Введение
Тема моей исследовательской работы “Чистополь в годы Великой Отечественной войны в задачах”. Актуальность темы не требует доказательств. Каждый человек должен любить свой край и свою Родину, уважать свой народ, культуру и духовные традиции, но самое главное знать какой ценой нам досталась такая счастливая жизнь. Нельзя забыть про тех людей, которые отдали жизни за наше счастливое будущее. Дома у нас хранятся дедушкины награды. Я читал книги, смотрел фильмы о войне. Поэтому из рассказа своих прадедушки п прабабушки, а также изучая историю города Чистополь я составил задачи по математике .
Цель работы: создать сборник задач «Чистополь в годы Великой Отечественной Войны».
Задачи: 1. Провести анкетирование учащихся на знание истории города в годы ВОВ.
2. Проанализировать полученные результаты.
3.Организовать встречу с участниками ВОВ и тыла и взять у них интервью.
4.Найти и изучить литературу о родном городе Чистополе.
5.Составить текстовые задачи, в соответствии с полученными данными и фактами.
6.Решить задачи одним или несколькими способами.
7.Сделать выводы.
Предмет исследования: история города в годы ВОВ. Объект исследования: учащиеся. Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, сравнительный анализ, интервью.
Практическая значимость: можно использовать на уроках математики и во внеклассной работе.
Гипотеза: Составление и решение задач по материалам Великой Отечественной войны может расширить кругозор, углубить знания о войне
Я проанкетировал 8 классы. всего 65 учащихся, по вопросам:
1. В каком году началась Великая отечественная война?
2. Сколько дней война шла?
3. Сколько Чистопольцев ушло на фронт?
4. Как помогли Чистопольцы победить войну?
Результаты таковы: на 1 вопрос правильно ответило 30 учащихся.
На второй – 16 учащихся из 65 учащихся. На третий правильно только 10 учеников, и последний - 5 учеников. Стало понятно, что мы не знаем историческое прошлое нашей России , не зная прошлого ,не будет будущего. И только решение математических задач поможет нам узнать о нашем городе и о наших героях.
Основная часть
В тот далекий 41г. В результате оккупации значительных территорий страны, основная тяжесть легла на восточные районы. Одной из важных тыловых баз стал Татарстан. Глубоким, надежным советским тылом стали Чистополь.
В нашем городе был интернат Литфонда, куда поселили детей писателей. В настоящее время они стали знаменитостями: это Тимур Гайдар, Макс Бременер, Наташа Чалая, Алексей Баталов и другие. Интернат был полностью на попечении жен писателей. Супруга Пастернака, Зинаида, была сестрой-хозяйкой и поваром. С детьми занималась пианистка Елизавета Лойтер, которая подобрала музыку к присланным с фронта стихам мужа и впервые исполнила песню «Давай закурим, товарищ, по одной...».
1. Уже к 1 декабря 1941 года в сельских районах ТАССР разместились 67800 детей, 70 % которых были в возрасте до 12 лет. В нашем городе в интернате Литфонда было принято разместить на 67 300 детей меньше всех эвакуированных детей, и матерей, которые составляли 11% от детей Литфонда.
Из источников: «Подъем ребят в 7 часов, к 8 они в школе, завтрак в 7.30, по нынешним временам кормим неплохо, маловато жиров… Ввели мы трудовые навыки, чтобы приучить ребят к самообслуживанию. Дети сами себе зашивают, штопают, убирают по очереди в своей комнате, моют пол». [64. С. 210].
Дежурство по столовой было организовано по очереди, начиная с первого отряда. Первый отряд состоял из 15 девочек и 13 мальчиков. Сколькими способами можно выбрать двух дежурных из первого отряда? Сколько детей было в возрасте младше 12 лет? Сколько детей было эвакуировано в г. Чистополь и сколько было матерей?
Решение:
Всего в отряде 28 человек. Выбрать первого можно 28 вариантами а второго 27 вариантами, по правилу умножения (28∙ 27) =756, исключим повторяющиеся двойки: 756: 2 = 378 (вариантов).
7800:100 ∙70 =47 460(дет) в возрасте до 12 лет.
67800-67300 = 500(д) – разместили в интернате литфонда,
500∙ 0,11 = 55 ( ч) – матерей.
Ответ:47 460 детей, 500детей и 55 матерей. 2. Правительство страны, спасая от разгрома или захвата немцами фабрики и заводы, которые оказались на фронтовой полосе решило срочно эвакуировать на Восток. И поэтому в первые месяцы войны в Татарстан, а так же в Чистополь, стали поступать предприятия со всей страны, начиная с 194х; 194у; по 194z год .Чему равно их количество и с какого года и по какой год стали эвакуировать предприятия, можно узнать если известно, что хуz = х+у +z
Решение : 1)так как 1 ∙ 2 ∙ 3=1+2+3 , то всего 6 предприятий. 2) с 1941 по 1943 годы. Ответ: 6. Это: второй Московский часовой завод, Киевская прядильно-трикотажная фабрика, Гомельская галантерейная фабрика, Калачинский судоремонтный завод, Сталинградский судоремонтный завод и Витебская инструментально-мебельная фабрика.
3.Оборудование второго Московского часового завода, разместили в 170 вагонах, грузоподъемностью 50 тонн каждый, доставили в г Казань всего за 23 дня, а дальше отправляли в г. Чистополь на баржах, грузоподъемностью 200 т. Первая баржа прибыла в город Х.ХI.МСМХLI году. Она от пристани в г. Казань со скоростью 10км/ч прибыла в Чистополь в 21час 20 мин и при этом проплыла без остановок 120 км. Но удалось отправить только 28 барж. Ранние морозы сковали Каму.Единственный способ доставки стал санный путь. Станки грузили на подводы с лошадьми на каждую около 1000 кг., а люди шли пешком сопровождая ценный груз. До весны совершили тысячи рейсов. Вывезли около 2 тыс единиц оборудования. И уже в марте 1942 года завод выпустил первую продукцию. Сам завод был секретным оборонным объектом под номером DCCXXXV.
1). Сколько тонн груза было эвакуировано в г. Казань.
2).Когда прибыла первая баржа?
3) Определите время отправления баржи от пристани в г Казань.
4). Сколько тонн смогли переправить используя малые баржи?
5).Сколько рейсов было сделано подводами с лошадьми, чтобы переправить все оборудование?
6) Номер секретного оборудования?
Решение: 1). 170 х 50 = 8 500(т) – было эвакуировано в Казань..
2) 10 . 11. 1941года –прибыла в город первая бапжа.
3)120: 10 = 12(ч) – время первой баржи.
4) 21ч 20 мин – 12ч = 9 ч 20 мин – время отправления первой баржи
5). 28 х 200 = 5600(т) – переправили в Чистополь на баржах.
6). 8500-5600 = 2 900(т) – переправляли санным путем.
7) 2 900 ≈ 3 000, 1000 кг ≈1т , 3 000: 1 = 3000 ( рейсов)-было сделано подводами.
8) 835.
Часы для злодеев матерых
Что кровь неповинную льют
Часы после боя которых,
Враги никогда не встают.
О минах с часовым механизмом писал М.В. Исаковский, живший в годы войны в г. Чистополь. Использую рифмы и цифры это стихотворение можно переложить на математический язык:
7 8 7 8 12
108 140 50
7 8 7 8 15
120 102 60
4.Значительную часть трудоспособного населения в селах и деревнях в годы войны составляли дети. Именно они больше всего привлекались летом и осенью к сельскохозяйственным работам. Дети помогали убирать урожай в колхозах. Было огромное желание – помочь фронту: «...если нас не берут на фронт, будем полезными в тылу.
Для Чистопольцев, тружеников тыла, главным стал лозунг: «Что ты сделал сегодня для фронта?» устраивались различные формы соревнований. Это многостаночники, двухсотники, тысячники, рационализаторы, были созданы фонды: обороны, семенного фонда, фонда Победы, фонда строительства танковой колонны Татарстана, фонда помощи освобожденных от фашистов районов страны. На заводах в основном работали женщины и подростки 15- 16 лет, никогда не видящие станков. Работали с 5 часов утра до 20 вечера, без выходных. Сколько часов длился рабочий день? Какую часть суток он занимал? Сколько часов в неделю работали тыловики?
Решение: 20 – 5 = 15 часов- работали каждые сутки, 15 / 24 часть суток или 5/8 часть суток, 15 х 7 = 105 (ч) в неделю .
5.Дети войны – вы детство не знали,
Картофель, зерно на полях убирали,
Работая, в цехе у станков засыпали,
И травмы от этого вы получали.
В холодную зиму окопы копали,
И в госпитале раненым вы помогали.
Недосыпали, недоедали и о Победе нашей мечтали!
Один трудодень равен двум сменам дневным,
На завтрак и ужин давали хлеб вам один,
Ели вы скромно: хлеба полфунта и сахар кусочек.
Скажите, друзья, решите задачу,
Сколько часов в день, работали дети?
И сколько по карточкам хлеба давали,
Чтоб с голоду дети не умирали?
Решение: 1 фунт = 400 гр. По карточке получали 200 гр. хлеба, 16 часов в день.
6. На судоремонтном заводе в бригады записалось 150 человек, на заводе АГО – на 30 человек больше, а на Чистопольский часовой завод
с 10 октября 1941г, помимо костяка заводского коллектива которых было на 394 человека эвакуированных москвичей больше , чем на судоремонтном ,
записалось в 13 раз больше человек, чем на судоремонтный. Сколько рабочих было на заводе АГО и на Часовом заводе? А также эвакуированных специалистов из Москвы?
Решение.1) 150 + 30 = 180 (раб) – на заводе АГО.
2) 150 ∙ 13=1950 (раб) – на часовом заводе.
3) 150 + 394 = 544(спец) – были москвичи.
7.Вместе с предприятиями города было эвакуировано население. Эвакуированных было больше 20 тыс., но меньше 26 тыс. человек. Половина эвакуированных были дети, третья часть - женщины, остальные мужчины. Чистополь — провинциальный город на Каме — волею судеб стал центром литературной жизни всей страны. Сюда в 1941 году из Москвы и Ленинграда эвакуировали Союз писателей СССР — деятелей литературы с семьями, всего составило одну двенадцатую часть эвакуированных. Среди них были Борис Пастернак, Анна Ахматова, Николай Асеев, Арсений Тарковский, Константин Паустовский, Александр Фадеев, Леонид Леонов, Михаил Исаковский; семьи Василия Гроссмана, Константина Федина, Александра Твардовского, Ильи Сельвинского. Думали — до конца лета, но остались на три года, в течение которых в тесноте и бедности были написаны произведения, вошедшие в золотой фонд русской литературы.
1). Сколько человек было всего эвакуированных?
2). Сколько детей, женщин и мужчин?
3).Чему равно количество деятелей литературы с семьями эвакуированными в 1941 году?
Решение: 1).Так как количество эвакуированных должно делится на 2, на 3 и на 12 , то всего было около 24 000 человек. . Половина всех –дети. Это 12 000 человек, Третья часть женщины – это 8 000 человек. Остальные мужчины: 24000- 12000 -8000 = 4000 человек. 3). 24000:12= 2 000 человек.
8. С 1 сентября 1941 года стала действовать карточная система на хлеб, сахар, кондитерские изделия. Служащему выдавали хлеб на 150 г больше чем ,ребенку младше12 лет, рабочему 1 категории, работающему в военной промышленности, в два раза больше грамм чем служащему, а всем троим выдали 1 кг 450 гр хлеба. Сколько грамм выдали каждому?
Решение: Пусть х гр – дают иждивенцу, тогда (х +150) гр – служащему, а рабочему – (х+150) ∙ 2 (гр). Составлю и решу уравнение: х + х +150 + 2( х+150-= 1450. 4х + 450 = 1450. 4х= 1000, х=250 гр, - иждивенцу, 250+150=400(гр)- служащему, 400 ∙2 =800(гр) – рабочему.
Сахар получал на месяц рабочий 500 гр, 2200 грамм мяса или рыбы, 600 грамм жиров, 1500 грамм крупы.
9. В Республику Татарстан раненные стали поступать на десятый день. В Татарстане было открыто 50 госпиталей. 3 госпиталя были открыты и в нашем городе. Эвакогоспиталь под №1669 с коечным фондом 110 мест располагался по улицам Октябрьской, 77, Нариманова, 41, 45. Эвакогоспиталь №1670 на 1040 мест больше размещался в пяти корпусах: в гостинице, горсовете, по улицам Володарского, 63, 69, Театральной, 5). Госпиталь №4638 на 290 мест больше , чем в № 1669 - по улице К.Маркса, 78. Сколько всего коечных мест было в госпиталях нашего города?
Решение: 110 + (110 + 1040) + (110 + 290) =110 + 1150 +400 =1660( мест).
10. Раненым была необходима кровь .Как и многие другие учительница артели «Искра» Белозерова Е.стала донором и сдала 20 раз кровь по 500г. Сколько литров крови сдала учительница. Решение : 20 ∙500 = 10 000г = 10 л.
В 1941-1942г. предприятия отправляли людей на строительство оборонных сооружений около Буинска. Особенно тяжело приходилось в суровую зиму 1941-1942г. Окопы рыли в 30 градусные морозы, долбя замершую землю.
11. За декабрь и январь выкопали половины всего расстояния, в феврале- ¾ , остатка, Какую часть намеченного расстояния осталось выкопать в марте? Решение: 1 – ½ = ½ - осталось на февраль, ½ ∙ ¾ = 3/8 выкопали в феврале. 1 – ½ - 3/8 = 8/8 – 4/8 -3/8 = 1/8( часть)- осталось в марте.
12. Сколько путей, выкопанных окопов ,ведут из штаба «Д» к штабу «О».
Ответ: 6. ( 11, 12 13. 21,22.23).(приложение 1).
Война сплотила всех, кто сражался на фронте и тех, кто в тылу ковал оружия, кормил и одевал фронтовиков, кто своим ударным трудом помогал приближать победу.
13.Большую помощьв победе над фашистами оказало сельское население «Не дать пропасть ни одному колоску!» - было лозунгом всех. 60 школьников школы №5 вместе с учительницей А.И. Гырдымовой выехали в колхоз « Красный труженик» на уборку урожая. За короткое время , вместе с сельским населением собрали с полей 57 ц зерна. Сколько в день собирали зерна , если работали 5 дней ?
Решение : 57ц = 5700 кг, 5700 : 5 = 1140 ( кг) в день.
14.Война не обошла и мою семью Узнайте фамилию моего прадедушки – участника Великой Отечественной войны, заполнив таблицу арабскими числами:
СL |
ХL |
MC |
DCV |
ХХХI |
CM |
LV |
CD |
ХLII |
31 – Н, 605-Ь, 55 –К, 400- О, 150- М, 42 – В, 40- Е, 1100-Л, 900 – И.
Ответ: МЕЛЬНИКОВ.
15. И эту задачу я посвящаю своему дедушке:Мельникову Василию Евлампьевичу - Ветерану Великой Отечественной войны.
В сорок первом ему было шестнадцать.
В Киров, в военное он поступил,
В сорок третьем –юным курсантом
Он на фронт, на войну заспешил,
И отважный он был пулеметчик
И на Курской Дуге воевал
И в плену был . сбежал .
В партизанском отряде
В глухих топях, болотах врагов отбивал
В сорок четвертом получил дед раненье
Заслонив собой мед сестру
После госпиталя он не сломался
Все равно пошел на войну
И домой он вернулся героем
На груди у него ордена
Так скажите какого же года
Был мой дедушка, гордость моя?
А еще у меня есть награды,
те ,что дед на войне заслужил.
Треть всех наград,
Меньше на два, половины.
Ну а сколько всего ?
Постарайтесь решить!
1/2х-1/3х =2, 1/6х=2, х =2 : 1/6. х=12(орденов)
Ответ : 1925 г .р., всего 12 наград.
Заключение
Цель моей работы: составить задачи на тему «Чистополь в годы Великой отечественной войны» достигнута. Задачи по достижению данной цели выполнены. Гипотеза: составление и решение задач по материалам Великой Отечественной войны может расширить кругозор, углубить знания о войне подтвердилась и доказана. Проводилось повторное тестирование, которое показало положительный результат. Составление и решение задач, основанных на реальных событиях и датах, способствует углублению знаний не только о войне, но и по математике. Сложность представленных задач соответствует школьному курсу математики 5-7 классов. Все эти задачи и данные можно использовать на уроках истории, математики и на кружковых занятиях, как для учащихся, так и для учителей. Результатом моей работы стал сборник математических задач, который я буду пополнять учитывая сложность математических задач каждый год.
Список использованных информационных источников:
Абдрашитов Б.М., Москва, «Просвещение», 1996, «Учитесь мыслить нестандартно».
Бодрова И.А., Капитонова Г.А.,Маркина Е.М,Орлова А.Ф.. Учебное пособие для учащихся 7-9 классов История Чистополя 2012 ,158ст.
Зубарева И. И., Мордкович А. Г., Математика 5 класс, Учебник для образовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2014 г.
Игнатьев Е.И., Москва, «Омега», 1994, «Математическая смекалка».192с.
Народная энциклопедия «Мой город». Чистополь. http://www.mojgorod.ru/r_tatarstan/chistopolj/
Приложения
Приложение1
12