Профориентация как средство самоопределения старшеклассников

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Профориентация как средство самоопределения старшеклассников

Минебаева Ю.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Хуззятова Л.В. 1Ишмухаметов И.Ш. 2
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия-интернат №13» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Выбор профессии - одна из самых важных жизненных проблем современного молодого человека. Она не теряет своей актуальности, потому что каждый год по окончанию школы тысячи выпускников должны выбрать свой профессиональный путь. Проблема поиска профессии у молодых людей переходит в проблему поиска себя в этой жизни. Огромный информационный поток при выборе профессии приводит старшеклассника в состояние растерянности, неопределенности. Вопрос: «Как помочь старшеклассникам выбрать оптимальную для них профессию и тем самым сделать первый шаг к решению проблемы самоопределения?» заинтересовал нас. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследовательской работы: «Профориентация как средство самоопределения старшеклассников». Для помощи в профессиональном выборе нам показалось необходимым ознакомиться с их интересами, выявить их способности и возможности, выяснить какие условия, внешние факторы влияют на выбор профессии. Это и стало целью нашего исследования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- узнать отношение старшеклассников к проблеме "профессионального самоопределения";

- изучить с помощью психолого-педагогических методов (тестов, опросников) склонность старшеклассников к тому или иному виду деятельности;

- выявить их желания и стремления к какой-либо специальности;

- помочь выявить степень соответствия учащегося желаемой профессии по различным показателям;

- раскрыть факторы, влияющие на выбор профессии;

Объект исследования: учащиеся старших классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования: профессиональное самоопределение т

Гипотеза исследования: специально организованная и разработанная профориентационная работа в самоопределении старшеклассников будет способствовать оптимальному выбору профессии.

Новизна исследовательской работы заключается в обосновании необходимости организации профориентационной деятельности сопровождения учащихся старших классов в период формирования профессионального самоопределения, как неотъемлемого компонента профориентационной работы в условиях общеобразовательной школы.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретического материала в рамках проблемы формирования профессионального самоопределения современных старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке комплексного исследования, учитывающего как способности, склонности, интересы старшеклассника так и другие внешние факторы, влияющие на выбор профессии.

В своей работе мы опирались на работы Абрамовой Г.С., Зеер Э.Ф., Климова Е.А., Немова Р.С., которые изучали проблему психологии профессионального самоопределения. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения, игры, упражнения, опросники рассмотрены в работах Пряжникова Н.С., Зеер Э.Ф., Павловой А.М., Садовниковой Н.О. Для поиска определений, терминов обращались к хрестоматии и энциклопедиям, интернет- ресурсам.

Глава I. Теоретические основы самоопределения старшеклассников

Понятие «самоопределение старшеклассников»

в отечественной психологии

Что такое самоопределение? Вот какое определение нам даёт Р.С. Немов: «самоопределение личности – это самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни»[11, с. 356]. Определяющую роль в личностном самоопределении на этом этапе играет самосознание, которое выступает основой построения отношения личности к себе и взаимодействия с другими людьми.

Близкое к «самоопределению» понятие «самоактуализация» Климов Е.А. объясняет как «процесс и результат использования, максимального развития человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах» [9, с.226].

Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. считают, что самоопределение старшеклассников – это опора на свои интересы, способности, при выборе своего жизненного пути, а так же профессиональной деятельности.

Выбор профессии становится для старшеклассника самым важным, неотложным и трудным делом. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты, он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. В этот период самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся школы. На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и её содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются в путях получения профессионального образования [7, с. 112]. Задача нашей работы, с учётом их интересов и возможностей, а так же внешних факторов, – ориентировать выпускников на более подходящую им профессию. Не менее важно подходит ли человек данной профессии (например, по состоянию здоровья), обладает ли он необходимыми для данной профессии качествами (например, для инженера – техническое мышление, пространственное воображение, внимательность; для хирурга - эмоциональная устойчивость, решительность, самоконтроль).

«Определение своего места в мире взрослых людей, обретение собственной профессиональной идентификации, построение долгосрочной жизненной и профессиональной перспективы всегда являлось максимально важной задачей для подростков, входящих во взрослую жизнь», так Н.С. Пряжников пишет о согласовании профессиональной деятельности с жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми) [13, с.184].

Проблема выбора профессионального и жизненного пути встаёт перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознаёт всех отдалённых последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своём будущем. Поэтому в этот период важное значение имеет грамотно организованная профориентационная работа.

В юношеском возрасте важно приобрести трудовые умения и навыки, от которых зависит профессиональная работа в будущем. «Опыт показывает, что если в этом возрасте не сформировать умение делать что-либо серьёзное руками и головой, то вряд ли можно рассчитывать на выработку хороших профессиональных умений.»[9, с. 205]. К примеру, подростки и юноши, которые в детстве не умели общаться с техникой, пользоваться слесарными инструментами, что-либо делать собственными руками, редко становятся способными и талантливыми инженерами-конструкторами. Те из них, кто в старших классах школы не проявлял математических, лингвистических, художественно-творческих способностей, почти никогда, став взрослым, не превращается в выдающихся математиков, филологов, художников. Для того, чтобы стимулировать развитие у юношей и девушек соответствующих умений и навыков, к ним следует обращаться за помощью в выполнении тех или иных работ, хвалить за успехи.

Таким образом, раскрытию понятия «самоопределение старшеклассников» в отечественной психологии уделяется важная роль.

В целом, учебно-профессиональное самоопределение старшеклассников, по мнению отечественных психологов, является результатом осознанного выбора путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

1.2 Профориентационная работа в самоопределении старшеклассников

В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к толкованию самого понятия «профориентация». Н.И. Калугин, А.Д. Сазанов, В.Д. Симоненко делают попытки сформулировать определение понятия «профориентация». Так, Н.И. Калугин дает следующее определение: «Профессиональная ориентация учащихся - это научно-обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребностей народного хозяйства в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности» [18, с.12-13].

А.Д. Сазанов полагает, что профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда [18, с.28-29].

По мнению В.Д. Симоненко, «профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание» [18, с.56-57].

Общим для всех вышеперечисленных толкований является то, что под профориентацией ими понимается совместная деятельность школы, семьи и общественности, направленная на подготовку учащейся молодёжи к выбору профессии в соответствии с их интересами, склонностями и способностями, а также потребностями общества в трудовых ресурсах.

Государственная и практическая значимость этой проблемы подчёркнута в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [9, с.10]. Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие школьников в общественно-полезном, производственном труде являются незаменимыми факторами выработки осознанного отношения к учёбе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития.

А.Е. Голомшток определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии.

Сегодня дают такое определение профессиональной ориентации: «профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям [17, с.158].

Функции профориентации:

- социальная - усвоение человеком ценностей, норм, определённой системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;

- экономическая - улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;

- психолого-педагогическая - выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодёжи;

- медико-физиологическая - учёт требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности» [5, с. 161-162].

Так как профориентация не является самостоятельной дисциплиной, то она использует данные из экономики, психологии, педагогики, медицины и т. д.

При воздействии на личность необходимо осуществлять работу по профориентации, так как адекватность выбора профессии будет достигнута только тогда, когда личность сама осознает необходимость выбора специальности, соответствующей её способностям и интересам [9, с. 36-37]

Профориентация как мероприятие по самоопределению учащихся может включать в себя ряд методов:

1. Профпросвещение: профинформация и профпропаганда

2. Профконсультация

3. Профподбор

4. Профотбор

5. Экскурсия, ознакомление на месте с характером, особенностями работы.

Рассмотрим некоторые из них:

Профессиональное просвещение. Цель: ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.

Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии в школе.

Профессиональная информация. Цель: ознакомить молодежь с основными профессиями и их специализациями. В школе осуществляется через ознакомление с профессиями на классных часах, приглашением специалистов из каких-либо отраслей.

Школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.

Профессиональная пропаганда. Цель: формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства.

Профессиональная пропаганда имеет дело, прежде всего с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо ожидается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства.

В практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии для школьников, оформление стендов, выставок, витрин, обучение в межшкольных учебных комбинатах (МУК). Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение).

Однако, чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии.

Судя по источникам, для повышения эффективности профессионального просвещения требуется соблюдать следующие принципы описания профессии:

1) Общественная значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений.

2) Показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной профессии. Необходимо показать, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки.

3) Раскрытие психологических и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам.

4) Системность и последовательность раскрытия особенностей профессиональной деятельности. Рассказ о профессии должен строиться по определенному плану с учетом различных сторон и особенностей данной профессии.

Профессиональная консультация. Цель: сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т. д.

Профконсультация предполагает ориентацию школьника на большие сферы профессиональной деятельности, внутри которой ему предлагается разветвлённый перечень профессий. Профконсультация проводится такими практическими методами как анкетирование, опрос, тестирование. В своей исследовательской работе нами был применён этот метод самоопределения учащихся к той или иной профессии.

Профессиональный подбор (профподбор) и профессиональный отбор (профотбор). Цель: рекомендовать человеку конкретную профессию в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности - с другой стороны [18, с. 58-62].

Подводя итог данной главы, скажем, что профориентация - очень значительное явление не только в сфере педагогической отрасли, но и в жизни каждой личности. Есть несколько определений о понятии профориентации, но все сводится к одному: профессиональная ориентация - это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель - подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии.

Глава II. Методические основы профориентационной работы со старшеклассниками

2.1 Методика определения склонностей учащихся старших классов к будущей профессии в рамках внеклассной профориентационной работы

Решение задач, стоящих перед молодыми людьми, требует комплексной помощи со стороны школьных педагогов психологов, социальных работников, медиков, причем начинаться такая работа должна уже в средней школе. Ведь чем раньше подросток поймет, какие черты характера ему свойственны, тем больше у него шансов всесторонне подготовиться к поступлению в интересующее его учебное заведение. Для того, чтобы помочь старшеклассникам не только определиться со своей будущей профессиональной деятельностью, но и понять, каким образом можно в сложных современных условиях добиться успеха, были протестированы по различным методикам 20 учащихся общеобразовательной школы №20 (10А класс), обработаны результаты и составлены схемы, диаграммы, таблицы по результатам тестирования.

Если склонности лежат в той же группе профессий, что и способности, то это свидетельствует о том, что человеку нравится делать именно то, что он умеет делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, он не только смог бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы ему удовольствие. В случае, если наиболее привлекательный тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую человек может делать лучше всего, то предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).

Методики изучения познавательной сферы старшеклассников на этапе выбора ими профиля обучения по итогам завершения школы, - профессии в данной работе разделены на 3 вида: анкеты, опросники, тесты [10, с. 3-4].

Анкеты. Чаще всего в профконсультации применяют: «Анкету старшеклассника» Б.А. Федоришина, «Ориентировочно-диагностическую анкету» С.Я. Карпиловской», анкету «Профориентация» И.Л.Соломина, диагностику структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова).

В данной работе была применена анкета «Профориентация» И.Л. Соломина и диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова). Обработка результатов анкеты «Профориентация» И.Л. Соломина очень проста. Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В зависимости от того, в какой группе был набран максимально суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.
Профессии разделены по признаку "предмета труда":

1) человек - человек;

2) человек - техника;

3) человек - знаковая система;

4) человек - художественный образ;

5) человек – природа.

Вид деятельности в той или иной профессии можно разделить по признаку "характер труда": исполнительские, творческие. Зная координаты своих профессиональных предпочтений, можно найти наиболее подходящую профессиональную группу. Результат исследования отображён в диаграмме в приложении 1.

Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова) предполагает, что на основе относительного преобладания у человека определяются выделенные И.П. Павловым специфические типы высшей нервной деятельности: художественный, мыслительный и средний (относительно одинаковая роль обоих типов).
Люди художественного типа в большей степени склонны к профессиональной деятельности, требующей впечатлительности, образности и живости фантазии. Люди мыслительного типа лучше будут справляться с деятельность, связанной с оперированием абстрактным материалом, математическими и логическими формулами, различными понятиями.
Представители среднего типа сочетают в себе черты и художественного, и мыслительного типов.
Анализ и обработка результатов проводятся по семи шкалам:

1. Метафоризация - способность замечать метафоры в речи, образах, стихах, художественных произведениях, использовать метафоры в речи, умение придумывать метафорические выражения.

2. Образность представлений - способность к яркому образному представлению, фантазированию, образному мышлению, стремление выразить образы в рисунках, художественные способности.
3. Символизация - способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками, языковые способности.
4. Вербализация - легкость речи, способность рассказчика без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях.
5. Абстрагирование - способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на абстрактные слова, образы в процессе мышления, отсутствие конкретных предметных представлений.
6. Рефлексивность - способность долго удерживать одну и ту же информацию в памяти, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное продумывание своих действий.
7. Ручные навыки - способность мастерить, ремонтировать, осуществлять точные ручные манипуляции с предметами, технические навыки.
Процедура проведения анкетного опроса способствует установлению контакта со старшеклассниками и организации совместной работы профориентационной направленности. Задаваемые во время проведения исследования вопросы-уточнения и ответы на них способствуют закреплению контакта и создают благоприятные предпосылки для дальнейшего профконсультационного взаимодействия. По результатам анкетирования была составлена таблица, помещённая в приложении 2. В результате в таблице хорошо видна степень выраженности и преобладание тех или иных функциональных способностей каждого учащегося.

Опросникивключают в себя:

- разработанный Е.А. Климовым «Дифференциально-диагностический опросник» и его модифицированный вариант - «Профессионально-диагностический опросник»;

- опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой;

- «Карта интересов» А.Е. Голомштока и др.

В данной работе использовался «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова и «Карта интересов» А.Е. Голомштока. В «Дифференциально-диагностическом опроснике» Е.А. Климова респондентам предлагается выбрать из 20-ти парных суждений наиболее подходящие для них альтернативы. Целью применения опросников являются раннее выявление интересов и склонностей учащихся, распределение их предпочтений по основным типам профессий, классифицируемых по предмету труда: «человек-природа» (зоотехник), «человек-техника» (инженер), «человек-человек» (учитель), «человек-знак» (корректор), «человек - художественный образ» (актер). Результаты опроса отражены в приложении 3.

«Карта интересов» А.Е. Голомштока предназначена для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Голомшток выделяет 23 таких сферы: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника. Для определения ведущих интересов предлагается перечень вопросов, на которые необходимо ответить. Результаты опроса отражены в таблице в приложении 4.

Тесты - сложный метод в проведении и обработке данных. Сложность может состоять в количестве утверждений для выбора или вопросов, на которые следует дать осмысленный ответ. В данной работе использовался тест «Якоря карьеры» по методике диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова). Этот тест даёт возможность выявить ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Профессиональная компетентность. «Быть профессионалом, мастером в своем деле». Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области.

Менеджмент. «Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п.» Для этих людей первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации.

Автономия (независимость) «Главное в работе – это свобода и независимость».Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Они испытывают трудности, связанные с установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной, формой одежды и т.д.

Стабильность работы. «Стабильная, надежная работа на длительное время». Эти люди испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения. Эти люди отождествляют свою работу со своей карьерой. Их потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры.

Стабильность места жительства. «Главное – жить в своем городе (минимум переездов, командировок)». Важнее остаться на одном месте жительства, чем получить повышение или новую работу на новой местности.

Служение «Воплощать в работе свои идеалы и ценности».
Данная ценностная ориентация характерна для людей, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности. Они часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте.

Вызов «Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи».Эти люди считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Они ориентированы на то, чтобы “бросать вызов”. Для одних людей вызов представляет более трудная работа, для других это — конкуренция и межличностные отношения.

Интеграция стилей жизни «Сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой». Для людей этой категории карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам.

Предпринимательство «Создавать новые организации, товары, услуги». Этим людям нравится создавать новые организации, товары или услуги, которые могут быть отождествлены с их усилиями. Работать на других – не для них, они – предприниматели по духу, и цель их карьеры – создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им. Вершина карьеры в их понимании – собственный бизнес. Результаты теста «Якоря карьеры» обработаны и отражены в диаграмме в приложении 5.

К тестовой группе можно отнести предложенные Е.А. Климовым и Н.С. Пряжниковым исследовательские задания «Моды», «Восьмиугольник выбора профессии», «Схема анализа профессии» [14, с. 136-139].

В качестве итогового исследования была применена "Матрица выбора профессии". Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. С помощью 2-х серий вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого. Результат исследования отражён в виде таблицы в приложении 6 к работе.

Благодаря этим методикам были выявлены интересы, способности и возможности старшеклассников, их желания приобрести ту или иную профессию. Полученные результаты исследования нашли отражения в схемах, таблицах и диаграммах приложенных к данной работе.

Методики исследования познавательной сферы школьников могут использовать педагоги, социальные работники и другие специалисты, обученные процедурам их применения.

Таким образом, благодаря методикам профориентации, старшеклассники получают ценные сведения о своих способностях и возможностях, выявляют интерес к той или иной профессии. Профориентациоонная работа может помочь молодым людям сделать оптимальный выбор будущей специальности. Ныне, профориентационные методики становятся все более популярными и актуальными, и приобретают новейшие подходы.

2.2 Внешние факторы, влияющие на выбор будущей профессии

Бесспорно, важную роль в выборе профессии играют интересы и способности выпускника. Это было подтверждено проведённым в рамках этой работы исследованием и отражено в приложенных схемах и таблицах. Однако сделать самостоятельно осознанный выбор будущей профессии, опираясь только на свои приоритеты и возможности может далеко не каждый выпускник школы.

О.Е. Байтингер, проводивший масштабные экспериментальные исследования развития ориентации на будущее и планирования в подростковом возрасте, приходит к выводу о том, что в возрасте 16-17 лет развитие психологической функции планирования отнюдь не завершено, оно продолжается даже после двадцатилетнего рубежа Из этого следует в частности, что к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. [17, с. 164].

Поэтому при выборе будущей специальности немаловажную роль играют внешние факторы, к которым можно причислить:

- влияние родителей и родственников, их мнение, личный опыт, желание «пустить детей по своим стопам» или наоборот. В рамках исследовательской работы родителям учащихся, которые исследовались по методике Г.В. Резапкина "Матрица выбора профессии" так же был задан письменный вопрос «Кем по специальности вы хотите видеть своих детей?» Интересен тот факт, что выбранная детьми и родителями специальность совпадает. Это отражено в таблице в приложении 6 к данной работе; данный факт может говорить как о давлении со стороны родителей, так и на осознанный самостоятельный выбор (когда родители согласны с мнением своего ребёнка, не пытаются его изменить), либо на компромисс между родителями и детьми;

- востребованность данной специальности на рынке труда. Сможет ли человек, получивший профессиональное образование найти работу по данной специальности. В Центре занятости нашего города в 2019 году наиболее востребованы такие профессии, как врач, повар, продавец, младший воспитатель (няня), медицинская сестра; наименее востребованы: налоговый инспектор, лаборант, преподаватель, электромонтёр, оператор ЭВМ, слесарь - сантехник ( данные по справке из Центра занятости);

- заработная плата, так как даже подходящая по всем другим показателям работа перестаёт быть заманчивой при низкой оплате труда;

- престижность выбранной специальности; ведь престижная специальность «поднимает» статус человека, возвышает его в глазах окружающих;

- влияние мнения друзей. Иногда друзья и подруги играют решающую роль в выборе профессии. Несколько одноклассников, не разлей вода, идут поступать в одно учебное заведение и на один факультет, чтобы постоянно быть вместе. И это всё замечательно, но вряд ли для разных людей, даже с одинаковыми на данный момент взглядами на жизнь, подходят абсолютно идентичные специальности. Каждый должен сам делать свой собственный выбор;

- следует учитывать и необходимость той или иной профессии в будущем.

Как по отдельности, так и вместе взятые эти внешние факторы могут повлиять на выбор будущей специальности. В последнее время в системе образования все больше внимания уделяется профильному обучению. При грамотном подходе обучение в профильном классе должно помочь ребенку в выборе будущей профессии, облегчить подготовку в вуз. Выбор профиля, а в последующем, и будущей профессии, связан с наличием у ребенка определенных способностей, интересов и склонностей. Профильные классы призваны помочь ученику развить именно те способности, которые у него выражены, тем самым повысить стремление к учебе, развить уверенность в своих силах, в завтрашнем дне и сохранить здоровье. Результатом неверного выбора может стать снижение учебного интереса, увеличение психосоматических заболеваний и прочие неприятности.

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. Некоторые молодые люди стремятся учиться в профессиональном учебном заведении уже находясь в процессе работы по данному профилю.

Таким образом, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо учитывать внешние факторы, влияющие на выбор будущей профессии, а также обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий.

Заключение

В результате проделанной работы, в первой главе были решены задачи исследования по изучению теоретических основ самоопределения старшеклассников. Выявлено, что для старшеклассников актуальным является учебно-профессиональное самоопределение, т.е. осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки. Возраст старшеклассника указывает на то, что для полноценного осмысления выбора профессии нужно стать чуть старше. Поэтому, для того чтобы правильно выбрать будущую профессию, нужно провести грамотную профориентационную работу.

Профориентация – это очень значительное явление не только в сфере педагогической отрасли, но и в жизни каждой личности. Есть несколько определений о понятии профориентации, но все сводится к одному: профессиональная ориентация – это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель – подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии.

Во второй главе описаны и применены методики определения интересов, склонностей учащихся старших классов к будущей профессии в рамках внеклассной профориентационной работы ( анкеты, опросники, тесты); рассмотрено влияние внешних факторов на выбор будущей профессии. Выяснилось, что профориентационная работа может помочь молодым людям сделать оптимальный выбор будущей специальности. В настоящее время профориентационные методики становятся все более популярными и актуальными и применяют новейшие подходы. Но все-таки, на сегодняшний день остается проблема сложности выбора профессии среди выпускников школ.

В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

- цельюпрофориентации является оказание поддержки учащимся в выборе профессии путём их ознакомления со своими способностями, склонностями и интересами, а так же выработка сознательного отношения к труду;

- основной задачей является: формирование внутренней готовности к профессиональной деятельности, положительного отношения к труду, целеустремленности, предприимчивости;

- к направлениям профориентационной работы относятся: профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду; профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалиста; профессиональный отбор и подбор с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с ней трудовые обязанности;

- основными формами профориентационной работы являются: рассказ, беседа, объяснение, диагностика, анкетирование, опрос, тестирование, экскурсия.

- внешние факторы оказывают сильное влияние на выбор будущей профессии.

Необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем.

Таким образом, исследование показало, что профориентационная работа действительно помогает определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям, соотнести свои желания и способности, сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Список использованных источников и литературы

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. Вузов.3-е изд., испр. [Текст] /Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 672с.

Большая советская энциклопедия /Под. Ред. А.М. Прохорова. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 597с.

Большая энциклопедия по психологии. Психологический словарь. http://www.prosvetlenie.org/esoteric/2/3.html/

Возрастная и педагогическая психология / под ред. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. –М.: Издат-во Педагогическое общество России, 2003. – 512с.

Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации: учеб. Пособие для вузов / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2007. – 333с.

Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая Книга, 2003. – 336 с.

Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб.пособ.для высшей школы.-М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192 с.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Уч. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

Методики для профотбора и профориентации. [Электронный источник] Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/prof/0.html.

Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед.учеб. заведений. В 3 кн. 2 кн. Общие основы психологии.-2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 574 с.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М: Просвещение, 1993. – 354 с.

Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения . – М. : Воронеж, 2002. – 236 с.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) – М.: Вако, 2005. – 288 с.

Психодиагностические методики «Школьный психолог». Электронная газета. №2. – 2007. [Электронный источник] Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200700210.

Психологическое здоровье учащихся как цель работы «Школьный психолог». Электронная газета. №2. – 2007. [Электронный источник] Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID(200701402).

Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / cост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 283с.

Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 256 с.

Ярошенко, В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / В.В. Ярошенко. – М.: Просвещение, 2004. –235 с.

Приложение

Приложение 1

Диаграмма по анкете «Ориентация» И. Л. Соломина

Приложение 2

Результаты анкеты «Диагностика структуры сигнальных систем»

(Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова)

Уч-ся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

№1

5

4

6

2

5

5

3

4

7

5

3

6

5

2

7

5

6

5

6

4

№2

5

3

7

4

3

4

5

5

6

4

5

4

7

5

5

4

7

3

3

8

№3

7

5

4

3

6

3

4

7

3

7

7

5

4

4

3

3

3

6

5

5

№4

4

3

5

4

3

4

7

3

4

6

3

6

6

3

6

6

4

4

4

4

№5

4

4

5

3

2

7

4

4

6

5

5

7

3

6

5

7

6

5

7

7

№6

6

5

3

7

7

6

3

5

5

3

4

2

5

7

4

5

2

3

2

5

№7

4

7

3

5

6

5

5

4

2

4

7

3

6

8

4

5

3

4

5

5

№1 Метафоризация (признак творческого мышления)

№2 Образность представлений

№3 Символизация

№4 Вербализация

№5 Абстрагирование

№6 Рефлексивность

№7 Ручные навыки

Степень выраженности и преобладание тех или иных

функциональных способностей

градируется по шкале от 1 до 8. (У каждого

учащегося степень выраженности отмечена

отдельно)

Приложение 3

Результаты «Дифференциально – диагностического опросника» Е. А. Климова

(в колонках указано количество учащихся) – всего 20 человек.

 

4

2

2

33

2

3

2

2

Человек-природа

Человек-техника

Человек-человек

Человек-знак

Человек-художест-венный образ

Человек-техника

+Человек-знак

Человек-человек + Человек-

природа

Человек-человек +

Человек-художест-венный образ

В данных колонках указано количество учащихся, чьи интересы разделились между данными сферами

Приложение 4

Результаты опросника «Карта интересов» А. Е. Голомштока

1- физика, 2-математика, 3-химия, 4-астрономия, 5-биология, 6-медицина, 7-сельское хозяйство, 8- филология, 9-журналистика, 10- история, 11- искусство, 12- геология, 13- география, 14- общественная деятельность, 15- право, 16- транспорт, 17- педагогика, 18-рабочие специальности, 19- сфера обслуживания, 20- строительство, 21- легкая промышленность, 22- техника, 23- электротехника.

Уч-ся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

1

+

+

                       

+

           

+

+

2

   

+

   

+

 

+

     

+

       

+

           

3

 

+

   

+

     

+

+

     

+

     

+

+

       

4

       

+

+

 

+

   

+

         

+

 

+

 

+

   

5

     

+

       

+

+

       

+

+

         

+

 

6

+

   

+

     

+

+

 

+

         

+

           

7

   

+

               

+

+

+

     

+

     

+

 

8

       

+

 

+

               

+

           

+

9

+

 

+

                   

+

+

       

+

     

10

           

+

     

+

           

+

+

   

+

 

11

 

+

 

+

         

+

   

+

             

+

   

12

   

+

     

+

     

+

       

+

     

+

     

13

   

+

         

+

     

+

 

+

   

+

         

14

 

+

     

+

+

           

+

   

+

           

15

+

 

+

       

+

     

+

                 

+

 

16

       

+

       

+

         

+

 

+

         

17

+

             

+

       

+

           

+

 

+

18

     

+

 

+

       

+

             

+

       

19

             

+

 

+

       

+

 

+

       

+

 

20

 

+

                     

+

       

+

+

   

+

+ отмечены преобладающие интересы у каждого учащегося ( всего 20 учащихся).

Приложение 5

Результаты теста «Якоря карьеры» по методике диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)

Приложение 6

Анализ результатов выбора профессии по методике Г.В. Резапкина «Матрица выбора профессии» 

Учащиеся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Выбранная

профессия

программист

дизайнер

инженер

бухгалтер

экономист

слесарь по КИПиА

парикмахер

мед. сестра

юрист

менеджер по

продажам

предприниматель

повар

ветеринар

учитель

врач

товаровед

технолог

лаборант

эколог

предприниматель

Родители

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

Просмотров работы: 39