Введение
В школе, на уроках математики мы развиваем умственную активность - учимся мыслить, формировать прочную основу знаний, умений и навыков, логического мышления, с помощью которого мы сможем легко и быстро решать математические задачи, думать яснее и быстрее приходить к желаемому результату.
Учиться мыслить и развивать математическое мышление можно не только в школе, но и вне её.
Мой брат увлекся сборкой головоломок. Начинал с кубика Рубика 3х3х3, потом у него появились более сложные головоломки. Стал собирать головоломки на скорость, потом принимал участие в международных соревнованиях по сборки головоломок на время. Меня очень заинтересовали эти головоломки, они были все яркие, разной формы и размера.
Потом брат рассказал мне, что это не просто игрушка. Эти головоломки очень полезные «игрушки для ума». Они развивают, память, логическое мышление, концентрацию, моторику рук, пространственное мышление. Предложил попробовать начать сборку одну из простых головоломок, а именно с механической головоломки с 4-мя сторонами разного цвета.
Конечно, в наши дни, когда почти все подчиняется компьютерам, и любой школьник может достать из кармана целый мир компьютерных игр, старые головоломки не столь актуальны и современны. Но как оказалось механические головоломки очень популярны и в настоящее время.
Основная часть
Устные
Печатные
(кроссворд, ребус)
ВИДЫ ГОЛОВОЛОМОК
Механические (кубики, пятнашки, змейки)
Головоломки с предметами
(логические задачи с обычными бытовыми предметами: спичками, монетами)
Теоретическая часть.
Что такое механическая головоломка Pyraminx «пирамидка»?
Известная механическая головоломка с 4-мя сторонами разного цвета. Пирамидка представляет собой геометрическое тело тетраэдр. Она состоит из элементов, которые при повороте могут перемещаться со стороны на сторону, только роль кубиков здесь выполняют маленькие тетраэдры, из которых и сложен этот большой тетраэдр. Каждый поворот - это вращение элементов вокруг одной из 4х осей головоломки на 120 градусов.
Головоломка была изобретена в 1972 году немцем Уве Меффертом. Он является весьма заметной фигурой в сообществе изобретателей и производителей механических головоломок в мире.
Чем же так полезны механические головоломки?
Помимо того, что его сборка головоломки достаточно интересное и увлекательное занятие, она развивает множество полезных навыков и качеств, с которыми любая задача станет ребенку по плечу:
Мелкая моторика
Для того, чтобы собрать головоломку, приходится выполнять огромное количество механических действий. Передвигая ряды вверх и вниз, вправо и влево, постепенно наращивается скорость. Движения становятся выверенными, точными и доведенными до автоматизма. Таким образом, развивается не только подвижность пальцев, но и общее умение ими управлять. В дальнейшем это поможет ребенку легче справляться с мелкой и требующей точности работой.
Концентрация
Решение такой сложной головоломки требует предельной внимательности и усидчивости. За подобным занятием ребенок сам не замечает, как приобретает умение концентрироваться на решении конкретной задачи. Это положительно сказывается на учебе в школе, ведь там также очень важна сосредоточенность, как при выполнении заданий, так и на теме урока.
Память
Хорошая память в современной жизни просто необходима, ведь чем она лучше, тем легче дается учеба или работа. Важно развивать память с самого детства, и головоломка с этой задачей справляется просто отлично. Для решения головоломки ребенку приходится запоминать множество различных способов, держать в уме огромное количество комбинаций. Таким образом, у него заметно улучшаются все виды памяти, что позволяет легче учиться в школе.
Скорость реакции
Если в начале занятий ученики хотят просто добиться решения головоломки, то потом они стремятся сложить ее за минимальные сроки. Постепенно время между решением, какие грани повернуть, и самим действием сокращается. По завершению курса обучения, вырабатывается практически мгновенная скорость реакции.
Стратегическое мышление
Собрать головоломку можно множеством различных способов. Ребенок учится использовать разные техники, и, в зависимости от ситуации, выбирает оптимальные. Это формирует у него стратегическое мышление: способность выстраивать тактику на много ходов вперед, мгновенно оценивать обстановку, выбирать самый простой путь для решения задачи в минимальные сроки.
Пространственное мышление
Для решения данной головоломки просто необходимо представлять ее в уме. Это улучшает пространственное мышление. Когда оно хорошо развито, человеку удается легче справляться с геометрическими и техническими задачами. Неизвестно, какую профессию выберет ребенок, но если она напрямую или косвенно будет связана с визуализацией, то занятия спидкубингом в детстве дадут ему хорошую базу для подобной работы.
Логика и анализ
Становление причинно-следственных связей, выбор правильной последовательности действий, быстрый анализ ситуации и принятие верного решения. Это не полный список того, за что отвечает логическое мышление. При сборке головоломки используются и развиваются все эти навыки, что приводит к лучшему пониманию и освоению как точных, так и гуманитарных наук.
Помимо разностороннего развития умственных способностей, сложение головоломки несет в себе массу других положительных свойств.
Главным из них по праву можно считать снижение уровня стресса у детей. Современные школьники усваивают огромные объемы информации, программа обучения требует от них серьезной отдачи. По этой причине дети часто подвержены стрессу, что вредит их формирующейся психике. А механические действия при сборке головоломки отвлекают и успокаивают ребенка.
Во время решения головоломки ребенок учится преодолевать трудности, а добиваясь успеха, приобретает уверенность в собственных силах. Особенно заметно, как повышается самооценка у скромных и тихих детей. Целеустремленность — это то качество, которое трудно привить ребенку, а в данном случае ребенок сам воспитывает в себе стремление добиваться цели.
К еще одному положительному свойству занятий по сборке кубика Рубика можно отнести улучшение речи, ведь за нее отвечает то же полушарие мозга, что и за моторику рук.
На своем опыте в сборке головоломки «пирамидка» могу сказать точно, что данная головоломка помогает мне:
развивать моторику рук
Все мы прекрасно знаем, что, развивая мелкую моторику, улучшается речь, так как за нее отвечает то же полушарие мозга, что и за моторику рук.
развивать память
Я заметила, что лучше стала запоминать стихи, для этого мне не требуется много времени, стала более сосредоточенной на уроках, изучение английского языка мне дается легче, чем в прошлом году.
развивать концентрацию
Сегодня я могу сказать, что стала более усидчивой. Могу сидеть за сборкой пирамидки и не отвлекаться пока не закончу собирать головоломку до конца.
Вообще особенность таких головоломок заключается в том, что она приносит не только радость и удовольствие от процесса, но и массу пользы.
Когда у меня бывает плохое настроение, я беру пирамидку и начинаю собирать. Так я быстро переключаюсь на ее сборку и отвлекаюсь от плохого настроения.
Цель моей работы: отвлечь детей младшего школьного возраста от гаджетов и заинтересовать их интересной и полезной работой: логической игрой. Поэтому я попросила своего старшего брата и его одноклассников, которые тоже увлекаются сборкой головоломок, выступить в моем классе с презентацией, мастер-классом и рассказать моим одноклассникам о пользе таких головоломок.
Старшеклассники рассказали, что головоломки помогают развивать умственные способности, что позволит лучше учиться в школе. Показали, какие бывают виды кубиков, что такие головоломки можно собирать и на скорость. Дали попробовать моим одноклассникам самим собирать головоломки.
Ребятам понравилось выступление, и я надеюсь, что в дальнейшем ребята начнут сами собирать головоломки.
Мастер-класс для учеников 2 «В» класса СОШ №8 г. Пушкино:
В прошлом году я принимала участие на фестивале проектов старших классов, который проходил в нашей школе, показывала мастер-класс по сборке головоломки «пирамидка» на время. Я была самым младшим участником.
Заключение.
Пирамидка это только начало моего пути в сборке головоломок. Научившись собирать Пирамидку, я, конечно же, не остановлюсь и буду пытаться собирать более сложные головоломки. Думаю, что мне это будет не сложно, ведь у меня есть хороший учитель в сборке головоломок – это мой брат. Кстати, он очень хорошо учится. Сейчас он в 8 классе и за все это время итоговые оценки у него «отлично». Я тоже хочу учиться на одни пятерки и много знать, ведь быть умным – модно!
Механические головоломки - это даже не «тренировка», это целый мир логики, ловкости и аналитического мышления. Они не имеют минусов, поэтому я считаю, что это одна из лучших «игрушек», как для ребенка, так и для взрослого. Особенно головоломки полезны школьникам.
Поэтому, с помощью моего проекта хочется привлечь как можно больше школьников к таким головоломкам. Начиная с самых простых, переходить к кубику Рубика 3х3х3, а потом брать уже самые сложные.
Увлекаясь сборкой головоломок, таких как «Пирамидка», кубик Рубика, я ещё раз убедилась, что Математика прочно вошла в нашу повседневную жизнь, и мы уже не замечаем, что живём по её законам, даже когда увлекаемся какой -нибудь «умной» игрушкой-головоломкой.
Список литературы
Интернет-ресурсы:
https://ru.m.wikipedia.org/
https://thclips.com/
http://vperyod.ru/id9918.htm
https://cubingtime.com/competitions
http://megacuber.com/
http://www.bolshoyvopros.ru/
https://speedcubing.ru/comps
World Cube Association
В. Дубровский, А. Калинин Новости кубологии
М. Мыльников Всем кубикам кубик.