Городище Иднакар

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Городище Иднакар

Котикова Е.Д. 1
1МБУ ДО "Детская художественная школа" г. Глазова
Шикалова Т.В. 1
1МБУ ДО "Детская художественная школа" г. Глазова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Иднакар - городище девятого века, расположенное на севере Удмуртии неподалеку от города Глазова. Находится древнее поселение на горе Солдырь, и с виду это обычное, ничем не примечательное место. Так думала я до прошлого лета, пока не оказалась в Глазовском музее Иднакар. После посещения выставки, посвященной городищу, я пожалела, что не интересовалась Иднакаром раньше, поскольку поняла, что мне, глазовчанке, действительно посчастливилось жить рядом со столь серьезным археологическим памятником культуры, уже много веков хранящим в недрах земли свою историю, свои тайны, загадки, культурные, исторические ценности.

Актуальность: Данная тема очень актуальна сегодня, поскольку многие молодые люди, живя в Удмуртии, мало что знают об Иднакаре, несмотря на то, что городище является археологическим памятником федерального значения.

Цели и задачи исследования:

Познакомиться с историей исследования городища.

Изучить культуру, быт жителей через археологические находки.

Изучить легенду о происхождении городища.

Познакомиться с гипотезами о прекращении жизни в поселении.

Гипотеза исследования: Жители Иднакара - предки современных удмуртов.

(Городище Иднакар)

Основная часть

Глава 1. История исследования

Городище Солдырское (Иднакар)- археологический памятник федерального значения, средневековое городище 9-13 веков, памятник чепецкой археологической культуры. Городище расположено в Удмуртии на высоком мысу, образованном слиянием рек Чепца и Пызеп. Его площадь составляет 4 гектара. Постановлением Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 года городище включено в список памятников археологии, подлежащих охране.

Чтобы оценить значение Иднакара как археологического памятника, обратимся к истории. Первым исследователем городища в 1887-1889 годах стал А.А.Спицын. Изучая Приуральский край, археолог отметил, что богатый находками Иднакар с мощным культурным слоем заслуживает серьезного внимания исследователей.

В конце 19 века изучением археологических памятников на реке Чепца занимался инспектор народных училищ Глазовского уезда Н.Г. Первоухин. В его труде даны обмеры и планы городища, а также подробно описана легенда о богатыре Идне.

1929 год - экспедиция под руководством московского исследователя С.Г. Матвеева, в отчете которого описаны укрепления, вскрытые сооружения. После публикации этих работ чепецкие городища стали эталоном удмуртских древностей Средневековья.

1957 год - В.А. Семенов провел разведочное обследование городища Иднакар, в ходе которого был определен характер культурного слоя и собрана небольшая коллекция вещей.

1962 год-изучение мысовой части городища Г.Т. Кондратьевой. Собранная коллекция находок хранится в Национальном музее.

1974 год - по наши дни - многолетние экспедиции проводятся под руководством доктора исторических наук, профессора М.Г. Ивановой.

Исследования последних лет позволяют утверждать, что Иднакар - культурный, административный и политический центр средневековых удмуртов. Его статус определяют как начальную стадию развития города.

Легенда о возникновении Иднакара

О возникновении Иднакара рассказывает одна удмуртская легенда. Когда-то на горе Солдырь поселился богатырь Донды с сыновьями, которых звали Идна, Гурья, Весья и Зуй. Когда они подросли и женились, тесно стало богатырям жить вместе. Донды с младшими сыновьями основал новые поселения, а Идна остался жить на Солдырской горе. Эти лихие богатыри запросто могли вытянуть пригорок кверху до величины горы, во время ссор спокойно перебрасывались бревнами или чугунными гирями.

Идна удачно промышлял охотой, причем, по преданию ходил зимой не на деревянных, а на золотых лыжах.

Так удмуртский эпос объясняет то, почему до сих пор существуют деревни с именами мифологических героев: Дондыкар, Весьякар, Гурьякар, а также городище Иднакар.

(Охота)

Глава 2. Описание городища

В процессе раскопок были обнаружены линии укрепления 9 века, остатки древних жилищ и хозяйственных сооружений, а также разнообразные свидетельства культуры и быта жителей.

На Солдырском городище существует три линии укреплений. Первая была создана в конце 9го века. Она представляла собой вал и ров, причем склоны вала были дополнительно укреплены жердями, что еще более повышало его оборонительные свойства. По мере роста городища была создана вторая линия укреплений, а первая со временем разрушилась и была заселена. Позже была создана третья линия укреплений, судя по всему, для защиты источника воды.

(Линии укреплений)

Глава 3. Экономика Иднакара

Солдырское городище было довольно крупным ремесленным центром. При раскопках в мысовой части городища были найдены наковальни, клещи, обломки литейных форм и многое другое. Находки свидетельствуют о высоком уровне развития кузнечного ремесла. Большого искусства достигли мастера и в литье украшений из драгоценных металлов.

Широких масштабов достигло производство керамических изделий. Местные мастера лепили посуду без применения гончарного круга, вручную.

Для прочности добавляли толченую раковину.

(Обучение гончарному делу)

Но особого мастерства жители Иднакара добились в косторезном ремесле. Кость была излюбленным материалом мастеров. Из нее изготавливались наконечники, стрелы, копоушки, рукояти ножей, музыкальные инструменты и даже коньки.

Примечательно, что большая часть таких изделий была орнаментирована. На поверхности вырезался тонкий узор в виде треугольников, ромбов, точечных наколов. Вероятнее всего, будущие мастера занимались косторезным ремеслом с малых лет.

(Копоушки) (крючки, наконечники)

Огромное количество рыболовных крючков из металла и кости свидетельствует о том, что рыбалка была одним из основных промыслов жителей. При раскопках на городище были даже обнаружены кости сомы, достигающего 150 кг.

Городище имело тесные торговые связи с соседними районами, с Волжской Булгарией

(Торговля)

Глава 4. Этнический состав

Предположительный этнический состав населения Солдырского городища - это предки современных коми и удмуртов, однако присутствие древнерусского населения не исключается.

Но нельзя утверждать, что жители поселения- предки удмуртов. Кроме того, до сих пор точно не известно, на каком языке говорили эти люди, так как письменные источники не сохранились до наших дней. К сожалению, не сохранились сведения и о национальном костюме жителей. Но по мнению исследователей, одевались эти люди скромно, отдавая предпочтения нарядным украшениям.

Продолжительность жизни жителей составляла в среднем 35- 40 лет.

(Предполагаемый костюм)

Глава 5. Культура жителей Иднакара

Исходя из археологических находок, разумно предположить, что жители городища обладали определенным уровнем культуры. Все они носили нательные кресты, но нельзя сказать, что среди них было распространено христианство, скорееязычество. Имелся могильник. Покойников заворачивали в бересту и клали ориентировочно на восток - юго-восток.

Особое значение имела «копоушка» - прообраз ватной палочки. Она была выполнена из кости животного и искусно украшена резьбой. Чтобы создать копоушку требовались долгие годы изучения косторезного искусства. Это изделие носило индивидуальный характер и сопровождало жителя до самой смерти.

Глава 6. Причины прекращения жизни в Иднакаре

Исследователи до сих пор не сошлись во мнении по какой причине угасла жизнь на городище. Одни уверяют, что всему виной нашествие татаро-монголов, однако другие тут же опровергают это, доказывая, что враг не добрался до нашего края. Некоторые винят во всем эпидемию, а возможно жители просто - напросто отправились на поиски нового места. Но ни одна гипотеза до конца так и не объясняет, почему все ценные вещи были оставлены в городище нетронутыми.

(Иднакар сегодня)

Глава 7. Современные проблемы Иднакара

Сегодня городище находится на государственной охране, но так было не всегда. В течение долгого времени (до начала 50-х годов) на городище производилась распашка почв. После там было обустроено кладбище, захоронения на котором прекратили только в 1985 году. Долгое время на месте городища находилась воинская часть (19541972). Все это сильно разрушало культурный слой. И только благодаря ученым и общественности памятник удалось спасти, и добиться музефикации территории.

Заключение

Каждая земля, каждый народ имеет свою богатую историю. И сегодня, как никогда важно понимать значение исторической правды. Иднакар имеет большое значение для северных удмуртов. В ходе исследований археологи находят уникальные предметы быта и составляют картину культурного наследия городища. Сегодня, когда многие современные западные историки пытаются перевернуть, исковеркать историю, они пользуются незнанием людей своих корней, своих истоков. И я считаю, что каждый, кто живет в Глазове из уважения к этой земле, к этим предкам должен изучать историю Иднакара, ведь многие историки из России, из зарубежа проявляют интерес к Иднакару, так как считают потенциал городища неизученным. Я приглашаю всех своих ровесников в большое путешествие по Иднакару. Уверена, вы найдете много интересного для себя в современных, креативных залах музея. А дополнить картину можно побывав на летних играх «Иднабатыров», которые проходят на Иднакаре. Только там можно почувствовать силу и красоту этого места.

Список литературы

Историко-культурный музей заповедник «Иднакар».

«Я живу в Удмуртии»- Г.Г. Грязев

«Иднакар»- уральская историческая энциклопедия.

Официальный сайт музея «иднакар.рф»

https://ru.m.wikipedia.org

 

Просмотров работы: 1917