Влюблённые в небо...

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влюблённые в небо...

Плеханов Д.В. 1
1МАОУ-школа 9 г.о.Жуковский
Плеханова Е.В. 1
1МАОУ-школа 9 г.о.Жуковский
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Память о героях живет в наших сердцах вечно, пока мы о них помним. В нашем городе Жуковском есть кладбище. Для обычного человека такое место всегда навеяно грустью, тишиной, мраком. Быковское кладбище – это своего рода, мемориальный комплекс. Оно не выглядит настолько мрачным, как обычно мы воспринимаем подобные места. По центральной аллее комплекса можно увидеть жуковчан, которые сокращают путь между микрорайонами или просто прогуливаются. Совсем близко к комплексу примыкают высотные жилые дома.

Проходя по аллее, и видя на многих аллеях знаки отличия – «Герой России», «Герой СССР», «Участник ВОВ», невольно задумываешься об успехах таких людей. Действительно, Быковское кладбище можно назвать музеем под открытым небом. Здесь хранится память о наших земляках, проживших яркие дни.

Писать о мемориальном комплексе кладбище «Быково» в городе Жуковском можно бесконечно – судьбы похороненных здесь людей оставили неизгладимый след в истории Советского Союза и России. Мы решили остановиться на местах захоронения лётчиков-испытателей, изучить их биографию.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ:

- Выяснить места захоронения героев СССР и России, лётчиков-испытателей, а так же их биографию

- Исследовать «братские могилы» Быковского мемориального комплекса.

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: места захоронения лётчиков испытателей, Мемориальный комплекс «Быково», «братские могилы»

Фотосъемка осуществлялась с 1 августа по 17 ноября 2020 года.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучение исторических очерков и статей журналистов, воспоминаний лётчиков-испытателей и тех, кто посвятил свою жизнь авиации.

Обратился с видеообращением с жителям нашего города, помочь мне разыскать родственников лётчиков. Данная работа для меня стала не просто конкурсной работой, а это уже дело чести чтить и помнить героев прошлого и современности.

-4-

Исследование продолжается. Кладбище «Быково» в Жуковском достаточно большое, мне предстоит обследовать ещё много мест и найти тех, кто причастен к авиации, погиб при исполнении профессионального долга.

МЕСТО И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: Быковское кладбище (г.о.Жуковский), исследование началось в августе 2020 года и продолжается по настоящее время.

РЕЗУЛЬТАТОМ моего исследование явилось создание исторического очерка с мест захоронений героев, погибших при исполнении служебного долга или отдавших свою жизнь авиации, создание таблицы «Мониторинг состояния мест захоронений лётчиков-испытателей, лётчиков-космонавтов, героев СССР и героев России» (в таблицу внесены 37 фамилий лётчиков, чьи могилы нами исследованы и изучены, и найдены).

1. Быковское кладбище. Мемориальный комплекс «Быково» г.о.Жуковского. Краткая историческая справка

История города Жуковского не столько древняя, как история основания Мемориального кладбища. Мы выяснили, что раньше кладбище находилось на территории села Быково. И именно поэтому оно до сих пор сохранило такое название - Быковское.

Так же нам стало известно из источников, что в 1965 году Раменский Горсовет передал его в правление Жуковскому Горсовету. Все мы знаем, что наш город славится авиационной наукой, это город-наукоград. Поэтому большинство здешних памятников стоит на могилах людей, связанных с полётами и часто удостоенных звания Героя Советского Союза. Авиационная тематика прослеживается на многих оградах и надгробиях. Мы как раз и занимались исследованием этого вопроса.

Так же, хотим отметить, что исследуя различные источники информации, мы не смогли узнать точную дату возникновения кладбища «Быково»

Уточним, что историк Владимир Кусов в своей книге «Земли Московской области в XVIII веке», написанной на основании исследования строгих архивных документов, упоминает «храм Рождества Христова с лугами и кладбищем площадью в 702 сажени». Архивные документы указывают на 1784 г. Краеведы считают, что это и есть первое документальное упоминание кладбища «Быково». Так что, предположительно кладбище «Быково» возникло в 18 веке.

-5-

Здесь по-прежнему, традиционно хоронят лётчиков-испытателей, лётчиков-космонавтов и членов экипажей, погибших при авиакатастрофах. Со времён войны здесь остались братские могилы

На южной окраине кладбища в 1970-х годах установлен военный мемориал и памятник Неизвестному солдату, а после всем известной трагедии, связанной с захватом террористами школы в г.Беслане в 2004 году — памятник спасателям, погибшим при освобождении заложников в Беслане. Уникально тем, что обнесено стеной, которое одновременно является колумбарием. С западной стороны некрополя есть действующая церковь. Кладбище Быково подчиняется муниципалитету г. Жуковский. Очень интересным для нас материалом стала находка фрагмента военной карты (предположительная дата создания топокарты - 1878 г.) (рис.1) Обратим ваше внимание, что кладбище «Быково» на этой карте отмечено стрелкой. Мы предполагаем, что вероятнее всего, тогда это было тихое сельское кладбище села Быково и деревни Колонец (по исторической версии, старое название – Коломец).

2. Мониторинг мест захоронения лётчиков-испытателей, лётчиков-космонавтов, героев РФ и СССР

Находить места захоронений людей, о которых ты слышал только по книгам, узнавал их документальных фильмов – дело не из лёгких. Кладбище «Быково» достаточно большое. Своё исследование мы начали с Центральной аллеи. По этой аллее ежедневно идут люди, то и дело оборачивая свои взгляды в сторону могил, вчитываются в фамилии, иногда останавливаются. Эта аллея связывает 2 части города, она всегда многолюдна.Мы нашли место захоронения советского военнослужащего, майора, лётчика-испытателя, ушедшего из жизни ровно 2 года назад. Это Виктор Васильевич Рындин. Из исторических источников мы узнали, что Виктор Васильевич закончил Харьковский авиационный институт, далее - Черниговское военное авиационное училище летчиков и был оставлен в нем летчиком-инструктором; в

-6-

1971 г. окончил Школу летчиков-испытателей МАП, а в 1975 г. — МАИ. С 1971 г. участвовал в испытаниях самолетов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций.

Проводил испытания авиационных комплексов вооружения, навигационных комплексов, радиоэлектронного оборудования. Летал на определение летно-технических характеристик самолетов. За время летной работы освоил 70 типов летательных аппаратов. В 1989 г. перешел на работу в ОКБ на должность ведущего инженера.

Награжден орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями. Фото места захоронения авторское, сделано 8 сентября 2020 года.

Турик Игорь Яковлевич. 27 июля 2018 года в «Комсомольской правде» вышла статья об этом лётчике.

«Он жил в небе, а на земле всегда улыбался», - так говорили земляки-хабаровчане о нем. И на надгробной плите его фото с широкой лучезарной улыбкой. Нелепая авиакатастрофа, произошедшая 24 июля 2018 года в Подмосковье, в районе Серпухово, на аэродроме Дракино, он разбился на своем легкоматорном самолете. Погиб он вместе со вторым пилотом Бирюковым Виктором.По словам очевидцев, полет испытателей длился около десяти минут, после чего самолет вдруг дернулся и сорвался в штопор с высоты в несколько метров. К сожалению, шансов выжить ни у кого из летчиков не было. Игорю было 49 лет…Он возглавлял Федерацию авиационного спорта на Дальнем Востоке, так же являлся Чемпионом мира по высшему пилотажу и Мастером спорта лётчиком-испытателем. Большую часть жизни провёл в Хабаровске. Теперь его там чтят и помнят. А вот похоронили его на Быковском мемориальном комплексе.

-7-

Игорь Иванович Гудков – сын лётчика -истытателя, подполковника Ивана Семеновича Гудкова. Закончил он Армавирское лётное училище, позже – школу лётчиков-испытателей. Он умер 2 октября 1999 года при выполнении служебного авиарейса на ИЛ-76 на Западноафриканский аэродром Лунги (государство Сьера-Леоне). Позже

обнаружили, что он заболел тропической малярией и врачи ему не смогли помочь и спасти. Такая история. Игорю на тот момент было всего 40 лет.

Очень интересную информацию мы нашли на сайте: https://www.aex.ru/news/2020/1/30/207877/. Оказывается 30 января 2020 годы исполнилось ровно 25 лет со дня первого полета самолёта ИЛ-103 на аэродроме Луховицкого машиностроительного завода. А командовал тем экипажем – Игорь Гудков.

Место захоронения Игоря достаточно ухоженое, высажены цветы, покрашена ограда.

Фото авторское, сделано 8 сентября 2020 года.

-8-

Мельников Сергей Николаевич. Это уроженец нашего города Жуковского. Был лётчиком -испытателем ОКБ им. Сухого. Участвовал в испытаниях боевых самолётов Су-24, Су-25, Су-25УТГ, Су-27, Су-34 и их модификаций.

Указом Президента Российской Федерации № 251 от 7 марта 1995 года за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новых образцов техники, лётчику-испытателю Мельникову Сергею Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

Служил Сергей Николаевич в Азербайджане. Окончил Московский авиационный институт. Его, поистине можно назвать и Рекордсменом России, потому что первым в России выполнил 100 и 200 посадок на палубу авианосца.

У него был огромный опыт, который накапливался в результате испытаний. Ч Именно он разработал методику и обучил строевых летчиков 279 Корабельного истребительного полка технике посадки на палубу авианосца. Так же Сергей Николаевич принимал участие в проведении испытаний во время дальнего похода крейсера в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах и Средиземном море. 29 апреля 1999 года вместе с летчиком – испытателем 1 класса Пугачевым В.Г. поднял в воздух самолет Су-27 КУБ, предназначенный для обучения палубных летчиков ВМФ России. Награжден Орденом Почета (2000), медалями и имеет благодарности от руководства ОКБ и командования ВМФ России.

На сайте «Галактика. Содружество авиационных экспертов» мы нашли его интервью. Цитирую: «Я взял список всех летных училищ в военкомате, взглянул на карту Советского Союза и выяснил, что это Ейское – единственное училище на берегу моря. Истребители, море, плюс добрый совет о поступлении именно туда друга семьи, испытателя Олега Кононенко – и выбор был сделан! Первый самостоятельный полёт помнит каждый летчик, к тому же у меня его дата совпала с днем моего дня рождения (7 июля). Я взлетел на учебно-тренировочном Л-29, выполнил полет по кругу и начал готовиться к образцово-показательной посадке. Все сделал правильно, но, перед касанием, в волнении, забыл снизить обороты двигателя. И самолет не хотел садиться. Хорошо, руководитель полетов по радио указал мне на мою ошибку, и я успел сесть, хотя и ближе к концу полосы. Мой инструктор, поздравляя с первым вылетом, пошутил: «Ладно,

-9-

что, не убился, а то бы надпись на памятнике была короткой – день рождения и смерти совпадает!»

(ссылка на источник: https://www.aex.ru/docs/2/2010/9/15/1153 Там опубликована полная версия интервью).

Лысенко Александр Иванович. Место захоронения этого лётчика-испытателя мы нашли в самой глубине кладбища. Судя по дате рождения и смерти Александра, прожил он недолго, всего 32 года. Из исторических источников мы узнали, что родился он в Санкт-Петербурге, тогда ещё, Ленинград, 22 июня 1945 года. Был участником боевых действий в Египте с декабря 1970 по февраль 1972 годы. Был совсем молод. А в 1974 году он поступил в школу лётчиков. И с апреля того же года работал на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Проводил испытательные работы. Погиб трагически 3 июля 1977 года при выполнении испытательного полёта на МИГ-23 УБ. Жил он в то время в г.Жуковском. И похоронили его так же в этом городе на Быковском кладбище. Награждён Орденом Красной Звезды и медалями.

Погиб он вместе с Мамонтовым Геннадием Владимировичем (из Самары).

«Ребята сорвались в штопор. Но под ними был город. Прыгать нельзя! Остановили вращение: самолет опустил нос, разгоняясь, да так с большим углом пикирования вошел в землю за окраиной городка. Судьба накрыла их черным своим крылом на окраине старого русского городка Егорьевска Московской области». Похоронены лётчики вместе. На фото место их захоронения. Фото сделано мною в конце августа 2020 года. Что касается Мамонтова Геннадия, на ЛИИ он работал с 1967 года до последних дней своей жизни. Сам он родом с Астраханской области. Учился в Грозном, в Армавире, окончил школу лётчиков. В 1970 году при проведении испытаний на прочность на МИГ-23, катапультировался и получил ранения. Проводил испытания так же и на СУ-7, СУ-7ЛЛ. Занимался испытанием прочности и управляемости.

-10-

Я обратил внимание, что на могилах свежие цветы, хотя со дня их захоронения прошло уже 43 года. Предполагаем, что дети или внуки посещают могилу. Фото я делал в августе, а 3 июля была 43-тья годовщина со дня из смерти.

В г.Егорьевске Московская области живет наша бабушка. В ноябре 2020 г. Я побывал на месте крушения воздушного судна. Там установлен мемориальный памятник.

Могила Рыбикова Леонида Денисовича расположена так же в самой глубинке Быковского кладбища. Смерть датируется 1978-м годом. Мы узнали, что этот лётчик-испытатель, которому присвоено звание Заслуженного лётчика-испытателя СССР, родился в г.Смоленске. Но через 15 лет вместе с родителями он переехал в Москву. В 17 лет окончил Московский городской аэроклуб. В 1949 году ушёл на службу в армию. В 1960 году закончил обучение в школе лётчиков, с того времени работал в ЛИИ.

Принимал участие в исследовательской работе по:

- аэродинамике крыла с острой передней кромкой на Су-9ЛЛ,

- расширению границ запуска двигательной установки,

- двигателю Р-29-300 для истребителя МиГ-23М,

- двигателю Р-25-300 с системой разжигания форсажа камерным способом на МиГ-21БИС,

- топливной системе истребителя МиГ-23М с доработанными отсеками перегрузки. Эту информацию мы нашли в «Авиационная энциклопедия в лицах» под редакцией А.Н. Ефимова.

-11-

Трагически погиб во время испытательного полёта на Су-15 24 декабря 1976 года. Памятник выполнеи из красного гранита. Информации о родных Леонида, к сожалению, мы не нашли.

Место захоронения лётчика-испытателя Липилина Евгения Васильевича даже невооруженным взглядом показалась нам давно заброшенной. Фотографию сделал в конце августа 2020 года. Возможно в Жуковском или близлежащих районах нет родственников, знакомых, сослуживцев. 26 лет прошло с момента захоронения Евгения Васильевича. Оно и понятно, ведь родился он в Украине. Возможно все родственники именно там. Ушёл из жизни он очень рано, в возрасте 42-х лет.

Исторические данные свидетельствуют о том, что место рождения этого лётчика-испытателя – г.Харьков. Именно там он и работал после окончания школы лётчиков. А с 1983 года – на летно-испытательной базе ОКБ им.Сухого. Участвовал в испытаниях СУ-27. О трагической гибели во время испытаний тоже не нашли никакую информацию.

Могила лётчика-испытателя Кознова Анатолия Андреевича исполнена в строгом стиле из серого мрамора. «Сыну, отцу от матери и детей» - единственная фраза, написанная на надгробной плите Анатолия.

Со дня гибели Анатолия Андреевича прошло 56 лет. Родом лётчик из Нижегородской области, село Малые Могильцы. Учился в МАИ, в школе летчиков-испытателей. В 1957 году пришёл работать на ОКБ им.Сухого. С 1962 по 1963 годы не летал из-за травм, полученных в результате авиакатастрофы.

Ему принадлежит мировой авиационный рекорд скорости на самолете СУ-9 (2377 км/час). Ему принадлежит более 400 испытательных полетов. Участвовал в испытаниях 23-х типов самолетов.

Смерть его трагическая. Погиб 18 апреля 1964 года при выполнении испытательного полета на СУ-7БКЛ с ускорителями. Последние годы жизни он жил в Жуковском. Тут его и придали земле…

-12-

Отмечу, что могила достаточно ухоженная, ограда покрашена. Вероятнее всего совсем уже взрослые дети и внуки посещают своего отца, деда.

Невозможно не заметить памятник, установленный и на месте захоронения заслуженного лётчика-испытателя Кононенко Олега Григорьевича. Бюст летчика возвышается на 1,5-метровом постаменте. 8 сентября исполнилось ровно 40 лет с момента смерти лётчика. Мы узнали, что Олег Григорьевич – уроженец Ростовской области (с.Самарское). С 1950 года жил в Ростове-на-Дону, через 6 лет окончил Ростовский авиационный техникум и одновременно Ростовский аэроклуб. Он – многократный Чемпион СССР по авиамодельному спорту.

В 1966 году после окончания Школы летчиков направлен работать в ЛИИ. Проводил испытания не вертолетах Ми-2, ми-4. Ми-6, Ми-8.

С 1972 года участвовал в испытаниях самолётов вертикального взлёта и посадки Як-36М и Як-38. Выполнил первым посадку Як-36М на палубу противолодочного крейсера «Киев» и взлет с коротким разбегом (ВКР) на сухопутном аэродроме. В 1975 году без отрыва от основной работы окончил Московский авиационный институт. Был одним из первых лётчиков-испытателей, участвовавших в программе «Спираль».

В 1977 году зачислен в первую группу лётчиков-испытателей ЛИИ (позднее — отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР) для участия в космической программе «Буран». С 1979 года по 1980 год проходил общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.

27 декабря 1979 года в ходе отработки ВКР с палубы тяжёлого авианесущего крейсера «Минск» в акватории Уссурийского залива был вынужден катапультироваться вместе со вторым пилотом М. Дексбахом из самолёта Як-38У, который потерпел аварию и рухнул в море из-за отказа системы поворота сопел подъёмно-маршевых двигателей (ПМД). Погиб 8 сентября 1980 года: при взлёте самолёта Як-38 (№ 0307, борт 45) с палубы ТАВРК «Минск» при отработке методики ВКР на предельных режимах не переложились створки сопла ПМД, самолёт сошёл с потерей высоты с палубы корабля, ударился колёсами об ограничительный брус и, выйдя за обрез палубы, стал полого снижаться. Перед тем как затонуть, Як-38 ещё около минуты шёл в фонтане брызг над самой водой.

-13-

Кононенко не катапультировался, до последнего пытаясь набрать высоту и спасти самолёт. После этой аварии на Як-38 провели ряд доработок, повышающих надёжность системы поворота сопел ПМД, и уточнили методику ВКР.

Посмертно награжден двумя Орденами Ленина. В августе 2020 года Олегу Григорьевичу бы исполнилось 75 лет.

Его сын Олег продолжает династию своего отца.

В нашем городе есть улица Левченко. Название не случайно. Ведь Левченко Анатолий Семенович – заслуженный летчик испытатель СССР (1986 г.), лётчик-космонавт СССР (1987 г.), Герой СССР (1987 г.), уроженец Харьковской области.

В 1987 году Анатолий Семенович занял пост заместитель начальника Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей в ЛИИ.

21-29 декабря 1987 года участвовал в историческом событии для всех нас, полёте на станцию «Мир» в качестве космонавта-исследователя на кораблях «Союз ТМ-4» (старт; командир экипажа — Владимир Титов, бортинженер — Муса Манаров) и «Союз ТМ-3» (посадка; командир экипажа — Юрий Романенко, бортинженер — Александр Александров). Продолжительность полёта — 7 суток 21 час 58 минут.

Провёл эксперимент по исследованию возможности управления «Бураном» в период острой адаптации к невесомости. За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Сразу же после возвращения на землю провёл ещё один эксперимент, направленный на оценку реакции пилота при управлении «Бураном» после воздействия факторов космического полёта.

Вскоре после полёта тяжело заболел: у него развилась опухоль головного мозга, от которой он скончался. Похоронен на Быковском кладбище города Жуковского Московской области. Рядом с могилой Анатолия Семеновича похоронена его супруга Людмила. У них был совместный сын Кирилл, рожденный в 1974 году.

-14-

Людмила Левченко не надолго пережила мужа: она скончалась 8 лет спустя, 29 декабря 1996 года. По иронии судьбы — день в день спустя 9 лет после жесткой посадки, разрушившей здоровье Анатолия Семеновича. Мистика какая-то…

На могиле Венедиктова Евгения Николаевича я побывал 14 сентября 2020 года. Фото сделано именно в тот день. Год смерти летчика – 1971 год. Прошло уже 49 лет. Заметно, что за могилой никто не ухаживает. Земля поросла травой.

Евгений Николаевич был лётчиком-испытателем 3-го класса, старшим лейтенантом. Мы узнали, что он родился в Симферополе 11 августа 1937 года. Но через 2 года вместе с родителями их семья переехала в Москву. В 50-х годах он окончил Московский Городской аэроклуб.

Историческая справка: «В армии с 1954. В 1957 окончил Кировоградское ВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС. С 1965 - в запасе. В 1967 окончил Школу лётчиков-испытателей. С ноября 1967 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Провёл испытания ряда авиационных двигателей на Ту-16ЛЛ и истребителях. Участвовал в испытательных полётах на Ан-12, Ил-18, МиГ-21, МиГ-23, Су-7, Су-9, Ту-104, Ту-124 по тематике института».

Его жизнь, как и многих летчиков, оборвалась трагически. Погиб Евгений Николаевич 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полёта на Ту-16ЛЛ. В то время он жил в Москве, но похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище. 34 года …такая недолгая жизнь лётчика. В этом году Евгению Николаевичу могло бы быть 83 года. Кстати, мы нашли еще интересную информацию. Что в этой же катастрофе погибли командир - АМЕТ-ХАН Султан - дважды Герой Советского Союза (1943 и 1945), Заслуженный летчик-испытатель СССР (1953). В нашем городе его именем названа одна из улиц; МИХАЙЛОВСКИЙ Вильям Александрович - штурман-испытатель; ЛЕНСКИЙ Радий Георгиевич - ведущий инженер по летным испытаниям авиадвигателей; ВОРОБЬЕВ Алексей Васильевич - бортрадист-испытатель.

-15-

Если идти по центральной аллее и никуда не сворачивать, в глаза бросается заброшенная могила лётчика-испытателя Пугаева Евгения Ивановича. Гранитная глыба возвышается на месте его захоронения. Из жизни Евгений ушёл в 34 года. Родился в Москве. Детство прошло в Ленинакане, затем в г.Буй Костромской области. Закончил МАИ, Московский аэроклуб. Затес стал инженером ЛИИ.

30 апреля 1970 года жизнь его трагически оборвалась. Он погиб в испытательном полете при перегоне Ка-25 со скрытым дефектом. Награжден орденом «Знак почёта». Последние годы жизни провёл в Жуковском.

На могилу Рыбникова Сергея Викторовича невольно обращаешь внимания, прогуливаясь по центральной аллее кладбища. Улыбающийся Сергей на фоне голубого неба не оставляет равнодушного никого. Он был сыном военного лётчика, родился далеко за пределами России, тогда еще бывшая ГДР (город Шверин). Прожил всего 36 лет…Был лётчиком-испытателем 1-го класса, окончил Школу лётчиков-испытателей им. Федотова.

Успешно окончив курс в октябре 2003 года продолжил работу в Лётно-испытательном центре РСК «МиГ», в г. Луховицы, Московской области, в

должности лётчика-испытателя 3 класса. За время лётной работы освоил более двух десятков типов серийных, модифицированных и опытных самолётов. Провёл ряд ответственных испытаний самолётов МиГ-АТ, МиГ-21, МиГ-27, МиГ-31БМ, МиГ-29 и их модификаций.

Жизнь талантливого лётчика-испытателя трагически оборвалась 5 декабря 2014 года. Причиной смерти стали травмы несовместимые с жизнью, полученные при катапультировании в ходе испытательного полёта.

У Сергея Викторовича остались жена, Юлия и три дочери — Майя, Виталина и Пелагея (2004, 2007 и 2014 года рождения).

Наиболее значимый вклад Сергей Викторович внёс в испытания самолётов палубного базирования. Выполнял огромный объём служебных задач за рубежом, связанных с облётом и сдачей заказчику самолётов, производимых РСК «МиГ». В

-16-

качестве лётчика-инструктора готовил иностранных пилотов к эксплуатации самолётов МиГ.

Ему присвоено звание Герой Российской Федерации (12 июля 2017 года, посмертно) — за мужество, героизм и высокий профессионализм, проявленные при испытании и освоении новой авиационной техники.

«Отец и сын плечом к плечу»

Пройдя вглубь кладбища обнаружил 2 захоронения. Летчик-испытатель и штурман-испытатель имели одинаковую фамилию. Не совпадение ли это? Оказалось, это отец и сын. Иван Ефимович был штурманом-испытателем 1-го класса, родился в Псковской области, принимал участие в серийных испытаниях планеров Як-14, Ил-12Д, Ли-2, М-4, 3М, Ми-6 и их модификаций. Погиб 6 августа 1967 года при выполнении испытательного полета на Ка-25. Его сын Владислав повторил судьбу отца. Он тоже стал лётчиком-испытателем 1-го класса. Ушёл из жизни тоже трагически в возрасте 33-х лет в авиационной катастрофе при выполнении боевого вылета в 10 км южнее аэродрома Кандагар.

3 .Авиакатастрофы….

Хотел бы еще вспомнить про одно событие. Авиационная катастрофа самолёта Sukhoi Superjet 100 с регистрационным номером RA-97004, случившаяся во время показательного полёта в Индонезии.

По данным, которые мы исследовали, облачности самолёт врезался в склон горы Салак. Все находившиеся на борту погибли. Позже выяснили причину авиапроисшествия — ошибки в подготовке полёта (незнание экипажем рельефа местности на маршруте полета), неверная

-17-

настройка радаров аэропорта сопровождения, отвлечение экипажа посторонними разговорами.

На борту находилось 45 человек: 42 пассажира и 3 члена экипажа. Экипаж состоял из граждан России, среди пассажиров были представители 4 стран: француз, американец, 5 граждан России, 35 индонезийцев.

Экипаж проводил демонстрационные полёты в рамках тура «Welcome Asia» по шести азиатским странам: Казахстан, Пакистан, Мьянма, Индонезия, Лаос, Вьетнам. До прибытия в Индонезию SSJ RA-97004 демонстрировался в Пакистане и Мьянме.

При входе на Мемориальный комплекс со стороны ул.Баженова и Набережной р.Быковки в глаза бросается «братская могила» из красного гранита. Это место невозможно пройти мимо. Невольно обращаешь свой взор в ту сторону.

28 января 1982 года при выполнении испытательного полёта на аэродроме ЛИИ МАП Жуковский потерпел катастрофу стратегический бомбардировщик Ту-95М-55. Самолёт был обледеневшим. Перед полётом его не обработали специальным противообледенительным составом. Прилетающие борты сообщали об обледенении.На взлёте, в момент отрыва от земли, самолёт задрал нос и свалился на левое крыло. Погиб экипаж в составе 10 человек:

● КВС – Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1979) Герой Советского Союза (1977) Кульчицкий Николай Евгеньевич (р. 1929);

-18-

ПКК – лётчик-испытатель Шкатов Виктор Ильич (р. 1941);

● Штурман-навигатор – штурман-испытатель Шевцов Александр Семёнович;

● Штурман-оператор – штурман-испытатель Николаичев Александр Николаевич;

● Бортрадист-испытатель Горсткин Игорь Николаевич;

● Бортинженер-испытатель Жилин Александр Азарович;

● Ведущий инженер Серман Валерий Эдуардович;

● Бортэлектрик-испытатель Амплеев Виталий Яковлевич;

● Бортмеханик-испытатель Сунгатулин Хайдар Измайлович;

● Бортмеханик-испытатель Макаров Константин Павлович.

Комиссия МАП первым пунктом акта записала, что причиной катастрофы явился вывод самолёта на большие углы атаки. Другими словами – вывел лётчик, значит, он и виноват. Такая информация и была разослана во все лётно-испытательные подразделения министерства. Фото погибших мы прилагаем в Приложении.

Ещё одна «братская» могила. Сразу трое ушли в один день….Арапов Владимир Юрьевич (командир вертолёта Ми-8), Епифанов Александр-Викторович, Горохов Александр Вячеславович. Дата смерти датируется 20 июня 1991 годом. Катастрофа Ми-8Т Мячковского ОАО близ Люберец. Они находились на борту воздушного судна втроем, втроем и погибли.

Мы узнали, что экипаж выполнял полет по маршруту аэропорт «Мячково» - населенный пункт Сатино в Калужской области - Брянская область - аэропорт «Мячково» с целью доставки семи членов авиационно-технического клуба на бывшие аэродромы Великой Отечественной войны по заявке МАИ им. Серго Орджоникидзе. На борту находился также груз весом 100 кг. Через 21 минуту после взлета, в горизонтальном полете, произошло разрушение хвостовой

-19-

балки в районе стабилизатора и отделение ее хвостовой части от вертолета. В результате неуправляемый вертолет с левым креном и значительным углом тангажа на пикирование, имея большую вертикальную скорость, практически без поступательной скорости, упал в лесной массив с высотой деревьев 20-25 м и средним расстоянием между ними до 8 м, в 260 м от МКАД (55°40’20”С.Ш. 37°50’30”В.Д.) и в 1800 м юго-западнее а/д Люберцы, разрушился и сгорел.

Заключение

П амять о героях СССР и России живёт в сердцах людей до тех пор, пока мы о них помним.

Свою исследовательскую работу я начал в августе 2020 года и и продолжаю по настоящее время. Ведь история – она жива.

Своим одноклассникам и ребятам из младших классов в начале сентября я провел онлайн-конференцию «Влюбленные в небо», где рассказал о героях, которые похоронены совсем рядом. Мы часто проходим мимо, и порой не задумываемся, какой историей окутана их судьба.

Я перелистал много исторических книг, в сети интернет находил очерки журналистов, отзывы родственников и друзей погибших героев. Тема, на самом деле, оказалась очень интересной для меня и нашей семьи. Очень большую пользу мне принесла книга «ШЛИ СО ВРЕМЕНЕМ», в которой собран большой архивный материал ЛИИ им М.М.Громова, ШЛИИ им. Федотова А.В и из семейных архивов выпускников ШЛИ.

-20-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

https://testpilot.ru/review/isplii/ Испытатели ЛИИ. Памяти тех, кто не вернулся с полета.

Рыбиков Леонид Денисович // Авиационная энциклопедия в лицах / Отв. А. Н. Ефимов. — Москва: Барс, 2007. — С. 518. — 712 с.

Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-9538

«ШЛИ СО ВРЕМЕНЕМ». Редакция газеты «Жуковские вести», 2002 год.

https://zen.yandex.ru/media/supersemeyka/bykovskoe-memorialnoe-kladbisce-5d43cc81bc228f00ada8b9e2 Быковское мемориальное кладбище

http://sm.evg-rumjantsev.ru/grave/bykovskoe.htm Космический мемориал

https://hojja-nusreddin.livejournal.com/3737872.html Кладбище села Быково

https://gufo.me/dict/biography_encyclopedia/%D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Большая биографическая энциклопедия

https://testpilot.ru/base/tag/geroj-rossii/ Летчики-испытатели

Сайт «ГЕРОИ НЕБА». https://www.testpilots.ru/category/vip/letchiki-ispytateli/

https://mai.ru/common/history/alumni/testers.php Выпускники МАИ, герои России и СССР

https://pomnisvoih.ru/category/geroi-i-ih-podvigi/lyotchiki-geroi «Помни своих...»

Приложение 1

Турик Игорь Яковлевич, лётчик-испытатель, чемпион мира по высшему пилотажу.

Газета «Комсомольская правда», статья от 28.07.2018 г.

Приложение 2

Лётный состав, похороненный на Быковском кладбище. Авиакатастрофа в Индонезии 9 мая 2012 год.

Приложение 3

Сергей Мельников – герой России

Из материалов сайта «Герои неба»

https://www.testpilots.ru/2010/09/bez-tebya-zemlya-osirotela-e2-80-a6/

Приложение 4

Стихотворение, посвященное памяти Сергея Мельникова, героя России

Автор: Ольга Карелина

Впервые в небо улетел без самолёта,Авианосец

О ставил на земле аэроплан,

Творцом ты срочно призван для чего-то,

Ему вдруг там стал нужен твой талант.

И Он забрал тебя в Свою Обитель,

Где нету тьмы. Есть только яркий Свет.

Тебя найдёт достойный там Учитель,

На все вопросы даст тебе ответ.

Здесь на земле вопросов слишком много.

Зачем всё это? Делать надо что?

Князь мира переходит всем дорогу.

Мир Божий превращается в ничто.

Знать воцарилась тьма на очень долго,

Коль Воин Света на другой уходит фронт.

Когда же вновь придёшь сюда, Серёга,

Чтобы восполнить нанесённый нам урон?

Ведь без тебя земля осиротела,

Так не хватает здесь таких людей.

Здесь прозябает всё: Душа и тело,

Лишённые Божественных идей.

Густая тьма спустилась на Отчизну,

Зловещий бал свой правит повсеместно,

По Духу Русскому она готовит тризну,

Как трудно жить здесь праведным и честным.

Кто защитит детей и внуков наших,

Чтоб сохранить в них совесть, ум и честь.

И кто заменит слишком рано павших,

Ведь на Руси подвижников не счесть.

Святая Русь, что с Белою в союзе,

Здесь нам помогут, грешным на земле.

Ты больше там им оказался нужен

В решении насущнейших проблем.

Дух Воинства пополнишь ты, мы знаем.

Хранители там очень как нужны,

Их поступью живёт земля родная,

Пока мечи не вложены в ножны.

Всегда на высоте, любимый наш Серёжа.

Твой острый ум с закалкою бойца

В небесной битве с тьмой тебе поможет

Свой долг святой исполнить до конца.

Приложение 5

Плечом к плечу лежат Герои России и Советского Союза, отслужившие своей Родине и ее народу

Приложение 6

https://uacrussia.livejournal.com/11710.html Источник информации

На фото сын Кононенко Олега Григорьевича – Олег Кононенко (младший) и его ЯК-130

Приложение 7

Космонавты: В. Титов, М. Манаров и А. Левченко (справа)

Источник: «Познавательный портал «ШКОЛА ЖИЗНИ.РУ»

«Тайна смерти стала известна не сразу. Еще во время похорон, которые прошли на Быковском кладбище в Москве, среди провожавших космонавта в последний путь прошел слух, что Анатолий Семенович стал жертвой чудовищного эксперимента в космосе, который сложился крайне неудачно. Мол, его во время космического полета с 21 по 29 декабря 1987 года мучили головные боли, он употреблял лекарства, которые в обычной жизни безвредны, а в условиях невесомости оказались смертельными. Спустя полгода после полета, в организме произошла интоксикация, и если бы не крепкое сердце, Левченко бы умер еще раньше…» (автор Юрий Москаленко)

Приложение 8

Абрамович Ю. Г. Герой РФ, Заслуженный летчик-испытатель

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, лётчику-испытателю Абрамовичу Юрию Гарриевичу 1 марта 1996 года присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

Жил в городе Жуковский Московской области. Работал заместителем начальника лётно-испытательного комплекса Московского авиационного производственного объединения «МиГ» по лётной работе.

Приложение 9

Захаров Георгий Нефёдович, Герой СССР, Генерал-майор авиации (1940 г.)

Приложение 10

Памяти авиакастрофы 1982 года на аэродроме ЛИИ г.Жуковского. Братская могила героев.

Приложение 11

Члены экипажа самолета ИЛ-76 МЧС, погибшие в Иркутской области.

Борт работал на тушении лесных пожаров в Баяндаевском районе Иркутской области. Вместе с Макаровым С.А и Мурахиным И.Е. погибли еще 8 членов экипажа….

Приложение 12

Онлайн-конференция совместно с учениками 7 «Б» класса по теме проекта.

Сентябрь 2020 г.

Рассказал ребятам о лётчиках-испытателях, погибщих при исполнении профессионального долга, похороненных на Быковском кладбище.

Приложение 13

Место гибели Лысенко А.А. и Мамонтова Г.В. (Московская обл. , г.Егорьевск), фото 17 ноября 2020 г.

Приложение 14

Зубарев Александр Николаевич (44 года)- летчик-испытатель

Фролов Юрий Васильевич (56 лет)- бортэлектрик-испытатель

Журавлев Павел Юльевич (27 лет)- стажёр-бортинженер

Погибли 5 июля 1993 года при выполгнении испытательного полета на ИЛ-114 на аэродроме в ЛИИ в Жуковском во время выполнения 155-го испытательного полёта

Фото сделано в 6 ноября 2020 г.

Приложение 15

Место захоронения лётчика-космонавта Волк Игоря Петровича, Сероя СССР (фото 6.11.2020 г.)

Приложение 16

Место захоронения Героя России, Заслуженного лётчика-испытателя СССР Шеффер Юрия Петровича

30.06.1947-5.06.2001 г.

(фото: 17.11.2021 г.)

Участвовал в прочностных испытаниях самолёта Су-25. Проводил лётные испытания самолёта Су-25 с двигателем АЛ-21Ф. Исследовал воздействие на МиГ-25 грозовых электрических полей. Первым выполнил взлёт и перегон самолёта Ил-76ЛЛ при трёх работающих двигателях с короткой полосы, испытывал самолёт Ил-76ЛЛ с опытным двигателем Д-18Т на больших углах атаки.

Работал в комиссиях по расследованию ряда авиационных катастроф. Эксперт-аудитор Авиарегистра МАК в области сертификационных лётных испытаний самолётов.

Участвовал в развитии отечественной лёгкомоторной авиации наряду с лётчиками-испытателями В. Г. Гордиенко, И. П. Волком, В. В. Заболотским, Н. В. Казаряном, Л. Д. Лобасом, А. А. Синициным, М. О. Толбоевым.

За период лётной деятельности общий налёт Ю. П. Шеффера составил 8762 часов, более 5600 часов — на лётных испытаниях. Им освоено и испытано более 128 типов и модификаций самолётов, вертолётов и планеров. Занимался сертификацией как отечественных, так и зарубежных воздушных судов. В 2000 году установил шесть мировых рекордов набора высоты без груза и с коммерческой нагрузкой на самолёте-амфибии Бе-200.

С 1993 года был членом Международного общества лётчиков-испытателей (SETP).

Приложение 17

Место захоронения Героя СССР, лётчика-испытателя Княгиничева Эдуарда Павловича

Фото: 17.11.2021 г.

Приложение 18

Место захоронения Заслеженного лётчика-испытателя СССР, Заслуженного тренера России, Гвардии полковника Милютичева Егора Филлиповича

Фото: 17.11.2021 г.

Приложение 19

Место захоронения Героя Советского Союза, Заслуженного лётчика-испытателя Соловьёва Евгения Степановича

Фото: 17.11.2020 г.

Приложение 20

Места захоронений Героя России Грищенко Анатолия Демьяновича и Гудкова Олега Васильевича (могилы расположены рядом друг от друга)

Фото: 17.11.2020 г.

Приложение 21

Приложение 22

Мониторинг мест захоронений лётчиков-испытателей, лётчиков-космонавтов, героев СССР и РФ (похоронены на кладбище «Быково» в Жуковском)

Ф.И.О

Дата и место рождения, дата смерти

Причина смерти

 

Виктор Васильевич Рындин

7.08.1942 г

С.Пролетарское

Республика Кабардино-Балкария

Дата смерти: 15.10.2018 г

Болезнь

Работал инженером в ОКБ им. Микояна А.И.

Орден Октябрьской революции (1988 г.)

Орден Трудового Красного знамени (1981 г.), Знак Почёта (1976 г.)

Турик Игорь Яковлевич

10.11.1968 г.

Г.Котлас, Архангельская обл.

Дата смерти: 24.07.2018 г. (Московская обл., Серпуховский район)

Испытательный полет на легкомоторном самолете Zlin-326, с бортовым номером A-2801, вместе с Виктором Бирюковым (Victor Biryukov). Пилоты не смогли выйти из 'штопора', и воздушное судно упало вблизи подмосковного аэропорта 'Дракино' в Серпуховском р-не

Мастер спорта по самолётному спорту (2018 г.), Чемпион мира на самолетах ЯК-52

Гудков Игорь Иванович

17.11.1959 г.

Дата смерти: 18.11.1999 г

Заражение вирусом тропической малярии после служебного авиарейса в Съера-Леоне (Западная Африка)

Сын лётчика-испытателя И.С. Гудкова, с 1089 г.работал на лётно-испытательной работе в ОКБ им.С.В.Илюшина

4.Мельников Сергей Николаевич

7.07.1959 г. (г.Жуковский)

Дата смерти: 5.09.2010 г.

Продолжительная болезнь

Герой РФ с вручением медали «Золотая Звезда» (7.03.2015 г.)

Заслуженный лётчик-испытатель РФ (1998 г.), майор (1996 г.), Орден почёта (2002 г.

5.Лысенко Александр Иванович

22.06.1945 г. (г.Ленинград)

Дата гибели: 3.06.1977 г.

Погиб при выполнении испытательного полета на Миг-23Уб вместе с летчиком-испытателем Мамонтовым Г.В.

Московская обл., г.Егорьевск.

Награждён Орденом Красной звезды

6.Мамонтов Геннадий Владимирович

21.04.1938 г.

(с.Золотуха, Астраханская обл.)

Погиб 3.07. 1977 г. (Московская обл., г.Егорьевск)

Погиб при выполнении испытательного полета на Миг-23Уб вместе с летчиком-испытателем Лысенко А.И.

Лётчик-испытатель 2-го класса, майор.

7. Рыбиков Леонид Денисович

6.08.1030 г. (г.Смоленск)

Погиб 24.12.1976 г.

Трагически погиб во время испытательного полёта на Су-15

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, капитан. Проживал в Москве.

8. Липилин Евгений Васильевич

2.03.1952 г.

Умер 2.04.1994 г.

После продолжительной болезни.

Лётчик-испытатель

9. Кознов Анатолий Андреевич

4.08.1927 г. (с.Малые Могильцы, Нижегородская обл.)

Погиб 14 апреля 1964 г.

При выполнении испытательного полёта на СУ-7БКЛ с ускорителями

Лётчик-испытатель 2-го класса, подполковник

Жил в г.Жуковском

10. Кононенко Олег Григорьевич

16.08.1938 г. (с.Самарское, Ростовская обл.)

Погиб 8.09.1980 г.

При взлёте самолёта Як-38 (№ 0307, борт 45) с палубы ТАВРК «Минск» при отработке методики ВКР на предельных режимах не переложились створки сопла ПМД, самолёт сошёл с потерей высоты с палубы корабля, ударился колёсами об ограничительный брус и, выйдя за обрез палубы, стал полого снижаться. Перед тем как затонуть, Як-38 ещё около минуты шёл в фонтане брызг над самой водой. Кононенко не катапультировался, до последнего пытаясь набрать высоту и спасти самолёт. После этой аварии на Як-38 провели ряд доработок, повышающих надёжность системы поворота сопел ПМД, и уточнили методику ВКР.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, космонавт-испытатель ЛИИ им. Громова

11. Левченко Анатолий Семенович

21.05.1941 г. (.Краснокутск,Украинская ССР)

Дата смерти: 6.08.1988 г.

Опухоль головного мозга после полета в космос.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, лётчик-космонавт СССР, герой Советского Союза. Его именем названы улицы в г.Уфе и г.Жуковском

Пугаев Евгений Иванович

10.05.1936 г. В Москве.

Погиб 30.04.1970 г.

При испытательном полете при перегоне КА-25 со скрытым деффектом

Лётчик-испытатель 2-го класса

Жил в г.Жуковском

Рыбников Сергей Викторович

15.07.1978 г. (Германия, г.Шверин)

Умер 5 декабря 2014 г.

При выполнении испытательного полёта 4 декабря 2014 года в районе деревни Чемодурово Воскресенского района Московской области, при выполнении испытательного полёта на самолёте МиГ-29КУБ на борту внезапно возникла аварийная ситуация, была утрачена связь с руководителем полётов. Командир экипажа Сергей Рыбников приказал второму пилоту Вадиму Селиванову покинуть машину, сам успел выполнить необходимые манёвры по предотвращению падения самолёта на жилые дома населённого пункта. Только после этого катапультировался, однако из-за малой высоты получил тяжелые травмы. 5 декабря 2014 года в реанимационном отделении НИИ имени Склифосовского в Москве скончался, не приходя в сознание.

Герой РФ

Награжден Медалью Нестерова (2006 г.)

Лётчик-испытатель 2-го класса

Федотов Александр Васильевич

23.06.1932 г. (г.Сталинград)

Погиб 4.04.1984 г

В испытательном полёте на МиГ-31 вместе с штурманом-испытателем В. С. Зайцевым. В том полёте произошло ложное срабатывание системы индикации аварийного остатка топлива.

Герой СССР, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Лауреат Ленинской премии, генерал-майор авиации

Жил в г.Жуковском Московской области

16.Молчанов Е.С.

21.01.1917 г. (дер.Михино Кировская обл.)

Умер 14.09. 1967 г

После аварии на Ту-16 ЛЛ

Лётчик-испытатель 1-го класса, старший лейтенант

Награжден Орденом Красного знамени, Отечественной войны 2-ой степени, Трудового Красного знамени, медалями

17.Михайлов Владислав Иванович

11.07.1950 г.(г.Ростов-на-Дону)

Погиб 17.06.1983 г.

Авиационная катастрофа при выполнении боевого вылета в 10 км южнее аэродрома г.Кандагар

Военный лётчик 1-го класса

18.Михайлов Иван Ефимович

20.01.1921 г. (с.Красный, Псковская обл.)

Погиб 6.08.1967 г.

Погиб в испытательном полете на вертолёте Ка-25

Отец Михайлова В.И.

Штурман-испытатель 1-го класса

Казьмин Пётр Иванович

20.12.1915 г. (с.Паника, Тамбовская обл.). Умер 7.01.2010 г. (п.Кратово, Московская обл.)

После продолжительной болезни

Герой России (1996 г.)

Заслуженный лётчик-испытатель СССР

Почётный гражданин г.Жуковского

Мастер спорта СССР по автомобильному спорту

Алашеев Юрий Тимофеевич

17.10.1923 г. (г.Инзе Ульяновская обл.)

Погиб 21.12.1959 г.

При исполнении испытательного полета на опытном Ту-22 в Рязанской области

Герой СССР (посмертно, 1960 г.), летчик-испытатель 1-го класса, подполковник

Жил в Жуковском.

20.Гавриленко Иван Ефимович

25.11.1920 г. (Украина)

Погиб 21.12.1959 г.

При исполнении испытательного полета на опытном Ту-22 в Рязанской области

Штурман-испытатель 2-го класса, младший лейтенант (1945 г.), капитан (1952 г.). Есть награды и Ордены Красного знамени.

21.Иванов Анатолий Александрович

20.04.1940 г.-

27.08.2000 г.

Продолжительная болезнь.

Жил в г.Жуковском

Герой РФ (1997 г.)

Награждён Орденом Ленина, Орденом Трудового Красного знамени, Орденом Красной Звезды, медалями.

22. Арапов Владимир Юрьевич

21.01.1958 г.-

20.06.1991

Катастрофа Ми-8Т Мячковского ОАО близ Люберец

 

23.Епифанов Александр Викторович

22.09.1962-

20.06.1991

Катастрофа Ми-8Т Мячковского ОАО близ Люберец

 

24. Горохов Алексанедр Вячеславович

20.12.1963-

20.06.1991

Катастрофа Ми-8Т Мячковского ОАО близ Люберец

 

25.Абрамов Сергей Борисович

24.01.1958 г.-

20.03.2018 г.

(г.Жуковский)

Болезнь

Лётчик -испытатель

26.Абрамович Юрий Гарриевич

15.09.1935 г. (г.Харьков). Умер 28.02.2017 г. (г.Жуковский)

Продолжительная болезнь

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1981 г.), старший лейтенант запаса (1970 г.)

Жил в г.Жуковском.

2 ордена Трудового Красного знамени (1971, 1974 гг.)

Орден «Знак Почёта» (1961 г.)

27.Волк Игорь Петрович

12.04.1937 г. (г.Змиев, Харьковская обл., Украина)

 

Герой СССР, Летчик-космонавт СССР, Заслуженный Летчик-испытатель СССР

28.Венендиктов Евгений Николаевич

11.08.1937 г.

Г.Симферополь

Погиб 1.02.1971 г.

При выполнении испытательного полета на ТУ-16ЛЛ в составе экипажа Амет-хан-Султана

Лётчик-испытатель 3-го класса, старший лейтенант.

Жил в Москве.

29.Шеффер Юрий

Петрович

30.06.1947 г. (г.Челябинск)-

5.06.2001 г. (г.Жуковский)

Умер от сердечного приступа

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой России. Космонавт-испытатель

30. Княгиничев Эдуард Павлович

29.11.1929 г. (г.Балахна, Нижегородская обл.)

Умер 9.12.2000 г. (г.Жуковский)

Продолжительная болезнь

Лётчик-испытатель, Герой СССР

Работал директором авиакомпании «Меридиан». Награждён 2-мя орденами Ленина, Орденом красной звезды

31. Милютичев Егор Филлипович

1922 – 2008 г.

Продолжительная болезнь

Заслуженный лётчик-испытатель СССР.

Жил в Жуковском

32. Соловьёв Евгений Степанович

1.01.1931 г. (г.Валуйки)

Погиб 7 июля 1978 г.

При испытании опытного самолёта СУ-27

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, герой СССР.

33. Грищенко Анатолий Демьянович

24.08.1937 г. (г.Ленинград)

1990 г. (г.Сиэтл)

Грищенко был призван на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС: в мае и в августе — сентябре вертолёт Ми-26, управляемый им совместно с Г. Р. Карапетяном, при доставке грузов на нестандартно длинной внешней подвеске, опускался почти в три раза ниже установленной приказом нормы. В результате доза облучения лётчиков была превышена в 15 раз и привела к лейкозу. Долгие поиски донора для пересадки костного мозга означали потерю времени. Четыре года спустя после облучения не смогла помочь даже успешная операция в американской клинике. Анатолий Демьянович скончался за океаном в городе Сиэтл

Советский Лётчик-испытатель. Герой России (посмертно).

34. Гудков Олег Васильевич

13.02.1931 г. (г.Армавир)

4.10.1973 г.

проводил испытательный полёт на сверхзвуковом истребителе-перехватчике «МиГ-25П», пытаясь выяснить причины предыдущих катастроф аналогичных самолётов. Ему удалось повторить приведшую к катастрофам ситуацию — самолёт начал неконтролируемо вращаться. Увидев, что истребитель падает на город, Гудков не покидал самолёт до последнего момента, пытаясь отвести его от жилых зданий, и катапультировался уже возле самой земли. Самолёт упал на склад фабрики «Красное знамя», на котором в это время никого не было. Однако из-за вращения самолёта катапультное кресло с пилотом ударилось в стену складского помещения, Гудков погиб.

Герой СССР

35. Агронов Валерий Александрович

25.05.1939 г.-

28.11.1997

Болезнь

Заслуженный штурман испытатель СССР

36. Дятлов Александр Борисович

14.10.1954 г. (г.Раменское)

3.01.2003 г.

Погиб в авиакатастрофе на Ил-76

Штурман-испытатель 2-го класса

Жил в Жуковском.

37. Верников Яков Ильич

31.10.1920 г. (Калужская обл.)-

30.09.1993 г.

Болезнь

Герой СССР, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, заслуженный Мастер спорта СССР, генерал-майор авиации. Жил в Жуковском.

Просмотров работы: 1652