Введение
С незапа мятных времен в жи зни русского нар ода важное ме сто занимала осо бая форма творч ества — «пром ысел» или «пром ыслы». Она соче тала производство повсед невных предметов бы та с высокохудо жественными способами их изгото вления и украш ения. В рус ских промыслах отобра жается все многоо бразие исторических, духо вных и культ урных традиций наш его народа, неко торые из кот орых зародились стол етия назад. Изд елия русских пром ыслов выражают отличи тельные черты и неповто римость русской традиц ионной культуры. Исслед ователи относят к рус ским народным пром ыслам росписи пос уды и дру гих предметов бы та, глиняную и дерев янную игрушку, кружевоп летение, гончарное, кузн ечное дело и дру гое.
Целью раб оты является изуч ение народных пром ыслов России.
Задачи исслед ования:
дать опред еление понятию «пром ысел»;
узнать ист орию народных пром ыслов России;
рассмотреть та кие промыслы, как гже ль, богородская игру шка, хохлома, бо лее подробно;
освоить, практи ческим путем, деятел ьность по ознако млению с наро дными промыслами.
Объект исслед ования : наро дные промыслы Рос сии.
Предмет исслед ования : ист ория промыслов и творч еский процесс по их ознако млению.
Гипотеза исслед ования: знакомство с наро дными промыслами Рос сии, мастерством рус ских умельцев и рус ским фольклором, позв олит мне почувс твовать себя час тью русского нар ода, ощутить горд ость за св ою страну, бог атую славными тради циями.
Глава I. Наро дные промыслы Рос сии.
§ 1. Знако мство с поня тием «промысел».
Промыслом назыв ается занятие, связ анное с получ ением выгоды с пом ощью дела, кот орым владеет чело век. Выгода обозн ачает, прежде все го, доход. Получ ается, что пром ысел это, в бол ьшей степени, эконом ический термин. Но наро дные промыслы и рем есла России ст али объектом наро дного искусства, творч еским наследием, бог атым и много ликим [1].
Народные пром ыслы представляют со бой результат художес твенной деятельности нар ода в обл асти ремесленного творч ества. Произведения наро дных промыслов выполн яются, как прав ило, с пом ощью ручного тр уда и не предпо лагают заводского произв одства культурных проду ктов.
Примеры наро дных промыслов – это разноо бразные изделия, произв еденные в резул ьтате гончарного де ла, резьбы по дер еву, ткачества, декора тивной росписи. Каж дый народ слав ится своими вид ами народных промы слов, создавая удивит ельные произведения наро дной культуры.
§ 2. История наро дных промыслов Рос сии
В Рос сии народные пром ыслы зародились в дре вние времена, ко гда стали склады ваться традиции рус ской народной куль туры. К ни м относится художес твенное производство: пос уды (деревянной, глин яной и пр .), ювелирных украш ений; религиозных и куль товых вещей (обе реги, талисманы, окл ады и пр .), игрушек (кож аных, тряпичных и пр .); текстильных изд елий (например, ков ров, кружев, поло тенец и пр .). Так, наро дные промыслы Рос сии тесно свя заны по св оим мотивам с наро дными праздниками (напр имер, глиняные игрушки-с вистульки появились одновр еменно с наро дным праздником «свисто пляска») и знак овыми событиями наро дной культуры (рож дение детей, свад ебный ритуал, похо роны и пр .). Кроме то го, зарождение трад иций художественного ремесл енного мастерства нар ода могло бы ть обусловлено и нуж дами повседневной жиз ни: хозяйственная деятел ьность, воспитание дет ей, уборка уро жая и пр. Поэ тому становление наро дных промыслов на Ру си неотделимо от сопутс твующих бытовых усл овий жизни нар ода в соче тании с эсте тикой русской наро дной культуры. Название наро дных промыслов Рос сии всегда свя зано с мес том, в кот ором они зарод ились. Например, пос уду гжель (го род Гжель), Богородецкая игр ушка (поселок Богородецкое), хохло мскую роспись (с ело Хохлома) и пр.
Таким образом, наро дные пром ыслы в Рос сии имеют многов ековую историю и нераз рывно связаны с исто рией и куль турой нашей стр аны. Большим и бесц енным был вк лад неизвестных наро дных мастеров в стано вление русских культ урных традиций. Русские наро дные промыслы отлич аются художественным масте рством росписи изд елий творчества самоб ытного русского нар ода. Уникальные техно логии росписи изде лий, как прав ило, сложились по-ра зному в раз ных регионах Рос сии. Нас заинтер есовали следующие росп иси:
§ 3. Гжель.
Название дан ной росписи, являю щейся русским брен дом, и до сих пор являю щейся очень попул ярной у боль шого количества цени телей народного творч ества, говорит са мо за се бя. Зародилось масте рство гжельской рос писи в подмос ковном городе Гже ль, и бы ло оно свя зано с расц ветом керамического произв одства на дан ной территории.
§ 3.1 Ист ория промысла «Гже ль».
Гжель впе рвые упоминается в письм енных источниках в 13 39 году в духо вной грамоте Ив ана Даниловича Кал иты. С тех пор на протя жении столетий, как од на из наиб олее прибыльных воло стей, переходила Гж ель по насле дству в ро ду великих моско вских князей и цар ей, принося им нем алый доход [2 ].
В теч ение многих десят илетий гжельцы созд авали изумительные по кра соте и разноо бразию росписи изр азцы для оформ ления печей и ками нов. Свыше 500 их обра зцов хранит теп ерь в св оей коллекции Эрми таж.
§ 3.2 Творч еский процесс.
Многие гжел ьские мастера участ вовали создании гонча рного промысла и в дру гих местах Рос сии. Полуфаянс Гж ели пытались дел ать ещё в посл едние годы XV III века. Заво зимые из-за гра ницы предметы из эт ого материала бы ли настолько дор оги, что их мо гли купить тол ько немногие, но они же нево льно толкали гжельцев овла деть технологией их произв одства.
Полуфаянс уже им ел белый, хо тя и тол стый черепок, и рос пись велась не по сы рой эмали, как на майол иковых изделиях, а по сле обжига, по твер дому черепку, что значи тельно облегчало, уско ряло работу и уско ряло брак. Полуфаянс ст ал таким же замеча тельным художественным явле нием, как и майо лика. Гжельцам уда лось получить бе лую посуду бел ую, наподобие фая нса в нач але XIX ве ка ( см. прило жение №1).
Не ср азу гжельцы выраб отали свой самоб ытный стиль рос писи кобальтом, но посте пенно он дос тиг совершенства име нно в полуфаянсе. Си ний цвет стано вится классическим, неотд елимым от гжель ского полуфаянса. Это был но вый изобразительный живоп исный язык, приш едший на см ену контурному рис унку с полих ромной раскраской, ка кая ранее использ овалась в майо лике. Синяя кра ска лучше вс его соединяется с глаз урью, при обж иге даёт мен ьше брака, излу чает сияние, не подвл астное времени. В рос писи присутствуют и элем енты очеловечения, одухот ворения вещей.
История Гж ели уходит вгл убь веков, и её наро дному искусству суж дена долгая жиз нь, сегодня знаме нитый народный пром ысел набирает но вые силы. В раз ные концы пла неты улетают си ние птицы Гже ли, чтобы укра шать быт люд ей, воспитывать чув ство прекрасного.
§ 4. Богородская игр ушка
Богородская игр ушка получила св ое название от се ла, в кот ором проживали маст ера, делающие дерев янные заготовки. Богор одская игрушка наст олько прочно во шла в жи знь местного насел ения, что од но из изд елий стало симв олом поселка и изобр ажено на его гер бе. Это подв ижная игрушка с муж иком и медв едем.
§ 4. 1. История пром ысла «Богородская игру шка»
Изготовлением богородской игр ушки начали заним аться в XV – XVI век ах, в однои менном селе бл из Сергиева Пос ада, Московской обла сти. Изначально мас тера по обра ботке и художес твенной резке дер ева трудились по зак азам скупщиков. Они гото вили основу, кот орую уже по сле раскрашивали в Серг иевом Посаде [3 ].
По наро дному преданию, давным -давно в се ле жила сем ья. Задумала ма ть позабавить ма лых детей. Выре зала она из чурб ачка фигурку « ауку». Де ти порадовались, поиг рали и забр осили « ауку» на пе чь. Раз муж ст ал собираться на ба зар и гово рит: «Возьму-ка я « ауку» да и пок ажу на баз аре торгашам». « Ауку» куп или и ещё зака зали. С тех пор и появ илась резьба игр ушки в Богоро дском. И ст ала она назыв аться « богородской».
§ 4. 2. Творческий про цесс
Традиционно богородские дерев янные игрушки выре зали из мас сива липы. Ср еди всех дере вьев, эта древ есина наиболее мяг кая и подат ливая. Вначале загото вленные и высуш енные стволы распи ливали на чу рки и тол ько после эт ого они отправ лялись в раб оту к маст ерам. Богородская рез ьба выполняется при пом ощи специального "Богор одского ножа". После заго товки всех элем ентов игрушки, она собир алась и отправ лялась на росп ись. Композиция предст авляла собой не еди ную конструкцию, а бы ла собрана из множ ества фигур ли бо щеп, кре пили элементы ме жду собой при пом ощи клея ПВА и дерев янных штапиков.Чаще вс его встречались богородские игру шки, которые не бы ли окрашены вов се. Они позв оляли детям разв ивать фантазию. Ес ли же игр ушки расписывались, кра ски мастерами бра лись яркие, насыщ енные и оч ень сочные. В игру шках прослеживались элем енты хохломской и город ецкой росписи, но при эт ом они бы ли лишены харак терных для дан ных техник мел ких деталей, так как игр ушки были рассч итаны на дет ей.
Богородские дерев янные игрушки бы ли двух вид ов: скульптурная игр ушка - отлич ались отсутствием че тко выраженных че рт (см. прило жение №2); подвижная игр ушка - креп ились мастерами на пла шки, которые двиг ались относительно др уг друга, та кже внутрь их отправ лялись пружины с кноп ками, а еще од на часть игр ушек представляла со бой фигурки, закреп ленные на пла шке с против овесом на ни тях (см. прило жение №2).
Наиболее изве стные богородские дерев янные игрушки – эт о: кузнецы, закреп ленные на плаш ках; пляшущий муж ичок с пруж иной внутри; курочки, клю ющие зерна на кр угу с против овесом.
§ 5. Хохлома.
Хохлома - это иск онно славянская росп ись. Она возвр ащает нас к трад ициям и нра вам наших пред ков.
§ 5. 1. История пром ысла «Хохлома»
Хохлома - стар инный русский наро дный промысел, родив шийся в XV II веке в окр уге Нижнего Новго рода. Согласно ста рому преданию, в Моск овии жил иску сный мастер – иконо писец, любивший св ое дело и пользов авшийся особым поч етом у сам ого царя. Одн ако, однажды он ре шил сбежать в ча щу леса на сво боду и заня ться там искус ством, которое воб рало в се бя всю кра соту земли русс кой. На его произв едения приезжали посмо треть с раз ных уголков све та. В ко нце концов, и до ца ря донеслась мол ва, после че го был из дан приказ стре льцам поймать мас тера и прив ести во дво рец. Только мас тер узнал про сей при каз, открыл сек рет мастерства сосе дям, поджег из бу свою и сбе жал. Никто с тех пор не ви дел этого маст ера, а хох лома заиграла нов ыми яркими, похо жими на ого нь, красками [4 ].
§ 5. 2. Творческий про цесс
Хохлому при нято называть золо той. Золотистого эфф екта мастера добив аются, натирая пос уду алюминиевым поро шком и покр ывая после рос писи олифой, кот орая благодаря терми ческой обработке в пе чи приобретает мед овый оттенок. Та кая обработка дел ает лаковое покр ытие особенно проч ным, обеспечивающим дол гую жизнь дерев янной посуде. Хохло мской росписи свойс твенны два ви да письма - верх овое и фоно вое. Классическим прим ером верхового пис ьма, выполненного пласт ичными мазками по металлиз ированной поверхности, явля ется «травка», или «тра вная роспись», с крас ными и чёр ными кустиками. Несмо тря на его кажу щуюся простоту и небол ьшое количество участ вующих в рос писи цветов, из орна мента «травка» мо жно создавать разноо бразные и дово льно оригинальные компо зиции (см. прило жение № 3).
К кла ссу верхового пис ьма относятся рос пись с назв анием «под яго дку» и рос пись «под лист ок». Основу орна мента росписи «п од листок» соста вляют остроконечные или окру глые листья, объеди нённые в гру ппы по три или пя ть, и гро зди ягод, вели чина которых зав исит от раз мера расписываемой поверх ности.
Для фоно вого письма харак терен чёрный или цве тной – крас ный, коричневый, зел ёный фон и зол отой рисунок. Осно вной разновидностью фоно вого письма явля ется роспись «п од фон» и «кудрина». В основе - округлые зави тки, сплошным ков ром заполняющие поверх ность [5 ].
Иметь в до ме изделие с Хохло мской росписью - зна чит ценить трад иции славянских наро дов. Хохлома укр асит каждый дом и прин есет в не го уютный семе йный очаг.
Глава II. Практи ческая часть исслед ования. Одна из за дач моего исслед ования была сформул ирована так: осво ить, практическим пут ем, деятельность по ознако млению с наро дными промыслами.
Исследование наро дных промыслов Рос сии мне и мо ему 4 Д классу оч ень интер есна. На протя жении этого учеб ного года, мы осва ивали дан ную тему по след ующим направлениям:
Организована прое ктная деятельность учащ ихся класса.
Мои однокл ассники подготовили про екты на след ующие темы:
«Дымковская игру шка», где Ряб уха Виталина подр обно рассказала об эт ом промысле и нарис овала рисунок по эт ой теме (с м. приложение №5 ).
Подробно расс казал о хохло мской росписи Суменков Ив ан. Также он при нес посуду, распи санную в эт ом стиле, кот орую мы внима тельно рассматривали (с м. приложение №3 ).
Башмаков Сер афим нам расс казал про Богор одскую игрушку, та кже его высту пление было яр ко оформлено и интер есно. Серафим посе щает Станцию Юн ых Техников и заним ается в кру жке резьбы по дер еву. Эта те ма его вдохн овила, для изгото вления богородской игр ушки собственными рук ами (см. прило жение №2).
О наро дном промысле «Гж ель» нам пов едал Павлов Сера фим. Его высту пление было оч ень наглядным и интер есным. Эта те ма ребят оч ень заинтересовала, что на след ующий день, уче ники приносили из до ма посуду и игру шки, расписанные в ст иле «Гжель», кот орую мы внима тельно осматривали и с некот орыми игрушками да же играли на пере мене (см. прило жение №1).
В продо лжение этой те мы на уро ках по изобрази тельному искусству мы изу чали технику Гже ль, рисовали рис унки в эт ом стиле. Это бы ло очень увлека тельно, интересно и необ ычно. Посмотрите, что у нас получ илось (см. прило жение №1)!
Так же мы посе щали мастер-класс по рос писи глиняной игр ушки в сту дии Клинской кера мики и са ми расписывали изде лия (см. прило жение № 4).
Проанализировав наро дные промыслы Рос сии, их исто рию, творческий проц есс, меня заинтер есовали такие пром ыслы как: Гже ль, Богородская игр ушка и Хохл ома.
В персп ективе мы хот ели бы продо лжить работу над прое ктом и подр обней рассмотреть та кой вид пром ысла как дымко вская игрушка и сост авить музыкальную компо зицию на эту те му. А та кже посетить Моско вский областной му зей народных художес твенных промыслов.
Заключение
Как сле дует из то го, что бы ло сказано вы ше, Россия слав ится самыми раз ными видами художес твенных промыслов русс кого народа. Мно гие из ни х, включая, Богор одскую игрушку, пос уду гжель, хохло мскую роспись явля ются настоящими брен дами России. Они символ изируют собой хара ктер России и вопл ощают особую наро дную эстетику, ст иль русской наро дной культуры.
На осн ове изученного мате риала мы опред елили, что наро дные промыслы Рос сии – это вопло щение в изде лиях, произведенных рус ским народом, уника льных образов, сочет ающих в се бе определенные ценн ости народной куль туры; узнали ист орию народных пром ыслов России и пон яли, что они зарод ились еще в дре вние времена; рассм отрели подробно неко торые из ни х, такие ка к: гжель, хохл ома, богородская игру шка, освоили деятел ьность по ознако млению с наро дными промыслами.
Изделия наро дных пром ыслов включают совоку пность несколько каче ств: узнаваемость, оригина льность исполнения, извест ность.
Народный пром ысел должен отве чать всем эт им качествам. Бо лее того, наст оящий бренд наро дного творчества все гда имеет ист орию своего возникн овения, поддерживается мифол огией и предст авляет собой резу льтат настоящего художес твенного мастерства.
Познакомившись с наро дными промыслами Рос сии, я был пор ажен особой крас отой, гармонией и соверше нством. Только хор ошие и доб рые люди мо гли создать та кую красоту и просл авить на ве сь мир св ою землю, св ой край. Мы дол жны беречь тр уд и то, что сде лано руками талан тливых людей. Это пом ожет нам сохр анить свои национ альные традиции, св ое национальное достои нство.
Поэтому мо жно сделать выв од, что на ша гипотеза о то м, что знако мство с наро дными промыслами Рос сии, мастерством рус ских умельцев и рус ским фольклором, позв олит мне почувс твовать себя час тью русского нар ода, ощутить горд ость за св ою страну, бог атую славными тради циями, подтвердилась.
Библиографический спи сок использованной литер атуры и спи сок ссылок на инте рнет источники
Народные художес твенные промыслы; Иску сство - Мос ква, 1986. - 432 c.
Народные художес твенные промыслы РСФ СР; Высшая шк ола - Мос ква, 1982. - 216 c.
Народные художес твенные промыслы Рос сии; Советская Рос сия - Мос ква, 1984. - 232 c.
Родина Жар-П тицы. Народные художес твенные промыслы Рос сии; М.: Сове тская Россия - Мос ква, 1983. - 178 c.
Русские художес твенные промыслы; Мир энцикл опедий Аванта +, Астрель - Мос ква, 2010. - 184 c.
Приложение № 1
Проектная деятел ьность «Гжель»
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Мастер-класс в сту дии Клинской кера мики
Приложение №5