Образ всадника в искусстве: конные статуи разных эпох и картины К.С. Петрова-Водкина

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ всадника в искусстве: конные статуи разных эпох и картины К.С. Петрова-Водкина

Корчагина К.М. 1
1МАОУ ДОД ТДШИ им. М.И. Глинки
Бережная Д.И. 1
1МАОУ ДОД ТДШИ имени М.И. Глинки
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

1. Художники заимствуют у друг друга приемы и темы. Интересно проследить, как развиваются творчество в зависимости от времени, и как это отражается на живописи и скульптуре. Эта тема в искусствоведении всегда остается актуальной. На стиль художника может повлиять все что угодно, даже обыденные вещи. Поэтому я сравниваю статуи разных веков с картинами Петрова-Водкина.

2. Гипотеза этой работы звучит так: «каждый деятель искусства смотрит и заимствует у другого, и из этого получается что-то новое».

3. Объектом моего исследования являются взаимосвязи в разных видах изобразительного искусства (скульптура, живопись) на примере конкретных произведений искусства.

4. Предмет моего исследования — конная статуя Марка Аврелия, конная статуя Эразмо да Нарни, памятник Петру I, картины К.С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» и «Фантазия».

5. Моя цель — проанализировать, как художник заимствует приемы у других деятелей искусства.

6. Я поставила перед собой следующие задачи:

- Изучить каждую из выбранных мной конных статуй,

- Изучить биографию и творчество К.С. Петрова-Водкина,

- Рассмотреть картины художника,

- Сравнить конные статуи и картины.

7. Я использовала следующие методы:

—анализ

—наблюдение

—сравнение

Образ всадника в скульптуре. История и значение некоторых знаменитых конных статуй.

Все началось с античности. Такой вид скульптур затем появлялся в Возрождении и в 18 веке, и в 20 в том числе.

Статуя Марка Аврелия — бронзовая древнеримская статуя римского императора и философа, которая находится в Риме во Дворце консерваторов Капитолийских музеев. Была создана в 176 году. К сожалению, архитектор нам неизвестен. Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора-христианина Константина I Великого.

Образ, который создает скульптор:

Мы можем увидеть, что это император по его одежде. Он одет в тогу – это длинный императорский плащ. Он безоружный, пришел с миром или идет к миру. Спокойный конь - это великая римская империя, которая в подчинении у Марка Аврелия. Конь уравновешенно стоит на трех ногах, а переднюю приподнял. Марк Аврелий показывает рукой в даль, в будущее. Он дает нам надежду.

Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата — был кардиналом, руководителем военных отрядов времен Итальянского Возрождения. Состоял на службе у пап во Флоренции, Венеции. Стал правителем Падуи в 1437 году. Прозвище Гаттамелата объясняют по-разному. Gatta означает «кошка», melata — «соты». Все вместе означает, как «кошка цвета мёда». Стал известен после того, как Донателло сделал скульптуру «Гаттамелата». Донателло – скульптор чинквеченто эпохи Возрождения, который намеренно ориентировался на скульптуру Марка Аврелия. Он первый в Возрождении возвращается к античности и к такому виду скульптур и делает скульптуру Гаттамелаты подобной образу Марка Аврелия.

По его одежде мы можем увидеть, что он руководитель. Он одет в доспехи, у него есть оружие. В руке он держит жезл. Его конь так же спокоен и в полном подчинении.

Памятник Петру I (Михайловский замок) — бронзовый конный памятник императору Петру I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге. Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I в 1716 году, а продолжал работу его сын Растрелли. Скульптура была завершена только к 1747 году, и после смерти Елизаветы к этой работе потеряли интерес.

Конь так же спокоен, устойчиво стоит с приподнятой ногой. У Петра I похожий жест, как и у Гаттамелатs. Он держит в руке жезл. Одежда говорит нам, что он император. На нем тоже доспехи.

Медный всадник — памятник Петру I в Санкт-Петербурге. Его открытие состоялось 1782 года. Памятник изготовлен из бронзы. Название «медный» закрепилось за ним благодаря поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Скульптор Фальконе прибыл из Франции.

Петр I уверенно держит вставшего на дыбы коня. Конь – это изменения, которые происходили в те времена. А Петр I, как властитель, крепко держит свою страну (коня).

Образ всадника в живописи на примере творчества К.С. Петрова-Водкина.

Биография и творчество К.С. Петрова-Водкина

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — русский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника. В детстве он познакомился с иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Поэтому он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. Он пытался поступить в железнодорожное училище, но провалился на экзамене. В итоге оказался в классах живописи и рисования у Ф.Е. Бурова. Однако Буров скончался, и юноша так и не доучился.

В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у В.А. Серова.

С октября 1905 по февраль 1906 года Петров-Водкин путешествует по Италии: Венеция, Милан, Флоренция, Рим, Неаполь, Генуя. Там он познакомился с искусством Леонардо да Винчи, Джованни Беллини, Рафаэля, Джорджоне и, конечно, конные статуи. После увиденного у него появляется вдохновение. В 1906 году он на несколько лет уезжает в Париж, где начинает заниматься в частной академии. Там он встречает свою будущую жену Маргариту. В 1907 года художник совершает путешествие по Северной Африке в Алжир и Тунис, создав большой цикл работ на совершенно новом для себя зрительном материале.

После возвращения на родину художник подробнее знакомится с древнерусским искусством. Именно на основе увиденного художник создает свой уникальный стиль: «Купание красного коня», «Мать», «Девушка на ВоПетров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования в стране. С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских, Институте пролетарского изобразительного искусства.

В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников. Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде.

Стиль художника

Произведения Петрова-Водкина символичны и одновременно реалистичны, в них сочетается устремленность в будущее и к чему-то вечному. В сюжетах художника мы видим, что его волнует жизнь повседневных людей и реальность, события. Для художника была важна не столь реалистичность, а то, как это передано на холст. Если рассматривать его произведения в целом, то они относятся к разным направлениям. Он писал разные работы: натюрморты, повседневную жизнь и военное время.

Во время Гражданской войны Петров-Водкин написал немало работ. В них он размышляет о бесчеловечности людей и о том, как это может закончится. Одна из известных работ - это «Смерть комиссара». На этой картине мы видим бесчеловечность людей. Комиссар не может идти и умирает, но только один человек обратил на это внимание и остановился. А остальные все равно идут вперед.

В этих картинах прослеживаются определенные цвета, такие как синий, кроваво-красный и желтый.

Образ человека на коне появляется у Петрова-Водкина на картине «Фантазия».

У Петрова-Водкина конь летит куда-то, он обеспокоен чем-то. Его масса и красный цвет перевешивают композицию вниз картины. Человек смотрит назад, такое ощущение, как будто он хочет слезть с коня. Не взаимодействует с конем. Он в легкой одежде, босиком. Одной рукой он держится за коня другая в стороне где-то.

Картина «Купа ние красного коня»:

Свою выдающуюся картину Петров-Водкин начал писать летом 1912 года, когда жил в южном городке Хвалынске, до первой мировой войны. Художник пытался запечатлеть знакомые с детства сцены купания мальчишек и лошадей в реке. На полотне передний план почти полностью занимает конь. На фоне озера, написанного в холодных тонах, цвет коня кажется очень ярким. Позади красного коня розовый и белый. Они уравновешивают картину.

В русской литературе образ коня символизирует неукротимую стихию, русский дух, а для общества того времени, пережившего народные восстания и революцию 1905 года, красный цвет прочно ассоциировался с революционным движением. Мощный конь, как неукротимая народная сила, которого не в состоянии сдержать хрупкий наездник. Наездник без одежды, значит это неопределенный человек. Краски очень контрастны. В картине доминируют три цвета: красный, синий, желтый, которые будут нам встречаться в других работах художника.

Картина долго путешествовала, но потом ее вернули на родину. Теперь она висит в Третьяковской галерее. Картина «Купание красного коня» принесла Кузьме Сергеевичу популярность. Вначале планировалось изобразить сцену купания коней при закате солнца, которую автор когда-то видел на Волге, невдалеке от Хвалынска. Но встреча с древнерусской живописью заставила изменить изначальную задумку. Теперь центром полотна стал огнеподобный пылающий конь, который вызывал бы ассоциации с образом Георгия Победоносца, встречающимся на множестве древних икон. На картине он стал символом благородства, могучей воли и неисчерпаемой энергии.

Сильно повлияла на Петрова-Водкина революция. В это время им была уже написана картина «Купание красного коня». По общепринятому мнению, этим полотном художник предугадал Октябрьскую революцию. Он показывает силу, надвигающуюся на мирных горожан.

Сравнение образов конных статуй с образом всадника в «Купании красного коня»

В первую очередь мы должны обратить внимание на реалистичность статуй. Они пропорциональны, мы можем разглядеть все мышцы и прожилки, мимику и жесты. Всадники сидят на лошадях, и кони, как пьедестал, возвышают их и показывают во всем величии. У Марка Аврелия, Гаттамелаты, Петра I кони спокойны. Они твердо стоят на трех ногах с приподнятой четвертой. А у Медного Всадника конь встал на дыбы. Мы можем заметить, что статуи стоят на высоком постаменте. Он возвышает и делает их еще более величественными и могучими. Таким образом, все они смотрят на всех с высока, показывая рукой в даль. Стоит обратить внимание на одежду. Когда мы сажаем человека на коня, мы его не только этим возвеличиваем, но и одеждой тоже. Марк Аврелий одет в длинную тогу, он безоружный и представлен исключительно как политический и военный деятель. Гаттамелата одет в доспехи. Он идет с оружием, показывая жезлом в даль, то есть руководя людьми. Петр Iтоже одет в доспехи. Стоит заметить, что обычно вместе с доспехами надевают шлем, но Донателло его убирает и показывает нам мимику, выражение лица. То же делают авторы статуй Петра I.

По сравнению с описанными памятниками «Купание красного коня» однозначно отличается от всех. Первое отличие - это живопись. Петров Водкин изображает неудержимого коня, который так и хочет вырваться на волю, из рук всадника. Конь отличается своей необычностью, цветом, непривычным глазу. Еще одно из отличий – это то, что всадник голый, без одежды. Художник говорит нам о том, что это неопределенный человек. То есть без статуса, любой.

Заключение

Я сравнила картины художника 20 века с известными конными статуями, созданными ранее. В первую очередь, мне было интересно раскрыть значимость каждого объекта, и рассмотреть их сходства и отличия., например, то, как представлен каждый персонаж. Мне было интересно узнать о художнике Петрове-Водкине, как он смотрит и изображает на жизнь. Ему важна реальность событий и то, как это передано на холст. Но, как и все художники, он заимствует что-то у других. Своей работой я показываю, что художник прошлого всегда будет влиять на художников настоящего и будущего. Но каждый хороший художник индивидуален. Так и Петров-Водкин, посмотрев на труды других деятелей искусства, создает что-то свое, новое.

Список использованной литературы и источников

Конная статуя Марка Аврелия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Конная_статуя_Марка_Аврелия (дата обращения 10.04.2020)

Купание красного коня. https://ru.wikipedia.org/wiki/Купание_красного_коням (дата обращения 2.05.2020)

Медный всадник. https://ru.wikipedia.org/wiki/Медный_всадник (дата обращения 21.04.2020)

Нарни, Эразмо да. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нарни,_Эразмо_да (дата обращения 16.04.2020)

Памятник Петру 1 (Михайловский замок). https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_Петру_I_(Михайловский_замок) (дата обращения 18.04.2020)

Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич.https://ru.wikipedia.org/w/index.php?search=Петров-Водкин%2C%20Кузьма%20Сергеевич&title=Служебная%3AПоиск&wprov=acrw1_1 (дата обращения 26.04.2020)

Qorban.Символика красного коня в творчестве Пертова-Водкина.//; CULTURALWAR.-2013. https://ru.wikipedia.org/w/index.php?search=%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8%D0%BD%2C%20%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B0%20%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&title=%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F%3A%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA&wprov=acrw1_1 (дата обращения 29.04.2020)

 

Просмотров работы: 9