Влияние стиля Иеронима Босха на стиль Максима Кантора

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние стиля Иеронима Босха на стиль Максима Кантора

Пипко В.А. 1
1МАОУ ДОД ТДШИ им.М.И.Глинки
Бережная Д.И. 1
1МАОУ ДОД ТДШИ им.М.И.Глинки
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

1. Проблема, которая осмысливается в данной работе, состоит в том, что художник прошлого всегда будет влиять на художника настоящего времени.

2. Гипотеза этой работы звучит так: ''Современный художник Максим Кантор пишет картины в стиле, похожем на стиль Иеронима Босха''.

3. Предмет моего исследования — сравнение стилей художников двух эпох.

4. Объектом моего исследования являются картина И.Босха ''Концерт в яйце'' и картина М.Кантора ''Колонна''. Я рассматриваю, в чем схожесть и различия в их стилях, сравнивая две их картины.

5. Моя цель – показать, что стили Босха и Кантора крайне схожи.

6. Моя тема актуальна тем, что несмотря на сильную разницу во времени между датами жизни этих художников, их стили довольно схожи.

7. Я поставила перед собой следующие задачи:

- Узнать биографию Кантора,

- Узнать биографию Босха,

- Рассмотреть картину «Колонна»,

- Рассмотреть картину «Концерт в яйце»,

- Сравнить эти картины,

- Сделать выводы.

8. В своей работе я использовала следующие методы:

-наблюдение;

-сравнение;

-анализ;

9. В своем исследовании я использовала различные интернет сайты, а также сайты музеев, в которых находятся эти картины.

3

Для изучения и сравнения я выбрала двух художников разных эпох, Иеронима Босха и Максима Кантора. Но кто же это такие? Начнем с Босха.

Биографии Иеронима Босха и Максима Кантора

Еру́н Анто́нисон ван А́кен, или же Иероним Босх

Прежде чем перейти к его творчеству, хотелось бы сказать пару слов о его биографии. Да, именно «пару слов», так как это один из немногих величайших художников, о жизни которого практически ничего не известно. В биографии Иеронима Босха все еще много пробелов. Мы не знаем, например, где жили его родители, когда он родился, и нет никакой уверенности относительно года его рождения, обычно считающегося около 1450 года. Доподлинно известно, что Иероним Босх был рожден в семье потомственных художников, при этом год его рождения точно не установлен. Псевдоним свой он взял от названия города Хертогенбос (Северная Фландрия, Нидерланды), в котором он родился. Поскольку о периоде его обучения ничего не известно, предполагается, что обучение живописи он проходил в семейной мастерской. В зрелом возрасте он женился на обеспеченной патрицианке и большую часть жизнь провел в ее имении, обеспеченный материально и вольный писать так, как он хотел. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Детей не было. В 1486 году Босх вступил в Братство Богоматери — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе и состоявшее как из монахов, так и из мирян. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось благотворительностью. В архивных документах4 имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна.Живописец скончался 9 августа 1516 года.

Теперь мы переходим к художнику 20-21 веков Максиму Карловичу Кантору. Максим Кантор - писатель, художник, драматург, поэт, философ. Профессор Оксфордского университета, академик Российской академии художеств. Его картины представлены в 30-ти музеях мира, включая Третьяковскую галерею и Британский музей. Первый русский художник, которому Ватикан доверил роспись Академии Святого Фомы Аквинского. Его романы «Учебник рисования» и «Красный свет» признаны одними из главных книг нового времени. Родился 22 декабря 1957 года в Москве. В 1980 году Максим Кантор окончил Московский полиграфический институт. С 1982 участвовал в неофициальных выставках. В 1983 году основал в Москве андеграундную группу «Красный дом». В 1984 году в Московском Институте Философии был организатором и докладчиком однодневной выставки группы. В 2016 году Максим Кантор получил немецкое гражданство. Живёт и работает на острове Ре (Франция), в Берлине и в Оксфорде.Большое влияние на Кантора как художника оказали Микеланджело, Мантенья, Брейгель, Ван Гог, Грюневальд.В 1997 году представлял Россию на Венецианской Биеннале с персональной выставкой.С 1988 года активно выставляется как художник по всему миру, в том числе в России и во многих европейских странах. Картины Максима Кантора находятся во многих музеях мира, включая Третьяковскую галерею. 17 мая 2013 г. было опубликовано интервью, которое Кантор дал журналу «Эксперт». В этой беседе Максим Карлович изложил свои исторические воззрения, а также некоторые результаты своих исследований в области истории России и Советского Союза в 20 веке: «Если выбор неизбежен, то скорее я предпочту революцию, потому что революции приносят меньше жертв, чем войны. Когда мы, глядя из сегодняшнего дня, задаемся вопросом: «А сколько жизней унесла Октябрьская революция?», то ответ прост: она унесла гораздо меньше жизней, чем, допустим, Первая мировая война. На Гражданской войне погибло много — гигантская цифра! — шестьсот тысяч, но это не три миллиона русских, убитых на Первой мировой». Также Кантор написал книгу «Красный свет». Эта книга о великой войне прошлого века — и говорит о нашем времени, ведь история — едина. «Конечно же, люди просто хотели добра, денег и демократии. Проблема лишь в том, что эти три компонента не сочетаются».

5

Теперь перехожу к вопросу о стилях этих художников.

Стиль Иеронима Босха:

Для того чтобы описать его стиль, я решила взять одну из его работ, которая называется "Концерт в яйце".

Босх всегда славился своим умением построения композиций. Творчество Босха стало предметом многочисленных исследований и толкований, порой взаимоисключающих. Некоторые считают, что Босх просто обладал болезненным сознанием. Для понимания его образов ученые обращались к фольклору, астрологии и алхимии, к жанру средневековых театрально-религиозных мистерий и даже к психоанализу. Произведения его полны причудливых фантастических существ, диковинных монстров, которые усложняют смысл изображенного, порождая множественность интерпретаций; но у него же встречаются и образы удивительной лирической красоты. Искусство Босха порождено кризисным временем, когда претерпевала крах вся система средневековых нравственных ценностей, выдвигались идеи реформирования церкви.

За всю свою жизнь он перепробовал много различных форматов. Босх писал картины с ковровой композицией. Часто изображал светлые фигуры на темном фоне, иногда наоборот. Во всех его картинах присутствует глубина пространства и контраст. Чаще всего Босх использует для своих главных фигур яркие цвета средневекового колорита, которые он помещает на темные сероватые тона. Босх считается очень необычным живописцем Северного Возрождения, но если посмотреть на его гравюры и зарисовки, то можно сказать, что он был и прекрасным графиком. Босх часто в своих картинах смеется и грустит, смотря на людские пороки и слабости. Также в его картинах присутствуют и мелочи, которые имеют глубокий смысл.

6

Рассмотрим его картину «Концерт в яйце».Некоторые считают, что яйцо с людьми на картине символизирует человеческий мир, а сухое и живое деревья, прорастающие в яйце - напоминание о райских деревьях. Эта трактовка сближает символизм картины с другой работой Босха — "Кораблём дураков». Из нереально большого яйца прорастают два дерева. На дереве слева корзина с фруктами и птицы, а на безжизненном дереве справа висит змея — все это отсылка к садам Эдема.Тогда пламя слева от яйца указывает на адский огонь. Из расколотого яйца появляются разного рода персонажи: кардинал, монахини, аристократы, простаки, нищие и даже обезьяна, играющая на музыкальном инструменте. Есть мнение, что десять людей символизируют разные типы безумия: ересь, глупость, жадность, гордость, похоть и т.д.На одном из людей одета перевёрнутая воронка, и такое изображение также типично для творчества нидерландского живописца. Её обычно трактуют как атрибут псевдомудрости, шарлатанства. Возможно, воронка может обозначать иудея. Внутри яйца можно увидеть, что какое-то существо незаметно срезает кошелёк увлеченного глядящего в книгу человека. В этом мы можем увидеть параллели с другой картиной Иеронима, "Фокусник". Представлены характерные для Босха птицы - сова и аист. Он размещает сову почти на всех полотнах, но её трактовка у исследователей творчества Иеронима вызывает затруднения и споры.

«Концерт в яйце» и «Фокусник»:

7

Далее рассмотрим стиль Максима Кантора и сравнение его со стилем Босха.

Для того, чтобы описать его стиль, я взяла картину "Колонна". Любимая тематика Кантора – в основном, это люди, но не те, которых мы привыкли видеть, они исковерканы, изуродованы с странными и непонятными выражениями лиц. Это он взял у Босха, но при этом у Босха все персонажи были объемные и всегда можно узнать существо лучше, нежели у Кантора. Фигуры Кантор часто изображал светлые на темном фоне. Это он тоже взял у Босха. Картины очень странные и не всегда можно понять, кто изображен: то ли мужчина, то ли женщина. Но именно это и добавляет какой-то изюминки его картинам, ведь их безумно интересно рассматривать, вдобавок все картины Кантора реализованы в ковровой композиции, как и у Босха. Общую массу он мог выделить цветом, формой или размером.

Рассмотрим его картину "Колонна":

8

Кантор берет довольно странный, ракурс словно пространство искажено и не совсем понятно, где находится толпа людей, которые уходят в даль, благодаря тени и размерами. У каждого неприятное и жуткое лицо. Художник не приукрашивал жизнь, да и во всех картинах он любил сгущать краски, нагнетая обстановку, выбирая мрачные тона. При этом где-то мог добавить ярких пятен, которые сложно не заметить.

Если рассматривать картины Кантора, то действительно можно сказать, что он чем то похож на Босха, но также есть и что-то, что Кантор добавил и от себя. У Босха все довольно реалистично. Несмотря на непонятность существ, бегающих по полотну, их довольно легко можно узнать. Кантор даже если и изображает людей, то их сложно назвать людьми - именно этим они и отличаются. Но есть и сходство с Босхом: никогда не разберешь, что происходит на картине, все странно и непонятно. У художников схожий колорит, а также они оба часто изображают светлые пятна на более темном фоне, выделяя тем самым главную фигуру. Насчет символики можно сказать, что есть отличия: если Босх ее показывал в мелочах, то у Кантора ее нет. Также у Кантора очень часто искажено пространство и нельзя сказать, где находится персонаж, тогда как у Босха в картине имеется задний план.

Заключение:

В заключение могу сказать, что я изучила биографию М. Кантора и И. Босха. Также я рассмотрела и сравнила работы этих художников. Больше всего в этой работе мне понравилось описывать работу И.Босха “Концерт в яйце”. Почему я выбрала именно этих художников? Лично я в целом люблю тематику, которую они используют в своих работах. Так же мне безумно нравится палитра и игра красок в их работах, эти линии и полная вакханалия. Да и в целом то, что они хотят передать через свою работу. Ведь их картины, по моему мнению, можно рассматривать часами, не отрываясь от полотна.

В процессе этой работы я смогла лучше узнать этих художников. Их стиль, и в целом отношение к людям, то, как они их показывают на картинах, образы. Рассматривая и сравнивая их работы, я показала, что Кантор является последователем Босха и многие вещи Кантор взял у него. Это сравнение — часть большой проблемы, которую изучают искусствоведы - проблемы влияния художников прошлого на художников настоящего времени.

9

Список используемой литературы и источники

Bosch, Hieronymus. https://www.museodelprado.es/en/the-collection/artist/bosch-hieronymus/c9716e4a-4c24-44dd-ac65-44bc4661c8b5(дата обращения 22.04.2020)

Босх Иероним https://ru.wikipedia.org/wiki/Босх,_Иероним(дата обращения 27.04.2020)

Лямшин.И.Н. Загадки шедевра: Концерт в яйце последователя Босха. https://zen.yandex.ru/media/irishkalia/zagadki-shedevra-koncert-v-iaice-posledovatelia-bosha-5e2e4e745ba2b567d03242f4 (дата обращения 20.04.2020)

Кантор.Максим https://story.ru/avtori/maksim-kantor/ (дата обращения 25.04.2020)

Особенности творчества И.Босха. https://studwood.ru/757172/kulturologiya/osobennosti_tvorchestva_bosha (дата обращения 23.04.2020)

Кантор.М. https://www.goodreads.com/author/show/6637840 (дата обращения 25.04.20202)

Иероним Босх. https://my-hollywood.ru/живопись/иероним-босх/ (дата обращения 21.04.2020)

Просмотров работы: 37