«Комната «Антистресс», как профилактика стрессового состояния у подростков и опыт предпринимательства».

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Комната «Антистресс», как профилактика стрессового состояния у подростков и опыт предпринимательства».

Хромова А.К. 1Зубанова Ю.М. 1
1МБОУ "Лицей №55" г. Пензы
Хонина О.В. 1Денисова О.В. 1
1МБОУ "Лицей №55" г. Пензы
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

 

Актуальность проекта и практическая значимость.

В современном мире растет напряженность жизни и ее темп, события сменяют друг друга и часто неблагоприятно влияют на человека. Не являются исключением из данного правила и подростки. Большая загруженность, отсутствие спокойных комфортных условий (жизнь по принципу «надо»), волнения по поводу учебы формируют состояние напряжения и стресса. Это подтвердил опрос среди старшеклассников (9-11 классы) (Приложение 5). Мы выяснили, что 54%-уже имеют стресс, выше уровень стресса в 9-ых и 11-ых классах, в 11 классах он доходит до 70 %., более благополучная обстановка в 10-ых классах, но и здесь уровень стресса 33% (Приложение 7). Мы задали школьником вопрос : «Как вы боритесь со стрессом?». Самыми частыми ответами были: еда, музыка и сон. Однако, еда не всегда полезная, а послушать музыку и уснуть в течении дня, возможностей порой нет. Таким образом, стресс у большинства учащихся есть, а как с ним справляться они не знают.

На наш взгляд, важно помочь школьникам преодолевать тревожное и стрессовое состояние. Это тем более актуально в ситуации, когда стресс в старших класса не только не становится меньше, но нарастает.

Цель проекта: Понизить уровень стресса среди учащихся МБОУ «Лицей №55» г. Пензы

Задачи проекта:

1. Создать уютную комнату, где учащиеся могут проводить время на переменах и перерывах, чтобы отдохнуть и набраться сил.

2.Оздоровление с помощью фитотерапии.

3. Повышение коммуникационных навыков учащихся.

Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов, так как именно они испытывают больше стресса и это те люди, у которых уже пришел осознанный возраст.

Ожидаемые результаты проекта:

- По завершению проекта будет понижаться уровень стресса у учащихся МБОУ «Лицей №55» г. Пензы, повысится стрессоустойчивость.

- Повысится финансовая грамотность участников проекта, сформируется активная гражданская политика.

- Произойдут позитивные изменения в сфере здоровьесбережения и развития навыков здорового образа жизни у подростков МБОУ «Лицей №55».

- Повысятся коммуникативные навыки учащихся.

Методы исследования проблемы и реализации проекта: анкетирование и опрос, сравнительный анализ, изучение научной литературы и материалов СМИ.

Данный проект является началом бизнес проекта, опытом коммерческой деятельности. В дальнейшем можно распространить проект и на более старшую аудиторию: учителя, жители микрорайона.

Стресс и его влияние на жизнь подростков.

Жизнь людей в XXI веке стала более динамичной и напряженной, не обошло это изменение и подростков: напряжение учебных будней, большая нагрузка, не всегда успешная учеба, конфликтные ситуации с одноклассниками. Жизнь современного подростка в период школьных будней легкой не назовешь. Все это создает ситуацию стресса.

Стресс - особое состояние организма, возникающее в ответ на действие любых раздражителей, угрожающих гомеостазу, и характеризующееся мобилизацией неспецифических приспособительных реакций для обеспечения адаптации к действующему фактору.

Выделяется три стадии этого процесса:

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

Начальная стадия - Реакция тревоги.

Стрессоры стимулируют: гипоталамус- нервные импульсы - автономную нервную систему - симпатический центр спинного мозга- симпатические нервы -висцеральные эффекты – выброс в кровяное русло адреналина и норадреналина, мозговое вещество - ответ по типу  «Дерись или Беги»:

- Учащается пульс и сила удара.

-Сужаются кровеносные сосуды большинства внутренних органов и кожи.

-Дилатация (расширение) кровеносных сосудов в сердце, легких, мозге, мышцах скелета.

-Сокращается селезенка.

-В печени гликоген превращается в глюкозу.

-Потливость.

-Расширение дыхательных путей.

-Снижение пищеварения.

Более медленная стадия - Реакция сопротивления. 

Стрессоры стимулируют гипоталамус происходит: рилизинг гормона гипоталамуса, выброс гормона кортикотропина - увеличивается секреция адренокортикотропного гормона в коре надпочечников - стрессовая реакция вызывает задержку воды - ликвидацию водорода -поддержание уровня pH - поддержание кровяного давления - потерю жидкости, если происходит кровотечение - глюкокортикоидов – кортизол - стрессовые реакция нарушают метаболизм белков- образование глюкозы - происходит сенсабализация (сужения кровеносных сосудов) - рилизинг гормона  соматотрапина – сигнал от передней доли гипофиза -увеличивается секреция гормона роста в печени - стрессовая реакция увеличивает метаболизм триглицеридов - происходит преобразование гликогена в глюкозу - рилизинг гормона тиреотропина - щитовидная железа производит  тиреотропные гормоны Т3 и Т4 - стрессовая реакция повышает метаболизм глюкозы - увеличивается производство АТФ (Аденозинтрифосфата) отвечающего за производство энергии в теле человека. Эта реакция сопровождается нас во время всего возникающего стрессового эпизода, затем возвращается в свою норму.

Симптомы психосоматические:

-Астма

-Мигрень

-Депрессия

-Тревожность

-Ревматоидный артрит

Заключительная стадия - Стадия истощения, когда ресурсы организма исчерпаны. Из-за долгой стадии сопротивления гормоны могут вызвать истощение (атрофию) мышц, подавление иммунной системы, изъязвление кишечного тракта и недостаток бета – клеток поджелудочной железы (бета-клетка поджелудочной железы не производит инсулин). Наступают патологические изменения: гастрит, язвенный колит, синдром раздраженного кишечника, гипертония.

В рамках теории Г. Селье выделяется две формы стресса: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды.

Стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Негативный вид стресса разрушительно действует на весь организм. Приступ данного вида стресса возникает, чаще всего, неожиданно, спонтанно, при состоянии напряжения, достигшем критического значения. А может являться и результатом «накопленного» стресса, при котором медленно происходит снижение сопротивляемости организма, с последующим угасанием. Если не принять вовремя необходимых мер, то состояние обычного эмоционального дискомфорта перейдёт в болезнь. Как правило, это состояние носит хронический характер.

Часто мы воспринимаем и реагируем на окружающий мир через эмоции, которые напрямую связаны с нашей эндокринной системой, которые являются фабрикой гормонов. Эмоции запускают "фабрику" по производству гормонов, гормоны запускают химические реакции во всей системе организма человека, меняя его физиологические, физические и психические процессы. Как следствие, меняя наше настроение, состояние и физическое здоровье.

Волшебная формула управления стрессом:

МЫСЛЬ+ЭМОЦИЯ= ДЕЙСТВИЕ

Человек думает о чем то, получает от своих мыслей эмоциональную реакция, а далее ему необходимо совершить некое действие для осуществления своих мыслей.Например: Вы придумали в своей голове сшить платье, представляете, какая Вы в нем красивая, окружаете себя эмоциями от новинки, но не шьете и не покупаете это платье. Но эта мысль не покидает Вас и превращается в навязчивую идею, которая вызывает у Вас только гнев и разряжение. Сшейте это платье или купите, цикл завершен. Или Вы ждали звонка от любимого человека, он не позвонил, потому что не знал, об этом. Вы обиделись на него, разозлились и надумали в своей голове много неприятных вещей. Позвоните сами своему любимому и скажите, что Вы ждали звонка. Цикл завершен. Или кто-то вас раздражает, Вы кричите на него, хлопаете дверью, выходите за дверь и просто позволяете себе злиться. Цикл завершен. 

Все симптомы стресса разделяются на четыре группы:

1. Поведенческие симптомы (увеличение употребления кофеина и алкоголя; ухудшение сна и ухудшение аппетита.),

2. Когнитивные симптомы (кошмарные сновидения; ухудшение памяти;),

3. Эмоциональные симптомы (чувство общего недомогания; растерянность; паника; страх; неуверенность;),

4. Физиологические симптомы (мышечное напряжение; углубление и учащение дыхания; учащенный пульс.

Суицидальное поведение подростков, как одно из последствий стрессовых ситуаций.

Результатом стресса стало стали суициды в подростковой среде (Приложение 2). Статистика подростковых суицидов показывает, что в причинах детской смертности подростковый суицид занимает 3-е место1 (Приложение 3). Другими причинами являются являются: проблемные взаимоотношения в семье, наличие конфликтов с родителями. Здесь проблемным становится отсутствие поддержки и внимания со стороны родителей, которые забывают о духовном общении, устремляя все силы на обеспечение детей материальными благами. Частой становится проблема непонимания родителями детских переживаний, когда подросток очень чувствительно относится к некоторым событиям, а взрослые игнорируют или принижают значение его переживаний. Отвержение, игнорирование сверстниками, конфликты с ними. Несчастная любовь. В подростковом возрасте она кажется вечной, романтической, возвышенной. Если подросток сталкивается с разочарованиями в любви, то он может почувствовать ненужность жизни. Одиночество. Унижение. Подражание кумирам, которые также кончают жизнь самоубийством. Влияние СМИ, где культ смерти превозносится. Проблемы с учебой. Если ребенок пользуется уважением среди подростков и взрослых благодаря своим высоким отметкам, то он может не справиться с проблемой, когда он перестанет их получать. Чувство ненужности. В качестве поступка, чтобы всем отомстить или насолить. Большая часть подростков, которые пытались и даже совершили самоубийство, являются детьми из полных семей, успешные в учебе, здоровые психологически (Приложение 4). В редких случаях суицид был совершен на почве психического расстройства. Количество попыток совершить самоубийство за последние 10 лет выросло втрое. Каждый 20-й подросток повторяет попытки покончить с жизнью, находясь в возрасте 15-19лет.

Среди девушек совершаются суицидальные попытки 45%, среди юношей – 27%. При этом девушки реже достигают поставленной цели из-за выбранных щадящих методов, а юноши более решительны в своем выборе2 (Приложение 2).

По количеству суицида среди подростков Пензенская область на 29 месте среди регионов России из 85.

Часто подростки попадают в сети различных сетевых сообществ, которые пользуются их стрессовым состоянием, вовлекая в опасные игры. Создаются общества, сайты в Интернете, группы, которые решают вместе покончить с жизнью. Здесь принижается значение жизни и пропагандируется смерть.

Комната «Антистресс для учащихся», как профилактика стрессового состояния.

Чтобы уменьшить численность подростковых суицидов, профилактика должна проводиться на всех уровнях. В первую очередь это касается взаимоотношений и обстановки в семье. Родители должны любить и поддерживать своего ребенка в любой ситуации. Здесь следует уделять внимание не только материальным благам, но и душевному общению, когда ребенок рассказывает о событиях в своей жизни, увлечениях.
Но не менее важно нейтрализовывать стрессовые ситуации и в школе. Решением проблемы может стать создание комнаты «Антистресс для учащихся», на базе МБОУ «Лицей №55» г. Пензы. Уютная обстановка, прекрасная атмосфера, расслабляющая музыка, настольные игры и горячие полезные травяные чаи – все это создает комфортную ситуацию, которая помогает расслабиться, на время забыть о проблемах, быть самим собой (Приложение 6). Учащиеся могут общаться друг с другом, тем самым развивать коммуникативные навыки живого общения, оказывать друг другу психологическую помощь.

Учащиеся в современной школе не только учатся, они порой вынуждены пережидать время до факультативов, спецкурсов. Именно в эти периоды им некуда деться, приходится проводить время в коридорах, где нельзя общаться, так как идут уроки, нет условий для отдыха. Во время перемен и таких длительных перерывов чтобы скоротать время учащиеся бегают в буфет и «убивают время» поедая булки, что не полезно для здоровья. Анализ физических характеристик учащихся показал, что многие имеют лишний вес и заболевания желудочно – кишечного тракта, такие, как панкреатит и др.

Комната «Антистресс» поможет решить и эти проблемы.

Предполагается, что комната будет работать во второй половине учебного дня с 10.00 до 16.00. Здесь учащиеся смогут познакомиться с правилами здорового питания, выпить успокаивающие и бодрящие фиточаи.

В связи с тем, что использование сотовых телефонов в школах ограничивается, мы предлагаем создать в комнате зону «Free», где можно будет позвонить и выйти в Интернет. Макет комнаты в приложении 6.

Финансовое обеспечение проекта

На слайде вы можете увидеть финансовую часть проекта. Общей стоимостью наш проект получился в 73000 рублей, однако мы попробуем уложиться в меньшую сумму. (Приложение 10)

Материальные источники:

В Пензе существует несколько бизнес - инкубаторов , которые помогают в реализации бизнес проектов. На их финансовую поддержку мы и надеемся, также можно поискать спонсоров среди родителей, которых заинтересует здоровье учащихся.

При организации работы комнаты мы будем использовать стратегию «проникновения на рынок», т.е. изначально за счет спонсоров цены на фито чай будут очень низкие, а впоследствии можно повысить цены в разумных пределах, в зависимости от спроса.

Вывод:

Данная комната поможет расслабиться, снять стресс и с помощью чая также поднимет настроение и здоровье ребят. По опросу мы узнали мнение учащихся лицея и большинство из них признали создание комнаты необходимым. Мы надеемся, что убедили и вас в актуальности этой комнаты.

Теперь можете задать все интересующие вас детали и вопросы.

План – график проектных работ

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

Ожидаемые итоги

Примечания

1

Исследование психологического состояния подростков – учащихся МБОУ «Лицей №55» г. Пензы

- проведение опроса среди учащихся старших классов Лицея.

- приняли участие 145 человек

- анализ полученных данных

1.11.20 -15.11.20

Зубанова Юлия, Хромова Алина

Приняли участие 145 человек

Сделан анализ полученных данных

 

2

Работа над проектом «Фиточай и полезныевкусняшки»

22.11.20

Зубанова Юлия, Хромова Алина

Создание буклета

 

2

Работа над финансовым обеспечением проекта «Комната Антистресс»

15.11.20 – 25.12.20

Зубанова Юлия

Созданиефинансовой сметы.

 

3

Проведение серии классных часов по здоровому питанию и правилам борьбы со стрессом для учащихся 9-11 классов.

2.12.20 – 15.12.20

Зубанова Юлия, Хромова Алина

Провели 4 классных часа

Участвовали 95 человек учащихся

 

4

Беседа с родителями на родительских собраниях, распространение памятки «Борьба со стрессом у подростков».

20.12.20

Зубанова Юлия, Хромова Алина

Приняли участие родительские комитеты классов МБОУ «Лицей№55» г. Пензы

Памятки получили 105 человек, заинтересовавшихся граждан.

 

5

Проведение беседы с медработниками

15.12.20

Хромова Алина

   

Литература.

Бодров В.А «Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы». – М.: Наука, 1995. – 288 с.

Вальдман А.В., Козловская М.М., Медведев О.С.«Фармакологическая регуляция эмоционального стресса». – М.: Медицина, 1979. – 359 с.

Васильев В.Н. «Здоровье и стресс». М.: Наука, 1991. – 156 с.

Карандашев В.Н. «Как жить в условиях стресса». – СПб.: Питер, 2003. – 276 с.

Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса». – М.: Педагогика,

Акопян К.З. «Самоубийство: проблемы мотивации». Психологический журнал, 1996 № 2 с. 16-23.

Амбрумова А. «О причинах и предупреждениях самоубийств. Между здоровьем и болезнью». М., 1989г.

Амбрумова А.Г. «Возрастные аспекты суицидального поведения./Сравнительно-возрастные исследования в суицидологи. Сборник научных трудов». М., 1989 г., 145 с.

Семыкина А.Р. «Определение уровня стресса выпускников 9 и 11 классов и методы преодоления стрессовых обстоятельств». Казань, 2012г.

Ссылки:

Данные ВОЗ

Росстат

Росстат

Приложение 1.

По данным ВОЗ, в 2013—2014 в России на 100 тысяч жителей приходилось 19,5 случаев самоубийства.

За первые девять месяцев 2015 года этот же показатель равнялся 17,7.

В 2016-м этот же показатель упал уже до 15,4, что составляет самый низкий уровень с начала 1960-х.

В 2017 году этот показатель начал падать примерно до 14.2 случаев самоубийств.3

 

 Приложение 2.

Россия занимает 3 место в мире по частоте суицидов у подростков

Приложение 3

Приложение 4.

Причины самоубийств среди подростков

Приложение 5.

Вопросы:

1) Как вы справляетесь со стрессом, получаемым в школе?

2) Что бы вы хотели внести нового в школьную жизнь от стресса?

3) Считаете ли вы необходимым создание «Антистресс комнаты» в рамках нашего образовательного учреждения?

4) Какое оснащение вы хотели бы видеть в рамках создания данной комнаты?

5) Как вы думаете, пользовалась бы популярностью данная комната в рамках нашего образовательного учреждения?

Приложение 6.

Комната «Антистресс»

Приложение 7.

Опрос

Оценка психического состояния и уровня стресса.

9Б класс:

А - меньше 99 баллов, низкий уровень стресса
Б - 100-125 баллов, средний уровень стресса
В - больше 125 баллов , высокий уровень стресса

Номер чел-ка

Кол-во баллов

Уровень стресса

1

77

А

2

187

В

3

78

А

4

70

А

5

143

В

6

171

В

7

128

В

8

92

А

9

49

А

10

159

В

11

122

Б

12

78

А

13

89

А

14

89

А

15

86

А

16

141

В

17

99

А

18

122

Б

19

135

В

20

53

А

21

110

Б

22

75

А

23

138

В

24

139

В

25

89

А

26

107

Б

27

167

В

28

137

В

29

159

В

Стресс присутствует у 55,2 %

10А класс

Номер чел-ка

Кол-во баллов

Уровень стресса

1

106

Б

2

63

А

3

88

А

4

76

А

5

83

А

6

57

А

7

122

Б

8

86

А

9

149

В

10

86

А

11

50

А

12

174

В

13

63

А

14

166

А

15

90

В

16

128

А

17

61

А

18

130

В

19

26

А

20

104

Б

Стресс присутствует у 40%

9А класс

Номер чел-ка

Кол-во баллов

Уровень стресса

1

55

А

2

112

Б

3

60

А

4

89

А

5

36

А

6

45

А

7

64

А

8

67

А

9

71

А

10

139

В

11

127

В

12

106

Б

13

98

Б

14

58

А

15

82

А

16

62

А

17

140

В

18

52

А

19

118

Б

20

98

Б

21

47

А

22

102

Б

23

43

А

24

40

А

25

98

Б

26

105

Б

27

82

А

28

41

А

29

129

В

30

135

В

Стресс присутствует у 44%

10Б класс

Номер чел-ка

Кол-во баллов

Уровень стресса

1

48

А

2

70

А

3

129

В

4

100

В

5

79

Б

6

127

В

7

148

В

8

76

А

9

90

А

10

58

А

11

42

А

12

90

А

13

88

А

14

137

В

15

159

В

16

54

А

17

99

Б

18

98

А

19

80

А

20

127

В

21

82

А

22

77

А

23

131

В

24

103

В

46 % присутствует стресс.

11Б класс

Номер чел-ка

Кол-во баллов

Уровень стресса

1

179

В

2

126

В

3

102

Б

4

99

Б

5

70

А

6

159

В

7

155

В

8

127

В

9

130

В

10

116

Б

11

102

Б

12

87

А

13

89

А

14

105

Б

15

99

Б

16

98

А

17

76

А

18

109

Б

19

158

В

20

134

В

21

127

В

22

102

Б

23

87

А

24

95

А

25

102

Б

72 % 11Б стресс выше среднего.

11А класс

Номер чел-ка

Кол-во баллов

Уровень стресса

1

99

Б

2

78

А

3

134

В

4

70

А

5

58

А

6

156

В

7

134

В

8

82

А

9

102

Б

10

102

Б

11

99

Б

12

127

В

13

89

А

14

138

В

15

107

Б

16

77

А

17

142

В

65 % класса испытывают стресс.

Средний уровень стресса 54 %

Приложение 8.

Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т.А. Немчину и Тейлору)

Текст опросника

1 Обычно я спокоен и вывести меня из этого состояния нелегко

2 Мои нервы расстроены не более, чем у других людей

3 У меня редко бывают запоры

4 У меня редко бывают головные боли

5 Я редко устаю

6 Я почти всегда чувствую себя счастливым

7 Я уверен в себе

8 Я практически никогда не краснею

9 Я человек смелый

10 Я краснею не чаще, чем другие

11 Я редко ощущаю сильное сердцебиение

12 Обычно мои руки теплые (не очень боятся холода)

13 Я застенчив не более, чем другие

14 Мне не хватает чувства уверенности в своих силах

15 Порою мне кажется, что я ни на что не годен

16 Бывают периоды беспокойства, не могу усидеть на месте

17 Меня часто беспокоит желудок

18 Не хватит духа вынести предстоящие трудности

19 Хочется быть счастливым, как другие

20 Кажется, передо мной трудности, которые мне не преодолеть

21 Мне снятся кошмарные сны

22 Когда волнуюсь, дрожат руки

23 У меня беспокойный сон, часто просыпаюсь

24 Меня часто тревожат возможные неудачи

25 Иногда испытываю страх, когда опасности нет

26 Мне трудно сосредоточиться на задании

27 Простую работу делаю часто с напряжением

28 Я легко прихожу в замешательство

29 Почти все время испытываю неясную тревогу

30 Я склонен принимать всерьез даже пустяки

31 Я часто переживаю и плачу

32 У меня бывают приступы тошноты и рвоты

33 Расстройство желудка у меня почти каждый месяц

34 Я боюсь, что при волнении сильно покраснею

35 Мне обычно трудно сосредоточиться на чем-то важном

36 Меня постоянно беспокоит желание улучшить свое материальное положение, хотя оно не хуже других

37 Нередко думаю, о чем не хотел бы поделиться с другими, стыдно

38 Иногда из-за переживаний теряю сон

39 Когда волнуюсь, иногда сильно потею

40 Я иногда сильно потею, даже в холодные дни

41 Временами из-за волнения никак не могу заснуть

42 Я человек легко возбудимый

43 Иногда чувствую себя бесполезным человеком

44 Нередко из-за волнения могу легко выйти из себя

45 Я часто ощущаю смутную тревогу

46 Я чувствительнее многих своих товарищей

47 Почти все время испытываю чувство голода

48 Часто кажется, что меня преследуют болезни

49 Часто кажется, что за мной кто-то наблюдает

50 Ожидание всегда меня нервирует

Обработка результатов

Подсчитывается общее количество ответов «нет» на вопросы 1,2,3,4,5,6,7, 8,9,10,11,12, 13 и ответы «да» на все остальные вопросы, которые характеризуют уровень тревоги и вероятность развития эмоционального стресса. При 40-50 таких ответах вероятностно прогнозируется развитие дистресса (связан с выраженными негативными эмоциями и оказывает вредное влияние на здоровье). При определении их не более 5—15 можно предполагать низкий уровень тревоги и высокую стрессоустойчивость. Для прогноза эустресса (оказывает позитивное воздействие на состояние человека, вызывает состояние жизненного тонуса, мобилизации) рассматривается количественная сторона утверждений до 25 баллов.

Приложение 9.

Буклет «Профилактика стресса у старшеклассников».

Приложение 10.

Финансовое обеспечение проекта.

вещи

стоимость

Диван

15000

Чайный уголок

30000

Кресло мешок

850/1шт

Корзина для мусора

150

Люстра и лампы

2000

Ремонт

10000

Меловая доска

1300

Декор

1000

Стулья

1000/1шт

Посуда

4000

Проектор+экран

5000

Общая стоимость:

73000

Просмотров работы: 295