Сравнение стилей советского художника Виктора Ефимовича Попкова и художника Северного Возрождения Иеронима Босха

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнение стилей советского художника Виктора Ефимовича Попкова и художника Северного Возрождения Иеронима Босха

Духова А.Р. 1
1МАОУ ДОД ТДШИ им. М. И. Глинки
Бережная Д.И. 1
1МАОУ ДОД ТДШИ им. М. И. Глинки


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Моя работа посвящена проблеме влияния прошлого и современного окружающего мира на человека. Я рассматриваю эту тему на примере сравнения стилей художника Северного Возрождения Иеронима Босха и советского художника Виктора Попкова, который, в свою очередь, стал свидетелем последствий Великой Отечественной войны.

Моя работа актуальна, так как любой человек, живущий в обществе, неотделим от него. Он находится под воздействием людей, рядом с которыми живет, их прошлого, их традиций и т. д. И это влияние можно отследить.

Гипотеза моего исследования заключается в том, что художник не может создать что-то абсолютно новое, неотделимое от окружающего мира, находится под воздействием других художников.

Объект моей работы – творчество двух художников: Иеронима Босха и Виктора Ефимовича Попкова. Предмет моего исследования – картины этих художников.

Цель моей работы – понять и показать на конкретных примерах, каким образом один художник повлиял на другого.

Задачи, для достижения поставленной цели:

Узнать биографию советского художника Виктора Попкова (влияние окружающего мира на его творчество).

Разобрать стиль художника Виктора Ефимовича Попкова на примере картин «Шинель отца», «У Белого моря. На Севере» и «Ссора».

Изучить стиль художника Северного Возрождения Иеронима Босха на примере картин «Увенчание терновым венцом», «Блудный сын», «Фокусник»

Сравнить стили и картины двух художников и показать влияние стиля Босха на стиль Попкова.

Основные методы моей работы – это изучение биографической и искусствоведческой литературы по теме, анализ и сравнение составляющих художественного стиля — тем картин, композиции, пространства, контрастов, колорита, способов выделения композиционного центра, и т.д.

Часть 1. Виктор Ефимович Попков

Виктор Ефимович Попков – представитель сурового стиля, один из самых выдающихся советских художников. Прожил всего 42 года.

Учёба и ранние годы. Виктор Попков родился в 1932 году в семье русских крестьян. Тяга к искусству у художника проявилась еще в детстве, он по своему желанию был записан в художественную школу, где и принял решение сделать искусство главным делом жизни. В 1948 году он поступает в художественно-графическое педагогическое училище, только-только открывшееся в Москве. После училища художник поступил в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1952—1958). Несмотря на огромное желание учиться на факультете живописи, Попков был зачислен на факультет графики. Именно в годы учебы начинаются поездки художника по стране, которые очень поспособствовали развитию его творчества.

Как сказалась война на семье художника и на нём самом? Когда пришла война, отец семейства отправился на фронт, где погиб в том же 1941 году. Степанида Ивановна осталась одна с четырьмя детьми. В этот момент Попкову было 9 лет. Ребенком пережив страшную войну, в своих картинах он передал суровую действительность и внутреннее мужество, за которым наблюдал в нелегкие для страны годы.

Семья и близкие для художника люди. Сёстры и братья Виктора Попкова; ребята росли вместе почти без ссор и разногласий, всегда готовые прийти на выручку друг другу и оказать нужную поддержку. Мать художника — Степанида Ивановна. С ней он до конца дней сохранял особую душевную близость, она поощряла его склонность к рисованию. Клара Ивановна, жена художника, она преданно любила своего мужа, помогала ему во времена его депрессий и уныния, давала практичные советы.

Вдохновение… Часто рисковавший жизнью, энергичный художник постоянно искал во всем драйв; он создавал ситуации, будоражащие его, дающие ему новые импульсы для творчества. Спокойная жизнь – это не про него, это заметно и по его картинам, все они эмоциональные, неспокойные.

Часть 2. Стиль художника Виктора Попкова

Сам художник воспринимал себя как живописца, но поступая в МГАХИ имени В. И. Сурикова, был зачислен на факультет графики. После выпуска у него начал формироваться собственный живописный стиль, в котором ощущается влияние графики. Художник передает через картины свои эмоции и чувства. Он не пишет картины в разгар описываемых событий, он изображает или их последствия («Семья Болтовых», «Ссора»), или их предчувствие («Осенние дожди. Пушкин», «Тишина», «У Белого моря. На Севере»). И тем не менее, мы хорошо понимаем, что происходит (произошло), чувствуем тоже, что и герои произведений Виктора Попкова.

Я выбрала для анализа картины «У Белого моря. На Севере», «Ссора», «Шинель отца», чтобы посмотреть, как художник изображает самого себя.

Темы творчества. После окончания учёбы художник много путешествовал по стране. Посетил Иркутск, Братск и другие города и области Сибири, где в это время осуществлялись крупные строительные проекты. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. В его творчестве также нашла отражение тема несостоявшейся судьбы поколения, ставшего жертвой Великой Отечественной войны (цикл «Мезенские вдовы»: «У Белого моря. На Севере»). Картина «Ссора» написана на тему любви и непростых отношений художника со своей женой. Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ человека послевоенного поколения («Шинель отца»). Художник ребенком пережил войну, а его отец защищал Родину. В.Е. Попков сам преодолел все тяготы войны и нес в своем сердце потери, которые обрел народ после этих страшных военных событий. Это и отразилось в картине «Шинель отца». Мужчина примеряет шинель, его настигают страшные воспоминания. Он опустил взгляд и как будто замер. Художник изобразил на заднем плане три размытые фигуры, которые и символизируют память о страшных событиях. Несмотря на отсутствие четких линий, можно разобрать, что фигуры женские. Пожилая женщина уходит вдаль, женщина средних лет печально смотрит, на ее лице скорбь, а молодая женщина что-то кричит. Живописец очень реалистично передал трагедию через женские персонажи картины. Мужчина примерил не просто шинель, он примерил всю тяжесть военного времени.

Композиция картин. Художник часто использует прямоугольный формат и контрасты светлых и тёмных, холодных и тёплых оттенков. У картины вытянутый формат, вся картина строится на вытянутых по вертикали фигурах, линиях. Композиционный центр (образ самого художника) выделен цветом, к тому же женские фигуры в красном на заднем плане немного размытые, не касающиеся пола, как будто тени воспоминаний.

Формат картины «Ссора» приближен к квадрату, композиционный центр выделен контрастом двух цветов и изображением отвёрнутых друг от друга лиц людей. Композиция наполовину зеркальная, её разрушает только некоторая мебель и собака в ногах героев. Есть диагональ, разграничивающая этих людей, но она восходящая, дающая шанс на их примирение. Такая композиция помогает изобразить схожесть и противостояние нравов этих людей.

На картине «У Белого моря. На Севере» читаются несколько композиционных линий: линии полёта самолётов, линии тела коровы и т.п. Формат такой же как и у «Ссоры» - приближенный к квадрату.

Пространство. «Шинель отца» написана с неглубоким пространством, за художником изображено полу-плоское пространство. «Ссора» показывает реалистичную комнату и изображает объёмное пространство с помощью теней. Картина «У Белого моря. На Севере» немного стилизована: крест и деревянная постройка написаны в объёме, а корова и задний план похожи на гравюру, с отчасти плоскостным пространством.

Колорит. «Шинель отца» написана в тёмных тонах (относительно светлые малиново-розовый и коричневый с серым выделяются на чёрном, синем и др.). Колорит «Ссоры» построен на контрастах: мягкий тёплый рыжий и холодный голубой светятся в темноте. «У Белого моря. На Севере» написана в серых, мутных (страдальческих) тонах, вызывающих ощущение тревоги и предчувствия ненастья.

Глава 3. Стиль художника Иеронима Босха

Босх считается очень необычным живописцем, работавшем на рубеже Средневековья и Северного Возрождения, но если посмотреть на его гравюры и зарисовки, то можно понять, что он был и прекрасным графиком.

Темы и сюжеты картин Босха.

Особенности творчества художника Иеронима Босха – это смелая, безудержная фантазия в изображении монстров и ада и наглядное изображение глупости и пороков людей. Босх часто в своих картинах смеётся и одновременно грустит, глядя на человеческие пороки, слабости. В его картинах также присутствуют разные мелочи, в которые автор вложил глубокий символический смысл. Например, венец и ошейник с шипами («Увенчание терновым венцом»), одежда и кошачья шкура («Странник»), сова и аист («Фокусник»).

Картина «Увенчание терновым венцом» изображает библейский сюжет. Также специалисты предполагают, что в виде мучителей Христа Босху удается изобразить четыре основных темперамента. Двое вверху представляют холерический и меланхолический темперамент, а двое внизу – сангвинический и холерический. Христос изображён лишённым признаков темперамента. Он остаётся бесстрастным, устремляя полный смирения взгляд куда-то вне пространства картины. Вся картина «Увенчание терновым венцом», кажется, построена на числе 4, которое в Средневековье имело много разных толкований.

Главной темой картины «Странник» является наглядный пример убогости человеческих пороков. Нерешительная поза и растерянное выражение лица «Странника» указывают на то, что он испытывает внутреннюю борьбу и имеет шанс избежать искушения пойти в таверну, которую Босх изобразил отвратительным прибежищем грубости, грязи. Плачевный вид героя указывает на то, что он грешник, но всё-таки не окончательно падший.

«Фокусник» изображает сцену, на которой шарлатан в черном цилиндре и красном плаще дурачит доверчивую публику. Зрители и с изумлением глядят, как фокусник извлекает изо рта одного из зевак лягушку. Но вот юноша, обнимающий свою спутницу, замечает неладное и указывает на это пальцем: стоящий рядом человек, прикидывающийся слепым, запустил руку в карман «поглотителя лягушек» и пытается вытянуть оттуда кошелёк. Вероятно, это сообщник фокусника. Он делает то, ради чего поставлено представление. В этой картине Босх высмеивает фокусников, выманивающих деньги таким непристойным способом, а ещё больше он смеётся над глупостью всех этих зевак, которых так легко одурачили. Худшими из всех грехов Босх считал легкомыслие и доверчивость, изображение именно этих грехов наиболее часто встречается в его работах.

Центром его работ остается человек, что свойственно всем деятелям Возрождения. В своих картинах Босх показывает эмоции и чувства героев. На картине «Увенчание терновым венцом» образы тех, кто окружает на картине Христа, неравнозначны. На лице человека в левом нижнем углу написан садистский азарт, римский воин в зелёной чалме излучает тупую суровость, человек в меховой шапке, украшенной дубовыми листьями, демонстрирует подобие сочувствия. На картине «Странник» прочитывается борьба искушения и праведности внутри главного героя. А в «Фокуснике» все присутствующие наделены своими различными эмоциями: от «поглотителя жаб» до маленького мальчика, наблюдающего за происходящим.

Для анализа стиля этого художника я выбрала картины «Увенчание терновым венцом» (для сравнения с картиной Попкова «Шинель отца»), «Блудный сын» («Ссора»), «Фокусник» («У Белого моря. На Севере»).

Композиция. Босх и по сей день славится своим умением построения композиций. За свою жизнь художник перепробовал много различных форматов, как прямоугольных (вертикальных, горизонтальных и квадратных), так и многоугольных и закруглёнными формами. Босх писал картины и с «ковровой композицией» (без композиционного центра) и выраженным композиционным центром. В своих картинах художник часто изображает светлые фигуры на темном фоне (иногда и наоборот). На картине «Увенчание терновым венцом» на сером фоне, лишающем эту картину глубины пространства, расположено пять фигур: Христос и его мучители.

Для картины «Блудный сын» был выбран очень необычный формат – восьмиугольник, в который вписан круг. Во времена Босха круглый формат очень часто напоминал средневековую линзу или зеркало, в котором предметы были искажены, но наглядны. На картине «Блудный сын» главный герой (блудный сын или странник по второму названию картины) выделен размером: он больше, чем остальные предметы. В композиции картины есть восходящая диагональ, дающая шанс на правильный выбор путника.

«Фокусник» не сохранился, но дошёл до нас в нескольких копиях. Все они вписаны в прямоугольный формат, хотя специалисты уверены, что оригинал имел форму круга. Сам фокусник выделен паузами в виде стола и места для фокусов между ним и толпой. Все фигуры написаны очень ярко в сравнении с фоном.

Пространство. На картине «Увенчание терновым венцом» персонажи реалистичны, это показано с помощью теней. Но задний план условен, картина не уходит в глубину пространства.

Картина «Блудный сын» наоборот уходит вдаль. В ней изображен красивый северный пейзаж времён Возрождения. Босху важно показать и передний план (фигура странника), и задний (животные фермы, таверна, пейзаж т.д.).

На картине «Фокусник» автор помещает своих героев в реальный мир, но, не собираясь обращать наше внимание на пейзаж и фон, пишет стену и часть неба за ней. Это ограничивает глубину картины.

Колорит. Чаще всего Босх выделяет главных персонажей яркими цветами средневекового колорита на тёмных сероватых тонах фона («Увенчание терновым венцом», «Фокусник»). Для картины «Блудный сын» художник использовал схожие по тонам цвета сероватого оттенка, строя картину уже не на контрастах цвета, а на формах.

Часть 4. Сравнение стилей Виктора Попкова и Иеронима Босха

Творчество обоих художников интересно. Оба уделяли должное внимание композиции, формату, были признанными живописцами и прекрасными графиками. Работали с разными колоритами. Хотя и писали картины на разные темы, но на каждой картине чувствуются эмоции и чувства героев, что хотел сказать автор. Главными героями произведений авторов становились люди. Во времена Босха в искусстве большое значение придавалось символике вещей, поэтому его картины можно «читать» и «расшифровывать». Символизм также присутствует и в произведениях Попкова, но уже в меньшей степени.

«Шинель отца» и «Увенчание терновым венцом». Картина Попкова написана на тему войны, а вернее, трудностей людей послевоенного времени. Произведение Босха основано на религиозном сюжете. Несмотря на это я выбрала их для сравнения, поскольку на них главные герои чувствуют себя одинаково одиноко, плохо. Вокруг Христа собрались очень неприятные люди, а на картине Попкова вокруг героя лишь грустные, тяжелые воспоминания людей его поколения. Оба героя показаны чуть снизу, не смотрят на нас, оба впали в глубокую задумчивость. При этом у Попкова на лице застыла непримиримая грусть, а у Христа также видно чувство понимания, на что он идет и ради чего он так поступает. Но видно страдание от того, что они понимают, что происходит вокруг них (с людьми). Эмоциональны и герои заднего плана. Но если у Босха показаны чувства-пороки людей, то у Попкова женщины выражают те же страдания, безграничную тоску и грусть, что и у главного героя. Обе работы вытянуты по вертикали, т.к. изображено много стоящих в полный (почти полный) рост. Главный герой светлее остальных предметов, отличается от остальных персонажей (эмоциональностью, цветом). У обеих картин нет глубокого пространства, но предметы и персонажи реалистичны (тени). Также работы различны по светлоте тонов: картина Попкова гораздо темнее работы Босха. У картины Босха много мелочей, имеющих свой символический смысл. У Попкова тоже присутствует символика (женщины-воспоминания).

«Ссора» и «Блудный сын»

Картина «Ссора» написана на тему непростых отношений художника с его женой, таким же эмоциональным и творческим человеком ка и он сам. Работа Босха «Блудный сын» или «Странник» написана на тему путешествия и отсылает зрителя к известному библейскому сюжету. Я выбрала эти две картины для сравнения стилей двух художников, т.к. обе работы композиционно поделены на две части внутренней диагональю: в «Ссоре» это граница между мужчиной и женщиной, а в «Страннике» это сам главный герой. Он разграничивает две разные стороны картины: положительную и отрицательную с точки зрения морали. Слева от него неприятный трактир, а справа – свобода, бескрайние пейзажи. На работе Попкова также выделены две стороны, но на этот раз нельзя сказать какая из них «плохая», а какая «хорошая». Чаще всего в ссоре виноваты оба её участника. Но при этом произведение Босха написано в монотонных, неконтрастных тонах. А работа Попкова, наоборот, построена на контрастах: противоположных цветов, на контрасте светлого и темного, отвернутых друг от друга лиц людей. Однако у Босха такое деление на две части не делает работу зеркальной, а у Попкова такое ощущение есть. В «Ссоре» Попков использовал образ собаки, который связывает двух героев. Этот образ появляется в некоторых работах авторов Северного возрождения (например, Портрет четы Арнольфини» Яна Ван Эйка). Мы можем увидеть чувства главных героев на работах обоих авторов: сомнения на лице путника и то, как обиженно дуются друг на друга герои картины Попкова.

«У Белого моря. На Севере» и «Фокусник»

Э ти картины я выбрала как примеры несколько необычных моментов творчества обоих авторов. Картина «У Белого моря. На Севере» полна движений, это подчеркивается разными композиционными линиями. «Фокусник» статичен. Но у обеих работ есть одиночная тонкая фигура (фокусник и часть постройки), массивная фигура (группа зевак и корова) и интересный задний план. По форматам произведения схожи, обе картины с прямоугольным, приближенным к квадрату форматом. Обе картины реалистичны (тени), с глубоким пространством. Глубина картин различна, но заднему пространству художники уделяют не много внимания (Босх заслоняет его стеной, Попков не детализирует). У работы Босха в глаза бросается яркий средневековый колорит на темном фоне, Попков берёт небольшую палитру темных цветов. Для обеих картин важен контраст светлого и темного. Босх откровенно подчеркивает глупость разных пороков людей, а работа Попкова пропитана тяжестью послевоенного времени того поколения. В «Фокуснике» каждый наделён своим характером, эмоциями. На работе «У Белого моря. На Севере» мы не можем рассмотреть лицо художника, но окружающий мир, который изображает художник, передает все чувства автора этого произведения.

Заключение

Я изучила биографию и творчество советского художника Виктора Попкова, подробно разобрала три его картины. Также я ознакомилась с тремя холстами художника Северного Возрождения Иеронима Босха. Я сравнила работы авторов, узнала, что их объединяет, а что различает. Меня привлекли именно Босх и Попков, потому что у них много «кричащих» образов в очень эмоциональных картинах.

Влияние окружающего мира и художников прошлого на современных авторов, проблема сравнения творчества художников – глобальный вопрос. Я изучила один из примеров такого влияния. Моя работа показывает, что хотя художники жили в разное время, в разных государствах, Босх (и культура его времени) всё же оказал влияние на Попкова. Также художник оказался под влиянием окружающего мира, многие работы Попкова посвящены тяжёлым послевоенным временам.

Список использованных источников и литературы

Акчурина А. Шинель отца.// Журнал "Талант". – 7.04.2015. - № 19. (дата обращения: 16.02.2020) https://stihi.ru/2015/08/09/4376

Алексеева-Маркезин А. Иероним Босх. Блудный сын 1510.// Проза.ру. – 2015 г. (дата обращения: 17.02.2020) https://proza.ru/2015/02/26/1423

Виктор Ефимович Попков.// Исскуство – медиплатформа МирТесен. - 25.08.2012. (дата обращения: 20.02.2020) https://art.mirtesen.ru/blog/43489669814/Viktor-Efimovich-Popkov

Вчерашняя А. Описание картины «Увенчание терновым венцом».// Artchive. (дата обращения: 10.02.2020) https://artchive.ru/hieronymusbosch/works/194306~Uvenchanie_ternovym_ventsom

Вчерашняя А. Описание картины «Фокусник».// Artchive. (дата обращения: 16.02.2020) https://artchive.ru/hieronymusbosch/works/4674~Fokusnik

Зимоглядов А. Иероним Босх.// Artcive. (дата обращения: 05.02.2020) https://artchive.ru/hieronymusbosch

Попков, Виктор Ефимович. 18 марта 2020. (дата обращения: 01.02.2020) https://ru.wikipedia.org/wiki/Попков,_Виктор_Ефимович

Попков Виктор Ефимович – Галерея произведений (102 изображения). http://cultobzor.ru/2015/03/viktor-popkov-gallery/

Попков Виктор Ефимович – Галерея произведений (102 изображения).10. Виктор Попков «У Белого моря. На Севере» 1965 Холст, масло 120х170. (дата обращения: 13.02.2020) http://cultobzor.ru/2015/03/viktor-popkov-gallery/popkov-10/

Фомирякова А. Виктор Ефимович Попков.// ArtDoArt. - 31 января 2019. (дата обращения: 03.02.2020) https://artdoart.com/news/viktor-efimovic-popkov-2

https://art-shmart.livejournal.com/ . Шинель отца.// livejournal. – 18 июня 2009. (дата обращения: 04.02.2020) https://art-shmart.livejournal.com/28014.html

https://www.boijmans.nl/ (дата обращения: 19.02.2020)

http://kykolnik.livejournal.com/ . Попков Виктор Ефимович (Россия 1932–1974) часть пятая 1967-1969 годы .// https://www.liveinternet.ru/users/4231626/post440028142 . - 4 сентября 2018. (дата обращения: 21.02.2020) https://www.liveinternet.ru/users/4231626/post440028142

https://www.tretyakovgallery.ru/tretyakov-online/pobeda-75/ (дата обращения: 01.02.2020)

https://uborshizzza.livejournal.com/ . Художник Виктор Попков.//livejournal. – 29 марта 2016. (дата обращения: 13.02.2020) https://uborshizzza.livejournal.com/3963231.html

Просмотров работы: 91