Цифры и факты спасут мир

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Цифры и факты спасут мир

Егорова Е.А. 1Тягущева В.А. 1
1МБОУ"СОШ №16"
Никитина Л.А. 1
1МБОУ "СОШ №16"


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Трудно себе представить то благотворное

изменение, которое произошло бы во всей

жизни людской, если бы люди перестали

одурманивать и отравлять себя водкой,

вином, табаком и опиумом.

Л.Н. Толстой

Тема нашей исследовательской работы «Цифры и факты спасут мир»

Сегодня как никогда встала проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Прогнозы врачей о взрыве употребления снюса подростками подтвердились. Многие несовершеннолетние после употребления попадали в реанимацию, а также зафиксирован случай со смертельным исходом. Запрет на продажу снюса был введен в Татарстане. 24 ноября 2014 года подписано постановление Кабинета Министров РТ о запрете оптовой и розничной торговли некурительными табачными изделиями на всей территории региона. Парламенту Татарстана в 2015 году удалось добиться принятия закона ФЗ-456, о запрете на реализацию в розницу и оптом этих веществ, но не на употребления их. Это приведет к тому, что будет расти детская смертность, число детей имеющих психологические отклонения будет увеличиваться, а по оценкам экспертов, если будут подростки употреблять эти вещества, то к 2050 году наш город просто вымрет, а если не примем меры, то может быть и раньше.

Одна из причин-это курение и употребления такого вещества как «снюса». В своей работе с помощью цифр и фактов, мы докажем, что курение и употребление этого вещества – уничтожает здоровье, и несет несчастье, разорение и смерть.

Цель: составитьи решить задачи о вреде курения и употребления вещества снюс, которые помогут сформировать осознанное негативное отношение к вредным привычкам.

Задачи:1)Изучить литературу и интернет источники о вреде никотина и о жевательном табаке. 2) Провести анкетирование среди школьников и сделать анализ результатов.

3 )Составить и решить математические задачи, доказывающие вред этого вещества.

Предмет исследования: никотин.

Объект исследования: здоровье учащихся.

Участники исследования: ученики школы.

Методы исследования: анализ научной литературы, сравнительный анализ и интервью.

Гипотеза: решая задачи, учащиеся не только расширят свои знания по математике, но и увидят вред здоровью, который наносит употребление этого вещества на организм.

Мы изучили научную литературу о вреде никотина, и нас заинтересовали такие вопросы:

1. Курят ли подростки нашей школы сигареты?

2. Слышали ли учащиеся с 7 по 11 класс о жевательном табаке?

3. Как влияет никотин на здоровье школьника?

С целью детального исследования мы провела анкетирование детей школы по вопросам:

1.Курят ли ваши родители?

2. Пробовали ли вы курить сигареты?

3. Что такое снюс?

Так как анкета проводилась анонимно, то здесь приводятся достоверные факты: всего проанкетировано 198 учеников.

Это учащиеся 7,8, 9 ,10 и 11классов. Результаты опроса показали: что из 198 опрошенных учеников 150 знают что такое снюс, пробовали курить 92 ученика, курят родители у 87 учеников. (Приложение 1).

Кроме своего исследования, мы обратилась к школьной медсестре с вопросами о хронических и простудных заболеваниях о заболеваниях связанных с пищеварением и заболеванием зубов. Период наблюдения - 4 месяца.

(сентябрь, октябрь ,ноябрь и декабрь) и получила следующие результаты:

1 место – болезни органов дыхания – 178 учеников.

2 место – болезни глаз -144 ученика.

3 место – болезни костно-мышечной системы – 123 учеников.

(нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие).

4 место – заболевание зубов-103 ученика.( приложение2).

Основная часть

Задача №1.( задача на нахождение процентов от числа)

Россия занимает первое место по курению в мире. По данным Росстата на конец 2019 года женщин проживает в России 78 648 000 и мужчин

67 897 000. Сколько мужчин и женщин курят, если по официальным данным в России сейчас только курят 60% мужчин и 23% женщин.

Решение:

60% от 67 897 000, 67 897000∙0,6 =40 738 200(муж),

23% от 78 648 000, 78 648 000∙ 0,23==18 089 040(женщин).

Ответ:40 738 200 мужчин, 18 089 040 женщин.

Задача №2.

(Используя статистические данные о курящих нашего города)

Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если в нашем городе живет 60 тыс. человек и 5/12 из них курят.

Решение: 60 000 : 12 ∙ 5= 5000 ∙ 5= 25 000( чел)- курят.

25 000 ∙ 0,8= 20 000( чел) – больные.

Ответ: 20 000 человек.

Задача №3

(на нахождение процентов, сложные проценты).

Статистические данные показывают рост употребления снюса продолжается, особенно среди подростков, возрастает ежегодно в 3 раза или на 10 процентов. Сколько человек будет употреблять снюс через 5 лет, если на сегодняшний день употребляют, например, 1000 человек.

Решение:

1000∙0,1=100(чел) в 10 %, 1100 (чел) – в 2021году,

1100 ∙0,1≈110(чел) в 10%, 1210 (чел) – 2022 году,

1210∙0,1≈121(чел) в 10%, 1331 (чел) – 2023году,

1331∙0,1=133(чел) в 10%, 1464 (чел) -2024 году,

1464∙ 0.1 = 146 (чел) в 10%, 1610(чел) – 2025 году.

2) способ по формуле: sum= х (1+%)n, где sum- конечная численность

х – начальная численность, % - процент за год /100, n – количество лет.

sum= 1000∙ = 1000∙ 1,61 = 1610(чел)

Ответ: в 2020 году- 1000 человек, в 2025 году ≈ 1610 человек.

Задача №4.

В сигарете содержится 1,2 мг никотина, из которых вдыхается в лёгкие . Сколько мг никотина попадает в лёгкие?

Решение: 1,2 ∙ 0,2= 0,24(мг) –попадает в легкие.

Ответ: 0,24 мг.

Материал из Википедии:

Снюс (происходит от шведского слова "snu", означающее "нюхать" или "сосать". Вид табачного изделия.

Представляет собой измельчённый увлажнённый табак, который помещают между верхней (реже — нижней) губой и десной на длительное время — от 5 до 30 минут.

При этом никотин из табака поступает в организм.

Наше Российское правительство внесло изменения в ст. 19 «антитабачного» закона ФЗ-15 от 23.02.2013г. и в ст. 14.53 КоАП РФ. То есть, за оптовую и розничную торговлю данными веществами было введено административное наказание. Согласно ч. 2 ст. 14.23 за такое правонарушение влечет следующее наказание штраф.

Задача №5.

Найдите значения переменной , при которых выражение не имеет смысла, данные числа и являются границами этого штрафа для граждан России : .

Решение: х= 2000, х= 4000. Ответ: от 2000 до 4000 рублей.

Задача №6.

(решение системы уравнений)

Границы штрафа для должностных лиц, можно найти, решив систему уравнений:

х+у= 19000;

у-х =5 000.

Решим методом алгебраического сложения: 2у= 24000, у = 12000,

х = 19000-12000=5000.

Ответ: от 5000 до 12000 рублей.

Задача №7

(на нахождение среднего арифметического).

Среднее арифметическое двух чисел равно 50 000, а одно из них на 20 000 больше другого. Найдите данные числа, пределы штрафа юридических лиц.

Решение: пусть х – первое число, тогда х+20 000 – второе число, тогда (х+х+20 000):2=50000, 2х + 20 000 = 100 000. 2х = 80 000, х= 40 000 – первое число, 40 000+20 000= 60 000 = второе число

Ответ: от 40 000 до 60 000 рублей.

Задача №8.( на кодирование и декодирование).

Этот жевательный табак , бездымный продукт был впервые изготовлен в стране, которую вы можно узнать если декодировать числа с помощью таблицы: 26; 3;6; 24;10; 33.

Ответ: Швеция.

Задача №9. (решение квадратного уравнения)

Несмотря на то, что снюс это бездымный табак, он очень вреден. Решите уравнение и найдите количество химических веществ с канцерогенным эффектом:

3 х2 +200 = 2000 + х2,

Решение: 2х2 = 1800, х2 = 900, х = - 30 – п. к., х = 30.

Ответ: 30 вредных веществ.

В ХХ веке, выделив это вещество в чистом виде, химики доказали, что никотин – сильнейший яд. Он легко проникает в кровь и накапливается в самых жизненно важных органах, разрушая их функции. Никотин и другие вещества высвобождаются из снюса в слюну, сразу попадая в кровоток, через слизистую полости рта. Для человека смертельная доза составляет от L до C мг, или II -III капли. (Ответ 50-100 мг).

Задача №10. (решается арифметическим способом).

В одной крепкой сигарете содержится 1,5 мг никотина, то в одной пачке сигарет в 20 раз больше, а в одной подушечке снюса содержит столько никотина , сколько его содержится в трех пачках крепких сигарет. Сколько мг в одной порции снюса. Сколько нужно выкурить сигарет и употребить жевательный табак чтобы наступила смерть, если вес подростка 50 кг?

(смертельная доза на 1 кг веса – 1мг никотина).

Решение: 1) 1,5 ∙ 20 = 30 (мг) –содержится в 1 пачке сигарет.

2) 30 ∙3=90 (мг)- в одной подушечке.

3) 50 кг – 50 мг –никотина значит 50: 1,5 ≈ 33( сиг)- смертельная доза.

4) 1 подушечка – смертельная доза.

Ответ: смертельная доза для подростка 33 сигареты, выкуренных подряд или применение одной подушечки снюса.

Задача №11 (c целыми числами).

Как показывает статистика, самое маленькое трехзначное число выкуренных сигарет равняется году работы с токсическими веществами, способными вызвать рак. Сколько это сигарет? Ответ: 100 сигаре

Задача№12.(решается арифметическим и алгебраическим способами, на составление пропорции).

В одной самой крепкой сигарете содержится 1.5 мг никотина, а в одной подушечке – до 22 мг никотина. Если каждая сигарета сокращает жизнь на 8 минут. На сколько минут сократит жизнь человеку одна подушечка снюса? ( Ответ выразите в часах и минутах)

Решение: 1 способ : 22 : 1,5 = 220:15 ∙ 8 ≈ 117 (мин).

2 способ: 1,5мг – 8 мин;

22 мг - х мин.

15х = 8∙22;

х = 176 : 15

х≈ 117 (мин)

Ответ: 1 час 57 мин.

Задача №13.

(нахождение процентов от числа и округление десятичных дробей)

Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни мужчин в России на 2019 год - 68,5, а женщин 78,5 лет.( Ответ округлите до десятых).

Решение: 1)15% = 0,15, 2) 0,15 ∙ 68,5 ≈ 10,2, 3) 68,5- 10,2 ≈ 58,3 (лет)- для мужчин; 4) 0,15 ∙78,5 ≈11.8, 5)78,5- 11,8 ≈ 66,7(лет) – для женщин.

Ответ: 58,3 года для мужчин, 66,7 лет – для женщин.

Задача №14.

Определите процентное (% )содержание самых ядовитых веществ в одной сигарете:

Сигарета

Никотин

Синильная

кислота

Табачный деготь

Окись углевода

Полоний

2%

Составляет 0,5% от никотина

? %, в 7,5 раз больше, чем никотина.

? %, 0,6 от табачного дегтя.

? % , от окиси

углевода

Решение: 1) 2 ∙ = 1% - синильной кислоты.

2) 2 ∙ 7,5 = 15% - табачного дегтя.

3) 0,6 ∙ 15 = 9% - окиси углерода.

4) ∙ 9 = 6% - полоний.

Ответ: 1% -синильной кислоты, 15% -табачный дегть,9%- окись углерода,

6% - полоний.

Задача №15. (на вычисление арифметических корней).

Ответ первого действия покажет на сколько процентов % смертность курящих выше некурящих;

Ответ второго действия покажет во сколько раз смертность курящих 20 сигарет в день или 1 подушечки в день снюса выше некурящих людей:

∙: =

Решение: ∙ : ; 1) = 70%- смертность курящих выше некурящих;

2)70 : 35 =2 (раза) –смертность курящих 20 сигарет в день или применение 1 подушечки в день больше некурящих.

Ответ: 70% , в 2 раза.

Задача №16.

(нахождение дроби от числа, составление пропорции)

В семьях, где курят родители дети становятся пассивными курильщиками. Нахождение в течение 8ч в накуренном помещении равносильно 6 выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10 м от зажженной сигареты. Найдите сколько часов находятся дети в накуренном помещении , если в школе находятся часть суток , часть суток- на прогулке, и скольким соответствует сигаретам.

Решение: 24 ∙ = 6(часов) в школе, 24-6 =18, 2( часа) – на прогулке., 18-2 =16 (часов)- дома.

Составим пропорцию: 8ч - 6 сигарет,

16 ч – х сигарет. х = 12 сигарет.

Ответ: 16 часов, 12 сигарет.

Задача №17.

Количество ударов сердца подростка 75 в минуту .Сердце курящего вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Определите размах ударов сердца курильщика за сутки.

Решение: 1) 60 ∙80 ∙ 24 = 115 200;

2) 60 ∙85 ∙ 24 = 122 400;

3) 122 400 – 115 200 =7 200( ударов).

Ответ: 7 200 ( ударов).

Задача №18.

Известно, что до 15 % рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8 ч. Сколько рабочего времени теряется из-за курения? На сколько деталей токарь меньше изготовит , если в 1 час производит 5 деталей?

Решение: 1) 8 ∙ 0,15 = 120 мин = 2 (ч)-теряет из- за курения.

2) 5 ∙ 8 = 40 ( дет) в день , если не курит.

3) 5 ∙ 6= 30(дет) – если курит.

4) 40 -30 =10(дет)- меньше в 1 день.

Ответ: 2 часа, 10 деталей.

Задача №19.

Курящий человек в среднем выкуривает 20 сигарет в день. Цена 1 пачки сигарет составляет примерно 120 рублей.Человек, употребляющий снюс, в среднем потребляет около 7 подушечек снюса в день. В одной коробке снюса находится 24 подушечки, цена такой коробки примерно составляет 400 рублей.

Найти какое количество денежных средств тратят в год на сигареты и снюс.

120 руб ∙ 30дн ∙ 12м = 43200 руб - тратят в год на сигареты

115 руб ∙30дн ∙ 12м = 41400 руб - тратят в год на снюс

Ответ: 43200 рублей тратят на сигареты и 41400 рублей тратят на снюс в год.

Задача 20.

Известно, что потребление снюса сокращает жизнь человека на 117 минут за одно потребление подушечки (дозы). При этом человек самостоятельно отдает собственные деньги за сокращение своей жизни.

Сколько денежных средств потребуется заплатить человеку, употребляющему снюс, чтобы сократить свою жизнь в два раза.

Средняя продолжительность жизни в России составляет 78 лет. Потреблять снюс на данный момент начинают в 14 лет. Таким образом, у человека имеется 64 года жизни впереди, но при условии соблюдения здорового образа жизни. В случае начала употребления, количество прожитых лет сокращается в два раза, и составит + 32 года. Сколько же должен заплатить человек, для того, чтобы сократить свою жизнь?

32 года ∙ 12 месяцев ∙ 30 дней ∙ 24 часа ∙ 60 минут = 16.588.800 минут – продолжительность жизни в минутах.

16.588.800 минут : 117 минут = 141,784 подушечек снюса, или

141,784 : 24 = 5.907 коробок снюса.

5.907 ∙ 400 рублей = 2,362.800 рублей.

Ответ: для сокращения своей жизни на 32 года, человек отдает

2 миллиона 362 тысячи 800 рублей.

Заключение

Проведя исследования, мы узнали историю возникновения и состав снюса, о том, какое негативное влияние оказывают вредные привычки на организм человека и в частности подростка. Анализ медицинских показаний свидетельствует о том, что дети, имеющие болезни органов дыхания в основном проживают в семьях, где родители курят, являются пассивными курильщиками. А также эти дети слабо учатся.

Решение математических задач помогло доказать гипотезу о вреде курения.

Целью работы было привлечь внимание к проблеме подросткового курения, показать с помощью вычислений, как много ущерба наносит курящий человек своему организму и другим некурящим людям. Результаты нашей работы можно использовать при проведении уроков математики, классных часов и родительских собраний.

В нашей школе существует проблема курения, поэтому необходимо проводить профилактическую работу среди школьников. Если мы хотим жить, мы должны иметь для дыхания чистый воздух. И меры нужно принимать сегодня, потому, что завтра уже будет поздно! И только цифры и факты спасут мир от этой беды!

Список используемой литературы

1. Ахметова И.Ф. и др. «Мой выбор: учебно-методическое пособие для учителей ср. школы» - М. 2003.

2. Буянова Н.Ю. «Детская Энциклопедия»: Медицина, под общ. ред.

О.Г. Хини;. 1996.- 480с.

3. Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., Жохов В.И.: «Учеб. для 6 кл. сред. шк. » - 2 изд. – М.: Просвещение, 1994. – 256с.

4. Виленчик М.М. «Биологические основы старения и долголетия.» –М,:

«Наука», 1984. – 148с.

5.Леман И.Увлекательная математика. Пер.с нем.– М.: Знание, 1985.-272с.

6. Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете

«Первое сентября», №26. 2000г.

7.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. –М.: Просвещение, 1984. -160с.

8.Сафонова П.Ф. «Задачник – собеседник (50 задач о вреде курения)» - М.: «Наука», 1996. – 74с.

9.Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. – М.:Просвещение,1994.-222с.

10. Ягодзинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся.-1986.

11. https://www.ntv.ru/novosti/2279282/

Приложения

    Результат по школе

Всего

Курят родители

Пробовало

курить

Знают,

что такое снюс

198

87

92

150

Приложение1.

Общая заболеваемость по школе (всего 721 ученик).

Болезнь органов дыхания

178 учеников

Болезни глаза

144 ученика

Болезни костно-мышечной системы

123 ученика

Болезни зубов

103 учеников

Приложение 2.

 

Просмотров работы: 68