ППС-43. Создание под огнём противника.

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ППС-43. Создание под огнём противника.

Поляков Я.Н. 1
1МОБУ лицей с.Булгаково
Сабирова И.Н. 1
1МОБУ лицей с.Булгаково


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Когда мне было 4 года, мой картатай показал мне свой армейский альбом. Он служил в Германии, был механиком-водителем танка Т-64. Потом родители мне рассказывали о моих прадедушках, которые служили на Дальнем Востоке во время Великой отечественной войны. Я впервые нёс их портреты в акции «Бессмертный полк» и очень ими гордился. Всё это подстегнуло во мне интерес к истории создания стрелкового оружия и военной техники времен ВОВ. Я начал смотреть военные программы, передачи и документальные фильмы об оружии, читать об этом книги, энциклопедии. На летних каникулах я выбрал в книжном магазине книгу «Стрелковое оружие Великой отечественной войны» из серии «75 лет Великой Победы». Именно там я прочитал о пистолете-пулемете системы Судаева (ППС-43) и был удивлен тем, что он был признан одним из лучших пистолетов-пулеметов времен Второй мировой войны.

Актуальность темы. Меня заинтересовало, знают ли современные ребята и взрослые о ППС-43, о его конструкторе, о роли при прорыве блокады Ленинграда. Считаю свою тему исследовательской работы «ППС-43. Создание под огнем противника» актуальной, особенно в юбилейный год Великой Победы.

Гипотеза: я предполагаю, что многие современные дети и взрослые не знают о конструкторе А.Судаеве и его разработке.

Цель моей работы: узнать, какой информацией владеют о конструкторе А.Судаеве и ППС-43 современные дети и взрослые

Задачи:

Изучить информацию об оружии и конструкторах времен Великой отечественной войны.

Собрать и систематизировать материал о пистолете-пулемёте Судаева ППС -43.

Провести сравнение с аналогичным оружием, используемым во Второй мировой войне.

Провести опрос среди учащихся лицея, что им известно о данном стрелковом оружии.

Выяснить самые доступные и интересные источники информации об оружии.

Побудить детей школьного возраста к изучению истории нашей Родины времен ВОВ.

Объект исследования: пистолет – пулемет конструктора Алексея Судаева.

Предмет исследования: тактико-технические характеристики пистолета-пулемета системы Судаева.

Методы исследования: анализ источников информации, сравнение, анкетирование, моделирование.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что мне захотелось изучить ППС-43 и поделиться информацией с одноклассниками.

Практическая значимость в том, что данная работа может пополнить материалы школьного музея, а также этот материал можно использовать на уроках истории, ОБЖ, как наглядный материал для знакомства кадетам, юнармейцам.

Теоретическая часть

1.1.Историческая справка о создании пистолета-пулемета

Алексей Судаев (Приложение 1, фото 1) родился 23 августа 1912 года в семье почтового служащего в г. Алатырь Чувашской АССР. В 1932 году успешно окончил Горьковский железнодорожный техникум. Работал техником-строителем в Уральской области. Осенью 1934 года Судаева призвали в ряды Красной армии и направили служить в железнодорожные войска. После демобилизации в 1936 году Алексей поступил учиться в Горьковский индустриальный институт. Будучи студентом, все свое свободное время посвящал любимому делу — изучению различных видов и систем оружия.

Но этого ему оказалось мало, и в 1938 году талантливый юноша перевелся на третий курс Артиллерийской академии им. Дзержинского на факультет стрелкового вооружения. В мае 1941 года А.И. Судаев с отличием окончил Артиллерийскую академию и в звании старшего инженер-лейтенанта получил назначение в Конструкторское бюро Щуровского научно-исследовательского полигона стрелкового вооружения Красной армии (НИПСВО КА). Здесь начал свою первую работу по проектированию упрощенной пулеметной установки для зенитной стрельбы.

За этой работой его застала война. В короткие сроки Алексей завершил проект, установка успешно прошла стрельбовые испытания на полигоне и была сразу запущена в производство для оснащения войск, обороняющих Москву.

Первые сложные месяцы войны требовали срочных решений в части оружейного производства, и таким оказалось предложение Алексея Ивановича Судаева. Для дополнения пистолета-пулемета Шпагина (ППШ) в бою армии требовался ещё один пистолет-пулемет, главное требование для которого – лёгкость и компактность. Бои в тесных окопах, воздушные десанты, партизанские засады и экипажи бронетехники требовали другое оружие. ППШ обладал весом свыше 4 кг и длинным прикладом, неудобным в стесненных обстоятельствах. Был объявлен конкурс, в котором приняли участие многие именитые советские оружейники: В. А. Дегтярёв, Г. С. Шпагин, Н. В. Рукавишников, С. А. Коровин, но победу одержало изобретение Алексея Судаева. Кстати, будущий оружейник №1 нашей страны Михаил Калашников, будучи командиром танка, тоже выдвигал проект пистолета-пулемета для экипажей бронетехники, основой для которого был собственный боевой опыт. Для военного времени новый пистолет-пулемет, получивший название ППС (пистолет-пулемет Судаева) ( Фото 2), оказался буквально революционным. И вот почему. Во-первых, ППС производился и испытывался на Ленинградском фронте в условиях блокады, что означало ограничение в ресурсах на его производство. Более того, простота конструкции позволяла изготавливать ППС малоквалифицированным рабочим, женщинам и детям, вставшим к заводским станкам. Во-вторых, подавляющая часть элементов его конструкции производилась методом простой холодной штамповки, что существенно снижало его стоимость и трудозатраты на производство. Шутка ли – на единицу ППС тратилось вдвое меньше металла и втрое меньше производственного времени. О пистолете-пулемете Дегтярева (ППД) и говорить не приходится, хотя они делались на одном и том же Сестрорецком заводе Ленинграда. ППД даже называли «блокадником», но ППС в считанные месяцы сменил его в боях вокруг города. В-третьих, ППС с шестью(!) магазинами на 35 патронов каждый весил меньше, чем ППД или финский «Суоми» с одним диском, и на 1,8 кг был легче ППШ. Простейшая конструкция ППС не позволяла вести огонь одиночными выстрелами, хотя опытные бойцы могли «отсекать» 1-3 патрона. Эффективная дальность стрельбы из ППС составляла до 300 метров. Коробчатый магазин на 35 патронов с двухрядной подачей был очень удобным в наполнении, безотказным в подаче, а благодаря горловине удобно вставлялся в оружие. Невысокий темп стрельбы по сравнению с ППШ – 600-700 выстрелов в минуту, позволял экономить боекомплект. Прицельные приспособления имели всего 2 положения на 10 (100 м) или 20 (200 м). Складывающийся вверх приклад обеспечивал рекордную компактность – 640 мм со сложенным прикладом, что было весьма удобно.

1.2.Анализ боевого применения

Анализируя различные источники информации о фактах боевого применения пистолета-пулемета, могу сказать, что он поистине стал оружием «тотальной войны», которому очень повезло с конструктором. Алексей Судаев неоднократно бывал на фронте, беседовал с бойцами, слушал их мнения и пожелания к новому оружию. Войсковые испытания пистолета-пулемета проходили на Ленинградском фронте в районе Пулковских высот, на Ораниенбауманском пятачке и Карельском перешейке. Так ППС-42, стал ППС-43(Фото 3), получив модернизацию, стал ещё легче, безопаснее (предохранитель был модернизирован) и ещё более технологичным в производстве. К тому же ППС-43 стал несколько короче. С 1943 года ППС стал всё чаще встречаться на фронтах Великой Отечественной войны. Для немцев неприятным сюрпризом стало появление нового пистолета-пулемета. Существенно нарастив производство ручного автоматического оружия, Красная Армия обеспечила себе преимущество на втором этапе войны. ППШ было произведено свыше 6 млн штук, а ППС – полмиллиона (как более «нишевый» образец). Тем не менее многие красноармейцы даже в «непрофильных» пехотных или штурмовых частях предпочитали более лёгкий и удобный ППС. Хороший боекомплект в двух сумках, по три магазина (опытные бойцы брали и больше) и высокая маневренность давали неоспоримое преимущество нашим солдатам в ходе многочисленных штурмовых действий, особенно в городских боях. Отличился ППС и в ходе боев на Дальнем Востоке против японской Квантунской армии. Даже дети легко осваивали ППС.

А о том, каков ППС в бою, написал конструктору Герой Советского Союза автоматчик Хаджимурза Мильдзихов: «...Немцы наступали на меня с флангов. Если бы я зазевался хоть на одну секунду, был бы убит. Пули вражеского пулемета поднимали рядом пыль. Я быстро переползал на другое место и снова начинал стрелять. Патронов у меня было много. Автомат стал горячим, жег руки, но не отказывал в работе. Как я благодарил в ту минуту наших людей, которые делают это замечательное оружие!» (Фото 4)

О популярности ППС в войсках говорит, и высокая заинтересованность в этом пистолете-пулемете немцев и финнов. Они охотно использовали ППС.

Замечательный автомат ППС достойно оценен воинами и правительством — изобретение А. И. Судаева отмечено Государственной премией, а изобретатель награжден орденом Ленина.

Вот как вспоминает о нем конструктор-оружейник Михаил Тимофеевич Калашников: «Одержимость — это качество я отметил бы еще в характере Судаева. Он ставил перед собой цель и непреклонно шел к ней. Алексей Иванович буквально загорался работой, не любил приблизительности, неопределенности, разбросанности. Будучи от природы очень одаренным человеком и уже умудренным опытом конструирования, Судаев щедро делился со мною своими знаниями. Как сейчас помню его слова: «Делай все проще, не гонись за ненужной оригинальностью. Жаль, что нашей творческой дружбе вскоре пришел конец: тяжело заболевшего Судаева увезли в одну из московских больниц, где он через несколько месяцев скончался в расцвете творческих сил».

Алексей Иванович Судаев скончался 17 августа 1946 года. Было ему всего 34 года.

После войны ППС производился в Китае, Северной Корее, Югославии, Финляндии, Польше и даже ФРГ. В нашей армии ППС простоял на вооружении до 50-х годов, затем его сменил автомат Калашникова. Однако в мире ППС воюет до сих пор, сказывается популярный калибр и надежность конструкции. Так, ППС «засветился» на юго-востоке Украины, на Ближнем Востоке и в Африке (Фото 5). В 90-е годы им вооружалась украинская милиция.

По оценкам мировых специалистов-оружейников, автомат ППС был признан одним из лучших автоматов Второй мировой войны.

1.3. Тактико-технические характеристики пистолета-пулемета системы Судаева

Параметр:

Значение:

Год разработки:

1943

Калибр:

7,62Х25 ТТ

Выпуск за годы ВОВ:

Около 2 млн (полмиллиона- ППС-43, 1,5 миллиона – его копии)

Масса, кг (со снаряженным магазином/пустым):

3,67/3,155

Длина с разложенным/сложенным прикладом, мм:

616/831

Длина ствола, мм:

251

Скорострельность, выстр./мин:

600

Емкость магазина (шт.)

35

Начальная скорость пули, м/с:

500

Максимальная дальность, м:

1500

Прицельная дальность, м:

До 300

2. Практическая часть

2.1. Мои исследования

2.1.1Анкетирование обучающихся и преподавателей лицея

С целью установления какой информацией владеют о конструкторе А.Судаеве и ППС-43 современные дети и взрослые мной была подготовлена анкета с вопросами. (Приложение 2)

Анкетирование проводилось с обучающимися кадетских классов, юнармейцами, учениками 10-11 классов, преподавателей ОБЖ, истории.

В результате опроса обучающихся и взрослых выяснилось, что самым известным конструктором является Калашников М.Т. , так ответили 60% опрошенных. На втором месте (45 %)- Шпагин Г.С. Таких конструкторов, как Мосин, Дегтярев, Рукавишников, Токарев, знают 20 % опрошенных. К сожалению, о Судаеве А.И. знают лишь 18% опрошенных.

Вывод: подавляющее большинство учащихся и преподавателей не знают конструктора стрелкового оружия Судаева А.И.

На вопросы анкеты «Знаете ли вы кто такой Алексей Судаев?» и «Какое оружие он изобрел?» положительно ответили юнармейцы (4 человека) и преподаватели ОБЖ (2 человека). От общего количества опрошенных положительные ответы составили 18 %.

Вывод: большинство учащихся и преподавателей не знают, кем был А.И. Судаев и какое оружие он изобрел.

На вопрос о лучшем пистолете-пулемете времен Второй мировой войны правильно ответил только 1 человек (3 %), преподаватель ОБЖ. Остальные назвали лучшим ППШ.

Вывод: учащиеся и преподаватели не знают, что наряду с МР-40 и ППШ, лучшим также признан пистолет-пулемет ППС-43 системы А. Судаева.

Отвечая на вопрос, каким должен быть пистолет-пулемет с точки зрения солдата, все опрошенные (100%) отметили такие свойства: компактность, удобство в обращении, дальность стрельбы, легкость.

Вывод: все опрошенные знают о необходимых качествах хорошего пистолета-пулемета. Жаль, что они не подозревают, что всеми этими качествами обладал ППС-43.

Отвечая на вопрос о том, где можно увидеть образцы стрелкового оружия и где можно получить информацию о стрелковом оружии все опрошенные(100%) назвали Интернет, музеи. Преподаватели также назвали источником информации книги (3 человека).

Вывод: при желании каждый может найти необходимую информацию в сети Интернет, обратиться к книгам или посетить музей.

2.1.2. Анализ телевизионных передач

Я вместе с папой изучил программу телевизионных передач с целью поиска программ, которые помогут современным детям получить знания о видах оружия, исторические факты о Великой отечественной войне

На центральных каналах мы не нашли программы, посвященные Великой отечественной войне, изредка показывают художественные фильмы о ВОВ, и то с возрастным ограничением. Детям о войне, конструкторах и видах оружия не посвящены передачи.

Хочу порекомендовать для просмотра канал «Оружие» (Приложение 3). На этом канале есть ряд передач, посвященных именно истории создания разных видов оружия. Например, «Ступени победы», «Оружейники», «Отечественное стрелковое оружие», «Оружие Победы». Обращаю внимание на то, что рассказ в передачах ведется доступно и понятно даже для детей.

Также есть хороший канал «Звезда». Здесь показывают серию передач «Оружие Победы» студии «Крылья России». Ко всему прочему транслируют художественные фильмы, в основе которых лежат реальные события. Думаю, что благодаря таким фильмам можно узнать или захотеть узнать о событиях, людях времен ВОВ.

Очень много узкой информации в интернете. Мне особенно нравится сериал «Великая война» (18 серий). Каждая серия сериала посвящена переломным моментам Великой отечественной войны. (Приложение 4)

Вывод: На нашем телевидении только на определенных каналах можно узнать о ВОВ, об оружии. Крайне мало об этом говорят на центральных каналах. А фильмы чаще всего показывают в вечернее время, довольно поздно для детей. На детских каналах и вовсе подобные темы не раскрываются.

2.1.3. Анализ библиотечного фонда и детской литературы об оружии.

В нашей библиотеке Галина Архиповна предложила мне только несколько книг Сергея Алексеева «Рассказы о войне» Эта серия состоит из 6 книг, в школьной библиотеке есть только 4 из них. Остальные книги серии я взял для чтения в сельской библиотеке при доме культуры с. Булгаково. Больше ничего библиотекари мне предложить не смогли. В послевоенной детской художественной литературе есть много замечательных произведений: «Сын полка» В.Катаева, «Батальон Бориса Ивановича» А.Шарова, «Должна остаться живой» Л. Никольской, «Рассказы о войне» Л.Кассиля и т.д. К сожалению, в наших библиотеках таких произведений мало.

Вывод: Книг о Великой отечественной войне много, но не всегда они доступны для детей, часто нет финансовой возможности приобрести такую литературу.

2.1.4. Экскурсия в музеи г. Уфы

С целью получения дополнительной информации я посетил национальный музей РБ со своей семьей и Республиканский музей боевой славы с ребятами из школы. (Приложение 5)

В наших музеях предоставлено много интересной информации, посвященной разным периодам жизни. Мне, конечно, больше понравились залы с оружием. Папе тоже было очень интересно. Сначала мы прошли с мамой, просто просмотрели, что там есть. А с папой рассматривали более тщательно, прошли залы повторно. В Республиканском музее боевой славы мне понравилось больше, так как там представлено и оружие, и как было устроено на фронте и в тылу. Показано, как люди жили, воевали, работали.

Вывод: Получить познавательную информацию о событиях ВОВ наиболее полно мы можем, посещая музеи.

2.1.5. Моделирование

Для любого мальчишки самая интересная игра «Войнушки». Я не исключение. Покупные пластмассовые автоматы меня не устраивали, поэтому я попросил папу и маму мне помочь. Первая деревянная модель оружия, сделанная моим папой, была винтовка системы Мосина. Потом мы сделали пистолет-пулемёт Шпагина. Затем мама вырезала мне АК-74. С этим деревянным оружием играть гораздо интереснее мне и моим друзьям. (Приложение 6)

3. Заключение

 

3.1 Выводы

В результате своей исследовательской работы я пришел к выводу, что современные дети и взрослые мало знают о стрелковом оружии, о конструкторах прошлого века, хотя их военные решения – основополагающие для современного оружия. Знания отсутствуют в виду малой заинтересованности событиями ВОВ, хотя этой теме посвящается много времени на классных часах. Да и практически в каждой семье имеется участник тех страшных событий. Мы стали забывать свою историю. Моя гипотеза подтвердилась.

3.2. Рекомендации

В нашем лицее проводится много патриотических мероприятий: «Бессмертный полк», Вахта памяти, митинг ко Дню Победы, проводятся различные олимпиады - «Я помню. Я горжусь», конкурсы рисунков и видеопоздравлений, интернет-акции, классные часы и т.д., но я думаю, что нужно говорить не только общие слова, но и более детально рассматривать события ВОВ:

- говорить о конкретном человеке, его вкладе в победу. Можно начать и с конструкторов оружия. Ведь они своими решениями приближали победу.

- чаще посещать музеи и библиотеки, с обязательным обсуждением;

-приглашать на классные часы людей, связанных с военной профессией;

- посещать музеи, театральные постановки, посвященные ВОВ

- поощрять научно-исследовательские и проектные работу на тему «История ВОВ»

Я с детского сада стараюсь участвовать в конкурсах и акциях, посвященных событиям Великой отечественной войны. Мне нравится эта тема. Я буду продолжать работать над ней. В планах рассмотреть ветки развития советских танков «ИС» и немецких «Тигр» и доносить свои познания окружающим. Для одноклассников я уже провел классный час о ППС-43, в планах выступить перед кадетами и юнармейцами лицея. Практическая польза от моего исследования в том, что можно понять, как же мало мы знаем о тех, кто в жестких условия войны думал о том, как помочь солдатам и помогал своими гениальными изобретениями.

   

Список литературы

Интернет – ресурсы www.museum.ru, http://www.old.fa.ru

Конотоп А.Б.- Великие сражения/ Москва.: Росмен, 2015. – 96 с. : ил.-(Детская энциклопедия РОСМЭН).

Мерников А.Г. – Стрелковое оружие Великой Отечественной войны/ Москва: Изательство АСТ, 2019. – 192с.: ил.-(75 лет Великой Победы).

Программа телепередач http://www.yaom.ru/

Шокарев Ю.В..- Оружие: научно-популярное издание для детей/ Москва.: Росмен, 2019. – 96 с. : ил.-(Детская энциклопедия РОСМЭН).

 

Приложение 1

Алексей Иванович Судаев Фото 1

Фото 2

ППС-42

Фото 3

ППС-43

Фото 4

ППС над Рейхстагом ППС для танкиста

Фото 5

ППС-43 в современном мире

Приложение 2

Анкета-опрос

Цель: узнать, какой информацией владеют о конструкторе А.Судаеве и ППС-43 современные дети и взрослые

Каких конструкторов стрелкового оружия 30-х-40-х годов 20 века вы знаете?

Знаете ли вы кто такой Алексей Судаев?

Как вы думаете, какое оружие он изобрел?

Какой пистолет-пулемет был признан одним из лучших во время Второй мировой войны?

Как вы думаете, каким должен быть пистолет-пулемет с точки зрения солдата?

Где в настоящее время можно увидеть образцы стрелкового оружия?

Продолжите предложение: Если вам нужна будет информация о стрелковом оружии, вы…..

Результаты опроса обучающихся и взрослых

Приложение 3

Программа передач канала «Оружие»

04:35 Перехватчики МИГ-25 и МИГ-31. Лучшие в своём деле. 2-я серия 

05:15 Оружейники. 2-я серия 

06:00 Оружие. Пистолет ГЛОК 

06:25 ВМФ СССР. Хроника победы. Морской десант 

06:50 Отечественное стрелковое оружие. История стрелкового оружия. Пистолеты 

07:30 Апостол. 2-я серия 

08:20 Легендарные самолеты. Штурмовик Ил-2 

09:00 Искусство войны 

09:15 Военные ошибки. Неприступная линия Газала 

09:40 Ножерожденные 

10:00 Мужские игрушки 

10:30 Мужские игрушки 

10:50 Отечественное стрелковое оружие. История стрелкового оружия. Снайперское оружие 

11:30 Арсенал России. Пистолет Стечкина 

12:00 Перехватчики МИГ-25 и МИГ-31. Лучшие в своём деле. 1-я серия 

12:35Перехватчики МИГ-25 и МИГ-31. Лучшие в своём деле. 2-я серия 

13:15 Оружейники. 2-я серия 

14:00 Оружие. Пистолет ГЛОК 

14:25 Вмф ссср. Хроника победы. Морской десант 

14:50 Отечественное стрелковое оружие. История стрелкового оружия. Пистолеты-пулеметы 

15:30 Апостол. 2-я серия 

16:20 Легендарные самолеты. Штурмовик Ил-2 

17:00 Искусство войны 

17:15 Военные ошибки. Неприступная линия Газала 

17:40 Ножерожденные 

18:00 Мужские игрушки 

18:30 Мужские игрушки 

18:50 Отечественное стрелковое оружие. История стрелкового оружия. Снайперское оружие 

19:30 Арсенал России. Пистолет Стечкина 

20:00 Перехватчики МИГ-25 и МИГ-31. Лучшие в своём деле. 1-я серия 

20:35 Перехватчики МИГ-25 и МИГ-31. Лучшие в своём деле. 2-я серия 

21:15 Оружейники. 2-я серия 

22:00 Оружие. Пистолет ГЛОК 

22:25 Вмф ссср. Хроника победы. Морской десант 

22:50 Отечественное стрелковое оружие. История стрелкового оружия.

23:30 Апостол. 2-я серия 

00:20 Легендарные самолеты. Штурмовик Ил-2 

01:00 Искусство войны 

01:15 Военные ошибки. Неприступная линия Газала 

01:40 Ножерожденные 

02:00 Всегда во всеоружии. Крупнокалиберные ружья 

02:45 Отечественное стрелковое оружие. История стрелкового оружия. Пистолеты 

03:25 Стальные парни. Сезон 5. 5-я серия 

04:10 Война машин. Т-34. Фронтовая легенда 

04:35 Освобождение. Кенигсбергская наступательная операция 

Приложение 4

Сериал «Великая война»

Барбаросса

Киев 1941

Оборона Севастополя

Битва за Москву

Ленинград

Ржев

Сталинград

Битва за Кавказ

Курская дуга

От Днепра до Одера

Операция «Багратион»

Война в воздухе

Война на море

Партизаны

Агентурная разведка

Битва за Германию

Берлин

Война с Японией

Приложение 5

Посещение музеев г. Уфы

Приложение 6

Игра в «Войнушки»

13

Просмотров работы: 45