«Я расскажу вам втихомолку о том, что было на войне...» (О подвиге волжских речников во время Сталинградской битвы)

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Я расскажу вам втихомолку о том, что было на войне...» (О подвиге волжских речников во время Сталинградской битвы)

Тульский Н.К. 1
1МОУ Лицей №5 им. Ю. А. Гагарина
Болдырева И.А. 1
1МОУ Лицей №5 им. Ю. А. Гагарина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«…Волжские военные моряки были истинные бесстрашные герои»

Я живу в красивом городе Волгограде. Он стоит на берегу великой реки, самой крупной реки в Европе, Волге. 77 лет назад в моём городе гремела война. Война с фашистами шла на земле, в воздухе и на воде. Нам много известно о сражениях на суше, в воздухе, на морях, но вот о напряженных боях на реках, о героизме моряков речных флотилий известно значи­тельно меньше. Наш проект о военных моряках волжской военной флотилии, о бесстрашных воинах, которые каждый день по несколько раз в день рисковали своими жизнями, вывозя раненых солдат на левый берег Волги, переправляя жизненно важные боеприпасы, военную технику, продовольствие. Презирая опасность, моряки работали на Сталинградскую победу, участвуя в подготовке контрнаступления.

Объект исследования: волжская военная флотилия во время Сталинградской битвы.

Предмет исследования: военная служба прадедушки – ветерана Великой Отечественной войны во время Сталинградской битвы

Цель исследования: узнать, какую роль играла волжская военная флотилия в период Сталинградского сражения.

Задачи исследования:

собрать информации о деятельности Волжской военной флотилии;

на основе материала, использованного в проектной работе, посвященной изучению боевого пути прадедушки, более детально проанализировать связь его службы на фронте со Сталинградской битвой и волжскими моряками;

создать диораму, посвященную боевым действиям на реке Волге и прилегающих береговых территориях между моряками Волжской военной флотилии, сухопутными войсками и фашистскими захватчиками;

привлечь внимание сверстников к подвигу волжских моряков и двоюродного прадедушки.

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный:

Подбор информационной литературы про Сталинградскую битву.

Рассматривание картин Подковырина В. «Переправа через Волгу под Сталинградом. Ноябрь 1942 года» и В.К.Дмитриевский «Сталинградская переправа».

Сбор материалов из семейного архива семьи Тульских.

Прогулка выходного дня к памятнику «Волжским речникам», к памятнику морякам Волжской военной флотилии, к памятнику «Гаситель».

Экскурсия в музей-панораму «Сталинградская битва».

Просмотр документальных фильмов «Моряки Волжской флотилии доставляют подкрепление защитникам Сталинграда», «Бесстрашные Волжские речники», просмотр фильма Ю. Озерова «Сталинград».

2 этап: основной:

Чтение и обсуждение серии рассказов о подвигах защитников Сталинградской земли во время ВОВ: Сергей Алексеев «Сталинградское сражение 1942-1943», Владимир Першанин «Бронекатера Сталинграда. Волга в огне», Л.Кассиль «Твои защитники», «Солдатская медаль».

Анализ книги Памяти, созданной в 2018 году в результате работы над проектом «Я расскажу вам втихомолку о том, что было на войне…»

Ознакомление с военной техникой и особенностями ведения боя на воде.

Воплощение полученных сведений в виде диорамы боевых действий развернувшихся на Волге во время Сталинградской Битвы.

Актуальность

В моей семье бережно хранится и передаётся из поколения в поколение история моей семьи, вписанная в историю страны. Мой прадедушка Мащенко Михаил Григорьевич в годы Сталинградской Битвы в возрасте 16 лет самовольно ушел работать на волжскую переправу, где проходила эвакуация жителей города и ценных грузов, а также переправлялись раненые в боях солдаты на левый берег Волги, где стояли госпитали. Работа на переправе требовала огромной выдержки и мужества. Меня заинтересовал боевой путь моего прадеда, и я вместе с родителями и под руководством воспитателей детского сада создал книгу памяти о моем прадедушке. Эта работа меня очень увлекла. Я решил продолжить изучать тему войны, подвигов советского народа на примере боевого пути моего прадеда. В данной работе мы изучили подвиг речников волжской военной флотилии во время Сталинградской битвы.

Актуальность темы заключается в необходимости сохранения в памяти потомков событий Великой Отечественной войны, подвигов дедов и прадедов, воспитывая чувства гордости за свою Родину, чувства патриотизма.

Глава I Волжская военная флотилия в Сталинградской битве

История волжской военной флотилии

Волжская военная флотилия — военно-морское формирование, действовавшее в Волго-Камском бассейне во время Гражданской войны в России. Военно-Волжская флотилия создана 1 июля 1918 года в Царицыне и существовала до 17 сентября 1918 года, когда вошла в состав Волжско-Каспийского военного и торгового флота Северо-Кавказского военного округа (с 23 сентября Южного фронта). Во время Гражданской войны корабли обеспечивали бесперебойную переброску грузов по Волге и поддерживали сухопутные части Красной Армии.

В довоенные годы на Волге не было речной военной флотилии. В этом не было необходимости, Волга находилась на достаточном далеком расстоянии от боевых действий и мыслей о том, что враг сможет дойти до неё не возникало. Волжская военная флотилия была вновь образована в 1941 году для принятия участия в Великой Отечественной войне.

Волжская военная флотилия в истории Сталинградской битвы

Начиная с 1941 года Волжская военная флотилия, уже весной 1942 года была значительно усилена Наркоматом Военно-Морского Флота. В это время командующим флотилией был контр-адмирал Дмитрий Дмитриевич Рогачёв.

В состав флотилии входили 7 канонерских лодок, 14 бронекатеров, 33 катерных тральщика, две плавучие зенитные батареижелезнодорожнаябатарея и два батальона ( 32-й и 33-й ) морской пехоты. Изначально, флотилия базировалась в Сталинграде, но в марте 1942 года была переведена в Ульяновск.

Крупнейшая река Европы представляла собой важнейшую транспортную артерию общегосударственного значения и стратегическую водную коммуникацию советских, фронтов, которые решали ход и исход сражений с немецкими фашистскими войсками. За навигацию 1942 года по Волге было перевезено до 800 тыс. бойцов и командиров, тысячи танков, орудий и минометов, автомашин, около 100 тыс. тонн различных воинских грузов. Только в период подготовки к контрнаступлению на Волге фронты Сталинградского направления получили волжским водным путем до 260 тыс. человек пополнения.

До начала Сталинградской битвы флотилия проводила траление фарватера от вражеских мин, проводку судов, отражение атак вражеской авиации на гражданские суда. С началом Сталинградской битвы  флотилия состояла в оперативном подчинении командованию Сталинградского фронта. В ходе сражения, флотилия оказывала обороняющимся частям Красной Армии огневую поддержку, высаживала десанты, переправляла части Красной Армии, оружие, боеприпасы и продовольствие в город; вывозила из Сталинграда раненых, женщин и детей. В составе флотилии 2 бронекатера имели на вооружении реактивные миномётные установки, выполняя задачи «Катюш». За время Сталинградской битвы флотилия потеряла 3 бронекатера, два из которых были потоплены при высадке десанта, а один при снятии десанта. В то же время за два месяца боевых действий из мобилизованных гражданских судов противником было потоплено 18 пароходов и 6 пассажирских катеров, а также 12 катерных тральщиков и 6 полуглиссеров.

В ходе сражения артиллерией флотилии было уничтожено 3 полка пехоты противника, 20 танков, 13 самолётов, 100 дзотов и блиндажей, 26 артиллерийских батарей противника. В город было переправлено около 90 000 солдат и офицеров, 13 000 тонн грузов. Из города было эвакуировано 52 000 человек.

За мужество и героизм, проявленные в ходе сражения, 1-му и 2-му дивизионам бронекатеров были присвоены звания гвардейских, а канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» награждены орденами Красного Знамени.

Волжская военная флотилия во многом способствовала надежности переправ через реку. Об этом выразительно пишет бывший командующий 62-й армией: «О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила своей задачи» (Чуйков В. И.) Через Волгу под бомбами, минами и снарядами торопились к осажденным бойцам речные суда. Навигация тех лет была необычной не только проявлением массового героизма людей сугубо гражданских — судоводителей и судомехаников, но и своей продолжительностью. Она закончилась только 27 декабря 1942 года. Речникам приходилось быть и санитарами, и зенитчиками. С речных пароходов, в основном нефтевозов, был сбит 21 немецкий стервятник.

Презирая опасность, речники работали на Сталинградскую победу, деятельно участвуя в подготовке контрнаступления. За время обороны города речники вместе с моряками Волжской военной флотилии сделали 35400 рейсов.

Даже в период ледохода защитники Сталинграда не чувствовали себя оторванными от тыловых баз левобережья.

Роль речников в битве за город также высоко оценил командующий Сталинградским фронтом генерал А. И. Еременко: «Вспоминая грозные дни Сталинградского сражения, нельзя еще раз не выразить от имени воинов и командования Сталинградского фронта искренней и теплой признательности речникам-волжанам. Сотни тысяч раненых воинов навсегда сохранят в своих сердцах благодарность Сталинградским водникам, которые вывезли их из ада невиданной битвы».

Газета «Правда» 4 декабря 1942 года в передовой статье писала: «Никогда наш город не забудет стойких и славных сынов Волги, прославивших себя в боях за Сталинград». Именно они обеспечили Сталинградскую победу.

Огромную цену заплатили речники за Сталинградскую победу. На переправах врагом было погублено 389 судов, в том числе 244 из них погибли в границах города. А сколько погибло лучших людей! До сих пор совет музея и ветераны порта ищут имена погибших и находят все новые скорбные вести из 1942 и 1943 годов. Пока установлено более 500 имен погибших. В честь их названы новые суда, создан народный музеи речников. Память о них живет в сердцах спасенных ими людей. Просуществовала Волжская военная флотилия до июня 1944 года.

Биография моего прадедушки.

Мой прадедушка Мащенко Михаил Григорьевич, родился 17.09.1926 года. Война началась, когда ему было 15 лет. В конце 1943, начале 1944 года прадедушка в возрасте 17 лет ушел на фронт под Ленинградом. Он попал в ленинградский артиллеристский полк, в котором в течение 6 месяцев проходил обучение в школе авиа-связистов. После недолгого обучения моего прадеда отправили служить на ленинградский фронт, на боевой самолет ИЛ-2 (Д) стрелком-связистом (292 отдельная рота связистов). Однако, свой боевой путь дедушка Миша начал уже в 1942 году, когда немецкая армия под командованием генерала Паулюса начала наступление на Сталинград. Летом 1942 г. враг подошел к Сталинграду и перерезал линию железной дороги Сталинград-Поворино, прервав связь города с центром страны. Остался единственный путь снабжения защитников города Сталинграда боеприпасами, людьми, питанием, один путь эвакуации раненых и населения - Волга. Она стала в буквальном смысле слова «дорогой жизни», как говорили рядовой 28-й армии 17-летний земляк А. С. Сгибнев, 20-летний лейтенант, военный комендант баркаса «Абхазец» В. И. Томарев, связист лейтенант Б. А. Мишин, 15 летний сын полка В. А. Абрамов и многие другие. Солдаты хорошо знали цену этим словам: речники и военные моряки делали все возможное и даже невозможное, чтобы обеспечить бесперебойную работу волжских и Ахтубинских фронтовых коммуникаций.

Переправы обеспечивали сообщение с войсками, ведущими борьбу на территории города-героя. Через переправу проходила эвакуация жителей города и ценных грузов, а также переправлялись раненые в боях солдаты на левый берег Волги, где стояли госпиталя. Работа на переправах требовала огромной выдержки и мужества.

Дедушка Миша пошел работать на переправу в южной части города добровольцем в возрасте 16 лет, будучи еще совсем юношей. Он с содроганием вспоминал те тяжелые для нашего города и страны времена, когда гибло много людей, и город был почти полностью разрушен. В любое время суток, в любую погоду возили речники бойцов, боеприпасы, продукты.

В южной части города действовали переправы 64-й и 57-й армий Сталинградского фронта. Речники работали под непрерывной бомбежкой с воздуха, под обстрелом с берега, на минированных фарватерах, на воде, по которой огненными потоками разливалась горящая нефть и нефтепродукты. Как правило, суда на переправах были безоружными, их команды недоукомплектованными. К примеру, на баркасе «Лена» было всего 5 человек вместо 16, на «Кузнеце» — 16 человек вместо 34. И так было почти на всех судах. Однако все задания командования выполнялись безукоризненно, работали речники фанатично, мужественно, нередко без сна и отдыха. Для работы в своих экипажах привлекали жен, матерей, сестер, детей-подростков. У моего прадедушки был длинный боевой путь, сражения, ранения, госпиталь, боевые награды.

После окончания войны остался служить в Пушкино Ленинградская область. Демобилизовался и вернулся домой только в 1951 году. Уже в мирное время дедушка Миша был председателем поселкового совета (поселок Мачтозавод), и при его содействии были поставлены на территории поселка, вблизи расположения Сталинградской переправы, памятники речникам.

Умер в 2011 году в возрасте 85 лет, похоронен на Красноармейском кладбище.

За ратный труд был награжден медалями: орденом «Отечественной войны 2 степени», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.», а также юбилейные медали и ордена. 

Глава II Этапы создания диорамы «Волга в огне»

В нашем городе о подвигах речников и тех, кто работал на переправе во время Сталинградского сражения можно узнать, если посетить Гаситель, отправиться в путешествие на пароходе к плавучему памятнику погибшим на Волге речникам, который установили в 1980 году, а также посетив музей-панораму «Сталинградская битва». По моему мнению, этого не достаточно. Сталинградская битва завершилась победой с участием и благодаря подвигам волжских речников. Настроения героических защитников Сталинграда выразил снайпер В. Г. Зайцев. Во время вручения ему ордена он сказал: "За Волгой для нас земли нет!" В память о подвиге и для того, чтобы эта память жила, мы решили создать диораму, которую назвали «Волжский рубеж».

1 этап: Сбор информации по теме исследования

Диорама (др.-греч. διά (dia) — «через», «сквозь» и ὅραμα (horama) — «вид», «зрелище») — лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диорама род­ст­вен­на па­но­ра­ме и мо­жет вос­при­ни­мать­ся как её фраг­мент. Минидиорамы изображают сцены исторических событий. В последнее время получило популярность изготовление диорам настольного формата моделистами, интересующимися военной историей, людьми, интересующимися произведениями в стиле «фэнтези» для создания настольных игр.

Мы выяснили, с помощью книг и статей в интернете, какие корабли входили в состав Волжской военной флотилии, и изучили картины с изображением боев на Волге, также посетили музей-панораму «Сталинградская битва», где смогли наблюдать диорамы боевых сражений того времени, детально изучили диораму «Центральная переправа через Волгу». Кроме этого, мы изучили в интернете и журналах особенности моделирования, особенности работы с эпоксидной смолой, акриловыми красками и другими материалами, необходимыми для создания задуманной диорамы. Совместно с родителями и учителем стали продумывать картину боевых действий, которую хотим воплотить в нашем проекте, затем схематически нарисовали расположение героев диорамы, боевой техники, и разных мелочей придающих работе реалистичность. Определение пространства, выбор транспортных средств, их размещение, мимика и жесты человеческих фигур, аксессуары, деревья, здания — все это тщательно подбиралось для того, чтобы воссоздать законченную сцену, имеющую единый смысл.

2 этап: Создание диорамы

Первоначально из листа пеноплэкса был создан макет диорамы, рельеф местности в соответствии с эскизом, созданным на первом этапе работы. Резать пеноплэкс удобнее всего ножом с длинным гибким лезвием. Затем, для лучшего сцепления материала и создания поверхности земли, пеноплэкс покрывается слоем гипса. Пока покрытие не успело высохнуть, придадим поверхности земли нужную выразительность. Застывшую основу при желании можно исправить, удалив лишнее, или, наоборот, залив второй слой. Далее происходит «оживление картины», после затвердения гипса поочередно и очень аккуратно наносятся слой песка и слой земли на клей ПВА, слои хорошо просушиваются, а затем покрываются лаком для лучшей фиксации.

Пока материалы сохнут, занимаемся сборкой моделей и их покраской. Используем сборные модели ООО «Звезда» (танки и самолеты). Сборка моделей происходит достаточно долго. На первом этапе отделяются от литника составные части модели, убираются с них заусенцы, зачищаются технологические швы. Склейка частей модели происходит под чутким руководством папы. Лишний застывший клей, криво приклеенные части напрочь могут «убить» будущую модель. После сборки модели происходит ее грунтовка и роспись. 

Далее происходит окраска акриловыми красками и самыми тонкими кисточками. Сложность этапа раскрашивания изделия заключается в миниатюрности отдельных частей модели. Нами использовались для работы не только тонкие кисти, но и иголки, зубочистки. Здесь родителям приходилось помогать в работе. Данная работа требует усидчивости и крайней аккуратности, так мы работаем с маленьким масштабом моделей. Для более реалистичной картины мы использовали сочетания разных цветов, создавая грязь и копоть на машинах. Трудность также заключается в подборе необходимых правдивых, жизненных цветов для моделей. Далее для создания реалистичной картины мы покрасили фигурки солдат и слепили мешки с песком, используемые в военное время для защиты солдат от осколков и пуль. Мешки делали с помощью пластилина, пластыря и нитки, конечный вариант также окрашивали акриловой краской.

Следующий очень сложный, как выяснилось, этап это создание водной поверхности. Для создания водной глади использовалась эпоксидная смола, которая при смешивании с отвердителем, после нескольких дней просушки становится как стекло. Для придания эпоксидной смоле естественного цвета водной глади в раствор добавляется специальный колер. В работе с эпоксидной смолой надо быть крайне осторожными, так как если слой смолы окажется больше одного сантиметра, то происходит химическая реакция с выделением тепла, и как результат эпоксидная смола закипает. Каждый слой должен сохнуть не менее суток.

Далее мы расположили модели на водной глади и приклеили их. Для придания реалистичности движения кораблей с помощью бесцветного герметика создали видимость волн, возникающих от движения кораблей, после высыхания подкрасили волны в белый цвет. Создание на воде всплесков от взрывов бомб и пулеметной очереди самолета также делалось с помощью бесцветного герметика и ваты.

Следующий этап это создание стен разрушенных зданий, которые делались из пластичной массы с последующей покраской после высыхания. Мы знаем, что боевые действия за Сталинград были очень ожесточенными, об этом свидетельствуют не только документальные фильмы и книги, но и рассказы прадедушки Миши о тех тяжелых днях, когда он под градом пуль и снарядов выполнял, вместе с волжскими речниками, рейсы по доставке боеприпасов и людей на левый берег Волги. Прадедушка говорил: «Земля горела на многие десятки километров вдоль Волги». Для придания реалистичности нашей диораме мы использовали настоящий пепел, перемолотый до пыли.

Для создания растительности использовались настоящие веточки от деревьев, подкрашенные в натуральные цвета.

Далее уже раскрашенные солдаты пехоты и речники Волжской флотилии расставляются по местам и приклеиваются на клей. Диорама закончена.

Заключение

В результате реализации нашего проекта, я узнал о том, что мой прадед, работая на переправе, будучи ещё школьником, каждый день совершал подвиг, помогая солдатам и приближая советскую армию к победе над фашизмом. Я узнал о роли волжской флотилии в годы Сталинградской битвы. С помощью взрослых мне удалось самому создать мини диораму боевых действий на Волге. 9 мая 2020 года самарская студия «Краеведофф» планирует выпустить документальный фильм «Волга в огне». Это фильм о подвиге Сталинградских речников, созданный по воспоминаниям участников того времени, которые были записаны в интервью для местного радио в 1983 году.

— Очевидцев тех страшных событий давно нет в живых, но голоса и истории, до сих пор неизвестные широкому кругу, остались, — отмечают авторы проекта.

Как осталась память о моем прадеде в истории моей семьи.

Литература

Алексеев С. П. Сталинградское сражение, 1942–1943: рассказы для детей / Сергей Алексеев; рис. А. Лурье. – Москва : Дет. лит., 2005.

Богомолов В. М. За оборону Сталинграда. - М.: Изд-во Малыш, 1974.

Локтионов И.И. Волжская флотилия в Великой Отечественной войне

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0

 

Просмотров работы: 34