого получается, мы видим каждый год перед празднованием Дня Победы. На плакатах и баннерах появляются немецкие самолеты, танки и солдаты вместо советских. Это – те ошибки, которые непростительны. Нельзя забывать подвиг, который был совершен во имя мира, жизни и нашего будущего. Поэтому так важно сегодня обращение к вещественным свидетелям того времени – газетам. Все вышесказанное говорит об актуальности выбранной нами темы.

Объект исследования: архивные подшивки газеты «Звезда» за 1941-1945гг

Предмет исследования: повседневная жизнь жителей города Молотов в отражении газеты «Звезда»

Цель исследования: изучить архивные подшивки газеты «Звезда» за 1941-1945гг и воссоздать картину жизни жителей города Молотов в годы войны (как

это освещалось в прессе)

Задачи исследования:

Найти выпуски газеты «Звезда» за 1941-1945гг.

Прочитать найденные выпуски, погрузится в историю военного времени.

Проанализировать найденные выпуски газеты «Звезда».

Изучить о каких сторонах повседневной жизни можно узнать из выпусков газет того времени.

Описать жизнь жителей города Молотова в годы войны, используя выявленные при анализе стороны повседневной жизни, описанные в газетах.

Гипотезы:

газеты того времени являются уникальным источником информации при изучении Великой Отечественной войны - они позволяют увидеть войну глазами людей тех лет, показывают жизнь во время войны одновременно с разных сторон;

победа нашей армии была бы невозможна без помощи тех, кто оставался в тылу, без их самоотверженного, героического труда.

Территориальные и хронологические рамки исследования: г.Молотов в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Город Молотов в годы войны был одним из крупнейших тыловых центров, куда были эвакуированы предприятия, учреждения и люди.

Методы исследования: поиск, анализ, описание.

План работы:

Работа с интернет источниками: поиск выпусков газеты «Звезда» за 1941-1945гг, информации об истории газеты.

Работа с найденными выпусками газеты (чтение статей, погружение в историю).

Анализ найденных выпусков газеты.

Описание повседневной жизни жителей города Молотов в годы Великой Отечественной войны.

Подвести итоги исследования.

Создать авторский фильм.

Подготовка к защите и защита работы.

Краткий литературный обзор:

Исследовательская часть данной работы написана на основании газетных материалов – выпусков газеты «Звезда» за 1941-1945 годов.

Научная новизна исследования заключается в том, что изучение происходит через газетный материал. В основном в исследованиях применяют архивные документы, воспоминания очевидцев, опубликованные научные и книжные издания.

Продукт практической части: авторский фильм

Практическая значимость работы заключается в том, что наше исследование и продукты практической части работы можно использовать на уроках истории, классных часах с целью расширения знаний учащихся о повседневной жизни жителей города Молотов в годы Великой Отечественной войны.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Глава 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

Работа с интернет - источниками

Работу начали с поиска выпусков газеты «Звезда» за 1941-1945гг. Решено было в первую очередь обратиться к официальному сайту данной газеты [2]. Нам очень повезло, на нем мы нашли оцифрованные (в формате pdf.) выпуски с июня 1941г. по май 1945г. Ознакомившись с имеющимися на сайте материалами, выяснили, что полностью отсутствуют выпуски газеты за июль 1941г. и некоторые другие выпуски по остальным годам. Отсутствие некоторых материалов не повлияет на наше исследование, так как объем имеющегося на официальном сайте материала достаточен.

Пример выпуска газеты военного времени приведен в приложении 1.

На следующем этапе через интернет – источники [1] ознакомились с историей Газеты «Звезда». Выяснили, что газета издаётся с 11 ноября (29 октября1917 года. Сначала издавалась под названием «Пролетарское знамя», а с 16 июня 1920 года стала называться «Звездой» в честь первой легальной газеты РСДРП. Основными темами публикаций стали сельскохозяйственные успехи страны, работа трудовых коллективов и передовиков производства. Особенностью газеты этого периода было широкое взаимодействие с героями публикаций (работа выездных редакций), а также привлечение большого количества внештатных корреспондентов со всех уголков Урала. Во время Великой Отечественной войны газета «Звезда» широко освещала события, происходящие в тылу, роль Урала в военной жизни страны. Журналисты рассказывали о героических подвигах военных.

В послевоенные годы основной темой газеты было восстановление народного хозяйства, отслеживалось выполнение плана пятилеток. На её страницах изображались все ключевые мероприятия жизни региона, а также актуальные проблемы и пути их решения. В сентябре 1991 года учредителями «Звезды» вместо обкома КПСС стали Пермский областной Совет народных депутатов и журналистский коллектив редакции. Независимой газета стала в октябре 1993 года, преобразовавшись затем в акционерное общество закрытого типа «Редакция газеты «Звезда», акционерами которого являются сотрудники редакции. «Звезда» - пермская краевая общественно-политическая газета. Газета распространяется на территории Перми и Пермского края по подписке и в розницу. Приложения: «Звезда-online», «Капитал-Weekly», «Усадьба», «Сельское Прикамье», «Политика», «Лукоморье», «Открытый урок», «Живой Журнал», «twitter».

Работа с выпусками газеты

Провели читку найденного материала.

Листая пожелтевшие страницы газет, просматривая заголовки, читая статьи, вглядываясь в фотографии еще молодых фронтовиков и тружеников тыла, мы погружаемся в далекую от нас, тревожную, героическую реальность, в которой жили, боролись на фронтах, трудились в тылу наши прадеды. Начинаешь читать – и картины из прошлого встают перед глазами. Воображение рисует образы.

Анализ выпусков газеты

Работая с выпусками газеты «Звезда» пришли к выводу, что для описания повседневной жизни молотовцев в годы войны по газетному материалу необходимо для начала систематизировать прочитанный материал. Для этого провели анализ содержания выпусков газет.

1 этап. Оценили востребованность газеты «Звезда» среди молотовцев. Для этого провели анализ по следующим критериям: тираж, цена, количество полос, периодичность выхода. Результаты сведены в таблицы 1, 2 (см. таб.1, 2 приложения 2).

Вывод: Анализ данных таблицы 1 говорит о том, что газета была востребована среди жителей города Молотова - несмотря на то, что объем газеты стал со временем меньше, уменьшилась периодичность выхода, а цена газеты увеличилась с 15 до 20 коп. Тираж газеты практически на протяжении всей войны оставался высоким. В начале войны газета начинает по понедельникам печатать особое приложение «Последние телеграммы». Анализ данных таблицы 2 тоже говорит о том, что и это особое приложение было востребовано у жителей города, и это несмотря на увеличение цены, и тиража вдвое. Примеры того, что жители города интересовались газетой можно найти в статьях самой газеты.

Выпуск № 182 от 03.08.941г.: «В ясельных комнатах тихо. Спокойно дыханье маленьких, лежащих в кроватках. Ничто не тревожит крепко уснувших ребятишек: ….В эти минуты в одной из комнат, красном уголке, собираются взрослые. Шуршит в руках чтеца свежая газета. Негромко читаются сообщения Советского Информбюро и рассказы о боевых эпизодах. Каждое слово слушательницы ловят и запоминают».

Выпуск № 288 от 05.12.1941г.: «Марфа Андреевна – старушка-пенсионерка из нашего дома. Она торопиться связать теплые варежки бойцу на фронт. Эти варежки войдут в посылку, которую снаряжают пенсионеры и которая будет отправлена завтра. Но, вот, беда – не хватило немного шерсти. Марфа Андреевна идет к своей соседке, такой же старенькой, как и она. Она рассказывает ей о своей неудаче. Обе старушки расстроены. И вдруг соседка вспоминает: - Подожди-ка, Марфуша, у меня, кажется, есть клубочек. Обе долго роются в заветном сундучке. И, наконец, находят шерсть. Потом они пьют чай и допоздна сидят на кухне: Марфа Андреевна довязывает перчатки, а ее приятельница медленно. С выражением читает ей свежую газету».

Выпуск № 59 от 24.03.1944г.: «Утром, слушая первую радиостанцию из Москвы, стахановец Кузнецов никак не мог разобрать, какие крупные населенные пункты Винницкой области были заняты накануне нашими войсками. – Придется, видно, «Звезду» подождать, - подумал Кузнецов и решил прочесть ее в витрине у завода».

2 этап. Систематизировали материал – выявили направления освещения материала в газете – направления дальнейшего описания нами материала. Для этого провели анализ содержания газетного материала по четырем выборкам:

1) все номера газеты с 22 по 29 июня 1941г. (всего 9 выпусков, №№ 145-152);

2) август – декабрь 1941г., три номера в месяц (начало, середина и конец месяца) (всего 15 выпусков, №№ 180-310);

3) январь – декабрь 1942г., 1943, 1944г. через месяц, три номера в месяц (начало, середина и конец месяца) (всего: 1942г - 21 выпуск, №№ 2-308; 1943г –

18 выпусков, №№ 29-265; 1944г. – 17 выпусков, №№ 2-233).

4) выпуски № 85, 88, 90, 92 за 1945г.

Результаты свели в таблицы 3, 4, 5, 6 (см. табл.3, 4, 5,6 приложения 2).

Газета «Звезда» областная газета, поэтому ее выпуски содержат и областные материалы. Для выборки использовались только рубрики (статьи) описывающие жизнь города Молотов.

Выводы:

Выборка 1: рубрики – «Указы», «Сводка», «За рубежом», «На фронтах войны», «У границы», «Хроника» в исследовании нам не пригодятся (они освещают жизнь на фронте, у нас другое направление – жизнь в тылу, так как г.Молотов в годы войны был тыловым городом). Их и подобные военные рубрики (статьи) отслеживать далее не будем. Также в дальнейшем в анализе не будем отслеживать появление рубрики «Объявления. Афиши», так как она является постоянной рубрикой в газете. В основном данная рубрика поможет нам в описании культурной жизни молотовцев в годы войны. Таким образом, уже можно выделить одно из направлений освещения - это культура. Остальные рубрики можно описать так – реакция молотовцев на начало войны. Следовательно, вторым направлением освещения будет – начало войны. Третье направление освещения – фонд обороны, так как считаю, что важно осветить вклад жителей в данную кампанию.

Выборки 2 и 3: На основании анализа выборок можно выделить следующие направления: школы, детские сады, ремесленные училища, институты, военный заем, теплые вещи фронту, подарки на фронт, всеобуч, сбор средств на постройку самолетов, танков, артиллерийских батарей, спорт, помощь эвакуированным, героический труд, праздники, денежно-вещевая лотерея.

Направления: фонд обороны, теплые вещи фронту, подарки на фронт, военный заем, денежно-вещевая лотерея, сбор средств на постройку самолетов, танков, артиллерийских батарей, помощь эвакуируемым объединим под одним названием – «Помощь». Направления: школы, детские сады, ремесленные училища, институты, всеобуч объединим под одним названием - «Образование».

Выборка 4: На основании анализа выборок можно сделать следующий вывод – имеются уже определенные направления, можно выделить следующее направление – Долгожданный день. Победа.

Таким образом, намивыявлены следующие направления освещения:

Начало войны

Образование

Помощь

Героический труд

Культура

Праздники

Спорт

Долгожданный день. Победа

Каждое выявленное направление освещения повседневной жизни города Молотова в 1941-1945гг по газетному материалу имеет объемный характер и может являться самостоятельным исследованием. А если учесть, что газета «Звезда» освещала жизнь разных категорий жителей города Молотова в годы войны, то каждое выявленное направление еще более расширится. В связи с этим мы решили выбрать одну категорию жителей города Молотова и рассмотреть ее повседневную жизнь по выявленным нами направлениям.

Так как я отношусь к категории жителей «Дети школьного возраста», то мы решили пойти в этом направлении.

Повседневная жизнь детей школьного возраста города Молотова в годы Великой Отечественной войны (как это освещалось в прессе)

1.4. 1. Начало войны. Летние каникулы 1941 года

22 июня 1941г, воскресенье – день отдыха. Со всех концов города Молотова собрались в сад имени Горького дети на свой традиционный праздник, посвященный окончанию учебного года. Устроители детского праздника хорошо позаботились о том, чтобы каждый пришедший в сад сумел найти себе занимательное, интересное развлечение. Детский праздник запомнился ребятишкам надолго (выпуск № 147 от 24.06.1941г).

О вероломном нападении германских войск на нашу страну жители города Молотов узнали из выступления по радио Заместителя председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Народного Комиссара Иностранных дел Молотова В.М. Текст выступления опубликован в выпуске газеты № 146 от 23.06.1941г. (см. приложение 1).

Тысячи учащихся школ города, охваченные общим патриотическим подъемом в борьбе против напавшего на родину врага, используют свой летний отдых для помощи старшим. Например, учащиеся Молотовской средней школы № 17 помогали готовить школу к новому учебному году. Они были заняты оборудованием библиотеки, учебных кабинетов физики, химии, биологии, распиловкой дров, сбором металлического лома на пришкольном участке. Учащиеся средней школы № 21 и железнодорожной школы № 3 заявили о своем желании поехать на работу в колхозы. Учащиеся школ Ленинского района (600 чел.) собирали ягоды и грибы, которые сдавали торгующим и заготовительным организациям.

Самоотверженно трудились дети, отдыхавшие в пионерских лагерях. Например, дети рабочих и служащих завода имени Дзержинского, отдыхавшие в селе Троица, пропалывали зерновые, окучивали и пропалывали картофель, малыши – собирали лекарственные травы. Работая на полях, дети не забывали и о подготовке к обороне Родины: сдавали нормы на значки БГТО («Будь готов к труду и обороне СССР»), ГТО («Готов к труду и обороне СССР», ПВХО («Готов к противоздушной и противохимической обороне). Многие из ребят изучали стрелковое дело (выпуск № 184 от 06.08.1941г).

Команды тимуровцев помогали семьям военнослужащих. Например, команда тимуровцев Молотовского Дома пионеров помогала пилить и колоть дрова, ухаживать за детьми (выпуск № 189 от 12.08.1941г). Также тимуровцы помогали семьям военнослужащих полоть огород, прибирать в квартире, приносили воды. Обследовали дворы и проверяли, как во дворах подготовлены средства противоздушной обороны, насыпали песком ящики, наполняли водой кадки, разгружали чердаки. Работали на полях в колхозах, собирали ягоды, сдавали цветной лом (выпуск № 230 от 28.09.1941г).

Советские дети понимали ответственность момента и стремились всюду, где возможно заменить труд взрослых, помочь стране победить врага (выпуск № 152 от 29.1941г). Лето 1941 года школьников города Молотова прошло в серьезной работе.

1.4.2. Образование

1.4.2.1. Школы

1941 – 1942 учебный год.

В новых, вызванных военной обстановкой, условиях был начат в школах 1941 – 1942 учебный год. Военное время поставило школы перед большими трудностями. Фонд школьных помещений уменьшился в связи с передачей их на военные нужды. Так возникли в школах двух- и даже трехсменные занятия. Многие из учителей и руководящего состава ушли на фронт. На смену им пришли учителя, приехавшие из прифронтовой полосы в порядке эвакуации. Поздней обычного начались занятия в старших классах школ. Огромная работа была проделана по размещению и организации обучения эвакуированных детей. Под эвакуированные детские учреждения также были отданы школьные и другие здания. Для реализации закона всеобуча потребовалось приблизить школу к месту жительства учащихся, уменьшить расстояние до места занятий, чтобы школьники недостаточно обеспеченные теплой одеждой могли учиться. Для этого были открыты новые школы, расширена сеть детских интернатов при школах для далеко живущих детей. При большинстве школ были созданы подсобные хозяйства, которые позволили организовать горячие завтраки для учащихся. Новым в работе школ стало введение обучения, сельскохозяйственному труду учеников старших классов, начиная с седьмых. Весной на полях колхозов они будут работать трактористами, комбайнерами, прицепщиками. Сельскохозяйственная учеба началась в школах с конца декабря и закончится 1 мая. Учащиеся с воодушевлением взялись за овладение сельскохозяйственными знаниями. Например, только по Молотовскому району 600 учащихся, начиная с 7 по 10 классы, проходят по специальной программе цикл сельскохозяйственных дисциплин, из них 100 изучают трактор. Учащиеся 60-й средней школы, 47-й и ряда школ города в свободное время занимались выращиванием витаминной зелени, собирали и относили в местные госпитали (например, учащиеся школы № 60 в марте отнесли в госпиталь 100 пучков зеленого лука) (выпуск № 68 от 21.03.1942г).

с 16 по 18 апреля 1942г в Ленинском районе г.Молотова прошел смотр детской самодеятельности. Было прослушано более 80 номеров, определены лучшие исполнители, лучшим исполнителям были выданы грамоты. Также во время смотра работала выставка, на которой были представлены вышивки, шитье, рисунки, самодельные приборы (выпуск № 93 от 23.04.1942г).

Летние каникулы. В начале июня 1942г. младшие школьники выехали в свои пионерские лагеря. Например, школьники Молотовского района (г.Молотов) выехали в свой пионерский лагерь, расположенный в Ново-Ильинске. За лето в нем отдохнет не менее 1400 ребят в возрасте от 8 до 12 лет. При лагере организована библиотека и читальня, имеется хорошо оборудованная комната отдыха. Большое внимание уделено правильному питанию (выпуск № 135 от 09.06.1942г.).

Массовые участия школьников на полевых работах, а также работа на фабриках и заводах в течение лета 1942 года оказали громадную помощь советскому государству (выпуск № 227 от 24.09.1942г).

1942 – 1943 учебный год.

1 сентября начало учебного года в младших классах школ, а с 1 октября к учебным занятиям приступают старшие школьники. Напряженная военная обстановка поставила перед школами задачу - уделить особое внимание военно-физкультурному обучению школьников, учащиеся должны были изучить основы военного дела. Для этого каждая школа должна была иметь оборудованную военно-спортивную площадку с необходимым спортивным инвентарем. С первых дней учебы в распорядок жизни школьников в обязательном порядке вошло участие в каком-либо общественно-полезном труде (выпуск № 227 от 24.09.1942г).

Зимние каникулы. У школьников первых четырех классов с 1 по 10 января, а у учащихся всех остальных классов с 1 по 6 января. В дни каникул в школах прошли новогодние елки. Учащиеся старших классов провели праздничные вечера. Прошли соревнования по зимним видам спорта, прошли лыжные вылазки, походы. Прошли встречи учащихся с участниками боев великой отечественной войны. Школьники организованно посетили театры, кино, цирк (выпуск № 300 от 19.12.1942г).

С начала учебного года школы города Молотова развернули социалистическое соревнование на лучшую успеваемость, высокую дисциплину учащихся. В феврале 1943 года были подведены итоги соревнования за первое полугодие. Победителями вышли школы Ленинского района. Успеваемость по школам района вышла 92,4 процента. Более высоки здесь, чем в школах других районов, и остальные показатели. За Ленинским районом было оставлено переходящее красное знамя исполкома городского совета. Заведующей Ленинским районом тов. Лебедевой была объявлена благодарность и вручена ценная премия (выпуск № 41 от 19.02.1943г).

В честь XXV годовщины Красной Армии в городе Молотове в конце февраля 1943 года прошли следующие мероприятия. Пионерский парад. Парад проходил на площади Окулова. Присутствовало свыше 8 тысяч ребят (Сталинский район – свыше 1600, Молотовский район – свыше 2000, Ленинский район – 965, Кагановский район – 1020). Парадом командовал военрук школы № 9 Сталинского района тов. Дмитриев (см. рис.1 приложения 3). Профсоюзно-комсомольский лыжный кросс. 5000 школьников сдали нормы кросса. На первом месте - школы Ленинского района, которые полностью закончили прием норм по лыжам. На втором месте – школы Молотовского района. Отставали школы Кагановского района (выпуск № 51 от 02.03.1943г.).

Весенние каникулы. С 25 марта по 01 апреля 1943г. В дни каникул широко развернули свою деятельность школьные кружки - художественные, военные, юниатов и т.д. Состоялись литературные вечера и утренники. Учащиеся во время каникул посетили постановки драматического и оперного театров, побывали в кино. 25 марта в клубе завода имени Сталина для учащихся 5-10 классов был организован большой общегородской утренник, посвященный изучению родного края и встрече с молотовскими писателями (выпуск № 27.03.1943г.).

В апреле 1943 года школы города Молотова начали подготовку к весенним работам на своих пришкольных участках – заготовка семенного материала и инвентаря, выращивание рассады теплолюбивых культур (выпуск № 92 от 28.04.1943г).

Школьные испытания. С 20 мая во всех школах начинались испытания, после которых учащиеся распускались на летние каникулы. У учащихся четвертых классов испытания заканчивались 25 мая, у школьников 5-7 классов – 02 июня, а у учеников 8-10 классов – 10 июня. Новое в школьных испытаниях этого года состояло в том, что впервые учащиеся 5-10 классов сдавали зачеты по военным дисциплинам – огневой, строевой и тактической подготовке, по санитарному делу и связи. У выпускников начальной школы было 4 испытания, у выпускников неполной средней школы - 9 испытаний, а у оканчивающих среднюю школу 12 испытаний (выпуск № 106 от 19.05.1943г) (см. рис.2 приложения 3).

Для подведения итогов военно-спортивной работы среди учащихся школ города Молотова 06 июня 1943 года на площади Окулова был проведен военный парад. Парад принимал начальник гарнизона вместе с представителями партийных, советских и общественных организаций. В параде приняли участие школьники, начиная с пятых классов, которые во время испытаний получили отличные и хорошие оценки по военно-физической подготовке. Всего на параде участвовало до 5000 учащихся. После окончания парада в саду им. Горького состоялся общегородской праздник – различные развлечения и игры для школьников, вечером для старшеклассников играл драматический театр (выпуск № 119 от 06.06.1943г.).

Летние каникулы. Тысячи учащихся города Молотова в летние каникулы были направлены на отдых в пионерские лагеря. Ленинский район – пионерские лагеря в деревне Кольцово Верхне-Муллинского района и в селе Шилово, Нытвенского района. Каждый из них принял до 500 школьников. Также при школах Ленинского района функционировали площадки санаторного типа для детей фронтовиков. При школах работали и обычные пионерские площадки. По Молотовскому району работало 9 пришкольных санаторных площадок и 12 пионерских. Также на окраинах города были развернуты два пионерских лагеря, один из них санаторный (выпуск № 111 от 26.05.1943г). Через санаторные лагеря и площадки прошло около 5000 детей школьного возраста (выпуск № 126 от 16.06.1943г).

С 20 июня по 5 июля 1943 года учащиеся 8 – 9 классов прошли лагерные военные сборы. Цель сборов – совершенствовать в полевых условиях строевую, топографическую и тактическую подготовку, провести ознакомительные стрельбы на боевой винтовке, практически ознакомить учащихся с боевой фортификацией (выпуск № 122 от 11.06.1943г).

1943 – 1944 учебный год.

С данного учебного года в школах было введено раздельное обучение с первого класса мальчиков и девочек. Причины: разница в физическом развитии мальчиков и девочек, разница в требованиях военно-физической и допризывной подготовке мальчиков и девочек, разница в задачах трудового воспитания – разделение труда между мужчиной и женщиной. Еще нововведением стало распределение учительских кадров по школам. К руководству мужскими школами должны встать директоры – мужчины. Таким образом, было проведено разделение школьной сети на мужские школы и женские, при этом отдаленность школы от места жительства ученика не должна была превышать трех километров. Вместо 62 школ в городе их стало 72. Все дети 8-15 лет должны были обязательно пройти начальное обучение (выпуск № 180 от 31.08.1943г.). Введены правила для учащихся, которые должны были ими неукоснительно соблюдаться. Предприятия местной промышленности не обеспечили учащихся к началу учебного года школьно-письменными принадлежностями. Из 200 тысяч ручек было изготовлено лишь 4 тысячи, а из 150 тысяч линеек – 14 тысяч. Не изготовлено ни одной чернильной таблетки, ни одного набора красок. Общественно-полезный труд школьников по-прежнему занимает почетное место в работе школ (выпуск № 184 от 05.09.1943г.).

Зимние каникулы. Новогодние елки, бал-маскарад, вечера сказок, встречи с героями Отечественной войны и писателями, лыжные походы, катание с гор. Кино, театры, зимние спортплощадки, катки. Все это было к услугам ребят, все помогло сделать каникулы особенно веселыми. Тысячи ребят побывали в саду имени Горького, где была устроена большая елка, и было много развлечений. Во всех школах города были устроены елки с новогодними подарками. Но за забавами ребята не забывали сделать в каникулы и много полезного. Тимуровцы устраивали елки в семьях фронтовиков. Пионеры и отличники учебы Молотова собрались в каникулы на специальный слет, на котором подвели итоги учебы за полугодие (выпуск № 8 от 11.01.1944г.).

Школьные испытания. В конце мая 1944 года в школах города проходили годовые испытания. На проверке знаний учащихся присутствовали профессора молотовских институтов, инспекторы отделов народного образования, старые опытные педагоги. В выпуске № 99 от 21.05.1944г. опубликована статья «Испытания начались», рассказывающая о ходе испытаний и фотография с испытаний, проходивших в средней женской школе № 26 города Молотова (см. рис. 3 Приложения 3).

1944 – 1945 учебный год.

Раздельное обучение продолжается. В выпуске № 172 от 02.09.1944г. напечатана фотография, как самые маленькие ученицы школы № 26 города Молотова возвращаются домой после уроков (см. рис. 4 приложения 3). 21 июня 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Постановлением введены: выпускные экзамены для учащихся, оканчивающих начальную и семилетнюю школу; экзамены на аттестат зрелости для оканчивающих среднюю школу. Экзамены на аттестат зрелости начинались письменной работой по русскому языку и литературе. При оценке письменной работы баллом ниже «3» учащиеся к сдаче дальнейших экзаменов не допускались. Также учащиеся средней школы, показывающие при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи и имеющие отличное поведение, награждались золотыми и серебряными медалями (Советский учитель от 07.01.1945г).

1.4.2.2. Детские дома

Дети, потерявшие родителей, или дети, родители которых на фронте содержались в детских домах. В выпуске № 29 от 05.02.1943г. опубликована фотография дошкольного детского дома города Молотова, который за хорошую работу получил почетную грамоту. На фото дети и руководители готовят подарки на фронт (см. рис. 5 приложения 4).

1.4.2.3. Школа № 9 им. А.С. Пушкина (школа в которой я учусь)

Работая над выпусками газеты, заметил, что школа № 9 им. А.С. Пушкина в которой я учусь, упоминается в значительном ряде статей. Выделили эти статьи в отдельный раздел.

В выпуске № 149 от 26.06.1941г. опубликована фотография с подписью, прочитав которую узнаем, что на выставке детского самостоятельного творчества в Доме пионеров города Молотова были выставлены эскизы, выполненные Люсей Гавриной – ученицей 7 класса школы № 9 (см. рис. 6 приложения 5).

В статье «Вчера в классах» выпуска № 207 от 02.09.1941г. прочитали, что школа № 9 им. А.С. Пушкина города Молотов считается одной из лучших школ города (см. рис. 7 приложения 5).

В выпуске № 230 от 28.09.1941г. в статье «Тимуровцы» прочитали, что ученики школы в летние каникулы много работали на полях колхозов «Самолет» и «Авиатор», собирали ягоды для организаций, сдали 17 килограммов лома в фонд обороны. 30 мальчиков и девочек помогали на строительстве и получили за свой труд благодарность.

В выпуске № 290 от 07.12.1941г. прочитали, что 30.11.1941г. в зале школы состоялся творческий вечер (камеральный) советского композитора Мариана Коваля. Автор был горячо встречен публикой. Звучали песни «С именем Сталина», «Народная священная война», «Слово матери», «Боевые подруги», написанная в Молотове баллада «Баллада о Марии Зандерс» и др. В качестве исполнителей на вечере выступали певица Людмила Глазкова и автор за фортепиано.

В выпуске № 79 от 03.04.1942г. опубликована фотография с подписью, прочитав которую узнаем, что ежедневно в назначенный час к школе подходил автобус Н-ского завода. Учащиеся школы после уроков по очереди ездили на завод помогать рабочим выполнять фронтовые заказы (см. рис. 8 приложения 5).

На шахматном турнире, проходящем в городе Молотове среди учащихся школ, четверо учащихся школы получили третью категорию (выпуск № 93 от 23.04.1942г.) (см. рис. 9 приложения 5).

В выпуске № 5 от 07.01.1943 года опубликована статья «Говорят школьники» - пионеры школы вносят свои сбережения на постройку эскадрильи боевых самолетов «Молотовский пионер» (см. рис. 10 приложения 5).

В выпуске № 24 от 30.01.1943г. мы читаем письмо учеников и учителей школы к товарищу Сталину. В письме они рассказывают о своих достижениях в первом полугодии учебного года. Как они усердно и успешно изучают военное дело. О сборе более 300 тонн металлического лома. О повседневной работе в подшефном госпитале. Сообщают, что в школе сформирована патронатская группа в 70 учащихся, детей фронтовиков, получающих в школе полное питание. Все учащиеся школы получают горячие завтраки. Желая принять участие во всенародном движении помощи Красной Армии, внесли в госбанк 50 тысяч рублей. И просят построить на эти деньги танк и назвать его «Молотовская школа № 9» (см. рис. 11 приложения 5).

Из статьи «Достойный вызов», опубликованной в выпуске № 34 от 11.02.1943г. узнаем, что в первом учебном полугодии 1942-1943гг школа добилась значительных успехов, закончив его с общей успеваемостью учащихся 94,4 процента, и имеет серьезные успехи в общественной работе. Также описан целый ряд обязательств, которые берет на себя коллектив школы на второе учебное полугодие (см.рис.12 приложения 5).

Из выпуска № 111 от 26.05.1943г узнаем, что при школе было подсобное хозяйство (см. рис. 13 приложения 5).

В выпуске № 110 от 25.05.1943г. напечатана фотография с подписью: «Сдача испытаний по военному делу в 6-м «а» классе школы № 9 города Молотова. Подразделение отличника Валентина Зубакина…» (см. рис.14 приложения 5).

В выпуске № 143 от 10.07.1943г. напечатана фотография, с подписью: «При Молотовской школе № 9 организован интернат, в который принимаются преимущественно дети фронтовиков. Распорядок дня в интернате близок к санаторному. Дети интернатной группы в определенные часы дня получают пищу, бывают на прогулках, готовят уроки под присмотром преподавателей, в кружках получают различные трудовые навыки и ведут большую работу в подшефном госпитале. На снимке: дети интернатной группы на своем огороде. На первом плане Лена Зенкова и Толя Черепанов» (см. рис. 15 приложения 5).

Из статьи «На школьной выставке», опубликованной в выпуске № 170 от 17.08.1943г. мы узнаем, что в августе в школе проходила выставка, показывающая работу школ Молотовской области в условиях отечественной войны. Многочисленные красочные диаграммы, плакаты, обзоры на выставке рассказывали о лучшем опыте постановки всеобуча, учебной и внешкольной работы, общественно-полезного труда в школах. Можно подробно было ознакомиться с работой лучших учителей – мастеров педагогического труда, найти описание методов преподавания отдельных дисциплин и т.д. А также были представлены альбомы и письма с фронта и на фронт (см. рис. 16 приложения 5).

В выпуске № 50 от 11.03.1944г. напечатана фотография с подписью: «Широко развернута санитарно-оборонная работа среди воспитанников интерната при школе № 9 имени Пушкина г.Молотова. На снимке: члены санитарного кружка Петя Бекалдин, ученик 5 класса, и Володя Цветов, ученик второго класса, на практических занятиях кружка» (см. рис. 17 приложения 5).

В выпуске № 68 от 05.04.1944г напечатана фотография, на которой запечатлены учащиеся школы – члены общества Красного Креста (см. рис. 18 приложения 5).

Из статьи «Начались испытания», опубликованной в выпуске № 99 от 21.05.1944г. мы узнаем, что школа № 9 в раздельном обучении была мужской школой. А также, что при годовых испытаниях учащиеся показали большую организованность и дисциплинированность.

В выпуске № 01 от 01.01.1945г. напечатана фотография со школьной новогодней елки (см. рис. 19 приложения 5).

В выпуске № 8 от 12.01.1945г. напечатана фотография, показывающая принятие учеников 4-го класса в пионеры (см. рис. 20 приложения 5).

1.4.3. Помощь

Школьные ученические организации на протяжении всей войны много занимались помощью фронту, помощью районам, освобожденным от фашистских захватчиков, помощью эвакуированным детям, помогали семьям фронтовиков, шефствовали над госпиталями. Приведем несколько примеров.

Фронту. Учащиеся школ и комсомольцы города Молотова деятельно участвовали в помощи фронту – собирали теплые вещи, посылали подарки бойцам, собирали деньги на строительство самолетов и танков.

Приведем несколько примеров. У школьников 33-й Молотовской школы была тесная дружба с бойцами. Для них пионеры и школьники с любовью готовили свои подарки, по-взрослому деловито обсуждая, как лучше выразить свою заботу. С сердечным волнением передавали они свои подарки по назначению, а завязав переписку, находили горячие убедительные слова, чтобы рассказать о своих чувствах и переживаниях. Бойцы, командиры и политработники присылали ребятам ласковый ответ, в котором выражали благодарность юным друзьям за их трогательные заботы и призывали упорно, настойчиво учиться (выпуск № 236 от 5.10.1941г).

Комсомольцы и учащиеся школы № 26 собрали 153 теплых вещи. Среди них много свитеров, ватных брюк, телогреек, несколько пар валенок, полушубков, теплые носки, варежки, шарфы и шапки-ушанки (выпуск № 275 от 20.11.1941г).

На постройку самолета «Юный патриот» школы города Молотова в ноябре 1941 года собрали 50 тысяч рублей.

В выпуске № 1 от 01.01.1943г. опубликована фотография 8-летних братьев Казымовых, отдавших свои сбережения на строительство самолетов (см. рис. 21 приложения 6)

В выпуске № 34 от 10.02.1942г. опубликована фотография, на которой ученицы старших классов школы № 17 города Молотова вышивают носовые платки в подарок бойцам ко дню XXIV годовщины РККА (см. рис. 22 приложения 6).

Эвакуированным детям. Учащиеся школ города, тимуровские команды заботились об эвакуированных детях – собирали для них теплую одежду и обувь. Например, за первый месяц с начала сбора, дети Кагановского района города Молотова собрали для своих братьев и сестер западных районов страны 4500 вещей (выпуски № 16 от 20.01.1942г, № 33 от 08.02.1942г.).

Школам освобожденных районов. Отступая под натиском частей доблестной Красной Армии, фашистские мерзавцы оставляли после себя страшные следы варварства: они сжигали города и села, убивали ни в чем не повинных людей, разрушали и уничтожали школы, со всем их имуществом. Учителя и учащиеся школ города Молотова в конце января 1942 года поддержали инициативу школ города Горького оказать помощь школам освобожденных от немцев районов. Были собраны и отправлены: учебно-наглядные пособия (глобусы, географические карты, исторические карты, физические приборы), учебники, школьно-письменные принадлежности (карандаши, ручки, тетради, чернильницы, перья) (выпуск № 17 от 21.01.1942г).

Дети-шефы. Кружок самодеятельности школы № 11 города Молотова систематически устраивал концерты в Н-ском госпитале. Большим успехом пользовались выступления ученицы 2-б класса Мары Старобинской (выпуск № 150 от 26.06.1942г. статья «Дети-шефы», с фотографией) (см. рис. 23 приложения 6).

В выпуске № 288 от 04.12.1942г. опубликована фотография учеников 5 и 4 классов шефов госпиталя (см. рис. 24 приложения 6).

1.4.4. Героический труд

Учащиеся школ города Молотова работали на заводах города. Например, учащиеся средней школы № 7 еженедельно работали по 6 часов на заводе (выпуск № 133 от 26.06.1943г.). Учащиеся школы № 9 после уроков по очереди ездили помогать рабочим Н-ского завода выполнять фронтовые заказы (см. рис. 7 приложения 5).

В статье «Собрание молодых комсомольцев города Молотова» выпуска № 240 от 26.11.1943г. читаем: «…На трибуне двухсотник завода им. Молотова молодой комсомолец Леня Чирков. – Я окончил 6 классов. Когда на нашу родину напали фашисты, я, посоветовавшись с отцом, решил идти на завод помогать фронту. Вначале работал учеником, потом мне присвоили третий разряд. Вступая в соревнование в честь 25-летия ВЛКСМ, я обязался повысить квалификацию на один разряд и выполнять производственное задание. Свое слово я сдержал. Теперь я слесарь-настройщик 4-го разряда, производственное задание выполняю на 200 процентов…» (см. рис. 25 приложения 7).

В выпуске № 138 от 16.07.944г. опубликована фотография с подписью: «Комсомолец М. Стяжкин, слесарь-паяльщик, где секретарем комсомольской организации тов. Калашникова. 15-летний Стяжкин выполняет программу в среднем на 210 процентов. Одним из первых на заводе он награжден наркоматовским значком отличника, за производственные достижения получил грамоту ЦК ВЛКСМ и ряд других грамот. Стяжкин носит звание лучшего производственника и борется за новые производственные достижения» (см. рис. 26 приложения 7).

1.4.5. Спорт

Приведем несколько примеров.

1941г. В октябре 1941г. в Детской спортивной школе были открыты лыжное и гимнастическое отделения. Молодежь, поступающая в школу, имела возможность в совершенстве овладеть лыжным спортом, изучить стили ходьбы, научиться вести боевые действия на лыжах, освоить снарядную гимнастику (выпуск № 245 от 16.10.1941г.).02 ноября 1941г. в городе проходил сеанс одновременной игры с 18 шахматистами города Молотова абсолютного чемпиона СССР по шахматам М.М. Ботвинника. Из всех партий он выиграл 11, свел в ничью 2 партии и потерпел поражение от 5 человек, среди которых был ученик школы № 32 Кривенцов, шахматист II категории (выпуск № 263 от 06.11.1941г) (см. рис. 27 приложения 8).

1942г. 27 декабря 1942 года прошли лыжные соревнования школьников. В соревнованиях приняли участие школьники, начиная с 12-летнего возраста. От 12 до 13 лет – дистанция 2 км. для мальчиков и 1 км. для девочек; от 14 до 15 лет – дистанция 3 км. для мальчиков и 2 км. для девочек. От 16 лет и старше – дистанция 10 км. для юношей и 3 км. у девушек.

1943г. 10-11-12 июля в Молотове, на стадионе завода имени Сталина прошли областные легкоатлетические соревнования пионеров и школьников. Участвовало более 140 человек из 16 городов и районов области. Первое место заняли школьники Кировского района города Молотова (выпуск № 148 от 17.07.1943г.). 01 октября 1943 года в городе Молотове были открытии две детские спортивные школы. Учебные занятия в этих школах проводились по стрелковому спорту, фехтованию, штыковому бою, лыжному, конькобежному делу, гимнастике, хоккею, спортивным играм, боксу, борьбе, автомото-спорту, альпинизму, плаванию, футболу и велосипедному спорту (выпуск № 197 от 24.09.1943г.).

1944г. В марте 1944г. впервые в Молотове были проведены соревнования мальчиков-боксеров. В них участвовало 43 человека – все они занимаются в свободное от учебных занятий время в детской школе спорта. Детская спортивная школа в городе Молотове вела очень большую работу с детьми, воспитывала в них силу, выносливость, смелость (выпуск № 51 от 12.03.1944г.) (см. рис. 28 приложения 8).

1.4.6. Праздники

В годы войны для детей к различным датам устраивались праздничные мероприятия. Приведем несколько примеров.

Новый 1943 год. 01 января 1943 года впервые в городе Молотове в Государственном цирке для детей было поставлено большое елочное цирковое обозрение «Русский мальчик». В обозрении было показано приключение мальчика – пионера Вани, попавшего в партизанский отряд. По ходу спектакля дети встречали своих любимых персонажей: деда – мороза, Снегурочку, медведя, зайчат, волшебного коня и др. с 1 по 10 января 1943 года в молотовском городском саду имени Горького ежедневно была открыта новогодняя елка, проводились военизированные игры – «Взятие крепости», «Бой за переправу», «Доставка пакета с препятствиями». Также проводились развлекательные игры, катанье на коньках, на лыжах с горы, на санках. Аллея сада была украшена снежными скульптурами, изображающими героев сказок, литературных произведений (выпуск № 4 от 06.01.1943г).

Новый 1945 год. Сад имени Горького был оформлен по-особенному. Дирекция парка заранее начала готовится к зимним каникулам. Еще никогда молотовкая детвора не видела сад таким нарядным и расцвеченным. Освещали сад свыше тысячи электрических ламп, 100 китайских фонариков, прожекторы. В саду были три ледяных горки, каток, бесплатно можно было получить коньки и лыжи, 200 елок, 22 ледяные скульптуры. В основу оформления сада был положен мир животных и басни Крылова. В самом центре площади стояла семнадцатиметровая елка, украшенная 360 разноцветными лампами. Перед елкой огромный дед-мороз. Играл оркестр, баянисты, дети читали стихи, водили хороводы, пели песни, играли. Запускались фейерверки. Сад ежедневно посещало 10 тыс. человек и все они уходили радостные и довольные (см. рис. 29 приложения 9) (Советский учитель, спецвыпуск от 07.01.1945г.).

Первомайский подарок детям, 1942г. при фабрике-кухне № 2 Молотовского района открылась детская столовая. Которая стала обслуживать до 2000 детей района в возрасте от 12 до 14 лет (выпуск № 101 от 29.04.1942г).

Первомайский подарок детям, 1943г. Молотовский горпромкомбинат закончил опытные работы по производству наборов акварельных красок. Выпущены первые несколько тысяч таких наборов на палитрах. Также приступает к выпуску школьных карандашей (выпуск № 93 от 30.04.1943г) (см. рис. 30 приложения 9).

Годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции, ноябрь 1944г. Во всех городских клубах города проводились детские утренники, на которых детям вручали подарки. Артисты филармонии показали специальную детскую программу (выпуск № 218 от 05.11.1944г).

1.4.7. Культура

Для детей и пионеров города Молотова и области Молотовским радиокомитетом выпускался детский радиожурнал – «Товарищ». Первый номер журнала вышел 02 июля 1942 года. Журнал передавал рассказы для детей, стихи, сказки, песни, игры. Дети любили слушать журнал, им нравился живой и красочный материал. Журнал обычно открывался стихами: «В дыму войны, В огне пожарищ. Есть слово крепкое: - Товарищ…» (выпуск № 7 от 09.01.1943г). В журнале принимали участие писатели: А.Г. Бармин, Виталий Бианки, Н.В. Гернет, Изабелла Гринберг, З.М. Задунайская, В.А. Каверин, И.В. Карнаухова, Д.Г. Лифшиц, Б.Н. Михайлов, Е. Полонская, И.С. Соколов-Микитов, С.Д. Спасский, А.Н. Спешилов, Е.Ф. Трутнева, В.В. Успенский (выпуск № 155 от 02.07.1942г). В выпуске № 144 от 11.07.1943г. напечатана фотография с подписью: «На выставке «Ленинград в дни блокады»». На фото мы видим двух мальчиков-школьников интересующихся экспонатами выставки (см. рис. 31 приложения 10). Во время весенних школьных каникул в Доме пионера в Молотове для ребят работала выставка рисунков и автолитографий художника Юрия Алексеевича Васнецова, работавшего в Молотове в 1942 – 1944 гг. Русская народная сказка – основная тема его творчества. Выставка являлась вкладом в дело художественного и культурного воспитания детей (выпуск № 61 от 26.03.1944г.).

1.4.8. Долгожданный день. Победа

Указом Президиума Верховного Совета СССР 9 мая был объявлен праздником Победы и стал считаться нерабочим днем (текст указа опубликован в выпуске № 90 от 09.05.1945г). Десятки тысяч молотовцев вышли на улицы города (см. рис. 32 приложения 11). Они, наконец, услышали долгожданные слова: «Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена. Германия полностью разгромлена!». Была только половина пятого утра, но на улицах уже толпы людей. Их становилось все больше и больше. Незнакомые люди пожимали друг другу руки и как самым родным говорили необыкновенно теплые, хорошие слова. Улицы были наводнены детьми. До того как взошло солнце, многие из них шумно носились по домам и квартирам, старались первыми сообщить радостную весть тем, кто ее еще не слышал. В эту счастливую ночь и день в городе родилось 14 детей. В честь победы родившихся девочек называли – Викториями, мальчиков – Викторами (Виктор по латински – победитель).

Весь день ликовали трудящиеся города, празднуя великую победу. На площадях и садах играли оркестры. Стройным маршем проходили курсанты военных училищ. И всюду – на улицах, в домах, возле предприятий и учреждений, на каждой свободной площадке танцевали – молодежь, старики, даже дети. Танцевал весь город, от мала до велика, город, расцвеченный всеми красками, залитый ярким и щедрым майским солнцем. Вечером небо вспыхнуло от ослепительного фейерверка победного салюта. Салют был дан в Комсомольском сквере, в саду имени Горького, на площади имени Окулова, около Военно-морского училища, в Молотовском районе. Десятки тысяч людей наблюдали за этим незабываемым зрелищем. И вдруг молнией пронеслось по площадям, улицам, садам: - Сейчас будет выступать по радио товарищ Сталин.

Каждое слово вождя молотовцы слушали затаив дыхание. И когда он окончил свою задушевную, простую, мужественную речь, не было такого человека, который не выражал вслух свою радость. До утра в городе бурлила радость. И когда поднималась заря второго мирного дня, люди с новыми чувствами спешили на предприятии, чтобы достойно отметить этот день.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

На основе материалов исследования создали короткий фильм «Живая история» (см. приложение 12).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале работы мы поставили перед собой цель изучить архивные подшивки газеты «Звезда» за 1941-1945гг и воссоздать картину жизни жителей города Молотов в годы войны (как это освещалось в прессе). В ходе исследовательской работы мы нашли выпуски газеты «Звезда» за 1941-1945гг., прочитали их, погрузились в историю военного времени, проанализировали найденные выпуски, изучили о каких сторонах повседневной жизни можно узнать из выпусков газет того времени, описали жизнь жителей города Молотов в годы войны используя выявленные при анализе стороны повседневной жизни, описанные в газетах. Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута. Выдвинутые нами гипотезы полностью подтвердились. Газеты того времени действительно являются уникальным источником информации при изучении Великой Отечественной войны - они позволяют увидеть войну глазами людей тех лет, показывают жизнь во время войны одновременно с разных сторон. В нашем случае – это газета «Звезда». Победа нашей армии была бы невозможна без помощи тех, кто оставался в тылу, без их самоотверженного, героического труда, а именно без жителей города Молотова, внесших весомый вклад в достижение Победы.

Через продукт практической части хотим показать жителям города Перми историю жизни города в военные годы, вклад жителей в достижение Победы.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более подробном изучении любой из освещенных нами сторон повседневной жизни населения города Молотова.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Звезда_(газета,_Пермь) (дата обращения 23.10.2020г.)

ЗВЕЗДА: электрон.версия газеты архив [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zvzda.ru/newspapers/ (дата обращения 23.10.2020г.)

 

Приложение 1

Пример первой полосы газеты «Звезда»

(выпуск № 146 от 23.06.1941г)

Приложение 2

Анализ содержания выпусков газеты «Звезда»

Таблица 1. Анализ структуры. Основные выпуски

Год

1941

1942

1943

1944

1945

месяц

июн-дек

янв-дек

янв-ноя

дек.

янв-сент

окт-дек

янв-май

тираж

60 000

60 000

60 000

50 400

50 400

60 000

60 000

цена

15 коп.

15 коп.

20 коп.

20 коп.

20 коп.

20 коп

20 коп.

кол-во полос

июн-авг 4

сент-дек

2 (иногда 4/3)

2 (иногда 4)

2 (иногда 4/3)

2 (редко 4/3)

2 (редко 4/3)

2 (редко 4/3)

периодичность выхода

6 раз в неделю, кроме понедельника

янв.-февр.

6 раз в неделю, кроме понедельника

март-нояб.

5 раз в неделю, кроме пн. и пятн .

5 раз в неделю, кроме пн. и пятн.

Таблица 2. Анализ структуры. Особое приложение «Последние телеграммы»

год

1941

1942

месяц

30 июня-декабрь

янв-февр

март

Апрель, май

день выхода

понедельник

тираж

5 000

5 000

10 000

6 000

цена

5 коп.

5 коп.

10 коп.

10 коп.

кол-во полос

1

1

2

2

Таблица 3. Анализ содержания. Выборка 1

№ выпуска

Дата выпуска

Статьи

145

22.06.1941

Шесть условий победы

Партийная жизнь

Слова вождя воплощены в жизнь

День нашей области

За рубежом

Объявления, афиши

146

23.06.1941

Выступление по радио В.М. Молотова

Указы

Сводка

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами

Отрывок из повести

Партийная жизнь

За рубежом

Документы (правила, Решение)

147

24.06.1941

Победа будет за нами

Враг будет уничтожен

Сводка

Могуч и грозен гнев трудящихся нашей родины

Стахановским трудом поможем доблестной Красной Армии разбить германский фашизм

Сводка

За рубежом

Колонка освещения повседневной жизни (с разными статьями)

Объявления, афиши

148

25.06.1941

Все, как один, - на защиту отечества

Сплоченный и мужественный советский народ разгромит фашистскую клику

Трудиться больше, лучше, производительней

За рубежом

Колонка освещения повседневной жизни (с разными статьями)

Объявления, афиши

149

26.06.1941

Сообщение Советского Информбюро

Отдадим все силы для достижения победы

Разгромим фашистских налетчиков! Ответим на удар врага сокрушительным тройным ударом!

Самоотверженным трудом обеспечим Красную армию всем необходимым для победы над врагом

За рубежом

Колонка освещения повседневной жизни (с разными статьями)

Объявления, афиши

150

27.06.1941

Наше дело правое. Враг будет разбит

Указы

От Советского Информбюро

Выполним священный долг перед родиной! Нанесем сокрушительный удар агрессору!

Стих

Покажем пример революционной бдительности, дисциплины и организованности!

За рубежом

Объявления, афиши

151

28.06.1941

С именем Сталина мы побеждали, с именем Сталина мы победим!

От Советского Информбюро

Хроника

Боевые эпизоды

У границы

Грудью защитим свою землю от озверелого врага! Раздавим фашистскую гадину!

Больше металла, угля, нефти, машин – для производства танков, самолетов, пушек, кораблей!

В фонд обороны страны

За рубежом

В областной прокуратуре

Кино

Объявления, афиши

152

29.06.1941

От Советского Информбюро

К ученым всех стран

Большевик-революционер на фронте и тылу

Боевые эпизоды

Стих

Борьба русского народа с немецкими интервентами

Самоотверженным трудом на предприятиях и колхозах ускорим неминуемую победу над подлым врагом!

За рубежом

На фронтах войны

В фонд обороны родины

Объявления, афиши

Таблица 4. Анализ содержания. Выборка 2

№ выпуска

Дата выпуска

Статьи (пояснение при необходимости)

180

01.08.1941

Создаем фонд обороны родины

Молодые специалисты

В походе (работники медицинских вузов, обучение действиям на войне)

Патриотки (санитарные подразделения)

193

16.08.1941

Фото (отличники учебы студенты фармацевтического института)

Заменяют взрослых рабочих (учащиеся ремесленного училища)

Субботники на заводе им.Дзержинского

Готовим кадры стоматологов

206

31.08.1941

1 сентября начинается учебный год

Школа готова к занятиям

207

02.09.1941

Фотография вчера в школах

Вчера в классах

Пенсию в фонд обороны

Семья патриотов

220

17.09.1941

Пошлем на фронт эшелоны теплой одежды и обуви

231

30.09.1941

Дадим красной армии обученные кадры (собрания комсомольского актива

Фото (рабочие и работницы шьют полушубки для Красной армии)

Пошлем на фронт эшелоны теплой одежды и обуви

Защитникам родины (подарки бойцам)

233

02.10.1941

Первый день всеобуча в городе Молотове (обучение военному делу рабочих)

Чем ты помог фронту? Сдал ли ты теплые вещи и белье для Красной Армии?

243

14.10.1941

В помощь изучающим военное дело

На суперфосфатном заводе

255

28.10.1941

Фото (слесарная бригада Молотовскогопаровозо-ремонтного завода, выполнение норм)

Молодые резервы (ремесленное училище)

Фото (студенты медицинского института)

В помощь изучающим военное дело

259

01.11.1941

Молодые двухсотники

Встреча М.М. Ботвинника с шахматистами города

270

14.11.1941

Фото (Ю.Г. Лепилина пришла на место мужа)

Горячие дни (зав. им. Сталина)

Лыжная военизированная массовка

284

30.11.1941

Партбюро и всеобуч

Герои трудового фронта (зав. им. Дзержинского)

Слово за вами, товарищ прокурор! (о расхищениях)

В фонд обороны родины.

«Лауренсия» Ленинградский Академический ордена Ленина театр оперы и балета

286

03.12.1941

Скоростники-стахановцы военного времени

Фото (стахановец паровозного депо)

299

18.12.1941

Новогодние елки для детей

Всеобщее военное обучение

В походе (всеобуч)

310

30.12.1941

Новогодние подарки героическим бойцам

Фото (домохозяйки, сбор подарков бойцам)

«Машенька» Молотовский драматический театр

Таблица 5. Анализ содержания. Выборка 3

№ выпуска

Дата выпуска

Статьи (пояснение при необходимости)

2

03.01.1942

Заказы фронта выполнены

По две и три годовых нормы

Славяне в борьбе за свободу (вечер в областной библиотеке)

12

15.01.1942

Так мы работаем

Почему плохо работают бани?

Военизированные лыжные соревнования

«Пушкин» вечер в областной библиотеке

25

30.01.1942

Пожары

37-мм миномет-лопата

28

03.02.1942

Успешно завершить учебный год

Работайте так, как комсомолец Аркадий Лимонов

Перестройка работы сельхозинститута

Сахарный сироп из сока березы

Начались занятия в школах ФЗО

Театр сатиры и интермедии

38

14.02.1942

Фото (подготовка подарков бойцам)

50

28.02.1942

Помогаем громить врага (бронепоезда)

80

04.04.1942

Пошлем тысячи первомайских подарков дорогим бойцам

Областные лыжные соревнования учащихся ремесленных училищ

Вечер поэта и чтеца

91

17.04.1942

Ни одного трудящегося без облигации военного займа 1942г

Инициатива патриоток

102

30.04.1942

Апрельский план выполнен досрочно

131

04.06.1942

7 июня - учение по местной противовоздушной обороне

Санаторные детские площадки

Прием в техникумы

Ремонт трамвайного хозяйства

145

20.06.1942

Памяти А.М. Горького (читательская конференция в библиотеке)

153

30.06.1942

Всесоюзное социалистическое соревнование

Семьям фронтовиков

Летние концерты театра имени Кирова

Выигрыши по денежно-вещевой лотерее

В этот день

183

04.08.1942

Фото (котельщик перевыполняющий норма)

День железнодорожника

Театр «Ночь ошибок»

Почин молотовцев подхватила вся молодеж (сбор средств на строительство артиллерийских батарей)

194

16.08.1942

Собрание партийного актива города Молотова

203

27.08.1942

Фотографии (сталевар завода, отличник учебы школа)

Нормами военного времени (сто пятьдесят и выше)

В фармацевтическом институте

В честь XXVIIМЮДа(молодежный военизированный поход)

В фонд помощи детям эвакуированных и фронтовиков

234

02.10.1942

Теплые вещи фронту

Начался учебный год в вузах

Квинтет Дм.Шостаковича

243

13.10.1942

Выпустим 4 миллиона тетрадей

259

31.10.1942

Новая победа Сталинцев

Лучше, чем в сентябре

Построим новые эскадрильи боевых самолетов в честь XXV годовщины Октябрьской революции

Размытая улица

288

04.12.1942

Помогли фронтовые задания

Фото (стахановки-мотористки, перевыполнение норм)

Фото (ученики школы- шефы госпиталя)

К постановке балета «Гаянэ» в театре им.С.М. Кирова

Открытие лыжного сезона

Письма в редакцию – поговорили и забыли (проблемы)

296

15.12.1942

VII конференция ВЛКСМ гор.Молотова

Город на Каме

308

29.12.1942

Эскадрильи самолетов – на средства трудящихся области

«Русский мальчик» (новогоднее представление)

29

05.02.1943

Фото (дошкольный детский дом)

39

17.02.1943

Фото (стахановская бригада)

Тебе, Красная Армия

50

28.02.1943

Фото (фронтовая бригада токарей)

Усилим помощь семьям фронтовиков

Встреча тимуровцев с фронтовиками

Станок ждет

74

03.04.1943

Сила примера

Государственный преступник

82

14.04.1943

На городские темы: Не ждали.

«Великие русские писатели» (тематические вечера)

93

30.04.1943

Фото (отличница ремесленного училища)

Театры к 1 мая

Первомайский подарок детям

Использованы не все возможности

117

04.06.1943

Вторая жизнь электролампочки

Письма в редакцию. Стоит воспользоваться опытом прошлого

Воспитание (рабочих кадров)

Юные натуралисты

126

16.06.1943

На уральской межобластной научно-литературной конференции

Что мешает ритмичной работе завода

Так «работают» парикмахерские

Недостатки в обучении заводской молодежи

Забота о детях

135

29.06.1943

Молодёжи культурный отдых

160

03.08.1943

Молотовский порт сегодня

Первое «боевое» испытание (отработка сигнала Воздушная тревога!)

В областной прокуратуре (случаи хищения)

171

18.08.1943

Указ о награждении работников особого бюро и работников завода № 98

Фото (легкоатлетические соревнования)

О всеобщем обязательном обучении в Молотовской области

180

31.08.1943

Раздельное обучение детей в школах

Закрытие выставки «Ленинград в дни блокады»

Письмо в редакцию. О «мелочах» благоустройства

Ограбление детей

«Давным давно» в Молотовском областном драматическом театре

205

05.10.1943

На празднике трудовых резервов

Молотовцы помогают ростовчанам

Письмо в редакцию. Улучшить обслуживание инвалидов войны

Победа команды завода имени Сталина

214

17.10.1943

Товарищеское собеседование (учителя)

Приезд Н.М. Дудинской (балерина)

223

31.10.1943

Рапортует орденоносный завод

247

05.12.1943

Самолеты «Молотовскиймопровец»

256

18.12.1943

Честным трудом в тылу помогают фронту (о женщинах)

Концерт Б.М. Фрейдкова

Уральцы бьются здорово (письма фронтовиков)

265

31.12.1943

Начинаются школьные каникулы

Встреча нового года

«Яблоня и топор» новая пьеса в Молотовском драматическом театре

2

03.01.1944

На городские темы. Трамвайные «сюрпризы».

13

18.01.1944

Фото (участники ансамбля ремесленных училищ)

На всесоюзные лыжные соревнования

20

29.01.1944

Фото (в библиотеке госпиталя)

Театру нужна помощь

44

03.03.1944

Вечер романса

55

18.03.1944

Дни юбилея Римского-Корсакова в Молотове

Областная конференция отличников учебы трудовых резервов

К областному смотру стенных газет

64

31.03.1944

-

86

01.05.1944

Рапортует завод имени Молотова

Стих «Уральские подарки»

В тылу, как на фронте. Оружие идет с Урала

Пошли первые пароходы

Комсомольская помощь детям бойцов

В праздничные дни

95

16.05.1944

Пятнадцатая эстафета имени газеты «Звезда»

На городские темы. Задача со многими неизвестными (проблемы)

На шахматном турнире города Молотова

Итоги районного смотра печати

105

30.05.1944

Письмо в редакцию. Необходимое предупреждение (детский травматизм)

128

02.07.1944

Хороший сад (открытие сада)

138

16.07.1944

Чеховский вечер-концерт

«Вишневый сад» мысли постановщика

148

30.07.1944

Суд. Разрушители жилищ

Под солнцем (отдых детей)

172

02.09.1944

Молотовцы перевыполнили свои обязательства

Учебный год начался

На первом уроке

У девочек (школа)

180

13.09.1944

Предприятия Молотовской области - победители во Всесоюзном соревновании

Фото (молодые стахановцы)

На всесоюзный смотр музыкальных учебных заведений

192

30.09.1944

В ожидании протезов (проблемы)

Радио молчит (проблемы)

218

05.11.1944

Открылся театр оперы и балета

В дни праздника. Концерты, Детские утренники, в клубах города

Научные заседания, посвященные И.А. Крылову

226

19.11.1944

Спасибо, уральские пушкари!

Пушкари сталинского Урала.

Предприятия Молотовской области - победители во Всесоюзном соревновании

Крыловский вечер (литературный вечер)

233

29.11.1944

Предприятия Молотовской области – победители во всесоюзном соревновании

Таблица 6. Анализ содержания. Выборка 4

№ выпуска

Дата выпуска

Статьи (пояснение при необходимости)

85

01.05.1945

Торжественное собрание, посвященное Первому мая (в театре)

Победный май

Производственные успехи в честь Первого Мая

Сталь была моим девизом

Вершится суд (артистка театра)

В светлых надеждах на будущее

88

06.05.1945

Второй день подписки на заем

Фото (открытие навигации)

90

09.05.1945

Акт о военной капитуляции

Военный заем

В Молотовском горисполкоме (к памяти Попова)

92

12.05.1945

ПОБЕДА!

Подписка на 4-й государственный военный заем.

Да здравствует наша великая сталинская победа!

Слава Сталину!

Долгожданный день

 

Рисунок 18. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 261 от 25.12.1943г.

Приложение 3

Газетные вырезки. Школы

Рисунок 1. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 46 от 24.02.1943г.

 

Рисунок 2. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 121 от 09.06.1943г.

Рисунок 3. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 99 от 21.05.1944г.

Рисунок 4. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 172 от 02.09.1944г.

Приложение 4

Газетные вырезки. Детские дома

Рисунок 5. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 29 от 05.02.1943г.

Приложение 5

Газетные вырезки. Школа № 9 им. А.С. Пушкина

 

Рисунок 6. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 149 от 26.06.1941

 

Рисунок 7. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 207 от 02.09.1941г.

Рисунок 8. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 79 от 03.04.1942г.

Рисунок 9. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 93 от 23.04.1942г.

Рисунок 10. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 5 от 07.01.1943г.

Рисунок 11. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 24 от 30.01.1943г.

Рисунок 12. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 34 от 11.02.1943г.

Рисунок 13. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 111 от 26.05.1943г

Рисунок 14. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 110 от 25.05.1943г.

Рисунок 15. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 143 от 10.07.1943г.

Рисунок 16. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 170 от 17.08.1943г.

 

Рисунок 17. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 50 от 11.03.1944г.

Рисунок 18. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 68 от 05.04.1944г

Рисунок 19. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 1 от 01.01.1945г.

Рисунок 20. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 8 от 12.01.1945г.

Приложение 6

Газетные вырезки. Помощь

Рисунок 21. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 1 от 01.01.1943г.

Рисунок 22. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 34 от 10.02.1942г.

Рисунок 23. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 150 от 26.06.1942г.

Рисунок 24. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 288 от 04.12.1942г.

Приложение 7

Газетные вырезки. Героический труд

Рисунок 25. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск 240 от 26.11.1943г.

Рисунок 26. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 138 от 16.07.1944г.

Приложение 8

Газетные вырезки. Спорт

Рисунок 27. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 263 от 06.11.1941г.

Рисунок 28. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 51 от 12.03.1944г.

Приложение 9

Газетные вырезки. Праздники

Рисунок 29. Вырезка из приложения к газете «Звезда» «Советский учитель» от 07.01.1945г.

Рисунок 30. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 93 от 30.04.1943г.

Приложение 10

Газетные вырезки. Культура

Рисунок 31. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 144 от 11.07.1943г.

Приложение 11

Газетные вырезки. Долгожданный день. Победа

Рисунок 32. Вырезка из газеты «Звезда», выпуск № 92 от 12.05.1945г.

Приложение 12

Авторское видео

Авторское видео «Живая история» на электронном носителе.

Просмотров работы: 35