Введение
Наука и искусство – два основных начала в человеческой культуре, две дополняющие друг друга формы высшей творческой деятельности человека. В истории человечества были времена, когда два этих начала дружно уживались, а были времена, когда они противоборствовали. Но, видимо, высшая их цель – быть взаимодополняющими гранями человеческой культуры, потому что даже в самой сердцевине науки есть элемент искусства, а всякое искусство несёт в себе частицу научной мудрости.
В 90-е годы прошлого века начали говорить о необходимости сочетать серьезное естественно-научное и техническое образование с гуманитарным. Сейчас всё большую популярность завоёвывает такая, на первый взгляд, парадоксальная идея: лучшее усвоение знаковой информации, которую несёт математика, происходит при помощи лучшего усвоения образной информации– живописи, искусства.
Цель исследования - рассмотреть математико-гуманитарные и геометрические аналогии. Доказать, что математика и искусство тесно связаны.
Определение потребности и
краткая формулировка задачи
Я очень долго думала, что же выбрать для работы над проектом, где я смогла бы доказать, что математика неразрывно связана с искусством. Но я вспомнила, что недавно мы сделали ремонт в квартире. Даже ту комнату, в которой не так давно был сделан ремонт, очень хочется оживить.Можно воспринимать свой дом как убежище, можно просто как место для сна и еды, а можно — как пространство для реализации смелых идей. Я решила вообразить себя художником...
Задача
Создать картины, которые будут служить украшением интерьера комнаты и доказать, что декоративно-прикладное искусство тесно связано с математикой.
Что должно быть у живописца? Холст и краски! Возможно, Вы так и подумаете. По – вашему, живопись - это только масло или акварель? Так вот смею опровергнуть это мнение. На самом деле нужна овечья шерсть. Всё таинственное заключается в том, что приходится рисовать шерстью. Вы слышали про такое? Меня это очень заинтересовало. Я решила заняться такой необычной живописью. И изготовить картины на стену для украшения интерьера комнаты и придания её дизайну немного креатива.
Дизайн-спецификация
Набор первоначальных идей
Идея № 1 Картина из кофейных зерен. Достаточно большой масштаб математического анализа, оригинальное исполнение, приятный запах, но больше подходит для оформления кухни. |
|
Идея № 2 Картину можно нарисовать цветными карандашами. Отличное украшение для интерьера комнаты, но совсем не оригинально |
|
Идея № 3 Картина, вышитая бисером. Очень красивая, но требует особых умений и много времени. |
|
Идея № 4 Картина из шерсти. Оригинальное и неповторимое украшение органично впишется в интерьер, напоминая акварель. А также имеет большую связь с аналитикой при подсчёте размеров, количества и качества |
Выбор идеи
Я остановила свой выбор на живописи шерстью. Я давно хотела познакомиться с этой техникой.
Приёмы выполнения этой работы не сложные, как раз для начинающих. Интересная композиция будет хорошо сочетаться с обоями. Думаю, что время на выполнение работы затрачу минимальное. Ведь, поскорее захочется увидеть, что у меня получится. А также смогу ощутить себя в качестве аналитика и разобрать расчёты изделия.
Войлочные традиции
Живопись шерстью – это малоизвестный и необыкновенно увлекательный вид творчества. Этот столь обычный материал позволяет создавать истинные произведения искусства. Шерсть является отличным материалом для воплощения творческих идей, а именно для создания великолепных картин. Картины из этого материала похожи на акварельные, но более фактурные по своему составу.
Валяние – самый древний вид текстиля. Существует легенда, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нём, тёрлись друг о друга, шерсть падала на палубу, намокала и утаптывалась копытами, а когда животные покинули ковчег, на судне остался нетканый ковер.
Войлок происходит от тюркского ojlyk – покрывало. Он представляет собой непряденый текстиль из натуральной шерсти.
Валять войлок люди научились в глубокой древности, примерно восемь тысяч лет назад.
Однако техника валяния появилась лишь после одомашнивания овец. Люди пытались валять шерсть диких животных, но это было не так просто, так как у шерсти диких овец нет чешуйчатого слоя, за счет которого происходит сцепление волокон друг с другом. Тем более что с одной овцы можно получить немного шерсти (максимум5 кг). А на то, чтобы изготовить юрту необходимо не менее100 кг шерсти.
Самые древние войлочные изделия были обнаружены археологами в погребениях Горного Алтая, относящиеся к 4-5 векам до н.э. Здесь была обнаружена Пазырыкская культура, относящаяся к «скифскому кругу». В этих погребениях нашли неповрежденные предметы конского убранства, одежду и мягкую утварь. Пазырыкские войлоки сегодня можно увидеть в Эрмитаже. Во всем мире всего только 4 таких же древних коллекции войлоков из Сирии, Египта, Синьцзяна. Древнейшими считаются также войлоки из Монголии (курганы Ноинула), где жили в 1-2 веках до н.э. хунны.
История валяния Иранская традиция.
В этой традиции выполнялось, как правило, вваливание узора. Современные туркмены являются носителями иранской традиции. Они и сегодня изготавливают кошмы так же, как и много лет назад. Основной узор туркменских войлоков – бараний рог, любимые цвета – красный, белый и черный. Узор выкладывали шерстью на подложке, затем все вместе скручивали в рулон и приступали к валянию.
История валяния Пазырыкская традиция.
Самый знаменитый войлок этой традиции – огромный занавес (около 30 квадратных метров), найденный в одном из курганов в Горном Алтае. Полюбоваться на него можно в Эрмитаже. Пазырыкский войлок отличает удивительнейшая ювелирная аппликация, изумительно ярких цветов. Сегодня техника аппликации по войлоку также широко используется в украшении войлочных изделий.
Настоящий же войлок попал на территорию России, как считают исследователи, во времена монголо-татарского ига. Он использовался, в основном, как теплоизолятор для хозяйственных нужд. Самое любимое в России изделие из войлока – валенки.
Выбор жанра
П ортрет (от французского portrait) — это жанр изобразительного искусства, а также произведения этого жанра, показывающие внешний облик конкретного человека. Портрет передает индивидуальные особенности, неповторимые черты, присущие только одной модели (моделью называют человека, позирующего мастеру при работе над художественным произведением)
В переводе с французского слово "пейзаж" означает "природа". Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы.
Кроме того, пейзаж — это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. "Героем" такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.
Натюрморт (фр. nature morte - «мертвая природа») - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются окружающие нас предметы, имеющие между собой смысловую связь.
Выбираю пейзаж, т.к. этот жанр наиболее подходит для оформления моей комнаты.
П РОБЛЕМА!!!!!!!
Комната имеет прямоугольную форму – думаю, одной картины будет не достаточно. Именно тут мне и пригодится МАТЕМАТИКА!!!
Комната имеет размеры 3х6 метра. Отступая по краям стены по 1 метру, получается, что картин должно быть 4, т.к. 6- 1*2=4
РЕШЕНИЕ!!!!!!!
Изготовлю несколько картин объединенных одной темой.
В изобразительном искусстве есть понятияДиптих (с древнегреческого - сложенный вдвое). Греки и римляне изначально так называли специальные таблички для записей, которые были архаичными записными книжками. Делались они из дерева, металлических пластин и другого материала. На внутренних сторонах складывающегося диптиха делались записи, а внешние стороны были украшены различными картинками. В настоящее время диптих - это картина, фреска, гравюра, рисунок, который разделён на две части.
Т риптих (с древнегреческого - сложенный втрое). Имеет такую же историю, как и диптих, только с тремя составными частями. Картина, рисунок и т.д. разделены на три части, секции или панели.
Полиптих (с древнегреческого - состоящий из многих дощечек или складок). По аналогии с описанием диптиха и триптиха, вы уже могли понять, что полиптих - это картина, полотно, которое состоит из более, чем трёх частей. Этих частей может быть четыре, пять, шесть, десять, двадцать и так до бесконечности.
Меня заинтересовала тема времён года.
Великие художники пишут картины, поэты сочиняют стихи, а композиторы посвящают музыку великому созданию природы.
Я рассмотрела несколько вариантов и остановилась на следующих
Выбор материалов,
инструментов и приспособлений
Шерсть Материал для валяния |
|
Ножницы Используется для нарезания шерсти |
|
Клей Используется для приклеивания основы из флизелина к рамке |
|
Пинцет Используется для выкладывания мелких элементов из шерсти |
|
Рамка Используется для оформления картины |
|
Флизелин Используется как основа для выкладывания шерсти. |
Последовательность изготовления картины
Первую картину я выполнила с помощью мастер-класса, который нашла в интернете. Это помогло мне определиться с последовательностью изготовления картин из шерсти и узнать некоторые правила.
Выкладывание картин из шерсти подразумевает под собой процесс послойного формирования изображения из волокнистого материала, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных волокон/прядей шерсти слой за слоем.
Формирование картины происходит от заднего плана к переднему, т.е. сначала фон, затем уже предметы переднего плана. Волокна при этом никак между собой не скреплены.
Для выкладывания картин очень удобно использовать клип-рамы для фотографий (стекло + оргалит + клипы-зажимы).
Шерсть в магазинах чаще всего продается в виде ленты, но можно найти и кардочес.
Гребенная лента или топс – расчесанная шерсть в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту.
Кардочесанная шерсть–это продукт чесания , в котором в отличие от гребенной ленты все волокна изогнуты и направлены в разные стороны.
Расчёт шерсти\
Шерсть расходуется очень экономично, как и краски. В себестоимости картины стоимость самой шерсти очень мала.
Расход шерсти у меня 8 г на картину 24х18 см. Округлим этот результат до 10 г. Ведь в процессе создания картины образуются также обрезки шерсти, которые уходят в утиль.
Вес картины, то есть шерсти, слагающей её, зависит от толщины закладываемых слоев. Это обуславливается и спецификой сюжета и человеческим фактором — каждый человек по-разному берет шерсть; кто-то работает тонкими слоями, оставляет резервы, а кто-то очень толстыми слоями.
Новички, обычно, расходуют шерсть 1,5-2 раза больше. Не привыкли к материалу, не знают особенностей раскладки, оттого выкладывают шерсть толстыми слоями и т.д. Хотя бывают случаи, когда наоборот, шерсти закладывают настолько мало, что виден задник картины (просвечивает через флизелин).
Исходя из полученных экспериментальных данных, можно подсчитать примерный расход шерсти на картину любого размера.
Если на картину 24х18 см идет 10 г шерсти, то на картину 30х40 см — 28 г, 40х50см — 47 г. ! Цифры соответствуют примерным расходам автора картины!
Основные методы работы с шерстью при выкладывании картин
В ытягивание
Из гребенной ленты можно вытягивать пряди разной толщины – тонкие, сквозь которые будет просвечивать предыдущий слой, или более плотные, с хорошей кроющей способностью (с последних удобно начинать процесс выкладывания картины, когда требуется быстро сформировать первый плотный слой-основу).
Щипание
В результате щипания получаются пушистые комочки-паутинки, в которых все волокна спутаны Такими пушистиками легко добиться мягких переходов от одного цвета к другому. Фон, выложенный таким способом, выглядит пушистым, акварельным При щипании нужно стремиться получать однородные пушистые комочки (без петелек).
Настригание
Часто при выкладывании картины шерсть приходится стричь. Шерсть настригается прямо на картину в нужном месте, при этом нужно понимать, что полученный пух может иметь разный размер и форму. Руками и/или пинцетом можно как угодно расположить настриженную шерсть на поверхности картины. Хочется особо отметить, что шерсть можно и нужно смешивать. То есть можно взять 2-3 цвета шерсти и сформировать из них одну неоднородную по цвету прядь.
№ п/п |
Последовательность работ |
Инструменты, приспособления |
1 |
Вынимаю подрамник из рамы. |
рамка |
2 |
Из ткани вырезаю прямоугольник равный подрамнику |
ножницы, ткань |
3 |
Приклеиваю ткань на лицевую сторону рамки |
клей |
4 |
Делаю эскиз |
бумага, карандаш |
5 |
Вытягиваю шерсть ровными прядями |
шерсть |
6 |
Выкладываю тонким слоем белую шерсть на все полотно |
белая шерсть |
7 |
Вынимаю из мотка полоски шерсти другого цвета, формируя фон |
шерсть разных цветов |
8 |
Создаю сюжет |
шерсть разных цветов |
9 |
Готовую картину накрываю стеклом |
стекло |
Правила охраны труда Соблюдать порядок на рабочем месте. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями. |
Предлагаю вам свой мастер-класс
Последовательность работ |
Фото |
Метод вытягивание Выкладываю тонким слоем белую шерсть на все полотно Полотно предварительно подготовить.см.выше |
|
Метод щипковый Выкладываю голубую шерсть-небо |
|
Метод вытягивание Из зеленой и желтой шерсти формирую фон картины. Трава, солнечный край. |
|
Метод настригания Смешиваем шерсть разных оттенков зеленого и настригаем кусты на заднем плане. Укладываем шерсть пинцетом. |
|
Метод вытягивания и настригания Из шерсти коричневого цвета формируем ствол дерева, добавляем светлые пряди. Зелень настригаем и укладываем(зелены и черный) |
|
Метод вытягивания Из шерсти зеленого, белого и черного цвета формируем кусты под деревом, создаем тень. |
|
Метод щипковый Шерсть оранжевого цвета добавляем тонкой паутинкой на желтый и зеленый фон |
|
Метод вытягивания Из шерсти белого, зеленого, темно-зеленого цвета формируем траву, кончики подкручиваем. |
|
Метод настригания Маки нарезаем красную шерсть короткими толстыми прядями, формируем лепестки и укладываем. Серединку цветка делаем из черной шерсти, добавляем белый блик. |
|
Выкладываем поле из маков. И настригаем по краю поля красную шерсть |
|
Из желтой шерсти выполняем цветы (между маками) |
|
Подрезаем шерсть, которая выходит за пределы рамки. Накрываем аккуратно стеклом. Вставляем в рамку. Картина готова. |
Экономическое обоснование
цена за 1 ед |
кол-во |
стоимость |
|
Рамка |
100 |
4 шт |
400 |
Шерсть |
50 гр - 60руб |
300 г разного цвета |
660 руб |
Итого |
1060 |
Моя работа практически безотходное производство, так как остатки шерсти, обрезки можно использовать для других изделий в этой технике.
Таким образом, затраты на изготовление моего изделия не значительны, учитываю только потраченное время и свой труд.
Экологическое обоснование
Для изготовления изделия из шерсти я использовала экологически чистые материалы - волокна шерсти выполнены из натурального покрова животных, не выделяет вредных веществ, не вызывает аллергии. При окрашивании шерсти использованы устойчивые красители, не оказывающие вредного воздействия на кожу человека в процессе изготовления изделия.
По окончанию срока службы изделие подвергается биохимическим процессам естественным путём или легко утилизируется при естественных процессах тления или горения, изделие не загрязняет окружающую среду. Рамка изготовлена из натурального дерева. Я выполнила экологически чистое изделие, и поэтому нет опасности для здоровья человека в использовании изделия.
Самооценка
Я считаю, что моя работа удалась. Я "рисую" шерстью - самым теплым и благодарным материалом. Мало того, что он греет в прямом смысле, так и вещи из него несут в себе всю теплоту рук и вложенной доброты. Картины из натуральной шерсти обладают интересными свойствами: они расслабляют, успокаивают, умиротворяют. Недаром их называют "Теплые картины" – от них становится теплее на душе. Релаксирующие свойства картин из шерсти отмечают многие, и подходят они практически в любой интерьер.
Я доказала, что математика играет очень важную роль в изобразительном искусстве, в частности при изображении перспективы, подразумевающем реалистичное изображение трехмерной сцены на плоском холсте или листе бумаги.
Полученная работа, недорога, красива. Я считаю, что с поставленной перед собой задачей я справилась. Надеюсь, что моя работа понравится окружающим. Результат полностью оправдал мои ожидания. На мой взгляд, картины получились гармоничными, красивыми, оригинальными. Мои картины служат самостоятельным декоративным элементом интерьера, где математика находится в центре внимания!
Заключение
Воздействие искусства на эмоции и чувства человека может быть усилено научным использованием правила. Моя гипотеза подтвердилась. Создание нового объекта искусства позволило развиваться науке математике. Таким образом, наука и искусство находятся в постоянной взаимосвязи, наука помогает искусству!
Математика и искусство-
Чем же они похожи?
Какие в нас будят чувства?
Кто разобраться поможет?
Формулы, графики, линии-
Где корни их, где начало?
Может быть, в древнем Египте,
Где музыка жизни звучала?
В Греции, где художники
Ваяли изящные амфоры?
До нас их работы дожили-
Потомкам в веках оставлены.
И Золотое сечение-
Чудо нетленной природы,
Евклидовы вечны учения,
Как музыки водовороты.
Недаром законы Галактики,
Как точно сказал Галилей,
Говорят языком математики,
Языком величайших людей.
(Екатерина Манасян)
Информационные источники
1.Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Приложение к журналу «Чудесные мгновения» М.: Агентство Дистрибьютор Прессы,2007.
2.Красичкова А.Г. Вещи из войлока.-М.: Полиграфиздат, 2010.
Лена рукоделие. Спецвыпуск № 1 "Идеи для валяния".-М.;Эдипресс - Конлига,2011
3.Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Практическое руководство. Приложение к журналу «Чудесные мгновения. Лоскутное шитье» М.:Астрея, 2007
4.Пипер А., переводчик Воркуев Ю. Шерстяные панно своими руками.-М.: Ниола-Пресс,-2007.
5.Шинковская К. Вещицы из войлока. Ручная работа. -М.; «АСТ-ПРЕСС». -2008. Шинковская К. Войлок. Все способы валяния. -М.; «АСТ-ПРЕСС».-2011.
6. «История валяния» –
http://www.wool-bulb.com/istorija.html
https://teplie-kartini.ru