Применение метапредмета «Знак», как одного из эффективного средства в формировании способностей систематизации на уроках истории

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Применение метапредмета «Знак», как одного из эффективного средства в формировании способностей систематизации на уроках истории

Бушманов А.М. 1
1МБОУ "Лицей Технополис"
Петренко Н.В. 1
1МБОУ "Лицей Технополис"


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Мне нравится такой предмет, как «История». Изучая историю, понимаешь, что все люди разные, учишься критически мыслить, сопереживать. Но вот проблема: история содержит большой объём информации, который нужно не только прочитать, но и осмыслить. Легко запоминаются правила дорожного движения, легко ориентироваться в городе и находить нужные объекты. Дело в том, что всё вышеперечисленное имеет большую информированность, но заключено в понятную знаковую систему. Возникла идея – разработать знаковую систему для уроков истории. Тема «Применение метапредмета «Знак» как одного из эффективного средства в формировании способностей систематизации на уроках истории» актуальна не только для меня, но и для многих обучающихся, в планах которых содержится пункт качественной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Цель работы: сформировать способность схематизации информации, которая изучается на уроках истории.

Задачи решаемые в ходе работы:

Проанализировать литературу по теме работы;

Познакомиться со средствами схематизации через метапредмет «Знак»;

Разработать схемы и применить их в работе с информацией на уроках истории.

Литературными источниками послужили разработки доктора психологических наук Юрия Вячеславовича Громыко в области мыследеятельностной педагогики по теме «Метапредмет «Знак»». Также рассматривалось практическое применение принципа схематизации Иволгиной Людмилой Ивановной и кандидатом психологических наук Дмитриевым Дмитрием Борисовичем.

Данный вопрос рассматривается в образовании педагогами, но этот вопрос не рассматривался с позиции обучающегося, что вносит совершенно другой взгляд на использование изучаемого метапредмета «Знак».

1. Метапредметы Ю.В.Громыко в мыследеятельностной педагогике и

содержание метапредмета «Знак»

Мыследеятельностная педагогика является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. В рамках нее разработана уникальная отечественная технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями обучающегося.

Мыследеятельностная педагогика – это область знаний, изучающая механизмы и процессы, с помощью которых школьник усваивает учебную информацию и способы деятельности. Усвоение учебной информации идёт прежде всего через её понимание.

Понимание школьниками учебной информации – одно из центральных педагогических понятий. Большинство учащихся испытывает трудности именно в процессе понимания излагаемого учителем учебного материала, условий различных устных и письменных заданий, предназначенных для выполнения. А ведь учебный материал необходимо еще и осмыслить, т.е. соотнести с имеющимися знаниями и систематизировать. Без осмысления не бывает подлинного понимания и наоборот. Вне понимания и осмысления учебный процесс лишен всякого смысла и ведет лишь к бессмысленному загромождению памяти фактическими сведениями.

Как же помочь школьникам обучиться премудростям учебных дисциплин, научиться понимать и осмысливать сведения, осваивать методы приобретения знаний и их практического применения, тщательно отбирать средства собственной учебной работы и грамотно их использовать, находить благоприятные условия для освоения новых средств?

В этом призвана помочь мыследеятельностная педагогика – область знаний, изучающая механизмы и процессы, с помощью которых школьник усваивает учебную информацию и способы деятельности.

Одним из представителей мыследеятельностной педагогики является Юрий Вячеславович Громыко. Он является доктором психологических наук, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования и директор «Института опережающих исследований им. Шифферса».

Группой Ю.В. Громыко разработан метапредметный подход в образовании, который вошёл в существующие ФГОСы.

Метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни.

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. В основу каждого предмета положена определенная организованность мыследеятельности – своеобразная мыследеятельностная вещь, которая в нем целенаправленно прорабатывается. Ю.В. Громыко выделил следующие метапредметы: «Знание», «Знак», «Проблему» и «Задачу». Каждый из них имеет свои цели:

«Знание» – формирование своего блока способностей, в частности, умение работать с понятиями, с системами знаний.

«Проблема» – умение организовывать и вести диалог, развитие способностей целеполагания, самоопределения и т.д..

«Задача» – решение задач разных типов из разных областей знания.

«Знак» – формирование способности схематизации, умения через схемы выражать то, что они понимают, хотят сказать и сделать.

В рамках метапредмета – «Знание» формируется свой блок способностей: способность работать с понятиями и системами знаний. Техника «знающего незнания», осваивая её школьники учатся выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия и творческое мышление. Обучающиеся в школе станут учиться с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, но сами смогут переоткрывать их и совершать свои собственные.

Изучая метапредмет «Проблема», школьники формируют собственное мнение о том или ином событии, учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. Учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, а главное самоопределения. Другие важнейшие способности, которые развивает этот метапредмет – способность понимания, а также способность рефлексивного, проблемно-организованного мышления. Происходит освоение очень своеобразной и сложной техники – видеть одно и то же явление с разных позиций.

На метапредмете «Задача» учащиеся получают знания о разных типах задач и осваивают способы их решения. При изучении этого метапредмета у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта, задачи конструирования, способов решения, выстраивания деятельностных процедур и достижения цели.

В рамках метапредмета «знак» у школьников формируется способность схематизации - способ организации понимания, который включает в себя знание правил конструирования схем. Они учатся выражать с помощью схем то, что хотят сказать, сделать. Мышление, как известно, осуществляется на схемах. За графическими изображениями они учатся мыслительно видеть, то идеальное содержание, которое в них выражено и параллельно с этим исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала. Учащиеся на этом метапредмете осваивают специальные техники и приемы, чтобы научиться работать со схемами на разном предметном материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов, например: на химии – формулы химических соединений и записи химических реакций, на геометрии – чертежи фигур и сами фигуры, на физике – формулы и чертежи изучаемых процессов, на истории – различные таблицы с данными.

Под метапредметом «Знак» подразумевается формирование у обучающихся способности схематизации, схематичного выделения главного в материале. При использовании графических изображений обучающийся учится мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. И как бонус – исчезает проблема заучивания объёмного учебного материала.

Технология схематизации позволяет учащимся осуществить переход от первичных изображений смысла, зафиксированных в рисунке, к мыслительной проработке содержания с помощью схем. Процесс схематизации может быть представлен в виде следующих тактов работы с визуальным изображением.

На первом этапе должно быть зафиксировано представление, в котором разделяется понятное и непонятное. Особое значение здесь имеет построение образа того, что непонятно. Человек создает рисунок или «картинку», в которой представлено понятное и непонятное. Эта картинка позволяет поставить вопросы и конкретизировать непонятное, выделив зону понятного.

На следующем этапе полученная картинка подвергается категориальной проработке. В результате этой работы человек мыслительно организует, перерабатывает смысл и получает первое представление об объекте, с которым он имеет дело. Возникает схема - ее первый вариант. Далее, за счет того, что содержание зафиксировано графически, каждый его элемент можно проработать отдельно, не боясь потерять остальные важные моменты. Так происходит совершенствование схемы: картинка постепенно, все больше и больше становится похожей на схему. Наличие знаковой формы позволяет увидеть, «пересчитать мысли», которые для человека были важны. На основе эпистемического анализа картинки выстраиваемого мыслительного объекта становится возможным выделить базовую идеализацию, лежащую в основе последнего.

На последнем этапе проводится позиционная проработка картинки. Осуществляя позиционный анализ выстраиваемого мыслительного образа ученик выходит в рефлексивную позицию по отношению к собственному методу работы (используемым им средствам, имеющимся у него позиционным основаниям).

Сам метапредмет «Знак» разделяется на следующие типы схем:

объектно-онтологические схемы отражают объекты и предназначены для понимания и осмысления новых знаний;

направляющие схемы предназначены для того, чтобы направить внимание на предмет обсуждения, организовать коммуникацию и помочь прийти к взаимопониманию. Направляющие схемы создаются в процессе коллективного мышления в период работы группы над общим заданием;

организационно-деятельные схемы предназначены для организации и регуляции деятельности индивидуальных, отражающих позицию обучающегося, пути его следования, способы деятельности, а в некоторых случаях и порядок выполнения действий для решения поставленных задач на определенном этапе, в течение заданного промежутка времени или коллективных субъектов;

схемы – принципы, совмещающие осуществление функций объектно - онтологических и организационно-деятельностных, допускающих смену функции использования, то есть перефункцианализацию.

Таким образом, мы видим, что метапредметы Ю.В.Громыко в мыследеятельностной педагогике не просто развивают универсальные учебные действия школьников, но и формируют и поддерживают интерес обучающихся к изучаемым дисциплинам, а метапредмет «знак» делает материал более доступным к пониманию научного знания.

2. Использование метапредмета «Знак» на уроках истории

Для того, чтобы лучше понять смысл, отразить сущность или структуру изучаемого объекта, я использую объектно-онтологические схемы. Например, чтобы лучше представить государственное управление в XVI в., была составлена схема, на которой чётко прослеживается структура этой системы (Рис.1).

Рис.1 «Система государственного управления в XVI в.»

Сложной для понимания хода основных событий в истории России является тема «Смута». Сложность состоит в последовательности этих событий. Для того, чтобы упорядочить материал данной темы, составлена направляющая схема «Период Смуты в России» (рис.2). Отличие направляющей схемы от объектно-онтологической состоит в том, что этот тип схемы показывает процессы, а не раскрывает сущность изучаемого объекта.

Верховная власть в Смутное время

Рис.2 «Верховная власть в Смутное время»

В основе организационно-деятельных схем лежит создание маршрутов работы с определёнными историческими источниками. Например, создан маршрутный лист работы с историческими документами (рис.3). Маршрут содержит ряд вопросов, которые помогают раскрывать сущность рассматриваемого документа (рис.4).

Рис.3 «Маршрутный лист работы с историческими документами»

Рис.4 «Указ об опрпичнине»

Схемы-принципы – это перефункциализированные схемы, которые совмещают функции организационно-деятельностной схемы с объектно-онтологической. Например, при изучении тем, связанных с таким событием, как война, изначально используется объектно-онтологическая схема, так как нужно рассмотреть изучаемый объект в его структуре. В дальнейшем при работе с материалами о войнах, использую алгоритм, который относится к организационно-деятельностной схеме (рис.5, рис.6).

Рис.5 Алгоритм «Характеристика войн»

Рис.6 Характеристика Северной войны по алгоритму

Таким образом, данные схемы не только помогают усваивать необходимые знания по предмету «История», но и дают возможность получения качественной самостоятельной работы для самого обучающегося. Достаточно создать алгоритм или разработать маршрутный лист, чтобы потом, шаг за шагом получать новые знания, которые будут складываться системно и структурированно. Следует отметить, что время работы с историческими материалами заметно уменьшилось.

Заключение

Тема «Применение метапредмета «Знак» как одного из эффективного средства в формировании способностей систематизации на уроках истории» в данной работе раскрыта.

Цель работы - сформировать способность схематизации информации, которая изучается на уроках истории, достигнута.

Задачи в ходе работы решены:

Проанализирована литература по теме работы;

Рассмотрены средства схематизации, которые входят в метапредмет «Знак»;

Разработаны схемы, которые были применены на уроках истории.

В ходе работы были достигнуты положительные результаты:

в моём обучении при получении новых знаний появилась системность, что позволило более глубже осмыслить исторические процессы;

разработка алгоритмов и маршрутных листов позволило сократить время работы с историческим материалом;

умение вносить информацию в схемы позволило качественно подготовиться к Школьному туру Всероссийской олимпиады школьников, так как весной 2020 года было дистанционное обучение, которое, не смотря на ответственное выполнение домашнего задания, всё же отразилось на неуспешном написании ВПР;

одноклассники заинтересовались метапредметом «Знак», так как навыки схематизации можно применять и на других уроках.

Конечно, время идёт очень быстро, возможно, появятся уже другие средства или навыки усваивания обучающимися знаний по школьным предметам. Но на сегодняшний день для меня метапредмет «Знак» является одним из эффективных средств быстрой и качественной обработки учебного материала.

Список используемых источников и литературы

Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000 – 376 с.;

Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. /Учебное пособие для учащихся старших классов. М.: Пушкинский институт, 2001 – 228 с.- Серия: Мыследеятельностная педагогика;

Дмитриев Д.Б. Метапредмет «Знак» - выращивание способности видеть невидимое. /В кн. «Разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных способностей старших школьников. Формирование научности ХХI века в образовании. Пособие для учителя. – М.: Пушкинский институт, 2001. – 332 с. – Серия: Мыследеятельностная педагогика;

Иволгина Л. И. Обучение школьников схематизации и моделированию. 5-9 классы. — Волгоград, «Учитель», 2015 – 103 с.

 

Просмотров работы: 446