Советская и Германская броневая военная техника времен Великой Отечественной войны

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Советская и Германская броневая военная техника времен Великой Отечественной войны

Назар С.А. 1
1Государственное учреждение образования «Гимназия №46 г.Гомеля имени Блеза Паскаля»
Коцур Ю.В. 1
1Государственное учреждение образования «Гимназия №46 г.Гомеля имени Блеза Паскаля»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Жизнь в современном мире без использования компьютерных технологий практически невозможна. Интернет, электронная почта, цифровое телевидение, компьютерные игры твердо заняли место в нашей жизни, выступая как средство общения, развлечений, так и как источник информации. Сегодня множество людей проводят большую часть своего свободного времени в виртуальном мире. И именно этот фактор вызывает опасения. Ведь подрастающему поколению предоставляется огромный объем информации, которая не переработана и не адаптирована для их возраста.

Учеными, педагогами и психологами ведутся споры о вреде и пользе компьютерных игр. Однако одно оспаривать точно нельзя, многие компьютерные игры несут образовательное и воспитательное значение. К таким играм относится World of Tanks.

Именно благодаря этой игре и ее возможностям даже пятиклассники могут узнать много нового о танках, истории их создания и использования, о важных исторических событиях, получить знания по картографии и географии.

Можно сказать, что ни одна игра не может заменить книгу, но она может вызвать интерес и способствовать поисковой и исследовательской деятельности. Что и случилось со мной.

Сегодня я пополняю свой багаж знаний о танках и истории Второй мировой войны уже с помощью учебников, художественной литературы, познавательных фильмов. И мне бы хотелось, чтобы мои одноклассники и другие сверстники также владели информацией о победах Красной армии, благодаря которым наше поколение живет в свободной и независимой стране. Танки, один из видов вооружения, который способствовал этой победе.

Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Одни тщательно сравнивают таблицы тактико-технических характеристик (ТТХ), говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят. Танки не предназначены для дуэлей с себе подобными в идеально одинаковых условиях.

Поэтому в своей работе я хотел бы систематизировать всю полученную информацию, подробнее остановиться на характеристиках средней и тяжёлой бронетехники Советского Союза и фашисткой Германии, проанализировать и сравнить собранные данные, а также дать характеристику памятникам танкам, которые прославляют подвиги солдат Красной армии в Гомельской области.

Актуальность работы состоит в том, что танки в ходе мировых войн играли огромную роль, и мы должны помнить об этих машинах, об их создателях. 75 лет прошло с тех страшных времен. В современном мире люди забывают о подвигах героев тех войн. С каждым годом ветеранов войны остается все меньше и меньше. Исследовательская работа направлена на то, чтобы вспомнить о военных страницах нашей Малой родины и привлечь к ним внимание своих сверстников.

Цель работы: сравнение количественных и тактико-технических характеристик советских и немецких танков во время Великой Отечественной войны, анализ памятников-танков Гомельской области.

Задачи: 1.Провести сравнительный анализ средних и тяжелых танков СССР и Германии периода Великой Отечественной войны.

2. Охарактеризовать памятники-танки Республики Беларусь.

3. Провести социологический опрос среди учащихся 5 классов.

4. Систематизировать полученную информацию в виде презентации, которую можно будет использовать как на уроках истории, так и на факультативах и кружках.

Объект исследования: танки времен Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: средние и тяжёлые танки Советского Союза и Германии периода Великой Отечественной войны.

1 История создания и классификация танков

Термин «танк» переводится с английского как «бак» или «чан». Так стали называть боевые машины во время доставки их к линиям фронта. В целях конспирации танки перевозились под видом «самодвижущихся водяных цистерн». На железнодорожных платформах они и впрямь, напоминали большие баки.

Первым для военных нужд начали использовать паровоз. Сначала для переброски войск, а позже на железнодорожную платформу установили пушку, а для защиты установили бронированные щиты. Так получился первый бронепоезд. Использование бронепоездов накладывает свои ограничения – нужны железнодорожные пути. Военные стали думать о совмещении в транспортном средстве высокой огневой мощи и подвижности.

Следующим этапом стало бронирование обычных легковых автомобилей с установкой на них пулеметного или легкопушечного вооружения. Они должны были использоваться для прорыва переднего края обороны противника и доставки живой силы.

Настоящее признание танки получили во время Первой мировой войны. Для увеличения огневой мощи и проходимости военные инженеры начали экспериментировать с размерами и весом новой боевой машины. Пробовали комбинировать гусеницы с колесами. Было среди них и несколько довольно неоднозначных проектов.

Из-за несовершенства представленных броневых машин, споры о необходимости их разработки и примирения среди военных продолжались до 15 сентября 1916 г. Этот день стал переломный в истории танкостроения и ведения войн в целом. Во время битвы на реке Сомме, англичане впервые использовали свои новые танки. Этим танком был Mark I, названый, в честь одного из создателей, «Большим Вилли», являясь, в некотором роде прародителем, всех танков, получил еще и прозвище «Мать». Танк представлял собой огромную ромбовидную коробку с гусеницами по периметру. Для ведения курсовой стрельбы по бокам танка устанавливались пулеметы или пушки. Экипаж танка состоял из 8 человек, весил он 27-28 тон, а скорость составляла 4,5 км/час (по пересеченной местности 2 км/час).[1, c.23]

Такой, во всех отношениях несовершенных танк, положил начало массовому танкостроению во всем мире, уже никто не сомневался в необходимости таких боевых машин.

Все многообразие танков можно классифицировать в зависимости от различных показателей: от их веса, бронирования, вооружения, проходимости, скорости, компоновки, радиуса действия, военной доктрины, теории стратегии и тактики и используемых технологий.

До 1930-х годов в вооружённых силах всех стран, где имелись танки, они классифицировались по весу (легкий, средний, тяжелый) или по размерам (малый, средний, большой).

К малым танкам относились танки, имевшие массу до 5 т и вооружённые одним или несколькими пулемётами. Малый танк предназначался для ведения разведки в интересах общевойсковых и танковых частей и соединений, а также использовался как средство связи и транспортировки. Большинство малых танков были выполнены плавающими, и поэтому могли применяться при форсировании водных преград. К малым танкам относились Т-37, Т-38 и другие.

К лёгким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее — до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя. К лёгким танкам относились Т-18, все модели БТ, Т-26, Т-40, Т-50, Т-60, Т-70, Т-80, Mk IV, M24 Chaffee, PzKpfw I, PzKpfw II, LT-35, LT-38 и другие.

К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для развития успеха при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника. К средним танкам относились Т-28, Т-34, , Т-111, M4 Sherman, PzKpfw III, PzKpfw IV, PzKpfw V «Пантера» и другие.

К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами. Существовали также тяжёлые танки с несколькими орудиями разных калибров. Тяжёлые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов. К тяжёлым танкам относились все модификации танка КВ, ИС-2, PzKpfw VI «Тигр», PzKpfw VI Ausf, «Королевский тигр» и другие.

Сверхтяжёлыми считались танки массой более 80 тонн. Все советские проекты сверхтяжелых танков остались на бумаге. К такому типу танков относится немецкийPanzerkampfwagen VIII «Maus. [4, c.34]

Разные подходы к классификации танков приводили к тому, что в разных странах одни и те же машины считались принадлежащим к разным классам.

2 Сравнительная характеристика средних танков СССР и Германии

В Германии по условиям Версальского мирного договора было запрещено иметь и разрабатывать танки. Однако, не смотря на это, в секретных условиях работа по разработке и испытанию этого вида военной техники все же проводилась. В СССР создание танков после выхода из Первой мировой войны осложнялось революционными событиями, а затем гражданской войной. Однако к началу Второй мировой войны у СССР было уже 22000 танков.

К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника. К средним танкам относились Т-28, Т-34, Т-44, Т-111, PzKpfw III, PzKpfw IV и другие.

Panzerkampfwagen III – немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. Сокращёнными названиями этого танка являлись PzKpfw III, Panzer III, Pz III.

Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны. Последние записи о боевом применении PzKpfw III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии. С середины 1941 по начало 1943 года PzKpfw III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на относительную слабость по сравнению с современными ему танками стран антигитлеровской коалиции, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода. ЗахваченныеPzKpfw III с хорошими результатами использовались Красной армией и союзниками.

Panzerkamfwagen IV – на удивление не был основным танкам вермахта, хотя был самым массовым (было сделано 8686 машин). Создателем Т-IV(как его называли в Советском союзе) был Альфред Крупп, великий человек Германии. Серийно этот танк производился с 1936 по 1945 год, но использоваться начал только с 1939 г. Он постоянно модернизировался, увеличивалась броня, устанавливалось все более мощное орудие и т.д., что позволяло ему противостоять вражеским танкам. [4, c.75]

Т-34 – всем известный танк. Был создан на Харьковском заводе №183, под руководством М. И. Кошкина в 1940 году. Интересной особенностью этого танка было то, что в нём был авиационный двигатель В-2. Благодаря этому он мог разгоняться до 56 км/ч, для танков это очень много, но, честно говоря, он не самый быстрый танк. Т-34 был основным танком СССР и был самым массовым танком Второй Мировой Войны, с 1940 по 1956 год было сделано 84000 танков, 55000 из которых были сделаны за время войны. Т-34 был создан с орудием Л-11 76мм, через год на него установили Ф-34 76мм, а в 1944 С-53 85мм.

С первых же часов войны танки Т-34 приняли участие в боях и показали непревзойденные боевые качества. Противник, ничего не зная о советских новых танках, не был готов ко встрече с ними. Пушки не пробивали броню Т-34, в то время как последние могли расстреливать вражеские машины с предельных расстояний прямого выстрела. Прошел год, прежде чем немцы противопоставили им более или менее равноценные по мощи огня и бронированию машины. Все модификации Т-34, всего их было 5, отличались конструкцией корпуса.[3]

Главным недостатком Т-34 и фактором, в котором он уступал немецким танкам, было неудобство работы экипажа и эксплуатации. Главное преимущество Т-34 – в защите – было достигнуто благодаря использованию увеличенных (так называемых рациональных) углов наклона брони – до 60 градусов в лобовой и 45 градусов в боковой проекции. Но из-за склонения листов брони внутрь уменьшился забронированный объем корпуса и башни. В результате 26-тонный танк (выпуска 1940 года, в 1941 году потяжелел до 28 т) оказался тесным даже для четверых членов экипажа, а экипаж немецкого 20-тонного Pz-IV включал пять человек. В тесной башне «тридцатьчетверки» размещалось всего двое – заряжающий орудия и командир, исполнявший обязанности наводчика. В реальных условиях боя это отвлекало командира от исполнения главных обязанностей – управления собственным танком и подчиненным подразделением – взводом, ротой, батальоном. Эти недостатки усугублялись низким качеством и конструктивными изъянами приборов наблюдения, остававшихся на уровне начала 1930-х годов. Все это Т-34 унаследовал от танков предшествующей серии БТ-5 и БТ-7. Этот малоизвестный факт противоречит распространенной в литературе точке зрения, согласно которой Т-34 задумывался как танк нового поколения. По сути, Т-34 возник как результат последовательной и глубокой модернизации БТ-7. В итоге все преимущества Т-34 в защите и огневой мощи были «куплены» ценой колоссального отставания в эксплуатационных характеристиках, прежде всего в удобстве работы экипажа.[3]

В течение войны танк Т-34 модифицировался, совершенствовался, что служило причиной волнений немецкой стороны. Самое простое усовершенствование, например, установка на Т-34 новой пушки, заставляло немецких конструкторов разрабатывать новые модификации, которые по сложности, а значит, и стоимости многократно превосходили советский вариант.[1, c.94-100]

Сравнение в категории «Подвижность»

Подвижность – это способность танка преодолевать заданное расстояние за определённое время без дополнительных средств поддержания Т-34-85, одна из модификаций Т-34, лучший танк в категории – «ПОДВИЖНОСТЬ». [Приложение 1,2]

Сравнение в категории «Защищенность»

Защищённость – это способность танка сохранять экипаж и оборудование танка при попадании снарядов, осколков, крупнокалиберных пуль.

Т-34-85 лучший танк в категории – «ЗАЩИЩЁННОСТЬ». [Приложение 1,2]

Сравнение в категории «Огневая мощь»

Немецкий Pz. IV образцов 1943-1945 гг. лучший танк в категории— «Огневая мощь». [Приложение 1,2]

Анализируя технические характеристики средних танков, можно сделать вывод, что советские средние танки имеют превосходства над немецкими танками по скорости, калибру, боекомплекту. Т-34 лучший средний массовый танк Второй Мировой войны. Однако не следует забывать и о влиянии человеческого фактора. Хотя у Германии было меньше танков, у неё было много опытных танкистов и часто один фриц мог уничтожить 5- 15 советских танков.

3 Сравнительная характеристика тяжёлых танков СССР и Германии

К тяжёлым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее — 40 т) и вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами.

Тигр – первый тяжёлый танк вермахта. Тигр был самым немассовым танком (с1942 по 1944 год было сделано 1354 машины). Одной из возможных причин такого малого производства могло быть то, что Германия не могла позволить себе больше танков, т.к. один тигр стоил 1 млн. рейхсмарок (около 22000000 рублей). Что было вдвое дороже любого другого немецкого танка. У «Тигра» было 2 модификации, сильно не отличавшихся друг от друга.

Бронирование «Тигра» получилось довольно мощным – хоть и без наклона, но в 100 мм толщины лобовых листов. Ходовая часть состояла из восьми расположенных в шахматном порядке двойных катков с одной стороны на торсионной подвеске, благодаря чему достигался плавный ход танка.

Первые потери «Тигры» понесли 14 января 1943 года. На Волховском фронте советские солдаты подбили, а затем и захватили вражескую машину, после чего ее отправили на полигон, где были изучены все его сильные и слабые стороны и выработаны инструкции по борьбе с этим «зверем».[4,c.85-90]

ИС-2(Иосиф Сталин) – советский тяжёлый танк, созданный для борьбы с германскими «зверями». Потребность в более мощном, чем КВ, танке была вызвана возросшей эффективностью немецкой противотанковой обороны и ожидаемым массовым появлением на фронте тяжелых немецких танков «Тигр» и «Пантера». Работы над новой моделью с весны 1942 года вела специальная группа конструкторов (ведущий конструктор Н.Ф. Шашмурин), в которую входили А.С. Ермолаев, Л.Е. Сычев и др.

Осенью 1943 года проект закончили и изготовили три опытных экземпляра машины. После испытаний комиссия Государственного Комитета Обороны предложила принять танк на вооружение, в декабре 1943 года началось его серийное производство.

Танк имел 85-мм полуавтоматическую пушку конструкции Ф.Ф. Петрова и весил 44 т. Корпус сваривался из литой лобовой детали и катаных листов бортов, кормы, днища и крыши. Башня – литая. После ряда усовершенствований ИС-2 был укомплектован новой 122-мм танковой полуавтоматической пушкой образца 1943 г. Благодаря хорошо продуманным конструктивным решениям его размеры по сравнению с КВ не увеличились, а скорость и маневренность оказались выше. Машину отличали легкость управления и возможность быстрой замены агрегатов в полевых условиях.[3]

Нетрудно заметить, что тяжелые танки СССР и гитлеровской Германии имели схожие показатели подвижности и проходимости, но при этом самым серьезным образом отличались с точки зрения защиты и вооружения. Простейшее сравнение двух танков «на бумаге» показывает, в каких сферах рассматриваемые образцы могли иметь преимущество друг перед другом.

Советский ИС-2 ранних серий имел лобовую броню в виде листов толщиной 120, 100 мм и 60 мм, что с учетом наклона давало приведенную толщину около 195, 130 и 115 мм соответственно. Лобовой агрегат танка Pz.Kpfw. VI Ausf. H не имел больших углов установки деталей, и потому их приведенная толщина оставалась на уровне 100-110 мм. Впрочем, для наклонного 80-мм листа этот параметр достигал 190 мм. Однако наклонная деталь не занимала много места в общей лобовой проекции танка, и потому ее влияние на общий уровень защиты не было решающим. С точки зрения защиты башни «на бумаге» два танка схожи. При этом «Тигр» имеет преимущество в виде большей толщины маски орудия, а башня ИС-2 отличается более толстыми бортами и кормой.[3]

В целом, преимущество в области защиты остается за советским танком. Однако нужно учитывать, что живучесть боевой машины зависит не только от характеристик ее брони, но и от возможностей оружия противника. А также следует учитывать возможность выведения противника из строя без пробития брони. Осколки снаряда, попавшего в корпус или башню, а также выбитые обломки брони были способны повреждать орудие, оптические приборы и т.п., как минимум, нарушая нормальную работу боевой машины. Несомненным преимуществом немецкого танка являлась более высокая скорострельность, связанная с меньшим калибром снаряда и иным способом заряжания. На подготовку к выстрелу советским танкистам требовалось не менее 20 с, тогда как немецкий заряжающий мог управиться за 8-10 с. Таким образом, «Тигр» мог быстрее скорректировать наводку и сделать второй выстрел с большей точностью. Однако необходимо помнить о соотношении бронепробиваемости немецких снарядов и характеристиках брони ИС-2. Чтобы второй выстрел привел к поражению советского танка, немецкому «Тигру» следовало быть на не самой большой дистанции от него.
Бортовые проекции ИС-2 и «Тигра» имели защиту в виде 90 и 63-80 мм брони соответственно. Это означает, что оба танка могли эффективно поражать друг друга на всех дистанциях, имеющих место в реальном бою. После единственного меткого выстрела с попаданием в борт противник выводился из строя, как минимум, до прохождения ремонта.

Немецкий танк, отличавшийся лучшей подвижностью, мог быстрее выйти на выгодную позицию. На пересеченной местности Tiger был способен развивать скорость до 20-25 км/ч – в зависимости от особенностей ландшафта. Максимальная скорость ИС-2 была меньше – до 12-15 км/ч. Опытный экипаж мог использовать такое преимущество в свою пользу, а недостаточно обученным танкистам без должного опыта дополнительные километры в час не принесли бы никакой пользы.

Таким образом, два тяжелых танка противоборствующих сторон серьезно отличались друг от друга теми или иными особенностями конструкции и характеристиками, что приводило к появлению различных преимуществ перед противником. Однако далеко не всегда реальное боевое столкновение с вражескими танками могло пойти по оптимальному сценарию, позволяющему в полной мере использовать свои преимущества. На практике это приводило к тому, что советские танкисты старались не подпускать «Тигры» на опасную дистанцию, но сами иногда оказывались слишком близко к вражеским позициям. [5, c.143-150]

Таким образом, при простом и поверхностном рассмотрении тактико-технических характеристик двух тяжелых танков СССР и Германии можно сделать определенные выводы и предположения. ИС-2 имел преимущества перед Pz.Kpfw. VI Ausf. H Tiger в одних характеристиках, но проигрывал в других. При этом за ним оставались серьезные преимущества в части брони и вооружения. Немецким танкистам в случае столкновения с ИС-2 пришлось бы полагаться на лучшую подвижность и более высокую скорострельность.

Как бы непатриотично это не звучало, по моему мнению, именно «Тигр» лучший тяжелый танк Второй мировой войны.

Заключение

После ознакомления с литературой, где я узнал историю танкостроения, проанализировал количественные и тактико-технические характеристики танков времен Великой Отечественной войны, узнал о многих технических новинках ведущих стран, было решено провести социологическое исследование. Было проведено анкетирование, участниками опроса были учащиеся пятых классов. Респонденты должны были ответить на вопросы: «Какие танки Великой Отечественной войны ты знаешь? Какие танки использовались в бою на Курской Дуге? Какой танк считался лучшим в Советском Союзе? Какой танк был создан немцами, чтобы превзойти Т-34?» Опрос показал, что больше половины учащихся не имеют достаточных знаний для ответов на эти вопросы.

Я уверен, что своим проектом побудил одноклассников к исследовательской деятельности. Практическая значимость работы состоит в том, что созданная в результате презентация по истории танкостроения и характеристике советских и немецких танков способна помочь даже самому далекому от этой темы человеку разобраться в ее основных аспектах.

Таким образом, подводя итоги исследования следует отметить следующие факты: в категории средних танков превосходство Т-34 безусловно, однако в категории тяжёлых танков лидерство отдать какому-то конкретному танку сложно. На мой, возможно субъективный взгляд, лучший тяжелым танком Второй мировой войны является Тигр.

Любая война является столкновением не только войск, но и промышленно-экономических систем воюющих сторон. Этот вопрос нужно обязательно помнить, пытаясь оценить достоинства тех или иных образцов военной техники. Оценивая успешность или неуспешность боевой машины, нужно четко помнить не только её технические характеристики, но и затраты, которые были вложены в ее производство, количество выпущенных единиц и так далее. Проще говоря – важен комплексный подход.

Список использованных источников

1. Шпаковский В.О. Самые известные танки мира. Иллюстрированная энциклопедия, АСТ, М., 2017

2. Мерников А.Г. Вооруженные силы СССР и Германии 1939 – 1945 годов –Москва: Издательство «Харвест», 2011.

3.Танки вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс]– Режим доступа:http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/FromTo/

4.Танки и бронетехника Вермахта Второй мировой войны 1939-1945. -Полная энциклопедия. -Минск: Издательство «Харвест», 2016. – 240 с.

5.Великая Отечественная война/Б.Б.Проказов. – Минск: Харвест,2017. -192с.

Приложение 1

 

Характеристики

советские средние танки

немецкие средние танки

Т-34

Т-34-85

Pz. III

Pz. IV

1

Экипаж (чел.)

4

5

5

5

справочно

Масса (тонн)

26 тн.500 кг.

32 тн.

19 тн. 500 кг.

25 тн.

Двигатель, тип

дизельный

дизельный

бензиновый

бензиновый

Двигатель, мощность (л.с.)

500

500

300

300

2

Удельная мощность (мощность к массе). Сколько л.с. приходилось на одну тонну веса танка.

19

16

15

13

3

Максимальная скорость по шоссе (км.в час)

54

55

40

42

4

Запас хода (км.)

400

360

165

200

5

Удельное давление на грунт (грамм на кв.см.)

640

850

900

800

Оценка, баллы

5,4

5,0

4,1

4,2

Приложение 2

 

Характеристики

советские средние танки

немецкие средние танки

Т-34

Т-34-85

Pz. III

Pz. IV

1

Лоб башни, мм.

45-52

60-90

30

50

2

Бок башни, мм.

52

75

30

30

3

Верх башни, мм.

20

20

10

18

4

Лоб корпуса, мм.

45*

45*

25

80

5

Боковая стенка корпуса, мм.

40-45

45

30

30

6

Днище, мм.

20

20

15

15

7

Высота, см.

245

272

254

268

Ширина, см.

300

300

292

284

Длина, см.

668

810

541

593

Объём цели, куб.метров

49

66

40

45

Оценка, баллы

6,5

7,0

4,8

5,7

Просмотров работы: 85