Введение
Актуальность темы:
Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа.
Целью моей работы: является знакомство с историей русского народного танца и какое место он занимает в современном мире.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- Изучить литературные источники, позволяющие определить особенности русского народного танца.
-Узнать об основных жанрах народного танца.
- Проследить взаимосвязь компонентов народного танца: движений, композиции, музыки.
- Провести опрос среди учащихся школы и выяснить какие танцы в наше время популярны и какое место в нем занимает русский народный танец.
Объект исследования:
Русский народный танец.
Предмет исследования:
Танец.
Гипотеза исследования:
Могу предположить, что русский народный танец, это не просто набор движений, а отражение души русского народа.
Методы исследования:
Анализ источников информации;
Поиск фотографий и иллюстраций;
Анализ социального опроса, по заданной теме;
Обработка полученных результатов.
Глава 1
Танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств.
Танец имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно – магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам.
Первое официальное упоминание о русском народном танце относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. Важно отметить, что Русские народные танцы привязывались к большим церковным и язычником праздникам. Основные: масленица, Рождество, свадьбы… На Ивана-Купала в далекой древности огромной популярностью пользовались танцы на плотах. Их исполняли ночью, а по речной глади пускали венки. Этот вид танца считался ритуальным, так как именно в эту ночь девушки искали себе жениха: кто из мужчин первым выловит венок – тому и женится!
К русским народным танцам относятся: задорные огромные хороводы, пляски, они были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок. У русского народного танца есть символы: медведь, петух, венки с зажжёнными свечами, изделия из соломы и цветов (ручной работы), огонь.Все танцевальные символы напрямую связаны с религиозным представлением русского народа1.
Со временем танец утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязательность исполнения танца по определённым временам года.
Классификации русских народных танцев.
Русские народные танцы делится на хороводы (в том числе круговые, орнаментальные, игровые) и танки, пляски и переплясы, кадрили (включая более поздние по происхождению виды танцев — ланце и польку).
Хоровод (Приложение 1)— это одновременно танец, песня и игра. Исполняются чаще по кругу, взявшись за руки, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Хороводы бывают женские и смешанные. В каждом регионе России существуют свои особенности исполнения хороводов — в движениях и переходах2.
В орнаментальных хороводах тексты песен, исполняемые во время танца, не содержат конкретного действия, ярко выраженного сюжета, участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры-орнаменты.
В игровых танцах (Приложение 2)с помощью различных движений передаются характер, поведение, повадки животных и птиц: «Медведь», «Гусачок», «Журавель». Другие пляски связаны с трудовыми процессами - «Толкуша», «Веретено», «Косари». В них раскрываются и имитируются, благодаря рисунку и движениям, трудовые процессы. танец «Топотуха» танец «Журавель».
Пляски по кругу (Приложение 3) отличаются от орнаментальных (плясовых) хороводов степенью исполнительского мастерства и относительной независимости пары исполнителей от остальных участников, как, например, в «Польке», «Матане», «Акулинке» или «Тимоне». Содержание песен в большинстве своём шуточное, бытовое или лирическое. Песни поют часто только зрители, стоящие вокруг, а не танцующие, и под аккомпанемент музыкантов. Темпы значительно быстрее, чем в хороводных-плясовых песнях.
Танок — древний южнорусский и украинский народный массовый обрядовый танец, с песней и элементами игры. Иногда считают особым видом хоровода.Особенностью танкабыло пениесамих участников, без музыкального сопровождения3.
Русская пляска— это ранние обрядовые, а сейчас — бытовые танцы. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. Пляска — наиболее распространённый и любимый сейчас импровизационный жанр народного танца. В каждом регионе России существует свой, местный тип пляски. Плясовые фигуры — коленца — очень разнообразны. Участники пляски свободно используют их по своему усмотрению. Нет регламентированного передвижения танцоров по плясовому полю: каждый мог занять то место, которое ему хотелось. Наиболее распространённые, устоявшиеся виды русской пляски: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска (карагод). В групповой пляске может участвовать много людей, но чаще её состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей, в некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей. Основные приемы пляски: хлопушки, шаг, присядки, коленца,дробь.
Перепляс — это соревнование в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности, показ характера исполнителя, демонстрация виртуозности исполнения движений — колен. Его исполнение носит импровизационный характер. В переплясе соревнуются не только мужчина с мужчиной или женщина с женщиной, но и мужчина с женщиной или целые группы танцоров
Кадриль (Приложение 4) (парный танец) — наиболее молодой вид русского танца, основой которому послужила классическая французская кадриль. Она встречается на всей территории России, за исключением некоторых мест русско-украинского пограничья. Танец появился в России в начале XVIII века, в эпоху преобразований Петра I. После указа о введении ассамблей (1718) бальная кадриль постепенно была подхвачена и недворянским сословием. Знакомство с кадрилью происходило на основе рассказа крепостных слуг и различных служащих людей, которые, увидев исполнение танца аристократами, повторяли запомнившиеся им фигуры, переделывая их на свой лад. Жители различных российских сёл и городов знакомились с кадрилью на торговых ярмарках, танец быстро стал популярен4.
Русская народная одежда(Приложение 5)красива, ярка по краскам,богата украшениями,вышивкой. В создании одеждынарод проявил столько жеталанта и художественноговкуса, сколько и в созданиипесен и плясок. В старинудевушки долгие годы готовилисебе праздничную одежду,украшали узорами сарафан,кокошник, вышивали рубашкии кофты. Богатый костюм, вкоторый было вложено многотруда, переходил по наследствуот матери к дочери. Парниодевались тоже нарядно(вышитые разноцветныерубахи, красивые тканыепояса).Для мужского костюмахарактерен особый покройрубашки - косоворотки (разрезворотника не на серединегруди, а сбоку). Штаны шили изхолста, украшали узорами илиполосками.
Изучив различные источники, я получила необходимую информацию о самом танце, его видах и жанрах. Но цель моей работы подразумевала и определение места танца в современном мире.
Глава 2
К сожалению ничего подобного в источниках я не нашла. Но что бы достичь своей цели я прибегла к опросу в котором приняло участие 43 человека. Мной были заданы следующие вопросы:
Любите ли вы танцевать?(Приложение 6) Результат показал, что 55% опрошенных любят танцевать, 40% не любят и 5% танцуют редко.
Каким танцем вы увлекаетесь?(Приложение 7) Результат оказался разнообразным. Для 37% опрошенных не имело значение, что танцевать. 25% предпочитают современные танцы, 12% классическими и русскими народными. 7% увлекаются хип-хопом и брейк дансем.
Какие русские танцы вы знаете?(Приложение 8) 59% опрошенных не знают русских танцев, а 41% знают, но только некоторые жанры, такие как хоровод, ручеёк, пляска, полька.
Когда появился русский танец? (Приложение 9) Большая часть опрошенных 69% не знают когда появился танец, 26% считают, что в древности, и лишь 5% предполагают, что танец зародился в 18 веке.
Итог опроса: для современного русского человека народный танец постепенно превращается в красивую историю. Так как современный человек больше предпочитает современные танцы. Лишь единицы знают и отдают предпочтение русскому народному танцу. Итог опроса дал ответ на вторую часть моей цели.
Заключение
Изучая данный вопрос, я пришла к выводу, что русский народный танец - это не только набор движений, соединённых между собой. Танец - это большое понятие, включающее в себя и разнообразные движения, определённую композицию, подходящую мелодию, костюм, и идею. Без этих компонентов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для зрителя.
Список литературы.
Белых В. И., Донская Т. К. Объединяющая сила русского танца (статья);
Устинова Т. А., Лаков Н. А. Русские народные танцы. – М. 1950;
Климов А. А., Основы русского народного танца. — М. 1981;
http://slavyanskaya-kultura.ru;(6.01.2020г.)
https://www.hendrixstudio.ru. (6.01.2020г.)
Приложение
(Приложение 1)
Хоровод
(Приложение 2)
Игровой танец
(Приложение 3)
Пляска по кругу
(Приложение 4)
Кадриль
(Приложение 5)
Русская народная одежда
(Приложение 6)
Любите ли вы танцевать?
(Приложение 7)
Каким танцем вы увлекаетесь?
(Приложение 8)
Какие русские танцы вы знаете?
(Приложение 9)
Когда появился русский танец?
1Белых В. И., Донская Т. К. Объединяющая сила русского танца (статья)
2Устинова Т. А., Лаков Н. А. Русские народные танцы. – М. 1950;
Климов А. А., Основы русского народного танца. — М. 1981.
3http://slavyanskaya-kultura.ru; (6.01.2020г.)
4https://www.hendrixstudio.ru. (6.01.2020г.)
с. Усть-Мосиха 2020 г.