1. Введение
«Предмет математики столь серьезен,
что не следует упускать ни одной
возможности сделать его более
занимательным»
Б. Паскаль
Французский математик
Идея создания сборника задач по математике возникла случайно. На уроке математики мы решали задачи, которые показались мне скучными и неинтересными. Я решила сделать свой задачник, решать который будет интересно и познавательно, и оформить его в виде комикса. Моя семья очень любит путешествовать по Челябинской области, поэтому свой проект я решила связать с краеведением: достопримечательностями Челябинской области.
Вместе с учителем мы выбрали тему проекта, определили направление деятельности, составили план работы.
Цель проекта: создать задачник по математике для обучающихся начальных
классов.
Для этого нам необходимо решить ряд задач:
1. Изучить понятие «комикс»;
2. Изучить достопримечательности Челябинской области, а также выяснить какие из них незнакомы ученикам класса;
3. Подобрать и подготовить наглядный материал (фотографии, рисунки).
4. Составить задачи о достопримечательностях Челябинской области.
5. Систематизировать собранный материал.
6. Опубликовать задачник.
Объект исследования:
Создаваемый задачник по математике.
2. Основная часть.
2.1. Значение математики в нашей жизни.
Математика – это наша жизнь, потому что всегда сопровождает нас. Нет на Земле человека, который обходился бы без нее. Идем ли мы в магазин, болеем ли за любимую хоккейную команду, мастерим воздушного змея, выпекаем пирог – везде нам нужна математика!
Мы производим расчеты даже просто возвращаясь со школы, с прогулок, чтобы успеть и поесть, и уроки сделать, и родителям помочь.
Математика развивает в нас логику, силу воли, внимание, память, воображение, находчивость, смекалку, умение анализировать и четко излагать мысли.
Если закрыть глаза и на миг представить, что нет математики, представить, что ты не умеешь считать, что будет вокруг тебя? Пустота …
2.2. Комикс – как вариант нескучного задачника по математике.
Комикс – это серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование.
Ученые доказали, что дети гораздо лучше воспринимают и запоминают информацию, полученную из изображения.
Комиксы повышают мотивацию к изучению, они способны приковать наш взгляд и заинтересовать репликами героев. Читать комиксы гораздо легче и интереснее, чем длинные тексты. Чтение и понимание коротких комиксов может вселить уверенность в своих способностях, которая так необходима в процессе обучения.
Обычные математические задачники многие дети считают скучными, неинтересными. А комиксы настраивают на шутливый лад, позволяют расслабиться и наш мозг может воспринимать больше информации.
Поэтому у меня возникла идея создать математический задачник в виде комикса.
3. Практическая часть.
Создание задачника по математике для учеников 2 класса
Свою работу над непосредственным выпуском задачника мы проводили по плану:
1. Определить название задачника.
1. Провести опрос среди учеников 2-Б класса для того, чтобы определить какие достопримечательности будут интересны для ребят.
3. Продумать оформление задачника.
3.1. Анкетирование
Для того, чтобы определить о каких достопримечательностях Челябинской области хотели бы узнать ребята, я провела опрос моих одноклассников через анкетирование. Анкетирование проводится с помощью анкеты (опросника с заранее подготовленными вопросами) и дает возможность проводить опрос для большого количества людей одновременно.
Порядок проведения анкетирования:
Составление анкеты.
Проведение опроса среди учеников класса.
Обработка данных анкеты.
Оформление результатов.
Анкета включала в себя 2 вопроса и несколько вариантов ответа (Приложение А).
Какие из перечисленных достопримечательностей Челябинской области Вам знакомы?
О каких достопримечательностях Вам бы хотелось узнать?
В анкетировании принимали участие 27 учеников 2«Б» класса. По результатам анкетных данных было выявлено, что такие достопримечательности, как Ледяной фонтан (национальный парк «Зюраткуль»), гидроэлектростанция «Пороги» и Бакальские рудники в наименьшей степени знакомы детям. И большинство учеников хотели бы узнать о них. На основании полученных данных было принято решение составить задачник именно об этих достопримечательностях.
3.2. Технология создания задачника
1 этап
Используя литературу, компьютер и сеть Интернет, я изучила материал об интересующих меня достопримечательностях Челябинской области, выбрала самые интересные факты.
2 этап
Подобрала необходимые фотографии, а также нарисовала героев комикса.
3 этап
Сделала эскизы, определив для каждой фотографии свое место.
4 этап
Придумала математические задачи, реплики для героев. Для создания реплик использовала факты, отобранные на первом этапе.
5 этап
По подготовленным эскизам вместе с мамой, используя компьютер, мы оформили задачник, который состоит из следующих разделов:
- Титульный лист - содержит название задачника, имя, фамилию автора, фотографии достопримечательностей (Приложение Б);
- Основные страницы задачника (Приложение В).
4. Заключение
Работая над данным проектом:
- я научилась планировать свою работу, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, и совместно с родителями – анализировать полученные данные.
- я пополнила запас знаний по краеведению, провела исследовательскую работу.
Задачник получился ярким, красочным, информативным.
На уроке математики учитель предложил ученикам 2 «Б» класса поработать с моим задачником «Достопримечательности Челябинской области», а также решить несколько обычных задач. После чего я провела дополнительное анкетирование, чтобы определить – понравился ли задачник ученикам и узнали ли они что-то новое (Приложение Г). Результаты меня обрадовали – большинству детей понравилось решать задачи в виде комикса, им было интересно и, благодаря задачнику, они узнали много нового.
Исходя из этого, я могу сделать вывод, что задачник «Достопримечательности Челябинской области» можно успешно использовать на уроках математики.
5. Список литературы
Макклауд С. Понимание комикса/Макклауд С. – Москва: Белое яблоко, 2016г. – 216с.
Григорьева Е.В. Интеллектуальный краеведческий марафон: сборник заданий для младших школьников/ Григорьева Е.В. - Челябинск: АБРИС, 2014. – 128с.
Ткачева М.В. Домашняя математика/Ткачева М.В. - Москва: Просвещение, 1994г. – 190с.
Бухарин И.В. Южный Урал. Путешествия через тысячелетия/ Бухарин И.В. - Челябинск: Крокус, 2009. – 55с.
Общественный интернет-проект об Урале «Ураловед». Путеводитель по природным, историческим и культурным достопримечательностям. [Электронный ресурс]. – www.uraloved.ru
Туристический портал Челябинской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.карта74.рф
Приложения
Приложение А
Результаты анкетирования учеников 2Б класса
Приложение Б
Титульный лист
Приложение В
Страницы задачника
Приложение Г
Результаты анкетирования учеников 2Б класса.