Язык архитектуры

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Язык архитектуры

Данилова К.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Моркинская средняя общеобразовательная школа №1"
Афанасьева В.Г. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Моркинская средняя общеобразовательная школа №1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

 

Любым произведением искусства присуща красота, которая дарит человеку радость и наслаждение. При знакомстве с памятником искусства важно не только увидеть, почувствовать эту красоту, но и попытаться понять, в чем заключается ее секрет.

Цель моей работы: поиск секретов в художественном творчестве, в архитектуре

Задачи:

Изучить материал о колоннах в литературе;

выяснить деятельность человека в создании колонн;

найти здания с колоннами в Морках и описать их;

составить сравнительную таблицу «Виды колонн»;

создать макет «Храм древности»;

Методика работы: поиск-изучение и исследование, наблюдение, сравнение, анализ, описание, составление работы - обобщение темы и выступление с защитой;

Формы работы:

работа с литературой в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Моркинская централизованная библиотечная система»;

встреча с архитектором отдела администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район";

изучение и понятие смысла новых слов об архитектуре;

работа над сайтами в Интернет-сети;

создание презентации «Язык архитектуры» и макета «Храм древности»;

На тему «Колонны» можно говорить не только на уроках истории, изобразительного искусства, но на школьных внешкольных мероприятиях. Данная работа актуальна, так для нашего блага, жизни, мы всегда обращаемся к архитектуре, строительству.

Новизна работы заключается в том, что впервые изучается вопрос об архитектурных частях, в частности о колоннах, в том числе о колоннах в Морках.

Объект работы - архитектура, предмет -колонны.

В своей работе я опиралась на вопросы «Культура» учебников «История Древнего мира», авторов Вигасин А.А,, Годер Г.И., Свеницкая С.С., и «История России» Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Левандовского А.А., Токарева А.А.; под редакцией Торкунова А.В., где даются интересные, а порой неожиданные исторические факты. В учебники вошли словари: терминов, имен, памятников культуры. Пособие «История русской культуры», авторов Рябцева Ю.С. и Козленко С.И. знакомит нас с искусством Руси, с секретами русских творцов архитектуры, скульптуры и живописи. В нем есть материал обязательный для всех, а также дополнительный - «Материал для любознательных». Он предназначается тем, кто серьезно интересуется культурой и хочет знать о ней как можно больше.

Помощником в написании работы был просмотр сайтов Интернет сети.

Проводя исследование, я стала лучше понимать вопросы культуры и готова поделиться со сверстниками знаниями, полученными в ходе исследования.

II.Формула Витрувия

1. Лики красоты

Появившиеся на свет, памятники искусства начинают жить своей жизнью. Многие из них сегодня хранятся в картинных галереях, музеях, частных собраниях. Другие в виде скульптурных монументов и архитектурных построек стоят на улицах и площадях городов и сел. Многим из них более тысяча лет, они претерпели время, но время берет свое, ничто не вечно, но они остаются такими же, красивыми. Уместно здесь сказать слова известного французского архитектора швейцарского происхождения Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере Гри) «Настоящая архитектура прекрасна даже в развалинах»[4].

В чем же секрет долголетия, красоты? Я нашла ответ в формуле Витрувия, римского зодчего, жившего во 2 тысячелетие до нашей эры: «Прочность. Польза. Красота»[3,с.14]. Он пришел к выводу, что эти три понятия, взятые вместе, составляют сущность архитектуры. Всякое архитектурное сооружение имеет свое назначение: дом строится для жилья, крепость - для защиты от врагов, храм - для молитвы.

Наиболее распространенным общественным зданием в древнем мире был храм. Храм обычно представлял собой прямоугольное каменное здание, с двухскатной крышей, окруженное колоннами (приложение 1). Здание, благодаря колоннаде, было похоже на живое существо.

Каждая колонна отбрасывает тень. Солнце движется, и тени бегут, и кажется, что здание меняет свои очертания и форму. Храм как бы живет и дышит, кажется более легким и красивым. Колонны могут служить декоративным или триумфальным украшением, например, со статуей на вершине или просто стоять перед фасадом.

А что такое колонна? В словаре русского языка Ожегова С.И. написано «Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента»[2]. Иными словами, это - деревянный, каменный или металлический столб, поставленный вертикально и используется для поддержки арок, перекрытий, крыш.

«В архитектуре колонна – вертикальная опора, которая имеет вид цилиндрического или многогранного столба и состоит из базы, ствола и капители, а также всякая подобная колонне опора из любого материала»[3].

Обращаясь к словарю Ожегова, выяснила суть этих слов, понятия которых можно прочитать в перечне «Элементы колонны» (приложение 2):

База - нижняя часть, которая переносит нагрузку на основание;

Ствол - собственно основная часть колонны между базой и капителью;

Капитель - верхняя декоративная часть колонны;

А почему люди в древности строили здания с колоннами? Возможно, поводом строительства послужил миф о Геракле. Вспоминая один из подвигов Геракла (одиннадцатый подвиг «Геракл доходит до края света и достает яблоки Гесперид») из книги Веры Смирновой «Герои Эллады», когда Геракл в поисках яблок, встречает Атланта, поддерживающий небо. И не зря, один из видов колонн называют «Атланты».

В поисках материала о колоннах в Интернет - сети, я нашла типы, виды, варианты колонн (приложение 3,4).

В результате исследования, я выяснила, что все они имеют свой вид и выделила основные колонны: дорические, ионические, коринфские, кариатиды, атланты (приложение 5).

Я хочу рассмотреть характерные черты каждого из них.

Дорическая колонна массивная в основании, а к верху - утонченный ствол, часто не имела базы. Ствол колоны украшен каннелюрами (от французского «желобок»), плавно переходящими друг в друга. Капитель не имела никаких декоративных элементов. Капитель состояла из круглого элемента, напоминающий усеченный конус, передающий нагрузку от ствола к квадратной абаке (четырехугольная плита в верхней части капители).

Ионический ордер легкий и отличался тем, что все его части были декорированы. Украшением ствола колонны все так же являлись каннелюры, разделенные между собой дорожками. Ионическая колонна более стройная, чем дорическая. В отличие от дорической колонны, у ионической колонны всегда была база. Еще одно отличие заключалось в капители, похожие на рожки барашка. Если дорическая колонна считалась мужской, то ионическая колонна - женской. Возможно, это пошло от того, что в некоторых храмах колонны заменяли статуями девушек (кариатидами).

В коринфском ордере ствол и база такие же, как и ионической колонне. Единственное различие между ними в капители. В коринфском ордере она колоколообразная и украшена рядами стилизованных листьев аканта, образующих двойную корону, напоминающая листья капусты. Над листьями поднимаются резные побеги папоротника, смыкающиеся на углах и по центрам капители.

Кариатида -каменные фигуры юных девушек; это колонна, имеющая форму женской фигуры, которая выступает в качестве опоры для зданий. Кариатида берет свое происхождение из Древней Греции, где она получила свое название в честь женщин Карии, которые попали в плен во время войны. Греки заставляли пленных женщин носить тяжелые ноши на голове. По поводу названия, есть и другие мифы и легенды. Детали кариатиды стали применяться в эпоху Ренессанса и в эпоху Неоклассицизма (18-19века нашей эры).

Атлант скульптура юноши, поддерживающие крыши домов. Мы уже знаем, что в древнегреческой мифологии Атлант - могучий титан, держащий на плечах небесный свод. Атлант в архитектуре - это скульптура мужчины, поддерживающая перекрытия здания, балкона, карниза.

Все виды колонн сохранены, так как строили на века. Прочность любой постройки зависит от строительного материала и конструкции. То, что они были сделаны из железобетона - сохранены до сегодняшнего дня, деревянные - исчезли, каменные - многие в развалинах. В зависимости от назначения здание имеет ту или иную форму, размеры, планировку, украшения.

Мне стало интересно, а есть ли такие колонны в Морках (Приложение 6)? Совершив экскурсию по Моркам, я нашла здания с колоннами, наш центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности и Буддистский центр. Также узнала, что некогда храм Богоявления в годы Советской власти был перестроен в кинотеатр «Спутник», вход в здание украшали колонны. Из беседы специалиста в области архитектуры, выяснила, что колонны кинотеатра и дворца культуры сделаны для опоры (приложение 7). Колонны кинотеатра были построены в дорическом стиле, колонны дворца культуры наподобие данного стиля. При исследовании этих колонн, я обратила внимание на то, что они в основании меньше, чем в капители, отсюда такое впечатление, как будто они стоят чуть наклоненные. При посещении Буддистского центра узнала, что данная декорация здания в виде деревянных колонн означала восточный стиль в архитектуре.

Мы сегодня увидели, что лики красоты различны в пропорции, внешнем убранстве, силуэте, композиции, цвете.

В документах по истории Древней Греции, в греческих эпиграммах я прочитала о произведениях искусства «она живая», «как будто дышит», «вот-вот заговорит»-таков был неизменный мотив[1]. Таким образом, архитекторы стремились к тому, чтобы здание было похоже на живое существо.

2.Секреты художественного творчества

Художественная культура немыслима без человека – творца и создателя памятников искусства: зодчего, живописца, скульптора, ювелира, актера. Это рукотворная среда, в которой живет человек. Причем среда, которая радует его глаз красотой. У каждого из них творческая биография, которая многое может рассказать историку культуры.

Моя работа не будет полной, если я не раскрою секрет творчества мастеров. Я поняла, что мастер, прежде чем создать свое произведение, он долго и мучительно ищет единственно верное решение, а потом использовал практические приемы. Как правило, площадку для объекта находят на видном месте, храмы -на возвышенности, общественные здания - на многолюдном месте,, для удобства людей.

Иными словами, архитектор воодушевляется, думает, учитывая место установки объекта, делает зарисовки, лепит макет. Я попыталась пройти по этапам работы архитектора, создала только макет портика (приложение 8). Затем архитектор приступает к практическому внедрению своего проекта. Начинается второй этап: создание архитектурного произведения. И этим занимаются строители. Архитектор в строительстве -главное лицо, так как под его руководством происходит строение.

Мы видим, что великолепие, необходимость, долговечность объекта зависит от объективных факторов /природный, градостроительный/ и субъективных /человеческий/, то есть зависит от самого человека, будь то строитель или архитектор. Не забывая при этом правило Витрувия «Польза. Прочность. Красота».

III.Заключение

Древнегреческий стратег Перикл говорил: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности» А реформатор Солон так определил жизненный принцип эллинов: «ничего лишнего». Действительно, строили красиво без излишеств.

Сравнивая таблицу «Виды колонн» (Приложение 9), мы видим, что они в целом похожи, стволы -все просто, но если внимательно посмотреть, мы увидим различия: в основании – наличие базы, в капители - украшения, разница в стволах - прямые и в виде фигур. Даже кариатиды по форме разные, отличаются прическами, по выступам ног есть различие, у трех девушек выдвинута правая нога, у других трех - левая. Это зависело от настроения мастеров, построения, от природной и географической среды и материала.

Таким образом, ордера - это колонны и перекрытия, показывающие художественную и практическую сторону. Не только в древности создавали объекты, связывая с живым миром, но и создают сегодня (приложение 10).

И я задумалась, неплохо будет, для красоты и удобства своего дома, почему бы не построить декорированные кирпичные колонны. Подсчитала, во что бы мне все это обошлось (Приложение 11)? 30 тысяч рублей! Но это стоит того! Красиво! А простые колонны - удобны в жизни и в хозяйстве!

Уверенно могу сказать, что Мир искусства был и есть живой, светлый мир, мир для человека.

Список литературы и источников

Дмитриева Н.А.Краткая история искусств.Вып.1: от древнейших времен по 16век.Очерки.-4-е изд., стереотип.-М.:искусство,1985.-319с.,ил.

Ожегов С.И. Словарь русского языка; ок.57000слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18-еизд.,стереотип.-М.:Рус.яз,1986.-797с., стр.245.

Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры610-17вв.: 7кл.: пособие для уч-ся общеобразоват, учреждений. -М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-272с.:ил.

Интернет –сети, сайт megapoisk.com/tsitaty-le-korbjuze «Цитаты Ле Корбюзье»;

Беседа:

Майкова Татьяна Александровна, главный специалист отдела архитектуры, муниципального хозяйства ГО и ЧС и мобилизационной работе Администрации Моркинского муниципального района, жительница поселка Морки, 1992года рождения;

Макет «Храм древности»;

Презентация «Язык архитектуры»;

Рисунки учеников на тему «Колонны»;

Смета расходов для строительства колонн;

Таблица «Виды колонн»;

Фотографии:

Фото 1: Кинотеатр «Спутник» в поселке Морки;

Фото 2: МБУК «Моркинский центр народного творчества и культурно- досуговой деятельности»;

Фото3: Местная Религиозная организация «Буддийский центр Алмазного Пути школы Карма Кагью поселка Морки Республики Марий Эл»;

Фото 5: Колледж культуры и искусств им. И.С. Палантая в городе

Йошкар-Ола ;

Фото 4: Во время встречи с Майковой Татьяной Александровной;

Приложение

Приложение 1

Храм древности

Схема для показа архитектурных частей: фронтон, колонны, трехступенчатое основание

Составила Данилова Кристина Алексеевна, обучающаяся 11 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»,

1октября 2020г.

Приложение 2

Элементы колонны

/рисунок:колонна дорического стиля/

1.База - нижняя часть, которая переносит нагрузку на основание;

2.Ствол - собственно основная часть колонны между базой и капителью;

3.Капитель - верхняя декоративная часть колонны;

Составила Данилова Кристина Алексеевна, обучающаяся 11 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»,

10 октября 2020г.

Приложение 3

Ордера: греческие и производные /рисунки/

греческие: 1. Дорический; 2. Ионический; 3 . Коринфский;

производные: 4. Тосканский; 5. Римский дорический; 6.Композитный;

Составила Данилова Кристина Алексеевна, обучающаяся 11 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»,

10октября 2020г.

Приложение 4

Варианты колонн /рисунок/

Кариатида- Атлант - Каннелированная-

Колонна со спиральными каннелюрами

-Рустованная -Соломонова

Составила Данилова Кристина Алексеевна, обучающаяся 11 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»,

10октября 2020г.

Приложение 5

Виды колонн /картины/

1ряд: дорическая, ионическая, коринфская

2ряд: кариатиды, атланты

Составила Данилова Кристина Алексеевна, обучающаяся 11 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»,

10октября 2020г.

Приложение 6

фото1: Местная Религиозная организация

«Буддийский центр Алмазного Пути школы Карма Кагью

фото 2: Центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности

фото 3: кинотеатр «Спутник» /сегодня храм Богоявления Господне/

Здания с колоннами в Морках

Фотографии находятся в музее истории школы

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

Отсканировала Данилова Кристина Алексеевна, обучающаяся 11 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1», 1октября 2020г.

Приложение 7

фото 4: Майкова Татьяна Александровна

Встреча с Майковой Татьяной Александровной, архитектором района

Фотография сделана Афанасьевой Валентиной Георгиевной,

учителем истории

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

29 августа 2020г.

Приложение 8

Макет «Храм древности»

Сделала Данилова Кристина Алексеевна, обучающаяся 11 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»,

октябрь 2020г.

Приложение 9

Виды колонн

общие черты

различие

стволы

база

 

стволы

 

капитель

   

Сравнительная таблица «Виды колонн»

Составила Данилова Кристина Алексеевна, обучающаяся 11 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»,

1октября 2020г.

Приложение 10

Колонны и современность

Рисунок: Государственный Эрмитаж, г.Санкт-Петербург

Фото 5:Колледж культуры и искусств им. И.С. Палантая, г.Йошкар-Ола

Составила Данилова Кристина Алексеевна, обучающаяся 11 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»,

9 августа 2020г.

Приложение 11

Смета расходов на строительство колонн

материал

количество

стоимость

сумма

1

Красный кирпич

600

17рублей

10.200рублей

2

Щебень

450рублей

1.350рублей

3

Песок

400рублей

400рублей

4

Цемент

50кг

500рублей

500рублей

5

Бензин

20л

43рубля80коп.

876рублей

6

Сайдинг

100рублей

2.000рублей

7

Работа

 

15.000рублей

10.000рублей

       

30.326рублей

Составила Данилова Кристина Алексеевна, обучающаяся 11 класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»,

19 октябрь 2020г.

 

Просмотров работы: 100