ВВЕДЕНИЕ
История нашего города неразрывно связана с нашей жизнью, нашим прошлым, настоящим и будущим. Каждый человек должен знать историю своего родного города, потому что здесь он родился, здесь живет его семья и друзья. Не зная истории своего родного города нельзя стать патриотом своей родины и настоящим гражданином своей страны.
Интерес к родному городу, изучению его истории привел нас к вопросу организации внеклассного мероприятия для нашего класса.
Цель работы – составить игру-квест для учащихся 5 классов, позволяющую решая математические задачи привлечь внимание учащихся к изучению истории родного города.
Объект исследования – «Зеленая линия» г. Пермь.
Предмет исследования – задания по математике, квест – игра.
Гипотеза – «применяя математические знания, можно в интересной форме познакомиться с историческим наследием своего города».
Задачи исследования, содержание каждого этапа и сроки проведения представлены в таблице 1.
Методы исследования: анкетирование учащихся 5 «а», 5 «б», 5 «в» классов МБОУ «Гимназия №17», анализ и обобщение, сбор и обработка информации.
Самостоятельная часть исследования состоит в разработке опроса, его проведения, обработки и представлении данных в виде таблиц, графиков, формулирование выводов, анализе литературы по теме исследования, составление квест-игры, совместно с учителем и родителями проведение игры.
Таблица 1. Планирование исследовательской работы
№ |
Содержание этапа |
Задачи этапа |
Сроки проведения |
1 |
Подготовительный |
Определить тему исследовательской работы |
5 ноября 2019 г. |
2 |
Проведение опроса учеников 5 «в» класса |
Составить опрос, провести его, представить результаты, определить актуальность работы |
6 ноября 2019 г. – 15 ноября 2019 г. |
3 |
Изучить историческую, краеведческую, туристическую литературу по теме исследования |
Изучить маршрут «Зеленой линии» города Перми, выбрать интересные исторические объекты, рассмотреть дальность и возможность их достижения от отрывной точки – здания школы, определить маршрут для квеста, длительность |
16 ноября 2019 г. – 30 ноября 2019 г. |
4 |
Составить игру |
Разработать различные задания для игры (ребус, кроссворд, примеры, задачи), соответствующие темам учебника математика (Виленкин, 5 класса), определить их для этапов, |
1 декабря 2019 г. – 26 декаюря 2019 г. |
5 |
Апробация игры |
Совместно с классным руководителем и родителями провести квест-игру, определить недостатки, предложить рекомендации |
15 января 2020 г. - 31 января 2010 г. |
6 |
Оформление работы |
Оформить текст исследовательской работы, по итогам игры подготовить презентацию |
1 февраля 2020 г. – 15 февраля 2020 г. |
7 |
Заключительный |
Представить свою работу на школьной конференции, поучаствовать в различных конкурсах и выступлениях |
Перенос даты с марта 2020 на октябрь 2020 из-за перехода на онлайн обучение |
Поставленные цель и задачи определили структуру работы. Исследование состоит из введения, основной части, приложения, списка литературы.
Экскурсия для пятиклассников: «за» или «против»
В начале 2019-2020 учебного года мы обратились к классному руководителю с вопросом организации экскурсии по родному городу. Учитель высказала предложение провести анализ туристических предложений и выяснить, поддерживают ли нашу идею учащиеся 5 классов.
Мы провели анализ предложений Пермских туристических фирм. Представим некоторые из них:
Фирма «Биармера-тур» организует экскурсии по «Зелёной линии в Перми. В 2019-2020 году лимит на бесплатные экскурсии исчерпан, а платные 1500 рублей (услуги экскурсовода), группа от 1 до 20 человек. Если группа больше (заметим, что в 5 «в» классе 35 учеников), то можно заказать 2 экскурсовода, цена 3000 рублей [1].
Так как экскурсия по «Зелёной линии» пешая, то многие туристические фирмы готовы оказать такую услугу (например, Евразия, Школа тур, ЗагранТур), услуги экскурсовода стоят +/- 1500 рублей.
Вывод: Таким образом, экскурсия рассчитана большей частью для иногородних туристов и при заказе экскурсовода становится платной, то есть недоступной для всех слоев населения.
Нами был создан опрос для учащихся 5 классов, который должен помочь с выбором «платной экскурсии с экскурсоводом» или «бесплатной самостоятельной экскурсии».
Опрос
Вы любите гулять по городу Пермь?
Да____________ Нет___________
Нравится ли Вам играть в «12 записок»?
Да_____________ Нет____________
В какое время года вы любите гулять?
Зима Весна Лето Осень
Вы любите гулять с друзьями?
Да _____________ Нет_____________
Знаете ли Вы что-то про «Зелёную линию» города Перми?
Да __________ Нет___________
Хотели бы вы познакомиться с историческими памятниками и сооружениями своего города?
Да __________ Нет___________
Количество опрашиваемых пятиклассников: 95 человек.
Результаты анкетирования показали, что ученики любят гулять по родному городу (рис. 1), кроме того они уточняют свои ответы следующими комментариями: Пермь – живописный, красивый, современный городгуляю с друзьями, можно зависти новых друзей, в городе свежий воздух, полезно, это интересно, мне нравится проводить время на улице.
Рисунок 1
Отрицательные ответы ученики объясняют тем, что город грязный и им не хватает времени, чтобы погулять. Один ученик гулять не любит. Двое уже знают все места и считают, что не найдут ничего нового.
75 учащихся ответили положительно на вопрос об игре «12 записок», обосновывая это тем, что очень веселая, интересная, увлекательная игра на логику и хорошее воспоминание из детства; 20 пятиклассников ответили отрицательно, приводя следующие доводы: не знают, что это за игра, не играли в неё, нет времени (рис.2).
Рисунок 2
Результаты опроса учащихся показали (рис.3) , что любимое время года для пятиклассников – лето, следующий по популярности ответ – зима.
Таким образом, любимое время года для пятиклассников – лето. Т.к. лето не является учебным временем годы, то игру можно провести:
на базе летнего математического лагеря нашей школы;
сентябре 2020 года, при делении на малые группы;
сентябрь-октябрь 2020 года, рассмотреть возможность создания онлайн-квеста для учеников пятых классов;
рассмотреть следующие по популярности месяцы, которые являются учебными (зимние) – декабрь, январь, февраль (минусы для пешей прогулки – холодно).
Решение: в 2020-2021 учебном году для 6 класса квест-игру предложить в начале сентября в электронном режиме (презентация), в этом случае задания по математике служат в качестве повторяющего материала; для 5 класса в сентябре провести квест-игру в виде игры на свежем воздухе для одной группы учащихся не более 5 человек, соблюдая правила по нераспространению COVID-19.
На 4 вопрос «Любите ли Вы гулять с друзьями» учащиеся 5 классов ответили следующим образом 89 человек (94 % всех опрошенных) ответили «да», 5 человек (6% учеников) ответили «нет».
Рисунок 3
В ходе проверки анкет учащихся выяснилось, что большинство учеников (67 человек, 71 %) знакомы с понятием «Зеленая линия города Пермь», слышали когда-то, всего 12 из них (13% от общего числа опрошенных) гуляли по этой тропе.
Исходя из ответов на 6 вопрос (рис. 4), наше предположение о заинтересованности пятиклассников к истории родной город его достопримечательностям подтвердилось.
Рисунок 4
Вывод: анкетирование учащихся показало высокую заинтересованность учащихся в проведении пешей экскурсии по городу Пермь.
Создание и проведение квест-игры
Правила игры в формате пешей прогулки по принципу «12 записок»: организаторы игры заранее подготавливают задание для каждой станции. Задания по математике из раздела «Все действия с натуральными числами», а также задания на логику и мышление. 0 станция – школьный двор МБОУ «Гимназии 17», где команда получает первое задание, выполнив его верно она получает название следующей станции, путь или подсказку.
Длительность: 60-80 минут.
Маршрут участникам игры заранее неизвестен. Так как «Зелёная линии» (приложение 1) включает в себя 40 достопримечательностей города [14] и прогулка по ней занимает примерно 1,5 - 2 часа, нами выбран путь, указанный на рисунке 5. Данный выбор обусловлен местоположением нашей школы (на рисунке 5 школа напротив значения «35»).
Рисунок 5 – маршрут для игры
(выбранные объекты в качестве станций указаны жёлтым цветом)
Оборудование для игры: карточки с заданиями, шариковые ручки для участников; маршрутный лист для организаторов.
Задания для станций
Задания для игры в количестве 13 штук (количество станций + место сбора команды) представлены в таблице 2. При выборе типа задания учитывалось, что
игра проводится на улице и решение сложных математических примеров неуместно;
было принято решение чередовать задания на логику, мышление, вычислительные примеры, загадки, ребусы с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.
На рисунке 6 отображена тематика и количество заданий, предлагаемых команде.
Рисунок 6
Приведём некоторые рекомендации по проведению игры.
Учитывая экскурсионный пеший характер игры, необходимо напомнить участникам игры правила дорожного движения для пешеходов (смотри приложение 2).
Решение задания командой должно сопровождаться ответом организатора о наименовании следующей станции, название и адрес. В этом поможет маршрут- лист, указанный в таблице 2.
Исторический характер игра приобретает при большой подготовке организаторов, которые берут на себя функции «экскурсовода». Для каждой станции нами разработаны карточки-подсказки (приложение 3) с кратким рассказом о данном памятнике архитектуре, сооружении.
Таблица 2
№ станции |
Наименование объекта, адрес |
Вид задания |
Формулировка задания |
0 |
Пункт сбора – Школа (МБОУ «Гимназия 17») |
Логика, мышление |
Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? [7] |
1 |
Губернский детский приют Е. И. Любимовой – Пермский филиал Уральской академии живописи, ваяния и зодчества ул. Ленина, 56 |
Загадка |
Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)[12]. |
2 |
Скульптура В. И. Павленко и О. Ю. Красношеиной «Легенда о пермском медведе» ул. Ленина, 58, напротив гостиницы «Урал» |
Вычислительные примеры |
Вычислите примеры, выбрав наиболее удобный способ: А) (973 + 747) - 673 Б) 663 + (71 + 37) |
3 |
Дом купчихи М. М. Барановой – Земельная кадастровая палата по Пермскому краю ул. Петропавловская, 51 – Комсомольский проспект, 15 |
Вычислительный пример |
А) 1 + 10 + 100 + +1 000 + 10 000 + +100 000 + +1 000 000 Б) 270 - 67 - 70 |
4 |
Пермская женская учительская гимназия – ДДТ «Пермячок» ул. Советская, 56 |
Ребус |
(Решение) |
5 |
Выставочный зал г. Перми Комсомольский пр-т, 10 |
Вычислительный пример |
|
6 |
Духовная консистория (канцелярия Кафедрального собора) – Пермский краевой врачебно-физкультурный диспансер ул. Газеты «Звезда», 2 |
Логика, мышление |
Переложи одну спичку так, чтобы равенства стало верным. Ответ: |
7 |
Торговая баня мещанки Е. П. Кашиной ул. Монастырская, 19 |
Ребус |
(Знаменатель) |
8 |
«Королёвские номера» – Общежитие для артистов Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского ул. Сибирская, 5 |
Вычислительный пример |
|
9 |
Гостиница «Центральная» ул. Сибирская, 9 |
Логика, мышление, внимание |
Сколько кубиков станет в каждой из этих пирамидок, если сделать их на этаж выше (не меняя принципа по которому они построены)? Ответ: а -35, б -55 [19]. |
10 |
Дом Смышляева – Здание городской Думы – Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина ул. Петропавловская, 25 |
Логика, мышление, внимание |
Сколько треугольников на картинке? Ответ: 27 [9]. |
11 |
Мужская гимназия – Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е. А. Вагнера ул. Петропавловская, 26 |
Вычислительный пример |
|
12 |
Губернская казенная палата – Здание администрации города Перми и Пермской городской Думы ул. Ленина, 23 |
Загадка / шарада |
Он грызун не очень мелкий, Ибо чуть побольше белки. А заменишь «У» на «О» - Будет круглое число [10]. Ответ: сурок – сорок. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследовательской работы мы получили следующие результаты:
через анкетирование учащихся 5 «а», 5 «б», 5 «в» классов определили высокую заинтересованность учащихся к достопримечательностям города и получили одобрение на организацию пешей экскурсии;
был составлен план работы по составлению квест-игры, основными пунктами которого являлись выбор маршрута, подбор математических заданий, составление исторического маршрут-листа для организаторов. В процессе изучения литературы по данному вопросу, мы узнали много интересного о родном городе.
после проведения игры нами также предложены рекомендации для организаторов.
Команда участников 5 «а» класса с удовольствием решали задания и ребусы, переходили от одной станции к другой, что подтверждает нашу гипотезу – применяя математические знания, можно в интересной форме познакомиться с историческим наследием своего города. Ученики отмечали, что игра оказалась интересной, динамичной, они получили знания о городе. Задания по математике не вызывали больших трудностей, команда работала дружно и пытались выполнить задания быстро.
В ходе оформления работы в печатном виде мы впервые научились составлять диаграммы и таблицы, оформлять список литературы. В дальнейшем мы планируем составить квест-игру в электронном формате, в которой сможет поучаствовать любой желающий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Биармия Тур, Зеленая линия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biarmia-tour.ru/%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B8/%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F свободный – (19.10.2019).
Википедия. Дом Барановой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9 свободный – (11.01.2020).
Википедия, Пермская мужская гимназия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wiki2.org/ru/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F свободный – (18.01.2020).
Википедия, Пермская губернская казенная палата [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B0 свободный – (3.02.2020).
Гостиница Центральная [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://yandex.ru/turbo/permyachok.ru/s/gostinicza-czentralnaya/ свободный – (11.01.2020).
Губернский Пермский приют Г. Пермь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8E%D1%82_(%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%8C) свободный – (5.12.2019).
Десять загадок на проверку логики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5d0a518dda601b00afa92a4b/10-zagadok-na-proverku-vashei-logiki-5d384eec3f548700ab5e9530 свободный – (24.11.2019).
Женская учительская семинария [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/permyachok.ru/s/zhenskaya-uchitelskaya-seminariya/ свободный – (13.01.2020).
Логические задачи «Сколько треугольников на картинке?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dumaika.ru/news/ru/63/skolko-treugolnikov-na-kartinke свободный – (24.11.2019).
Математические шарады [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://luchikivnuchiki.ru/matematika-matematitcheskie-sharad/ свободный – (25.11.2019).
Национальный туристический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russia.travel/objects/281599/ свободный – (2.12.2019).
О братьях наших меньших (урок) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://volzsky-klass.ru/proverochnaya-rabota-po-teme-o-bratyax-nashix-menshix-s-38-39/ свободный – (24.11.2019).
Официальный сайт Центрального выставочного зала г. Перми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cvzperm.ru/cvzpage/history/свободный – (25.01.2020).
Пешие туристические маршруты Перми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lines.perm.ru/GreenLine.html свободный – (23.10.2019).
Пермь Великая, Бывшие Кашинские бани [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://visitperm.ru/sightseeing/architecture/byvshie-kashinskie-bani/ свободный – (22.01.2020).
Руководитель по Перми, старинный города [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://parmaday.ru/starinnye-goroda/perm/konsistorija свободный – (23.01.2020).
Смышляев Д. Д. Сборник статей о Пермской губернии. — Пермь, 1891. — С. 134—135.
Туристер, Королёвские номера в Перми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/perm/placeofinterest/28084 свободный – (12.01.2020).
Урок занимательной математики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663124/ свободный – (24.11.2019).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Зелёная линия города Перми, маршрут
1. Скульптура Р. Исмагилова «Пермяк – соленые уши»
2. Дом купчихи М. М. Барановой – Земельная кадастровая палата по Пермскому краю
3. Часовня святого Стефана Великопермского
4. Пермская женская учительская гимназия – ДДТ «Пермячок»
5. Выставочный зал г. Перми
6. Спасо-Преображенский кафедральный собор – Пермская государственная художественная галерея – Соборная площадь
7. Духовная консистория (канцелярия Кафедрального собора) – Пермский краевой врачебно-физкультурный диспансер
8. Торговая баня мещанки Е. П. Кашиной
9. Набережный сад им. Ф. М. Решетникова
10. Речной вокзал
11. Железнодорожный вокзал «Пермь I»
12. Скверик с паровозом
13. Дом пароходчика Мешкова – Пермский краеведческий музей
14. Узел связи Камского речного пароходства
15. Дом купца П. А. Попова
16. «Дом со львами» – здание комбината «Молотовуголь»
17. Дом В. Е. Вердеревского (дом Протопопова)
18. «Королёвские номера» – Общежитие для артистов Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского
19. Гостиница «Центральная»
20. Дом Смышляева – Здание городской Думы – Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина
21. Мужская гимназия – Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е. А. Вагнера
22. Театральный сквер - Памятник Б. Пастернаку
23. Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского
24. Мариинская женская гимназия – Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. ак. Н. Прянишникова
25. Здание крестьянского поземельного банка – Здание ФСБ
26. Старый корпус женского епархиального училища – Пермский государственный хореографический колледж
27. Дом купца Грибушина – Пермское отделение Уральского центра Российской академии наук
28. Дом купца Гаврилова
29. Дом купца Михайлова
30. Здание государственного банка
31. «Нулевой километр» – Здание главпочтамта
32. Губернская казенная палата – Здание администрации города Перми и Пермской городской Думы
33. Кинотеатр «Триумф»
34. Духовное училище – Пермский государственный институт искусства и культуры
35. Церковь Рождества Богородицы
36. Губернский детский приют Е. И. Любимовой – Пермский филиал Уральской академии живописи, ваяния и зодчества
37. Скульптура В. И. Павленко и О. Ю. Красношеиной «Легенда о пермском медведе»
38. Эспланада
39. Пермская государственная ордена «Знак Почёта» краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького
40. Пермский академический театр драмы — Пермский академический «Театр-Театр»
Приложение 2
Приложение 3
№ |
Краткий рассказ «экскурсовода» |
1 |
Этот приют вначале был рассчитан только на дневное пребывание детей, и в нём вначале было 10 мальчиков и 36 девочек. В 1860 г. начало работать ночлежное отделение на 10 детей — круглых сирот или беднейших родителей. Вскоре к зданию сделали пристрой , который стал использоваться для размещения классных комнат и рукодельной, и в нём воспитанницы приюта занимались рукоделием и шитьём. В 1895 г. к приюту пристроили часть строения по Кунгурской улице. В этом пристрое разместились кулинарные и прачечные классы. Кулинарные классы были созданы не только для воспитанниц приюта, но и для всех желающих обучиться кулинарному мастерству. Здесь также была расположена столовая, в которой готовили сами ученики, а купить недорогие вкусные обеды мог каждый. С 1992 г. здание стало собственностью Уральского филиала Академии живописи, ваяния и зодчества. [6]. |
2 |
Не секрет, что иностранцы уверены, что по улицам русских городов разгуливают медведи. Авторы этого проекта решили воплотить эти представления западных жителей в реальность. Так в городе Перми появился симпатичный памятник, изображающий неторопливо идущего медведя – хозяина Пермского края. С момента появления косолапого в центре Перми у горожан появилось поверье, что если человек потрет бронзовому мишке нос, то его ждет удача, а гость города обязательно вернется в эти края[11]. |
3 |
Ранее здесь располагалось множество магазинов и мастерских. Но дом был известен не только оживленной торговлей. Часть комнат второго этажа сдавалась под квартиры, и в них жили, например, артисты антрепризы. Владела этим разнообразно наполненным особняком купчиха Мария Михайловна Баранова. Сама она двухэтажное каменное здание сдавала в аренду. Её муж, Григорий Иванович, торговал пряниками и кренделями, которые выпекались в собственном доме [2]. |
4 |
Сейчас в нём находятся различные образовательные учреждения. В начале двадцатого века в Перми для подготовки сельских учительниц открыли женскую учительскую семинарию. В семинарию принимали девушек всех сословий в возрасте 14-20 лет, причём важным являлось умение петь — без него в семинарию не брали[8]. |
5 |
Центральный выставочный зал был открыт в 1976 году и сразу стал Центром художественной жизни Перми и края. Главная задача Выставочного Зала – популяризировать наиболее оригинальные и мастерски исполненные проекты современных художников [13]. |
6 |
Автором проекта здания стал архитектор пермской палаты И.А. Кругляшов. Здание было секуляризировано в 1919 году, с этого времени в нем размещались различные лечебные учреждение. В 2018 году бывшее здание духовной консистории вновь передано РПЦ. В настоящий момент ведется подготовка для размещения здесь различных служб православной церкви. Здание консистории является памятником культурного наследия и охраняется государством [16]. |
7 |
Кашинская баня была построена купцом Василием Петровичем Кашиным в 1874 году на берегу Камы и записана на имя жены. Для подачи воды рядом был проложен водопровод с конной водокачкой. Однако вскоре городской голова и щедрый меценат Иван Иванович Любимов пожалел лошадок и распорядился соорудить современное водонапорное строение, где помещался паровой котел и насос. «Пермь стремительно приобщается к цивилизации», — тут же провозгласили местные газеты. Кстати, благодаря этому водопроводу на набережной перед Кашинской баней появился первый в Перми фонтан «с кранами и бассейном на 824 ведра». Зимой вокруг бассейна, чтобы он не замерзал, возводили сруб с железной печкой. Это было необходимо, поскольку фонтан был единственным источником чистой питьевой воды в округе [15]. |
8 |
Известность бывшей гостинице, принес брат последнего русского императора Михаил Александрович Романов. Он содержался в «Королевских номерах», причем оплачивать стоимость проживания и питания ему приходилось самому. Происходило это в 1918 году. А в одну из июньских ночей князь вместе с секретарем и другом Николаем Джонсоном был похищен из гостиничного номера и увезен. Больше никто не видел их в живых. В последние годы в Перми городская общественность не раз выдвигала предложение открыть в здании на улице Сибирской гостиницу, а один из номеров отдать под музейную комнату Михаила Романова [18]. |
9 |
Жилой дом коммунного типа - простыми словами общежитие. На первом этаже подсобные помещения, котельная. На всех остальных жилые помещения. Душевые располагались через этаж. Во время строительства здания применялись передовые строительные технологии. Три верхних этажа самовольно заселили рабочие, участвующие в стройке [5]. |
10 |
При доме Жмаева был прекрасный сад и большая оранжерея, расположенная во всю длину существующего по настоящее время брандмауэра. В оранжерее были прекрасные абрикосовые и персиковые деревья и виноградные кусты, дававшие обильные плоды. Оранжерею разделяла на две половины круглая, в виде башни с куполом, каменная двухэтажная беседка, на стенах которой были изображены ландшафты, на потолках резвящиеся нимфы и амуры. Все это сгорело в 1842 году [17]. |
11 |
В начале 19-ого в.на этом месте в одном из старейших пермских зданий в два этажа с большим куполом и балконом, построенным по проекту архитектора Васильева располагалось народное училище. Пожар 1842 года нанес ему значительный урон, и на его месте построили новое здание, в котором разместилась классическая мужская гимназия имени императора Александра I. К изучаемым предметам добавились греческий и латинский языки, в гимназии создали подготовительные классы, ввели классных наставников. Годом спустя, в 1872 г., в гимназии организовали письменные и устные экзамены. В 1873 г. здесь открыли 8-й класс, имевший педагогический уклон [3]. |
12 |
Казённые палаты ведали государственными имуществом, винными откупами, сбором налогов и первоначально и строительной частью. Казённым палатам подчинялись уездные казначейства. Ныне здесь располагаются Администрация г. Перми, Пермская городская Дума и другие учреждения [4]. |