Возможности ученического самоуправления в создании правового пространства школы

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Возможности ученического самоуправления в создании правового пространства школы

Магомедова К.М. 1
1МБОУ СОШ №42
Саркаров Т.Н. 1
1МБОУ СОШ №42
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность темы исследования. Жизнь в гражданском правовом обществе требует от человекаумения признавать и учитывать потребности и права других, толерантного отношения к образу жизни окружающих людей, умения взаимодействовать в социуме, приходить к согласию и взаимодействовать для достижения общих целей. Для того, чтобы ценности гражданского общества стали личными ценностями каждого человека, необходим такой социальный контекст образования, когда ребенок постоянно получает подтверждение высокой значимости и актуальности этих ценностей.

Успех реализации правоведческих курсов во многом зависит от того, насколько атмосфера школьной жизни, образовательный процесс, взаимоотношения учителей и учеников, реально действующие нормы и правила школьной жизни будут демократичными по существу, основываться на праве. Совокупность таких условий жизни школы в педагогической литературе называют правовым пространством школы.

Правовое пространство школы, наряду с другими образовательными пространствами, образуют уклад жизни школы, т.е. такую ее организацию, которая во многом определяет, какие нормы и правила усваиваются и закрепляются в поведении детей. Как указывают исследователи, такой уклад (стиль жизни) больше влияет на становление жизненных ценностей молодежи, чем формальные курсы граждановедения.

Организация правового образования в рамках специально создаваемого в школе правового пространства дает возможность как педагогам, так и различным звеньям школьного коллектива создавать ситуации проживания в этом пространстве, в которых нужно найти свой способ поведения, выразить свое отношение к ситуации или проблеме.

Создание правового пространства школы и демократического уклада жизни, который, по существу, является действующей моделью современного гражданского общества, в котором свобода каждого действовать исходя из своих ценностей и интересов ограничивается лишь свободой других членов общества поступать также, где нормой жизни является терпимость по отношению к другим, является одной из важнейших задач современного школьного образования.

Актуальность поиска путей решения этой проблемы обусловила выбор темы проектной работы: «Возможности ученического самоуправления в создании школьного правового пространства».

Цель исследования - теоретически обосновать и охарактеризовать возможности ученического самоуправления в создании правового пространства школы, выявление условий; содержания и форм занятий, которые моделируют процесс создания правового пространства.

Объект исследования: содержание и формы работы по созданию правового пространства.

Предмет исследования: процесс создания школьного правового пространства средствами ученического самоуправления.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить задачи:

Выявить особенности пространственной организации школы как основы формирования опыта правового поведения членов ученического самоуправления;

Изучить проблемы содержания образования и образовательных средств в демократической школе;

Выявить роль гражданского воспитания в системе формирования правовой культуры личности;

В ходе исследования был использован комплекс дополняющих друг друга методов: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов, изучение и обобщение опыта работы учителей школ города Махачкалы, в частности МБОУ СШ №42, беседы, интервью.

Раздел I. Правовое пространство школы в историческом и социокультурном контексте

Школьное правовое пространство может стать местом формирования

демократических ценностей только тогда, когда оно будет самым тесным образом связано с проблемами правового пространства мирового сообщества, российского общества и государства, окружающего социума.

Педагогу необходимо знать сущность демократии, историю проблемы прав человека в мире, содержание этих прав, для того чтобы использовать и создавать ситуации соотнесения того, что происходит в школе, с более широким контекстом.

Обычно в словарях демократия определяется как форма правления, в которой народ облечен высшей властью и осуществляет ее либо непосредственно, либо через своих избранных представителей при свободных выборах.

Свобода и демократия часто употребляются как синонимы. Но это не совсем так, потому что демократия это не только комплекс идей и принципов о свободе, но и комплекс практических норм и процедур, сформировавшихся на протяжении долгой истории народов разных стран и человечества в целом.

Можно представить демократию как наделение свободы законным статусом. Поэтому можно назвать демократическими принципы конституционной легитимности правительства, неотъемлемости прав человека и равенства людей перед законом как характеристики, которыми должно обладать любое общество.

Особенно это касается признания и гарантии основных прав человека. Впервые за многие века существования человечества только 10 декабря 1948 года первым международным актом деятельности ООН в области прав человека и основных свобод стала Всеобщая декларация прав человека. Этот день по решению Генеральной ассамблеи объявлен Днем прав человека, который широко отмечается во многих странах мира. А в последующем и 20 ноября 1989г., когда генеральной ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о правах ребенка.

Несмотря на значительную работу международных организаций, государств и их правительств по реализации документов о правах человека, их действенность в реальной жизни зависит не только и не столько от компетентных органов. Она, прежде всего, связана с правовым и нравственным сознанием каждого отдельного человека и зависит от многообразных отношений между людьми в обществе, организациях и коллективах. Особое значение поэтому имеет реализация этих прав в образовательных учреждениях.

Реализация прав человека не может быть сведена к информации о них и к призывам их соблюдать. Должно измениться само содержание школьного образовательного процесса. Эти изменения должны быть направлены на искоренение взгляда на ребенка как на бесправное существо, которое взрослые стремятся научить тому, что им кажется необходимым.

Забота о сохранении уникальности, своеобразия каждой личности, сотрудничество педагогов с ребенком в вопросах развития у него средств познания и развития своих сущностных сил должна стать основой обновления содержания общего образования... Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу"'.

Только учитель, который всем своим существом принял возвышающий смысл науки, передовые идеи века, который сформирован как творческая личность, может быть духовным наставником молодежи.

Закон Российской Федерации "Об образовании" (№273, от 29 декабря 2012г.) подчеркивает светский характер образования в школе. Это особенно актуализирует необходимость и ответственность педагогов за формирование у учащихся научного мировоззрения, в то же время уважения к взглядам и чувствам верующих детей и их родителей. Задача школы раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его противоречивость, познаваемость. По мере взросления и достижения совершеннолетия воспитанник сам вправе сделать свой мировоззренческий выбор.

Раздел II. Возможности ученического самоуправления в гражданско-правовом воспитании школьников

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры в нем.

Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и других. Если первые связывали проблемы гражданского воспитания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г.Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданского воспитания, знания истории государства, политической образованности масс. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена и других. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина. Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В.А.Сухомлинского "Воспитание гражданина" в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций, в том числе и ученического самоуправления, на воспитание гражданственности.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Участие детей в ученическом самоуправлении создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, гражданского становления. Стремление детей к неформальному общению, к многообразным формам такого общения возрастает. Это признается специалистами как мировая тенденция развития социальной активности детей. Неслучайно поэтому организация Объединенных Наций в "Конвенции о правах ребенка" наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования предусматривает права детей на их активное участие в жизни общества. Конвенция утверждает права ребенка на свободу слова, получение информации, выбор религии, свободу ассоциаций и мирных собраний. Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована Российской Федерацией в 1992 г.

Сегодня, особую актуальность приобретает проблема привития учащимся гуманных качеств. Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся,.

Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения очень важно в контексте рассматриваемой проблемы

Раздел III. Законотворческая деятельность педагогов и учащихся как основа создания правового пространства школы

Одним из важнейших принципов внутришкольного законодательства является то, что законы не могут писаться только для детей. Законы в школьной общине действуют для всех — и детей, и взрослых. Это положение между тем нарушается чаще всего. У некоторых педагогов иногда появляется соблазн при помощи нормы закона, которая создана и принята детьми, предъявлять требования к ним, но не к себе. Обязывая учеников, к примеру, ссылаясь на закон, не опаздывать к началу урока, сами могут и «задержаться», обязывая уважительно относиться к учителю, сами позволяют себе резкие высказывания. Конечно, и то и другое всегда встречается в многообразной школьной жизни, ведь на то и закон, чтобы контролировать нарушения. Поэтому важно на основе совместно принятых правил жизни стараться и взрослым, и детям их соблюдать, а при нарушении равноправно отвечать за них.

В связи с этим возникает вопрос о том, что должна представлять норма, закрепленная законом,— санкцию или правило? Ведь при создании школьных норм всегда есть соблазн и у учеников, и у учителей установить прежде всего строгую ответственность за нарушение. И тогда закон

Намерение урегулировать при помощи закона ту или иную сферу жизни школы, решить важную проблему требует создания ситуации, при которой возможно несколько вариантов решения, несколько альтернатив предполагаемых норм.

Поэтому нужно подумать о существовании механизма создания проектов норм различными группами и широкого обсуждения вариантов.

В условиях школы, в отличие от больших государств, нужно создавать условия, чтобы в подготовке, обсуждении и принятии законов участвовало как можно больше членов школьного сообщества.

Т. Е. Конникова доказывает, что участие детей в выработке норм общей жизни делает их активными носителями и защитниками этих норм. Это всецело относится к законотворческой деятельности в школе.

Конечно, невозможно всем вместе на общем собрании написать закон, его проект всегда готовит какая-то группа или несколько групп учащихся представляющих ученическое самоуправление.

Но к обсуждению, внесению добавлений и изменений в эти проекты нужно стараться привлекать как можно больше детей и взрослых. Отсюда и непременное условие опубликования принятых законов, фиксации внимания на их содержании, помощь в том, чтобы научить детей пользоваться ими при возникновении проблем и конфликтов.

Известно, что общество тем стабильнее, чем стабильнее действующие в нем законы. Действительно, соблюдение закона, принятого давно, может переходить в привычку.

Однако по отношению к коллективу школы это не совсем так. Его особенность — в постоянном изменении его состава. Приходят новые ученики, взрослеют те, кто в силу возраста не участвовал в законотворчестве, а чувство причастности должно быть присуще всем. Возможно поэтому регулярное обсуждение уже принятых законов. Внесение в них изменений и дополнений не столько ведет к совершенствованию самого закона, сколько рождает ощущение своего авторства.

Основанием правового пространства школы является наличие и использование прав и обязанностей всеми, кто в школе учится и учит.

Закон Российской Федерации об образовании определяет основные права участников образовательного процесса. Однако в каждой школе эти права могут быть конкретизированы и расширены. Кроме того, само обсуждение различных вариантов этих прав и обязанностей имеет большое значение для правового образования и становления правового опыта. На основе широкого обсуждения эти права и обязанности могут быть оформлены в виде школьного закона.

Прежде всего, надо определить те права, которыми пользуются все без исключения члены школьного коллектива. Это, в первую очередь, закрепленное равенство в гражданских правах: избирать и быть избранными, свобода действии, мнения и слова, равенство при отстаивании своих интересов в органах школьного коллектива, право на информацию. Каждый член коллектива может предложить проведение любого культурного мероприятия в школе, кроме запрещенных российским законодательством, взять инициативу его проведения в свои руки. Он может стать инициатором создания кружков, секций, клубов, проектов и т. п.

Школьный закон должен предполагать право создавать и участвовать в работе любых неполитических и нерелигиозных объединений в школе.

Права предполагают наличие обязанностей: соблюдение Устава, конституции и законов школы, участие в самообслуживании (дежурстве по школе и классу, уборке школьной территории), бережного отношения к имуществу школы и имуществу других людей.

Учитывая особенности школы как образовательного учреждения, в числе обязанностей должны быть установлены обязанность использовать возможности и условия школы для своего образования в соответствии со своими потребностями и возможностями, индивидуальными образовательными планами и программами, а также обязанность администрации и педагогов предоставить ученикам условия для получения образования.

Такой школьный закон может иметь и отдельные части, касающиеся прав и обязанностей учителей и учеников. Необходимость такого разделения не касается общих гражданских прав, а исходит из разных позиций, занимаемых в школе учителями и учениками.

Так, очень важно обозначить реальные права учеников в образовательном процессе. При их обсуждении в классах, на общем собрании и совете школы важно предложить для дискуссии целый ряд вопросов. Имеет ли ученик право свободно выбирать предметы сверх базисного плана, темы для изучения, темп изучения? Если имеет, то с какого класса он может это делать?

Возможно ли свободное посещение уроков по договоренности с учителями и при обязательной сдаче всех видов работ?

Вообще возможен ли индивидуальный образовательный план, при каких условиях и кем он может быть принят? Возможно ли отказаться от учителя в силу психологической несовместимости или в случае оскорбительных действий в отношении ученика? Можно ли уходить с урока в случае необходимости, нужно ли при этом объяснять причину?

Есть ли у учителя право удалять с урока, по каким основаниям? Можно ли без согласия учеников задерживать класс на перемене?

Само обсуждение подобных вопросов совместно взрослыми и детьми, как указывает А.Н. Тубельский, уже служит не только созданию правового поля, но и способно быть залогом взаимопонимания, видения общих проблем и последующего законотворчества.

Раздел IV. Анализ практического опыты деятельности ученического самоуправления на примере МБОУСОШ №42 г. Махачкала

В современных условиях, складывающихся в международных отношениях России, нестабильности её социально-экономической обстановки, нарастания интеграционных связей со странами Азии (Китаем, Монголией, Казахстаном и т.п.) всё большее значение приобретает институт молодёжного самоуправления как формы управления экономическими, политическими, социокультурными процессами.

Государственная молодёжная политика - деятельность органов государственной власти, направленная на развитие профессионального, социального потенциала молодёжи, что достигается через создание системы социально-экономических, политических, культурных, правовых, организационных норм, способствующих комфортной социализации молодых граждан в социуме.

Таким образом, основой становления молодежного самоуправления, как одного из важнейших механизмов формирования гражданского общества и развития правового государства, является государственная молодежная политика.

В этой связи в качестве первой ступени создания молодежного парламента, мы предлагаем повысить внимание к созданию и развитию ученического самоуправления, как основного средства формирования правового пространства школы.

В качестве примера приведем СОШ № 42 г. Махачкалы, на базе которого нами проведены ряд исследований по интересующей нас проблемы в период с 2018 по 2020 учебные годы.

В современном мире школа, бесспорно, является той средой, которая становится основной в процессе социализации ребенка. В условиях образовательной организации необходимо создать многопространственную жизнь школы, в которой была бы полна представлений реальной жизни школьника, а не только учебная ее сторона. Если попытаться организовать школу как модель жизни с системой многочисленных пространств, наполненных реальным содержанием деятельности, общения, развития и т. д., то просто необходимо создать правовое пространство, которое будет перекрывать все другие, играть роль регулятора школьной жизни. Именно в этом пространстве формируются взаимоотношения между всеми субъектами образовательного процесса. В правовом поле школы существуют все остальные пространства: игровое, учебное, досуговое, информационное и т. д. Нельзя сказать, что правовое пространство является основным в образовательном учреждении и его создание есть самоцель для возникновения особого духа школы. Правовое пространство – это некое «скрытое содержание» образования, связанное с получением определенного опыта. Когда мы говорим о скрытом содержании, то имеем в виду то, что ученики получают в школе не только и не столько знания, включенные в содержание учебных предметов, сколько определенные компетентности в той или иной деятельности. Именно ученическое самоуправление дает все возможности для общего развития школьника.

Вовлекать в деятельность ученического самоуправления, следуя примеру Антона Семеновича Макаренко, трудных подростков, и тем самым дадим шанс трудновоспитуемым детям.

Участие учащихся в управлении школой расширяет сферу применения способностей и умений учащихся, дает каждому возможность развить талант, проявить инициативу, найти дело по душе. Знания и опыт, полученные в ученическом самоуправлении, сделают выпускников школы мобильными, востребованными в области управления, административно-хозяйственной работе, политике и других областях общественно значимой деятельности.

Самоуправление даёт возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки. Ученическое самоуправление – школа получения навыков социальных взаимоотношений, модель социальной деятельности, основанной на ценностях гражданского общества: демократии, свободе, уважения к закону.

Основная цель работы органов ученического школьного самоуправления – формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.

Старт в работе Школьного Парламента – это выборы. На сегодняшний день школьный ученический совет сформирован из лидеров классов и активных учеников школы. Они активно участвуют в проведении собраний, выдвижении кандидатов от класса и в Школьный Парламент, и на выборы лидера школы. С каждым годом растет число ребят, которые выдвигают свою кандидатуру самостоятельно.

В каждом классе выбран актив класса, который организует дежурство по классу и школе, помогает классному руководителю в проведении внеклассных мероприятий, организации школьных праздников, мероприятий. На заседаниях Школьного Парламента обсуждаются все вопросы школьной жизни, подготовка к мероприятиям, итоги их проведения, заслушиваются отчеты классных органов самоуправления. Проводится работа по исправлению трудновоспитуемыми детьми, индивидуальная помощь слабоуспевающим и отстающим.

Анализируя работу Школьного Парламента в период времени с 2018по 2020 учебные годы, следует отметить следующие положительные результаты:

вовлечение более 70-ти % учащихся в школьные мероприятия;

широкий спектр выбора для участия в мероприятиях творческой, спортивной, интеллектуальной направленности;

информирование о деятельности Школьного Парламента на сайте образовательной организации и СМИ (афиша, школьное радио, стенгазета).

В заключении хотелось бы отметить, что работа самоуправления в школе – достаточно сложный и противоречивый процесс. Он постоянно развивается, изменяется, корректируется.

Как показывает практика, неоценимую помощь оказали здесь сами ребята, когда стали предлагать создать сначала детскую организацию, где был бы свой президент, его помощники, свое название и девиз.

Можно очень многое в школе делать вместе, и это получается намного лучше, чем просто при манипулировании детским коллективом. Ребята стали активнее.

Несмотря на все трудности в работе с ученическим самоуправлением, в нашей школе сложилось решение, что самоуправлению необходимо быть. А для этого предлагаем ряд инициативных идей по совершенствованию ученического самоуправления школы:

- разработать учебно-методическое пособие для учителей и руководителей образовательных организаций – «Ученическое самоуправление как средство создания правового пространства школы»;

- внести в устав школы пункт касаемо обеспечения правового статуса ученического самоуправления;

- выявить с помощью социологических исследований креативные, лидерские способности учащихся для формирования ученических самоуправлений;

- разработать дидактический материал: брошюры; листовки «Как развивать лидерство»; проводить тренинги на тему «Как готовить лидеров». Систематически проводить общешкольные, общегородские, республиканские и всероссийские конкурсы «Я лидер».

Заключение

Проблема создания школьной пространственной организации становления индивидуальности и социализации личности, в том числе пространства правового, пространства гражданского образования, требует изменения самого содержания школьного образовательного процесса. Эти изменения должны быть направлены на заботу о сохранении уникальности, своеобразия каждой личности, сотрудничество педагогов с ребенком по развитию у него средств познания и развития своих сущностных качеств.

Важное место в системе формирования правовой культуры личности занимает гражданское воспитание, основная цель которого состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Правовое пространство школы создается через действующую модель общества, основанного на праве и законе. Основой для создания такой модели является совместная законотворческая деятельность педагогов и учащихся. При этом важно создать в школе ситуации, позволяющие понять, что главная цель законов - защита прав, а не их ограничение. Участие детей в выработке норм общей жизни делает их активными носителями и защитниками этих норм.

Модель управления процессом построения правового пространства школы может быть сведена к схеме: цель – проект – последовательное осуществление по проекту – контроль за соответствием нормам –корректировка полученного результата – анализ. Такая модель требует управления, руководства и контроля на каждом этапе.

Несомненно, что опыт правового поведения должны приобретать не только дети, но и учителя. Важно, что демократические формы работы руководства с учителями создают предпосылки для их переноса в работу учителя с детьми и по сути есть принятые в правовом обществе и организациях процедуры делегирования управленцами своих полномочий общественным объединениям.

Многомерность влияния педагогических нововведений при демократической, правовой пространственной организации школы требует и многомерности их оценки, в основе которой лежит осмысление практической деятельности педагогов с различных позиций. Не вызывает сомнения, что все попытки построения правового, демократического государства будут безуспешными, без наличия в школе правового пространства, использования его возможностей для воспитания сознательных и активных граждан. Поэтому любой опыт создания школьного правового пространства заслуживает внимания и тщательного анализа.

Список использованной литературы

Молодёжное парламентское движение России. [Электронный ресурс]: URL: http://www.newparlament.ru/news/view (дата обращения 16.04.2015г.).

Нечаев М.П. Вожатый детского коллектива. Методика воспитательной работы. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. – М., 2016.

Труфакин Д. С., Конышева А. В., Никитина Е. Л. Ученическое самоуправление как средство формирования правовой культуры школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S20. – С. 1–3. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470221.htm.

 

 

Просмотров работы: 130