Введение
Освоение космоса начато человеком в середине 20 века и идет полным ходом в различных направлениях. На Земле действует около двух десятков космодромов, вокруг планеты работают тысячи спутников, на орбите побывало около 500 человек, зарождается космический туризм, в планах — освоение Луны и экспедиция на Марс, словом, космическая деятельность человечества становится все более масштабной и разнообразной. А это значит, что при ее регулировании все чаще приходится сталкиваться с юридическими вопросами. Где кончается воздушное пространство и начинается космическое, кому принадлежат небесные тела, можно ли создать государство на Луне, купить участок на небесных телах, кому принадлежат полезные ископаемые, которые находятся в недрах других планет? Данные вопросы рассматриваются и регулируются международным космическим правом. Международное космическое право – это совокупность специальных норм современного международного права, регулирующих отношения государств с государствами, с международными организациями, устанавливающими международно-правовой режим деятельности в пределах космического пространства, Луны и других небесных тел.
Однако, все основные международные документы были созданы в период с 1967 по 1979 годы. В истории международных отношений этот период ознаменован "оттепелью" отношений между СССР и США. Основная масса международных документов направлена на сдерживание вооружения и его размещения в космосе. Благодаря изучению данной темы и проделанной работы, мы можем сказать, что для современной юридической литературы вопрос, связанный с объектами, имуществом в космосе остается открытым.
Целью данной работы являлось исследование становления международного космического права, выявление пробелов в праве и предложение решения данной проблемы.
Задачи: определить практическую значимость применимость исследования; выявить пробелы в действующем законодательстве;
определить векторы развития нормативно-правовых актов данной сферы.
Гипотеза: В космическом праве существуют пробелы, которые не соответствуют современности.
2
Космическое право, история развития.
Международное космическое право - это отрасль международного права, совокупность международно-правовых норм и принципов, которые регулируют отношения между государствами и международными организациями по исследованию и использованию космического пространства, Луны и других небесных тел, а также устанавливают международно-правовой режим космического пространства (включая небесные тела).
Данная отрасль права возникла благодаря небывалому прогрессу человечества, а именно: человечество шагнуло в космос. Через несколько дней после запуска Советским союзом первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года Генеральная Ассамблея ООН призывает к межгосударственному сотрудничеству в создании «системы инспекции, имеющей своей целью обеспечить, что запуск предметов в космическое пространство будет производится исключительно для мирных и научных целей» (резолюция 1148 (XII). В 1958 году Генеральная Ассамблея ООН учреждает особый Комитет по использованию космического пространства в мирных целях и уполномочивает его изучить характер правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства. Именно эти резолюции ознаменовали новую эпоху, заложили основу международного права, регулирующего вопросы космической деятельности, и определили его общий характер и форму. Первостепенную роль в разработке международного космического права играла и продолжает играть ООН.
После первых запусков спутников СССР и США, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях начинает изучать правовые проблемы, которые могут возникнуть при освоении космоса.
В резолюции 1472 (XIV) от 12 декабря 1959 года Генеральная Ассамблея признала в качестве фундаментальной основы в деле освоения космоса ориентацию только на благо всего человечества и отметила важность учета интересов всех государств независимо от уровня их экономического или научного развития при проведении исследований и использовании космического пространства. В этой же резолюции мировое сообщество призывает к взаимодействию и сотрудничеству в освоении космического пространства.
Следующим важным шагом в развитии космического законодательства стало принятие постановления Генеральной Ассамблеи ООН – резолюция 1721 (декабрь, 1961 г.), явилась руководством дальнейшего развития международного космического права. В дополнение
к вышеуказанным принципам Генеральная Ассамблея ООН утвердила новый руководящий принцип: космическое пространство и небесные тела доступны для исследования и использования всеми государствами
в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению
3
государствами. Эти принципы были более подробно изложены
в «Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства» (1962 г.). Единовременно провозглашены руководящие принципы международного космического права:
Всякое исследование и использование космических объектов и пространства осуществляются в интересах всего человечества, с целью принести пользу жителям планеты Земля.
Исследование космического пространства и иных космических объектов может производится любой страной на основании принципа равенства и доступности в международном праве.
Космическое пространство и небесные тела не могут принадлежать конкретному государству или нации.
Деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства должна осуществляться в соответствии
с международным правом, включая Устав ООН.
Государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, ответственность возлагается либо на государство, либо на международную организацию и на участвующие в ней государства. Деятельность национальных органов в космическом пространстве должна вестись под постоянным наблюдением соответствующего государства.
При проведении исследований космических объектов и космического пространства государства обязаны учитывать интересы других государств. Если их деятельность может привести к причинению ущерба интересам или имуществу другого государства, то необходимо провести международные консультации, с целью предотвращения причинения ущерба или же урегулирования конкретной ситуации (сумма компенсации и т.п.).
Объект запущенный в космическое пространство сохраняет юрисдикцию того государства, которое его зарегистрировало, так же на указанном объекте действуют законы этой страны (немного сложнее обстоят дела с Международной космической станцией, где юрисдикция разделена на сектора, которые строили и регистрировали отдельные государства).
Каждое государство, которое осуществляет или обеспечивает запуск предмета в космическое пространство, несет международную ответственность за ущерб, причиненный иностранному государству таким предметом или его наземными составными частями в воздушном или космическом пространстве.
4
Космонавты считаются - ПОСЛАНЦАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА и все государства обязаны оказывать им необходимую помощь. Космонавты, которые приземлились на территории другого государства должны быть немедленно доставлены на территорию государства, которому принадлежит (зарегистрирован в реестре ООН) космический корабль.1
Далее будет принят ряд важнейших международно-правовых актов,
которые регулируют правовой режим в космическом пространстве, а именно: Договор о космосе (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая луну и другие небесные тела) 1967г., Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных
в космическое пространство 1968г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектом 1971г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектом 1972г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, устанавливает обязательную систему регистрации космических объектов, выведенных на орбиту Земли
и за ее пределы 1974г., Соглашение о деятельность государств на Луне
и других небесных телах 1979г.(вступило в силу 11.07.1984г.)
Современное космическое право (основные нормативно-правовые акты международного космического права)
53 года назад, 10.10.1967, вступил в силуДоговор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (договор по космосу),который считается основой международного космического права. Это первый специальный документ, определивший принципы и нормы международного космического права.2
Вместе с тем, рассматривая договор как правовую основу космической деятельности, некоторые юристы по космическому праву отмечают, что в нем отсутствует надлежащая точность и определенность при использовании терминов. Договор по космосу является самым важным источником международного космического права. Вся деятельность государств в области исследования и использования космического пространства подчиняется его широким параметрам.
2.1.Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами
Данная Конвенция принята 29.11.1971 году. Государства-участники Конвенции признают общую заинтересованность всего человечества в дальнейшем исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.
В указанной конвенции содержаться 28 статей, и применены следующие термины:
«ущерб» означает лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; либо уничтожение или повреждение имущества государств, либо физических или юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций;
«запуск» включает попытку запуска;
«запускающее государство» означает:
- государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта,
- государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта;
«космический объект» включает составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части.
Благодаря введению подобной терминологии космическое право начинает приближаться к материальному праву, где четко сделан упор на права и обязанности субъектов указанных правоотношений.
Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство
Данная Конвенция принята 12.11.1974 и состоит из 12 статей, которые регламентирует общий порядок регистрации космических объектов для запуска на орбиту Земли или дальше в космическое пространство. После регистрации объекта Генеральный секретарь ООН включает его в Реестр.
Каждое государство, осуществляющее запуск космического объекта обязано внести следующую информацию об объекте:
название запускающего государства или запускающих государств;
соответствующее обозначение космического объекта или его регистрационный номер;
дату и территорию или место запуска;
основные параметры орбиты;
общее назначение космического объекта.
К информации, содержащейся в данном реестре, ООН обеспечивает полный и открытый доступ.
6
2.3. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах.
Соглашение о Луне закрепляет принцип "Общей принадлежности космических объектов", а так же устанавливает запрет на размещение военных баз, оружия массового поражения и ядерного оружия на космических объектах и их орбитах. Данное соглашение обязывает государства согласовывать научную и исследовательскую деятельность (время и планы проведения исследования в одном секторе космического пространства), при обнаружении признаков любого вида органической жизни, а так же при установлении факта угрозы для жизни или здоровья человека государства-участники Конвенции обязаны информировать Генерального секретаря ООН и международное научное сообщество.
Статья 6 провозглашает свободу научного исследования Луны, для всех государств планеты Земля, однако, образцы добытые на спутнике считаются собственностью того государства, которое проводило их выемку.
В 1979 г. уже предусмотрена возможность создания на Луне обитаемых и необитаемых станций, отчетность об их деятельности, а так же освоение природных ресурсов Луны.
Вместе с тем, государства-участники несут международную ответственность за свою деятельность на Луне, независимо от того осуществляется ли она правительством или неправительственными юридическими лицами.
Рассмотренные международные документы являются основными в международном космическом праве. Они были приняты в период с 1967 по 1979 годы, в истории международных отношений данный период
ознаменован "оттепелью" отношений между государствами-лидерами СССР и США. Период "Оттепели" позволил прийти государствам к консенсусу
в вопросах космического права, но не отменил понятия "гонки вооружения", в связи с чем международная космическая доктрина содержит в себе принцип не размещения оружия в космосе и на космических объектах.
3. Некоторые сферы деятельности в космическом пространстве, где необходимы инструменты правового регулирования.
3.1. Космический туризм – это оплачивающиеся из частных средств полёты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях.
Согласно социологическому исследованию освещенному в РИА Новости треть жителей России (33%) хотели бы отправиться в туристический полет в космос, 65% не воспользовались бы такой возможностью, свидетельствуют результаты опроса фонда “Общественное мнение”.
7
Участников опроса спросили, хотели бы они полететь в космос в качестве туриста, если им предоставят такую возможность бесплатно. 7
Положительно на этот вопрос ответили 33% респондентов, отрицательно – 65%, еще 2% затруднились ответить. При этом годом ранее космическими туристами хотели бы стать 35% опрошенных.
Согласно данным опроса, 63% россиян смотрят и слушают новости, связанные с освоением космоса, без особого внимания. При этом почти треть (31%) сообщили, что, наоборот, внимательно следят за новостями, касающимися данной темы.
Для 59% респондентов важно, чтобы Россия занимала лидирующие позиции в космонавтике (в 2018 году об этом заявляли 66% опрошенных). Доля тех, кому это не важно, увеличилась – 36% в 2019 году против 29% в 2018 году.
Отмечается, что стать космонавтом в детстве хотели 18% россиян, в более позднем возрасте – 2%. И в детстве, и в более зрелом возрасте стать космонавтами хотели 4% опрошенных. Никогда не мечтали об этой профессии 75% респондентов.
Опрос проводился 30-31 марта 2019 года среди 1,5 тысячи респондентов в 104 населенных пунктах 53 субъектов РФ. 3
3.2. Первые космические туристы.
Во многих западных странах космический туризм рассматривают, как перспективное бизнес-направление. Космический туризм включает в себя несколько направлений развития:
Путешествие на пилотируемом орбитальном самолете (высота
полета 111 км ).
2. Путешествие на Международную космическую станцию, в качестве члена экипажа.
3. В будущем планируется строительство орбитальных гостиничных комплексов.
В СССР к теме космического туризма относились с недоверием, понимая, что каждым делом должны заниматься профессионалы, специально подготовленные люди. Вопрос о возможности полета в космос простых гражданских лиц даже не допускался к рассмотрению. В отличии от СССР США 28.01.1986 запускают шаттл "Челленжджер", на борту которого находились космонавты и Кристи МакОлифф
(женщина выиграла возможность полететь в космос на общенациональном конкурсе, организованном по инициативе президента США Рональда Рейгана). Кристи была учительницей в школе и должна была стать первым в истории гражданским членом экипажа.
Однако во время взлета шаттл потерпел крушение и все члены экипажа погибли. Как следствие, США вводит запрет на полеты в космос непрофессионалов.
В 90-е годы прошлого столетия интерес к космическому туризму вновь повышается, социологические опросы в Японии, Канаде и Германии показывают высокие уровни востребованности подобного продукта на рынке. А если есть спрос, то предложение обязательно появится.
И вот уже 28 апреля 2001 года финансовый аналитик, основатель компании Wilshire Associates Денис Тито отправляется на Международную космическую станцию МИР на борту российского корабля "Союз". Организацией данного полета занимались Роскосмос и компания "Спейс Эдвенчерс", сотрудничество которых началось в этом же году (2001).
25 апреля 2002 года уже второй самофинансируемый космический турист Марк Шаттлворт отравляется на Международную космическую станцию в составе миссии, на корабле Союз ТМ-32. На борту станции Марк провел 8 дней, при этом, он принимал активное участие в различных научных экспериментах. Обратно на Землю космический турист вернулся на корабле Союз-33. За данное путешествие Шаттлворт заплатил 25 миллионов долларов.
В период с 2001 года по настоящее время космическими туристами стали 7 человек, американский миллиардер Чарльз Симони побывал в статусе космического туриста дважды (7-21 апреля 2007 года и 26 марта-8 апреля 2008 года). В сентябре 2015 года был запланирован полет известной английской певицы Сары Брайтман, однако полет не осуществлен по причине отказа заказчицы.
На сегодняшний день космический туризм - это астрономически-дорогое удовольствие для "избранных мира сего".
Средняя стоимость такого путешествия от 30 до 40 миллионов долларов, не включая дополнительную услугу - выход в открытый космос, стоимостью 3 миллиона долларов.
Вместе с тем, ведутся разработки по созданию орбитальной Коммерческой космической станции. Частные компании ведут разработки пилотируемых аппаратов для суборбитальных полетов, а генеральный директора РКК "Энергия" Владимир Солнцев заявляет, что к 2021 году туристический рынок пополнится новой услугой - облетом Луны на космическом корабле "Союз".
9
3.3. Правовой статус космического туриста.
Космический туризм - это очень доходное мероприятие, при условии значительного снижения цены, для нашего государства это отличный источник доходов. Космические туристы - это уже не будущее, а настоящее, так существуют ли нормы в мировом законодательстве, определяющие подобный статус? Стоит отметить, что во время полета первого космического туриста, нормативной базы, регулирующей полеты в космос частных лиц не было.
Но в 2002 году Международная космическая ассоциация принимает документ, устанавливающий нормативы отбора космонавтов и посетителей Международной космической станции, этот документ именуется "Принципы, касающиеся процессов и критериев отбора, назначения, подготовки и сертификации членов основных экипажей Международной космической станции и экспедиций посещения". В соответствии с указанным документом лицо, совершающее космическое путешествие не приравнено к профессиональному космонавту, их правовые статусы разнятся. Однако, положения "Соглашения о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство" распространяются и на космических туристов. Таким образом, понятие "космический турист" является составной частью понятия "участник космического полета". 4
На основании изложенного можно выделить признаки космического туризма:
1.Наличие многостороннего договора (стороны: турист, посредник и исполнитель) на оказание платной услуги. Услуга оплачивается в полном объеме, в случае отказа туриста от полета, денежные средства ему не возвращаются (в связи с масштабными затратами при подготовке к реализации данной услуги), часто подобные ситуации подлежат страхованию.
2.Космический турист должен обладать здоровьем, которое позволит ему перенести полет и нахождение в невесомости, у него должны отсутствовать заболевания, которые могут угрожать его жизни и здоровью во время полета. К здоровью туриста установлены определенные требования, которые прописаны в "Медицинских стандартах и процедуры сертификации для участников космического полета на Международную космическую станцию". Если по каким-то критериям кандидат не годен к полету, то составляется специальный документ "вэйвер".
3.Для полета необходимо пройти очень строгий отбор. В рамках указанного отбора проверке подлежат:
биография кандидата,
общее физиологического состояние здоровья,
психологическая устойчивость претендента,
кандидат должен знать английский язык (как международный язык общения)
способность подчиняться и соблюдать требования Кодекса поведения членов экипажа космической станции.
4.Турист дает письменное согласие на соблюдение Кодекса поведения членов экипажа космической станции и обязан подчиняться командиру корабля. Экипировка и любое иное оборудование является собственностью исполнителя услуги (на данный момент существует только один исполнитель услуги - Роскосмос).
5.Деятельность туриста на космической станции регламентируется и утверждается до момента космического полета. Многие туристы принимают участие в различных экспериментах на борту станции, при их возвращении возникает вопрос: участники эксперимента получают о нем информацию, могут ли туристы воспользоваться ей в своих целях? Или она принадлежит стране - организующей полет туриста? В настоящее время данные вопрос не урегулирован, подписка о неразглашении информации с космических туристов не берется.
Рассмотрев вопрос правового регулирования космического туризма, можно прийти к выводам, что на сегодняшний день нормативная база практически отсутствует. Безусловно, это направление очень перспективно и я считаю, что и национальное и международное законодательство должно совершенствоваться в направлениях:
1.Систематизировать и выделить в отдельную структуру законодательство о космическом туризме,
2.Определить четкий правовой статус космического туриста,
3.Регламентировать деятельность космического туриста во время путешествия,
4.Установить полный перечень прав и обязанностей сторон в рамках договора об оказании туристической услуги,
5.Утвердить условия совершения полета, не забывая о качестве оказываемой услуги и гарантиях безопасности, включая страховку.
Добыча полезных ископаемых в космическом пространстве
Одной из глобальных проблем современного общества является исчерпаемость ресурсов. Наша планета подарила нам множество полезных ископаемых, которыми человечество пользуется и ныне. Однако, только сейчас мы начинаем понимать насколько конечна наша деятельность в этом направлении. Особенно этот вопрос актуален для нашей страны, так как большая часть экономики России является сырьевой.
Ранее предполагалось, что на этапе приближения к стадии дефицита ресурсов, научный прогресс предложит человечеству новые технологии, благодаря которым, мы сможем отказаться от добычи полезных ископаемых и разрушения нашей собственной планеты.
11
Перспективы усматривали в использовании воды, энергии света и ветра, но по сей день технологии не разработаны. Поэтому прозорливые умы планеты Земля устремили свои взгляды в космос.
Космос - пространство, с неисчерпаемым количеством полезных ресурсов, не имеющих собственника. Огромные объёмы разно образных ресурсов, которые были обнаружены на Луне и на астероидах, заставляют и государства, и частный бизнес начать прощупывание нетвёрдой юридической почвы для новой деятельности по разведке, добыче и доставке на Землю этих минеральных богатств.5
Чем же богат космос? Одно из многообещающих направлений - добыча полезных ископаемых на астероидах класса М и S. По мнению ученых в астероидах данного типа может содержаться: железо, никель, магний и прочие металлы, достаточно в чистые, почти без примесей. Так же специалисты полагают, что на астероидах можно обнаружить драгоценные металлы: золото и платина.
По оценкам специалистов Американского космического агентства, если все полезные ископаемые, находящиеся в поясе астероидов разделить на всех жителей планеты Земля, то каждый получит состояние равное 100 миллиардов долларов. Весьма заманчивое предложение привлекает внимание государств и бизнесменов.
Однако, допускает ли международное законодательство добычу ресурсов из космических объектов, их транспортировку и реализацию? Могут ли конкретные государства или частный бизнес заниматься такой деятельностью?
Договор по космосу 1967 года не содержит конкретного запрета на добычу ресурсов в космическом пространстве и космических объектах, так же текст договора не уточняет конкретного собственника добытых ресурсов.
Соглашение о деятельности государств на Луне 1984 года частично конкретизирует добычу полезных ископаемых в космосе: "Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества", "использование Луны должно осуществляться на благо и в интересах всех стран". Однако большинство стран не ратифицировали этот международный акт, США и СССР голосовали против приема Соглашения о Луне (только 13 стран подписали и ратифицировали указанный нормативный акт, а 4 страны только подписали договор отложив момент ратификации). В связи чем вопрос о добыче полезных ископаемых в космосе остается открытым и неурегулированным.
История постоянно навязывает государствам гонки: гонка вооружения, гонка в освоении космоса, на данный моменты актуальной считается гонка в технологиях создания искусственного интеллекта. Новые лидеры государств не хотят считаться с старым законодательством, они предпочитают создавать свое законодательство, которое развяжет им руки в освоении космических ресурсов.
Директор Национального космического совета США Скотт Пейс заявил: «Наша задача — создать законопроекты и нормы регулирования, к которым захотят присоединиться другие страны». Американец считает, что понятие космоса, как «всеобщее достояние», «общее наследие» и «общественное благо», устарело и не является состоятельным. Глава совета отметил, что новые законы будут устанавливать те, кто "активно действует", а не те , кто "сидит дома".
В данном вопросе четко обозначила свою позицию Российская Федерация, наша страна выступает против добычи полезных ископаемых в космическом пространстве. В 2018 Министерство иностранных дел и корпорация Роскосмос подготовили соглашение к Договору о космосе. «Национальные законы отдельных стран компрометируют международное космическое право, — заявила в пресс-служба "Роскосмоса".— Одностороннее решение вопроса может привести к негативной ситуации.»
В свою очередь Россия разработала собственную программу строительства базы на Луне, ресурсы будут добываться только с целью изучения и обеспечения жизнедеятельности экипажа. Указанная программа создана в соответствие с нормами международного космического права.
И если в России обеспокоены, что войны за ресурсы начнутся не только на Земле, но и в космосе, американские корпорации боятся, что договор 50-летней давности может существенно затормозить развитие индустрии. По прогнозам аналитиков, космическую отрасль в ближайшие 30 лет ожидает колоссальный рост. Ожидается снижение цен на запуски, распространение частных компаний, популярность многоразовых ракет и увеличение инвестиций. Но если международное законодательство будет мешать частным корпорациям извлекать выгоду из полетов в космос, индустрия может попросту лишиться инвестиций.6
Большинство юристов-международников, специализирующихся по космическому праву считают, что вопрос о ресурсах требует принятия новых правовых норм. В данном случае они предлагают воспользоваться аналогией с международным морским правом. За основу для регулирования добычи ископаемых возможно взять положения Конвенции о международном морском праве 1982 г. и разработать нормы, которые будут применимы к космическому пространству. Так же необходимо создать Международный орган, специализирующийся в сфере добычи ископаемых в космосе, который будет уполномочен регулировать деятельность государств и частного бизнеса в рамках поиска, разведки и добычи полезных ископаемых в космосе.
Таким образом, в рассматриваемом вопросе мною установлено, что мировые державы делают целенаправленные шаги к добыче ископаемых в космосе.
Выводы
Международное космическое законодательство устарело и требует принятия новых, современных законов. Российская Федерация стоит на позиции законности ранее достигнутых соглашений, но я считаю, что наша страна имеет возможности ввязать в эту космическую гонку и задача нашего поколения реализовать стремления, которые принесут выгоду стране. Российским юристам нужно готовить проекты национальных законов, которые в последствии смогут стать частью мирового законодательства.
Спустя пол века истории космонавтики, можно прийти к выводам, что в 70-80-е годы прошлого столетия международное сообщество весьма перспективно оценивало научный прорыв в космической сфере.
Приступая к исследованию темы, я предполагал, что международное космическое законодательство полно пробелов и недостатков, однако, по состоянию на 2019 год могу оценить, что человечество юридически не готово к базам на Луне, даже исследования в направлении космоса не так обширны и многообещающи. Космос больше исследуется на базе фундаментальных знаний и предположений, практическое исследование минимизировано, научные открытия и эксперименты, проводимые на Международной космической станции, практически не афишируются в средствах массовой информации. И я надеюсь, что нынешнее поколение наверстает все, то, что было упущено.
14
Приложение 1
Первоисточники космического права
Первые документы |
Содержание, название, дата |
1 документ в космическом международном праве |
04.10.1957 год. Резолюция 1148 Генеральной Ассамблеи ООН. Учреждает особый Комитет по использованию космического пространства в мирных целях и уполномочивает его изучить «характер правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства». |
2 документ в космическом международном праве |
12.12.1959 год. Резолюции 1472 Генеральная Ассамблея признала в качестве фундаментальной основы в деле освоения космоса ориентацию только на благо всего человечества и отметила важность учета интересов всех государств «независимо от уровня их экономического или научного развития» при проведении исследований и использовании космического пространства. Призывает мировое сообщество к взаимодействию и сотрудничеству в освоении космического пространства. |
3 документ в космическом международном праве |
Декабрь 1961 год. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН устанавливает, что космическое пространство и небесные тела доступны для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению государствами. |
15
Приложение 2
Правовой режим космического пространства
Государства, участники международного Договора 1967 года, осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства |
||
Осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства в соответствии с международным правом. |
В интересах поддержания международного мира и безопасности международного сотрудничества и взаимопонимания. |
На благо и в интересах всех стран. |
Космос и небесные тела находятся в общем пользовании человечества. Произвольное присвоение объектов, имеющих статус общего наследия человечества недопустимо. Такие объекты должны использоваться на справедливой и национальной основе. |
16
Приложение 4
Опрос проводился 30-31 марта 2019 года среди 1,5 тысячи респондентов в 104 населенных пунктах 53 субъектов РФ.
17
Источникиилитература
Nicolas Mateesco Matte, опубликовановEncyclopedia of Public International Law, vol. 11, 1989, pp. 303-308North-Holland, Amsterdam.Электронныйресурсhttp://interlaws.ru/mezhdunarodnoe-kosmicheskoe-pravo
Большая российская энциклопедия Электронный ресурс https://bigenc.ru/domestic_history/text/1963035
Д.В. Капенкин статья "Правовое регулирование космического туризма" Электронный ресурс cyberleninka.ru
Федотова К.А.статья "Перспективы развития правового регулирования добычи полезных ископаемых в космосе" Электронный ресурс http://ucom.ru
О.А. Гоголадзе статья "Россия выступила против добычи ископаемых на астероидах" Электронный ресурс https://hightech.fm/2017/12/12/nezavisimost-asteroidov
Международное право и национальное законодательство / Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Российской Федерации. -- М.: Эксмо, 2009. -- 704 с.
Жуков Г.П. Международное космическое право и вызовыXXI столетия. К 50-летию полета Юрия Гагарина в космос: Учеб. пособие. -- М.: Изд. РУДН, 2011. -- 62 с.
Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. / Веб-сайт ООН.
Словарь международного космического права / Под ред. В. С. Верещетина. -- М.: Междунар. отношения, 1992. --296 с.
https://ria.ru/20190405/1552417720.html
1Nicolas Mateesco Matte, опубликовановEncyclopedia of Public International Law, vol. 11, 1989, pp. 303-308North-Holland, Amsterdam. Электронный ресурс http://interlaws.ru/mezhdunarodnoe-kosmicheskoe-pravo
2Большая российская энциклопедия Электронный ресурс https://bigenc.ru/domestic_history/text/1963035
3https://ria.ru/20190405/1552417720.html
4Д.В. Капенкин статья "Правовое регулирование космического туризма" Электронный ресурс cyberleninka.ru
5Федотова К.А.статья "Перспективы развития правового регулирования добычи полезных ископаемых в космосе" Электронный ресурс http://ucom.ru
6 О.А. Гоголадзе статья "Россия выступила против добычи ископаемых на астероидах" Электронный ресурс https://hightech.fm/2017/12/12/nezavisimost-asteroidov