Введение
Так уж сложилось, что из всех национальных героев Башкортостана сейчас помнят лишь Салавата Юлаева. Однако в прежние времена был не менее известен еще один славный сын башкирской земли – Кахым-туря. Это не просто легендарная личность, прославленная в народных песнях, а реальное историческое лицо.
Народ сочинил о нем песню, Загир Исмагилов написал оперу, которая так и называется — "Кахым-туря". О песне и опере есть статьи в третьем томе "Башкирской энциклопедии", о самом герое статьи нет. Лишь попутно сообщается, что это – командир башкирского полка в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии 1813-1814 годов. Можно уточнить: одного из 28 башкирских полков, сформированных башкирами и участвовавших в Отечественной войне против наполеоновских войск и в заграничных походах русской армии.
"Туря" в переводе с башкирского означает "господин", "начальник". Кахым-туря возглавлял один из башкирских полков, участвовавших в Отечественной войне против наполеоновских войск и Заграничном походе русской армии.
Нас заинтересовала данная тема и мы решили поподробнее узнать кем был Кахым Туря. Темой нашей исследовательско - реферативной работы является: роль башкирского национального героя Кахыма Мырдашева в Отечественной войне и в истории Республики Башкоротостана на сегодняшний день. Из ходя из темы мы определили следующие задачи:
- роль Кахыма тури как участника Отечественной войны 1812 года;
- узнать сведения из родословной башкирского национального героя
Кахым Мырзашева;
- разузнать историю деревни Аючево.
Как было уже сказано выше о самом герое информации мало поэтому, кроме того, что мы изучили литературу (Асфандияров А.З. «Любезные вы мои…»; Асфатуллин С.Г. «Северные амуры в отечественной войне 1812 года») и статьи о герои (Аманов Т. Страна не забудет своих героев; Рахматуллина Ф. Имя героя земляка бессмертно и т.д.) , мы решили побывать в родных краях Кахыма Туря и узнать о нем по подробнее. Получить ответы на интересовавшие нас вопросы помогли жители Стерлитамакского района деревни Аючево. Нас радушно встретила Хайбуллина Наиля Саитхановна работающая библиотекарем в данной деревне, и конечно же мы не могли не зайти к прямым потомкам Кахыма Мырзашева, семье Касимовым.
Актуальность нашей работы определяется в следующем: во-первых, Отечественная война 1812 года оставила огромный след в истории становления не только для Республики Башкортостан, но и для России в целом. Башкирские полки принимали активное участие на войне против Наполеона. Общепризнано, что башкирские конники отличались храбростью и военным искусством; в народных легендах говорится, какой ужас они навели на парижан. На этом фоне выделяется окруженная особым героическим ореолом фигура Кахым-тури. Во-вторых, в наступающем 2021 году будет проходить всероссийская перепись населения. Это уникальная возможность доказать, что национальный герой башкирского народа –Кахым-туря уроженец Стерлитамакского района с.Аючево. Несмотря на то, что существуют и другие версии его происхождения.
Данную работу можно использовать на уроках истории России, истории и культуры Башкортостана и внеклассных мероприятиях. Объектом нашей работы является образ Кахыма Мырзашева его жизнь и роль в Отечественной войне.
Исследовательско - реферативная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
I Кахым туря участник Отечественной войны 1812 года
В начале Отечественной войны 1812 года в Стерлитамакском уезде было сформировано ни много ни мало три полка: 2-й, 3-й и 12-й. Всего же башкиры собрали двадцать восемь полков, в каждом из которых насчитывалось более пятисот человек.
О том, насколько активно участвовали башкирские полки в кампании против Наполеона, рассказано немало. Башкирские конники проявляли чудеса храбрости и военной сметки. Но и на этом фоне персона Кахым-туря выделяется особым героическим ореолом. Как было заведено в то время, восхищенные соплеменники сложили о нем песни. Они свидетельствуют о том, что он был умным, талантливым и бесстрашным командиром.
Он был уральским беркутом рожден,
Как беркут, был он смел, горяч,
как пламя,
Когда он в бой летел на скакуне,
Из-под копыт летели в небо камни...
Существует легенда, что земляки-однополчане после смерти своего военачальника уберегли его верного коня и привели домой, в Аюсы. После смерти этот конь был с почестями похоронен на этой возвышенности.
Несмотря на то что Кахым-туря – личность историческая, память о нем сохранилась в основном в виде песен и преданий. Наиболее известна песня "Кахым-туря", отличающаяся особой проникновенностью и исполняющаяся протяжно.
Кахым-туря в седле, под ним скакун,
В средине лба того скакуна звезда урай;
Кахым-туря наш отец,
он с народом говорит,
Эх, да и держит он в руке своей курай...
Говорится в песне и о том, как складывались военные будни полковника:
Кахым-туря – герой, в седле сидит
и у взятых в плен допрос ведет.
Француз-майор пред ним стоит
и дрожь его со страхом бьет.
А вот что рассказывает старинное предание. После одного из славных сражений призвал башкирского полковника к себе фельдмаршал Кутузов, похвалил за удаль в бою и сказал: "Любезные вы мои башкирцы, молодцы! " Командир поведал о том своим конникам, и башкирские воины, воодушевленные похвалой полководца, сложили песню, припевом которой стали слова: "Любезники, любизар, маладис! "
Также существует предание, что перед смертью Кахым призвал мать и в песне рассказал про свою жизнь. И мать будто бы поминала его этой песней:
Если сегодня ночью я умру,
Выройте глубокую могилу,
Поставьте на ней камень
И имя мое напишите на нем...
Жизнь, ставшая подвигом, воплощена в мифах и легендах, дошедших до наших дней.
Возможно, причиной тому стал его трагический финал: по дороге домой Кахым Туря был отравлен вельможами русского императора. Один царский майор из зависти подлил Кахым-туре яду в питье. Песня "Кахым-туря" стала отражением этого события. Но энциклопедия дает два варианта появления ее на свет. По одной, сочинили ее подавленные горем однополчане. По другой – сам Кахым-туря, спевший ее матери перед смертью.
Нет пока и достоверных исторических сведений о том, как воевал Кахым-туря, ничего не известно о том, был ли он награжден какими-либо боевыми наградами. Если судить по песням, — а они зря не слагаются, — то он вполне мог быть полковником. В одной из них есть слова: «Латунная сабля с серебряной рукояткой на поясе полковника Кахыма»[II,10;4].
II Некоторые сведения из родословной
башкирского национального героя Кахым Мырзашева
Местным краеведам – землякам героя удалось лишь выяснить места и примерные даты его рождения и гибели.
По документам героя звали Кахым Мурзашев (Касим Мырдашев). Родился он в деревне Аючево Юрматинской волости Ногайской дороги (ныне — Стерлитамакский район Республики Башкортостан), а умер в том самом 1814 году, когда находился в зените славы. Кахым-туря был первым башкиром, окончившим Петербургскую военную академию, в 22 года получившим звание полковника.
Отец Кахыма — Мурдаш Туйсин в 1814 году заложил по соседству с Аючево новую деревню, которая получила называние Мурдашево. У Кахым-тури остался шестилетний сын Хабибулла. Сведения о 40-летнем Хабибулле зафиксированы в 1850 году, есть все основания полагать, что он продолжил свой род. О жене героя ничего не известно, так что следует предположить, что после смерти мужа вдову, по башкирскому обычаю, вновь отдали замуж, чтобы женщина не маялась одна с сиротой-сыном. Что касается сына Кахым-туря, то в ревизских сказках есть сведения, что в 1834 году в деревне проживал 24-летний Хабибулла Касымов. Напомним, что у башкир фамилия образовывалась по такому принципу: каково имя отца, такова фамилия сына: у Кахыма отец был Мурдаш, Кахым и стал Мурдашевым, а его сын – уже Кахымовым. Этот сын жил со своей второй женой Гаухар Абдрашитовой и сыном от первой жены, десятилетним Юндузаком. Следует обратить внимание, что браки в то время заключались рано, и стать отцом или матерью в 13 – 14 лет было вполне реально. Происходило это не от праздности, а опять же из-за сложившихся жизненных обстоятельств: оставшись сиротой, сын Кахыма вынужден был рано жениться, семья давала точку опоры в жизни. Сведения о сорокалетнем Хабибулле зафиксированы в 1850 году, значит, он, вполне вероятно, прожил полноценную жизнь, продолжив свой род. У его сына Юндузака родились двое сыновей – Валиулла и Галиулла, последний, в свою очередь, имел троих сыновей: Габидуллу, Гайнуллу и Хуснуллу. Сегодня в деревне живут дети Хуснуллы, они и являются продолжателями рода Кахыма Мурдашева.
По документам ревизии сотник Касим Мырзашев (1778-1813), на самом деле, родился в деревне Аючево. Его отец Мырзаш Туйсин (1747-1827) 1816 году показан в документах по переписи в деревне Мырдашево. А кто же тогда Казакбай, часто упоменаемый в легендах? 1816 году в деревне Аючево в домах 38 и39 жили родные братья Колошевы: Абделсалим (1787-1837), Хатлык (1777-1826), Кинъябулат (1777-1813). Так же указан старший сын Хатлыка Казакбай (1797-1837). В 37 доме жил Кускар Туйсин (1743-1813). Таким образом, Кускар и Мырзаш родные братья. По мнению, Ш.Исянгулова у отца Хатлыка Колоша Мырзашева должен быть родной брат. А Казакбай получается двоюрдный брат Кахыма Туря. Эта версия частично совпадает с шежере составленная Н.Д.Шонкаровым. У Казакбая будет единственный сын Буранбай (1818-?). Старший сын Буранбая Янгужа (1839). Алтынбай второй сын Янгужи. Старший сын Шамсетдин Буранбаев (1878-1938) в 1904 году 24 ноября указом управления Уфимской губернии назначается муллой в мечети деревни Мырдашево.1930 году попадает в репрессию и в 1938 году 15 февраля его расстреляли. Младший брат Рим Зайнигабетдинович Янгужин является тем ученым и профессором, о котором мы говорили выше. Таким образом, Колош, Кускар и Мырзаш Туйсины родные[II,9;78].
В шежере у Хайбуллы Касимова указан один сын Янузак (1825). Однако, 1860 году у Хайбуллы родился второй сын Хайрулла. Его сын Абдрахман (1885) в 1930 году попадает в репрессию и на 10 лет был репрессирован.У Абдрахмана родился сын Мухаммат.
Известно что, у Янузака было трое сыновей: Калимулла (1853), Валиулла (1864) и Галиулла (1874). У Валиуллы сыновей не было.
Полагаясь на документы и легенды дошедшие до наших дней мы изучили шежере Кахыма Мырзашева. [Приложение 1]
Потомки легендарного героя до сих пор живы. И сегодня в деревне живут люди, считающие себя продолжателями рода Кахыма Туря. Решив узнать о них по подробнее мы отправились в путь. Место на маленьком пятачке между промышленными гигантами – Стерлитамаком и Салаватом – с исторической точки зрения весьма уникальное, способное стать источником для написания не одной диссертации. Башкирские деревни Аюсы, Мурдаш и Максют находятся по соседству. Несколько веков назад они были основаны башкирами племени юрматы. Как гласят летописи, жители этих деревень – юрматынцы – являются потомками старосты Азная, того самого, что участвовал в переговорах с царскими властями по поводу условий вхождения племени юрматы в состав Русского государства.
Итак, приехав в деревню Аючево в первую очередь мы решили заглянуть в местну библтотеку, решив что где как не у них может быть собрана информация о нашем герое. И мы не ошиблись, нас радушно встретила библиотекарь Хайбуллина Наиля Саитхановна. [Приложение 4] Она ответила на все наши вопросы и показала всю литературу, собранную о Тахым Туря. Вот некоторые ответы полученные со слов Хайбуллиной Н.С.
- как сказывается на вашей работе , то что именно здесь родина Кахыма Мырзашева?
- аюсевские ребята стали больше интересоваться историей, увлеклись созданием шежере своих семей. Они убеждаются в том, что непосредственными создателями и участниками истории были их собственные предки, и весьма вдохновлены этим фактом. Год от года память о славном Кахым-туря и его товарищах становится все более ощутимой. Наверное, потому, что каждому поколению нужны настоящие герои, лишенные идеологического флера, прославившиеся тем, что отважно сражались и снискали этим неувядаемую славу.
- а как проходило открытие стелы?
- …очень хорошо. 19 августа 2008 году здесь был большой праздник. На открытие памятника присутствовал сам президент, в то время Муртаза Губайдуллович Рахимов, доктор исторических наук, академик Российской Академии наук, профессор Янгужин Рим Занегабетдинович и очень много гостей приехавших из разных городов. Всем понравилась концертная программа, показавшая Башкирская Государственная филармония…
Далее мы направились к семье Касимовым. Их двор не возможно не заметить, на воротах дома изображен Кахым Туря верхом на коне на фоне весеннего пейзажа.[Приложение 2]
Айрат Касимов является прямым потомком Кахыма Мурдашева. Работает электрослесарем, у него растут трое сыновей: Арслан, Айдар и Айнур. Айрат и его жена Касимова Ямиля Миниахметовна [Приложение 3] рассказали нам о старых преданиях, которые живут в семье и передаются из поколения в поколение. Скромный и немногословный Айрат по своей фигуре высокий и статный – под метр девяносто и разворот плеч широкий. Глядя на него можно предположить, что Кахым Туря выглядел именно так, а не иначе. А Арслан, Айдар и Айнур являющимися шестыми потомками Кахыма Мырзашева с удовольствием сфотографировались с нами. [Приложение 2]
В художественном музее им. М. В. Нестерова находится акварель А.Орловского «Всадник-башкир». [Приложение 5] По легенде, художнику позировал прославленный полководец, первый башкир, закончивший Петербургскую военную академию, - Кахым-туря. Не удалось герою-победителю вернуться в родные края, смерть подстерегла его в пути. Умирая, оставилонзавет:
Коль умру - помяните,
Бел-горюч камень
В изголовье положите
С именем Кахыма-батыра.
Кахым-туря не вернулся с поля брани. Очевидно, он погиб во время заграничного похода русской армии, а о его гибели сообщили вернувшиеся из похода односельчане. Судя по песенным преданиям, смерть от руки завистника и предателя, использовавшего яд, настигла героя под Владимиром, и весь полк – пятьсот человек – тяжело оплакивал своего командира. Ведь для них Кахым-туря был почти знаменем.
III История удивительной деревни Аючево
Отец Кахыма Мурдаш Туйсин в 1814 году объединил десять семей и заложил новую деревню, которая в честь своего основателя получила называние Мурдашево, она расположена по соседству от Аюсы.
V ревизия показала д. Аючино с 40 дворами с населением 235 человек. К X ревизии количество дворов увеличилось еще на 20, а жителей - на 100 человек. В деревне Мурзашево было 27 дворов, с населением 150 человек. Первая советская перепись зафиксировала деревне Аючино с населением в 426 человек, которые жили в 82 дворах. Другой деревни - Мурзашево - уже не было[I,3;3].
Сохранилась легенда об основании деревни Аюсы. Она повествует, что раньше жители будущей деревни жили в лесу, промышляли охотой. Жил среди них один старик-охотник, который ходил на медведя. Как-то гадалка нагадала ему, что смерть свою старый охотник от медведя примет.Старик испугался и от греха подальше решил уйти в другие места, где лесов вовсе нет. На берегу реки Ашкадар нашел он подходящее место и тут основал деревню. Вскоре сюда переселились и другие родичи. Старик благополучно прожил остаток жизни и умер своей смертью. И что же? Однажды односельчане увидели, что могилу старика разворошил медведь. Потрясенные люди назвали деревню Аюсы, что в переводе означает "охотник на медведя".
Мы въезжаем в деревню Аюсы, она большая и красиво обустроенная. При въезде в деревню можно увидеть возвышенную мечеть. Около него стоит стелла высотой 13 метров, и в свете заходящего зимнего солнца видим сказочную картину: замерший в полете беркут изгибает шею, и в небо возносится шпиль тонкого копья...[Приложение 6] 2008 году здесь открыли памятник человеку, родившемуся здесь более двухсот лет назад, – легендарному герою Отечественной войны 1812 года Кахыму Мурдашеву. Деревня Аюсы славится тем, что она является родиной Кахым-туря, как в народе называют Кахыма Мурдашева.
Увековечить память знаменитого земляка вызвались сами сельчане, а именно ученый Рим Янгужин , Правительство республики своим решением закрепило эту инициативу. Хотя, строго говоря, памятник этот посвящен не только одному человеку. Он установлен в честь воинов 28 башкирских полков, вернувшихся с победой над французскими захватчиками в Отечественной войне 1812-1814 годов и командира полка из деревни Аючево национального героя башкирского народа Кахым-турэ.[Приложение 6]
Заключение
Приставка туря, что в переводе с башкирского значит начальник, закрепилась за юношей в год окончания военной академии в Петербурге. Видано ли! В 22 года он получил звание полковника. В трудные для России годы Кахым повел башкирские полки на войну с Наполеоном в 1812 году. Но не суждено было герою-победителю, дошедшему до Парижа, вернуться в родные края. Смерть подстерегла его на обратном пути…
Местные краеведы достоверно выяснили, что Кахым-туря – уроженец села Аюсы Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии. По материалам переписи 1811 года Касиму Мурдашеву было 33 года, следовательно, он родился в 1778 году. В следующей переписи, 1816 года, указывается, что умер он в 1813 году. Таким образом, Кахым-туря прожил всего 35 лет, но что это была за жизнь![I,7;3]
Конь вороной Кахым-туря был славен,
Дугой шею гнет он на ходу,
Когда Кахым-туря сей мир оставил,
Его сменил майор на том посту.
Не прочь коня Кахыма взять майор бы,
Но не дается конь тот вороной.
Рыдают триста человек, и в скорби
Нет сил могилу рыть в земле чужой.
(Башкирская народная песня).
Так выразил народ свое отношение к легендарному герою Великой Отечественной войны 1812 года Кахым-туря. И интерес к нему не угасает. О нем ученые пишут научные работы, поэты посвящают свои стихи. В селе Аючево открыта стела. Мы гордимся тем, что Кахым-туря наш односельчанин.
Завершая работу мы можем сказать, что достигли поставленной цели. И надеемся что подрастающее поколение не забудет своих герое, ведь наше будущее зависит от того насколько хорошо мы знаем свое прошлое.
Список использованной литературы
I. Основная литература
1. Аманов Т. Страна не забудет своих героев // Яшлек .-2006.-23 сентября.
2. Асфандияров А.З. «Любезные вы мои…»-Уфа:Башк.кн.изд-во,1992.-240 с.;
3. Асфатуллин С.Г. «Северные амуры в отечественной войне 1812 года»
4. Гумеров А. В одной деревне два памятника // Вечерняя Уфа. 2006.-№34
5. Рахматуллина Ф. Имя героя земляка бессмертно//Ашкадар.2009.-21 октября
6. Кахым Туря в памяти и в сердце // Башкортостан.-2006.-24 декабря
7. Янгужин Р. На левой руке курай. // Башкортостан.-2006.- 1 февраля
II. Дополнительная литература
1. Башкирское народное творчество: Риваяты и легенды. Второй том.- Уфа:Китап, 1997.-440
2. Гималова М.Г. Изучение творчества Баязита Бикбая в школе.-Уфа:Китап,1964.-235
3. Исянгулов Ш.Н., Кутушев Р.Р. История деревень Аюсы,
Мырдаш и Максют: дореволюционный период. – Уфа: Книга, 2006
4. Минхажетдинов М.Х., Кирай Марган Башкирские легенды.-Уфа:Китап,1969.-165
5. Надыршина Ф.А. Башкирские народные песни.-Уфа: Китап,1997.-465
6.Надыршина Ф.А. Башкирские народные риваяты и легенды.-Уфа: Китап, 2001.-468
7.Шарапов И.А. Б.Бикбай. Живые родники.-Уфа: Китап, 2004.-328
8.Асфандияров А. Кахым Туря. Любезные вы мои. – Уфа: Китап, 1992.-231
9. Асфандияров А. Вся история наших дедов.Уфа: Китап, 1996.-120
10/Асфандияров А.З. Кахым Туря.//Совет Башкортостана.- 1986. -4 февраля.
Список приложений
Приложение 1 Шежере Кахыма Мырзашева.
Приложение 2 В гостях у Айрата Касимова (Стерлитамакский р-н, С.Аючево)
Приложение 3 Семья Касимовых (фото из семейного архива)
Прямые потомки Касыма Мырзашева Арслан, Айдар и Айнур.
Приложение 4 Интервью с Хайбуллиной Наилей Саитхановной
(библиотекарь Аючевской сельской библиотеки)
Приложение 5 Акварель А.Орловского «Всадник-башкир»
Приложение 6 Стелла установленная в честь национального героя
Кахыма Туря и 28 башкирских полков.
Приложение 1
П риложение 2
В гостях у Айрата Касимова (Стерлитамакский р-н, С.Аючево)
Приложение 3
Семья Касимовых (фото из семейного архива)
Прямые потомки Касыма Мырзашева Арслан, Айдар и Айнур.
П риложение 4
Интервью с Хайбуллиной Наилей Саитхановной
(библиотекарь Аючевской сельской библиотеки
Приложение 5
Акварель А.Орловского «Всадник-башкир»
П риложение 6
Стелла установленная в честь национального героя
Кахыма Туря и 28 башкирских полков.