Чего мы боимся? Страхи и фобии

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чего мы боимся? Страхи и фобии

Байбакова Е.С. 1Широкова Е.О. 1Киреев Д.В. 3
1Р.К, г.Воркута МОУ "СОШ №12"
3Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа No12» г. Воркуты
Гумеров Р.И. 1
1Р.К, г.Воркута МОУ "СОШ №12"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Список литературы и ссылок.

 

(https://berza.ru/effekt-zloveshhej-doliny-pochemu-roboty-pohozhie-na-lyudej-pugayut/)

(https://monocler.ru/noviy-sbornik-stivena-kinga-i-schekotliviy-razgovor-o-strahe/)

3. (https://www.youtube.com/watch?v=rLy-AwdCOmI)

4. (https://blog.wikium.ru/strah-chto-s-nim-delat.html)

5. (https://rd2mgn74.ru/beremennost/detskie-strahi-prichiny-poyavleniya-metody-izbavleniya-i-rekomendatsii-dlya-roditelej.html)

Страх - древнейшее из чувств, именно он позволял выживать нашим предкам, и помогал им определять, какие вещи являются опасными. Имеет смысл бояться ядовитых змей, или голодных волков. Страх дает нам жизнь.

Но что можно сказать о страхе, если нет ясной причины или очевидной опасности? Как можно побороть свой страх? Как помочь своему ребёнку преодолеть страх?

Например, обычная темная комната, которую мы знаем наизусть с детства. Наше воображение играет с нами злую шутку, нам кажется, что там кто-то есть, или кто-то наблюдает за нами из темноты. В этой ситуации есть что-то пугающее, но очевидной угрозы нет. Однако мы чувствуем страх внутри себя, но почему?

Рисунок №1 - Страшный силуэт.

Чтобы узнать, что пугает нас больше всего, психолог Джеймс Гир разработал список страхов. Он провел опрос в институте Гэллап, именно эти вещи пугают нас больше всего:

Быть задушенным

Выглядеть глупо

Не сдать экзамен

Террористический акт

Травма близкого родственника

Пауки

Змеи

Смерть близкого родственника

Война

Собственная смерть

Будущее

Не добиться успеха

Остаться в одиночестве

Насилие

Ядерная война

Выступать перед публикой

Мы провели опрос в своем классе, по вещам, которые выделяет Джеймс Гир, наши одноклассники боятся следующих вещей:

Не сдать экзамен

Будущее

Не добиться успеха

Смерть родных

Остаться в одиночестве

Выступать перед публикой

Выглядеть глупо

Эти вещи пугают нас больше всего. Все из этих вещей страшные, но не жуткие.

Стивен Кинг описывает 3 типа страшных вещей:

противное или мерзкое

ужас - что-то неестественное, например: гигантский паук или огромный червь

террор - это страх, который сильно отличается от выше перечисленных пунктов. Это то самое чувство, когда тебя охватывает паника. Когда ты чувствуешь, что за тобой кто-то есть, оно дышит тебе в спину и вот-вот схватит тебя, но когда ты оборачиваешься, ты понимаешь, что никого нет.

Но многие вещи несут в себе неопределенность и двусмысленность. Например, маски или клоун под слоем грима. Маски временно отстраняют от социальной активности, они закрывают самую важную часть тела, которая показывает эмоции и намерения. Даже маска с улыбкой является жуткой, ведь мы не знаем, злится ли человек в маске, грустит или он действительно весел. Мы не знаем, является ли угрозой человек, лицо которого прячется под маской.

Рисунок №2 – Маска.

Существует схема эмоциональной реакции человека в зависимости от человечности наблюдаемого объекта.

Рисунок №3 – Эмоциональная реакция человека в зависимости от человечности наблюдаемого объекта.

В данном случае нас интересует зловещая долина. Вещь жуткая, когда она относятся именно к человеку, это и есть – зловещая долина. Зловещая долина это человек, но с небольшим отличием, который не бросается в глаза и не смешит нас. Этот человек вызывает ужас, тревожность. Джон Бержерон показывает жуть зловещей долины этими поющими андроидами. Посмотрите эти видео, когда останетесь одни и вы узнаете это чувство. 1

Френсис Ти МакКенди и Сарра Конки описали чувство испуга, как адаптивные реакции человека, на двусмысленность угроз от остальных.

Создается ощущение, что жуткие вещи являются опасными, но в то же время угрозы нет, поэтому наш мозг не понимает как реагировать на это. Между безопасностью и угрозой лежит та самая долина тревожности.

Так же страхи оказывают очень большое влияние на нашу социализацию. В обществе среди мужчин принято скрывать свои страхи, потому что многие считают, что у мужчин не должно быть страхов, в отличии от женщин. В обществе их стыдят за то, что они ведут себя, как трусы, для мужчин данные слова являются унизительными. Но все это идет из воспитания. По наблюдению Томкинса родители используют различные способы социализации страха у своих детей. Некоторые родители стремятся свести к минимуму их страхи. Даже если они сами испытывают данное чувство , они пытаются скрыть его, чтобы оградить ребенка от данного переживания. Однако это может плохо отразится на ребенке, в следствии чего он будет избегать любых, хоть немного опасных ситуаций. Если же родитель наоборот преувеличивает последствие переживания страха, тогда ребенок станет воспринимать страх, как что-то позорное и будет пытаться избежать этого чувства.

Другие родители пытаются смягчить опыт переживания страха и воспитать толерантность к нему. Такие родители преподносят страх как что- должное, что-то что будет с нами всегда. И наконец есть родители, которые помогают побороть свои страхи, рассказывают свой опыт преодоления страха, рассказывают о том, как избегать потенциально опасных ситуаций. По нашему мнению, лучшим методом социализации страха является последняя описанная ситуация. Родитель должен сочувствовать переживаниям ребенка, и поощрять попытки преодоления страха.

Мы бы хотели дать несколько рекомендаций по преодолению страхов у вашего ребёнка:

Добрый защитник. Вы можете помочь ребёнку создать своего героя, который будет смелым и храбрый и будет его защищать. Для этого вы можете подарить ему плюшевую игрушку или оберег, который будет его защищать в трудные моменты. Помогите ребёнку наделить этот предмет особыми качествами, чтобы ребёнок в минуты особой опасности мог обращаться за помощью к этому предмету и чувствовал себя в безопасности.

Маски страха. Ребёнок делает маску из картона, которую он считает страшной и пугающей Ребёнок делает маску из картона, которую он считает страшной и пугающей. Ребёнок надевает маску и пугает свои игрушки и взрослых, однако ни в коем случае нельзя пугать ребёнка. Затем одеваем маску на игрушку и спрашиваем, пугает ли его маска. Если да, то мы просим его разрисовать маску так, что бы она казалась доброй.

Поиск клада. Если ребёнок боится темноты, то поиграйте с ним в эту игру. Родитель прячет в тёмной комнате сундук с сюрпризами. Ребёнок с помощью карты должен отыскать сундук, освещая себе путь фонариком.

Заключение.

Страхи являются естественным процессом, с которым можно и нужно бороться. Очень большое количество страхов и фобий идут именно из детства, так что родители должны помочь детям справиться с ними и обязаны делиться своим опытом преодоления страха.

Рисунок №4 – Чудище под кроватью.

1https://www.youtube.com/watch?v=rLy-AwdCOmI

Просмотров работы: 60