Влияние художника Протовозрождения Джотто ди Бондоне на современное искусство на примере творчества фотохудожника Василия Павловича Куняева

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние художника Протовозрождения Джотто ди Бондоне на современное искусство на примере творчества фотохудожника Василия Павловича Куняева

Гудкова А.С. 1
1МАОУ ДОД ТДШИ им. М.И. Глинки
Бережная Д.И. 1
1МАОУ ДОД ТДШИ имени М. И. Глинки


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема. Я считаю, что проблема заключается в том, что люди из прошлого и их работа влияли и продолжают влиять на деятельность людей из настоящего времени. Каждый художник уникален, но в любом случае на его стиль повлияло что-то. Это может быть любая картина, урок в школе, памятник, прохожий и стиль другого художника.

Актуальнось. Актуальность моего исследовании в том, что современный художник, скульптор и вообще любой человек, когда начинает что-то делать, он опирается на исследования и работы людей, делавших это до них, как это делает Василий Куняев.

Объектом моего исследования является творчество художника и фотографа Василия Павловича Куняева.

Предметом моего исследования являются фрески Джотто ди Бондоне и фотографии Василия Павловича Куняева.

Задачи. Я поставила перед собой следующие задачи:

1. Узнать о биографии и творчестве художников.

2. Проанализировать стили художников, опираясь на их работы.

3. Сравнить стили художников.

4. Сделать выводы.

Методы:

- Я проанализировала стили художников.

- Я строила композиционные схемы картин и фотографий, выявляя основы построения композиции.

- Я сравнивала композиционные схемы картин Джотто и фотографий Куняева.

Особенности творчества Джотто и Василия Куняева

Джотто ди Бондоне

Годы жизни этого художника эпохи Проторенессанса – 1266, 1267-1337. В отличие от своих современников, Джотто изменил живопись своим умением построить композицию и с помощью нее передать свою мысль. Он был одним из первых художников, которые придумывали собственную композицию для каждого своего произведения, чтобы с помощью нее выразить главную идею картины. Он пытался придать картинам эффект глубины и пространства. Разработка нового метода светотеневой передачи позволила придать формам на картинах почти скульптурную объемность. Джотто смог отойти от канонов Средневековья и добавить в свои картины реализм, благодаря чему картинах с библейским сюжетом изображены не плоские и гладкие бесчувственные лица, а живые люди.

Стиль Джотто:

1) композиция: составляет композицию таким образом, чтобы мы находились в центре событий.

2) цвет: выбирает пастельные тона, сочетающиеся друг с другом, чаще всего присутствуют: синий, золотой, пурпурный, красный и зеленый.

3) персонажи на фресках – герои библейских сказаний

Куняев Василий Павлович

Василий Куняев (1922-2004) – военный фотожурналист, основное направление его творчества - жизнь Советской Армии и Флота. У каждого художника есть тема страстно любимая, и такой темой для мастера стала авиация. Летательным аппаратам на земле автор уделял не меньшее внимание. Его архив включает все типы боевых самолетов. Для его фотографий свойственны четкость замысла и конкретность выражения, умелое использование точки съемки и ракурса для усиления выразительности снимка. Василий Павлович Куняев - участник Великой Отечественной войны. После ранения работал фотокорреспондентом в "Известиях", "Красной звезде", "Авиации и космонавтике", ДОСААФ.

Стиль Василия Павловича Куняева:

1) композиция: Василий Куняев выбирает сложные ракурсы, чтобы человек, который увидит его фотографию, мог прочувствовать и испытать на себе все эмоции и напряжение, связанные с полетом.

2) цвет: обычно Василий делает черно-белые фотографии, но иногда встречаются и цветные, которые сделаны вечером и кажутся пожелтевшим старым снимком. 

3) персонажи и объекты в фотографиях: образ человека словно не интересует фотографа. В фотографиях Василия Куняева люди почти не появляются, все внимание заостренно на летательных аппаратах. Думаю, что человек не интересует художника, т.к. люди начали сомневаться в своем превосходстве над миром и они начали изображать происходящее вокруг них, они стали зрителями.

В своих фотографиях Василий Куняев восхищается летательными и истребительными аппаратами и их мощью. Через свои фотографии он передает свою любовь к военной авиации.

Сравнение стилей Джотто и Василия Куняева

1. Сходство. Рассмотрим картины Джотто и Куняева с похожей композицией. В обеих композициях присутствует диагональ, которая направлена из правого верхнего угла в левый нижний. Так как ракета и скала выделяются, мы сначала смотрим на них, а потом скользим взглядом вниз. В случае Джотто, внизу нас ждет центр композиции - Христос, Мария и другие. А в случае Куняева, мы видим внизу силуэты военных, которые куда-то бегут. Если мы соединим вехушки скалы и ракеты с людьми мы получим треугольник. Треугольник – самая устойчивая фигура, но эти треугольники получатся не равнобедренными и падающими, что и создает ощущение беспокойства. Таким образом, в обоих произведениях для выражения смысла используются композиционные р ешения.

2. Отличия. В картине Джотто есть светотень, которая придает объем фигурам, также и в фотографии Куняева, только Джотто использовал цвет, а Василий Куняев нет. В обоих произведениях изображены люди, только у Джотто мы знаем кто это (из Библейского сюжета), а на фотографии Куняева они остаются неизвестными силуэтами. Оба произведения цветные, только Куняев использовал ограниченную палитру цветов, а Джотто нет. Также присутствуют люди в обеих композициях, но мы не видим лиц людей в произведениях фотографа, в отличие от Джотто. В фотографии Куняева есть яркий источник света, солнце, а в фреске Джотто непонятно, откуда исходит свет.

Почему Василий Куняев отказался от цветного рисунка? Василий Куняев почти отказался от цветного снимка, хотя на тот момент уже он был. Я считаю, что Василий Куняев использует черно-белую пленку, т.к его искусство подобно скульптуре Возрождения. Во время Возрождения скульпторы ориентировались на античные скульптуры из мрамора, которые ранее были раскрашены, но до наших дней дошли белыми.  В эпоху Возрождения люди стали создавать скульптуры из одноцветного мрамора, и целью художника было передать свою идею через свет и тени.

Почему Василий Куняев избегает изображения лица человека? На данной фотографии человек как будто прицеливается, зритель выступает в роли жертвы. В период жизни Василия Куняева было много войн, поэтому он и изображает то, что происходит вокруг него. Куняев хочет нас запугать напряженностью и бесчувственностью лица, смотрящего на нас.

Заключение.

Я изучила биографии художников, выявила особенности их стилей и сравнила их творчество. Для анализа композиции художественных произведений я рисовала композиционные схемы и сравнивала их. Для своей работы я выбрала именно этих художников потому что у них на первый взгляд достаточно разные стили и сравнивать их гораздо интереснее. Джотто – художник, он рисует цветом, а Куняев фотограф, который делает черно-белые снимки. Конечно, влияние Джотто ди Бондоне на художников 20 века – это очень глобальная проблема. Я исследовала лишь небольшую часть этой темы. Мне было интересно выяснить и попытаться объяснить, почему Василий Куняев делал черно-белые фото, хотя цветные уже широко использовались. В ходе моего исследования я узнала, что Василий Куняев относился также внимательно к композиции, как и Джотто. Таким образом, принципы построения художественного произведения, которые «изобрел» и использовал художник далекого прошлого, повлияли через века на фотографа двадцатого века.

Список использованных источников и литературы.

1. Калиновский А. Василий Куняев: отражение серебряного века.//ФОТАБ:авиационный фотоальбом.[дата обращения 18.10] http://www.bellabs.ru/Fotab/FA/Kuniaev.html#PageTop

2. Мухин И., Бабуров А., Рожков Д., Романенко А., Шустов Е. Куняев, Василий Павлович. 2 апреля 2009‎. [дата обращения 18.10.] https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D1%83%D0%BD%D1%8F%D0%B5%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&stable=1

3. Сырчевский М., Лучагин И. Джотто ди Бондоне. 30 октября 2017. [дата обращения 18.10.] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%BE_%D0%B4%D0%B8_%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B5

4. Giotto di Bondone (1266-1337). 2009. [дата обращения 17.10] https://gallerix.ru/storeroom/146947004/

5. The lumiere brothers center of fotography. КуняевВасилий (1922-2004)//Огалерее. Фотографии.-Центрфотографииим. братьевЛюмьер.: The lumiere brothers center of fotography, 2010.[датаобращения 16.10] http://www.lumiere.ru/gallery/photographers/id-43/

 

Просмотров работы: 89