БЫТ И КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ТЮМЕНСКОГО СЕВЕРА ХАНТЫ МАНСИ

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

БЫТ И КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ТЮМЕНСКОГО СЕВЕРА ХАНТЫ МАНСИ

Медведев Д.И. 1
1школа - интернат №6 для детей с ОВЗ
Ушакова И.А. 1
1школа - интернат №6 для детей с ОВЗ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

                                 

Актуальность темы исследования:

На территории Тюменской области, где мы живем, проживают представители 125 национальностей, среди которых 26 малочисленных народов Севера. К коренным народностям, в течение многих столетий проживающих на территории современной Тюменской области, относятся татары и малочисленные народности Севера (ханты, манси, ненцы и селькупы).

Что мы знаем об истории этих народов, их культуре, традициях? Наша страна многонациональная. И мы должны уважать традиции и обычаи других народов. Национальная культура – это национальная память народа, это то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Мы решили подробно изучить традиции и обычаи малочисленных народов Тюменского Севера.

Объект исследования: Коренные малочисленные народы Тюменского Севера.

Предмет исследования: Быт и культура коренных народов Севера ханты манси.

Гипотеза: Изучая быт и культуру коренных малочисленных народов Тюменского Севера, мы не только обратим внимание молодого поколения к истории нашего родного края, но и можем помочь в охране этнокультурного наследия регионов России.

Цель: Изучение быта и культуры коренных малочисленных народов Тюменского Севера ханты и манси.

Задачи:

1. Используя научные источники, ознакомиться с историей происхождения народов ханты и манси.

2. Изучить традициями и быт коренных народов Севера ханты и манси.

3. Выявить особенности культуры народов ханты и манси.

4. Провести социологический опрос.

5. Систематизировать полученные данные.

1. История возникновения народов ханты и манси

Ханты и манси: загадка происхождения этих народов. На первый взгляд эти родственные народы трудно различить: и ханты, и манси относят к уральской расе и считают коренными народами древнего Урала.

Похожи обские угры и внешне: у них низкий рост – около 155–160 сантиметров, субтильное телосложение, выраженные монголоидные черты. У женщин они выражены ярче, чем у мужчин, приплюснутые в переносице носы с приподнятым кончиком, черные волосы, черные, карие или зеленые глаза, широкий рот с узкими губами и подбородок, который или выступает средне или «убегает».

Но все-таки это два разных народа.

Манси («человек») вогулы – название народа Российской Федерации, коренного населения Ханты - Мансийского автономного округа.

Как этническая общность манси сложилась в первом тысячелетии нашей эры на основе аборигенных племен Прикамья, Приуралья и Южного Зауралья, и угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Северного Казахстана и Западной Сибири.

По русским письменным источникам манси известны с конца 11 века

(вместе с хантами) под именем «югры», а с 14 века – «вогуличи», «вогулы».  Манси жили родоплеменным строем, до 30 годов нашего века. Говорят на мансийском языке.

Письменность манси существует с 1931 года на основе латинского, а с 1937 года – на основе русского алфавита.

Ханты хант, хандэ, кантэк («человек») – народ в РФ.

До начала 20 века русские называли ханты остяками, возможно от «астях» - «народ большой реки», еще ранее, до 14 века – югрой, югричами.

В основе формирования народа ханты лежит культура аборигенных племен Урала и Западной Сибири, охотников, рыболовов и скотоводческих угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана.

Во второй половине первого тысячелетия складываются основные группы ханты, расселенных от низовий Оби на Севере до Барабинских степей на юге.

До прихода русских в Сибирь у ханты были племена, затем сложились союзы племен – княжества. В 1930 году был создан Ханты-Мансийский национальный (теперь автономный) округ. Говорят ханты на хантыйском языке. Письменность также создана в 1930 году на основе латинского алфавита, а в 1937 году – русского.

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси – обские угры.

Язык хантов и манси относят к угорским (югорским) – родственный венгерский язык.  Численность манси - 8,3 тысячи человек, из них в ХМАО проживает свыше 6, 5 тысяч человек. Численность хантов – 22, 3 тысячи человек.  

В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области. Небольшая их часть – в Томской, Свердловской и Пермской областях. (Приложение1)

2.Быт коренных   народов Севера

Главой в семье хантов и манси считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины, при необходимости, могут сами приготовить пищу. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров.

Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы.

Первая мама -  которая родила, вторая – принявшая роды, третья – та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной спинкою.

Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубленные дома или дома в виде пирамид, нередко с земляной крышей. Отапливались зимние постройки открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой.

Летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур. Сколько же домов имеет одна хантыйская семья?  У охотников - рыболовов четыре сезонных поселения. Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая.

Охотники зимой во время промысла жили в лесу в избушках.

Оленеводы, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах, зимой крытыми оленьими шкурами, летом из бересты.

В чумах жили и рыболовы.

Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики, домики для рожениц. Постройки располагались разбросано жилой дом (зимний и летний), один или несколько хозяйственных амбарчиков, навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг, вешала для просушки сетей, для вяления рыбы, иногда собачьи домики.

Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты.

Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки. Местные рукодельницы искусно украшали одежду, вышивали бисером. В меховой одежде сочетаются белый и темный цвета, отделка цветным сукном (красным, зеленым).

Летом традиционный костюм женской одежды были платья, распашные халаты (сатиновый или суконный). Зимой они одевали глухую одежду из оленьих шкур двойные шубы (ягушка, сах) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья).  Мужская одежда – рубаха, штаны.  Мужчины зимой также одевали глухую одежду: малицы и гуси (сокуи) с капюшоном, кисы.                                                         

Основной пищей обских угров считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. В летнее время варят уху, жарят подовушку, коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время излюбленным кушаньем являтся строганина (патанка) – свежемороженая рыба. На зиму заготовляют копченую рыбу (чомых), сушеную (пачи, ехул).  Из сушеной рыбы толкут порсу – рыбью муку, из которой варят похлебку, пекут хлеб, добавляя в муку, часто перемешивают с сушеной и свежей ягодой. Лакомством являются брюшки, потроха белой рыбы. Летом из чистых кишок, икры и потрохов делают варку с вареной рыбой и ягодами, особенно с толченой черемухой. Никаких и в приготовлении рыб ханты и манси не используют.

Второй продукт питания ханты и манси – мясо.

Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым. Лакомством является сырая и мороженая печень, сырая теплая кровь оленя, костный мозг. Мясо варят в больших котлах, едят обычно полусырым. Едят обские угры медвежье мясо но только варят без соли. Впрок заготовляют сушеное лосиное мясо, топленое сало.

В летнее время в пищу употребляют ягоды.

Сушат черемуху, смородину, чернику. Толченую черемуху смешивают с мукой, пекут лепешки, едят с рыбьим жиром или варкой. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми.

Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь.

Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства.  С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь.

Основные промысловые рыбы на Оби и Иртыше: муксун, нельма, осетр, сырок, стерлядь, щука и язь.

Ханты и манси стали заниматься оленеводством с 13–15 веков, обучившись этому занятию у северных соседей – ненцев.

 Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера.

Шкура оленя – материал для развития национальной культуры – из нее шьют одежду (малицы, кисы), делают различные сувениры.

Утепляют жилище. Из рогов изготовляют различные орудия труда, используют в косторезном промысле, в изготовлении лекарства.

По одному оленеводческому совхозу имеется в Березовском и Белоярском районах, их стада насчитывают 20 тысяч голов. В остальных районах олени содержатся в основном в личных подсобных хозяйствах. (Приложение2)

Основной транспорт – лодка. Жизнь ханты и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше, то использовали кедр, так как он легче, не намокает в воде.

Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.

Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.

3.Культура и традиции угорских народов

Национальный обряд хантов «Медвежьи игрища» назван победителем в номинации «Праздники» в Международном конкурсе «7 чудес финно-угорского мира и самодийских народов». 5 дней проводятся «Медвежьи игрища», если охотники добыли медведя, и 4 дня, если принесли в стойбище медведицу.

Медвежий праздник – наиболее давний ритуал, который сохранился до наших дней. Игрища проводятся не часто, один раз в несколько лет, но иногда и вне этого периода, по случаю добычи медведя. Обычно на игрища приглашаются жители селения и ближайших сел. Все гости приносят с собой угощение для медведя. В зависимости от количества присутствующих на медвежьих игрищах исполняется до 300 песен, танцев, сценок, кукольных представлений. Здесь совмещаются все виды народного творчества.

Если убит самец медведя, то праздник длится пять дней, если самка - то четыре дня. Самому празднику предшествует несколько обрядово-ритуальных действий.

Существуют строгие нормы снятия шкуры медведя. Добытого зверя очищают снегом, водой, или, при их отсутствии, мхом и землей.

Шкура с головы и передних лап до кистевых сгибов не снимается.

Затем медведя укладывают на специально изготовленный обруч в жертвенной позе. Голова зверя кладется между его лап.

Когда медведь обряжен, его везут в поселок через все ближайшие священные места. Уже в селении голову медведя устанавливают в священном (правом переднем) углу дома и проводят обряд гадания.

У убитого зверя спрашивают согласия на проведение игрищ.

На глаза и нос кладут монеты, сверху - носовой платок. На него надевают бисерные украшения.

Атрибуты для медвежьей церемонии (ритуальные халаты, шапки, стрелы, шкуры пушных зверей, маски) хранятся в священных ящиках и достаются только перед праздником.

Исполнителями всех видов народного творчества являются мужчины, они исполняют как мужские, так и женские роли. Единственное, в чем проявляет себя женщина - это танец, который исполняется каждый день. Каждый присутствующий на игрищах должен танцевать Игра «Куль – отыр» для медведя, иначе, согласно поверию, обидевшийся зверь может причинить неприятности.

Вторая часть игрищ посвящена духам - хранителям отдельных родов, хозяевам рек, озер, лесов и так далее.

Третья часть посвящена смешным, шутливым песням. Исполнители выступают в берестяных масках, показывают различные сценки, в которых высмеиваются человеческие пороки.

Четвертая часть медвежьих игрищ посвящена лесным божествам и называется "песни менков".

Существует ещё одна очень важная часть праздника, на которой запрещено присутствовать детям и женщинам. Мужчины гадают о предстоящей охоте и поют "запретные песни", посвященные душе медведя.

Завершается медвежий праздник появлением персонажей, изображающих птиц и животных.

Вороний день – "Вурна хатл" (хант.), отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы.

Вороний день - любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа.

В Ханты-Мансийске празднование проходит в парке - музее "Торум - Маа". В представлениях обских угров ворона - покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем.

Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей.

В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также изображавшие весеннее поведение птиц.

Их исполняли женщины, закрыв лица платками. На краю деревни совершали поры (бескровное жертвоприношение) - ставили стол с жертвенной пищей для ворон.

На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. (38) С этим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будут весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод и т.п. На празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне.

Праздник Обласа, проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе, поочередно в каждом национальном поселке.

Гвоздь праздничной программы – гонки на обласах.

В каждом заезде участвуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой. Состязания проводятся отдельно в группах юношей до 17 лет, мужчин - до 55 лет, а также мужчин-ветеранов и женщин.

Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо.

Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная в игре в палочку. Для этого две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись руками в палочку, тянут ее каждая к себе, пытаясь отобрать у соперницы. Вечером – застолье.

В последние годы в празднике обласа принимают участие представители коренных народов других регионов России и из-за рубежа.

День оленевода, проводится в феврале в Нижневартовском и Березовском районах, как правило, приурочивается ко Дню защитника Отечества 23 февраля.

Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю, чтобы согреться.

Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках.

Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Отдельно соревнуются мужчины и женщины.

Одновременно с гонками проходят другие соревнования по традиционным северным видам спорта: метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, тройной прыжок, метание топора на дальность.

Вероисповедание – православие. При этом сохраняются традиционные верования.

У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп.

Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах - хозяева местности, которые изображались в виде идолов.

Волк считался созданием злого духа Куля.

Санквылтап (манс. – звенящий) музыкальный инструмент в форме лодки, имеет более пяти струн. Изготовляется из осины. Чаще всего он звучит на Медвежьем празднике. Чисто женский инструмент наркас – юх и санквылтап, томран (косточка с жилкой) Его изготовляет обычно местная мастерица.

2.1 Социологический опрос

Чтобы выяснить, что знают ребята нашей школы о народах, проживающих на территории Тюменской области, мы провели опрос. В опросе участвовало 43 респондента (педагоги и учащиеся нашей школы среднего и старшего звена). Было предложено ответить на вопросы:

1. Знаете ли вы, какие коренные народы проживают на территории Тюменской области?

2. Что вам известно о культуре и традициях народов ханты и манси?

Ответы на первый вопрос:

31 % – назвали такие народы, как эвенки, ханты и манси, удмурты.

23 % – ханты, манси, ненцы.

46 % человек – затруднились ответить.

Ответы на второй вопрос:

26 % – носят одежду из оленьих шкур, хорошие оленеводы, ездят на нартах, едят сырое мясо.

25 % – носят одежду из оленьих шкур, жилище-чум.

49 % – затруднились ответить.

Из опроса можно сделать вывод, что о коренных народах Тюменского Севера респондентам мало что известно. Правильно отвечали в основном педагоги. Ребятам было сложно дать ответ. Поэтому необходимо привлекать внимание и взрослых и детей к данной теме, знакомить с культурой и традициями народов.

Заключение

Мы изучили традиции и быт народов ханты и манси, а также особенности культуры народов. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси – обские угры. Они прекрасные рыболовы и оленеводы. Шьют одежду из оленьих шкур, украшают ее вышивкой из бисера. Строят жилища – чумы, устраивают праздники. Жизнь ханты и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки. Они живут в гармонии с природой, бережно хранят свои традиции.

Несмотря на то, что ханты и манси относятся к малочисленным народам, они вносят огромный вклад в развитии культуры нашего края. К сожалению, у учащихся школы и педагогов недостаточные знания о народах ханты и манси. Поэтому своей работой я постарался привлечь внимание к данной теме. Необходимо и взрослым и детям изучать быт и традиции ханты и манси, чтобы понимать, уважать и ценить культуру народов, проживающих рядом с нами. И чтобы коренные малочисленные народы и их культура не исчезли навсегда.

Гипотеза подтвердилась.

Библиографический список

Литература

1. Край родной: Азбука краеведения. -  Екатеринбург: 2001 г.

2.Формирование этического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск: 2002 г.

3. Югра: региональный журнал, 2003 – 2013 г.

4. Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск: 2000 г.

Интернет ресурсы:

Xant.net.ru

https://t-l.ru/41949.html Материалы к Президиуму Госсовета: коренные малочисленные народы Тюменского Севера

Приложение 1

Приложение 2

В настоящее время северное оленеводство в России находится в глубоком кризисе. В целом он связан с тем, что за годы планового хозяйства оленеводческое хозяйство было лишено самостоятельности и искусственно привязано к государственным дотациям. В период реформ дотации и плановые закупки оленьего мяса прекратились. Попытки провести в отрасли преобразования, создать "семейно-родовые", "общинно-родовые" или "фермерские" оленеводческие хозяйства положительного результата не дали. В большинстве северных регионов поголовье оленей продолжает сокращаться, бывшие оленеводы живут в нищете, теряется уникальный опыт и культурные традиции оленеводства.

В результате промышленного освоения Севера традиционным видам деятельности коренных народностей, их образу жизни нанесен огромный ущерб: они лишились многих охотничьих и рыболовецких угодий, оленьих пастбищ, вынуждены были переселяться из районов прежнего проживания.

Для защиты малочисленных народов Севера необходима социальная государственная программа и финансирование.

С целью возрождения и развития малочисленных народностей Тюменского Севера, сохранения их культуры и быта, традиционных видов деятельности, им выделены территории приоритетного природопользования. В Ханты-Мансийском автономном округе они занимают треть, в Ямало-Ненецком –половину площади.

Эти территории включают в себя места обитания и хозяйственной деятельности коренных народов. Промышленное освоение в границах территорий приоритетного природопользования или исключается, или возможно с разрешения проживающих там коренных жителей и местных органов управления.

Администрация ЯНАО получила в управление более 5% акций РАО "Газпром", выделенных специально для поддержания коренного населения.

Для защиты малочисленных народов Севера необходима социальная государственная программа и финансирование.

 Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера.

Ханты и манси стали заниматься оленеводством с 13–15 веков, обучившись этому занятию у северных соседей – ненцев. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей.

Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым.

Быт коренных народов ханты манси.

Они живут в гармонии с природой, бережно хранят свои традиции.

Второй продукт питания ханты и манси – мясо.

Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках.

Просмотров работы: 238