КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ ВРЕМЕНЕМ?

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КАК НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ ВРЕМЕНЕМ?

Лысенко А.С. 1
1МБОУ «Головчинская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
Косилова А.С. 1
1МБОУ «Головчинская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Время – бесценный и невосполнимый ресурс.

И до тех пор, пока временем не управляют,

ничем другим управлять нельзя». Питер Дракер

В современном высоко технологичном, быстро развивающемся мире буквально каждый человек испытывает дефицит времени. Многие известные специалисты подтверждают эту истину. Время – это такой специфический ресурс, который в организации стоит на одном месте с основными фондами, рабочей силой, сырьем. Время имеет особое специфическое свойство: оно необратимо.

Действительно, прав классик современного менеджмента, утверждая, что время - это самый важный, дефицитный и невосполнимый ресурс, говоря при этом, что, если оборудование можно купить, сырье и материалы тоже не являются редким товаром, который необходимо долго разыскивать, то потерянное время невозможно вернуть, невозможно вернуть упущенные в это время возможности, невозможно завершить дела, если условия, в которых они решаются, поменялись.

Категория времени является одной из сложнейших для осознания. Явление, которое сложно разобрать, которое трудно поддается управлению. В энциклопедии философии дано такое определение этого понятия: «Время — форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения…это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами». [1].

Время - понятие относительное. Возможно, мы не замечаем относительности времени в обычной жизни, однако, всем нам кажется, что время идет быстро, когда мы заняты чем-то интересным и, наоборот, время тянется медленнее, когда мы делаем что-то скучное и монотонное.

Сейчас появилось такое понятие как «бюджет времени» - это имеющееся у нас в распоряжении время (поступление времени для нас стабильно — 24 часа в сутки и от нас не зависит) и совокупность дел, на которые мы его расходуем. Бюджет времени отражает специфику образа жизни различных групп населения.

Время необратимо, его нельзя накопить, передать, оно проходит безвозвратно. При этом специфичность времени заключается еще и в том, что каждый человек наделен им в равной мере, а именно, 1440 минут или 86400 секунд в день – не больше и не меньше. [4]. Поэтому человек, желающий улучшить свою работу, стать успешным должен периодически анализировать уровень использования и потери времени.

Люди, которые довольны личным распределением времени встречаются крайне редко. Часто человек знает, что способен на большее, но сетует на постоянную нехватку времени. Особенно эта проблема актуальна для молодежи, и проявляется в учебе, быту и в работе.

С годами люди, заинтересованные в рациональном использовании времени, или методом проб и ошибок вырабатывают свои правила, или знакомятся с методологией эффективного использования времени как ресурса, изучаемого таким разделом менеджмента, как тайм-менеджмент.

Предполагается выполнение работы в четыре этапа: 1. Выбор темы исследования. Составления плана. Сбор материала, изучение, отбор нужной информации. 2. Написание работы. Проведение исследования. 3. Редактирование работы. Составление списка литературы. Работа над презентацией. Подготовка доклада. 4. Защита.

Проблема: далеко не все люди могут рационально использовать бюджет времени, что же касается школьников, то они вовсе не умеют распределять его между учебной деятельностью и свободным временем.

Гипотеза: умело планируя и правильно используя время, мы можем целиком и полностью осознать и использовать те преимущества, которые существенно улучшат нашу жизнь.

Актуальность. Данная тема во все времена есть и будет актуальна. Ведь каждый человек, когда-либо опаздывал, когда то не успевал что - то срочное сделать.

Мы, учащиеся, любим часто откладывать дела на потом, делаем все в последний момент, и как следствие этого - опаздываем. Но есть опасность того, что многие школьные привычки становятся спутниками в течение всей жизни. Какой работодатель захочет принять в компанию ленивого сотрудника, вечно не успевающего все сделать в срок? В связи с этим, тема изучения бюджета времени школьников актуальна, так как в период одиннадцатилетней школьной жизни формируется характер и зарождаются основные компетенции будущего работника, а также привычки, которые могут по-разному влиять на трудовую деятельность и успешность такого человека в дальнейшем.

Цель данной работы – проанализировать использование бюджета времени старшеклассниками, и разработать на основе теории тайм - менеджмента правила эффективного использования времени, актуальные для современного человека.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Проработать теоретический материал по данной теме, изучить теоретические подходы тайм-менеджмента.

Провести опрос и выяснить, как распределяют время старшеклассники.

Проанализировать результаты опроса.

Сформулировать свод правил рационального использования времени для школьников выпускных классов.

Основой исследования являются:

• Теоретический метод (изучение основ тайм-менеджмента).

• Эмпирический метод (анализ анкет старшеклассников, обобщение результатов, построение диаграмм).

Структура исследовательской работы:

работа состоит из аннотации, плана исследования, научной статьи, списка используемой литературы, рекомендаций по рациональному использованию бюджета времени, приложения в виде диаграмм.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В теоретической части работы постараемся проникнуть в природу времени, чтобы понять, как управлять временем? Ответим на вопрос: А что вообще можно сделать со своим временем?

В условиях быстро растущих перемен в современном обществе особо актуальным становится вопрос, связанный с рациональным использованием бюджета времени, который является одним из основных показателей условий, как в жизни взрослых, так и в жизни школьников в процессе обучения в школе.

Под бюджетом времени мы будем понимать время, которым располагает человек. Так, недельный бюджет времени старшеклассника, как и любого человека, составляет 168 часов - 24*7=168.

Стратегический ресурс – это средство достижения цели или решения стратегических вопросов. При этом важно понимать, что само время является ключевым, то есть стратегическим, ресурсом организации или человека, необходимым для достижения успеха в чем-то конкретно или для устойчивого процветания в целом. Время как стратегический ресурс находится в одном ряду с такими ресурсами, как деньги, информация, технологии, люди (персонал) и др. [3].

Для чего необходимо управление временем?

Для:

выполнения работы с меньшими затратами в лучших условиях с более качественными результатами;

большей удовлетворенности от работы;

повышения мотивации труда;

меньшей загруженности работой;

для достижения цели кратчайшим путем;

максимального использования собственных возможностей.

Древние мореплаватели говорили: «Плыву не так, как ветер дует, а как парус поставлю!» Можно вспомнить и еще одну не менее древнюю и очень известную пословицу: «Время деньги!» (кстати, так считают 20% моих одноклассников).

Время - это действительно стратегический ресурс человека. Рациональное использование своего времени позволяет экономно распределять умственные и физические возможности в процессе учебного дня на протяжении всего периода обучения. Правильное распределение режимных моментов поможет объективно подойти к использованию своих функциональных возможностей, адаптации к смене одних видов деятельности на другие и сохранения здоровья.

Известно, что на состояние здоровья влияют биологические ритмы. В настоящее время установлено, что свыше 300 процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму, а его изменение и отклонение от нормы приводит к нарушению работы функций и систем, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.

Необходимо учитывать тот факт, что у разных людей разные биоритмы, разная работоспособность. В зависимости от этого есть люди - «совы», люди - «жаворонки», люди – «аритмики».

Основное отличие «сов» от «жаворонков» в том, что у них по-разному работают нервные клетки, то есть фазы активности-пассивности у каждого человека индивидуальны. У «жаворонков» работоспособность выше в первой половине дня. «Совы» - существа ночные. Пик их жизненной активности приходится на послеобеденное время, однако, на самом деле, самый плодотворный период – глубокая ночь. (Приложение 1).

Кстати, почему-то принято считать, что «жаворонки» более дисциплинированы и исполнительны, однако это не так. «Совы» очень ответственно относятся к своим обязанностям, и если им не мешают выполнять их тогда, когда им это удобно, то производительность труда у «ночных людей» выше. Это связано с тем, что они не зависят от солнечного света, и им практически все равно, когда встает и садится солнышко.

Есть еще и третья группа – «аритмики». Это те счастливые люди, которые с легкостью подстраиваются под любой жизненный ритм. «Аритмики» совершенно безболезненно меняют свои биологические ритмы в зависимости от насущной необходимости. Они ежедневно встают на работу рано утром, но при этом, в отличие от «жаворонков», не вскакивают в 7 утра в выходные дни. Их организм подчинен не своим ритмам, а жизненным обстоятельствам.

Проведя опрос, я выяснил, что в нашем классе: (Приложение 2)

50% - это «жаворонки»; 45% - «совы»; 5% - «аритмики».

Вывод. Исходя из полученных результатов, можно утверждать, что более чем для половины опрошенных старшеклассников занятость учебой в первой половине дня не составляет труда. Остальные 45 % вынуждены подстраиваться под общепринятый режим.

Современная жизнь школьников — это не только учебный процесс. Ведь нужно так много успеть: занятия, проектная деятельность, кружки по интересам, спортивные секции, тренировки и, конечно же, отдых. Чтобы сохранить высокую работоспособность в течение дня, нужно научиться правильно распределять свое время. Правда, не всегда удается жить со своим индивидуальным режимом, нужно уметь приспособить его к общепринятому режиму, то есть спланировать свой бюджет времени. Проблема оптимизации расходования времени труда и досуга актуальна для каждого человека, а так же для школьника, поскольку распределение времени напрямую влияет на успеваемость, физическое развитие и творческую активность.

2. Бюджет времени – это время, которым располагает человек. Так, недельный бюджет времени старшеклассника, как и любого человека, составляет 168 часов - 24*7=168. Ученые считают, что на сон в сутки человеку достаточно 8 часов, чтобы отдохнуть и в течение дня не чувствовать усталости, что составляет в неделю 56 часов, т.е. около 33% от недельного бюджета времени. Остается в среднем 67%, что составляет около 112 часов. Необходимо правильно распорядиться этим временем. [1].

На занятия в школе уходит 35 часов, на внеурочную деятельность, секции, тренировки - 5ч в неделю (итого около 22%). Большинство учеников нашей школы находятся на подвозе, соответственно им не нужно тратить время на дорогу в школу и обратно. А значит для большинства все остальное время – в среднем 72 часа (около 45%), это так называемое свободное время. (Приложение 3).

Проведя исследование, я выяснил, что: 75% мальчиков, считают, что они могут распоряжаться своим временем, а 25% - нет. Среди девочек 72% могут распоряжаться, а 28%, считают, что не могут (Приложение 4).

Кроме того, была изучена успеваемость участвующих в наблюдении старшеклассников. Результаты представлены в таблице:

Успеваемость

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

Всего

8

15

2

Юноши

2

6

1

девушки

6

9

1

При опросе узнали, на что тратят свободное время школьники. Выяснилось следующее:

Девушки тратят свободное время на прогулки, общение, сон, иногда это спорт и домашние дела. Юноши на компьютерные игры, сон, и только некоторые заняты творчеством, спортом.

При этом, те обучающиеся, кто учатся хорошо, занимаются в свободное время спортом, творчеством, лишь немногие чтением.

Самообразованием и подготовкой к занятиям занимаются только 82% опрошенных.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что большинство школьников эффективно используют свое личное время, так как на данном этапе своей жизни их главная задача – учеба, а на нее они тратят в среднем 7-8 часов, что составляет 25-30% суток.

Небольшая часть старшеклассников проводит свободное время с друзьями, в социальных сетях или смотрит телевизор. Эти школьники расходуют время нерационально, откладывая все реальные дела на потом. Необходимо перераспределение досуговой деятельности, это позволит эффективнее использовать время.

Очень мало времени отводят на спорт и чтение книг. Занятие спортом – это залог крепкого здоровья, меньшей подверженности различным заболеваниям и позитивного настроения в течение дня. Чтение книг позволяет развивать общие и специальные компетенции, получить дополнительные знания, которые с легкостью можно будет использовать в дальнейшей работе.

Введение режима дня также отлично влияет на повышение эффективности. Зная расписание, отведенное на каждый вид деятельности, можно устранить неэффективное использование времени.

Бесспорно, рациональное расходование времени - это неиссякаемый резерв саморазвития, способностей, творческих возможностей, высвобождение жизненной энергии на новые интересные дела. Все это потребует определенных усилий, изменение некоторых привычек, самодисциплины. Следовательно, необходимо сделать переоценку ценностей и начать с овладения новыми приемами и методами рационального использования времени.

Существует и сегодня набирает популярность тайм менеджмент - наука по управлению временем. Она пропагандирует рациональное распределение приоритетов и разделение на подцели для быстрого достижения результата. Понятие «управление временем» (TimeManagement) - междисциплинарный раздел науки и практики, посвященный изучению проблем и методов оптимизации временных затрат в различных сферах профессиональной деятельности. [4]

«Управление временем, организация времени, тайм-менеджмент (англ. timemanagement) — технология организации времени и повышения эффективности его использования». [5].

Рациональное планирование режима дня и исключение из него бесполезных занятий обязательно приведёт к высоким результатам. Необходимо уметь определять так называемые помехи или «пожиратели» времени – хронофаги. К ним относятся:

Отсутствие приоритета в делах.

Попытка слишком много сделать за один раз.

Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения.

Нечеткое планирование дня.

Личная неорганизованность, «бумажные завалы».

Недостаток мотивации, нежелание активно работать.

Поиск несистематизированной нужной информации (адресов, телефонов, записей).

Недостатки кооперации или разделения труда.

Отрывающие от дела телефонные звонки.

Незапланированные встречи.

Неспособность сказать «нет».

Неполная, запоздалая информация.

Отсутствие самодисциплины.

Неумение довести дело до конца.

Отвлечение (шум).

Отсутствие коммуникации или неточная обратная связь.

Разговоры на частные темы.

Излишняя коммуникабельность.

Синдром «откладывания».

Выделив свои пять «поглотителей времени» и ответив на следующие вопросы: Насколько сильно эти помехи мешают достижению цели и замедляют Вашу деятельность? Пытались ли Вы бороться с ними? Каким образом, с каким результатом? вы уже сможете добиться значительного повышения продуктивности своей работы.

Но для того, чтобы быть эффективным, просто тайм - менеджмента мало. Важно следить за своим здоровьем и поддерживать себя в хорошей физической форме. Жизнь должна быть насыщенной, в ней всегда должно находиться время для спорта, хобби и отдыха.

3.Основные правила эффективного использования времени.

Исходя из результатов проведенного исследования, считаю целесообразным предложить старшеклассникам следующие рекомендации для организации, планирования своего времени:

определиться с тем, чего хочется от жизни, чётко обрисовать картину того, что хотелось бы увидеть в ближайшее время, т.е. поставить перед собой цель. Далее тщательно обдумать, что для её достижения требуется;

определиться с тем, чего хочется от жизни— рассмотреть дела по степени важности, по степени срочности и вообще по степени актуальности;

составьте план на день, на несколько дней, а то и недель вперёд, можно написать полностью свой распорядок дня;

не планируйте слишком много дел, возьмите за правило намечать в одни день только 3 важных вопроса;

решайте проблемы по мере поступления, актуальность важна, не забегайте вперёд, всему своё время.

4.Технология контроля времени

Для управления такой тонкой материей, как время, контроль особенно важен. Метод «пяти пальцев» (по Л. Зайверту) Лотар Зайверт предлагает простой и очень удобный метод ежедневного итогового контроля в тайм-менеджменте, так называемый метод пяти пальцев.

Метод является элементарной техникой, в которой за каждым пальцем руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. Достаточно лишь посмотреть на ладонь правой руки и по первым буквам названия пальцев вспомнить параметры, на основании которых осуществляется контроль.

М (мизинец) - мысли, знания, информация. Мыслительный процесс. Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрел? В чем возросла моя компетентность, усилился профессионализм? Какие новые и важные идеи сегодня меня озарили?

Б (безымянный) - близость к цели. Что я сегодня сделал и чего я достиг?

С (средний) - состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией?

У (указательный)- услуга, помощь. Сотрудничество. Чем я сегодня помог другим? Познакомился ли я с новыми людьми? Улучшились ли мои взаимоотношения с коллегами (или наоборот)? С кем возник конфликт?

Б (большой)- бодрость, физическое состояние. Что я сделал сегодня для моего здоровья, поддерживания моих физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы? Что сделано сегодня мною для поддержания здоровья, физической формы?

«Пятипальцевый» метод итогового контроля удобен, прежде всего, своей компактностью он дает возможность быстро и качественно проконтролировать наиболее значимые итоги дня. При всей кажущейся простоте данный метод может быть вполне серьезным аналитическим инструментом. [2].

Заключение.

Современная жизнь школьника довольно разнообразна, она очень насыщенная и в то же время напряженная. Об этом свидетельствуют ответы респондентов. Помимо учебы, как основного дела, современные школьники участвуют в различных мероприятиях школьного и районного уровня и интересно проводят досуг! Но, в то же время, многие утверждают, что времени им не хватает, и они не высыпаются, не успевают заниматься интересными для них делами.

Умению управлять своим временем, необходимо учиться, и оно пригодится не только во время обучения в школе, но и в последующей трудовой жизни. Грамотно спланированная и организованная, а также вовремя выполняемая деятельность позволит сэкономить временные затраты и выделить время на саморазвитие и занятие творчеством, что, в итоге, позволит в будущем стать более успешным.

Литература:

Материалы сайтов:

Архангельский Г. “Организация времени: от личной эффективности к

развитию фирмы” М.: АиСТ-М, 2003

Зайверт Л. “Ваше время в Ваших руках: советы деловым людям, как

эффективно использовать рабочее время” М.: Интерэксперт, 1995.

(Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем... studfile.netpreview/1100101/page:7/)

www.improvement.ruhttps

ru.wikipedia.org

Приложение 1

Биологические ритмы

Приложение 2

Распределение учащихся в соответствии с биоритмами

Приложение 3

Приложение 4

Умение правильно распоряжаться свободным временем.

 

Просмотров работы: 250