Влияние творческого наследия художников Северного Возрождения на художников XX века на примере творчества Отто Дикса

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние творческого наследия художников Северного Возрождения на художников XX века на примере творчества Отто Дикса

Зиброва М.С. 1
1МАОУ ДОД ТДШИ им М. И. Глинки
Бережная Д.И. 1
1МАОУ ДОД ТДШИ имени М. И. Глинки
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

Проблема.Я считаю,что проблема заключается в том,что многиелюди не знают и не замечают того, как художники прошлого повлияли на работы и творчества современных художников.

Гипотезаданной работы звучит так: “мы можем выявить общее вработах художников Сверного Возрождения и художников XX века при сравнении.”

Объектоммоейработы являются творчество художникаXXвека ОттоДикс и двух художников Северного Возрождения: Альбрехта Дюрера и Питера Брейгеля. Я сравниваю между собой и нахожу сходство и отличия в работах этих деятелей.

Предметымоего исследования-работы художникаXXвека ихудожников Возрождения.

Моя цель - найти схожее и различное в работах художников и тем самым доказать влияние художников Северного Возрождения на Отто Дикса.

Я поставила перед собой следующие задачи:

нахождение общего, различного в творчестве

изучение биографии художников

изучение творчества художников

сравнение творчества художников

Я использовала следующие методы:

нахождение достоверной информации

рассуждение

3

сравнение

В своем исследовании я использовала различные сайты с информацией, лекции, книги, картины.

Отто Дикс, биография и творчество

Отто Дикс - художник, обладающий своим собственным, неповторимым стилем, который сложно спутать с каким-либо стилем иного автора. Он не похож на других, но он был человеком очень хорошо разбирающийся в искусстве и обладающий большим запасом вдохновения от увиденных работ. Отто Дикс наблюдал за творчеством разных авторов и от каждого что-то отмечал себе, создавая таким образом свой стиль. Он хотел быть индивидуальностью. В частвности, он ценил работы таких художников Северного Возрождения как Иероним Босх, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер.

каждым из них у Отто Дикса можно найти схожие, общие детали, мировоззрение.

Опираясь на все вышеперечисленные факты, мы и будем сравнивать, проводить параллели между Отто Диксом и авторами Северного Возрождения.

4

Биография художника. Полноеимя-Вильгельм Генрих Отто Дикс.Датарождения: 2 декабря 1891 г, дата смерти: 25 июля 1969 г. Отто родился в семье рабочего-литейщика. В школьные годы он проявлял способности к рисованию. Отто был честолюбивым и не по годам серьезным. Он хотел быть индивидуальностью. В 1909 году Дикс стал стипендиатом Школы прикладных искусств в Дрездене. Когда Отто впервые попал в город, он начал разыгрывать из себя денди, но не забывал и о живописи. Первыми работами художника стали пейзажи. Его работы уже тогда напоминали постимпрессионизм. Художник также увлекался живописью итальянских мастеров XV – XVI вв. Вскоре разразилась Первая мировая война, и Дикс отправился на передовую. Эти четыре года оставили глубокий след в его памяти и сердце. Дикс был пулеметчиком. Ему не раз доводилось бывать в ближнем бою. Отто много раз возвращался к теме войны в своих картинах. Вернувшись с фронта, Дикс со всей очевидностью убеждается в том, что и в мирной жизни люди могут быть не менее скотоподобными, нежели на войне. Художник очень долго старается найти тот стиль, который помог бы ему в полной мере раскрыть волнующую

5

его тему. Он был одним из основателей объединения художников под названием «Дрезденский сецессион», появившегося в Дрездене в 1919 году. В 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Это самый жестокий сатирик эпохи между двумя мировыми войнами. После экспрессионистских и дадаистских экспериментов был участником объединения «Новая вещественность». В нацистской Германии Отто Дикс был отнесён к представителям так называемого «культурбольшевизма» и «дегенеративного искусства». Уехал в деревню, где тайно писал картины.

1922 году художник переезжает в Дюссельдорф. Через год он сыграл свадьбу с Мартой Кох. У них родилась дочь. В этот период Отто пишет серию чудесных портретов. После прихода к власти Гитлера, художник был лишен кафедры в Дрезденской художественной академии. Вместе с семьей Отто был вынужден переехать в замок к шурину в Рандегге. Там художник в основном писал ландшафты. Дикс вел весьма замкнутый образ жизни. Однако, несмотря на это в 1939 году, после неудачного покушения на Гитлера арестовали и художника. К счастью, через неделю Отто отпустили. Всю войну художник и его семью провели в Германии. Последние годы жизни художник писал картины на библейские темы. Ему вернули мастерскую в Дрездене.

Художник владел разнообразными стилями в изобразительном искусстве. На юное еще дарование в школе прикладного искусства в Дрездене оказали влияние старые мастера, а также экспрессионисты, прежде всего, Винсент ван

6

Гог. Пожалуй, ни один другой художник 20-го века не переработал свой собственный военный опыт в столь мрачные и впечатляющие в картины, как он. Вернувшись с войны, Отто Дикс поменял свой художественный стиль в сторону сильно утрированной реалистичности. Дикс писал портреты современников послевоенного мира, точно подмечая и безжалостно подчеркивая их уродливые стороны, находя свои мотивы на улице и в публичных домах. Это направление реализма называют веризмом. Позже в Берлине он снова изменил свой стиль и стал одним из мастеров аналитичной и трезвой "новой вещественности", одного из самых влиятельных художественных течений Веймарской республики.

Для Отто Дикса композиция его работ крайне важна, он является автором очень запоминающихся и в каком-то смысле ужасающих работ, для понимания их в правильном русле нужно и понимать саму композицию. Если бы у картин не было хорошей, заранее продуманной композиции, она бы не воспринималась таким образом, как это задумал автор. У него есть работы как и с открытой композицией, так и с замкнутой. Некоторые работы до краев наполнены предметами, и мы можем сами, с помощью воображения продолжать сюжет за рамки работы. На других же, в большинстве на портретах, главный предмет, человек находятся в центре, без отвлекающих деталей. Картины – это плоскостные изображения, на которых художники либо могут показать глубину

7

объем, либо наоборот подчеркнуть плоскость. Я считаю, что Отто относится ко второму типу, его работы декоративные, в них не так сильно читается объем. Он не стремился к гиперреализму и глубине своих работ, подчеркивал графичность в живописи.

Отто для своих работ использовал мрачный и темный колорит, так как после своего пребывания на фронте он стал показывать самые мрачные стороны вещей. У медали тоже есть задняя сторона. Хотя на его работах есть и яркие цвета не так ли? Чистый алый, например, или глубокий синий. Но, в общем, его картины “тяжелые” и мрачные, а наличие в них нескольких ярких цветов разбавляет колорит работы. Также у него было достаточное количество черно-белых работ.

После Первой мировой войны он пишет работы на военную тему, также у него было много портретов и зарисовок людей. У него было несколько автопортретов. Обширной темой его трудов было выявление грехов людей и их плохих сторон.

На своих работах, в их темном колорите, ужасающих деталях, как я считаю, Отто Дикс выплескивает эмоции, образыфашистов, вредных привычех, грехов. Я думаю, Отто Дикс был эмоционально сильно развитым человеком и показывал свои чувства через свои работы.

Также, по-моему мнению, его работы декоративны, он воплощает в них свои фантазии, но делает это так, как будто они существовали в реальности. Я нахожу его работы очень интересными, над которыми можно подумать.

8

Сравнение работ Отто Дикса до войны и после нее на примере автопортретов

Рассмотрим автопортрет Отто Дикса с гвоздикой в сравнении с автопортретом Альбреха Дюрера, немецкого художника Северного Возраждения. Важно отметить, что оба художника жили в Германии. Дикс изображает себя обычным человеком, таким, какой он есть, Дюрер же пишет картину так, что мы можем найти много сходств с самим Иисусом Христом, он себя почитает и превозносит. В этом их работы различны. Дикс выделяет себя ярким голубым цветом и добавляет отвлекающую деталь - гвоздику. Что именно обозначает цветок, неизвестно, можно лишь предполагать. Возможно, это просто отвлекающая деталь; возможно цветком он хотел сказать что он обычный, благородный человек - гвоздика, цветок, как показатель беззащитности; либо это просто его любимый цветок, и он решил его запечатлеть. Он показал все, как было: прищуренный взгляд, красноватую кожу, но это все выглядит гармонично, связано и красиво. Дюрер на своем автопортрете показал всю свою красоту, как было сказано ранее, схожей с богом, без лишних деталей, в анфас. У Дюрера, как по мне, серьезная работа, с угнетающими цветами, без ярких деталей, ничего не выделяется, фон черный.

Дикс, как мы видим по этой работе, в довоенное время еще использовал яркий колорит, работа смотрится очень яркой и привлекательной, ничего ужасающего нет.

9

Теперь же рассмотрим и сравним его автопортрет с гвоздикой, созданный до войны (1912 год), и портрет журналистки после войны (1926 год). Ее имя Сильвия фон Харден, она была журналисткой, писательницей - творческим человеком. Отто Дикс называет свою картину «новая женщина», что несет смысл «свободная». У нее особый образ, из-за этого может показаться, что это

мужчина. Важно отметить, что во всех деталях картины проявляется двойственность и диссонанс. В ней проявляются черты послевоенного стиля Дикса. После войны он был очень подавлен и стал показывать все плохие стороны жизни и даже искать в этом нечто прекрасное. Художник начал использовать цвета темнее, но алый как исключение, кричащий цвет, цвет, кричащий о свободе и просьбе о помощи. На портрете журналистки он показывает ее независимой, не подлежащей чужому мнению. Да, у нее длинный нос, крупные уши, тонкие губы, короткие ноги, большие ладони, тусклые глаза. Именно так она себя описала перед тем, как была написана картина. Отто Дикс же ответил ей, что покажет не внешнюю красоту, а само ее психологическое состояние. На картине много мелких деталей, и каждая из них показывает какую-либо сторону характера журналистки. Красный цвет вызывает беспокойство, затуманенный взгляд одновременно напряжен и направлен в пустоту. Создается атмосфера богемной жизни, расслабленности и декаданса,в то время как голубой на довоенном автопортрете успокаивает.

10

Сравнение картины “ Семь смертных грехов” Отто Дикса с картиной Питера Брейгеля “Калеки”

Свою картину “Калеки” Брейгель написал перед самой смертью, это была одна из самых поздних работ. В работе глазам зрителя представляется уродливый и страшный мир. На картине толкутся жалкие калеки, возможно, когда-то бывшие полноценными людьми - ужасное зрелище. Красный цвет кирпичной стены только усиливает волнение, трагичность в мире картины. В их глазах читается недоверие, непонимание, обида и постоянная угнетающая боль. На своей картине Брейгель в жесткой манере показывает трагедию отдельных людей. Он показывает настоящий, жестокий мир. В этом мы можем найти сходство с Диксом. Его картина “Семь смертных грехов” отображает всю сущность людей с пороками и весь страх самих грехов. Злость, тщеславие, лень, злость, алчность, похоть, обжорство – вот это все смертные грехи. На работе Дикса можно рассмотреть каждый из них и ужаснуться.

Рассмотрим подробно композицию картины Дикса. Скрюченная старуха – это Алчность, белый карлик на ее спине – Зависть, фигура пляшущего скелета – Лень, сладострастная женщина с обнаженной грудью – Похоть, рогатый монстр

– Злость, жутковатая огромная голова, задранным вверх носом и закрытыми ушами – это Тщеславие, а толстячок с кастрюлей на голове – Обжорство. Эта картина была написана тогда, когда к власти пришел Гитлер. Смотря на картины, люди говорили: “Лучшее, что может случиться с ними - это их уничтожение”. Они не понимали всего глубокого смысла картины. Дикс активно участвовал в двух мировых войнах, более страшных картин наверное нельзя себе представить, чем картины Дикса после того, как он осмыслил все, понял, как ужасна война, и на его работах стали появляться такие же страшные детали.

11

Сравнение картины “Семь смертных грехов” Отто Дикса с картиной Иеронима Босха “Сад земных наслаждений”

Теперь сравним работы Дикса с триптихом Иеронима Босха “Сад земных наслаждений”. Левая часть триптиха – это рай, но разве в раю может быть насилие и смерть? А у Босха кошка душит мышь, лев убил оленя, а птица чуть ли не доела лягушку. Думаю, что неспроста Босх добавил насилие в рай. Скорее всего, этим он хотел показать, что от жестокости никуда не деться, даже в раю. Правая часть триптиха – это ад. В нем много монстров, картина кишит ими, но почему не все грешники подвергаются мукам? Возможно, это те грешники, которые продали душу дьяволу, и для них оставили теплое местечко в аду. Его картина ужасает.

Общее во всех трех работах Босха, Брейгеля и Дикса то, что авторы показывают настоящую жестокость мира, какой бы ужасной она ни была.

Каким бы ни было странным творчество Дикса, я нахожу его очень интересным автором, за творчеством которого можно понаблюдать. Я считаю он один из самых запоминающихся художников ХХ века.

Заключение

12

Итак, подведем итоги. Я подробно изучила биографию и творчество Отто Дикса, параллельно с этим сравнивая его работы с картинами некоторых художников Северного Возрождения. Очень интересно было наблюдать за изменениями стиля самого Отто от ранних работ до творчества послевоенного времени. Также я смогла найти сходство между художниками разных времен и пояснить причины, по которым Отто на них ориентировался.

своей работе я затронула проблему того, что многие не замечают сходства в искусстве авторов разных эпох. Разобрав все по полочкам и сравнив работы, безусловно можно найти параллель между ними. Каждый сможет заметить сходство, углубившись в эту тему.

считаю, что я справилась с поставленной задачей. Узнала много нового и завораживающего из биографий художников, тщательно изучила их работы и смогла доказать, что все-таки современные художники берут многое из более раннего искусства и ориентируются на художников прошлого.

13

Список используемых источников и литературы

Абель К., Володина Э. Отто Дикс // Выставки Германии, Музеи в

Германии, Ганноверская ярмарка, Южная Осетия, Национал-социализм,

Экспрессионизм,Photokina,Отто Дикс,Дегенеративное искусство.30.03.2017

Виниченко.Т. Otto Dix (интервью с Михаэлем Драу и Мари Слип) // Rock

Oracle : журнал. — 2009. — № 1. — С. 8—11. Архивировано 25 августа 2009 года.

https://p.dw.com/p/2YNwk

Голомшток. И. Отто Дикс// Портрет: Отто Дикс. 21.10.2002 https://p.dw.com/p/2lOp

Драу М. («Otto Dix»): кто вы, герр Дикс? // Ровесник : журнал. — 2009. —

12. — С. 18—19.

Коплстоун Т. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М.: Лабиринт-К, 1998.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%85,_%D0%98% D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC#%D0%A1%D1%81%D1 %8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8

Кругликов. В. Дикс // Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста. 27 Февраля 2012. (27 Февраля 2012)

https://adindex.ru/publication/gallery/2012/02/27/86615.phtml Дата просмотра: [18 октября]

7.Крючкова В. А. Дикс // Большая российская энциклопедия.Т.8. М., 2007, с.

(c)

https://bigenc.ru/fine_art/text/1955734Дата просмотра: [18 октября]

Мандер, Карел ван. Книга о художниках. — СПб, 2007. — С. 126—130 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%85,_%D0%98% D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC#%D0%A1%D1%81%D1

%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B

14

Мозговой. Я. «M.a Y» Фото — Алексей «CyberAdmin» Сердюков. Otto Dix (репортаж с концерта в Киеве)// Gothica. — 2007. — № 5. — С. 47.

https://gothic.com.ua/news/235.htmlДата просмотра: [18 октября] https://rovesnik.ru/dom/rovesnik.asp?issue_id=20202

10.Сидельникова. А. Отто Дикс // Семь смертных грехов. 2018 https://artchive.ru/artists/1657~Otto_Diks/works/542057~Sem'_smertnykh_grekho

v

15

Просмотров работы: 11