Секреты лидерства выдающихся деятелей прошлого: Чингисхана и Хидэёси

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Секреты лидерства выдающихся деятелей прошлого: Чингисхана и Хидэёси

Жамсаранов А.А. 1
1МОУ "АСОШ№2"
Цынгуева Д.Д. 1
1МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

В данной исследовательской работе на основе сравнительно-исторического подхода дан анализ жизни и деятельности двух выдающихся деятелей прошлых столетий – предводителя монголов Чингисхана и легендарного исторического деятеля Японии XVI века императора Тоётоми Хидэёси. Автор сделал попытку показать, каким образом шло формирование их лидерских качеств, которые помогли им завоевать высокое положение в обществе. Один стал могущественным правителем огромной Монгольской империи, другой – правителем Японии в годы, когда эта страна переживала период междоусобных войн, сумев объединить страну.

В качестве цели нашего исследования мы определили следующее: выявить секреты лидерства и условия их становления на примере жизни и деятельности Чингисхана и Тоётоми Хидэёси.

Проанализировав весь имеющийся материал, мы можем с уверенностью утверждать, что те лидерские качества, которыми обладали эти выдающиеся деятели прошлого, могут являться примером для тех людей, которые в настоящее время стремятся занять в обществе лидирующие позиции. На примере жизни и деятельности этих исторических личностей современное подрастающее поколение может также вынести для себя, что, чтобы стать лидером, надо усердно трудиться, уважать других, прислушиваться к их мнению и советам, распознавать внутренний мир других людей, угадывать их истинные желания и намерения, и если надо, - опережать их своими решительными действиями.

 

План исследования

Актуальность

Процессы социально-экономических и культурных преобразований в нашем обществе, их динамизм влияют на повышение требований к личности. Общество нуждается в молодых людях, способных по-новому и свежим взглядом посмотреть на насущные проблемы и находить способы их решения, брать на себя ответственность, вести людей за собой. На сегодняшний день обществу не хватает лидеров во всех сферах жизнедеятельности человека. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, принося в жертву свои собственные. Такие люди проживают чужую жизнь, не найдя своё место, они не находят и своё счастье.

Между специалистами до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся?». Наше исследование основано на допущении, что лидерами всё же становятся, хотя возможно какие-то задатки человек унаследует от своих предков. В частности известный политик Ирина Хакамада утверждала: «Моё мнение, что лидерами становятся. Любой может стать любым. Но не сразу!». Эти качества становятся всё более востребованными в условиях быстроменяющегося неустойчивого мира в XXI веке.

В связи с этим особую важность приобретает развитие лидерских качеств у старшеклассников, так как именно в этом возрасте закладываются основы лидерского потенциала. Для того, чтобы развить в себе лидерские качества мне как школьнику необходимы знания и умения, с помощью которых я могу сформировать в себе эти качества.

Итак, какими же качествами должен обладать лидер? Какие условия способствуют становлению лидерских качеств? Ответ мы решили найти в истории самых ярких, признанных во всём мире исторических личностей прошлых столетий – предводителя монголов Чингисхана и легендарного исторического деятеля Японии XVI века императора Тоётоми Хидэёси.

Объект исследования: жизнь и деятельность выдающихся исторических личностей Чингисхана и Тоётоми Хидэёси.

Предмет исследования: секреты лидерства Чингисхана и Хидэёси.

Цель: выявить секреты лидерства и условия их становления на примере жизни и деятельности Чингисхана и Тоётоми Хидэёси.

Задачи:

провести анализ литературы по теме исследования;

исследовать условия становления лидерства у Чингисхана;

исследовать особенности становления лидерской мудрости Тоётоми Хидэёси;

выявить сходство и отличие в условиях становления лидерских качеств исторических личностей, обусловленных социокультурным контекстом эпох;

определить принципы настоящего лидера, которые могут быть полезны современным лидерам.

Гипотеза. В лидерских качествах Чингисхана и Хидэёси много общего, несмотря на разность культурных контекстов и эпох, т.к. лидерские качества имеют универсальную сущность. И поэтому они будут интересны и полезны и для лидеров XXI века.

Методология исследования. В основе данного исследования использован сравнительно-исторический подход, который позволил сравнить лидерские качества двух исторических деятелей. Использованы следующие методы теоретического исследования: анализ литературы по данной теме; сравнительно-сопоставительный анализ; структурирование и систематизация; обобщение и описание.

Новизна исследования. В данной работе впервые в рамках ученического исследования сделана попытка обратиться к истории прошлых веков, к жизненному опыту наиболее ярких личностей всемирной истории – величайшему из завоевателей Чингисхану и легендарному императору Японии XVI века Тоётоми Хидэёси. На основе сравнительно-сопоставительного анализа, обобщения и систематизации составлен перечень лидерских качеств и принципов настоящего лидера, которые могут быть интересны и полезны для тех, кто хочет выработать в себе лидерские качества в условиях современного мира.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Систематизированный материал по данной теме может быть использован исследователями, интересующимися данной проблематикой. Результаты исследования могут быть интересны широкому кругу читателей, а также молодым людям, желающим сформировать в себе лидерские качества. Также работа может быть использована учителями для составления программ социализации и воспитания личности в образовательных организациях, в том числе – в целях формирования лидерских качеств личности.

Историография. Ввиду особой актуальности темы в условиях современности о лидерских качествах, об исторических условиях становления лидера пишут многие авторы, среди которых известный политик Ирина Хакамада.

О Чингисхане написано значительное количество художественной и исторической литературы, однако, практически все авторы полагались на единственный источник – «Сокровенное сказание монголов», написанное неизвестным автором в XIV веке, который до сих пор считается одним из самых достоверных источников. Также нами была проанализирована книга калмыцкого профессора Эренжен Хара Давана «Чингисхан как полководец и его наследие».

О японском правителе Хидэёси также написано немало трудов. В большей степени нами были изучены книги японских писателей Эйдзи Ёсикава и Китами Масао, которые показали путь легендарного воина от сына простого крестьянина до военного правителя Японии, оценили его щедрое покровительство наукам и искусствам, показалисекреты лидерской мудрости Тоётоми Хидэёси, которые с успехом могут быть применены в веке ХХІ.

 

Научная статья

Глава I. Лидерские качества Чингисхана и условия их становления

1.1. Источники, которые позволили изучить феномен лидерства Чингисхана

Чингисхан – самая яркая, загадочная фигура прошлого тысячелетия. Его история по сей день приковывает к себе внимание людей и вызывает ожесточённые споры не только среди специалистов, но и простых обывателей. Темучин родился в 1162 году в семье предводителя большей части монгольских племён Есугей-багатура. Вся его жизнь связана с военным делом, уже в 1194 году он был провозглашён ханом, а в 1206 году – верховным ханом под именем Чингисхан. За 20 лет походов Чингисхан и его потомки покорили 720 различных племён и народов, создав огромную империю. Чингисхан получил прозвище «Покоритель Вселенной». Какие же личностные (лидерские) качества позволили ему сделать то, чего ещё никому не удавалось в мировой истории ни до, ни после?

В настоящее время отношение к Чингисхану является двояким и основано оно, в том числе, и тем временем, и той идеологией, под сенью которой работали исследователи Чингисова наследия. Ярким примером тому являются исследования, проведённые учёными Германии, Англии, Франции, Китая, Монголии, а также дореволюционной России, которые были свободны от идеологических догматов, и оценивали наследие Чингисхана в целом положительно, что позволило, в конечном счёте, признать его человеком тысячелетия [1].

Противоположным полюсом являются исследования советских историков, а также произведения советских писателей, например, В  Яна, который говорил, что Чингисхан был жестоким, кровожадным, диким и примитивным человеком [2]. Но на самом деле он был жесток ровно настолько, насколько требовала этого его эпоха. Особняком стоит имя Исая Калашникова, который написал роман «Жестокий век», где представлена более правдивая художественная картина той эпохи, которую сам автор охарактеризовал как «жестокий век», тем самым оправдывая поступки и деяния Чингисхана особенностью самой эпохи [3].

Так или иначе, все авторы полагались на единственный источник – «Сокровенное сказание монголов», написанное неизвестным автором в XIV веке, который до сих пор считается одним из самых достоверных источников. Также нам помогла книга калмыцкого профессора Эренжен Хара Давана «Чингисхан как полководец и его наследие», изданная в 1926 году, переизданная в 2017 году [4].

1.2. Секреты лидерства Чингисхана

Чингисхан был рациональной личностью, всегда твердо шёл к намеченной цели и руководствовался при этом только здравым смыслом и интересами дела, умел управлять своими эмоциями в ответственные моменты. Когда напали на его стан меркиты, Темучин сбежал, позволив врагам пленить свою молодую жену. Но освободив её, он никогда не упрекал её ни в чём, он принял старшего сына Джучи как родного, несмотря на сомнения насчёт своего отцовства [5]. «Вместо того, чтобы преследовать убегающих воинов противника, нападающие обычно отвлекались на грабёж. Такая система ведения войны позволяла многим противникам спастись и со временем вернуться, чтобы отомстить. В связи с этим Темучин решил приказать своим воинам отложить разграбление поселений до того момента, когда будет достигнута полная победа над врагами» [6].

Чингисхан не был лишён благородства, верен своему слову, всегда «играл» по правилам и соблюдал законы, у него было развито чувство справедливости, он умел любить и ценить людей, и имел представление о верности и чести. Монголы за удаль в бою никого не судили, напротив, оказывали честь, даже если они враги. Чингисхан на своём пути сверг многих царей, и всегда находились изменники, которые своим предательством способствовали успеху Чингисхана. После каждой победы он отдавал приказ казнить тех, кто изменил своему правителю [7; 8, с.114, 144]. Чингисхан умел быть логичным, убедительным в словах, делах, поступках, умел внушать уважение и доверие к себе, обеспечивая тем самым преданность и надёжность людей, которые ему служили верой и правдой. Никто его ни разу не предал, и это поразительно, учитывая, что он пополнял свою армию массой людей, взятых в плен.

Чингисхан не терял чувство реальности, не нагонял на людей страх попусту, доверял своим полководцам, давал им полную свободу действий, и всегда спрашивал за конечный результат. Он знал свои слабые и сильные стороны, был готов к восприятию критики от надёжных и доверенных лиц. При ведении военных действий он скрупулезно обсуждал план действий, составленный полководцами, вносил необходимые поправки, слушал их советы, но после предоставлял им полную свободу действий, и те старались полностью оправдать его доверие. Например, полководцы Халигудара, Чахурхана, Додая Чэрби [9, с. 141, 150].

Чингисхан умел делать правильные расчёты, всегда принимал взвешенное решение, предварительно рассмотрев все варианты. Готовя нападение на государство Хорезм шаха, Чингисхан спровоцировал его на необдуманную жестокость с убийством послов и купцов, посланных им якобы для сотрудничества и мирной торговли. Все свои войны Чингисхан вёл с превосходящими силами противника и, несмотря на это, побеждал. Например, в войне с китайцами войско хана насчитывало 90 тыс. монголов, а династии Цзинь – 1 млн., то же можно сказать и о победе над Хорезм шахом, силы которого превосходили в несколько раз.

Создавая великое государство, он заранее не мог предвидеть к чему это может привести, поэтому, если он видел новые проблемы и потребности, он был готов меняться и решать проблемы по мере их поступления. Об этом свидетельствуют факты принятия уйгурской письменности, модернизации армии, создание степной канцелярии, системы отчётности, разведывательного и почтового управления и т.д. Несомненным, и крайне важным успехом дипломатии Чингисхана, как с военно-политической (перенесение западных рубежей своей державы к границам кара-киданей), так и с экономической точки зрения (вступление на Великий шёлковый путь), стало подчинение себе бывших вассалов кара-киданей – уйгуров и харлугов, которые присягнули «служить ему верно и усердно», а сам Чингисхан породнился с ними [10, с. 324].

Если Чингисхан принял решение, то становился уверенным в себе, смелым, дерзким. У него был всегда сильнейший аргумент – воля Неба, которое указало путь к мировому господству. Уверенность Чингисхану придавало благословение Неба, которую он испрашивал в процессе специального обряда, выбрав для этого самую высокую точку в местности, где он находился. Кроме того, одним из главных секретов успешности монгольских войск была быстрота и внезапность нападения, когда они являлись, как будто из-под земли, перед ошеломлённым врагом.

Чингисхан не боялся приближать к себе людей умнее и талантливее себя, невзирая на национальность и социальный статус, ценил их отвагу и доблесть, даже если они были его враги, и наказывал предателей своих господ и хозяев. Он проявил способность использовать людей, которые были его умнее и образованнее. К примеру, Шиги Хутагу (татар), названному брату, он доверил царскую канцелярию. В 1201 году во время сражения лучник Зургадай убил любимого коня Чингисхана, однако вместо казни он сделал из него военачальника, так в историю вошёл Джебе-ноен, который стал впоследствии одним из самых талантливых и верных ему генералов [11; 12, с. 181].

Чингисхан до конца жизни оставался ищущим, мыслящим, рефлексирующим человеком, ценил учёных и мудрецов, любил общаться с ними, стремился к самосовершенствованию. Он интересовался природой Вселенной, был открыт для всех, кто мог помочь ему в его исследованиях. Многому он научился у китайцев, особенно у Елюй Чуцая, которого он сделал своим научным советником. Веротерпимость хана – результат влияния Елюй Чуцая, который внушил ему, что «бог один, но каждый народ ищет к нему свои пути» [13, с. 199] (приложение 1).

1.3. Секреты лидерской мудрости Тоётоми Хидэёси

и условия их формирования

Тоётоми Хидэёси – самый необычный лидер в истории Японии. Он родился в 1536 году в бедной крестьянской семье. Казалось, ничто не предвещало ему такую поразительную судьбу. Хидэёси был мал ростом, слаб сложением, необразован и безобразен. Оттопыренные уши, глубоко посаженные глаза, тщедушное тело и красное морщинистое лицо делали его похожим на мартышку, чем и объяснялось прозвище «Обезьяна», которое приклеилось к нему на всю жизнь с детства. Хидэёси появился на свет в разгар смутного «века борьбы кланов», когда военная карьера или сан священника для честолюбивого крестьянина являлись единственным способом избежать каторжного труда в поле. Более чем скромные физические данные (рост полтора метра, вес пятьдесят килограммов и сильная сутулость) не сулили ему успехов на военном поприще. И всё же он сумел взлететь, подобно звезде, к вершинам лидерства и объединить страну, раздираемую вековыми междоусобицами.

Железная сила воли, острый, как бритва, ум, несгибаемое упорство и тонкое понимание человеческой психологии – именно эти качества позволили Хидэёси «превращать скептиков в преданных слуг, соперников в верных друзей, а врагов в союзников». Не достигший особых высот на военном поприще, этот «самурай без меча» воспользовался другим оружием. Превзойти своих родовитых соперников и стать правителем Японии ему помогли самоуничижительный юмор, хитрость и умение вести переговоры. В иерархическом обществе, где царили нерушимые законы кастовых границ, Хидэёси стал героем отверженных, примером для каждого, кто жаждал сам вершить свою судьбу. В 1590 году Хидэёси стал верховным правителем страны, получив от императора Гоёдзэя титул регента. Императорский двор удостоил его аристократической фамилии Тоётоми, что означает «щедрый министр».

Историки неоднозначно оценивают правление Хидэёси, но, всё же, его поразительные достижения затмевали неудачи, и слава этого выдающегося полководца и государственного мужа продолжала расти и после его смерти (1598 год). Жизнь Хидэёси была описана в подробной официальной биографии «Тайкоки» («Повесть о тайко»), впервые опубликованной в 1625 году.

О тайко Хидэёси написано немало трудов. Ещё при жизни он приказал записывать все свои деяния в хронике «Тансёки». После смерти тайко, один из вассалов по имени Отта Гуити написал романтизированные мемуары «Тайко гунки». Ещё до Мэйдзи исин Нобумицу Магонодзё написал «Синсё Тайкоки», изданные после реставрации.

Японский писатель Эйдзи Ёсикава посвятил Хидэёси исторический роман «Честь самурая», в котором он по-новому пересказал его биографию. Писатель оценил его щедрое покровительство наукам и искусствам, которое привело к возникновению феномена, названного впоследствии японским Возрождением [164]. Ещё один японский писатель Китами Масао в книге «Самурай без меча» показалсекреты лидерской мудрости Тоётоми Хидэёси, которые с успехом могут быть применены в веке ХХІ [15]. Не обошли вниманием личность Хидэёси и российские историки А.А. Искендеров и А.Ф. Прасол. Они проследили основные этапы жизни и деятельности Тоётоми Хидэёси, проанализировали сложный и противоречивый характер этой незаурядной личности, его взаимоотношения с окружающими, причины его побед и поражений. Показали сведения о культуре, быте и нравах японцев в XVI веке [16; 17].

Сегодня, четыре века спустя, имя Тоётоми Хидэёси знает каждый японский школьник; ему и его подвигам посвящаются бесчисленные жизнеописания, романы, пьесы, кинофильмы и даже видеоигры. Так какие же качества сформировал в себе этот японский император, живший три века спустя после Чингисхана?

1.4. Лидерские качества Тоётоми Хидэёси

Хидэёси обладал рациональным мышлением: выбрать лидера, быть преданным ему, отличиться самому перед лидером, заставить его признать свои достоинства. Хидэёси тщательно обдумал, у кого больше шансов объединить страну, и внимательно рассмотрел множество кандидатур. Он выбрал организацию, которую возглавлял перспективный молодой лидер Ода Нобунага, ставший его учителем и покровителем. Стремительное возвышение Нобунага позволило возвыситься вместе с ним и Хидэёси. Только тот, кто сам предан кому-либо, может претендовать на звание лидера, считал Хидэёси. Если вы стремитесь к тому, чтобы люди последовали за вами, усвойте «секрет преданности»: посвятите всего себя лидеру [18].

Хидэёси добился своего положения упорным трудом, а не получил его по праву рождения. Его путь начался из-за благодарности матери, которая готова была на всё ради него. Он решил сделать всё, чтобы облегчить ей жизнь, предоставить ей такие удобства, о которых она могла только мечтать. Благодарность разожгла в нём неудержимое желание расти самому и помогать другим. Вопреки распространённому мнению, сущность лидерства заключается в том, чтобы служить другим людям, а не пользоваться их услугами.

Хидэёси никогда не умел искусно владеть мечом, поэтому решил стать самураем, который полагается на свои мозги больше, чем на оружие. Его подход к лидерству, основанный на силе интеллекта, позволил ему одержать верх над соперниками. Тысячи самураев без колебаний следовали за ним в огонь и воду, за него с готовностью отдавали жизни и плебеи, и аристократы.

Поскольку у Хидэёси не было никаких физических достоинств, он решил, что единственный способ отличиться – упорный труд, т.к. лидеры должны трудиться больше других. Исключительная работоспособность позволяет тем, у кого ничего нет, превзойти тех, кто обладает привилегиями и положением. С помощью неустанного труда ему удалось показать себя достойным доверия лидера. Он всегда старался работать втрое больше остальных.

Хидэёси решительно действовал в критической ситуации. Лидеры должны безбоязненно использовать «секрет решительности»: вкритические моменты действуйте смело. «Если бы я штурмовал крепость, используя грубую силу, и не пытался тщательно спланировать каждый шаг, такая стратегия лишь увеличила бы количество жертв с обеих сторон».

Он обладал коммуникабельностью, умением мотивировать и вдохновлять, людей, награждать последователей. Человек, который вас боится, выполнит приказы, но никогда не будет верным. Если вы ставите себя выше своих работников, то знайте: как только судьба от вас отвернётся, они отвернутся то же. Если вы будете вести себя на равных со своими последователями, и будете воодушевлять их силой своего видения, то справитесь и с неодолимыми на первый взгляд препятствиями. Хидэёси в вопросах найма людей он отдавал предпочтение способностям, а не родословной, и награждал их по заслугам, а не по чину.

Преимуществом Хидэёси стала его же бедность, именно она помогла ему понять смысл борьбы за существование. 95% тех, кто участвует в битве, – это пехотинцы, люди, стоящие на нижних ступеньках общества. Он хорошо понимал, что чувствуют и думают такие люди. Он научился искусно завоёвывать их преданность и вызывать восхищение. В этом с ним ни один благородный господин не мог сравниться.

Хидэёси обладал способностью владеть собой, контролировать себя, подавлять страх. Все боятся смерти, но в борьбе со страхом у Хидэёси всегда было громадное преимущество. Благодаря полученному в условиях крайней бедности воспитанию он всегда считал, что ему нечего терять. В чрезвычайных ситуациях люди, которым есть что терять, боятся что-либо предпринимать. Хидэёси говорил: сделайте всё возможное, а в остальном положитесь на судьбу. В чрезвычайных ситуациях лидеру легче убедить людей следовать за собой, если ему удалось преодолеть свой страх.

Хидэёси обладал талантом организатора, который впервые проявил при восстановлении стены Киесу. Он понимал, что великие дела никогда не совершаются без духовного подъёма, и вместо того, чтобы угрожать рабочим наказанием, он дал им передышку, хорошенько накормил и напоил, а в дополнение к подённой оплате пообещал премию за досрочное завершение работ [19] (приложение 2).

Глава II. Отличие и сходство в условиях становления

лидерских качеств исторических личностей,

обусловленных социокультурным контекстом эпохи

2.1. Сравнительная модель определения общего и отличного в условиях становления лидерских качеств двух выдающихся личностей прошлого

Мы можем отметить много общего в условиях становления лидерских качеств у таких разных людей, родившихся в разных странах в разные эпохи с интервалом в целых три века. Оказывается, существует универсальная схема воспитания лидерства, потому что, несмотря на все различия, в условиях формирования лидерских качеств этих людей было много общего (приложение 3). Оба с детства испытали на себе жестокость этого мира, познали людское коварство, предательство, прошли испытания, научились управлять своими эмоциями, сдерживать и ограничивать себя, в то же самое время – распознавать внутренний мир других людей, угадывать их истинные желания и намерения, и если надо, - опережать их своими решительными действиями. С самого детства в борьбе за выживание они воспитали в себе стальной характер и железную волю, но при этом остались гибкими, креативными людьми, не лишёнными людского благородства, способными поразить людей своими неожиданными поступками.

2.2. Главные принципы, которые может усвоить современный лидер из опыта выдающихся личностей прошлого Чингисхана и Хидэёси

По данным ряда исследований было определено около 70 лидерских качеств только на примере одного Чингисхана. Но развитие такого количества лидерских качеств – задача сложная. Поэтому мы решили выбрать по принципу Парето 20%, которые будут влиять на 80% формирования личности, как лидера. В результате мы выбрали 12 главных лидерских качеств, которые оказались присущи и Чингисхану и императору Тоётоми Хидэёси, очевидно и многим другим лидерам. Для удобства мы их разбили на 3 группы: системные навыки (видение, целеполагание, целеустремленность или настойчивость, гибкость.), коммуникативные навыки (коммуникабельность, умение мотивировать и вдохновлять, организованность, поддержка) и внутренние качества (внутренняя целостность, уверенность, проактивность, самообладание, развитый интеллект, эмоциональный интеллект). Кроме того, мы выделили главные принципы, которые нужно усвоить современному лидеру на примере истории Чингисхана и Хидэёси (приложение 4).

Заключение

Полководческий талант, основанный на огромном опыте ведения военных действий, смелость во многом определили секреты лидерства Чингисхана. Обладая безграничной харизмой и умом, он смог привести к абсолютному согласию, с его точкой зрения, своих окружающих, при этом абсолютное согласие было основано на том, что окружающие имели право высказывать свою точку зрения, не боясь кары со стороны хана. Также абсолютная вера в Чингисхана, как лидера, зиждилась и на череде непрерывных побед, которые были до дня его смерти. При этом Чингисханом поощрялась самостоятельность в принятии его полководцами решений. Способность Чингисхана чутко воспринимать положительные стороны покорённых народов, применять и использовать всё то прогрессивное, что было на тот момент, также дали возможность укрепить его лидерские качества. Таким образом, лидерские качества Чингисхана, умение видеть перспективу, стратегическое мышление, уверенность в правильности избранного пути, вера в поддержку Небес, - всё это позволило в очень короткий срок создать гигантскую империю.

Обладал бесспорными лидерскими качествами и другой выдающийся деятель прошлого – Тоётоми Хидэёси. Железная сила воли, острый, как бритва, ум, несгибаемое упорство и тонкое понимание человеческой психологии – именно эти качества позволили Хидэёси «превращать скептиков в преданных слуг, соперников в верных друзей, а врагов в союзников». Не достигший особых высот в овладении боевыми искусствами, этот «самурай без меча» воспользовался другим оружием. Превзойти своих родовитых соперников и стать правителем Японии ему помогли самоуничижительный юмор, хитрость и умение вести переговоры. В иерархическом обществе, где царили нерушимые законы кастовых границ, Хидэёси стал героем отверженных, примером для каждого, кто жаждал сам вершить свою судьбу и стремился добиться многого. Секреты лидерства этих двух выдающихся личностей прошлого может быть интересен и полезен для тех, кто хочет развить в себе лидерские качества в настоящее время.

Список литературы

Великий Чингисхан в оценках российских и зарубежных исследователей: (статьи и очерки) / авт.-сост. Д. Г. Дамдинов. – Улан-Удэ: А. Б. Бальжинимаев, 2013. – 327 с.

Ян В. Г. Чингисхан [Электронный ресурс]. URL: https://nice-books.ru/books/proza/istoricheskaja-proza/166331-vasilii-yan-chingishan.html (дата обращения: 12.12.2019).

Калашников И. К. Жестокий век. [Электронный ресурс]. URL: https://nice-books.ru/books/proza/istoricheskaja-proza/166346-isai-kalashnikov-zhestokii-vek.html (дата обращения: 12.12.2019).

Эренжен Хара-Даван Чингисхан как полководец и его наследие. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/189144/fulltext.htm (дата обращения: 12.12.2019).

Гатапов А. С. Тэмуджин. Кн. 1. [Электронный ресурс]. URL:https://libking.ru/books/prose-/prose-history/598893-aleksey-gatapov-temudzhin-kniga-1.html (дата обращения: 12.12.2019).

Сокровенное сказание монголов. Великая Яса. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=252066&p=1 (дата обращения: 12.12.2019).

Эренжен Хара-Даван Чингисхан как полководец и его наследие. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/189144/fulltext.htm (дата обращения: 12.12.2019).

Свод свидетельств современников / перев., сост. и коммент. А. Мелехина. – Москва: Эксмо, 2009. – С. 114, 444.

Свод свидетельств современников / перев., сост. и коммент. А. Мелехина. – Москва: Эксмо, 2009. – С. 141, 150.

Свод свидетельств современников / перев., сост. и коммент. А. Мелехина. – Москва: Эксмо, 2009. – С. 324.

Эренжен Хара-Даван Чингисхан как полководец и его наследие. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/189144/fulltext.htm (дата обращения: 12.12.2019).

Свод свидетельств современников / перев., сост. и коммент. А. Мелехина. – Москва: Эксмо, 2009. – С. 181.

Гарольд Лэмб Чингисхан. Властелин мира. – Москва: Центрполиграф, 2007. – С. 199.

Эйдзи Ёсикава. Честь самурая. [Электронный ресурс]. URL: https://www.libfox.ru/465657-eydzi-esikava-chest-samuraya.html (дата обращения: 12.12.2019).

Китами Масао. Самурай без меча. [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.su/read/492410-samuray-bez-mecha.html (дата обращения: 12.12.2019).

Искендеров А. А. Тоётоми Хидэёси. – Москва: Наука, 1984. – 447 с.

Прасол А. Ф. Объединение Японии. Тоётоми Хидэёси. – Москва: ВКН, 2016. – 457 с.

Эйдзи Ёсикава. Честь самурая. [Электронный ресурс]. URL: https://www.libfox.ru/465657-eydzi-esikava-chest-samuraya.html (дата обращения: 12.12.2019).

Китами Масао. Самурай без меча. [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.su/read/492410-samuray-bez-mecha.html (дата обращения: 12.12.2019).

Приложение 1

Обоснование лидерских качеств Чингисхана

Качество

Обоснование

1

Чингисхан был рациональной личностью, всегда твердо шёл к намеченной цели и руководствовался при этом только здравым смыслом и интересами дела, умел управлять своими эмоциями в ответственные моменты

Когда напали на его стан меркиты, Темуджин сбежал, позволив врагам пленить свою молодую жену. Но освободив её, он никогда не упрекал её ни в чём, он принял старшего сына Джучи как родного, несмотря на сомнения насчёт своего отцовства. «Вместо того, чтобы преследовать убегающих воинов противника, нападающие обычно отвлекались на грабёж. Такая система ведения войны позволяла многим противникам спастись и со временем вернуться, чтобы отомстить. В связи с этим Тэмужин решил приказать своим воинам отложить разграбление поселений до того момента, когда будет достигнута полная победа над врагами. Тогда можно было бы провести разграбление более организованно: вся добыча была бы собрана в его руках с тем, чтобы он справедливо распределил её между всеми своими соратниками». Чингисхан всегда знал, что и зачем он делает, никогда не терял самообладание и не позволял себе ничего лишнего.

2

Чингисхан был не лишён благородства, верен своему слову, всегда «играл» по правилам и соблюдал законы, у него было развито чувство справедливости, он умел любить и ценить людей, и имел представление о верности и чести

Монголы за удаль в бою никого не судили, напротив им оказывали честь, даже если они враги. Джелал-уд-дин, сын хорезмского шаха Мухаммеда, отчаянно сопротивлялся, но Чингисхан загнал его к берегам Инда и хотел взять живым. Джелал-уд-дин сделал последнюю попытку прорваться, и когда она не удалась, скинул латы и бросился в реку, закрыв спину щитом и держа в руке знамя. Чингисхан прискакал к берегу, остановил воинов, желавших его догнать и, указывая на Джелал-уд-дина, сказал сыновьям: «Можно назвать того отца счастливым, который имеет такого сына» и запретил своим воинам преследовать его. Когда Чингисхан готовился покорить какое-то племя или брать города-крепости, он всегда честно предупреждал их, и выдвигал свои условия. Если они принимали эти условия и добровольно сдавались, то он всегда проявлял к ним лояльность, выполнял своё обещание и строго наказывал тех, кто нарушал его. Чингисхан на своём пути сверг многих царей, и всегда находились изменники, которые своим предательством способствовали успеху Чингисхана. После каждой победы он отдавал приказ казнить тех, кто изменил своему правителю. В то же время он приближал тех, кто остался верен своему роду и господину. Он понимал, что эти люди ставили свою честь и достоинство выше безопасности и материального благополучия. Если они не соглашались идти на службу к нему, то он их одаривал и отпускал.

3

Чингисхан умел быть логичным, убедительным в словах, делах, поступках, умел внушать уважение и доверие к себе, обеспечивая тем самым преданность и надёжность людей, которые ему служили верой и правдой

Он добился согласия Дэй Сэсэн – отца его невесты Борте на женитьбу на его дочери, используя его нравственные чувства перед степным законом, обязывающим быть верным данному когда-то его отцу слову. В знак вступления в родство с Темуджином Дэй Сэсэн вручил ему соболиную шубу, именно она сыграла решающую роль в истории его восхождения. Таким же судьбоносным для Тэмуджина оказалось решение Тоорил хана поддержать его, доверив ему свою боевую сотню. Тэмуджин и ему напомнил старую братскую дружбу с его погибшим отцом, скреплённую клятвой о верности и взаимовыручке, при этом он поднёс ему ту самую соболью шубу. «Держа своё слово, обеспечивая добычу своим людям, пропуская дух щедрости сверху донизу», Чингисхан получал взамен послушание, верность и преданность. Его предавали только однажды, в детстве – родные дяди. В дальнейшем никто его ни разу не предал, и это поразительно, учитывая, что он пополнял свою армию массой людей, взятых в плен.

4

Чингисхан не терял чувство реальности, не нагонял на людей страх попусту, доверял своим полководцам, давал им полную свободу действий, и всегда спрашивал за конечный результат

Сильные, харизматичные лидеры склонны подменять реальность своим видением ситуации и нагонять на подчинённых такой страх, что те перестают думать о последствиях. Чингисхан знал свои слабые и сильные стороны, был готов к восприятию критики от надёжных и доверенных лиц. Однажды награждая своих ближайших соратников, он похвалил их словами: «Вы призвали меня исполнить то, что было правым. Вы убедили меня не делать того, что было неправым». При ведении военных действий он скрупулезно обсуждал план действий, составленный полководцами, вносил необходимые поправки, но после он предоставлял им полную свободу действий, и те чувствовали ответственность и старались полностью оправдать его доверие. Чингисхан поощрял в своих полководцах самостоятельность в принятии решений и постоянно советовался с ним. Примером этому являются советы Халигудара и Чахурхана о внезапном нападении на войско Ван-хана в горах Жэжэр, совет полководца Додая Чэрби о том, каким образом ввести в заблуждение Таян-хана и его армию найманов для того, чтобы получить передышку, а затем одержать убедительную победу в горах Алтая.

5

Чингисхан умел делать правильные расчёты, всегда принимал взвешенное решение, предварительно рассмотрев все варианты и никогда не упускал возможности, если их не было, он их создавал

Готовя нападение на государство Хорезм шаха, Чингисхан спровоцировал шаха на необдуманную жестокость с убийством послов и купцов, посланных им якобы для сотрудничества и мирной торговли. Эту ошибку Хорезм шаха хан использовал в качестве оправдания перед Вечно Синим Небом своей ответной жестокости и беспощадности, без которых он вряд ли справился бы с этой сверхсложной задачей. Ведь все свои войны Чингисхан вёл с превосходящими силами противника и, несмотря на это, побеждал. Например, в войне с китайцами войско хана насчитывало 90 тыс. монголов, а династии Цзинь – 1 млн., то же можно сказать и о победе над Хорезм шахом, силы которого превосходили в несколько раз.

6

Чингисхан был гениальным военным стратегом и тактиком, гибким, креативным, готовым меняться в зависимости от ситуации. Он изобрёл много новых неожиданных методов и приёмов ведения войны, которые были взяты на вооружение после него

Бей первым и никогда не останавливайся на полпути – таков его закон. Чингисхан учил своих полководцев, что эффект неожиданности, внезапность, смелость и дерзость нападения, высокая манёвренность войск обеспечивают победу над сильнейшим врагом. К примеру, китайцев погубила бюрократия, они слишком долго раскачивались. Темучин стремительно пересекает Гоби, весной, когда она цветёт (китайцы просто не ожидали, что такое можно сделать), и бьёт наголову китайцев. Они сдаются тут же и массово переходят на сторону Чингисхана. Создавая великое государство, он заранее не мог предвидеть к чему это может привести, поэтому, если он видел новые проблемы и потребности, он был готов меняться и решать проблемы по мере их поступления. Об этом свидетельствует факты принятия уйгурской письменности, модернизации армии, создания степной канцелярии, системы отчётности, создания разведывательного и почтового управления и т.д. Несомненным и крайне важным успехом дипломатии Чингисхана, как с военно-политической (перенесение западных рубежей своей державы к границам кара-киданей), так и с экономической точки зрения (вступление на Великий шёлковый путь) стало подчинение себе бывших вассалов кара-киданей – уйгуров и харлугов. «Сокровенное сказание монголов» свидетельствует о том, что вожди этих народов присягнули Чингисхану «служить ему верно и усердно», а сам Чингисхан соблаговолил ввести их в семью, породнившись с ними.

7

Если Чингисхан принял решение, то становился уверенным в себе, смелым, дерзким: Боишься? Не иди! Идёшь? Не бойся!

Кроме того, у него был всегда сильнейший аргумент – воля Неба, которое указало путь к мировому господству

Уверенность Чингисхану придавало благословение Неба, которую он испрашивал в процессе специального обряда, выбрав для этого самую высокую точку в местности, где он находился. К примеру, перед началом войны с Хорезмийским шахом он три дня на коленях со слезами молился, и когда он увидел, наконец, вечернюю зарю, он решил, что Небо дало ему свое благословение. Уверенность исходила из его осознания правоты и праведности своих целей: установить единоначалие для того, чтобы люди перестали уничтожать друг друга. Одним из главных секретов успешности монгольских войск была быстрота и внезапность нападения, когда они являлись, как будто из-под земли, перед ошеломлённым врагом. Эта способность создала монгольским воинам репутацию каких-то сверхъестественных, дьявольских существ, к которым неприложимы применяемые к другим людям мерки. «Среди мирного населения будьте смирны, как малый телёнок, а во время войны кидайтесь в бой, как голодный ястреб, бросающийся на дичину».

8

Чингисхан не боялся приближать к себе людей умнее и талантливее себя, невзирая на национальность и социальный статус, ценил их отвагу и доблесть, даже если они были его враги, и наказывал предателей своих господ и хозяев

Несмотря на то, что монголов он ставил выше других, он был открыт ко всем, кто мог быть полезен ему. Слабые лидеры видят угрозу в талантах других. Он проявил способность использовать людей, которые были его умнее и образованнее. Он нанимал к себе на службу людей не только из разных культур и социальных слоёв, но и бывших врагов: найманов, меркитов, татар, мусульман, уйгуров, китайцев. К примеру, Шиги Хутагу (татар) названному брату, он доверил царскую канцелярию, Елюй Чуцай – китаец. В 1201 году во время сражения лучник Зургадай убил любимого коня Чингисхана. Правитель был немало удивлён, и вместо казни он сделал из него военачальника, так в историю вошёл Джебе-ноен, который стал впоследствии одним из самых талантливых и верных ему генералов. Во время покорения найманов Чингисхан познакомился с началами письменного делопроизводства. Часть находившихся на службе у найманов, уйгуров перешли на службу к Чингисхану и были первыми чиновниками в монгольском государстве и первыми учителями монголов. «Лучше быть последним среди волков, чем первым среди шакалов. Всегда стремись к лучшим, сильным и настоящим людям. С сильными людьми ты будешь расти вверх, а шакалы утянут на самое дно». Чингисхан умел и вознаградить людей за их дела с должными почестями и как подобает, несмотря на их социальный статус. Примером этому является возложение дархадтсва на таких простых аратов-харачу, как Сорхон-Шара, Бадая и Хишилига, Наяа, взятие дочери Сорхон-Шара Хулан к себе в наложницы после смерти её мужа в битве с тайчудами.

9

Чингисхан до конца жизни оставался ищущим, мыслящим, рефлексирующим человеком, ценил учёных и мудрецов, любил общаться с ними, стремился к самосовершенствованию

Он был уверен, что исполняет волю Вечного Синего Неба, но хотел понять, что означает благословение Неба. Он интересовался природой Вселенной, был открыт для всех, кто мог помочь ему в его исследованиях. Многому он научился у китайцев, особенно у Елюй Чуцая, которого он сделал своим научным советником, а тот хотел его превратить в даосского мудреца, привить ему ценность аскетизма и ненависть к насилию. Чингисхан притворялся, т.к. для него важна была его наука, которая поможет ему понять многие вещи. Например, аскетизм и великодушие более эффективны, чем жестокость. Веротерпимость хана – результат влияния Елюй Чуцая, который внушил ему, что «бог один, но каждый народ ищет к нему свои пути». «Можно в любом месте повторить любое слово, в оценке которого согласны три мудреца, в противном случае на него полагаться нельзя».

Приложение 2

Обоснование лидерских качеств Тоётоми Хидэёси

Качества

Обоснование

1

Рациональное мышление: выбрать лидера, быть преданным ему, отличиться самому перед лидером, заставить его признать свои достоинства

Выбор лидера, за которым имеет смысл последовать, – это самое важное решение в карьере молодого человека. Хидэёси тщательно обдумал, у кого больше шансов объединить страну, и внимательно рассмотрел множество кандидатур. Он выбрал организацию, которую возглавлял перспективный молодой лидер, Ода Нобунага, ставший его учителем и покровителем. Достоинства князя Нобунаги превзошли его ожидания. Его стремительное возвышение позволило возвыситься вместе с ним и Хидэёси. Он был предан Нобунаги, и эта преданность порождала преданность ему и со стороны князя. Только тот, кто сам предан кому-либо, может претендовать на звание лидера, считал Хидэёси. Если вы стремитесь к тому, чтобы люди последовали за вами, усвойте «секрет преданности»: посвятите всего себя лидеру.

2

Благодарность – великая сила, «секрет благородности»

Хидэёси добился своего положения упорным трудом, а не получил его по праву рождения. Он поднялся из нищеты, чтобы править могущественной страной и командовать сотнями тысяч самураев. Его путь начался из-за благодарности матери, которая готова была на всё ради него. Он решил сделать всё, чтобы облегчить ей жизнь. Решил пробиться наверх, чтобы предоставить ей такие удобства, о которых она могла только мечтать. Благодарность разожгла в нём неудержимое желание расти самому и помогать другим. Вопреки распространённому мнению, сущность лидерства заключается в том, чтобы служить другим людям, а не пользоваться их услугами. Его успешный путь к вершинам лидерства был построен на азбучных понятиях преданности, благодарности, упорного труда и решительности в действиях.

3

Совершенствование разума, развитие логики

Он никогда не умел искусно владеть мечом, поэтому решил стать самураем, который полагается на свои мозги больше, чем на оружие. Его подход к лидерству, основанный на силу интеллекта, позволил ему одержать верх над соперниками. Тысячи самураев без колебаний следовали за ним в огонь и воду, за него с готовностью отдавали жизни и плебеи, и аристократы. «Поэтому я быстро осознал, что следует развивать разум, а не тело, особенно если собираюсь сохранить голову на плечах. Поэтому я стал самураем, который полагается на свои мозги больше, чем на оружие. Я предпочёл мечу стратегию, а копью логику. Мой подход к лидерству позволил мне одержать верх над соперниками».

4

Упорный труд, т.к. лидеры должны трудиться больше других.

Поскольку у него не было никаких физических достоинств, он решил, что единственный способ отличиться – исключительное рвение в работе. Исключительная работоспособность позволяет тем, у кого ничего нет, превзойти тех, кто обладает привилегиями и положением. В этом «секрет усердия»: лидеры должны трудиться больше других. С помощью неустанного труда ему удалось показать себя достойным доверия лидера. Он всегда старался работать втрое больше остальных.

5

Решительность в действиях в критической ситуации

Один смелый поступок изменил его судьбу. Он никогда не упускал возможность, которая могла изменить его жизнь. Он хватался за неё обеими руками! Удача сопутствует бесстрашным. Лидеры должны безбоязненно использовать «секрет решительности»: вкритические моменты действуйте смело. «Если бы я штурмовал крепость, используя грубую силу, и не пытался тщательно спланировать каждый шаг, такая стратегия лишь увеличила бы количество жертв с обеих сторон. В торговле, как и на войне, мудрые лидеры применяют «секрет стратегии»: готовьтесь тщательно, действуйте решительно».

6

Коммуникабельность, умение мотивировать и вдохновлять, людей, награждать последователей

Человек, который вас боится, выполнит приказы, но никогда не будет верным. Если вы ставите себя выше своих работников, то знайте: как только судьба от вас отвернётся, они отвернутся то же. Люди, которых вёл за собой Хидэёси, согласились бы по его просьбе пройти и через врата ада. Но если бы он относился к ним с презрением, они сбежали бы от него при первой возможности. Если вы будете вести себя на равных со своими последователями, и будете воодушевлять их силой своего видения, то справитесь и с неодолимыми на первый взгляд препятствиями. Хидэёси понял это, когда князь Нобунага приказал ему восстановить стену замка Киёсу. Лидер должен сам быть слугой людям, а не превращать их в своих слуг, посвящать себя служению другим, – это чувство благодарности. Хидэёси умел гениальным образом привлекать, нанимать, удерживать, вознаграждать и продвигать людей по лестнице. В вопросах найма людей он отдавал предпочтение способностям, а не родословной, и награждал их по заслугам, а не по чину.

7

Эмоциональный интеллект, тонкое понимание человеческой психологии

Хидэёси перепробовал десятки занятий, работал плотником, бондарем, рыбаком, плавильщиком металла, косцом, помощником углежога, продавцом масла, точильщиком ножей. Он научился угадывать желания покупателей и работодателей, улавливать настроение толпы. Наблюдая за поведением людей в разных сферах жизни, он оттачивал способность разбираться в характерах. Постепенно его умение проникать в тайники человеческой души росло, он научился определять потребности представителей всех сословий и завоёвывать их доверие. Превосходить ожидания – девиз всей его жизни.

8

Способность рисковать, совершать невозможное, поставив на кон всё

За свою жизнь Хидэёси много раз оказывался в критических ситуациях, но кризис развивал его лидерские способности. Рискуйте всем, чтобы выиграть всё! Лидеру постоянно приходится идти на риск – иногда это значит, что на кон нужно поставить всё. Главная задача каждого лидера – делать невозможное возможным. Люди быстро находят причины, превращающие трудности в неодолимые преграды. Они убеждают себя в том, что стоящая перед ними проблема слишком трудна, а успех невозможен. Но зачем с самого начала занимать пессимистическую позицию? Не лучше ли вместо этого подумать, как достичь цели? Непреклонная решимость закаляет волю, превращая её в серп, способный скосить любое препятствие на пути. Великие лидеры верят, что могут всё. В этом их «секрет неустрашимости»: подходите к каждому заданию с непреклонной решимостью.

«Величие лидера зависит и от его готовности преодолевать препятствия. Чтобы добиться успеха в опасных предприятиях, необходимо использовать «секрет самоотверженности»: рискуйте всем, чтобы выиграть всё».

9

Способность превращать свои минусы в плюсы, неудачу – в успех, слабость – в силу

Преимуществом Хидэёси стала его же бедность, именно она помогла ему понять смысл борьбы за существование. Девяносто пять процентов тех, кто участвует в битве, – это пехотинцы, люди, стоящие на нижних ступеньках общества. Он хорошо понимал, что чувствуют и думают такие люди, потому что сам когда-то был одним из них. Он научился искусно завоёвывать их преданность и вызывать восхищение. В этом с ним ни один благородный господин не мог сравниться. Разве могут те, у кого всегда была еда и одежда, понять тех, у кого этих вещей никогда не было? «Если Такамацу обязан своей неприступностью воде, значит, только вода поможет мне овладеть им! Я понял, что уникальная система обороны замка открывала возможность применить неслыханный доселе приём – затопление. Я мог превратить выгодное географическое расположение крепости в проблему для её защитников и преимущество для нас. Соорудив дамбу, мы изменили направление реки и затопили окрестные земли, тем самым превратив замок Такамацу в искусственное озеро. После того как вода затопила основание замка и защитники потеряли возможность получать продовольствие и подкрепление, ждать капитуляции пришлось недолго. Я послал князю Нобунаге сообщение, предлагая приехать и пожать лавры победы». Опытные лидеры умело используют «секрет инверсии»: превращайте недостатки в достоинства».

10

Способность владеть собой, контролировать себя, подавлять страх

А те, кто намеревается командовать другими, должны научиться владеть собой. Все боятся смерти, но в борьбе со страхом у Хидэёси всегда было громадное преимущество. Благодаря полученному в условиях крайней бедности воспитанию он всегда считал, что ему нечего терять. В чрезвычайных ситуациях люди, которым есть что терять, боятся что-либо предпринимать. Как преодолеть страх? Нужно позволить событиям идти своим чередом. «Всем управляет случай» – гласит старая китайская пословица. Хидэёси говорил: сделайте всё возможное, а в остальном положитесь на судьбу. Умение подавлять парализующий страх пригодится как на полях сражений, так и в мире бизнеса. В чрезвычайных ситуациях лидеру легче убедить людей следовать за собой, если ему удалось преодолеть свой страх. Пусть кризисы выявляют в вас лидерские качества!

11

Талант организатора: как построить организацию, привить людям организованность

При восстановлении стены Киесу, Хидэёси впервые проявил свой талант организатора. Он понимал, что великие дела никогда не совершаются без духовного подъёма, и вместо того, чтобы угрожать людям наказанием, он дал рабочим передышку, хорошенько накормил и напоил, а в дополнение к подённой оплате пообещал премию за досрочное завершение работ. Он уделял большое внимание ознакомлению людей с планом предстоящих работ и организации пира для всей команды. Он приколол к двум столбам карту крепости и подробно объяснил, как будут вестись работы. Для ускорения процесса он разделил пятьсот рабочих на десять бригад, которые должны были соревноваться друг с другом. – Каждому члену бригады, которая будет работать быстрее всех, князь Нобунага заплатит – в придачу к установленной подённой плате – премию в пятьсот медных монет, – объявил он. – Помимо скорости работы будет оцениваться её качество. Небрежная работа будет приравниваться к действиям вражеского лазутчика, и караться соответствующим наказанием. «История моего восхождения к вершине лидерства – это история использования достоинств талантливых людей, особенно тех, кто сам обладал лидерскими качествами. Совместные действия обеспечивали нам преимущество над любым соперником. Но обойти конкурента – лишь полдела. История знает множество успешных лидеров, которые, добравшись до вершины, готовили почву для своего падения, успокаивались на достигнутом, и отрывались от корней. Лидеров, которые преследуют собственные интересы, ждёт неминуемый крах. Любая организация, которая стремится к длительному успеху, обязана отдать долг обществу, в котором возникла. Поскольку они живут на одной земле, то всё, что причиняет вред одному, поражает другого. Если вы собираетесь расти, нужно расти вместе».

Приложение 3

Общие и отличительные черты формирования лидерских качеств

Чингисхана и Хидэёси

Критерии

Отличие

Сходство

Эпоха

Чингисхан родился в Монголии в XIII веке.

И Монголия XIII века и Япония XVI века стояли перед сложным процессом объединения, которое было возможно тогда только насильственным путём. Шли бесконечные междоусобные войны между родами и племенами.

Хидэёси родился в Японии в XVI веке.

Происхождение

Чингисхан получил своё право быть лидером по факту своего рождения, он был сыном одного из монгольских вождей, предводителем племени борджигитов. Его отец отличался доблестью отважного воина, вёл успешные военные операции.

В Монголии в XIII веке различие между благородным происхождением и харачу (чернью) было жестко зафиксировано, также как жёсткая кастовая система в Японии в XVI веке.

Хидэёси родился в бедной крестьянской семье, и при той жесткой кастовой системе ничто не предвещало ему такую поразительную судьбу.

Физические данные

Из источников («Сокровенное сказание монголов») мы знаем, что Чингисхан с точки зрения внешних данных был совершенен, красив, силён, высок, статного телосложения, он быстро овладел военным искусством, был отважным воином, сам участвовал во всех битвах.

Однако и тот и другой сумели взлететь, подобно звезде, к вершинам лидерства и объединить страну, раздираемую вековыми междоусобицами.

У Хидэёси были более чем скромные физические данные (рост полтора метра, вес пятьдесят килограммов и сильная сутулость), которые не сулили ему успехов на военном поприще.

Взаимоотношения в семье

У Чингисхана было много детей, из них 4 сына – от первой жены Борте, которую он ценил и уважал как мать своих наследников и как преданную подругу, соратника.

У обоих были хорошие доверительные взаимоотношения с первыми законными жёнами, они были опорой и поддержкой во всех начинаниях, надёжными соратниками с течение всей жизни.

Хидэёси был женат, но не имел детей.

Приложение 4

Главные принципы, которые нужно усвоить современному лидеру на примере истории Чингисхана и Хидэёси

Никогда не теряй чувство реальности, требуй правдивой информации от своих подчинённых, какой бы она ни была! Только честное отношение к реальности могут помочь тебе!

В ответственные моменты не торопись, не позволяй эмоциям овладеть тобой – они плохие помощники в деле! Принимай решение, предварительно выслушав и взвесив все варианты! Способность владеть собой, контролировать себя, подавлять страх, в критических ситуациях – залог твоего успеха.

Будь гибким, креативным! Эффект неожиданности – ключ к победе над превосходящим по силе противником!

В критических ситуациях проявляй решительность, если ты принял решение, будь уверен в себе, будь смел и дерзок: Боишься? Не иди! Идешь? Не бойся!

Совершенствуй свой разум. Общайся с умными людьми, не бойся приблизить людей умнее и талантливее тебя! В них твоя сила! Сумей быть убедителен и интересен для них!

Будь любопытен, сомневайся, ищи, стремись к самосовершенствованию, постоянно работай над собой!

Старайся трудиться больше других! Пробуй всё, получай разнообразный опыт от любого вида деятельности. Лидер должен показывать пример.

Помни: великие дела не совершаются без духовного подъёма, умей мотивировать и вдохновлять людей, не забывай вознаграждать последователей и отличившихся.

Развивай эмоциональный интеллект, научись тонко понимать человеческую психологию, будь внимателен к людям, слушай их.

Просмотров работы: 1330