Русские народные промыслы

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русские народные промыслы

Костычев А.И. 1
1МОУ-НОВОЩАПОВСКАЯ СОШ ИМ. П.П. ЕДУНОВА
Маслова Ю.Ю. 1
1МОУ-Новощаповская СОШ им. П,П, Едунова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Введение

С незапамятных времен в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.

Целью работы является изучение народных промыслов России.

Задачи исследования:

дать определение понятию «промысел»;

узнать историю народных промыслов России;

рассмотреть такие промыслы, как гжель, богородская игрушка, хохлома, более подробно;

освоить, практическим путем, деятельность по ознакомлению с народными промыслами.

Объект исследования : народные промыслы России.

Предмет исследования : история промыслов и творческий процесс по их ознакомлению.

Гипотеза исследования: знакомство с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, позволит мне почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Глава I. Народные промыслы России.

§ 1. Знакомство с понятием «промысел».

Промыслом называется занятие, связанное с получением выгоды с помощью дела, которым владеет человек. Выгода обозначает, прежде всего, доход. Получается, что промысел это, в большей степени, экономический термин. Но народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим [1].

Народные промыслы представляют собой результат художественной деятельности народа в области ремесленного творчества. Произведения народных промыслов выполняются, как правило, с помощью ручного труда и не предполагают заводского производства культурных продуктов.

Примеры народных промыслов – это разнообразные изделия, произведенные в результате гончарного дела, резьбы по дереву, ткачества, декоративной росписи. Каждый народ славится своими видами народных промыслов, создавая удивительные произведения народной культуры.

§ 2. История народных промыслов России

В России народные промыслы зародились в древние времена, когда стали складываться традиции русской народной культуры. К ним относится художественное производство: посуды (деревянной, глиняной и пр.), ювелирных украшений; религиозных и культовых вещей (обереги, талисманы, оклады и пр.), игрушек (кожаных, тряпичных и пр.); текстильных изделий (например, ковров, кружев, полотенец и пр.). Так, народные промыслы России тесно связаны по своим мотивам с народными праздниками (например, глиняные игрушки-свистульки появились одновременно с народным праздником «свистопляска») и знаковыми событиями народной культуры (рождение детей, свадебный ритуал, похороны и пр.). Кроме того, зарождение традиций художественного ремесленного мастерства народа могло быть обусловлено и нуждами повседневной жизни: хозяйственная деятельность, воспитание детей, уборка урожая и пр. Поэтому становление народных промыслов на Руси неотделимо от сопутствующих бытовых условий жизни народа в сочетании с эстетикой русской народной культуры. Название народных промыслов России всегда связано с местом, в котором они зародились. Например, посуду гжель (город Гжель), Богородецкая игрушка (поселок Богородецкое), хохломскую роспись (село Хохлома) и пр.

Таким образом, народные промыслы в России имеют многовековую историю и неразрывно связаны с историей и культурой нашей страны. Большим и бесценным был вклад неизвестных народных мастеров в становление русских культурных традиций. Русские народные промыслы отличаются художественным мастерством росписи изделий творчества самобытного русского народа. Уникальные технологии росписи изделий, как правило, сложились по-разному в разных регионах России. Нас заинтересовали следующие росписи:

§ 3. Гжель.

Название данной росписи, являющейся русским брендом, и до сих пор являющейся очень популярной у большого количества ценителей народного творчества, говорит само за себя. Зародилось мастерство гжельской росписи в подмосковном городе Гжель, и было оно связано с расцветом керамического производства на данной территории.

§ 3.1 История промысла «Гжель».

Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход [2].

В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

§ 3.2 Творческий процесс.

Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России. Полуфаянс Гжели пытались делать ещё в последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства.

Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак. Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века ( см. приложение №1).

Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей.

История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.

§ 4. Богородская игрушка

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

§ 4.1. История промысла «Богородская игрушка»

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде [3].

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку « ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили « ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я « ауку» да и покажу на базаре торгашам». « Ауку» купили и ещё заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться « богородской».

§ 4.2. Творческий процесс

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая. Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам. Богородская резьба выполняется при помощи специального "Богородского ножа". После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрана из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Богородские деревянные игрушки были двух видов: скульптурная игрушка - отличались отсутствием четко выраженных черт (см. приложение №2); подвижная игрушка - крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях (см. приложение №2).

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это: кузнецы, закрепленные на плашках; пляшущий мужичок с пружиной внутри; курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

§ 5. Хохлома.

Хохлома - это исконно славянская роспись. Она возвращает нас к традициям и нравам наших предков.

§ 5.1. История промысла «Хохлома»

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками [4].

§ 5.2. Творческий процесс

Хохлому принято называть золотой. Золотистого эффекта мастера добиваются, натирая посуду алюминиевым порошком и покрывая после росписи олифой, которая благодаря термической обработке в печи приобретает медовый оттенок. Такая обработка делает лаковое покрытие особенно прочным, обеспечивающим долгую жизнь деревянной посуде. Хохломской росписи свойственны два вида письма - верховое и фоновое. Классическим примером верхового письма, выполненного пластичными мазками по металлизированной поверхности, является «травка», или «травная роспись», с красными и чёрными кустиками. Несмотря на его кажущуюся простоту и небольшое количество участвующих в росписи цветов, из орнамента «травка» можно создавать разнообразные и довольно оригинальные композиции (см. приложение № 3).

К классу верхового письма относятся роспись с названием «под ягодку» и роспись «под листок». Основу орнамента росписи «под листок» составляют остроконечные или округлые листья, объединённые в группы по три или пять, и грозди ягод, величина которых зависит от размера расписываемой поверхности.

Для фонового письма характерен чёрный или цветной – красный, коричневый, зелёный фон и золотой рисунок. Основной разновидностью фонового письма является роспись «под фон» и «кудрина». В основе - округлые завитки, сплошным ковром заполняющие поверхность [5].

Иметь в доме изделие с Хохломской росписью - значит ценить традиции славянских народов. Хохлома украсит каждый дом и принесет в него уютный семейный очаг.

Глава II. Практическая часть исследования. Одна из задач моего исследования была сформулирована так: освоить, практическим путем, деятельность по ознакомлению с народными промыслами.

Исследование народных промыслов России мне и моему 4 Д классу очень интересна. На протяжении этого учебного года, мы осваивали данную тему по следующим направлениям:

Организована проектная деятельность учащихся класса.

Мои одноклассники подготовили проекты на следующие темы:

«Дымковская игрушка», где Рябуха Виталина подробно рассказала об этом промысле и нарисовала рисунок по этой теме (см. приложение №5).

Подробно рассказал о хохломской росписи Суменков Иван. Также он принес посуду, расписанную в этом стиле, которую мы внимательно рассматривали (см. приложение №3).

Башмаков Серафим нам рассказал про Богородскую игрушку, также его выступление было ярко оформлено и интересно. Серафим посещает Станцию Юных Техников и занимается в кружке резьбы по дереву. Эта тема его вдохновила, для изготовления богородской игрушки собственными руками (см. приложение №2).

О народном промысле «Гжель» нам поведал Павлов Серафим. Его выступление было очень наглядным и интересным. Эта тема ребят очень заинтересовала, что на следующий день, ученики приносили из дома посуду и игрушки, расписанные в стиле «Гжель», которую мы внимательно осматривали и с некоторыми игрушками даже играли на перемене (см. приложение №1).

В продолжение этой темы на уроках по изобразительному искусству мы изучали технику Гжель, рисовали рисунки в этом стиле. Это было очень увлекательно, интересно и необычно. Посмотрите, что у нас получилось (см. приложение №1)!

Так же мы посещали мастер-класс по росписи глиняной игрушки в студии Клинской керамики и сами расписывали изделия (см. приложение № 4).

Проанализировав народные промыслы России, их историю, творческий процесс, меня заинтересовали такие промыслы как: Гжель, Богородская игрушка и Хохлома.

В перспективе мы хотели бы продолжить работу над проектом и подробней рассмотреть такой вид промысла как дымковская игрушка и составить музыкальную композицию на эту тему. А также посетить Московский областной музей народных художественных промыслов.

Заключение

Как следует из того, что было сказано выше, Россия славится самыми разными видами художественных промыслов русского народа. Многие из них, включая, Богородскую игрушку, посуду гжель, хохломскую роспись являются настоящими брендами России. Они символизируют собой характер России и воплощают особую народную эстетику, стиль русской народной культуры.

На основе изученного материала мы определили, что народные промыслы России – это воплощение в изделиях, произведенных русским народом, уникальных образов, сочетающих в себе определенные ценности народной культуры; узнали историю народных промыслов России и поняли, что они зародились еще в древние времена; рассмотрели подробно некоторые из них, такие как: гжель, хохлома, богородская игрушка, освоили деятельность по ознакомлению с народными промыслами.

Изделия народных промыслов включают совокупность несколько качеств: узнаваемость, оригинальность исполнения, известность.

Народный промысел должен отвечать всем этим качествам. Более того, настоящий бренд народного творчества всегда имеет историю своего возникновения, поддерживается мифологией и представляет собой результат настоящего художественного мастерства.

Познакомившись с народными промыслами России, я был поражен особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край. Мы должны беречь труд и то, что сделано руками талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные традиции, свое национальное достоинство.

Поэтому можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что знакомство с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, позволит мне почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, подтвердилась.

Библиографический список использованной литературы и список ссылок на интернет источники

Народные художественные промыслы; Искусство - Москва, 1986. - 432 c.

Народные художественные промыслы РСФСР; Высшая школа - Москва, 1982. - 216 c.

Народные художественные промыслы России; Советская Россия - Москва, 1984. - 232 c.

Родина Жар-Птицы. Народные художественные промыслы России; М.: Советская Россия - Москва, 1983. - 178 c.

Русские художественные промыслы; Мир энциклопедий Аванта +, Астрель - Москва, 2010. - 184 c.

Приложение № 1

Проектная деятельность «Гжель»

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Мастер-класс в студии Клинской керамики

Приложение №5

Просмотров работы: 22