Геометрический орнамент в вышивке на одежде как часть культурной традиции древних славян

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Геометрический орнамент в вышивке на одежде как часть культурной традиции древних славян

Богачева А.Е. 1
1МБУДО ДДТ
Узкая Т.М. 1
1МБУДО ДДТ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

Цель:

Изучить исторические материалы на тему использования древними славянами геометрических орнаментов в вышивке на одежде. Создать интегрированную практическую работу по математике с элементами культурно - исторических наблюдений жизни и быта наших предков.

Задачи:

На основе изученных исторических материалов об языческих представлениях и символических значениях геометрических узоров в обрядовой вышивке традиционной русской одежды найти практическое применение полученным знаниям в виде выполненной практической работы по созданию оригинального геометрического орнамента на образцах одежды.

Гипотеза:

Математика с древнейших времен присутствует в нашей жизни. Геометрические орнаменты, выполненные в виде вышивки на одежде древних славян, помимо эстетического, имели сакральное значение. Знание об этом, а также наличие древних образцов орнаментов и геометрических схем является нашим культурно-историческим наследием и обязано стать предметом интереса у школьников как часть истории и традиции нашего великого русского народа.

Объект:

Геометрические орнаменты и схемы вышивки на одежде древних славян.

Оборудование:

Бытовая швейная машина, нити, ткань, картон, клей ПВА, простой карандаш, цветные контуры для ткани.

Методы:

Обзор научных публикации и исторических материалов, наблюдение, анализ, практическое применение полученных знаний.

А, поскольку жизнь наших предков была неразрывно связана с природой, если не сказать больше - полностью подчинена ее законам, все ответы на вопросы ее культурно - бытового наполнения, сакральной символики и духовного смысла следует искать во взаимосвязи человека с силами природы и их эффективного взаимодействия.

Основная часть

1. Обереги как часть культуры славянского народа.

Традиции русского народа - уникальны, культура Древней Руси очень интересна и познавательна. Каждому из нас просто необходимо знать о том, как жили и во что верили наши предки.

Особое место в культуре славянского народа занимали обереги - от слова «беречь», различные предметы, которые защищали владельца от бед и дурного глаза. Такими предметами могли быть вещи, используемые человеком в повседневной жизни, специально изготовленные амулеты, трофеи. Обереги производились из глины, металла, древесины и прочих материалов, которые в те времена оказывались доступны человеку.

2. Вышивка- сильнейший оберег.

Сильнейшим оберегом считалась вышивка, а также роспись, которую можно было встретить как на предметах домашнего обихода, так и в виде украшений для торжественных событий.

Обережное вышивание возникло в то время, когда славяне не имели представления ни о письменности, ни о христианской религии. В тот период магия в жизни людей имела особое значение. И создание оберегов очень практиковалось. Считалось, что определенные символы способны защитить практически от любой беды.

Вышивкой украшали постельное белье, декоративный домашний текстиль, полотенца, скатерти, различную обрядовую атрибутику и, конечно же, одежду.

Главным предназначением вышивки на одежде являлась защита владельца от порчи и зла. Но также рукодельницы создавали орнаменты способные:

защищать от недоброжелателей;

приносить благополучие;

даровать любовь;

завлекать удачу;

наделять здоровьем и так далее.

2.1 Правила производства вышивки.

Создавая порой очень сложный и одновременно прекрасный оберег, мастерицы для сохранения магической силы своего творения соблюдали определенные правила, как при производстве, так и в оформлении своей работы.

Например, на обратной, т.е. изнаночной стороне вышивки не должно было оставаться узелков. Обережную вышивку никогда не делали для самого себя, ее должен был изготовить близкий человек, который искренне желает добра и счастья (чаще: мать, дочь, сестра, жена и пр.). Чтобы вышивка приобрела максимальную силу изготавливалась она в короткие сроки, желательно, за один день. Что касается выбора ниток, то здесь также при возможности отдавалось предпочтение натуральному сырью.

Использовались такие нитки:

шелковые;

хлопковые;

шерстяные;

льняные.

Шелковыми нитями вышивали обереги, которые способствовали удаче в работе, ясному уму и достижению целей. Нити из хлопка подходили для вышивки узоров, направленных на защиту от негативного воздействия и черной магии.

Шерстяные нити избавляли от порчи и сглаза. Льняные материалы имели, по представлениям древних славян, успокаивающее действие. Цветовая гамма для магических символов имела некоторые ограничения. Так, обереги преимущественно вышивались только тремя оттенками: красными, синими и зелеными. Первый – наделял человека успехом в работе и личной жизни. Второй — давал мира и спокойствия. Третий — одаривал силой природы.

Древние славяне использовали для вышивки магических оберегов преимущественно льняные ткани. Сегодня найти подобный натуральный материал достаточно сложно. Поэтому, если вы желаете выполнить символическую обережную вышивку, лучше выбрать ткань, которая приятна именно вам. Тогда ваша работа будет иметь дополнительную силу.

Р

Кроме того, обережные орнаменты имели очень важные принципы размещения на одежде, а именно: последовательность узоров располагалась на всех проемах и отверстиях, через которые, по мнению наших предков, всевозможные злыдни и нечисти могли проникнуть к человеку. Важно было защитить места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело; таким барьером на пути нечистой силы и служил орнамент, расположенный на вороте, плечах, рукавах и подоле.

2.2 Использование геометрических узоров для составления орнамента

Наиболее мощные и действенные обереги получались из вышивки последовательно расположенных друг за другом узоров в виде геометрических фигур и их элементов (отрезки, прямые линии, изогнутые,

треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, круги, кресты, волны, зигзаги). Это не только выглядело красиво, строго и лаконично. Каждый орнамент имел свое значение, наполнялся определенной силой в зависимости от количественного состава и вида геометрического узора, использованного для составления орнамента. Рассмотрим примеры символических значений и магических свойств, по представлениям наших предков, наиболее популярных геометрических узоров и примеров схем древнеславянских обережных вышивок, из них составленных.

«точка» - символизировала первопричину всего - начало и конец, использованная в орнаменте символизировала помощь предков в достижении желаемого.

Развертывание точки на плоскости и в пространстве может принимать различные конфигурации, самая простая из которых - это прямая линия, исходящая из точки, то есть «луч».

«луч» - может трансформироваться в «луч солнца», «копье», «стрелу», «порыв ветра» и ассоциироваться с мощью, стремительностью, и победой. Владельцу вышивки с изображением лучей, отходящих в разные стороны от основного геометрического узора, такой амулет придавал энергии и сил физических и умственных в исполнении задуманного.

Например, геометрический древнеславянский орнамент «Велесовик» - символ, который оберегает от природных катаклизмов и защищает в пути.

«волнистые» и «ломаные» и «прямые горизонтальные линии» - это древнейшие символы взаимодействия человека с природой: плодотворная Земля, животворящая Вода и мощь небесного Огня. Использованные как элементы орнамента могут выглядеть:

«Грозовик» - огненное изображение, которое управляет природными явлениями. Защищает дома от плохой погоды.

или «Рогатая» (богиня-Луна) - обережная символика, которая помогает сохранить собранный урожай и защищает домашний скот от падежа.

«Символ Рода и Духов предков». Такой талисман вышивался для приобретения могущества и большей силы и делал его владельца неуязвимым перед зверем и человеком.

«круг» являлся символом единства, целостности и завершенности, центр бесконечности и Божественного совершенства. В обережной вышивке использовался как обрамление к основному геометрическому орнаменту с целью конкретности и последовательности своих намерений и неотвратимости исполнения задуманного. И как отдельный элемент- символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе. Например:

«Лада» - амулет, помогающий женщине родить здоровых и крепких детей и защищающий от гнева богов.

«круг», поделенный на две части - символ единства противоположностей и их неразделимости: свет и тьма, жизнь и смерть, день и ночь, лето и зима, бесконечная смена природных циклов. Помогал решить спор или дилемму, сохранить мир и семейное благополучие.

«крест» - один из наиболее сложных и многозначных символов. Первоначально форма «креста» изображала древнейшее орудие для добывания огня, поэтому он и стал универсальной эмблемой «огня», а затем- «солнца» как «огня небесного», следовательно, процветания, прибавления, приумножения (вспомним также математические знаки «сложения», «умножения»). В обережной вышивке преграда и отвращение зла, знак закрытости. Используется во многих схемах для усиления защиты владельца и сохранения его силы.

«свастика» символ похож на «крест», но отличается от него отростками, оканчивающими каждый луч- это обозначение движения солнца по небу. Похожее значение имеет изображение «крест в круге», позже трансформированный в «четырехлистный цветок», а также изображение «колеса» или

«восьмиконечная звезда в круге» - обережная древнеславянская схема «крест Сварога», вышивался для тех, кто находился в пути или отправлялся в дорогу, как символ защиты и покровительства Высших Сил. Знак разума и просветительских мыслей.

Все эти символы движения, изменения и последовательной смены событий в жизни человека, призванные в любых обстоятельствах сохранить ясность и живость ума и веру в успех и благополучное завершение начатого.

«квадрат» - напротив, символ прочности, стабильности и постоянства, твердости и основательности убеждений. Знак земледельцев, символ плодородия полей.

Часто встречаются перемежающие квадраты, как, например, «Молвинец» - символ защиты от злых речей, оговоров и проклятий.

«треугольник» - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

«треугольник в квадрате» - очень важный и характерный символ человеческой духовной сущности, заключенной в телесное обличие. Так древнеславянский символ «Велес» наделял человека разнообразными талантами, обеспечивал достаток его дома и благополучие. Также данный талисман наделял своего владельца энергией, решительностью, мудростью, стойкостью и постоянством.

«ромб» - трактовался, как символ духовной чистоты и силы.

«Летящий Громовик», состоящая из ромбов и ломаных - небесная обережная символика. Охраняет душу человека от влияния темных сил, приносил в дом удачу и помогал достичь намеченную цель.

«Дерево», как элемент орнаментов обережной вышивки- изображение пересекающихся прямых линий (чаще всего — елочка) — символ мудрости и долголетия.

2.3 Значение количества узоров в орнаменте в представлении древних славян

Средством усиления магических свойств геометрических узоров, выстроенных в орнамент на одежде у древних славян, служило определенное значение их количества.

Само понятие множественности, выражаемое большим количеством необходимых геометрических узоров, длинных и объемных орнаментов, ассоциировалось с тем, что орнамент на вышивке станет непреодолимым препятствием на пути нечистой силы и злых людей с дурным глазом. Элементы числового ряда единиц первого десятка, в представлении наших предков, в своих культурно- сакральных функциях - неравноценны. Наиболее значимыми для древних славян были числа «2», «3», «4», «7», «9», каждое из которых получало толкование в зависимости от событий окружающего мира, с которыми соотносилось.

Число «2» - символизировало парность и чаще, для наших предков, имело отрицательное значение. Два одинаковых предмета, по поверьям, могли принести болезни и неудачи. Например, рождение близнецов сулило горе их родителям и было признаком несчастья; нежелательно было дважды приниматься за одно дело (отсюда: «сделал дело - гуляй смело», «конец- делу венец», русс.нар. пословицы).

Число «3» - напротив, воспринималось, как завершенность и полнота какой - либо последовательности событий, то, у чего есть начало, середина и конец. Такая предопределенность и предсказуемость была очень важна для древних славян, чья жизнь и быт во многом зависели от природных явлений. Наши предки болезненно переживали какие-либо потрясения из вне и природные катаклизмы, поэтому всячески вербально, посредством заговоров и ворожбы, и не вербально- с помощью оберегов и амулетов, пытались привлечь в свою жизнь стабильность и благополучие.

Например, троекратное разветвление в символе Правда:

Символ древнеславянского бога правосудия. Помогает найти справедливое решение и охраняет древние законы.

Число «4» - имело значение пространства, какой-либо четко обозначенной территории, земли (из русс.нар. фольклора: «четыре угла дома», «четыре стороны света», «четыре конца креста» и т.п.). Представлялось как стабильность и фундаментальность убеждений.

Например, изображение ЧЕТЫРЕХугольника, в каждом углу которого с наружи по ТРИ луча в символе «Целебник», объединяющем в себе и число «3», и число «4». Славянский оберег, символизирующий огонь. Вышивается на вещах больных людей. Этот знак помогает бороться с недугами. Обладает большой целительной силой.

Число «7» имело у многих народов магическое значение, связанное с объединением людей в группу надежных и верных единомышленников («СЕМЬя», «семеро братьев» и т.п.)

Число «9» по значению похоже на число «3» и воспринималось как его усиленная, утроенная копия. Часто использовалось для закрепления положительного результата. Например, в лечебных славянских заговорах («собери девять лепестком», «выжди девять дней», «закопай на девятой луне» и пр.).

III Заключение.

Итак: можно сделать вывод, что образцы вышивки на одежде древних славян представляют собой вполне закономерную, выполненную с учетом многовековых представлений людей об окружающем мире, о жизни в гармонии с природой, четкую последовательность геометрических элементов, несущую защитную функцию и служащую своеобразным зазывом на удачу, благополучие, и стабильность в жизни.

Для исследовательской работы, посвященной изучению значений отдельных геометрических узоров в орнаменте вышивки древнеславянской одежды, представляется интересным создать собственный орнамент с учетом его предназначения в качестве защитного оберега и в соответствии с современными представлениями об окружающей действительности и культурно- духовных ценностях русского народа.

IV Практическая часть:

Создание орнамента из геометрических узоров.

Поскольку рубашка мужская, выделим основные черты характера, необходимые мужчине для формирования цельной, духовно наполненной личности; это: мудрость, смелость, честность, решительность, практичность, традиционность и фундаментальность убеждений.

Платье - элемент женского гардероба, поэтому изобразим орнамент, придающий его обладательнице хозяйственность, мудрость, духовную чистоту, безграничную преданность своей семье и любовь к детям.

Литература:

Ляцкий Е.А. «Стихи духовные». СПб., 1912г., с.20

Рыбаков Б.А. «Язычество Древней Руси». М., 1987г.

Топоров В.Н. «О числовых моделях в архаичных текстах//Структура текста». М., 1980г., с.58

4

Просмотров работы: 50