Хлеб - дороже золота

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Хлеб - дороже золота

Козлова Ю.В. 1
1МБОУ "Шарапская СОШ"
Панкова Р.Р. 1
1МБОУ "Шарапская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В каждой стране есть свои национальные блюда. Но есть один продукт, который едят все люди. Это – хлеб. Накануне празднования 75-ой годовщины победы в Великой Отечественной войне тема «Хлеб – дороже золота» актуальна как никогда.

На протяжении веков менялись вкусы и предпочтения народов к хлебобулочным изделиям от сухих пресных лепешек до ароматной сдобы. Сегодняшний выбор выпекаемой в пекарнях продукции способен удовлетворить вкусы каждого человека. Пекарни предлагают своим покупателям до двухсот сортов хлебобулочных изделий, часть из которых изменяется в течение всего года, в связи с сезоном или праздниками. Широкий ассортимент насчитывает до тысячи сортов и видов мучных хлебопекарных продуктов. Но не всегда было такое изобилие. В годы войны людям не приходилось выбирать хлеб по сортам, ели то, что было, и по составу хлеб очень отличался от сегодняшнего.

Сегодня, мы видим, как люди выбрасывают хлеб в мусорные баки, как некоторые учащиеся нашей школы бросают недоеденные в столовой кусочки в емкость с пищевыми отходами. Нам очень больно на это смотреть, и мы решили провести исследование, которое помогло бы воспитать бережное отношение к хлебу.

Цель исследования – узнать, какое место занимает хлеб в жизни людей.

В соответствии с целью, мы поставили следующие задачи:

Познакомиться с историей происхождения хлеба.

Узнать о пользе хлеба.

Рассмотреть роль хлеба в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.

Провести анкетирование и исследовать отношение ребят нашего класса к хлебу.

Познакомиться с технологией выпечки хлебобулочных изделий и на практике.

Гипотеза: предполагаем, что если дети будут знать о том, почему люди издавна так ценят хлеб, то будут бережнее к нему относиться.

Объект исследования: хлеб.

Предмет исследования: отношение одноклассников к хлебу.

Методы исследования: теоретическое исследование, анкетирование, практическая работа.

Глава 1.

Что такое хлеб? История появления хлеба

Хлеб — один из немногих продуктов, которые люди едят каждый день во всем мире. Мы настолько привыкли к хлебу, что относимся к нему как к чему-то обычному и даже обыденному, а ведь «хлеб дар божий, отец, кормилец». Чтобы разобраться, что такое хлеб и когда он появился, мы обратились к справочной литературе (Приложение №1).

В Словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова дано следующее определение: «Хлеб – пищевой продукт, выпекаемый из муки» [2; с. 604].

А в словаре В.И. Даля сказано, что хлеб – мучное печенье из кислого теста, печеный хлеб, готовый на пищу [1; с. 675].

По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей. Примерно 15000 лет до нашей эры в Средней Азии были найдены и использованы в пищу семена пшеницы. Затем люди начали строить свои жилища около пшеничных полей, научились смешивать протертые семена с водой, а после запекать получившуюся смесь на плоских горячих камнях.

Около 3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне – благодаря грекам. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи.

К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе. В Западную Европу такой хлеб пришел в начале средних веков.

До начала XX столетия производство хлеба опиралось на ручной труд. А в 1908 году в далекой Австралии, в Мельбурне этот процесс был впервые механизирован.

На Руси основным видом хлеба был кисловатый черный хлеб. Пекли также ситный (муку просеивали через сито) и белый из крупчатки. Но простые люди не могли позволить себе такой хлеб. Изделия из хлеба очень ценились. Поэтому и к пекарям было уважительное отношение, они были очень богатыми людьми. В некоторых странах они даже освобождались от налогов. В неурожайные годы хлеб был на вес золота. Чтобы всех накормить, в муку подмешивались всевозможные овощные добавки. Вкус хлеба, конечно, ухудшался, но таким образом удавалось обеспечить хлебом всех.

В XVI—XVII веках в Москве было много пекарен, называемых «хлебными избами», а предприятия побольше называли «хлебными палатами». В Московском Кремле стоял государев «хлебный дворец» (Приложение 2). Чего только не выпекали мастера: караваи ситного, сайки, калачи, сдобные плюшки и булки, всех форм и размеров. В основном это был товар для богатых. В конце XIX – начале XX в.в. в Росси были популярны крендели, бублики, баранки, калачи [8].

Польза хлеба

Пищевая ценность хлеба определяется содержанием в нем необходимых для организма человека пищевых веществ, а также энергетической ценностью. Еще важным было то, чтобы продукт легко усваивался организмом. Печеный хлеб обеспечивает определенную часть потребности человека в белках, минеральных веществах и витаминах. Почти половину питательных веществ хлеба составляют углеводы, причем основная часть их представлена крахмалом. Чем выше сорт муки, тем его больше.

Хлеб богат калием и магнием, но беден кальцием и железом, причем, чем ниже сорт муки, из которой выпечен хлеб, тем больше в ней минеральных веществ. Хлеб не только сам хорошо усваивается, но и облегчает усвоение других видов пищи, способствует наиболее эффективной работе пищеварительного тракта.

Вкус и запах свежего хлеба положительно воздействуют на нервную систему человека, возбуждают аппетит и стимулирует деятельность органов пищеварения [7].

Интересные факты о хлебе

Изучая информацию о хлебе, мы узнали много интересных фактов.

Первый прообраз хлеба был испечен больше 5000 тысяч лет назад – в Древнем Египте. История рассказывает, что по недосмотру раб, приставленный к кухне, забыл убрать на ночь смесь воды и крупы с теплой печи, а утром увидел забродившее тесто. Опасаясь наказания, он все же испек из него лепешку, которая оказалась не только намного аппетитней на вид, но и вкуснее, чем обычно. Так появился первый хлеб на «закваске» - мягкий, пышный и пористый. Древние египтяне высоко чтили хлеб. На письме он обозначался тем же иероглифом, что и солнце – круг, по центру которого находится точка.

В 1266-м году в Англии был принят закон, который регулировал массу хлебобулочных изделий, а также их стоимость и оплату работы пекарей. Просуществовал закон 600 лет. Только в 2008-м году правительство разрешило выпекать хлеб, который весит меньше 600 г. Во время войн среди английских солдат было распространено убеждение, что насморк можно вылечить, нюхая буханку свежеиспечённого хлеба.

Франция – страна, которая держит пальму первенства в мире по количеству съедаемого хлеба. Это 67 кг выпечки в год на человека. В Париже в Доме-музее Сальвадора Дали существует хлебная комната. Вся обстановка в ней, начиная с мебели и заканчивая предметами интерьера, выпечена из теста (Приложение 3).

В Средние века на территории Европы хлеб служил не только пропитанием, но и выступал в качестве столовых приборов. Накрывая стол, хозяйки клали кусочки черствого хлеба, размером 10 на 15 см, каждому участнику трапезы. Затем в них накладывалась пища. После обеда «тарелки» отдавали бедным или скармливали домашним животным. Перестали использовать их только в четырнадцатом веке, когда научились делать посуду из дерева.  Арабы же вообще называют хлеб едой, а все остальное - закуской. Кусок лепешки и служит посудой для закусок. Пироги и есть такая столовая посуда из хлеба. А еще делают суп в буханках. (Приложение 4).

Самый большой каравай в мире был зарегистрирован в Киеве на Софийской площади. Испекли его специально к празднованию «Праздника хлеба и урожая». Весил «гигант» 150 кг, высота его составляла 65 см, а диаметр – 160 см [6].

Начиная с 2006 года, 16 октября на всех уголках планеты отмечается WorldBreadDayВсемирный день хлеба (Приложение 5). Цель торжества – отдать дань уважения хлебу, как самому ценному продукту на Земле. На Руси, помимо этого праздника, издавна отмечали Хлебный Спас (Ореховый Спас). На этот священный праздник хозяйки всегда пекли хлеб из урожая новой муки, после чего освящали его в церкви.

На Руси к хлебу всегда было отношение особое – уважительное, бережное. Неудивительно, что оно нашло свое отражение в приметах:

- Двое тянутся к одному куску хлеба – будет компания.

- Хлеб, испеченный в канун Рождества, долго будет оставаться свежим.

- Вынутая из печи буханка сломалась – к незнакомцу.

- Если вам предложат взять последний кусок, берите – это принесет счастье в любви или материальную прибыль.

С хлебом связаны обычаи: «Хлеб – соль» – это русский обычай, словно символ людской доброты. Хлебом и солью встречают дорогих гостей, новосёлов. На свадьбах жениха и невесту угощают хлебом и солью.

Не случайно слово «хлеб» входит во многие пословицы и поговорки:

Хлеб в пути не тягость.

Без хлеба, без соли никто не обедает.

Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.

Не потрудиться, так и хлеб не родится.

Какова земля, таков и хлеб.

Когда нет хлеба, едят и желуди.

Горька работа, да хлеб сладок.

Хлеб во время войны

Во все времена к хлебу было особенное отношение, а во время войны – тем более. Хлеб войны был разным. Разным был его вкус, потому, что в его состав часто входили компоненты, которые в обычной жизни никто бы и не подумал использовать.Так из чего же делали главный продукт питания в военное время?

В действующей армии по нормам, установленным Советским правительством в сентябре 1941 года, рацион солдата на 80 процентов состоял из хлеба, его полагалось 800 граммов. Суточная норма красноармейцев и начальствующего состава боевых частей действующей армии включали: 800 г. ржаного обойного хлеба (в холодное время года, с октября по март – 900 г.) По сравнению с довоенными нормами, из основного рациона исчез только пшеничный хлеб, замененный ржаным.

Хлеб тыловой и фронтовой

В годы Великой Отечественной войны выпекали два вида хлеба – «военный» и «гражданский». Первый предназначался для фронтовиков, а второй для жителей тыла. Тот, который привозили на фронт из тыла, состоял из 40 процентов муки ржаной обойной, муки соевой, семечкового шрота (макухи), свекольного жмыха. В последние годы войны муки в таком хлебе было лишь 10 процентов, а то и менее 5. Для бойцов фронта широко использовалась ячменная мука.

Фронтовые пекари пекли хлеб прямо на полях сражений — в земляных печах, устроенных в грунте. И приходилось это делать даже порой под обстрелом. В состав фронтового хлеба, кроме ржаной муки, входили свекольный жмых, солод, отруби, опилки.

Не лучше питались и те, кто остался в тылу. Им приходилось сложнее, так как основной запас зерна шёл на фронт, приходилось делать хлеб из того, что есть. По рецепту, разработанному Московским технологическим институтом пищевой промышленности, в «рабочий хлеб» добавляли картофель, отруби, те же жмых, макуху, а также крапиву, лебеду и другие травы.

Несмотря на все трудности, страна в 1941–1945 г.г. обеспечивала и армию, и тружеников тыла хлебом, хотя часто не хватало зерна, в пекарнях и на заводах было изношенное, устаревшее оборудование. Заказы воинских частей выполнялись в первую очередь.

«Блокадный» хлеб

Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни. В блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства.

8 сентября 1941 года немцы блокировали Ленинград с суши. В течение почти 900 дней блокады норма на хлеб жителям города снижалась пять раз. Самый минимальный рацион пищи ленинградцы получали с 20 ноября по 24 декабря 1941 года: рабочие — по 250 г хлеба, все остальные — по 125 г.

В музее блокады Ленинграда среди множества экспонатов большой интерес у посетителей обычно вызывает небольшой листок тонкой бумаги с отрезанными квадратиками. В каждом из квадратиков – несколько цифр и одно слово: «хлеб» (Приложение 6). Это блокадная хлебная карточка. Этот кусочек, который помог выстоять жителям Ленинграда.

На территории Кушелевского хлебозавода в 1992 году установлен памятник "Блокадные 125 граммов хлеба" (авторы - скульптор П.И. Хруничев и архитектор Г.С. Пейчев). Памятник представляет собой выступающую из камня фигуру девочки, держащей в руках суточную норму хлеба в блокадном Ленинграде - 125 граммов. Этот хлебозавод работал всю блокаду и был награжден орденом «Отечественной войны». На стене главного корпуса завода размещены мемориальная гранитная доска с памятной надписью и рельефным изображением ордена Отечественной войны и барельеф с изображением воинов в память о рабочих хлебозавода, ушедших защищать родной город. На гранитном камне перед памятником лежит лист бумаги со строками ленинградской поэтессы Ольги Берггольц: «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам» (Приложение 7).

27 января 2020 года по всей стране прошла акция «Блокадный хлеб», посвященная снятию блокады этого героического города. Мы тоже приняли участие в этом событии (Приложение 8). Волонтеры акции рассказали нам о том, как страшно было потерять хлебную карточку. Мы держали в руках кусочек хлеба в 125 граммов и представляли ленинградских детей, стоявших в очереди, сжимавших в маленьких кулачках эту бесценную бумажку.

Несмотря на все страдания, люди проявили мужество, отвагу, чувство патриотизма. Ленинград не отдали врагу.

Хлеб временно оккупированных районов

О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий в годы войны, невозможно слышать и читать без слез. Все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию.

В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым давали по две ложки пшенной каши в день. Варили «затирку» из муки – супчик в виде киселя. Суп из гороха или перловки для голодных людей был праздником. Но самое главное – люди лишились привычного и особенно для них дорогого хлеба.

Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. Иногда даже самое малое съестное добывалось ценой человеческой жизни.

«Хлеб» фашистских концлагерей

Гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб, по особому рецепту. Назывался он «Ostenbrot» и был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения рейха (Германия) 21 декабря 1941 г., «только для русских».

Вот его рецепт: отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%. Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба» [4; с. 2].

Конечно, весь этот хлеб по вкусу сильно отличался от того, что мы покупаем в магазине сегодня. Но зная его историю, невкусным назвать его невозможно. Отношение к хлебу как к чему-то святому и боязнь, что вдруг хлеба не станет, сохранились у детей военной поры и сейчас.

Глава 2.

2.1. Анкетирование одноклассников и родителей

Мы решили выяснить, каково отношение к хлебу у моих одноклассников. Вместе с классным руководителем мы подготовили анкеты для детей и их родителей (Приложение 9). В анкетировании приняли участие 15 детей. Ребята отвечали на разнообразные вопросы, однако самым главным вопросом был: «Что вы делаете с оставшимся хлебом?».

Путём опроса детей было выяснено, что большинство опрошенных детей любят хлеб. Только 2 человека могут прожить без хлеба.

На вопрос о том, всегда ли ребята съедают тот хлеб, который берут, 8 опрошенных признались в том, что они оставляют хлеб. Отвечая на вопрос о бережном отношении к хлебу, только 7 человек заявили, что они вторично используют оставшийся или подсохший хлеб, а остальные, в лучшем случае, скармливают его животным, а в худшем – выбрасывают. На вопрос: «Выбрасывал ли ты когда-либо хлеб?» большинство 12 человек, ответили «да», «редко» – 1 человек, «никогда» – 2 человека.

Кроме детей нами были опрошены родители (Приложение 10). Я попросила родителей моих одноклассников ответить на следующие вопросы: «Какое значение имеет хлеб в жизни человека?» и «Почему хлеб нам необходим?». Ответы были самые разнообразные (Приложение 11). Родители отвечали, что «хлеб важно ценить и не забывать о том, что в войну люди испытывали голод. Даже небольшой кусочек был «дороже золота».

Обсудив все ответы, мы пришли к выводу, что если дети будут знать, как тяжело было во время войны без хлеба, сколько затрачено труда для того, чтобы хлеб пришел к нам на стол, то будут бережнее относиться к нему.

Экскурсия в школьную столовую

Чтобы узнать, как выпекают хлеб и хлебобулочные изделия специалисты, мы отправились в школьную столовую на экскурсию. Повар Никитина Валентина Ивановна рассказала о том, что нужно сделать, чтобы получить вкусную выпечку и показала, как это делается на практике. Кроме того, она объяснила, почему необходимо беречь хлеб (Приложение 12).

Практическая работа

Изучив литературу, проведя анкетирование, побеседовав с поваром нашей школы, мне захотелось самой испечь какое-нибудь хлебобулочное изделие, чтобы понять, насколько много требуется сил и времени. Осуществить мой план мне помогла Валентина Ивановна.

Для этого мы сделали следующее:

1. Подготовили место для работы.

2. Подготовили необходимые продукты (дрожжи, вода, сахар, мука, соль).

3. Замесили дрожжевое тесто и поставили в теплое место.

4. Через 1,5 - 2 часа тесто поднялось.

5. Раскатали тесто на ватрушки, оставили на 15-20 минут.

6. Добавили начинку.

7. Отправили хлебобулочное изделие в печь.

8. Вынули готовое изделие через 35-45 минут (Приложение 13).

В результате у нас получились вкусные и ароматные ватрушки. Весь мой класс оценил мою работу. Теперь я знаю, как можно приготовить хлебобулочное изделие.

После всей проделанной работы вместе с учителем мы провели классный час, на котором рассказали о том, чем полезен хлеб, поделились впечатлениями от участия в акции «Блокадный хлеб», изготовили памятки «Правила бережного отношения к хлебу» и «Как можно использовать кусочки хлеба». Эти памятки мы раздали всем ученикам нашего класса (Приложение 14).

После совместного чаепития, беседы и коллективной работы над памятками мы в течение 10 дней наблюдали за моими одноклассниками в столовой и увидели, что теперь каждый берет столько хлеба, сколько может съесть. На столе не остается кусков.

Заключение

Проведенное исследование открыло для нас много нового. В ходе работы мы узнали о происхождении хлеба, о его пользе.

Роль хлеба в жизни человека неоценима, это часть истории всего человечества. Благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Цена хлеба – жизнь! Не будь хлеба — не было бы и Победы!

Проводя исследование, мы научились работать со справочной литературой, искать информацию на Интернет-ресурсах, провели анкетирование одноклассников и родителей, и даже попробовали себя в роли пекаря. Мы не просто получили информацию, но и поделились ею с одноклассниками. Мы вместе пришли к выводу, что мы должны бережно относиться к хлебу, труду тех, кто его выпекает.

Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Ребята стали бережнее относиться к хлебу.

Но самое главное, наша работа может быть использована как в начальных классах, так и в дошкольном отделении при изучении окружающего мира, поэтому следующим этапом нашей работы будет проведение бесед с дошкольниками и учениками, а также распространение памяток среди жителей сел Шарап, Лучшево и п.Первомайский.

Список литературы

Толковый словарь живого великорусского языка В.А. Даля/ Сост. Н.В. Шахматова и др. СПб.: ИД «Весь», 2004. – 736 с., ил.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/ С.И. Ожегов; Под общ.ред. Проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 640с.

«Блокадный хлеб, каким он был?»; [Текст] // журнал «Химия и жизнь»; №5; 2015. – 48с.

«Хлеб фронтовой, хлеб блокадный…»; [Текст] // журнал «Дагестанская жизнь»;№14;2016. – 22с.

Интернет-ресурсы:

https://histrf.ru/biblioteka/b/blokadnyi-khlieb-simvol-zhizni-i-nadiezhdy

https://medaboutme.ru/obraz-zhizni/publikacii/stati/pitanie_i_diety/15_udivitelnykh_faktov_o_khlebe/

https://studbooks.net/2144167/tovarovedenie/pischevaya_tsennost_hleba

https://renaulte.ru/prazdnichnyjj-stol/istorii-i-fakty-o-hlebe-zanimatelnye-fakty-po-okruzhayushchemu-miru/

Приложения

П риложение 1

Изучаем литературу

Приложение 2

Хлебный дом в Царицыно

Приложение 3

Хлебная комната в доме Сальвадора Дали

П риложение 4

Столовые приборы из хлеба

Приложение 5

Приложение 6

Хлебная карточка

Приложение 7

Памятник "Блокадные 125 граммов хлеба"

Приложение 8

Приложение 9

Анкета для одноклассников

1. Любишь ли ты хлеб?

да нет

2.Можешь ли ты прожить без хлеба?

да нет

3. Всегда ли ты доедаешь хлеб во время еды?

да нет

4. Выбрасывал ли ты когда-либо хлеб?

да редко никогда

5.Что ты делаешь с оставшимся хлебом?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 10

Анкета для родителей

1. Как часто вы, ваша семья покупаете хлеб и хлебобулочные изделия?

а) ежедневно; б) 4 – 7 раз в неделю; в) реже 4 раз в неделю;

г) 1 раз в неделю.

2. Укажите, пожалуйста, сколько хлебобулочных изделий в среднем Вы приобретаете за раз?

__________________________________________________________________

Какие сорта хлеба и хлебобулочных изделий вы предпочитаете покупать?

__________________________________________________________________

Каково значение хлеба в жизни человека?

__________________________________________________________________

Почему хлеб нам необходим?_________________

Приложение 11

Беседа с поваром школьной столовой

Приложение 12

Практическая работа

Продолжение приложения

Приложение 13

Памятки

Памятка «Правила бережного отношения к хлебу»

Бери хлеба столько, сколько съешь.

Не оставляй недоеденных кусков на столе.

Береги хлеб, он дорого достается.

Продли жизнь черствому хлебу (можно приготовить новые блюда).

Подними брошенный кусок и отдай птицам.

Не бери хлеб грязными руками.

Не играй хлебом.

Никогда не бросай хлеб.

Всегда и везде уважительно относись к хлебу!

Памятка «Как можно использовать кусочки хлеба»

Сделать сухарики (их можно подавать к бульонам, супам, чаю).

Покормить птиц, бездомных собак.

Испечь торт из молотых белых сухарей.

Сделать кириешки.

Использовать хлеб как удобрение.

Сделать панировочные сухари (в них обваливают котлеты, рыбу, мясо перед тем, как жарить, а ещё присыпают пироги, запеканки, пудинги).

Сделать квас, приготовленный на основе чёрных молотых сухарей.

Приложение 14

Классный час

Продолжение приложения

Классный час

Просмотров работы: 2328