Актуальность темы.
Актуальность изучения данной темы в том, что чаще всего именно геометрические задачи вызывают затруднения у абитуриентов, выпускников, участников математических олимпиад.
В большей части заданий термин «вневписанная окружность» не фигурирует, а появляется как вспомогательная фигура, именно поэтому объект исследования решать различные геометрические задачи.
Данная работа выходит за рамки школьной программы и будет полезна учащимся, интересующимся геометрией, для учащихся специализированных классов или для участников олимпиад.
Цели и задачи проекта:
Цели :
1. Дать определение вневписанной окружности треугольника.
2. Рассмотреть свойства вневписанных окружностей треугольника.
3. Показать применение свойств вневписанной окружности, как вспомогательного объекта при решении задач на доказательство, построение и вычисление.
Задачи:
Изучить математическую литературу по данной теме.
- Систематизировать свойства вневписанной окружности.
- Рассмотреть решение задач.
- Подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, а также к участию в различных олимпиадах.
История возникновения и развития геометрического понятия “окружность”.
Круг и окружность – одни из самых древнейших геометрических фигур, философы древности придавали им большое значение. Круг – воплощение нескончаемого Времени и Пространства, символ всего сущего, Вселенной.
“Из всех фигур прекраснейшая – круг”, – считал Пифагор.
Для первобытных людей важную роль играла форма окружавших их предметов. Особенно вкусными казались им орехи кокосовой пальмы, похожие на шар. Специальных названий для геометрических фигур, не было. Говорили: “такой же, как кокосовый орех”. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими фигурами.
Математические знания египтян и вавилонян были разрозненные и представляли собой свод правил, проверенных практикой.
В Древней Греции все разрозненные знания привели в систему, геометрия стала бурно развиваться как наука. «Окружность” и “круг” получили свои названия.
В Древней Греции круг и окружность считали венцом совершенства. “В каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе”. Это свойство окружности стало толчком к возникновению колеса .
В русский язык слово круг пришло через латинский язык: Круг – “циркулус”, от него же и “циркуль”, без которого бы мы не построили круг.
Окружность и её виды:
Окру?жность — замкнутая плоская кривая, которая состоит из всех точек на плоскости, равноудалённых от заданной точки: эта точка называется центром окружности. Отрезок, соединяющий центр с какой-либо точкой окружности, называется радиусом. Окружность разбивает плоскость на две части — конечную внутреннюю и бесконечную внешнюю.
Определение вневписанной окружности.
Вневписанная окружность – окружность, касающаяся одной из сторон треугольника и продолжений двух других его сторон.
У любого треугольника существует три вневписанных окружности.
Дано:
АВС
Окр. (О; r)
М, N, К – точки касания
Доказать: О - точка пересечения биссектрис угла В,
угла КАС и угла NCA.
Решение:
Т. к. окружность касается сторон угла САК, то центр окружности О равноудален от сторон этого угла, следовательно, он лежит на биссектрисе угла САК. Аналогично, точка О лежит на биссектрисе угла АСN. Т. к. окружность касается прямых ВА и ВС, то она вписана в угол АВС, а значит её центр лежит на биссектрисе угла АВС.
Ч.т. д.
Дано:
АВС
Вневписанная окр. (Оа; ra )
Доказать: АВ1 = АС1 = p
Доказательство:
Т.к. О - центр вневписанной
окружности. Касательные,
проведенные к окружности из
одной точки, равны между собой, поэтому ВВ1 = ВА1 ,
СА1 = СС1 , АВ1 = АС1.
Значит, 2p = (AC + СА1) + (AB + ВА1) = (AC + CC1) + (AB + BB1) = AC1 + AB1 = 2AC1 = 2AB1
т.е. АВ1 = АС1 = p.
Д ано:
? АВС
Вневписанная окр. (Оа ; ra)
Доказать:
ra = ptg
Решение:
В прямоугольном треугольнике А Оа С1
raи p – длины катетов, угол Оа А С1
равен, поэтому ra = ptg.
Доказательство:
Выразим все радиусы через стороны, площадь и полупериметр треугольника:
Значит,
Доказательство:
Используем выражения радиусов через стороны и площадь треугольника:
Доказательство:
Воспользуемся формулами, ранее доказанными, нахождения радиусов через стороны и площадь треугольника:
Доказательство:
Из ранее доказанных формул для радиусов и формулы Герона:
Доказательство:
Из rarbrc= rp2 = rp × p = Sp.
Следовательно:
Задача №1
Задача №2.
Постойте треугольник по периметру и двум углам.
Дано: Р = 12, угол А =30°, угол В = 45°.
Построение:
1. АК = р = 6.
2. Угол А= 30°
3. ОКАК
4. Биссектриса А.
5. Окр. (О;R), R = ОК
6. Угол В1
7. ВС||В1F, при этом ВС – касательная.
8. DАВС – искомый.
Доказательство:
1. А = 30°, В = 45° по построению.
2.р=АК = АL= 6 по свойству вневписанных окружностей.
3. Р = АК + АL = 12.
Доказано.
Задача №3.
В треугольник со сторонами 6, 10 и 12 вписана окружность. К окружности проведена касательная так, что она пересекает две большие стороны. Найти периметр отсеченного треугольника.
Дано:
?АВС
Окр.(О;R) – вписанная
ВС = 6; АВ = 10 ; АС = 12
LK – касательная
Найти:
Р?АКL
Решение:
1. Окр.(О;R) является вневписанной для ?АКL.
2. По теореме №2: Р = АG + АМ.
3. GC = CF, FB = MB.
4. Значит МВ + GС = ВС.
5. Р = АВ + АС – ВС
Р = 10 + 12 – 6 = 16.
Ответ: 16.
Задача №16 из варианта ЕГЭ
Заключение.
В заключение хочется еще раз сказать, что геометрия начинается с треугольника. Треугольник неисчерпаем. Две с половиной тысячи лет постоянно открываются его новые свойства. Чтобы рассказать обо всех известных, необходим том, сравнимый по объему с томом Большой энциклопедии.
А изящество и красота применения окружности создают ощущение ее элитарности. К сожалению, в школьной программе этой фигуре уделяется незначительное время и внимание. А про вневписанную окружность и не упоминается.
В своей работе я проиллюстрировала связь вневписанной окружности с основными элементами треугольника (между радиусами вписанной и вневписанной окружностями, между радиусами вневписанной окружностью и площадью треугольника, между радиусами вневписанных окружностей и периметром треугольника) и показала применение выявленных свойств к решению задач различного типа.
Данная работа может быть использована на уроках геометрии в школах, на занятиях математического кружка, факультативах, при решении конкурсных задач, при подготовке к экзаменам и олимпиадам.
Литература
1.Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов. Геометрия. Доп. Главы к учебнику 8 кл., Учеб. Пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. Издательство « Вита- Пресс» 2002. Стр. 161-167.
2.Гордин Р.К. ЕГЭ 2014. Решение задачи С4. – 3-е изд. доп. – М.: МЦНМО, 2014. – 448
3. Прокофьев А.А., Корянов А.Г . Вневписанные окружности прямоугольного треугольника.2014 г
Интернет – ресурсы.
- www.mathege.ru – Математика ЕГЭ 2014 (открытый банк заданий).
- http://reshuege.ru – Решу ЕГЭ, Образовательный портал для подготовки к экзаменам.
- http://zadachi.mccme.ru – Информационно-поисковая система «Задачи по геометрии»